Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция девятая. Социология девиантного поведения и преступности

  • Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеЛекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
    АнкорЛекции по Социологии
    Дата04.04.2022
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLektsii_po_sotsiologii (1).doc
    ТипЛекции
    #439773
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Часть первая.

    План лекции.

    1. Социология права о природе, формах девиантного поведения.

    2. Формы воздействия на наиболее опасные формы девиации.


    Социология права о природе, формах девиантного поведения
    Совершенно очевидно, что социология права не может обойти вниманием проблему девиации, то есть отклоняющегося поведения. (Девиация в переводе с латыни означает "отклонение, уклонение от дороги"). Социология всегда пристально всматривается во все то, что связано с нарушениями норм, правил, предписаний, инструкций и тому подобными несоответствиями поведения человека или даже группы ожиданиям иных групп, общества в целом. Ведь само право, правовая ситуация связаны не только с нотариальными актами, наследованием имущества, торговыми и иными экономическими сделками, приватизацией собственности, в частности, жилья, судебными решениями, но и с повседневным поведением индивида, групп людей в среде себе подобных.

    Когда говорят о наличии каких-либо отклонений в поведении индивида, общности, то это означает, что есть поведение, которое не только распространено, но и одобряется людьми, группами, но есть и такое, которое выпадает из представлений о дозволенном действии.

    Здесь и возникает одна из проблем. Суть ее состоит в том, что очень важно для начала уточнить, от чего происходит отклонение. То есть необходимо выявить не только причину отклонения, его мотив, но и определить, от чего, т.е. от каких стандартов, образцов поведения происходит то или иное отклонение. И еще один вопрос, который возникает в этой связи: является ли отклонением то, что очень распространено, стало обычным, массовидным, типичным? Иными словами, прежде всего надо обратиться к социологической интерпретации понятия "норма".

    Еще Дюркгейм выделил два принципиально важных отклонения в поведении индивида от неких средних величин, параметров. В статье "Норма и патология" он писал: чтобы получила возможность выражения индивидуальность человека, чьи мечты, творчество опережает свое время, необходимо, чтобы существовала и возможность выражения индивидуальность преступника, стоящего ниже уровня современного ему общества. Получается, что отклонение от нормы бывает позитивным, но бывает и негативным. От чего тогда происходит отклонение? Что содержательно означает понятие "норма"? Что такое эта некая средняя величина поведения, действия?

    Размытость, неопределенность, подвижность понятия "норма", применимость этого понятия и к жизни общества в целом, и к ситуации в отдельных группах, общностях, применимость этого понятия в научной деятельности, в обыденной жизни, в самых разных ситуациях, как видим, фиксируется и осмысливается достаточно давно.

    Для Дюркгейма, например, норма, образец – это не только привычный способ действия, это, прежде всего, обязательный способ действия. Регламентирует, указывает на то, что есть норма, а что не есть норма группа, в которой и возникли представления о привычных образцах поведения. Норма выглядит предельно обобщенной, с весьма широким содержательным наполнением. Но такой группе могут противостоять и реально противостоят другие, иные группы, которые имеют свои представления о дозволенном и запрещенном поведении. В таком случае каждая группа является нормообразующей. Есть нормы, которые сопрягаются, по крайней мере, не противоречат нормам других групп. Есть и такие нормы, которые разделяются другими общностями, являются общими для всех. Но есть и такие нормы, которые присущи, свойственны только данной группе. Действительно, что, например, принято в какой-либо семье, может быть совершенно недопустимо в другой.

    Российский философ И. А. Ильин, размышляя о праве, его нормативной основе, утверждает, что норма есть суждение, которое устанавливает известный порядок как должный или по-другому – выраженное в словах правило лучшего. Имеется в виду правило оптимального, т.е. лучшего из всех возможных способов действия и взаимодействия людей и групп.

    И в современной социологии фиксируется большое разнообразие в подходах к определению понятия "норма".

    Во-первых, Ю.Д. Блувштейн и А.В. Добрынин, выделяют три значения понятия норма. Первое. Норма – это нечто распространенное, типичное для данного класса явлений. Второе. Норма – это то, что отвечает сложившимся в данной субкультуре ожиданиям. Третье. Норма - это то, что предписано группой, которая обладает властными полномочиями.

    Во-вторых, Е.Э. Смирнова, В.Д. Курлов, М. Д. Матюшкина предлагают следующую типологию социальных норм. Первая. Норма-идеал, которая соответствует дюркгеймовскому понятию "образец". Вторая. Норма-правило или традиция. Это поведенческие акты, которые сложились в определенном социуме и воспроизводятся от поколения к поколению. Третья. Норма как профессиональное правило. Четвертая. Норма как статистическая величина, которая передает некоторые свойства, присущие большинству индивидов, явлений природной и социальной жизни.

    В-третьих, Н. Смелзер полагает, что существуют самые разнообразные нормы. Они отличаются и по степени строгости соблюдения, и по распространенности. Соблюдение некоторых контролируется группой – друзьями, семьей, сослуживцами. Соблюдение других контролируется государством. Некоторые нормы имеют определенные границы: лекции должны начинаться и заканчиваться в установленное время. Другие нормы менее определенны: профессор должен публиковать свои труды. Но когда, где, сколько, какого объема должна быть публикация – все это не определено, не зафиксировано. Нарушение некоторых норм влечет определенные санкции (обязательные наказания), других – неопределенные (можно сделать внушение, а можно лишь выразить недоумение).

    Смелзер в целом выделяет два вида норм: нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-правила – самые важные для общества. Это основные механизмы, которые регулируют сознательную социальную жизнь, скрепляют единство, целостность общества. Нарушение этих норм влечет суровое наказание. Это, прежде всего, законы, запрещающие убийства, похищения людей, терроризм, любое проявление насилия по отношению к человеку. Нормы-ожидания – менее важные, их нарушение не ведет к суровым наказаниям. (Употребление ложки вместо вилки в кафе, появление на улице в купальнике не всегда может вызвать даже замечание, хотя и представляются большинству людей отклонениями от правил).

    В-четвертых, Т. Парсонс в понятии норма находит теоретическое объяснение факта единообразия человеческого поведения, которое проявляется, несмотря на всю его вариабельность. Норма – это не только представление людей о должном, желательном, но это, прежде всего, стандарт действия, регулирующий поведение людей в определенной сфере и характеризующий принадлежность человека к определенной группе. Социальная группа – это то, что независимо от отдельных оттенков, которые остаются за пределами социологического анализа, делает поступки разных людей действием определенного типа. Это и есть "социальное" в действии, в конкретном проявлении. Это то, что делает врача врачом, ученого ученым, офицера офицером. Нормы устанавливают пределы допустимого действия, границы деятельности как таковой.

    Социальная норма, по Парсонсу, это, первое, общезначимое правило поведения. За ним, как правило, стоит санкция или награда, в зависимости от несоблюдения или соблюдения нормы. Норма в себе содержит допустимость отклонения, иначе она не была бы делом выбора субъекта действия. Субъективная сторона нормы проявляется не только в решении субъекта следовать ей, но и в ожиданиях аналогичного поведения от других индивидов. Эти ожидания лежат в основе психологического понятия "привычка". Нормы образуют определенную систему, они иерархично выстроены. Большое число действующих норм заключают в себе возможность конфликта. Сложное переплетение норм ведет к плюрализму нормативных систем у разных групп и общностей.

    И все же понятие норма страдает большой долей неопределенности. Говорить о том, что норма – это наиболее массовидное поведение нельзя. К примеру, молодой специалист, который совершенно не употребляет алкоголя, приезжает на работу в поселок, который отличается всеобщим, что называется, повальным пьянством населения. Кого в данном случае считать нарушителем установленного порядка, кто нарушает норму, чье поведение нормально? Получается, что есть норма группы, она на стороне жителей поселка, но есть норма общества, ей придерживается отдельный индивид. И эти нормы могут не совпадать друг с другом.

    Можно сослаться и на другое обстоятельство. По данным социологических исследований, в настоящее время не менее 70 % подростков являются заядлыми курильщиками, а примерно 95 % учащихся старших классов средних школ употребляют в повседневном общении ненормативную лексику. Тем не менее, что-то делает невозможным назвать все это нормой.

    Итак, будем исходить из того, что в социальной жизни отмечается, выделяется два вида норм.

    Первый вид норм – социальные нормы. Это образцы и стандарты поведения, взаимодействия, которые наиболее распространены в данном обществе в данное время. Второй вид норм – позитивные нормы. Это такие образцы и стандарты поведения и взаимодействия, которые содействуют физическому и нравственному здоровью индивида и общества в целом.

    Эти нормы, то есть первый и второй их виды, могут совпадать, но могут и отличаться. Получается, что столь распространенное в настоящее время в российском обществе табакокурение – это социальная норма, но отнюдь не норма позитивная. Для социологии права этот момент очень важен: независимо от числа индивидов, совершающих какие-либо действия, эти действия могут нарушать позитивную норму. Социология, присущими ей методами, может замерить, зафиксировать распространенность позитивных и социальных норм и на этом основании сделать заключение о направленности развития общества, о наличии в нем признаков моральной и правовой деградации или, напротив, признаков здорового устойчивого развития.

    На первый взгляд сама постановка проблемы о наличии норм социальных позитивных и норм социальных неприемлема. Более того, понятие позитивная норма представляется неопределенным. Ведь если параметры физического здоровья поддаются точному определению: продолжительность жизни; наличие разного рода заболеваний и отклонений психики и т.п., то ситуация со здоровьем нравственным выглядит иначе.

    И все же и эти параметры можно определить, выявить. Во-первых, можно зафиксировать, какое в обществе сложилось в данный момент реальное, а не декларируемое отношение к материнству, детству, старости. Можно зафиксировать, какое число детей родители оставляют без попечения в течение, скажем, года. Известно, например, что в России в настоящее время распространено социальное сиротство, до 680 тыс. детей при живых родителях вынуждены или находиться в детских домах, или быть беспризорными. По некоторым данным, например, сейчас в стране до 2 млн. беспризорных. Можно зафиксировать и распространенность ненормативной лексики. Можно заметить, измерить и распространенность в массовых изданиях так называемой жесткой эротики, сцен насилия. Эти и многие другие показатели могут показать степень нравственного здоровья общества.

    Что же тогда девиантное поведение, что есть девиация?

    Нормально то, что содействует физическому и нравственному здоровью общества и человека. Социальная патология, девиация есть то, что нарушает позитивную норму. Степень распространенности какого-либо явления, действия не влияет на положительность его оценки. Так называемое "крышевание", вынуждаемая силовая защита бизнесменов, чем сейчас занимаются не только криминальные сообщества, но и вполне легальные структуры, милиция, например, может быть сколько угодно распространенным явлением, все равно это негативная социальная норма. Итак, девиантное поведение это такое, которое нарушает позитивные нормы.

    Теперь о классификации девиантного поведения.

    Во-первых, выделяют девиацию одобряемую, позитивную и неодобряемую, негативную. Вспомним, что такая классификация восходит еще к идеям Дюркгейма. Что же получается, отклонение может быть позитивным от позитивной нормы? Да, может быть и такое отклонение. Очевидно, что и гениальность, талантливость, и другие подобные качества человека делают его в чем-то не только не похожим на других, но и резко отличающимся от того, что обыденное сознание фиксирует как "средний человек".

    Композитор А.К. Глазунов, например, каждый звук воспринимал и зрительно, он соотносился у него с цветом. Каждая мелодия для композитора была и своеобразной цветовой гаммой. К слову заметить, что А.К. Глазунов свою первую симфонию написал в шестнадцатилетнем возрасте. И таких примеров, т.е. примеров явного отклонения от обычного, обыденного, нормального с точки зрения так называемого среднего человека, можно привести множество. Эварист Галуа, например, в девятнадцатилетнем возрасте создал математическую теорию, на долгие годы, десятилетия определившую все развитие этой отрасли знания.

    Таланты стратега, экономиста, писателя, физика, музыканта и т.п. всегда ценимы в обществе. Поэтому иногда бывает даже странно себе представить, что речь и в данном случае идет об отклонении от нормы, только отклонении, одобряемом общественным мнением. Более того, чем больше в обществе таких позитивных девиантов, Л.Н. Гумилев назвал бы их пассионариями, тем успешнее оно развивается, тем богаче в нем духовная, научная, творческая, в самом широком смысле слова, жизнь.

    Одобряемые обществом отклонения связаны с определенными задатками, свойствами, чертами характера людей, которые их проявляют. Совершенно очевидно, чтобы проявить себя в военном искусстве, в правоохранительной деятельности человек наряду с другими качествами должен, прежде всего, обладать сильной волей, которая и позволяет ему преодолеть тяготы и невзгоды соответствующей деятельности, сосредоточить усилия на достижении высот профессионального мастерства.

    В ряду качеств личности, способствующих проявлению позитивного отклонения можно выделить и повышенную интеллектуальность человека, особые свойства его мышления. Четырехлетний Гаусс, к примеру, подсказал отцу, ведущему вслух какие-то математические расчеты, связанные с ведением хозяйства, допущенную в вычислении ошибку. Так начинал в будущем великий математик. Ясно, что без интеллектуальных способностей проявить себя как математика человеку не удается.

    Выделяют и такое качество, способствующее положительному отклонению, как сверхмотивация. Наличие у людей особой установки, стремление достичь высоких результатов в какой-либо сфере деятельности содействуют сосредоточению усилий именно в ней. Можно вспомнить, к примеру, А.В. Суворова, который особым образом был мотивирован на занятие военным делом. Слабый, болезненный ребенок оказался наделен сильным мотивом, он заставлял себя преодолевать трудности, закалял волю и здоровье.

    Часто мотивом к занятию какой-либо деятельностью может служить семейная традиция, особая обстановка в ближайшем окружении человека. Иногда мотивом выступает компенсация за трудности, лишения перенесенные в детстве, стремление доказать себе и другим, что человек не является бесталанным. Известная певица Г. Вишневская вспоминает, например, что детское ощущение ненужности, заброшенности послужило мотивом к возвышению над другими. Естественно, что занятие музыкой, пением требовало не только такой внутренней установки, но и особых задатков.

    Множество исследований, проведенных психологами, социологами, показывают, что выделение людей среди других, позитивное отклонение связано не только с задатками человека, его мотивацией, но и с определенными личностными свойствами, чертами. Общительность, умение чувствовать изменяющуюся ситуацию в сочетании с твердым характером просто необходимы бизнесмену, политическому деятелю. Отчаянная смелость, быстрота реакции, выносливость необходимы военнослужащему. Личностные качества необходимы для положительного отклонения от нормы, но "заработать", т.е. проявиться они могут лишь в сочетании с другими. Еще раз подчеркнем, что наличие в обществе позитивной девиации содействует его развитию, появлению научных открытий, инноваций, технологических новшеств, произведений искусства и литературы, раздвигающих горизонты возможного, повышающих уровень зрелости социальных отношений, меру духовности общества.

    Но общество не обходится, увы, как мы уже отмечали, без такого отклоняющегося поведения, которое не одобряется им. Негативная девиация заключается в противостоянии позитивным социальным нормам, ожиданиям, вступает с ними в конфликт, является условием дезорганизации социальных взаимодействий, угнетает массовое сознание, порождает обстановку неуверенности.

    Отрицательное отклоняющееся поведение многообразно. Это алкоголизм, пьянство, нарко- и токсикомания, употребление ненормативной лексики. Это и ложь, обман одного человека другим, нарушение иных нравственных норм.

    Что касается, например, алкоголизма, то в России в настоящее время как никогда прежде высоко среднедушевое потребление алкоголя. Всемирная организация здравоохранения на основе экспертных оценок установила, что употребление уже 8 литров абсолютного алкоголя на человека в год ведет к физическому и нравственному разрушению социума. В России этот показатель колеблется сейчас в пределах 14 – 18 литров, и, увы, не имеет тенденции к понижению. Диагноз "алкоголизм", по данным МВД России, может быть поставлен сейчас около 10 тыс. подросткам.

    Серьезным отклонением от позитивных норм выступает и наркомания. Это, как и алкоголизм, тоже заболевание, но тоже с ярко выраженным социальным оттенком. В СССР в конце 1980-х годов прошлого века было зафиксировано около 300 тыс. наркоманов. Большая открытость российского общества, трансформация его, снижение уровня жизни у миллионов людей вызвали настоящую наркоагрессию против нашей страны. По некоторым данным число наркоманов составляет сейчас 10 млн. человек. Причем наркомания все время молодеет. Если еще недавно диагноз наркомания ставился в основном 17 – 20-летним, то сейчас уже не редкость 12 – 13-летние наркоманы. Социологические исследования выявляют, что 22 % российских семей сталкивается с проблемой наркомании.

    К числу негативных девиаций относится и проституция. Из явления социально периферийного, достаточно узкого, постыдного, проституция превратилась в массовый феномен, в своего рода бизнес. Специалисты, которые с медицинской и правоохранительной точки зрения связаны с этим явлением, утверждают, что сутенер, имея "бригаду" из восьми проституток получает в месяц до 25 тыс. долларов. Естественно, что значительная часть этих денег идет на оплату услуг охранников, медиков, содержателей притонов, салонов и т.п., подкуп сотрудников правоохранительных органов.

    Нельзя обойти вниманием и такой вид негативной девиации как самоубийства. Это явление в большой мере присуще переходным обществам, обществам, которые находятся в состоянии кризиса, распада прежней ценностно-нормативной системы. Всемирная организация здравоохранения выявила, что 20 самоубийств, совершаемых в год на 100 тыс. населения, приводит к тяжелым последствиям для общества, вызывает его своеобразное нравственное увядание. В России в 1913 году было зафиксировано 3 самоубийства на 100 тыс. человек населения. В ту пору наша страна была еще сугубо традиционным обществом с достаточно жесткими нормами регуляции поведения индивидов и групп. В середине 1990-х годов прошлого века этот показатель составлял 39 – 40 случаев на 100 тыс. населения. Как видим, это свидетельствует о явном нездоровье нашего российского общества в ходе его трансформации.

    Предельный случай девиантного поведения – такое нарушение норм права, которое связывают с понятием "преступление", о чем еще будет говориться в одной из лекций.

    Во-вторых, девиацию, т.е. отклонения подразделяют на культурные и психические. Если нарушение норм совершают люди, имеющие психические заболевания, то речь идет о психической девиации, если, напротив, отклонения совершают индивиды, не имеющие дисфункций в личностной организации, то это культурная девиация.

    Психически несостоятельные люди, индивиды, страдающие неврозами, психозами, паранойей, другими расстройствами психики, могут неадекватно реагировать на внешние обстоятельства, условия, проявлять агрессивность, не взвешенную оценку происходящего. Другими словами, поведение таких людей, их манера общения, взаимодействия, поведенческие акты могут не вписываться в общеразделяемые требования. Естественно, что поведение психических девиантов в решающей мере является предметом изучения психологов, психиатров, психоаналитиков. Но психические отклонения находятся и в сфере интересов социологов.

    Социологию интересуют следующие аспекты психической девиации. Прежде всего, это выявление общественного мнения, отношения здоровой части общества к тем, кто имеет психические отклонения. Разброс параметров такого отношения может быть весьма значительным: от сострадательного, милосердного отношения к психически несостоятельным людям до такого отношения, которое может отражать оценки больных людей как своего рода "социального мусора". Социологические замеры общественного мнения по поводу отношения к психическим девиантам позволяет сделать заключение о состоянии общества в целом, о превалировании в нем гуманизма либо, напротив, о преобладании жестокого, бесчеловечного отношения к неполноценным, больным людям.

    Социологию не может не интересовать и возможная связь массовидности, степени распространенности психической девиации с общим состоянием общества, функционированием социальных институтов, организаций. По-другому говоря, социологию интересует не создает ли социально-экономическая, духовно-идеологическая обстановка в обществе условия для возрастания уровня психической девиации. Нагнетание страха в средствах массовой информации, действительный уровень преступных проявлений, угнетенное умонастроение людей в связи с высоким уровнем безработицы и т.д. создает в обществе стрессовую ситуацию, что само по себе может оказывать крайне негативное воздействие на людей с неустойчивой нервной системой, увеличить число психических расстройств.

    Понятно, что в решающей мере социология занимается культурными отклонениями, то есть таким поведением психически здоровых индивидов, которое противостоит общепринятым в обществе нормам и правилам. Такое поведение может быть связано с понятием контркультура. Социология выявляет динамику культурной девиации, ее причины, анализирует деятельность социальных институтов и организаций, среди которых можно выделить те, что занимаются всеми формами социального контроля, правоохранительной деятельности. Очевидно, что именно от этих институтов зависит ограничение, а возможно и преодоление особо опасных, с точки зрения общества в целом, видом девиантного поведения.

    Надо иметь в виду, что в обыденном сознании культурные и психические девиации часто соотносятся, часто подменяются одна другой. К примеру, излишне эмоциональное, эпатажное поведение лидера какой-либо политической партии может восприниматься как психическая ненормальность. Хотя за таким поведением может скрываться вполне осознанное, осмысленное, расчетливое стремление поддержать заявленную когда-то политическую репутацию. Также психически ненормальным может представляться людям фанатизм спортивных болельщиков, азарт охотников, рыбаков или игроков в карты. Социология в ряду с другими науками, занимающимися, в частности, разного рода отклонениями, стремится отграничить психические и культурные отклонения, выявить сущностные характеристики последних.

    В-третьих, отклоняющееся, девиантное поведение принято подразделять на индивидуальное и групповое. Это наиболее ясная классификация. Очевидно, что индивидуальное отклонение характеризует поведение отдельного человека с точки зрения соблюдения норм своей группы, общества в целом. К примеру, во вполне благополучной семье, руководствующейся традиционными, консервативными ценностями, может вырасти ребенок-бунтарь, ориентирующийся на иные нормы, совершающий действия, никак не вписывающиеся в семейные представления. В данном случае мы имеем дело с индивидуальным отклонением.

    Но отклонения бывают и групповыми, то есть такими, которые выражают поведение целой группы, не вписывающиеся в общеразделяемые в обществе нормы. Как правило, групповые отклонения связаны с определенной субкультурой. Это может быть, например, группа рокеров или группа футбольных фанатов, наркоманов. Все эти молодые люди, подростки специфически ведут себя, имеют некоторые особенности в применении норм языка и т.п. В девиантных группах осуществляется достаточно жесткая регуляция поведения, своеобразный субкультурный социальный контроль. Выход, "выпадение" из таких групп стоит немалых, прежде всего, интеллектуально-волевых, моральных усилий.

    В действительности, в реальной социальной жизни индивидуальные и групповые отклонения вплетены одни в другие, существуют неразрывно. Часто их разделение осуществляется лишь на уровне социологического анализа, что позволяет выстроить теоретические конструкции, сценарии, описывающие становление личности полного девианта.

    В-четвертых, выделяют первичные и вторичные отклонения. Теорию первичных и вторичных отклонений разработал американский социолог Э. Лемерт. Эта концепция, что очень важно, позволяет проследить становление личности полного или окончательного девианта. Смысл этой концепции сводится к тому, что все индивиды в той или иной мере нарушают какие-либо правила и нормы. Не секрет, к примеру, что практически каждый может позволить себе перейти улицу в запрещенном месте, бросить мусор на тротуаре, использовать порой ненормативную лексику, курить, употреблять спиртные напитки и т.п. Но все эти нарушения еще не исключают человека из своей позитивной социальной группы, своих социокультурных представлений, норм. Нарушения носят характер незначительного сбоя, ошибки в поведении, не воспринимаются окружающими как нечто из ряда вон выходящее. Это и есть первичное отклонение.

    Но индивид может не только повторить нарушение, но и закрепить его, что сделает его изгоем в своей социальной среде, вытолкнет его в какую-либо негативную группу, например, в сообщество наркоманов, алкоголиков и т.п. Тогда и осуществляется переход человека на иные социокультурные позиции. Следует обратить внимание, что первичное отклонение не означает единичного нарушения каких-либо правил, предписаний, точно также как вторичное не означает множественности проступков человека. Индивид может один единственный раз совершить тяжкое преступление, к примеру, убийство, но и это единичное нарушение делает его вторичным, полным девиантом. И напротив, индивид может умеренно употреблять спиртные напитки, но оставаться в глазах окружающих людей нормальным человеком, не стать пьяницей, алкоголиком, как говорят, не опуститься, не потерять своего социального лица, не разрушиться как полноценная личность.

    Концепция первичных и вторичных девиаций важна и с точки зрения подчеркивания роли социального контроля в жизни общества, больших и малых социальных групп. Очевидно, что значение социального контроля, от самого первичного (родители, друзья) до масштабного (специальные государственные органы и правовые институты), заключается в том, чтобы по возможности исключить переход индивидов на позиции вторичных девиантов.
    Формы воздействия на наиболее опасные формы девиации.
    Исследования американских социологов Уайта и Уоллерстайна, проведенные еще в конце 1940-х годов в Нью-Йорке, показали, что 99 % респондентов признались в том, что они совершили один или более незаконных поступков, т.е. таких поступков, которые нарушали требования каких-нибудь правил. Диапазон таких нарушений был достаточно широк: от мелкой кражи в супермаркете до неправильной парковки, употребления спиртного за рулем. Но лишь немногие из правонарушений при этом попали в поле зрения полиции или суда.

    Это свидетельствует о том, что в обществе непрерывно развертывается конфликт между желаниями людей, способами их удовлетворения и давлением социума, заставляющего выполнять некие правила и нормы.

    Несмотря на то, что люди часто нарушают позитивные нормы, в большинстве своем они все же конформисты, т.е. такие индивиды, которые всецело стремятся подчиниться воле и точке зрения большинства. Все это является следствием социализации, которую можно в данном случае представить как процесс вхождения индивида в общество на его условиях. В большинстве случаев в нормальных обществах дети становятся благовоспитанными, лояльными гражданами, которые поступают в полном соответствии с общепринятыми нормами, стандартами поведения, при этом без всякого принуждения со стороны. Но социализация никогда не бывает полностью успешной, что называется беспроблемной, идеальной. Часто она проходит с существенными деформациями, изъянами. Поэтому общество должно иметь возможность воздействовать на индивида, исправить его поведение.

    Парсонс в начале 1950-х годов сформулировал представление о трех методах социального контроля. Первый такой метод - изоляция. Применяется с целью отлучения одного девианта от других, чтобы потом было легче воздействовать именно на относительно изолированного человека. В качестве примера можно привести ситуацию, когда родители меняют место жительства, чтобы оградить своего ребенка от дурного, как они считают, влияния хулиганов, живших прежде по соседству. Изоляция может опираться и на некоторые меры по социальной реабилитации, а может и не предусматривать ее. Именно так, т.е. без возможной реабилитации в тюрьмах могут содержаться преступники, осужденные на пожизненное заключение.

    Второй метод социального контроля - обособление. Это метод контроля, который предусматривает ограничение контакта индивида с другими людьми, но не полностью изолирует его от общества. Такая ситуация позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его требования. Использование данного метода можно проиллюстрировать наличием в СССР лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), в которых по решению суда (важная деталь – не по приговору, а по постановлению) содержали людей, которым был поставлен диагноз алкоголизм. Речь идет и о том, что людей, страдающих психическими расстройствами, могут без их желания помещать в специальные лечебные заведения.

    Третий метод социального контроля реабилитация. Это очень своеобразная подготовка девианта к возвращению к нормальной жизни. В качестве примера использования такого метода можно привести создание реабилитационные центров для наркоманов, малолетних правонарушителей. В США длительное время действует общество анонимных алкоголиков, в которое люди вступают добровольно. Общество принимает разнообразные меры по возвращению людей к нормальной жизни. Реабилитация предполагает общение людей в небольших группах под патронажем каких-либо специалистов (психотерапевты, психологи и т.п.). Может использоваться в этих целях и меры формального контроля, что предполагает вмешательство официальных органов государства (суд, полиция, тюрьма).

    Американский социолог Кросби в 1975 году в своей работе "Взаимодействие в малых группах" выделил четыре основных вида неформального контроля.

    Первый вид получил название социальные вознаграждения. Это может быть улыбка, одобрительный кивок, который сопровождает действие человека который оступился, совершил ошибку, в группе. Но это может быть и повышение в должности. Такой вид контроля служит цели поощрения лояльности, конформизма.

    Второй вид неформального контроля - наказание. В данном случае речь идет не о мерах официального контроля (штраф, выговор и т.п.), а именно о неформальном контроле группы - недовольный взгляд, замечание, игнорирование, бойкот. Может применяться также и угроза физического наказания. Последнее особенно характерно для молодежной и подростковой среды.

    Еще один вид контроля - убеждение. Это очень важный и давний способ воздействия на девианта. Словесно можно показать, доказать преимущества нормального поведения. Тренер, например, может убедить спортсмена, который пропустил несколько тренировок, в необходимости поддержания своей спортивной формы, без чего вряд ли спортсмен сможет принять участие в международных соревнованиях. Все силы логических аргументов, обращения к здравому смыслу могут показать человеку возможность нормального решения жизненных проблем. Естественно, убеждение наиболее сильно действует тогда, когда в обществе господствует обстановка, которая способствует показу преимуществ законопослушного, морального поведения и действия.

    Наряду с неформальными методами контроля во все времена в обществе активно применялись и меры сугубо формального социального воздействия на тех, кто нарушает позитивные нормы. Можно даже утверждать, что на первоначальных стадиях развития общества меры формального и неформального контроля были слиты, совпадали в своем влиянии на человека. Систему формального социального контроля осуществляют специальные организации, предназначенные для защиты правового и морального порядка. Полиция, суды, тюрьмы, психиатрические больницы, налоговые и таможенные органы представляют именно такие организации.

    Один из органов такого контроля – полиция, в России и некоторых других странах название этого элемента правоохранительной системы - милиция. К сожалению, как показывают практика и специальные исследования, сотрудники полиции-милиции нередко превышают свои полномочия. Для этого есть и вполне объективные основания. Сотрудники полиции-милиции постоянно общаются или с потенциальными преступниками, или с действительными нарушителями порядка, т.е. с далеко не лучшими представителями общества. В результате невольно может произойти своеобразное социальное заражение: манера общаться, вести себя может походить у сотрудника полиции-милиции на стиль поведения правонарушителей. К тому же надо иметь в виду, что сотрудники органов порядка сталкиваются с реальной опасностью, что вызывает у них стрессы. Кроме того, им передается власть над остальными гражданами, и у человека может появиться искушение превысить правила и нормы общения с согражданами. Нельзя забывать, что и вышестоящие начальники оказывают на рядовых сотрудников полиции-милиции давление, предъявляют к ним сложные, часто нестандартные требования.

    В результате у этих сотрудников складывается особое отношение к социальной среде. Помимо всего прочего, как показывают специальные исследования, они придают важное значение символическим уликам. Например, неопрятная одежда человека на улице, его пререкание с полицейским, наличие своей точки зрения на происходящее для сотрудника полиции-милиции порой уже вызывают подозрения. Американские данные свидетельствуют, что возраст, раса, классовая принадлежность играют большую роль в решении полицейского об аресте. Так, исследования, проведенные в ряде городов США, показали, что среди арестованных большинство составляли молодые мужчины из числа афроамериканцев.

    Очень часто бывает и так, что полиция нарушает принцип равенства перед законом. Например, в США по законам некоторых штатов лица, уличенные в проституции, могут подвергаться карантину. При этом те, кто сотрудничает с полицией, причем совсем по другому поводу, может, скорее всего, этой процедуры избежать. И в такой ситуации социологи многих стран отмечают, что граждане больше ценят порядок, чем соблюдение полицией законности. Это показывают исследования нашего соотечественника Н.И. Лапина. Но это показывают и исследования британских социологов, проведенные после террористических взрывов в метро летом 2005 года.

    Особо следует остановиться на таком инструменте формального социального контроля, каким является суд. Образ этого органа, где якобы проходит честная борьба сторон уголовного или гражданского процесса во имя продвижения к истине, заметно тускнеет, если обратиться к статистике и социологическим исследованиям. В США, например, от 90 до 98 % уголовных дел не рассматривались в конце 70-х годов ХХ века в судебном порядке. Самым распространенным способом ведения уголовных дел в судах низшей и высшей инстанции стала договоренность с подсудимыми, признающими свою вину. Суть такой договоренности заключается в том, что подсудимый готов признать свою вину, если ему не будет предъявлено обвинение в более тяжком преступлении. А это влечет смягчение приговора. Американский суд, как показывают многие социологические исследования, давно превратился в орудие торга и вымогательства признаний человека в несовершенных им действиях.

    Все сказанное свидетельствует, что в социальном контроле важны и формальные процедуры, и неформальные меры, которые может принять общество, большие и малые социальные группы. Нельзя забывать также, что не было и нет идеальных, совершенных инструментов такого контроля ни в одном обществе.
    Лекция девятая. Социология девиантного поведения и преступности.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта