Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
Скачать 0.88 Mb.
|
Лекция третья. Общество как социокультурная система План лекции. Социальная система и ее элементы. Социологическое понимание культуры. Основы функционирования социальной системы. Социальная система и ее элементы. На протяжении всей истории социологии по самому широкому основанию ее занимают, интересуют два основных вопроса. Суть первого заключается в познании того, что такое общество, почему люди ведут групповой образ жизни, объединяются в разные сообщества. Второй вопрос связан с выявлением того, как возможно общество, что удерживает его единство при постоянной смене поколений, очень многих условий и параметров жизнедеятельности. Ответ на первый вопрос связан с одним из самых важных, можно сказать, центральных понятий социологии, понятием социальная система. А также, естественно, с анализом самих социальных систем, того, как они функционируют. Ответом на второй вопрос стало понятие культура (или система культуры). Эти два аспекта социальной жизни взаимосвязаны. Люди взаимодействуют, воспроизводят в ходе взаимодействия не только социальные группы, структуру социальных групп, общностей разного уровня, но одновременно воспроизводят и нормативные регуляторы поведения, действия, ценностные предпочтения и ожидания. Социальная система, таким образом, является формой социальной жизни, а культура – ее содержанием. Как известно, одно без другого не существует, это две грани социальной жизни, две стороны одного и того же социального бытия, что и позволяет строить целостный анализ социальной реальности. Социальная система выступает в качестве ключевой категории современной социологии, главным инструментом анализа всех явлений общественной жизни. Можно сформулировать следующее определение. Социальная система – это такое целостное социальное образование, основными элементами которого являются индивиды, их связи, взаимодействия и отношения. При этом имеется в виду, что связи, взаимодействия и отношения носят более или менее устойчивый характер и постоянно воспроизводятся. Социологическому пониманию личности, ее становления, развития будет посвящена специальная лекция, поэтому сейчас представляется важным сосредоточиться на иных элементах социальной системы. Пока важно лишь констатировать, что без человека, без действующей личности, без людей, объединенных в разные социальные системы, вообще не имеет смысла говорить о социальном бытии. Это ясно, как говориться, по определению. Человек – это носитель социального качества, атрибут, т.е. неотъемлемое слагаемое социальной жизни. Теперь представляется необходимым определить понятие социальная связь. Это фундаментальное понятие, понятие очень высокой степени обобщения социальной реальности. Если это так, то такое понятие сложно определить, поскольку для него трудно найти понятие, которое было бы родовым, т.е. еще более общим. Тем не менее приведем два определения, которые несколько по-разному отражают сущность, содержание того, что они передают. Социальная связь – это любое проявление зависимости между индивидами или индивидом и группой. В данном случае, в этом определении подчеркивается то обстоятельство, что, по сути, ни одна из проблем, стоящих перед человеком, будь то получение образования, реализация неких материальных интересов и т.д., не решается им вне зависимости от действий иных людей, целых групп. Вот эта зависимость и передается понятием "социальная связь". Еще одно определение социальной связи. Социальная связь – это любые факты, обусловливающие и отражающие совместную деятельность людей. В этом определении подчеркивается именно совместные формы жизни, деятельности людей – родственные, производственные, досуговые и иные. Установление социальных связей диктуется конкретными условиями жизни людей. Социальные связи могут быть непосредственными, то есть носить характер контакта между людьми, а могут быть опосредованными, то, что называется дальними. Не трудно заметить, что всю историю человечество стремилось обеспечить надежные каналы, способы поддержания социальных связей. Не случайно сейчас говорят о качественно новых способах связи, коммуникации между людьми. Наряду с почтой, телефоном, телеграфом, телефаксом, телетайпом все большее распространение получает электронная почта, совершенно новые, так называемые сотовые (обычно их называют мобильные) телефоны и т.п. Все это создается и отрабатывается в конечном счете для того, чтобы обеспечить поддержание социальных связей. Следующим элементом социальной системы является социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – это понятие, которое передает длительный, устойчивый характер социальной связи. Таким образом, социальное взаимодействие это тоже социальная связь, только не всякая, а такая, которая носит длительный, устойчивый характер. И еще один важный момент. Социальное взаимодействие определяют и как процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие на себе других людей. Осуществляя какое-либо действие, человек нечто меняет в своей общности, в ближайшем окружении. Изменение это каким-то образом воздействует на других индивидов. Социальное взаимодействие отражает динамизм, подвижность социальной жизни. Кроме того, эта категория учитывает субъективную сторону социальной жизни, включенность во все процессы реальных индивидов со своими установками, целями, ориентациями. Социальные взаимодействия существуют самые разнообразные. Можно привести пример некоторых из них. Во-первых, координация. Это взаимодействие, которое передает согласование усилий, действий людей по достижению ими неких общих целей. И физические, и духовные силы одного человека или даже небольшой группы может быть недостаточно для получения желаемого результата. Поэтому и необходимо согласовывать усилия. От самого простого случая (выталкивание из ямы застрявшей машины) до самых сложных ситуаций (необходимость согласования действий разных подразделений разных родов войск в ходе боевых операций) не трудно заметить важность такого о взаимодействия. В противном случае, т.е. при отсутствии координации, наступает ситуация из известной басни И.А. Крылова о лебеде, раке и щуке, когда при нарушении координации "на лад их дело не пойдет". Вторым взаимодействием можно назвать субординацию. Это взаимодействие означает, что в социальной системе люди занимают неодинаковое положение. Есть начальники и подчиненные, командиры и рядовые, директора фирм и рядовые сотрудники, старшие и младшие члены семьи. Субординация означает соподчинение людей друг другу, наличие иерархической зависимости между ними. Ведь у начальника могут быть свои начальники, а у подчиненного – свои подчиненные. Важно, чтобы это взаимодействие реализовывалось нормально, в противном случае при отсутствии, как говорят, исполнительской дисциплины в каком-либо звене системы может быть нарушен общий порядок работы, нужный результат при большом усилии всех остальных участников взаимодействия достигнут не будет. Еще одним видом взаимодействия является кооперация. Кооперация предполагает достижение общей цели при разделении полномочий и функций. Обычно кооперацию связывают лишь с экономической, хозяйственной деятельностью, в тоже время этот вид взаимодействия пронизывает все стороны социальной жизни. Особое внимание кооперации уделял Дюркгейм. Он вообще связывал уровень развития общества с развитием кооперации. Все более полное разделение труда одновременно требует и все большей кооперации людей. Спенсер полагал, что на смену принудительной, механической кооперации, свойственной военному типу общества идет добровольная, органическая солидарность, кооперация людей. Конкуренция является еще одним очень важным видом социальных взаимодействий. Это взаимодействие предполагает действия индивидов по занятию преобладающего, преимущественного положения в социальной системе. Конкуренцию также чаще всего связывают лишь с экономической подсистемой общества. Действительно, здесь она проявляется наиболее зримо: работники хотят получить преимущества по отношению к другим специалистам; инвесторы стремятся опередить других в получении государственного заказа; товаропроизводители борются за кошельки потребителей, стремясь как можно больше продать своих изделий и т.п. Но конкуренция свойственна и другим подсистемам общества. Конкурируют между собой политические партии и политики; спортсмены; абитуриенты; деятели искусств и т.д. Даже в семейной жизни возможна конкуренция за влияние в семье. Здесь приведены лишь некоторые виды социальных взаимодействий, но это не означает, что названные исчерпывают все их многообразие. Теперь о таком понятии как социальное отношение. К его определению также существует множество подходов. Что касается обыденной жизни, то отношением часто понимают и социальные связи и взаимодействия. Социальное отношение – это категория, передающая устойчивый, последовательный, длительный характер взаимодействий индивидов и групп в основных подсистемах общества. К числу отношений поэтому можно отнести социально-экономические, социально-политические, духовно-идеологические. Совокупность социальных связей, взаимодействий и отношений – это и есть социальная жизнь, реальный социум, то объективное начало, которое оказывает определяющее воздействие на человека. Западная социология всегда предпочитала использовать категорию взаимодействие, подчеркивая тем самым ситуативность, изменчивость, насыщенный динамизм социальной жизни. В традициях отечественной социологии всегда было более активное использование понятия отношение, что унаследовано от марксистских социальных построений. Системный подход к анализу социальных процессов социология дополняет функциональным. Речь идет о том, что каждый элемент общества может существовать только в рамках целостности. Тогда и только тогда этот элемент может выполнить свое предназначение. Так, экономическая подсистема сама выступает в качестве некоего целостного образования, каждый элемент которого функционален. Производство, например, выполняет одно предназначение, торговля – другое. Но они не могут, естественно, существовать сами по себе, для себя только, достигая лишь некие свои цели. Функции каждого элемента общества направлены на удовлетворение какой-либо общей, социальной потребности. А вместе все они обеспечивают устойчивость общества и его постоянное воспроизводство. В случае же нарушения функционирования какого-либо элемента общества как макросоциальной системы другим элементам не удается в полной мере компенсировать эти нарушения. Если, к примеру, правоохранительная подсистема общества не выполняет в полной мере свою роль, не обеспечивает реализацию и защиту прав и полномочий личности, групп, общества в целом, то морали не удается восполнить нарушения этой функции другой подсистемы, т.е. не удается преодолеть ее дисфункции. Социологическое понимание культуры. Вторым ключевым понятием социологии, которое уже упоминалось, является культура. Известно, что это весьма сложное, неоднозначно трактуемое социальное явление. Культура - это одна из наиболее общих категорий, которая используется в самых разных значениях. Кто-то подсчитал, что существует не менее 200 определений культуры. Культуру рассматривают и с общефилософской точки зрения, и с позиции этнографии, археологии, и исходя из сравнительно исторических, культурологических и иных теоретических конструкций. Имеет свою позицию по этому поводу и социология. Культура – это специфическая, генетически ненаследуемая целостная совокупность норм, средств, способов, форм, ориентиров взаимодействий людей со средой обитания и между собой. Культура – это такая система, которая служит созданию, накоплению, хранению и передаче социального опыта и информации. Культура в обществе играет, вероятно, ту же роль, что и генетической наследование в природе. Именно благодаря культуре удается сохранить целостность общества при всем его изменчивости, преобразуя, трансформируя социальную систему, все ее элементы, удерживать единство социума по некоторым общим параметрам. Принято выделять материальную и духовную культуру. Нематериальная, духовная культура – это понятия, зафиксированные разными способами, это нормы, идеи, ценности, верования, идеалы и т.п. Материальная культура соотносится со всеми вещами, предметами, технологиями, которые созданы и используются человеком. Материальная культура рассматривается социологией, впрочем, не только этой отраслью обществознания, как результат нематериальной. В конечном счете, ведь все созданное, сотворенное человеком из металла, пластмассы, бетона, стекла и т.п. делается им на основе некоторых представлений, замыслов, идей, идеальных моделей, планов, которые являются элементами культуры нематериальной, реализуются в сознании человека. Можно привести такой пример. После второй мировой войны и страны Европы, и Советский Союз относительно быстро, где-то за пять лет, смогли восстановить разрушенные города, пути сообщения, промышленные комплексы. Это произошло и в силу того, что навыки труда, различные умения не были утрачены, а смысл, предназначение всех этих объектов был известен. Но вот после татаро-монгольского ига, когда на Руси возникло стремление строить каменные соборы, они не получались, стали разрушаться. Утратился навык, умения именно такого строительства. Пришлось приглашать зарубежных мастеров, которые научили русичей строить добротные храмы, другие сооружения. Стиль при этом полностью не был перенят, но умелость, мастерство было освоено. А вот пирамиды Египта принято относить к памятникам мертвой культуры, потому что идеи того, для чего предназначены эти циклопические сооружения во многом были утрачены. Принято выделять следующие основные элементы системы культуры. Первый. Знаково-символический. Это знания, сформулированные в определенных понятиях, суждениях, умозаключениях и зафиксированные в языке. Язык при этом рассматривается как форма аккумуляции, хранения и передачи социальной информации, опыта. Язык – это сложная система знаков и символов, наделенных определенных определенным значением. Язык классифицируют по разным основаниям. Во-первых, выделяют язык устный, письменный, язык жестов. Во-вторых, язык бывает естественным (по-другому называемый национальным), искусственным (например, была такая попытка создать единый искусственный язык, эсперанто), машинный, применяемый при программировании в электронной технике. Второй. Ценностный элемент. Ценность принято определять как свойство того или иного социального предмета, явления удовлетворять не только утилитарные потребности индивида, группы. Именно поэтому культуру и делят на материальную и духовную. Все связано с тем, какие потребности удовлетворяют те или другие предметы и иные социальные феномены. Но ценности выступают и как определенные отношения, благодаря которым вещи, предметы, явления перестают выполнять лишь непосредственные, как говорят, утилитарные функции. Ценность какого-либо предмета при этом, например, чайной чашки уже может рассматриваться не только в том, что из этого предмета можно пить горячие и холодные напитки, но и в том, что он может напоминать о близком человеке. Или нести в себе, как говорят, историческую, художественную ценность. Сами ценности также образуют систему. Ценности бывают разного порядка, уровня. Есть витальные, т.е. жизненные ценности, связанные с удовлетворением первейших жизненных потребностей человека как живого организма (вода, пища, условия для теплообмена). Есть ценности более высокого порядка, среди которых выделяют ценности социальные: признание, общение, привязанность к близким, родине и т.п. Для социологии анализ ценностей, ценностей предпочтений и ориентаций людей очень важен. Ведь перефразируя известное выражение, можно сказать: скажи, на какие ценности ты ориентирован, и я скажу каков ты как личность. Замеряя ценностные предпочтения разных социальных групп, слоев можно составить представление и о векторе развития общества в целом. Одним из важнейших элементов культуры выступают нормы. Можно утверждать, что вся культура нормативна. В том смысле, что именно культура задает общие ориентиры действий и взаимодействий, делает поведение, связи людей, характер их деятельности предсказуемыми. Общие стандарты, образцы поведения принято называть культурными нормами. Культурная норма – это система поведенческих ожиданий, модель предполагаемого действия и взаимодействия индивидов, групп. Культурная норма не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, зафиксированное для всех поколений. Нормы повседневного поведения (к примеру, требования этикета или моды) достаточно легко преобразуются, изменяются. Те нормы, которые регулируют наиболее важные, существенные отношения в обществе, затрагивают интересы больших групп индивидов, изменяются порой весьма болезненно. Среди основных видов норм выделяют обычаи, под которыми имеют в виду набор устойчивых образцов поведения людей среди себе подобных, достаточно распространенные способы групповой деятельности. В любой социальной группе, обществе в целом насчитываются десятки тысяч обычаев, связанных с правилами поведения в общественных местах, в домашней обстановке, в ходе трудовой и иной деятельности. Из множества вариантов обычаев каждое последующее поколение отбирает наиболее работоспособные с его точки зрения, удобные. Обычаи передаются частично путем неосознанного, стихийного подражания, частично путем специального обучения. Обычаи чаще всего связывают с жизнедеятельностью этноса, народа. Обычаи складываются веками, отражают и основные занятия того или иного народа, и среду его обитания, а значит основные орудия, средства труда, материалы, которыми пользуются представители данной этнической группы. Особо выделяют также нравственные нормы, которые связывают обычно с представлениями о должном и запретном поведении. Не трудно заметить, что далеко не случайно слова "нравы" и "нравиться" имеют общий корень. Нравственные нормы обязательно содержат в себе одобрение или напротив осуждение каких-либо действий и поступков человека. К нравственным нормам относят не только поведенческие, но и речевые запреты, запреты на употребление в пищу определенных продуктов и т.п. Нравственные нормы, как и обычаи, самообосновываются и саморазвиваются, существуя в общественном сознании. Еще один вид норм – институциональные нормы. В отличие от обычаев и нравственных норм институциональные складываются не самопроизвольно, а вырабатываются тем или иным социальным институтом. В банках, например, действуют свои правила и инструкции, в учебных заведениях также имеются вполне определенные требования, которые обязательны для всех, кто действует в данном заведении. Среди институциональных норм наиболее важными являются правовые нормы. В отличие от обычаев и нравственных норм правовые нормы не только специально, порой длительное время разрабатываются, фиксируются документально, но их соблюдение строго контролируется специальными общественными институтами, среди которых особое место занимает государство. Следует обратить внимание, что правовые нормы наиболее эффективны в том случае, когда они опираются на уже сложившиеся обычаи и нравственные нормы и когда они отражают интересы больших социальных групп или общества в целом. Разговор о нормах, трудности их определения и выявления будет продолжен, когда речь пойдет о проблемах их нарушения, т.е. о так называемом девиантном, отклоняющемся поведении. Наряду со знаково-символическим, ценностным и нормативным элементами в систему культуры входят и иные, например, идеалы, убеждения и т.д. И все же основные слагаемые системы культуры были рассмотрены. Основы функционирования социальной системы. Теперь важно показать, как осуществляется взаимодействие социальной системы и системы культуры, их взаимовлияние. На это взаимодействие в социологии сложилось несколько точек зрения. С позиции марксизма, например, культура вырастает из экономической деятельности, надстраивается над ней, в значительной мере призвана обслуживать ее. Другая позиция, которую обосновывают, в частности, М. Вебер и Э. Дюркгейм, заключается в рассмотрении обратного влияния культуры на общество, все его элементы и структуры. Протестантизм, о чем уже говорилось, создал такие мотивации поведения, которые стимулировали сторонников этой реформаторской церкви к усилению рыночных, капиталистических начал в экономической жизни. Но какие бы воззрения на культуру, ее соотношение с различными сферами общественной жизни не существовали, социологи в целом сходятся в одном – культура выступает сосредоточением человеческого опыта, очень важным механизмом его передачи от поколения к поколению. Эта роль культуры реализуется через ряд социальных функций. Первая функция. Образовательно-воспитательная или социализирующая. Каждый индивид становится полноправным членом общественной системы лишь по мере освоения языка, знаний, навыков, умений, норм, то есть всеми элементами культуры. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми способностями человека к творчеству, эрудицией, пониманием искусства, уровнем владения родным и иностранными языками, самообладанием и многими другими качествами. Все это достигается в процессе образования и воспитания, в который включается и самообразование, самовоспитание человека. Вторая функция. Интегративная и одновременно обратная ей - дезинтегративная. Дюркгейм, в частности, отмечал, что культура создает у индивидов чувство сопричастности к какому-либо сообществу. Именно культура сплачивает людей, объединяет тех, кто разделяет определенные нормы, ценности и т.п. Однако, сплачивая одних, объединяя людей вокруг одних ценностей, культура в то же самое время противопоставляет, точнее, может противопоставить одних индивидов другим, одни группы или народы другим, разобщая человеческое сообщество. Как видим, интеграция есть лишь противоположная сторона дезинтеграции. Третья функция, частично уже рассматривалась в лекции. Регулятивная. Уже отмечалось, что культура нормативна, иными словами формирует у человека, группы представления о правильном, разрешенном действии, поступке. Современное общество определяется наличием альтернативных норм, которые позволяют человеку в целом ряде случаев выбирать те или иные нормативы, образцы поведения. К примеру, речь может идти о выборе профессии, рода занятий. Общественная мораль предписывает человеку трудиться, но конкретные участки деятельности должен выбирать сам человек. И все же вариабельность поведения человека в обществе не безгранична. Рамки, которые определяет культура для того или иного действия, всегда существуют. Взаимодействуя с социальной системой культура не выглядит неким монолитным образованием, она развивается на разных уровнях. Во-первых, каждое общество имеет некоторую совокупность культурных, в том числе языковых норм, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми, или, по крайней мере, большинством членов, общества. Эту совокупность принято связывать с понятием доминирующая культура. Однако в единой культуре общества, во-вторых, всегда есть некоторые специфичные образцы, норма поведения, ценности, языковые особенности, свойственные определенным группам, слоям. Обычно специфичные культурные феномены связывают с понятием субкультура. Субкультура выглядит как некое отличие образцов, норм, ценностей от общих, всеми разделяемых. Это могут быть, к примеру, нормы и ценности, присущие молодежи или группам эмигрантов. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, возрастом и другими отличиями. Если, например, мы слышим, как некто утверждает, что рапόрт на отпуск ему подпишут только тогда, когда он привезет из ремонта компáс, то сразу становится ясно, что перед нами моряк, причем скорее всего военный. В данном случае мы столкнулись с проявлением профессиональной субкультуры. Изучение субкультур исключительно важно, так как человек существует главным образом в пределах какой-либо субкультуры. Особо важно для социологии изучение различных проявлений субкультуры молодежи, включенной в какие-нибудь группы, общности. Это могут быть футбольные фанаты или реперы, байкеры или диггеры. Важно лишь понять, насколько позитивно направлены все эти группы, молодежная субкультура в целом. Кроме этого принято выделять и контркультуру. (Сразу следует оговориться, что далеко не все социологи выделяют такие культурные различия, полагая, что все эти различия вполне вписываются в понятие "субкультура"). Контркультура – это такие нормы, ценности и т.д., которые не дополняют, а полностью противостоят доминирующей культуре. Термин "контркультура" появился в середине 60-х годов, когда социологи стали изучать феномен хиппи. Дело в том, что это не просто молодежная субкультура, хиппи полностью противопоставили себя обществу. Если, например, в обществе поддерживались ценности трудового участия, карьеры, то хиппи отрицали их. Если в обществе подчеркивались необходимость семейной верности, порядочности, то хиппи проповедовали беспорядочные половые связи, так называемую "свободную любовь". Хиппи отрицали ценность патриотизма, подчеркивая свою принадлежность всему миру сразу. Такие оппозиции можно продолжить, показав, что действительно культура хиппи – это вид контркультуры. Понятно, что к контркультуре относятся и нормы, ценности, свойственные преступной среде. У уголовного мира есть и свой язык – арго (иногда используют его самоназвание – "феня"). Интересно, что социология может измерить, насколько нормы и ценности определенных групп, слоев, и каких именно групп приобретают характер общесоциальных. На этом основании также можно сделать заключение о направленности развития общества. Еще недавно, например, слова "беспредел", "разборка", "мочить" и им подобные были присущи лишь преступному социальному миру. Теперь же им чуть ли не повседневно пользуются журналисты и комментаторы, ученые и политики. Культура многообразно проявляется в жизни человеческого общества. Среди этих проявлений культуры представляется целесообразным выделить два. Это этноцентризм и культурный релятивизм. Американский социолог У. Самнер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, главной, ведущей, а все другие соизмеряются и соотносятся с ней. Русские, к примеру, без каких-либо сомнений допускают, что моногамный брак совершеннее полигамного, что молодые люди должны сами искать партнеров по брачному союзу. Наши соотечественники полагают, что российское искусство ХIХ века отличается гуманизмом и благородством. Можно, вероятно, относительно каждого народа привести подобные примеры, свидетельствующие, что этноцентризм делает одну форму проявления общей культуры – культуру национальную – неким эталоном, с которым только и могут быть соизмерены все остальные проявления социальной жизни. Этноцентризм в какой-то мере присущ всем обществам. И даже народы, стоящие на более низких ступенях цивилизационного развития, могут считать свою культуру более значимой и высокой, чем любую другую. Не только само общество, но и группы его слагающие также этноцентричны. Людям, к примеру, свойственно преувеличивать значимость своих профессиональных групп или возрастных категорий перед другими. Именно на основе этноцентричных представлений появляются такие оценки как "сверхраса", "примитивная культура", "грубое искусство" и им подобные. Позитивное начало в этноцентризме заключается в том, что группы с явными его проявлениями оказываются более жизнеспособными, чем группы, которые полностью толерантны, абсолютно терпимы к иным культурам. Этноцентризм сплачивает группу, без него невозможны патриотизм, лояльное отношение к законам и традициям своей группы, стремление полнее знать ее культуру, историю. В то же время этноцентризм может нести в себе и реально несет и негативные элементы. Он может служить инструментом консервативных групп для поддержания существующего порядка без какого-либо реформирования, изменения социальной системы. Если постоянно считать свое общество самым лучшим, самым справедливым, то невольно происходит отрыв от реальной ситуации, возникает то, что иногда именуют национальным чванством. Крайними проявлениями этноцентризма являются шовинизм, фашизм, ксенофобия. Под последней имеют в виду не столько боязнь (от фобос – страх) представителей иных, других народов, сколько ненависть к ним, нетерпимое отношение к представителям других народов. Другим проявлением культуры в социальной жизни выступает культурный релятивизм. Это такой подход к другим культурным феноменам, который позволяет их воспринимать, ассимилировать. Это и признание равноположенности других культур. В качестве крайнего проявления релятивизма можно считать некритичное, излишне одностороннее принятие норм, ценностей, образцов поведения, присущих другим системам культуры. К примеру, определенные проявления культурного релятивизма мы можем наблюдать в настоящее время в нашей стране, когда далеко не лучшие образцы западной массовой культуры заполонили наши кинотеатры, видеоцентры, эстраду. Наиболее рациональным путем развития и восприятия культуры в обществе является сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма. Это такое положение, когда и общество в целом, и каждый индивид остаются и приверженными основным, значимым образцам своей культуры, и способны в тоже время непредубежденно понимать культурные черты иных народов, признавая их право на равновозможное существование и развитие. В нынешнем, все более глобализирующемся социальном мире это особенно важно. Таким образом, подводя некоторый итог сказанному в данной лекции, можно зафиксировать следующие основные моменты. Во-первых, социологию интересует два взаимосвязанных феномена: общественный характер жизни людей и наличие постоянно действующего механизма накопления и передачи социального опыта, знания, навыков деятельности. Первый феномен передается понятием социальная система, второй – понятием культура. Во-вторых, одними из главных элементов социальной системы являются связи, взаимодействия и отношения, в реальности составляющие плотную ткань социальной жизни. В-третьих, в системе культуры можно выделить знаково-символический, ценностный и нормативный элементы, составляющие целостное единство. В-четвертых, в культуре выделяют субкультурные различия и контркультуру, под которой обычно имеют в виду культуру преступного мира. |