РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
Скачать 236.26 Kb.
|
Примеры календарно-обрядовой поэзии: Колядки Пришла Коляда Накануне рождества, Дайте коровку, Масляну головку! А дай бог тому, Кто в этом дому, Ему рожь густа, Рожь ужиниста; Источник: Шейн П.В. «Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях» Подблюдные песни Катилася одонья ржи, Слава! Кому прикатится – тому добро, Слава! Слава! Источник: Сахаров И. «Сказания русского народа, т.1, кн 3.
Весенние песни (веснянки) Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето, А мы вам зиму – У нас корма нету! Источник: Шереметьева М.Е. «Земледельческий оборяд «закликания весны» в Калужском крае».
Весна, весна красная! Приди весна с радостью, Приди весна с милостью… весна с радостью, со льном высоким, корнем глубоким, с грушами, смородиной, яблочками, цветами лазоревыми, пусть уродится лён высокий, рожь и овёс, мороз, не бей овёс. Вопрос №3 Семейные обряды, свадебный обряд, жанры свадебно-обрядовой поэзии Объединение свадебной лирики в тематические циклы соответствует основным опорным моментам типового обряда. Смысл свадебного обряда заключается в оформлении и закреплении брачного союза. Центральные события: передача невесты из отчего дома в дом мужа, момент православного церковного венчания. Этапы свадьбы: сватовство (просватанье), прощание невесты на погосте с могилами, доработка приданого, ознакомление с хозяйством жениха, вечеринка для молодёжи в доме невесты, прощание невесты с роднёй, венчание, пир. Жанры: причитания, песни (свадебные, величальные и корильные). Одним из главных действующих лиц свадебного обряда являлась невеста. С момента просватанья она становится в собственном доме гостьей, ничего не делающей, обязанной казаться грустной. В досвадебный период ходит в тёмных одеяниях. Данные обстоятельства связывают свадебный и погребальный обряды. До свадьбы невеста не имеет права снимать свой наряд и подымать фату, даже когда спит. Этот обряд охранял как саму невесту от внешних враждебных сил, так и окружающих от неё, как лиминального существа. Также девушка не могла никуда выходить. Во время торжества новобрачным запрещалось касаться друг друга (только через платок), жених не мог ни видеть, ни слышать свою невесту. До приезда родственников молодая чета должна сидеть в чулане, куда приглашается священник и главные лица села или деревни. Такое помещение часто специально строилось для новобрачных. В некоторых областях было принято прятать невесту и во время свадьбы. Например, заменяя её старухой в фате, удаляя в другую комнату. Жениха также иногда скрывали. Это играло дополнительную охранительную функцию. Существовал и обряд, в котором невесту прятали среди одинаковых девушек, покрытых фатой. Обезличивание, одинаковость связывались с представлением о потустороннем их временном пребывании. Если жених за 3 попытки не угадывал невесту, это означало, что он берёт в жену не свою суженую. Невеста зачастую считалась «нечистым» существом, уходящим в «иной» мир. Как следствие, она подвергалась очищению в процессе свадьбы, вместе со всеми присутствующими. Свадьба сопровождалась «прощанием». Подарком часто служил саван, как «рубашка на смерть». Переход невесты в новую социальную категорию сопровождалось её «воскрешением» (траурные одежды сменялись на праздничные). Более того, зачастую это было рождением нового человека, потому молодая могла сменить даже имя. В послебрачный период некоторые добрачные запреты продолжают действовать. Переход часто сопровождался полным изменением облика. В процессе свадьбы невеста с женихом множество раз «оборачиваются» чем-то иным. Ритуальное переодевание было частью обряда крещения. Ребёнка одевали в специальную «рубашку крещения», которую не снимали до 40го дня. Переодевание новорожденного, новобрачных и умершего играло одну роль – изменение сущности человека. Все вещи, связанные со свадебным ритуалом, оформлялись белым и красным цветами. Цель траура же лежала в переодевании до неузнаваемости, чтобы огородить себя от влияния мертвеца. К этому обычаю прибавлялся постриг, выполняющий похожие функции. Только в этом обряде отмечают «приоритет мужского начала». Постригали детей в год, жениха, отрезали косу невесте, а волосы нельзя было оставлять валяться, т.к. они выступали символом смерти прежнего существа и рождения нового. Переход обычно ограничивался 40-кадневным периодом. К этим обрядам присоединяется обычай поливать водой могилу умершего, его проводы в Забыть-рекуна 40-ой день, омывание самого покойника. Это связано с представлениями о реке, как о грани между мирами. По наблюдениям Проппа, река всегда являлась решающим препятствием на пути сказочных героев. Ерёмина В.И. «Ритуал и фольклор»
Назначение величальных песен лежало в том, чтобы прославить человека-труженика. Могли исполняться в любой части свадебного обряда, но без него исполняться не могла. Незакреплённость величальных песен в свадебном обряде объясняется тем, что они не изображают конкретных обрядовых действий. Их главным объектом воспевания стал человек (в этом их существенное отличие) или фантастическое существо (Масленица, Калида, Овсень, Кострома). Строки величальной песни изобилуют упоминаниями о золоте, жемчугах, богатых тканях и утвари. Величальные песни Величальные песни жениху, как и молодому парню, описывают его как красивого молодого парня, его одежду, походку и личные качества. Отличается лишь то, что в песнях жениху появляются мотивы любви, образ невесты, свадебные отношения. Величальные песни невесте, как и девушке, рисуют образ девицы из хорошей семьи. Она умна, красива, хорошо готовит и одевается. Отличается то, что невесту показывают высоконравственной особой. В образе женатого мужчины запечатлеются олицетворения достатка и довольства жизнью. Образ тысяцкого отличается от образа женатого мужчины лишь тем, что первый последнего во много раз лучше. Образ дружки выделяется своими «русыми кудрями» и «сахарными устами», показывает человека, идеально исполняющего свои свадебные обязанности и роль ведущего. Замужняя женщина – счастливая мать, любит ходить по пирам, но не пьёт там и ест помаленечку. Сваха выполняет почётные обязанности в свадебном обряде, при любом раскладе отдаст невесту за своего крестника. Вдову и вдовца песни показывают на контрасте с остальными гостями: что для других радость, то для них горе. Цель исполнения корильных песен в обряде — высмеять его участников, укорить их, отругать за скупость, нежелание наградить певцов за исполнение песни. Осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы. В ряде песен налицо социальная сатира. Корильные песни В корильных песнях (низкая лексика, оксюморон и гротеск, метафоры, рифма для комического эффекта), посвященных жениху,новобрачный князь часто сопоставляется с невестой, и это сравнение — не в его пользу. Главное — описание его уродства, глупости, нищеты. В корильных песнях невесте, как и жениху, создается ее непривлекательный образ. Подчеркивается прежде всего то, что она ничему не научена в родной семье. В образе тысяцкого, как и в образе жениха, подчеркивается его безобразная внешность, нечистоплотность, физические недостатки, глупость. Тысяцкий высмеивается как неудачливый, плохой воин. Сват — обманщик, «изменщик девочьий», помимо сходства с образами жениха и тысяцкого. Как и сват, сваха — обманщица, предстает крайне неумелой хозяйкой. Обрядовая приуроченность корильных песен, посвященных свахе, слабо выражена. Лишь в некоторых текстах имеются намеки на возможное место исполнения песен в обряде. У дружки неприятная внешность, старая одежда, он нищий, скуп. Брата невесты корят за то, что «продал» сестру. Ю.Г. Круглов «Русские обрядовые песни» Вопрос №4 Сказка. Происхождение и поэтика волшебной сказки Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра тип сказки. Выделяются следующие группы волшебных сказок: 1. Сказки, в которых отразились мифологические представления. Это рассказы о мире, в котором еще много опасностей. При этом они воспроизводится схема древнего мифа: запрет – нарушение запрета – магическое действие – положительный результат. 2. Рассказы о плохо представляемом человеком мире природы, загробном мире, где господствуют губительные силы («Василиса Премудрая»). 3. Рассказы о реальном мире, о невинно обиженных, в которых справедливость торжествовала – о падчерице, о младшем сыне («Крошечка-Хаврошечка»). В волшебных сказках часто присутствует конь. В славянской мифологической системе данный образ имел очень важное значение. В виде дара герой получает коня, который оказывается посредником между двумя мирами. Культ коня в древности имел такое же значение, как и культ предков, культ семейного очага. - Главный герой волшебной сказки (обычно связан с чудесным – у него чудесное рождение, необычайная судьба). - Основные идеи волшебной сказки. Волшебная сказка обладает более сложной структурой повествования. Воссоздает необычность сказки и с самого начала оговаривает право на неограниченную выдумку первый структурный элемент её – присказка. Первый элемент сюжета сказки – зачин, который одновременно является и завязкой. Завязка обязательно должна заинтриговать, она связана с появлением магического, волшебного существа.Каждый сказочный сюжет строится и развивается индивидуально.. Основная часть сказки— это противодействие беде или недостаче. Герой подвергается двум или трем испытаниям. Первое испытание — предварительное: это проверка того, знает ли герой особые правила поведения в новом для него мире. В результате этой проверки герой получает волшебное средство, с помощью которого ликвидируется беда или недостача. Встреча с дарителем — необходимый момент сказочного действия. Последний элемент композиции волшебной сказки – концовка. Она может быть шутливо иронической. Могут быть концовки, передающие удовлетворение счастливым концом. Волшебная сказка – глубоко нравственное произведение. Побеждает в сказке доброта͵ человечность, правда, трудолюбие. В каждой сказке герой существует в двоемирном пространстве. В каждой сказке герой рано или поздно вступит во взаимодействие с волшебными, чудесными силами, переступит пограничье. Сказка имеет свою особую структуру – морфологию. Большой интерес представляет работа В.Я.Проппа«Морфология сказки». Она была написана в 1928 году и вызвала очень противоречивые оценки. В волшебной сказке условная кольцевая композиция. Завершается всё возвращением героя в реальный мир. Обязательна в сказке встреча героя с обитателями фантастического мира (баба Яга). Волшебные сказки в научной литературе называют также «мифическими», «чудесными», «фантастическими», однако термин «волшебные» (от древнерусского «волхв» — `языческий жрец, звездочет, чародей, предсказатель'), введенный В. Я. Проппом, употребляется чаще всего. Сказки этого типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. Они повествуют о чудесном, фантастическом мире. Благодаря неограниченной фантастике и необычному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможны волшебные превращения, поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, становясь с каждым днем все сильнее и краше) и характером: «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка» («Снегурочка»). «Обращения» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов: «Вот Василиса сняла платочек с головы, бросила за спину — и сделалось позади нее озеро — широкое-преширокое»; «Бросила Василиса за спину гребень, и вырос позади нее лес — да темный такой, дремучий! Руку не просунешь!» («Василиса Прекрасная») и т. д. |