РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
Скачать 236.26 Kb.
|
Летописание Древней Руси. «Повесть временных лет» ДРЕВНЕЙШЕЕ ЛЕТОПИСАНИЕ Переводные произведения обогатили русских книжников (заимствования из Византии) историческими и естественнонаучными сведениями, познакомили их с разными типами сюжетов, стилей, манер повествования. Также огромное влияние оказали богатые традиции устного народного творчества, и прежде всего славянского эпоса. Летописание – это самая ранняя форма творчества на Руси. Ведущий жанр с XI в. (возникает в годы правления Ярослава Мудрого) Возникновение письменности позволило зафиксировать устные исторические предания и победило в дальнейшем в письменном виде регистрировать все важнейшие события своего времени. Так возникло летописание. Это документальный жанр (в нём нет прямого отношения летописца к происходящим событиям). Летописания составлялись в монастыре, летописи писали монахи (летописание считалось богоугодным делом). ВИЗАНТИЙСКИЕ ХРОНИКИ И РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ Исследователи XIX в. И начала ХХ в. полагали, что русское летописание возникло как подражание византийской хронографии, однако это не так. В хронике исторический процесс членится по царствованиям правителей => указание не на год воцарения правителя, а на продолжительность царствования. В русской летописи летописец фиксирует год воцарения государя и события, произошедшие за конкретный год (погодная запись), т.е. фиксируется не последовательность правлений, а последовательность событий. И летописи, и хронографы представляют собой своды (компиляции). Летописец или хронист излагает историю с самого начала, что было ещё до него, поэтому он вынужден обращаться к более ранним источникам => перерабатывать текст сложившийся до него (зачастую с т.з. идеологических политических убеждений) => редактировать (урезать) текст, иначе свод получился бы огромным => проблема установления канонического текста. Древнейший летописный свод восходит к 13 веку. Шахматов, Приселков, Насонов создали теорию о начальном этапе летописания. Переход от родового к феодальному строю. В эту эпоху происходит формирование исторического, патриотического сознания. Летопись становилась необходима, т.к. она закрепляла историю. Нужно было вписать историю Руси в библейскую историю и европейскую. Особенности русского летописания:
Формы летописного повествования (сформулировал И.П. Ерёмин):
НАЧАЛЬНОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ Древнейший реально дошедший до нас летописный свод – «Повесть временных лет», созданная предположительно около 1113г.
Он пишет летопись, соединяя устные предания со сказаниями о первоначальном распространении христианства на Руси, и создаёт первую систематизированную историю Руси – погодную форму изложения. Он заявляет тему княжеских распрей и единства Руси. Оценки человеческих поступков в летописи не всегда подчиняются логике современного человека. 1095 г. создается ещё один летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской 1-ой летописи. В дополненной части ему придаётся публицистический характер (упрекаются князья в междоусобицах). В начале 12 века этот свод был переработан Нестором. К первым летописям относятся: Лавреньевскаялетопись,Ипатьевскаялетопись, летописьРадзивила. В русских летописях преобладает историко-фактический ряд. Она констатирует то, что происходило, что происходит. Событийно-предметный ряд летописаний почти не оставляет места для личности исторического деятеля. Личность исторического лица не была в центре повествования. В компетенцию летописца входила осведомленность (беспристрастное записывание происходящего), но не раскрытие мотивов исторического лица. Нет внимания к индивидуальности. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ В начале XI в. «Начальный свод» был вновь переработан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (назван по первым ловам заголовка). До работы над летописью Нестор написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Он начинает свою летопись изложением библейской легенды о разделении земли между сыновьями Ноя (заимствовано). Нестор обстоятельно рассказывает о древних славянах, о территории, которую занимали отдельные славянские племена, но особенно подробно – о племенах, обитавших на территории Руси (особое внимание полянам). В то же время появляются сравнительно новые исторические предания: рассказ о 4-ой мести Ольги древлянам, об осаде Белгорода печенегами. КОМПОЗИЦИЯ Во вводной части излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями ноя – Симом, Хамом и Иафетом => легенда о вавилонском столпотворении => о славянах, населяющих Русь => возникновение Киева => призвание варягов => поход Аскольда и Дира => возникновение славянской грамоты => князья. ФОЛЬКЛОР В МЕСТИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ Трижды мстила древлянам – символический подтекст: каждая месть соответствует этапам похоронного языческого обряда. Ольга предстаёт мудрой девой, загадочно отвечающей на речи древлянских послов и придумывающей изощрённые способы мести. Собрать от каждого дома по 3 воробья и 3 голубя => пожар в Искоростени – мотив очищения огнём (Ольга как христианка, а древляне – язычники). Погодные записи в летописи чередуются с рассказами и сообщениями, иной раз лишь косвенно касающимися истории Руси (рассказ об основании Киево-Печерского монастыря). ТИПЫ ЛЕТОПИСНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ Летопись относится к числу объединяющих жанров. 2 типа повествования: погодные записи (повествуют о события) и рассказы (описания этих событий). Летописные рассказы повествуют о событиях, предшествующих летописцу, и современных ему. ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В ЛЕТОПИСИ Летописные сказания объединяет особый эпический стиль. Для таких рассказов характерна сюжетная занимательность, безымянность героев, короткие, но живые диалоги; при общей лаконичности повествования выделяется какая-либо важная для развития сюжета деталь. В каждом таком рассказе в центре события один эпизод, одно событие, и именно оно создаёт характеристику героя, выделяет его основную запоминающуюся черту. Рассказ об ослеплении Василька Теребовльского Святополком и Давидом более психологичен, реалистичен, литературно обработан. Он положил основу формированию жанра о княжеских преступлениях. По гипотезе Шахматова, « Повесть..» претерпела 3 редакции. Первая – Нестором. (1113г) Вторая – Сильвестором (1116г). Третья 1118г – имя утеряно. «Повесть..» - результат коллективного творчества. Благодаря Нестору она стала не просто собранием фактов, а цельной литературно изложенной историей Руси. Название повести зафиксировано в первой строчке. Центральная тема летописи – происхождение и история развития русского государства. Цель летописца – борьба за единство Киевского государства. Провести мысль единения всех князей, о сохранении династического княжения. Центром сплочения русских князей является церковь. Формируется концепция богоугодного властелина. Главная тема летописания – тема русской земли, её могущества, единства. Центральные лица – русские князья. Части: 1. Вводная часть (отсутствие дат, это праистория Руси). 2. Раскрытие истории русской земли. Хронологическая последовательность, история княжения. Летопись невольно становится историко-политическим документом. Летопись выполняла функцию демонстрации как надо/не надо править. В летописи сообщалось: географические, культурно-исторические сведения. Она стремилась соблюсти задачи исторического, публицистического и литературного повествования. Летопись располагается на границах двух эпох, эпического и летописного стилей: форма подачи событий различается. Совмещение эпического и летописного приводит к тому, что она совмещает разные жанры. Это дружинно-эпические предания, записи устных исторических рассказов и легенд, повести о княжеских преступлениях, жития святых (Борис и Глеб), ораторские произведения, записи государственных актов, народно-сказочные пословицы, воинские повести, рассуждения и пользе книг, поучения церковные и светские. Это единое произведение, его скрепляют: 1. Стиль монументального историзма 2. Поэзия и история находятся в неразрывном единстве. Билет №14 Ораторская проза Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Поучение» Владимира Монамаха Форма красноречия. Область красноречия характерная для древней Руси, золотой век XII. Ораторская проза - (orare - говорить) - один из риторических жанров: худ-но обработанная и записанная живая речь, обращенная к слушателям. Ораторское искусство, достигшее расцвета в Др. Греции (Демосфен) и в Др. Риме (Цицерон), в Средние века было представлено, в основном, в речах священников и проповедников, но в эпоху Возрождения и особенно Просвещения вновь обрело популярность (в России традиция Ораторская проза возрождается XVII - XVIII вв. в речах Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, М.В. Ломоносова и т. д.). Жанры Ораторской прозы: проповедь, панегирик, памфлет, торж. речь, слово. В Др.Руси можновыделить 2 стиляораторской речи по содержанию и форме: 1) красноречие дидактическое, или учительское(преследуя цели морального наставления, информации, строилось просто, безыскусственно и содержало требования трудолюбия, скромности, заботы о родителях, детях, семье и т. д.; обычно определялось как поучение). Например: • "Поучение к братии" свт. Луки Жидяты - очень коротенькое и простое произведение. Наставления в самых элементарных истинах веры и морали • «Поучение» Феодосия Печерского • «Поучение» Владимира Монамаха. 2) красноречие панегирическое, или торжественное(приуроченное к знаменательным датам церковной и светской истории, обращенное к образованным людям, становилось живописным и витийственным, обычно определяется как слово). ➢ ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Поучение Владимира Мономаха” как образец древнерусского дидактического красноречия: Поучение Владимира Мономаха - Элементы автобиографии личности Владимира Мономаха. 1117 г. - дата написания. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах(1053—1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро. Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; любить жену, но не давать ей власти над собой. РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ Древнерусские книжники уже в первые века существования своей оригинальной литературы создают произведения, стоящие вне этой традиционной жанровой системы, византийской и болгарской. Под этим памятником до позднего времени объединялось 4 самостоятельных произведения:
Они вставлены в текст «Повести временных лет» в Лаврентьевской летописи. Автобиография. Мономах - выдающаяся личность древней Руси, виднейший государственный деятель, человек большого ума и лит. таланта. Мономах княжил во многих русских землях. Приходилось ему и часто воевать. Суровый и отважный воин. Примирился с Олегом во имя блага Земли Русской. Боролся с половцами. Был киевским князем, сумел восстановить относительное единство русских земель. Под 1096 г. в "ПВЛ" по Лаврентьевскому списку помещено "Поучение". Поучение Мономаха. Обращено к детям и продолжено его автобиографией. Датируется промежутком между концом XI и 1125 г. - датой смерти ВМ. Выступает, как умудренный большим жизненным опытом человек. Это энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями князь. Давать клятву он рекомендует в том случае, если можно ее сдержать, а поклявшись - сдержать клятву, чтобы душу не погубить. Он не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре или посте, но лишь в покаянием, слезами и милостыней. Советует защищать всех обездоленных. Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду, убеждает никогда не пребывать в лености и не предаваться разврату. В "Поучении" Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как устроен мир, "како небо устроено, како ли солнце, како ли луна". Свойственны лирические чувства. Не ленитесь, а трудитесь. Имейте страх Божий в сердце своем. Милостыню подавать щедрую, ибо это - начало всякого добра. Уклонись от зла, сотвори добро. Уметь сдерживать язык. Не ленитесь. Похвалите Бога, давшего вам милость свою. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает диавола. Грехи за день искупляются. ➢ Слово о Законе и Благодати Илариона Слово о законе и благодати. Это одно из самых ранних и выдающихся произведений древней литературы. Написано в 1037г. Автор – Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051г. По настоянию великого князя, Иларион стал главой русской церкви – митрополитом Киевским. Но он недолго занимал престол. В 1055г., после смерти Ярослава, на митрополичью кафедру приехал грек Ефрем. А Иларион ушел в Киево-Печерский монастырь и принял монашество под именем Никона. Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставляет иудаизм «закон» с христианством «благодатью», доказывает преимущество Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа, а Благодать – достояние всех народов. Ветхий завет – Закон, который регламентировал жизнь еврейского значения. Новый завет – христианское вероучение. имеет всемирное значение. Благодать Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истерии, прославления Руси и её «просветителя» Владимира. Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении христианства на Руси. В похвале Владимиру он перечисляет заслуги князя перед родиной. Он отмечает, что христианство было принято русскими в результате свободного выбора, а заслуга этого принадлежит Владимиру, но никак не грекам. Также он упоминает Ярослава, который успешно продолжает дело отца по распространению христианства на Руси. ! «Слово» построено по строгому, логически продуманному плану, который сообщается автором в заглавии произведения. (самый первый абзац). 1-ая часть --- сопоставление Закона и Благодати (как введение ко 2-ой части) -похвале Владимиру, завершающаяся авторским обращением Илариона к Владимиру с просьбой встать из гроба, стряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Ярослава. 2-ая часть --- непосредственное прославление современного Илариону правителя Руси и его деятельности. 3-ья часть --- молитвенное обращение к богу. «Слово» адресовано к людям, поэтому произведение облечено в книжную риторическую форму, дававшая образцы ораторского искусства. Он пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и ее сыном Исааком. Эти сравнения показывают превосходство Благодати над законом. В 1-ой части автор использует принцип антитезы: «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина». Он сравнивает деятельность русского князя Владимира с деятельностью апостолов (Марка, Фомы, Иоанна Богослова). Он отмечает воинские и христианские доблести князя. Автор использует книжные метафоры – символы и метаф. сравнения : Закон – иссохшее озеро; язычество – тьма служения бесовского; благодать - наводнившийся источник» + Использует риторические вопросы и восклицания. Это произведение было очень популярно в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII – XV вв. Благодаря упоминаемым в «Слове» событиям и историческим лицам, достоверно устанавливается, что оно было написано не ранее 1037 г., когда была построена церковь Благовещения на Золотых воротах, и не позднее 1050 г., когда скончалась великая княгиня Ирина, упоминаемая в «Слове» как живая Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности атрибутируемых ему произведений. Помимо «Слова о законе и благодати» и «Молитвы» Илариона, ему определенно принадлежит «Исповедание веры», написанное, очевидно, по случаю его рукоположения в епископы. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Текст печатается по рукописи Синодального собрания, № 591 (ГИМ), датируемой второй половиной XV в. и представляющей «Слово о законе и благодати» с заключающей его «Молитвой», «Исповедание веры» и запись Илариона о поставлении его в митрополиты. Этот своеобразный цикл составлен, как видно, самим Иларионом. Синодальный список — единственный, в котором сохранился текст первоначальной полной редакции «Слова», с Похвалой Ярославу Мудрому. В двух более поздних редакциях (более пятидесяти списков) этой Похвалы и «Молитвы» нет. Частично видоизмененная «Молитва» имела самостоятельное «хождение» во множестве списков и представлена в них двумя редакциями. «Исповедание веры» с примыкающей к нему авторской записью Илариона дошли до нас только в составе публикуемого списка. *«ДОМОСТРОЙ» – ПАМЯТНИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (дополнительно) «Домострой» – один из известных памятников русской литературы – представляет собой красочные зарисовки быта семьи во всех его тонкостях и проявлениях, характерных для XV–XVI вв. Многозначительность содержания «Домостроя» объясняется нравоучительным жанром написания, типичным для средневековой литературы. Отличительная черта «Домостроя» от других средневековых памятников литературы – использование изречений народной мудрости (пословиц) для доказательства истинности положений. «Домострой» является сборником церковных учений, направленных на нравственное совершенствование семьи. Поучения выражены главным образом в пяти отделах: 1) как веровать; 2) как царя чтить и вообще власть; 3) как чтить святительский и вообще духовный чин или духовную власть; 4) как жить в миру и наказ о мирском строении; 5) наказ о хозяйственном, экономическом, домовом строении. В «Домострое» представлена многоцветная картина жизни и семейного быта, кодекс норм поведения в отношениях мужа и жены, родителей и детей и всех их вместе к Богу и царю. «Домострой» – это своего рода план семейных и общественных действий. Книга по содержанию делится на три раздела, имеет дополнения к ним и приложения. «Домострой» состоит из 68 глав. Первый раздел «О духовном строении» - основные церковные правила и обряды: как должен веровать христианин; молиться и ходить в церковь, украшать дом иконами и др. Второй раздел«О мирском строении», т. е. «Како жити с женами и с детьми и домочадцами». Они содержат информацию о том, как дочерей воспитывать; детей учить; детям отца и мать любить и повиноваться им; учить мужу свою жену; человеку жить по своему достатку и др. Третий раздел «О домовном строении» (хозяйственные рекомендации): как порядок в избе навести; всякую одежду жене носить и хранить; всякоеплатье кроить и остатки и обрезки хранить; огород и сад разводить; припасы на год и всякого товару купить, пиво варить, меда сытить и вино курить и др. «Домострой» – зеркало, в котором отразились нравственные уставы и хозяйственные правила, традиции и обычаи русского быта. |