Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗБОЙНИЧЬИ ПЕСНИ Разбойничьи песни

  • ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР ПЕСНИ: В песне "Не шуми, мати зеленая дубравушка"

  • СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ. Солдатские песни

  • Билет №12 Специфика древнерусской литературы. Периодизация. Система жанров

  • Патерик

  • Палея

  • Виды периодизации древнерусской литературы

  • РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия


    Скачать 236.26 Kb.
    НазваниеЛекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
    Дата06.09.2018
    Размер236.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЛИК Ответы.docx
    ТипЛекции
    #49949
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ШУТОЧНЫЕ И САТИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

    Драматические коллизии семейного быта получали разрядку в песнях шуточных и сатирических. Их герои — привередливая невеста, ленивая жена, нерадивая стряпуха, женщина, не умеющая прясть и ткать (Дуня-тонкопряха), а также теща и ее зятья, бестолковые и неспособные выполнять мужскую работу Фома и Ерема... В шуточных песнях молодушка своевольничает: отправляется на улицу спотешитъ молодца; ночует в лужочке, под ракитовым под кусточком, где ее веселят своими песнями два молодца удалые.

    Сюжетные ситуации шуточных песен способствовали комическому выявлению того недостатка, который осмеивался. Например, баба испекла такие хлебушки, что их никто и даром не берет —

    Одна сивая свинья

    Понюхала, отошла —

    Она рыло замарала,

    Три недели прохворала,

    На четвертую неделю

    Богу душу отдала.

    Комические ситуации призваны были вызывать смех, возбуждать веселье, создавать оптимистическое настроение. Для

    этого использовались ирония, гротеск, литота (т. е. "обратная гипербола"; см., напр., эпизод с воробьем в песне "Уменя квашня по избе пошла..."). В песнях антиклерикального содержания юмор приобретал сатирическую окраску.

    Отдельные шуточные песни могли быть плясовыми, если этому способствовала их быстрая, задорная мелодия ("Ах вы, сени, мои сени..."). Однако наиболее известные плясовые песни — "Барыня" и "Камаринская" — имели короткий, неразвитый текст

    Необычайно поэтичны народные песни социального содержания — разбойничьи и солдатские.

    РАЗБОЙНИЧЬИ ПЕСНИ

    Разбойничьи песни появились в XVI-XVII вв., во время крестьянских восстаний против крепостного гнета. Те, кому удавалось убежать от своих господ, создавали шайки и начинали вести разбойничью жизнь. Созданные в их среде песни раскрывали образ удалого разбойника — человека мужественного, вольнолюбивого и преданного. Он может принять смерть, но не выдаст товарищей.

    В замечательной песне "Не шуми, мати, зеленая дубровушка..." разбойник пойман царскими слугами. Утром его будет допрашивать сам царь и потребует выдать тех, с кем воровал, с кем разбой держал. Разбойник знает, как ответит:

    Я скажу тебе, надежа православный царь,

    Всееправду скажу тебе, всю истину.

    Что товарищей у меня было четверо:

    Еще первый мой товарищ — темная ночь;

    А второй мой товарищ — булатный нож;

    А как третий-от товарищ — то мойдобройконь;

    А четвертый мой товарищ — то тугой лук;

     

    Что рассыльщики мои — то калены стрелы". Разбойнику хорошо известно и то, что за такой ответ царь его пожалует 

    Среди поля хоромами высокими —

    Что двумя ли столбами сперекладиной!

    Разбойник живет в постоянной опасности, поэтому его родная стихия — темный лес, сине море, зеленая дубровушка, речка быстрая. Нередко он изображается 

    Вземляной тюрьме, за решетками,

    За железными дверями, за висячими замками.

    Отсюда он отчаянно рвется на волюшку, и песня сравнивает его с вольной птицей — ясным соколом.

    ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР ПЕСНИ:

    В песне "Не шуми,матизеленая дубравушка" добрый молодец, пойманный царскими стражниками, ведет на равных диалог с самим государем. Народ ему сочувствует. Слушатель погружается в сложный строй чувств, противоречивый внутренний мир героя. В песне детинушка, крестьянский сын опоэтизирован народом. Многое в повествовании не раскрыто: что толкнуло героя на опасный путь, каковы были его преступления, за которые он расплачивается? Царь требует от него выдать сообщников, но в ответ слышит:

    ​Что товарищей у меня было четверо: 

    ​Еще первый мой товарищ – темная ночь, 

    ​А второй мой товарищ – булатный нож, 

    ​А как третий товарищ – то мой добрый конь, 

    ​А четвертый товарищ – то тугой лук!1

    В этом проявляются нравственные качества героя, его благородство. Он не рассчитывает на милость и на снисхождение царя, который велит казнить "удалого молодчика". Однако молодец еще не в темнице, в песне даны только его думы и тяжкие предчувствия. Он находится в "дуброве", которая шумом усиливает его тревожную думу. Образ леса реален. Он поэтически эмоционален и лиричен. Обращение к "дуброве" вызывает глубокую взволнованность и тревогу героя.

     

    СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ.

    Солдатские песни начали создаваться с конца XVII в., когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Их образная система восходит к архаике: смерть на чужой стороне представляется свадьбой. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны XVIII—XIX вв., в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни (для них домы — крутые горы, подворья — широки раздолья, жёны — ружья заряжены, штыки присажены...). Главное в солдатских песнях — это изображение психологии простого солдата. Песни обобщенно воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство; службу государеву и глубокую тоску по дому, по отцу-матери и жене молодой; наконец, смерть от ран в чистом поле. Над солдатом вьется черный ворон, которого он просит слетать к родному дому, передать поклонник слезовой. В другой песне умирающий солдат мечтает попасть на святую Русь, чтобы его причастили, исповедали и схоронили промеж трех дорог:

    Против Питерской да Московской, третьей Киевской.

    В головах быположилизолотчуденкрест,

    В ногах бы поставили ворона коня.

    Старый поедет — помолится,

    Молодой поедет — потешится.

    Группа песен о смерти солдата использовала древнерусские воинские песни с их мифологическими элементами (см. "Воспоил, воскормил отец сына...").

    Особый тип лирического героя предстает в песнях крестьянских отходников — бурлаков и ямщиков. Бурлацкие песни, в отличие от исполнявшихся в той же среде "дубинушек", не включались в процесс труда — они передавали психологический облик бурлака. Для бурлаков Волга — матушка; бурлаки — робята молодые, Молодые, холостые! Демонстрируя свою удаль, они обманом увозят на корабле красну девку: сулят ей горы золотые, в горах камни дорогие, но на самом деле

    ...бурлацкие пожитки

    Что добры, да не велики:

    Одна лямка да котомка,

    Еще третья-то оборка!

    Бурлацкий промысел был древним (известен со времен Киевской Руси). В середине XIX в. появились пароходы, и он постепенно исчез. Примерно в это же время были проложены железные дороги — и ушел в прошлое некогда очень важный труд

    народных извозчиков, образы которых запечатлели ямщицкие и чумацкие песни.

    Для центральной России был характерен труд ямщиков, перевозивших на большие расстояния почту и пассажиров; в южных областях и на Украине извозом занимались чумаки, возившие товары. Сравнительно небольшая группа сложенных в этой среде лирических песен приобрела широкую известность благодаря литературной "моде" на ямщицкую тему (стихотворения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, И. 3. Сурикова, Н. А. Некрасова и других поэтов). Народные ямщицкие песни обычно были протяжными и долгими, как сама дорога. Нередко в них изображалось трагическое событие: смерть извозчика вдали от родного дома. Умирая, ямщик прощался с товарищами и делал последние распоряжения

    "Отведите-ка вы моих вороных коней моему батюшке,

    Золотую ли казну моей родной матушке,

    Челобитье вы моей молодой жене,

    Благословеньицевы моим малым детушкам!"

    (Учебник по фольклору Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан) 

     Билет №12 

     Специфика древнерусской литературы.  Периодизация. Система жанров

    Специфика древнерусской литературы (XI – XVII вв.):

    1)    До 1564 года русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до XVI века, поэтому создание книги было долговременным делом. Книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки.
    2)    В начале века древнерусская литература была литературой сугубо патриотического направления.
    3)    Историзм. Герои – либо исторические деятели, либо святые. Вымышленных героев нет. Произведения создавались на основе исторических фактов. Древнерусская литература не знала вымысла. Все тексты основываются на реальных исторических фактах. А если присутствуют какие-то фантастические элементы, то человек Древней Руси верит, что они происходили на самом деле. Литература Древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, то есть высокую нравственность.
    4)    Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной. Об авторе можно было судить, только характеризуя его произведение. Личность автора максимально умалена. Стремление книжника внести в текст общечеловеческое звучание.

    5) Не знает понятия канонический текст. Были список (определённый вариант исходного текста), извод (на основе вошедшего в обиход текста создаётся новый).

    6) Этикетность.
    На становление и специфику повлияли эстетические и политико-общественные факторы. Народная словесность влияла на древнерусскую лит-ру. В рамках фольклора сложился жанр духовные стихи, героями которых были святые (Никола-Угодник), персонажи духовных писаний (Богородица). В древнерусской литературе им посвящали отдельные произведения.

    Легенды. Религиозные легенды (Христос): в основе сюжетов – духовные испытания. Эстетические факторы заимствованы из фольклора. Общественно-политические факторы – принятие христианства (оказало влияние и на лит-ру нового времени). Бердяев: «Вся русская лит-ра ранена христианством». Диалог христианства и лит-ры (писательская истина) длился не одно столетие.

    Котельников: «Творческое присутствие православия в русской лит-ре 19 в.»
    Щукин: «Православие повлияло на глубинные пласты русской национальной культуры, на свойственный русским людям способ видеть и понимать мир, своеобразие их эмоциональной и интеллектуальной жизни». Православие повлияло на духовный облик нации. Православие действовало наряду со стихией слов. Принятие христианства восточной ветви было неслучайно: политические, лингвистические соображения и оформленность ветви. Православное христианство развивалось как антитеза античному искусству (культ тела). Средневековое искусство основывалось на идеи аскетизма, однако древнерусская лит-ра не является проповедником тотального разлада между бытовым и духовным.

    На первом этапе развития древнерусской лит-ры на первый план выходит лит-ра переводная: переводы с греческого, сделанные болгарскими книжниками, художественная лит-ра занимала её незначительную часть, её, как правило, не было. Переводили литургии, сочинения отцов церкви (священные предания), библейские тексты (псалмы, притчи, книги премудрости Соломона), жития святых. Патерик – отечная книга, где ведётся рассказ о жизни отцов церкви (иногда какой-л. обители). Пролог – предисловие; славяно-русский церковно-поучительный сборник, содержащий краткие жития святых, расположенные календарно. Палея – пересказ библейских исторических книг. Физиолог – памятник естественнонаучного характера, рассказывающий о реально существующих и вымышленных существах.
    Виды периодизации древнерусской литературы

    1. Взаимосвязь лит-ры и истории:

    • Период Киевской Руси (11 – 1-ая четверть 12 вв.)

    • Феодальной раздробленности (2-ая треть 12 – 1-ая половина 13 вв.)

    • Период борьбы с татаро-монголами (13 – 15 вв.)

    • Период образования централизованного Российского государства (15 – 16 вв.)

    1. Сопоставление русской и западноевропейской литературы (базируется на сопоставлении искусства и литературы). Предложено Д.С. Лихачёвым.

    • Стиль монументального историзма (11 – 12 вв.) Интерес к обширным значимым смыслам, сакрализация сюжетов, стремление к энциклопедизации.

    • Эмоционально-экспрессивный стиль (к. 14 – н. 15 вв.) Внимание к определённым психическим состояниям, эмоциям (абстрактный психологизм). Характерно усиление эмоционального повествования. Зарождался стиль плетения словес.

    • Стиль второго монументального историзма (16 в.) Возвращение к большим объёмам, возобновление интереса к надличностной тематике.

    • 17 в. не может характеризоваться преобладанием одного стиля.

    1. Принцип эволюции сознания средневекового человека (А.Н. Ужанков)

    • Теоцентрический этап. Произведения одухотворены присутствием Бога, сакральность. Бог в центре произведения, творчество воспринимается как божественный акт.

    • Антропологический этап. На первый план выходит личность, проблема её духовного становления и самовыражения.

    • Эгоцентрический этап. Принципиально меняется отношение к творчеству, авторское эго определяет произведение (секуляризация сознания). Начинает преобладать рационалистический способ познания мира (40-е гг. 17 в. – 30-е гг. 18 вв.).

    Периодизация

    1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)

    Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.

    В Киеве и других русских городах с конца XI сестрой князя Ярослава Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.

    2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)

    Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

     

    3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)

    В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).

    Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».

    Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

    Система жанров.

    1) Летописание. Возникновение летописания именно как жанра, а не как исторических записей самих по себе. «Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, определяет место славян, и в частности русского народа, среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства и т.д.

    2) Богословско-политическая речь первого митрополита из русских Илариона — его знаменитое «Слово о Законе и Благодати» — говорит о церковной самостоятельности русских. Появляются первые житиярусских святых. И эти жития, как и «Слово» Илариона, имеют уже жанровые отличия от традиционной формы житий. Князь Владимир Мономах обращается к своим сыновьям и ко всем русским князьям с «Поучением», вполне точные жанровые аналогии которому не найдены еще в мировой литературе. Он же пишет письмо своему врагу Олегу Святославичу, и это письмо также выпадает из жанровой системы, воспринятой Русью. Отклики на события и волнения русской жизни все растут, все увеличиваются в числе, и все они в той или иной степени выходят за устойчивые границы тех жанров, которые были перенесены к нам из Болгарии и Византии. Необычен жанр «Слова о полку Игореве» (в нем соединены жанровые признаки ораторского произведения и фольклорных слав и плачей), «Моления» Даниила Заточника (произведения, испытавшего влияние скоморошьего балагурства), «Слова о погибели Русской земли» (произведения, близкого к народным плачам, но имеющего необычное для фольклора политическое содержание).

    3) Исторические повести о тех или иных событиях. Жанр этих исторических повестей также не был воспринят из переводной литературы. Особенно много исторических повестей возникает в период татаро-монгольского ига. «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», Китежская легенда, рассказы о щелкановщине, о нашествии на Москву Тамерлана, Тохтамыша, различные повествования о Донской битве («Задонщина», летописная повесть о Куликовской битве, «Слово о житии Дмитрия Донского», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.) — все это новые в жанровом отношении произведения, имевшие огромное значение в росте русского национального самосознания, в политическом развитии русского народа.

    4) Политическая легенда (в частности, сказание о Вавилоне-граде). Жанр политической легенды особенно сильно развивается на рубеже XV и XVI веков («Сказание о князьях владимирских») и в началеXVI в. (теория Москвы — третьего Рима псковского старца Филофея). В XV веке на основе житийного жанра появляется и имеет важное историко-литературное значение историко-бытовая повесть («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» и многие другие). «Повесть о Дракуле» (конец XV в.)— это также новое в жанровом отношении произведение.

    5) Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII веке: здесь и житие матери, составленное сыном («Житие Иулиании Осоргиной»), и «Азбука», составленная от лица «голого и небогатого человека», и собственно автобиографии — Аввакума и Епифания, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске и представляющие собой своеобразный литературный диптих. Одновременно в XVII веке развивается целый обширный раздел литературы — литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в ее самых разнообразных жанрах (пародии, сатирико-бытовые повести и пр.).

    6) Систематическое стихотворство — только в середине XVII века. До того стихи встречались лишь спорадически, так как потребности в любовной лирике удовлетворялись фольклором. Поздно появляется и регулярный театр (только при Алексее Михайловиче). Место его занимали скоморошьи представления. Сюжетную литературу в значительной мере (но не целиком) заменяла сказка. Но в XVII веке в высших слоях общества рядом со сказкой появляются переводы рыцарских романов: повести о Бове, о Петре Златых Ключей, о Мелюзине и пр. Особую роль в литературе XVII века начинает играть историческая легенда («Сказание о начале Москвы») и даже сочинения по тем или иным вопросам всемирной истории («О причинах гибели царств»).

    Таким образом, историческая действительность, все новые и новые потребности общества вызывали необходимость в новых жанрах и новых видах литературы. Количество жанров возрастает необычайно и многие из них находятся еще как бы в неустойчивом положении. XVIII веку предстояло сократить и стабилизировать это разнообразие.

    В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, — патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь «обитаемый мир» (ойкумену), который стал характерен для нее и в XIX в.

    В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философические обобщения.

    В Древней Руси на основе двух языков — старославянского и русского — создался удивительно разнообразный и богатый язык литературы.

    Система жанров в древнерусской литературе оказалась исключительно разнообразной и гибкой.

    Древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII веке литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских.

     

     Билет №13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта