Главная страница
Навигация по странице:

  • Персонажи волшебных сказок

  • Поэтика волшебных сказок

  • Вопрос №5 Сказки о животных и бытовые сказки 1. Сказки о животных

  • Медведь »/«Медведь ― липовая нога

  • «Петушок подавился», «Нет козы с орехами», «Теремок»,― и формульные

  • ПРИМЕРЫ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ

  • («Сказка о Ерше Ершовиче», «Лиса-исповедница»)

  • Выделяют 2 типа бытовых сказок: анекдотические

  • Сказки о

  • ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Несказочная фольклорная проза. Былички, предания, легенды

  • Отличия былички от бывальщины

  • РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия


    Скачать 236.26 Kb.
    НазваниеЛекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
    Дата06.09.2018
    Размер236.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЛИК Ответы.docx
    ТипЛекции
    #49949
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Сюжетов волшебных сказок много, но их художественный мир единСказочный мир делится на «наш» и «не наш». Разделяет их либо дремучий лес, либо огненная река, либо море-океан, либо колоссальное пространство.

    Иной мир может находиться под землей(и герой попадает туда обычно через колодец или пещеру), реже —под водой.

    Что же касается «нашего» мира, то иллюстраторы изображают этот мир в некоем «древнерусском» стиле — с церквами и теремами, крепостными стенами, деревянной архитектурой, но тексты сказок не дают достаточного материала для подобной стилизации.

    Персонажи волшебных сказок

    Персонажи волшебных сказок четко делятся на «положительных» и «отрицательных», причем сущность их в ходе повествования обычно не меняется.

    Герой в большинстве сказок представляет один и тот жетип искателя, отправляющегося за волшебным даром или невестой и добивающегося удачи. Его социальное положение не имеет значения: это может быть Иван-царевич или Иван — крестьянский сын, Андрей-стрелец или Емеля-дурак. Но в экспозиции сказки герой часто представлен двояко. Эпический герой добивается успеха благодаря своей незаурядной силе.

    Эпический герой, которого отличают благородное (или чудесное) происхождение, необычайная сила и красота, а также рано проявляющееся богатырство. Чаще сказка называет эпического героя Иваном-царевичем. Он прекрасен собой и совершает героические подвиги.

    «Низкий» герой— ленивый и всеми презираемый дурак, который сидит на печи. «Низкий» герой — это обыкновенно младший брат. Он мало что решает и довольно пассивен.Вседелает за героя его помощник, и тот либо старательно выполняет, что ему наказывают, либо отправляется спать, следуя правилу: «Утро вечера мудренее».

    Конечная цель приключений сказочного героя — свадьба, причем женится он непременно на царевне. 

     

    Поэтика волшебных сказок

    У волшебных сказок строгая и стройная композиция. Она в основном держится на единстве идеи, пронизывающей весь рассказ. При этом сюжет может становиться очень сложным. 

    Лучшие волшебные сказки характеризуются традиционными формулами присказки, зачина, повествования и концовки. Иногда сказка начинается с присказки, которая не связана с фабулой сказки. Цель присказки – показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки. Присказка – необязательная часть волшебной сказки.

    Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, что подчеркивает повтор событий. В сказочном повествовании используются очень древние композиционные приемы. Среди них — троичное повторение эпизодов с нарастанием эффекта: герой сражается с трехглавым, шестиглавым и двенадцатиглавым змеями, достает три диковинки и т. п. Героем оказывается младший из трех братьев. Число три— одно из универсальных в описании мифологической модели мира. В волшебной сказке число три моделирует и внутрисемейные отношения, и само повествование.

    Для сказочного сюжета характерен прием «отраженного действия», основанный на том, что если герой в начале сказки великодушно оказывает кому-то помощь, то впоследствии ему платят добром «По щучьему велению»). 

    Сказка обычно заканчивается концовкой, которая, как и присказка, часто шутлива, ритмична, рифмована: «и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало», «вот сказка, а мне бубликов связка». Назначение концовки – вернуть слушателя из сказочного мира в реальный. Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы. 

    •  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. –Л.,1986, 1996.

    •  Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.

    Сказки

    • Царевна-лягушка

    • Гуси-лебеди

    • Морозко

    • Емеля-дурак

    • По щучьему веленью

    • Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде

    • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    • Белая уточка

    Вопрос №5

    Сказки о животных и бытовые сказки
    1. Сказки о животных

    Своими корнями сказки о животных уходят  в древность, в те времена, когда у человека был мифологический тип мышления. Предками сказок о животных можно назвать истории о тотемных зверях (волк, медведь, лисица и т.д.), прославляющие покровителей племён, заставляющие бояться их и уважать (напр., «Медведь»/«Медведь ― липовая нога») и т.н. сказания, наделённые сакральным, ритуальным смыслом (удача на охоте, спасение жилища от вторжения диких зверей). Кроме того, широко были распространены мифы, пытающиеся объяснить такой внешний вид животных (напр., у зайца короткий хвост и двойная губа) и их происхождение. Также древние люди подмечали повадки животных, которые позднее легли в основу архетипов животных, а затем в сказочные характеры животных (этиологические мифы). Так, заяц стал трусливым, волк ― простоватым, лиса ― хитрой, петух ― справедливым. Однако сказки как таковые выделяются из мифа тогда, когда обретают элементы комизма, высмеивания животных, что происходит в период падения матриархата и тотемных верований, разложения мифологического сознания человека.

    Итак, основными героями сказок о животных становятся либо только антропоморфные существа, либо А.С. и люди. Для каждого народа характерны свои животные, обусловленные местностью, в которой живёт народ (в Африке ― косуля, в Европе― лиса). Животные наделяются человеческими качествами: они живут в домах, умеют мыслить и говорить, совершают бесстыдные, порочные поступки равно как и человек. Сказки о животных провозглашают победу смекалки и хитрости, именно поэтому читателю не жалко одураченных. Герои-трикстерыпоявились ещё в эпоху раннего Средневековья. При встрече человека и животного, необязательно победит человек, он может остаться одураченным, ведь сказке не важна правдоподобность ситуации, ей важно, кто более хитёр. 

    Отдельно стоит сказать про кумулятивные сказки, имеющие основой своей композиции несколько одинаковых действий (встреч, диалогов), нанизывающихся друг на друга по типу агглютинации. Они делятся на эпические (с одинаковыми повествовательными звеньями, но разным их оформлением):«Петушокподавился», «Нет козы с орехами», «Теремок»,― и формульные(с дословным повторением одинаковых ситуаций): «Терем мухи», «Репка». В таких сказках каждая новая встреча или диалог ― двигатель сюжета, новый виток развития, звено, дающее следующий толчок. Эти сказки, как правило, очень кратки, максимально лишены описательности (избирают лишь то, что важно для движения сюжета), построены на диалогах, игре слов, поэтому первыми перешли в детскую аудиторию, к слушателям, кому интересна именно речевая игра.  

    ПРИМЕРЫ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:

    • Волк и козлята

    • Лиса, заяц и петух

    • Звери в яме

    • Кот и Лиса

    • Журавль и цапля

    • Кот, петух и лиса

    • Лиса и журавль

    • Кочет и Курица

    • Лиса, заяц и петух

    • Сказка о козе луплёной

    • Лисичка-сестричка и волк

     

     

    Социальная сатира в сказках о животных присутствует в достаточно ограниченном числе сюжетов («Сказка о ЕршеЕршовиче», «Лиса-исповедница») и схожа с сатирой бытовой сказки (читай ниже), так же восходящей к периоду падения феодального строя, поэтому не надо искать социально-сатирический подтекст в каждой сказке о животных, что делали советские фольклористы.

    В основу бытовых сказок легла плутовская стихия первобытных мифов, связанная опять же с трикстерами, только уже в человеческом облачении. Бытовые сказки высмеивают социальные пороки, поэтому бóльшая часть из них складывается в эпоху позднего Средневековья, когда институты феодального общества изживают себя, начинают действовать неэффективно, тем самым вызывая народное недовольство, находящее отражение в комических и саркастических сюжетах. Вот почему в бытовых сказках часто высмеивается верхушка общества: князья, барины, попы. Множество сюжетов бытовых сказок возникло, как переосмысление сказок волшебных, выражающееся в утрате в этих сказках «чудесного». Так, в бытовых сказках нет ведьм, змеев, волшебного клубочка, меча, сапогов-скороходов, зверей-помощников. Главный герой может рассчитывать только на свои силы и смекалку, хитрость. Выделяют 2 типа бытовых сказок:анекдотические (разрабатывается и парадоксально трактуется одна единственная ситуация) и новеллистические(более серьёзное содержание и композиция). Сюжетный фонд бытовых сказок сложился в результате длительного взаимодействия фольклорных и письменных источников (страны античности + Индия + Западная Европа). В бытовых новеллистических сказках нашли отражение элементы волшебных сказок ― отгадывание загадок («Горшеня»), воровство (вспомним, напр., «Сказку о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»), разбойничество (из волшебных ― Змей; «Али-Баба и 40 разбойников»). Так, можно выделить сказки о разбойниках и ворах (вор прельщает сказителя, а разбойник ему противен, поскольку в сказке главное не физическая сила, а хитрость,какой и обладают ловкие воры). 

    В бытовых анекдотических сказках можно выделить 

    • сказки одураке. Восходят к архаике, когда человек, как и сказочный дурак, не отделял причин и следствий в их связи. Простота дурака выражена в отсутствии хитрости, прямом понимании им советов и просьб и, как следствие, совершение многих нелепостей: скажут ему  сторожить дверь ― он её оторвёт и будет везде с ней ходить, придя побитым с похоронной процессии, спросит у матушки, что делать, та скажет, плакать надо было, он придёт на свадьбу и будет плакать. Однако бытовая сказка о дураке не вызывает злобный смех, осмеяние, а по-своему ласкает дурака, поскольку в народном представлении он отождествлялся с юродивым. Особый вид сказочных дураковпредставляют черти («Мужик и чёрт»). Как правило, такие сказки представляют собой состязание хитрого человека и глупого чёрта, а пара этих героев образует связь трикстер―простофиля.

    • Сказки о глупых, болтливых (сказка про то, как мужик клад нашёл), неверных («Микола Дупленский»), строптивых, упрямых («Брито-стрижено») жёнах. Как правило, сказка смеётся над одураченным мужем. Эти сказки находят особое распространение в средневековой Западной Европе. 

    Анекдотические сказки безжалостны: они высмеивают не только человеческие пороки (недостатки характера), но и природные изъяны =>сказки о слепых и глухих,основным приёмом построения текста в которых является омонимия

    Сказки о батраках,крестьянах, солдатахи баринах, попах.Барина сказка представляет фантастически глупым, ленивым, а попа ― жадным. Эти сказки возникли, по мнению А.И. Герцена, на представлении работников о том, что именно они являются кормильцами, поильцами, защитниками ЗемлиРусской, а те, кто поставлен выше них лишь наживается на их горбу; таким образом в сказках торжествует социальная справедливость и равенство. Кроме того, попа сказки часто высмеивают за то, что он сам не исполняет заповеди, живёт распутно. 

    В бытовых сказках смешны, во-первых, сами герои (какие-то изъяны портрета могут достигать апогея), во-вторых, их поступки-проделки (порой очень даже злые, но именно так герои хитрецы проверяют «испытуемых»: кто отгадает их загадки, а кто нет), в-третьих, абсурдные ситуации, нагромождённые одна на другую по типу кумулятивных сказок (ряд испытаний, как правило, ― мужик и чёрт). 

    К анекдотическим сказкам примыкают и сами анекдоты ― максимально короткие юмористические рассказы ― как отдельный жанр. Герои их те же, что и в бытовых сказках, однако особое место занимают анекдоты о н-рых национальностях и жителях какой-л. местности. Как правило, анекдоты образуют целые циклы с одинаковыми героями. 

    ПРИМЕРЫ БЫТОВЫХ СКАЗОК:

    • Солдат и чёрт

    • Дурак и берёза

    • Рассказ о ведьме

    • Убогий

    • Чудо на мельнице

    • Попов работник

    • Вор

    • Иванушка-дурачок

    • Набитый дурак

     

    Образность сказок о животных и бытовых сказок зачастую сводится к выделению в портрете 1-2 черт, значимых для создания комизма (напр., гиперболизация порока человека: глупости, жадности и т.д.). Отмеченная черта характера, как правило, закрепляется за определённым типом героев, становясь постоянным эпитетом (жадный поп, глупый барин, хитрая лиса, простоватый волк, трусливый заяц), и повторяется из раза в раз, хотя герои сказок о животных могут ими меняться (многообразие образов медведя). Пейзаж в сказках практически отсутствует, разве что иногда в начале действия называется его место: лес,  поместье одного барина, один уезд.  

    ИССЛЕДОВАНИЯВ.Я.Пропп«Фольклор и действительность», Е.А.Костюхин«Типы и формы животного эпоса», «Лекции по русской литературе».

    Билет №6

    Несказочная фольклорная проза. Былички, предания, легенды
    Записывать начали относительно поздно (ближе к 20 в.).

    Основные жанры несказочной прозы:

    1) Былички и бывальщины

    2) Предания

    3) Легенды

    Былички и бывальщины

    Былички – рассказы о существах и людях, наделённых сверхъественными способностями. Отражают верования русского человека 19-20 вв. Сюжеты о встрече человека с духами природы (леший, полевик, полудницы, водяной, русалка), с домашними духами (домовой, банник), злыми духами (нечистая сила: лихорадка, злыдни, приведения, ведьмы). Демонологические рассказы (у греков демоны – природные духи). Нежить (по Далю) – всё, что живёт человеком, но без души и без плоти. Нежить не живёт и не умирает. Нежить ходит в личинах. Разнообразие обликов в зависимости от местности и времени. Однако устойчивы некоторые общие характеристики и указания на то, где и когда является людям эта неведомая сила. Рассказы о встрече человека с этими существами. Всегда носит характер свидетельского показания, т.е. является меморатом (старается убедить читателя в правдивости).

    Бывальщины – рассказы о том, что где-то и с кем-то произошло. Между меморатами и фабулатами, но ближе к последним: «сказывают…» Строгой достоверностью не обладают.

    Отличия былички от бывальщины:

    1) Быличка – повествование ведется от 1 лица, Бывальщина – от 3 (неопред-личные глаголы)

    2) Сам участник передает историю другого или свою историю

    3) Былички по форме – мемораты, Бывальщины – фабулаты.

    4) Бывальщины более объемны, обоснованы.

    По персонажу и пафосу бывальщины схожи с быличками. НО! В быличках отразились древнейшие мифологические представления человека, сохранившие веру в возможность, в бывальщинах же непонятно: было или не было.

    Былички

    Былички – всегда рассказы о встрече с нечистой силой (как человек встречается, как себя ведет, как оберегать себя от нее).

    Нечистая сила (нежить) – все, кто не живет человеком (по Далю). То, что живет без души, плоти, но в виде человека (домовой, полевой, леший, русалка, кикимора). По выражению крестьян, нежить не умирает. У нее нет своего обличия. Она ходит в личинах (меняет образ). 

    Мир былички – мир таинственный и страшный, в отношении с которым человек должен придерживаться правил, выработать систему поведений, быть осторожным. События происходят в темноте (время активизации нечистой силы). Былички просты по форме (нет сказочных зачинов). Характерная черта быличек-установка на достоверность.

    1) Домовой – покровитель дома.(Быличка про Домового)

    Рассказывается о событиях как о некой данности.

    Домовой есть.

    Его заказывают домой.

    Его не боялись. Он домашний дух.

    Изображен в виде мужчины.

    Может жить на чердаке, под порогом.

    Функции Домового:

    1. Дает знать о грядущих переменах.

    2. Плачет – дурной знак. 

    3. Прикасания – мохнатой рукой (к добру), голой и холодной (к несчастью).

    Внешний облик домового:

    1. Мохнатый

    2. Рога и хвост

    3. Что-то черное

    4. Зооантропоморфное существо (кошка, огонь).

    5. Может быть в виде собаки.

    6. Признаки козла

    Считалось, что в полночь, в полнолуние его можно увидеть.

    Как его можно увидеть:

    1. смотреть в зеркало в полночь

    2. забраться в хлев в полночь

    2)Банник (баянник) – существо, охраняющее баню. Считалось, что нельзя мыться в полночь и в полдень, на стыке недель и в воскресенье.

    В ночь под Пасху варили кошку

    3)Русалка– единственная их всех персонажей быличек перешла в лит-ру и в массовую культуру.

    Русалка – существо двойственной природы. Она опасна, коварна (полевые, ручные). Вызывает сочувствие, наделена красотой. В нее превращались «заложные покойники», те, кто закончил жизнь самоубийством (дети, умершие до крещения, например). В фольклоре, в быличках русалка не всегда красива. Создана в народном сознании.

    Быличка и бывальщина – жанры, выполняющие познавательную функцию, информативную.

    Предания

    Предания – для рассказов о реальных исторических лицах, близки к литературным анекдотам.

    «Область предания – история пополам с географией» (Костюхин).

    Топонимические предания – местные предания, рассказывающие о происхождении. Такие предания связывали человека со своей территорией и предками – соц. Ф-ия. Находили себе место в древнейших текстах («Повесть временных лет»): рассказ о смерти Олега от своего коня, призвании Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь, основании Киева Кием, Щеком и Хоривом.

    Группы преданий:

    1. Исторические предания об исторических лицах. Рассказы неповторимы, т.к. личности индивидуальны, однако позднее образы складываются из «бродячих» мотивов (рассказ о наказании водной стихии за непокорность). Предания о справедливых правителях создают устойчивый круг сюжетов (путешествие переодетого государя по своей стране есть даже в «1000 и 1 ночи»). Степень достоверности разная: о Петре 1 (точная локализация – Орловское предание) вернее, чем об Иване 4. Предания о социальных мстителях <= народные бунты. О славных полководцах. О кладах, охраняемых нечистой силой.

    Портрет исторического деятеля складывается из бродячих мотивов и сюжетов.

    Нередко преувеличивает его силу, сравнивает с героями, богатырями, великанами. Может опираться на сказочные мотивы, но подчас может возникать ирония.

    Предания опираются на иронические мотивы.

    2. Предания о заселении и освоении края земель. О строительной жертве (Домовой). Древнейшие рассказы повествуют о человеческих жертвах.

    3. Предания о разбойниках /благородных. 

    Легенды

    Легенды – рассказы религиозного содержания. Христианство + народная мифология = народное православие. Какие-то церковь приняла, какие-то нет. Некоторые продолжили жизнь в лит-ре – апокрифы (ложные). За многими легендами угадывается языческое прошлое.

    Функция – дидактическая.

    Группы легенд:

    1) Социально-утопические

    2) Религиозные. Основные герои – святые, многие из которых потомки языческих богов (Власий <= Велес, Николай-чудотворец (мореплаватели), св.Илья (гром), Богородица).

    • Легенды о Христе и странствующих святых, которым свойственны человеческие недостатки. Общеевропейская легенда о великом грешнике (убить более грешного).

    • Легенды о чудотворных иконах (на месте находки начинает бить ключ – архаические представления о земле и воде).

    • Легенды о животных (этиологический характер). Повадки животных принимают здесь христианско-моралистический смысл. => Легендарные сказки: вмешательство высших сил в обыденную жизнь (бытовые сказки, в которых совершается чудо).

    Дают понять, что такое православие.

    Церковная культура упрощается.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта