Главная страница

Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеЛекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
АнкорЛекции по Социологии
Дата04.04.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_sotsiologii (1).doc
ТипЛекции
#439773
страница9 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Лекция седьмая. Социальные изменения и социальные движения.

План лекции.


  1. Социальные изменения и их виды.

  2. Социальная мобильность как вид социального изменения.

  3. Понятие и типы социальных движений.


Социальные изменения и их виды.
Одной из важнейших проблем для социологии является выявление природы, механизмов тех изменений, которые постоянно происходят в обществе. Совершенно очевидно, что современное общество существенно отличается от того, которое было даже десять – пятнадцать лет назад. Непрерывно происходит смена поколений, все время появляются новые технологии, предметы, художественные ценности. Меняются правовые нормы, различные правила и предписания. Словом, действительно, в обществе непрерывно происходят изменения.

Понятие социального изменения носит наиболее общий, что называется, очевидный характер, в силу чего этот феномен и сложно однозначно определить. Социальное изменение – это переход социальной системы, любого социального объекта, общества в целом из одного состояния в другое. Социальные изменения носят самый разнообразный характер. Это может быть прирост населения или напротив депопуляция, это может быть рост образовательного уровня населения или напротив появление функциональной неграмотности. Это может быть поступательное развитие экономики или напротив наличие в ней кризисных явлений. Подобный ряд легко продолжить, обращая внимание на ситуацию во всех сферах социальной жизни. Получается, что изменения действительно характеризуют положение во всех подсистемах общества, во всех его элементах.

Среди разных видов социальных изменений можно выделить следующие.

Во-первых, изменения классифицируются по их скорости. В этом случае принято выделять изменения революционные и эволюционные. Революционные – это такие изменения, которые происходят в сравнительно короткие, сжатые сроки. Эволюционные – это медленные, плавные, длительные изменения, постепенное нарастание перемен в структурах социальных систем. Революционно, например, изменилась ситуация в физике на рубеже XIX-XX вв., когда буквально в считанные годы кардинально изменились фундаментальные идеи и представления о физических явлениях и процессах. Как видим, революционные изменения могут характеризовать положение не только в политической системе общества (политический переворот, революция), но и в других сферах социальной жизни. А вот поколения людей меняются эволюционно. Возрастные категории меняют одна другую внешне даже незаметно.

Во-вторых, изменения классифицируются по масштабу. В таком случае выделяют локальные, общие и трансформационные изменения. Локальные изменения характеризуют перемены в каком-либо небольшом социальном объекте. Например, вступление Литвы и Польши в зону Шёнгенского соглашения означает, что жители Калининградской области должны передвигаться поездом или автомобилем в Россию, имея шёнгенские визы. Понятно, что такое изменение будет касаться прежде всего и в решающей мере именно калининградцев, ну и тех россиян, которые будут ехать в этот регион. Известно, что удалось договориться об УПЖД.

Общие изменения затрагивают положение в какой-либо подсистеме общества в целом, вызывая, естественно, некоторые перемены и в других сферах социальной жизни. Речь, например, может идти об изменениях в налоговом или таможенном законодательстве, то неизбежно вызывает изменения и в экономике, и в семейно-бытовой сфере. Трансформационные изменения – это самые масштабные, самые ощутимые перемены, которые захватывают все стороны, все сферы жизни общества. О трансформации можно говорить, например, применительно к странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР, когда в начале 90-х годов перемены в них затронули и политическую, и экономическую, и духовно-идеологическую, все без исключения подсистемы общества.

В-третьих, изменения классифицируются по их содержанию. По содержанию принято выделять такие виды изменений как открытия, изобретения, диффузии и инновации.

Открытие - это разделяемое многими индивидами восприятие какого-либо аспекта, фрагмента реальности, ранее неизвестного. Открытие обычно связывается с деятельностью ученых, с ситуацией в науке. Но важно иметь в виду, что открытие только тогда становится социальным изменением, когда оно входит в социальную практику людей, широко применяется ими в производственной и иной жизни. Известно, к примеру, что еще за 150 лет до нашей эры греки знали энергию пару, в Александрии была построена даже небольшая паровая машина. Но социальным изменением открытие энергии пара стало лишь тогда, когда широко на практике были использованы мощные паровые машины. Открытие физиком Рентгеном нового вида излучения также стало изменением лишь тогда, когда медицина получила надежное средство ранней диагностики многих заболеваний, когда астрономы стали использовать рентгеновские телескопы для все более глубокого проникновения в дальний космос.

Изобретение - это комбинированное или новое использование ранее существовавшего знания. Если открытия связывают чаще всего с наукой, то изобретения относят к сфере техники. Действительно, изобретения бывают материальными - автомобиль, стиральная машина, кофеварка, к примеру. Но изобретения бывают и социальными. Человек, например, "изобрел" алфавит, принципы выборной демократии и правового государства. К тому же надо иметь в виду, что изобретение также становится изменением, когда оно широко используется на практике, влияет на социальные институты, организации, меняет нечто в структуре общества, во взаимодействиях индивидов и групп. Автомобиль, например, стал реальным социальным изменением лишь тогда, когда стал массовым средством передвижения, когда изменил мобильность человека.

Еще одним видом социального изменения является диффузия. Под диффузией понимается распространение норм, ценностей от группы к группе, от этноса к этносу, это заимствование культуры, ее образцов одними общностями у других. Социальная диффузия происходит постоянно, взаимообогащая социумы. Известно, что опера, как жанр музыкально-драматического искусства появилась в Италии, но в сочетании с традициями многоголосого напевного пения, свойственного русским, вызвала к жизни классическую русскую оперу ХIХ века, едва ли не вершину оперного искусства. Методы научной организации труда, разработанные в свое время Тейлором, Фордом, Файолем стали распространяться в свое время в большинстве стран, вызвав значительный рост эффективности производственных процессов. Диффузия возможна в тех случаях, когда осуществляется тесный контакт культур. Часто в обществе намеренно усиливается диффузия. К примеру, наиболее успешно менеджмент и в теории, и на практике начал развиваться в США. С целью приобщения к науке, практическим методам рационального управления представители многих других стран овладевают менеджментом именно в Соединенных Штатах.

Очень важным видом социальных изменений, выделяемых по содержанию, является инновация. Инновация - это комплексное, наиболее важное социальное изменение, включающее в себя использование нескольких открытий и изобретений, и коренным образом воздействующее на многие стороны социальной жизни. Можно утверждать, что одной из крупнейших инноваций ХХ века явился персональный компьютер, коренным образом изменивший труд миллионов людей, способы коммуникации, накопления и использования информации, проведения свободного времени. Другой инновацией, которая основана уже на использовании персонального компьютера, является Интернет.

Важным фактором, который влияет на быстроту восприятия социальных изменений, состоит в возможности продемонстрировать обществу их преимущества. Опыт и специальные исследования показывают, что социальные изменения быстрее утверждаются в обществе, если люди убеждаются в их необходимости, полезности. К примеру, североамериканские индейцы достаточно быстро в свое время освоили огнестрельное оружие, поскольку его преимущества по сравнению с традиционными луком и стрелами были весьма разительными. В то же время индейцы долгое время не могли принять достижения европейской медицины, так как им казалось весьма сомнительным действие всех этих порошков и таблеток. Трудно доказать преимущества европейской медицины и тибетским монахам, которые только по пульсу, без всяких иных процедур и исследований могут устанавливать наличие до 90 заболеваний.

Инновации, другие социальные изменения могут находиться в существенном конфликте с существующими длительное время образцами культуры, традициями, нормами. В некоторых регионах Азии, Африки ислам, например, распространился в большей мере, чем христианство, еще и потому, что христиане отрицательно относятся к полигамии, т.е. многоженству. Но эта форма брака уже была элементом культуры у многих племен в названных регионах. Инновации могут вносить новые культурные образцы, не представленные в существующей системе культуры. Тогда эти новые образцы медленно адаптируются, стараются стать похожими на некоторые привычные, обычные для людей. Известно, к примеру, что первоначально автомобилям в Париже было запрещено передвигаться со скоростью более 5 км. в час, а впереди машины должен был идти человек с красным флажком. Первые бетонные блоки были сделаны бесформенными, похожими на обычные валуны.

В. Огбер различал следующие основные формы социальных эффектов от социальных изменений. Во-первых, это дисперсия, или множественность, распространенность эффектов. Изобретение автомобиля, к примеру, потребовало развития нефтехимической, дорожно-строительной отраслей промышленности. А это в свою очередь связало воедино каждую страну, ускорило обмен результатами деятельности. Неслучайно американцы говорят, что именно автомобиль сделал их страну такой индустриальной и мобильной. Во-вторых, это производный эффект. Это воздействие, социального изменения, какой-либо инновации, например, на смежные области социальной жизни. Продолжая предыдущий пример, можно сказать, что изобретение автомобиля изменило характер досуга миллионов людей, а их способность в короткие сроки индивидуально преодолевать значительные расстояния позволила им искать работу за сотни километров от постоянного места жительства.

В-третьих, эффект от внедрения нововведений может быть в форме конвергенции. Это своего рода соединение воздействия сразу нескольких социальных изменений, инноваций. Внедрение конвейера, например, породило совершенно новые профессии, вызвало к жизни совершенно иное разделение труда. А атомный реактор, открытие деления ядер урана в сочетании с изобретением мощных баллистических ракет изменили отношение человека, по крайней мере меняет такое отношение, к проблемам войны и мира.
Социальная мобильность как вид социального изменения.

Одним из важнейших видов социальных изменений, на котором следует остановится особо, является социальная мобильность. Теорию социальной мобильности начал разрабатывать П.А. Сорокин. Прежде чем раскрывать содержание этого понятия, процесса, необходимо вслед за Сорокиным определить такое важное понятие как социальное пространство. Дело в том, что вне понятия социальное пространство невозможно выявить сущность социальной мобильности, понять те движения, перемещения, которые индивид может совершать в обществе. По мнению этого крупнейшего русско-американского социолога, точно так же как о расположении предметов физического мира (низко, высоко, близко, далеко) мы судим по их взаиморасположению, точно так же и о положении человека в обществе (престижное занятие, высокое положение и т.п.) мы можем заключить, лишь зная его положение относительно других людей. При этом пространственно, физически люди могут быть близко друг от друга (король и его слуга), но в социальном отношении между ними может быть настоящая пропасть. А вот герцог может жить и далеко от короля, но в социальном отношении он очень близок к нему, более того, в любой момент герцог сам может стать королем. Таким образом, социальное пространство не совпадает с пространством физическим.

Социальную мобильность Сорокин определяет как любой переход индивида, группы или любого иного социального объекта, ценности от одной социальной позиции к другой. Можно привести немало примеров мобильности. Сын крестьянина стал купцом. Инженер-электронщик потерял работу и зарабатывает на жизнь грузчиком. Врач переехал из крупного города в сельский населенный пункт. Курсант завершает обучение в военном вузе и становится офицером. Девушка вышла замуж. Абитуриент стал студентом. Таких примеров каждый может в любой момент привести немало. И все это примеры социальной мобильности. Сорокин полагал, что в истории не было, нет и не будет общества, в котором полностью отсутствовала бы мобильность индивидов. Даже в древнеиндийском обществе, разделенном, как известно, на больше число каст существовали, правда, весьма редкие перемещения людей из касты в касту. Общество, в котором отсутствовала бы мобильность, Сорокин сравнивал со зданием, в котором между этажами отсутствовали лестницы и лифты. Такое, с его точки зрения, невозможно. Но и таких обществ, в которых совершенно свободно, без каких-либо усилий осуществлялись бы перемещения индивидов из одного положения в другое, также не существует. Это было бы здание, в котором отсутствовали бы перекрытия, а все люди находились на одном уровне.

Сорокин исследовал ресурсы мобильности, то есть те потенциальные возможности, которые мог использовать индивид для перемещения по социальной лестнице. Ресурсы социальной мобильности – это своего рода социальная энергия, обладая которой человек может улучшать свое положение в обществе. На протяжении истории человеческого общества люди использовали разные ресурсы мобильности. Одним из таких ресурсов в любом типе общества, безусловно, являются финансовые возможности человека, деньги. Наличие такого ресурса позволяет человеку не только уверенно решать свои экономические проблемы, но и продвигаться в социальном отношении, получая достойное, качественное образование, например. Еще одним важным ресурсом мобильности является положение родственников индивида, его связи с представителями различных слоев, знания, умение, навыки, воля, мотивы различной деятельности. С продвижением общества к развитому индустриальному состоянию особое значение приобретает такой ресурс мобильности как знание, обладание информацией. Есть, что называется хрестоматийный пример о важности такого ресурса мобильности как информация. Известно, что Ротшильд свое первое состояние сделал используя именно данный ресурс мобильности: с помощью голубиной почты (а иной столь быстрой в начале XIX века просто не существовало) он первым в Англии узнал, что Наполеон потерпел поражение под Ватерлоо. И достаточно быстро смог распорядиться финансами, чтобы за бесценок скупить в условиях панических настроений (ведь общество еще не знает, что наполеоновская эра, а вместе с ней и континентальная блокада Англии) закончилась) многие предприятия. А через какую-то неделю эти же предприятия стоили уже едва ли не в тысячу раз дороже. Получается, что без нарушений закона, обмана и мошенничества Ротшильду удалось существенно нарастить свой капитал, используя только наличие очень ценной информации.

Сорокин выделял и различные каналы мобильности, то есть такие социальные институты, через которые и осуществляется возвышение человека над остальными. Каналы мобильности позволяют использовать социальную энергию, включать в действие ресурсы мобильности.

В истории общества, на ранних ее этапах, Сорокин отметил два основных канала мобильности: армия и церковь. Из почти ста римских императоров, например, свое возвышение в обществе более двух третей начинали как военачальники. В средние века возросло значение церкви, как такого социального института, который способствовал продвижению человека. Хрестоматиен пример с папой римским Сикстом V, который в детстве был свинопасом. В развитом индустриальном обществе чрезвычайно возрастает значение института образования для занятия человеком все более высокого положения в обществе.

Различают много видов социальной мобильности.

Во-первых, можно говорить о простейшей, например, географической мобильности. Это перемещение человека в физическом пространстве. В каждый данный момент времени огромное число людей используя автомобильный, морской, железнодорожный и иные виды транспорта с разными целями перемещаются по земле. Все остальные перемещения индивидов являются более сложными.

Во-вторых, есть мобильность индивидуальная и групповая. Понятно, что индивидуальная – это такая мобильность, которая требует от человека личных усилий для изменения социального положения, а групповая связана с серьезными подвижками в структурах общества в целом, когда изменения в социуме приводят к изменению положения и индивидов. Групповую мобильность Сорокин сравнивал с тонущем в море кораблем, когда бедствие терпит сразу множество людей. Индивидуальная мобильность уподоблялась им с падением одного человека за борт корабля. Групповая мобильность характеризует общество в период революционных, резких изменений. Так было, к примеру, после октября 1917 года, когда в России резко ухудшилось в социальном отношении положение дворян, но существенно улучшилось положение рабочих и беднейших крестьян. Можно вспомнить и другой пример, когда после 17 августа 1998 года многие слои, группы населения в нашей стране также оказались в сложном положении, понизили свой социальный статус. Индивидуальная мобильность отличает развитые индустриальные страны, стабильные социальные системы, не испытывающие катастроф и глубоких политических или экономических кризисов и потрясений.

В-третьих, выделяются также вертикальная мобильность, которая подразделяется в свою очередь на восходящую и нисходящую, и горизонтальная мобильность. Вертикальная восходящая связана с изменением статуса индивида: курсант стал офицером, менеджер стал топ-менеджером, врач назначен главным врачом и т.п. Это примеры восходящей мобильности, улучшающей положение человека в обществе. Соответственно, вертикальная нисходящая ухудшает положение человека в обществе. Горизонтальная не меняет социальное положение человека: сотрудник органа внутренних дел назначен на равную должность в другой отдел, врач перешел на работу в другую поликлинику.

В-четвертых, мобильность может быть связана с положением человека в разных подсистемах общества. Мобильность экономическая – это такая, которая улучшает или ухудшает материальное положение человека, а мобильность политическая, соответственно, его положение в социально-политической сфере социальной жизни. Сорокин отмечал, что в реальном обществе эти два вида мобильности тесно связаны друг с другом. Как правило, улучшение человеком своего материального положения позволяет ему подниматься и по социально-политической лестнице, а заметное изменение к лучшему положения в политической подсистеме общества дает возможность лучше решать и свои материальные проблемы.

В-пятых, можно выделить межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность – это улучшение или ухудшение своего социального положения относительно родителей, а внутрипоколенная – относительно своих ровесников. Хороший образ использовал в свое время писатель В. Солоухин, чтобы показать межпоколенную социальную мобильность. Между мной и моей дочерью, говорил он, пропасть – я сын крестьянина, а она дочь писателя.

Как нетрудно заметить, исследование социальной мобильности, разных ее видов и проявлений позволяет лучше понять общество в целом, его современное состояние, трудности и проблемы. Действительно, чем выше восходящая мобильность, тем лучше развивается общество, а чем больше людей опускается на социальное дно, тем значит тревожней и состояние всех основных подсистем общества. Точно также можно утверждать, что наличие позитивной межпоколенной мобильности также свидетельствует об улучшении ситуации в обществе, о его прогрессе. Для того, чтобы полнее использовать феномен социальной мобильности в изучении общества можно выделить разные ее параметры.

Итак, социальная мобильность характеризуется следующими параметрами. Во-первых, одним из параметров социальной мобильности является ее скорость. Скорость мобильности - это число групп или страт, которые проходит индивид за определенный промежуток времени. Во-вторых, параметром социальной мобильности является интенсивность. Интенсивность мобильности - это количество индивидов, которые меняют социальные позиции за определенный промежуток времени. Развитое современное индустриальное общество характеризуется индивидуальной восходящей мобильностью значительного числа индивидов. А главными ресурсами мобильности в таком социуме являются знания, информация.

Для полного изменения социального положения в результате мобильности, адаптации к новым условиям индивиду необходимо использовать несколько способов, приемов освоения нового социально-культурного пространства. Во-первых, необходимо изменить образ жизни, что означает, в частности, изменение материального стандарта (новая манера одеваться, новое оснащение жилья, новые средства передвижения и т.п.). Во-вторых, необходимо осваивать новое типичное статусное поведение. Это означает освоение новых речевых оборотов, манер общаться, новых способов проведения досуга и т.п. В-третьих, должно быть изменено социальное окружение. Должен быть установлен контакт с индивидами соответствующего статусного положения. Следует закрепиться в определенных досуговых и иных группах, отказаться, возможно, от некоторых прежних приятелей.

Таким образом, показано, что общество пребывает в постоянном изменении, разные коллективные действия людей способствуют то ускорению перемен в социуме, то тормозят их, а то и отбрасывают общество к прежним формам организации социальной жизни. Среди изменений одно из важных мест занимает мобильность, свойственная всем обществам на всех этапах их развития. Изучение мобильности позволяет лучше понять общество, его трансформацию.
Понятие и типы социальных движений.
Социальные изменения не происходят сами по себе. В любой социальной системе, в любом обществе необходимы целенаправленные, согласованные действия людей, чтобы вызвать необходимый эффект от изменений, получить желаемый результат от них. Современные социологи полагают, что социальные движения могут быть направлены как в поддержку тех или иных изменений, так и против них, тормозя процессы, идущие в обществе.

Американский социолог Р. Тернер дал следующее определение социальным движениям. Социальное движение – это совокупность совместных коллективных действий людей, групп, направленных на поддержку социальных изменений или против них в обществе или в отдельной социальной системе. Данное определение объединяет широкий спектр движений: политических, религиозных, молодежных, национально-освободительных и т.п. Социальное движение может включать в себя разнообразные институты, организации. Но содержательно движение представляется именно как действия людей, осмысленные или не вполне, масштабные или не очень, но обязательно согласованные действия.

Классифицировать социальные движения достаточно сложно. Во-первых, потому, что они различны и по времени существования, и масштабам действия, влияния на социальную жизнь. Во-вторых, в силу того, что данное, конкретное движение может являться лишь стадией, этапом более сложного, многогранного движения. Тем не менее социальные движения классифицируют по разным основаниям.

Во-первых, среди наиболее общих типов движений принято выделять движения эволюционные и революционные. Эволюционное движение трактуется обычно как такие действия людей, которые вносят плавное, постепенное, длительное, чаще всего самопроизвольное, спонтанное изменение в социальную жизнь. Наиболее полно идеи эволюционизма разработал в свое время Г. Спенсер. Для него эволюционное движение в обществе – это лишь фаза общего развития планеты, жизни на ней. Главное в эволюционном движении, с его точки зрения, это появление все более сложных структурированных систем в обществе. Всякие конечные однородные системы неустойчивы. По мере усложнения системы возрастает темп дифференциации. В свою очередь разнообразные элементы предполагают их специализацию, наделение определенными функциями. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть общей универсальной эволюции. Эволюция - это самодвижение общества, его естественное состояние.

Значительный вклад в развитие идей эволюционизма внес и Э. Дюркгейм. Он противопоставлял два типа обществ. На одном полюсе эволюции находятся простые общества с малоразвитым разделением труда и сегментарной структурой общества, где каждая часть общества однородна по отношению к другой. На другом полюсе эволюционного движения общества находятся высокосложные социальные системы, которые представляют собой целостную совокупность элементов, каждый из которых играет специфическую роль.

Разновидностью эволюционного движения является реформистское движение. В отличие от общеэволюционного, реформистское движение это осмысленные, достаточно рационализированные его участниками коллективные действия, предполагающие изменения каких-либо отдельных сторон, граней общества. Например, реформаторы могут ставить целью преобразовать вооруженные силы, привести их в соответствие с требованиями времени (военная реформа), отдельные аспекты функционирования правоохранительной системы (судебная реформа) и т.п. Для успешного реформистского движения необходимы следующие условия. Во-первых, его участники должны позитивно относиться к социальному порядку в обществе в целом, претендуя на изменение лишь отдельных его сфер, подсистем. Во-вторых, участники реформистского движения должны иметь возможность открыто заявлять о своих намерениях в обществе, иметь возможность высказывать и обосновывать свою позицию перед общественностью. Из сказанного следует, в частности, что реформистское движение невозможно в обществе с тоталитарном политическим режимом. Ведь в таком обществе нет условий для свободного выражения мыслей, которые не разделялись бы правящими кругами.

Противостоит эволюционному движению движение революционное. Это достаточно кратковременное, радикальное по задачам движение, имеющее целью полное ниспровержение существующей социальной системы, замену ее другой, по всем параметрам отличающейся от имевшейся. Родоначальниками идеи революционного движения в новое время были К. Маркс и Ф. Энгельс. Они называли революции локомотивами истории, т.е. основной движущей силой общественного развития. Как видим, XIX век породил две основные идеи развития общества: идею эволюционных усилий людей, эволюционного движения и идею кардинального изменения, быстрого, решительного, революционного перестроения всех основных подсистем общества. И для той и для другой идей были веские основания. История общества к тому времени была полна революционными взрывами, крестьянскими восстаниями, бунтами. Но история одновременно была наполнена и непрерывными усилиями людей по совершенствованию социальных отношений и взаимодействий.

Немаловажный вопрос заключается в том, можно ли обойтись без революционных движений и, соответственно, без столь острых конфликтов и потрясений? Ведь социальная цена любой революции исключительно высока. Известна, к примеру, фраза Н.Г. Чернышевского о том, что из дохлой реформы вырастает революция. Русский мыслитель имел в виду реформу, отменяющую крепостное право. Можно вспомнить и оценку В.И. Ленина, данную им на заседании ВЦИК в феврале 1918 года: "Какой дурак пошел бы на революцию (имеется в виду октябрьская революция 1917 года), если бы правительство проводило реформы?". Как видим, революционное движение в оценке этих известных радикальных деятелей во многом определяется несвоевременным отслеживанием ситуации в обществе, непринятием мер по решению наиболее злободневных его проблем. Иными словами, революционное движение получает шанс на успех тогда, когда правящая элита не осуществляет реформы той или другой подсистем общества, когда эти реформы запаздывают или проводятся без учета интересов больших социальных групп.

Американские социологи Л. Эдвардс и К. Бринтон выделили следующие стадии революционного движения. Первая заключается в накоплении глубокого социального недовольства и неудовлетворенности у значительных масс людей. Вторая состоит в непродуманных действиях правящей элиты, в неспособности интеллектуальной части общества успешно критиковать сложившееся положение дел, действовать так, чтобы основная часть общества понимала эту элиту. Третья стадия связана с появлением побуждения людей к активным действиям, а также и появлением социального мифа о возможности быстрого и безболезненного решения жизненно важных проблем. Четвертая стадия предполагает собственно революционные действия, революционный взрыв, которому могут способствовать колебания и слабость правящей элиты. Революционные действия могут быть в форме захватов жизненно важных центров (средства связи, транспорта, правительственные здания и т.д.), в форме открытого сопротивления силам порядка (восстание, вооруженный мятеж и т.п.). Пятая стадия может характеризоваться приходом к власти умеренных революционеров, которые удовлетворены победой. Шестая стадия может означать выход на активные позиции экстремистов, которые уничтожают всякое инакомыслие и недовольство. Седьмая стадия - это период террора, уничтожение всяких форм открытой оппозиции. Восьмая стадия означает, что в обществе начинается возврат к спокойному состоянию общества, устойчивой власти, к некоторым образцам предреволюционной социальной жизни.

По-своему решал проблему возможности и успешности революционных движений П.А. Сорокин. Он видел причины революционных движений, во-первых, в увеличении подавления базовых инстинктов (самосохранения, коллективного самосохранения, собственнический), во-вторых, в наступлении всеобщего характера подавления таких инстинктов, в-третьих, в бессилии сил порядка (армии, полиции, сил безопасности).

Социальные движения могут классифицироваться по составу участников. Выделяют поэтому по такому основанию, например, феминистское движение (социальное движение женщин в защиту своих прав); рабочее или профсоюзное движение (социальное движение людей наемного труда за лучшие условия, организацию, оплату рабочей силы); молодежное движение (движение представителей молодежных организаций, союзов за права молодого поколения).

Теперь коротко о других типах социальных движений. Выделяют, например, экспрессивные социальные движения. Это такие движения, участники которых не пытаются изменить действительность, не ставят целью преобразовать социальную реальность, а изменяют свое отношение к ней. Как правило, это достигается путем ритуализации совместных действий, появления неких коллективных мечтаний, обращенных чаще всего в прошлое. Это могут движения ветеранов, групп кришнаитов и т.п. Утопические социальные движения основаны на идеях и представлениях о возможности абсолютно равноправного, идеального общества. Такими были движения первых христиан, буддистов. В ХIХ веке Оуэн создавал коммуны, а последователи Фурье фаланги, образованные на принципах отказа от каких-либо форм неравенства, прежде всего имущественного. Как и всякий утопизм, такие попытки воплотить в жизнь некие абстрактные идеи о всеобщем гуманизме и полном социальном равенстве на практике оказывались несостоятельными.

Все социальные движения имеют определенные жизненные циклы. Первая стадия – стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении социального беспокойства. Может развиться ощущение несправедливости, неуверенности в завтрашнем дне. Может возникнуть боязнь потерять достигнутое. Следующая стадия – стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится социологам как неопределенное, несфокусированное чувство. Когда беспокойство концентрируется на определенных условиях и причинах несчастий, неудач, тогда возникает побуждение к действиям. Это и есть стадия возбуждения. Дальнейшее развитие движения зависит от появления лидеров, их популярности.

Обычно стадия возбуждения охватывает непродолжительный промежуток времени и заканчивается либо переходом к активным действиям, либо потерей интереса людей к этому движению, адаптацией их к новым условиям существования. Стадия следующая – формализации. Многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации. Последователи движения, его участники могут ничего не создавать, а только ликвидировать, упразднять и т.п. Но на этой стадии движение может и организационно оформиться. Затем следует стадия институционализации. Она фиксируется у всех движений, которые существуют достаточно длительное время. Агитаторы движения замещаются чиновниками, появляется более или менее устойчивая идеология, своя символика.

Но именно институционализация часто не устраивает многих членов движения, потому что она как бы встраивает движение в существующую социальную систему, находит в ней своеобразную нишу. Стадия распада. Она может отмечаться, а может и не отмечаться. Большинство социологов полагает, что социальное движение завершается его институционализацией. После этого движение превращается в социальную организацию.

Социальное движение может прекратить существование на любой из стадий, начиная от угасания беспокойства, появления социальной апатии до стадии разложения, когда движение оформляется в некую организацию. Отдельные социологи вообще полагают, что время массовых социальных движений минуло. Как заметил один французский социолог, в настоящее время даже штурм Бастилии был бы не возможен, поскольку большинство людей захотели бы посмотреть это событие по телевидению. В этой шутке скрывается доля истины. Действительно, социальная жизнь все более атомизируется, приобретает индивидуальные черты, когда отношение к любому событию, явлению выражается, прежде всего, на личностном уровне. Однако следует заметить, что сказанное французским социологом относилось к тому времени, которое предшествовало и массовой миграции, и попыткам лидеров отдельных стран вновь навязывать свои представления о добре, справедливости и демократии всем остальным народам. События на Украине в 2014 году года зримо показали, что время массовых выступлений людей отнюдь не прошло.

Поэтому П. Штомпка выделяет в настоящее время так называемые новые социальные движения. К ним он относит, например, экологические социальные движения, т.е. совместные действия людей в защиту среды обитания. К новым социальным движениям можно отнести и антиглобалистское движение, участники которого чаще всего протестуют против нивелирования социальной жизни, против господства единственной сверхдержавы в мире, выступают за сохранение национальной самобытности народов, стремятся заявить о необходимости обеспечения равного доступа представителям всех народов к качественному образованию, здравоохранению.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта