РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
Скачать 236.26 Kb.
|
Билет №10 Баллады. Своеобразие сюжетов и героев Баллада - эпическая либо лироэпическая песня с драматическим сюжетом средней формы: они короче былин и длиннее лирических песен. Термин «баллада» был предложен еще в середине XIX века П.В. Киреевским. Балладу можно отнести к песенному жанру. Герой баллад отличается от героев-богатырей, совершающих подвиг, от сказочных персонажей. Это безымянный человек, переживающий, страдающий и иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах. Сюжет баллады зарождается в былинах или исторических песнях. Эстетика баллады включает как непременное условие элемент романтически необычного, преимущественно трагического. Как жанр проявляет интерес к сфере частичных отношений (повествовательные песни драматического содержания). Трагический исход баллады свидетельствует о кризисе эпического сознания, баллада сторонится каких-либо заключений. Если былина героизировала историю; героическая песня ставила перед собой поэтическую историю, то баллада – это зарождение внутрисемейных отношений в рамках былинных сюжетов или исторических песен. Никаких подробных описаний, никаких развёрнутых общих мест. Баллада легко отказывается от своей логико-хронологической приуроченности. Отсутствие мотивировок, трагические противоречия, отсутствие экспозиции. Особенности композиции:
Балашов: смерть героев – утверждение победы добра и справедливости. Возможная духовная победа человека в поражении. Балладные сюжеты: • Исторические баллады; • Семейно-бытовые баллады; (причины злобы никогда не открываются) • Социально-бытовые баллады. В центре внимания баллады индивидуальная человеческая судьба, события общенародного значения. Они пропускаются через балладу сквозь призму отношений и судеб. Щелкан Дудентьевич сюжеты, стоящие у истоков баллад Авдотья Рязаночка Эпические народные сюжеты часто прибегают к гиперболизации. В основе исторической песни «Щелкан Дудентьевич» лежит реальное событие: восстание в Твери в 1327 против татарского баскака Чол-хана (в русских летописях-Щелхана). В «Авдотье Рязаночке» имеют место элементы былины. Авдотья Рязаночка идет в стан к врагам, чтобы освободить пленников; девушка бежит из плена: свобода ей дороже жизни; не имея возможности уйти от преследователей, она бросается в реку; отстаивая право на любовь, девушка предпочитает погибнуть, но не быть насильно выданной замуж. В безрассудном гневе муж может погубить любимую жену. Персонажами владеют такие чувства, как ужас, отчаяние, тяжкое страдание, непереносимое горе. Жанр только складывается (синкретизм). В балладах есть некая историческая реальность, но конкретная атмосфера времени предстаёт в центре внимания судьбы. К историческим балладам относят сюжеты татаро-монгольского ига. В них характерно то, что речь идёт о вымышленных героях, и события, описанные здесь, представляют собой нечто исключительное. Разнообразие сюжетов. На первом плане возникает образ девушки, т.к. она более уязвима. • Плен (очень актуальная тема); • Похищение девушки; • Бегство из плена; • Встреча родных, которые не надеялись встретить друг друга; • Спасение девушки из племени татар; • Мать встречает дочь в татарском плену (трогательность сюжета); Очень архаический момент, когда герой погибает и его кровь превращается в море. Народное понимание передаёт трагичность и драматичность судьбы. Семейно-бытовые баллады. Авторы видят задачу в том, чтобы показать искренность конфликтов, трагических отношений. С одной стороны в основе сюжетов патриархальная семья (когда отец умирает, главой семьи становится сын от первого брака; героиня решает погубить своего брата); с другой стороны прозорливость семейных отношений. В данных балладах очень много драм, т.к. семья конфликтна по своему существу. Баллада всегда выбирает неразрешимые сюжеты, чаще всего в финале кто-то гибнет (героиня-женщина, которая не хочет подчиняться законам). «Дмитрий и Домна».Девушка Домна, теремная затворница, вдруг проявляет характер и волю, смело оценивая недостатки своего жениха. Поведение Домны — вызов не только жениху, но и традиционной морали, тем жизненным нормам, при которых согласия девушки на ее брак не спрашивали. Домна сама решает, идти или не идти ей за Дмитрия. Она не прислушивается к предостережениям матушки, отвечает на них так, как в этой ситуации отвечал бы мужчина: “Ай же ты родна моя матушка! Если спустишь — пойду и не спустишь — пойду”. Фактически Домна бросает Дмитрию вызов — и он его принимает. Их "роковой" поединок приводит обоих к гибели. Гибнет от горя и ее матушка. Образ Домны неоднозначен. И Дмитрий, и ее мать находятся в рамках традиционной этики. Домна старается эти рамки разрушить, что приводит всех к гибели. «Князь Роман жену терял». Описывается трагизм женщины. Вот как охарактеризовал это произведение Д. М. Балашов: "Это еще один блестящий пример классического балладного конфликта, а также классически простой и ясной балладной композиции. Муж убивает жену, мать своей дочери. Причин нет. Тем самым конфликту придан смысл очень широкого обобщения: тысяча причин была или ни одной — разницы нет. Мог, имел власть убить — это главное. Но, убив жену, Роман сталкивается с непредвиденным судьей, перед которым сила бессильна: собственной дочерью". «Василий и Софья». В данной балладе зло исходит из недр патриархальной семьи (матушке Василия не нравится Софья и она решает её извести. Но Василий замечает яд и обменивается с Софьей бокалом. Он понимает, что Софья рано или поздно погибнет, и решает вместе с ней покинуть эту жизнь. Матушка понимает, какой грех она совершила). В балладе использован международный сюжет о гибели влюбленных, над могилами которых вырастают и переплетаются деревья: любовь оказывается сильнее смерти. Пафос баллады — защита любви, критика семейного деспотизма. Известна группа баллад, в которых девица отравила молодца зельем, злыми кореньями ("Девица отравила молодца"). Обычно они начинаются с рассказа о том, как девица ходила по крутому бережку реки (по желтому, сыпучему песочку) и рыла кореньицо, зелье лютое. Она мыла это зелье в реке, сушила на крутой горе, толкла в ступочке, сеяла на ситочке, сыпала в зелено вино и зазывала добра молодца к себе в гости. Молодец предчувствует гибель, не хочет идти, но и не может отказаться. Убирается добрый молодец на веселый пир. Скидает с себя платье цветное. Надевает на себя платье черное. Девица его встречает, берет за правую руку, ведет в свой высокий терем, сажает за дубовый стол и наливает чару зелена вина: У рюмочки по краюшкам огонь горит, А на донушке люта змея лежит. Молодец выпил вино и к полуночи преставился. В этих балладах многое поражает: полностью отсутствует мотивировка преступления; молодец покорно идет навстречу неизбежной гибели; иногда девица подробно рассказывает ему, как она готовила зелье, а он дает ей подробное наставление, как его похоронить. Ответ на эти вопросы, вероятно, дает баллада "Девица по ошибке отравила брата": ...И хотела извести своего недруга, Невзначае извела своего друга милого, Она по роду братца родимого. Наиболее древняя любовная коллизия, представленная еще в мифологической балладе, была связана с инцестом сестры и брата. Сохранились тексты песен, в которых брат принуждает сестру к любовной связи, а она, сопротивляясь этому, губит себя и его. Известны и другие: сестра пытается совратить брата. Эта тема глубоко вросла в народные лироэпические песни, приспособилась к новой балладе — классической. Тема "сестра и брат" находит развитие и в других сюжетах. Например, известна группа баллад, в которых братья строго следят за нравственностью сестры и жестоко карают ее вместе с возлюбленным (напр.: "Иван Дудорович и Софья Волховична"). А в балладе "Жена разбойника" муж-разбойник убивает своего шурина постылого. Социально-бытовые баллады. Сюжеты, в которых затронуты социальные конфликты, посвящённые молодым влюбленным женщинам. Сюжет, как правило, заканчивается трагически. В центре внимания личный конфликт. «Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси» - это социально-бытовая баллада. В основе лежит моральный конфликт свекрови с невесткой, которая была до того запугана, что превратилась в тополь. Мотив превращения людей в растения, животных, птиц очень распространен в балладах. В социально-бытовых балладах изображаются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, раскрываются чувства любви и ненависти. Сила художественного воздействия баллад заключается в искусстве изображения трагического. Сюжет сконцентрирован на конфликте, освобожден от подробностей. Он может иметь открытый ход действия (сразу начинаться с сообщения о факте злодеяния), а может строиться как предсказанный роковой исход или как трагическое узнавание. Повествовательные мотивы баллад поэтически воспроизводили события, которые имели или могли иметь место в действительности. Особенность баллад — стремительность развития сюжета и гораздо меньшее, чем в былине, применение средств замедления действия. Балладе свойственна прерывистость изложения. Часто баллада использует повторение с нарастанием, что усугубляет напряженность, приближает драматическую развязку. Иногда баллада почти целиком состоит из диалога (например, вопросы детей об исчезнувшей матери и уклончивые ответы отца). Герой баллады неотделим от сюжетной коллизии: в вариантах меняется его имя, возраст, социальная принадлежность, но сохраняется сюжетная роль. В изображении героев типическое значительно преобладает над индивидуальным; характер типизации определяется семейным статусом персонажей (они предстают как муж, брат, свекровь). В отличие от сказок и былин, в балладах раскрывается более сложный, иногда даже противоречивый внутренний мир человека. Например, жестокая свекровь, в одном эпизоде изводящая невестку, в другом предстает как любящая мать, в третьем — винит себя и страдает. Это делает образы более жизненными и убедительными. В балладах используются эпитеты, символы, иносказания, гиперболы и другие стилистические средства. Баллада давала возможность глубоко осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему. Смерть героя эстетически воспринималась как обличение зла, утверждение моральных норм. Это открытие — художественная основа баллады, определяющая ее жанровое лицо. Билет №11 Необрядовые лирические песни. Художественное своеобразие Кроме народных обрядовых песен, в фольклоре есть и песни не обрядовые, отражающие сложный мир человеческих чувств. Основной источник – обрядовые песни, потерявшие связь с ритуалом. Жанр сложился в позднем Средневековье, однако отдельные мотивы и образы возникли ещё в архаическую эпоху. Лирические песни выразили новое мироощущение, свойственное русским 14-16 вв. Фиксируют определённые жизненные обстоятельства. Принципы классификации народных песен:
В песне разрабатывался определённый набор ситуаций. Любовные о разлуке и измене (угроза отмщения, кары), в таких песнях смерть воспринимается как примирение с ситуацией и последнее доказательство любви. В частых песнях трагедия превращается в комедию, весёлый фарс. Они смеются над неумехами «Дуня Шелкопрядка», тёщей «Было у тёщи семеро зятьёв», развесёлыми монахами «Как во городе было во казани». Здесь темы могут сменять одна другую без особой логической последовательности. В протяжных преобладает семейная и любовная темы. Всё многообразие чувств и переживаний песня переводит на условный язык традиционных формул. Постоянные эпитеты, устойчивые сравнения, тропы, стилистические клише, образные стереотипы – Мальцев. Народная песня с помощью формул переводит личное на язык коллективного. Протекание чувства чётко зафиксировано во времени. Чувства человека изображены через сопоставление с природой: приём психологического параллелелизма, прямое обращение к природе. Природные картины получают значение определённых эмоциональных состояний => может остаться лишь параллель из мира природы (т.н. песни-символы), говорящие о природе, но явно подразумевающие человека. Символы устойчивы, но взаимозаменяемы. Нередко символы вступают в оппозиции. Символизируются персонажи, их чувства, переживания. Многие символы интернациональны (женщина у окна). Со временем происходит переосмысление символики в рамках традиции. Композиция не предопределена строгими правилами. Описательно-повествовательный зачин, ступенчатое сужение образа. Эстетическая сторона песни определяется не только словом, но и ритмом, и напевом. Нет жёстких ритмических структур. Уже в 19 веке русская народная песня начинает уходить из быта. Разрушается композиция, традиционная символика. Важную роль в распространении песен сыграли песенники. В современности народная песня поддерживается эстрадой. Необрядовые лирические песни — (любовные, семейные, казачьи, солдатские, ямщицкие, разбойничьи и некоторые другие). Эти разновидности песен отличаются друг от друга по своим темам, они говорят о людях, принадлежащих к разным профессиям и слоям народа; иногда в этих песнях рассказ ведется от имени таких героев. Песни лирические не были связаны ни с определенным временем года, ни с праздником — их пели по настроению. Лирические песни — порой были и краткие, состоящие из одного повторяющегося слова-восклицания. Но в большинстве своем напевы этих песен широкие, сложные, гораздо более развитые, чем у песен других жанров, поэтому их называют в народе протяжными. Они бывают игровые и неигровые и исполняются в медленном ритме. В протяжных песнях встречаются вставные восклицания и повторы слов. Именно в этих песнях особенно полно отражались чувства русского человека, его думы о жизни. КРЕСТЬЯНАСКАЯ ЛИРИКА (ЛЮБОВНЫЕ ПЕСНИ) Крестьянская лирика запечатлела важнейшие стороны народной жизни. Значительную часть репертуара составляли песнилюбовного содержания. Их герои — красная девица и добрый молодец — изображены в разных типических взаимоотношениях. Ситуация песни могла быть счастливой, радостной (сценка свидания) или грустной (разлука, ссора, измена). Переживания героев передавались через внешние образы. Например, невозможность поехать в гости к сударушке поэтически раскрывалась образом заросшей дороженьки (Она ельничком, мелким березничкомона зарастала, Уж и частым ли, частым горьким осинничком ее застилало...). В свою очередь у сударушки, разлученной с добрым молодцем, Тесова-то новакроватушка Пустапростояла еще без дружка, Соболиное новоеодеялице Воногах пролежало оно, во ногах; Пуховые-то новы подушечки Вослезах потонули они, во слезах Иное — в радостных песнях. Детинушка, идя на свидание, в гармонь наигрывал, свистком насвистывал. У девицы при встрече с молодцем каждый раз сердце возрадуется, Кровьволице разыграется, Косточки, суставчики рассыпаться хотят. Рассыпаться хотят — поздороваться велят. Портретные штрихи указывают на типизацию и на идеализацию героев. Девица — бела, круглоличка; черноброва; красавица, дa-и со русою косой. Молодец — бел кудрявый; чернобров, душа, пригож. Патриархальные устои большой крестьянской семьи наиболее ярко отразила группа семейных песен. Многие из них сложены от имени молодой женщины и посвящены ее страданиям на чужой сторонушке. Подневольное положение молодушки в большой крестьянской семье раскрывалось через бытовые сценки: младешенькой спится-дремлется, но ее сердито будят свекор-батюшка и свекровь-матушка; в другой песне чужой отец с матерью посылают молоду вополночь по воду: Зябнут, зябнут ноженьки, у ключа стоя, Прищипалорученьки ккоромыслицу, Текут,текутслезонькипо белу лицу... В отдельных песнях женщина проявляет волю, сопротивляется традиционному подчинению мужу. Например, она не пускает его пьяного домой ( "Вы раздайтесь, расступитесь, люди добрые... "). Насильно выданная замуж за недоростка, женщина грозится отнести его в лес и привязать ко березке, ко горькой да ко осинке, ко самой да ко вершинке... ("Отдает меня маменька замуж..."). Однако чаще всего семейные песни передают горестные сетования молодушки, обращенные к родной матушке. Известны песни о несчастливом муже и о горькой судьбе вдовы. ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР ПЕСНИ: Так, в песне "Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь"передаются переживания доброго молодца. Он тоскует по девушке, которую отдали замуж, "просватали" за другого. Песня полна грусти, переживаний. Это песня-диалог, рассказывающая о событиях в жизни героя. Она построена на вопросах и ответах, раскрывает душевное состояние героя, отвечающего на вопрос, почему он сидит не весел и не радостен. Его грусть передается в народной песне иносказательно. В первой части песни девушка, которую он теряет, сравнивается с подстрелянной голубкой. Песня передает грусть, тоску доброго молодца. Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь, Не весел сидишь и не радостен? — Уж как мне, голубчику, веселому быть, Веселому быть и радостному? Вечор у меня голубка была, Голубка была, со мной сидела, Со мной сидела, пшено клевала; По утру голубка убита лежит, Убита лежит, застреленная, Застреленная, потерянная; Потерял голубку боярский слуга, Боярский слуга, с боярска двора, С боярска двора, убил из ружья. Ах, что ж ты, молодчик, не весел сидишь, Не весел сидишь и не радостен? Уж как мне, молодчику, веселому быть; Веселому быть и радостному? Вечор у меня девица была, Девица была, со мной сидела, Со мной сидела, мед-пиво пила, Мед-пиво пила, речь говорила, Речь говорила и руку дала, И руку дала идтить за меня; А ныне девицу замуж отдают, Замуж отдают, просватывают. Ах, не то мне тошно, что замуж дают, Что замуж дают, просватывают; Ах, то-то мне тошно, что близко живет, Что близко живет, что двор обо двор, Что двор обо двор, забор об забор, Забор об забор, калитка на двор; По двору идет, — что лебедь плывет, Что лебедь плывет, мое сердце рвет! Прач1790 года, стр. 35 («протяжная»). |