Главная страница

Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеЛекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
АнкорЛекции по Социологии
Дата04.04.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_sotsiologii (1).doc
ТипЛекции
#439773
страница8 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Лекция шестая. Социальные организации и институты.

План лекции.


  1. Понятие социальной организации и ее основные элементы.

  2. Виды организационных целей.

  3. Социальный институт и его признаки.

  4. Семья как социальный институт.

Понятие социальной организации и ее основные элементы.

Даже рассмотрение социальных явлений и процессов на обыденном уровне позволяет придти к заключению, что большинство социальных групп существует в виде организаций. Еще в древности люди заметили преимущество организации, организованных сообществ, в которых четко распределены роли, функциональные обязанности, где осуществляется постоянная координация и субординация взаимодействий индивидов. Правда, эти наблюдения были стихийными, неосознанными, а значит и не позволяющими в полной мере использовать все положительные стороны организованных усилий для достижения неких общих целей.

Эффект организации состоит в том, что, действуя совместно, и действуя с распределением функций, зная и свою задачу и задачи других индивидов, люди по эффективности усилий превосходят людей, действующих изолированно, не связанно друг с другом согласованием усилий. Явление приращения усилий в ходе совместной согласованной деятельности называется синергией. Но для того, чтобы этот эффект проявился, организация должна создавать условия для оптимальных согласованных действий всех участников деятельности. Социология, обращая внимание на такой феномен как социальная организация, призвана научно обеспечить поиск таких оптимальных действий людей.

Понятие организация употребляется в разных смыслах. Так, А.И. Пригожин выделяет следующие значения этого понятия. Во-первых, под организацией понимают определенный вид деятельности по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей. Организуют, к примеру, учебный процесс, производство каких-либо товаров или услуг, вечер отдыха, спортивные соревнования и т.п. Действительно, чтобы все это состоялось, нужны действия, поведенческие акты людей. Во-вторых, под организацией часто понимают атрибут социального объекта, т.е. неотъемлемое свойство социального объекта иметь упорядоченную структуру. Когда говорят, что социальный объект организован, это означает, что в нем четко определены функции индивидов, распределены должности, соответственно выделены вполне ясные полномочия каждого человека. Совершенно очевидно, что рота солдат заметно отличается от компании приятелей или, скажем, общества филателистов. В первом случае и говорится, что объект структурирован, то есть организован. В-третьих, организация – это искусственно созданная социальная группа, выполняющая определенные функции. Не трудно заметить, что все три значения связаны между собой. Для того, чтобы получить этот эффект приращения усилий, т.е. эффект синергии, необходимо действие по созданию новой группы (первое значение понятия организация). Но данная группа будет эффективно действовать, когда все в ней знают свои задачи, когда группа состоит из определенных подразделений, т.е. хорошо организована (второе значение). И, наконец, большинство социальных групп, в которые включен человек – школа или вуз, фирма или отдел внутренних дел – не возникли сами по себе, они созданы искусственно (третье значение).

Подходы к выявлению наиболее существенных свойств организаций в социологии отмечаются самые разнообразные. Так, Барнард полагает, что главное в организации – это сознательная кооперация людей. Г. Саймон и Д. Марч выделяют в организации координирующую систему как главное условие ее существования. П. Блау и Скот полагают главным в организации наличие структуры. А. Этциони видит специфику организаций в целеполагании, т.е. в выдвижении, в наличии определенных целей организации.

На основе определенного обобщения всех этих точек зрения можно дать такое определение. Организация - это искусственно созданная социальная группа, которая имеет упорядоченную структуру, управляющую подсистему и ориентирована на достижение взаимосвязанных согласованных целей.

Большое место в современной социологии организаций отводится выявлению роли бюрократических, управленческих организаций, которые имеют особое значение в социальной системе. Известно, что М.Вебер высоко оценивал возможности бюрократии и считал ее развитие положительной перспективой общественного прогресса. Немецкий социолог в бюрократии видел наиболее рациональный способ управления общественными процессами.

Вебер определил и так называемый идеальный тип бюрократии. Этот тип включает в себя следующие свойства: управленческая деятельность осуществляется бюрократическим аппаратом постоянно; установлена сфера власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления; управленческая деятельность становится особой профессией, а это означает, что такой деятельности можно и нужно обучат для чего и существует система образования по подготовке чиновников; в управлении господствует принцип безличности. Вебер видел и недостатки бюрократической организации. Главными из них являются действия по шаблону, отсутствие гибкости в реагировании на изменение ситуации в управляемой подсистеме.

Современные исследователи, продолжая традиции М. Вебера, видят главные недостатки управленческих структур в наличии противоречий и конфликтов между профессионализмом и некомпетентностью. Бюрократическим организациям, как полагают современные социологи, присуще также сопротивление новациям. Т.Парсонс, к примеру, отмечал, что власть бюрократа основана на силе приказа, а не на силе компетентного суждения. Понятно, что далеко не всегда первое (указание, распоряжение) сочетается со вторым (высокий профессионализм тех, кто принимает управленческие решения). Более того, подчинение в бюрократических организациях не является добровольным.

Наряду с формальными организациями, пример которой только что был приведен, социология выделяет и неформальные организации. Они возникают самопроизвольно и функционируют на основе принципов межличностного общения. Неформальные организации часто возникают там, где формальная организация не справляется с удовлетворением каких-либо потребностей людей. Недостающую общность интересов и компенсируют неформальные объединения индивидов. Неформальные организации часто действуют на принципах самоуправления.

Самыми масштабными и значимыми организациями являются государство и гражданское общество. С точки зрения социологии, гражданское общество – это совокупность независимых, имеющих возможность реализовывать свои цели личностей и их добровольных объединений. В центре гражданского общества – личность, ее права, свободы. Такой тип общества как определенный противовес другой организации – государству – начал формироваться в Европе на рубеже ХIХ – ХХ веков, хотя идеи такого общества появились значительно раньше. В России процесс формирования гражданского общества был прерван в октябре 1917 года и возобновился только в начале 1990-х годов. Социологи отмечают, что в настоящее время в России существует лишь квазигражданское общество, то есть такое, которое еще не в полной мере отвечает принципам построения действительно общества свободных, относительно независимых от государства личностей.

Каждая социальная организация представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. Первый элемент – индивиды, из которых состоит организация. Это, например, персонал фирмы, учащиеся учебного заведения и т.п. Совершенно очевидно, что люди, как носители социального качества, являются неотъемлемой, более того, важнейшей частью любой организации.

Второй элемент - структура организации. Структуру в данном случае можно охарактеризовать как регулируемые аспекты взаимоотношений людей в организации. Структура – это те нормы и ценности, которыми руководствуются люди в данной организации. Третий элемент - социальная технология. С точки зрения социологии, технология – это определенная, тщательно спланированная, пооперационно выстроенная, обоснованная последовательность действий, деятельности индивидов, в ходе которых члены организации реализуют свои функции, достигая максимального успеха в достижении целей.

Четвертый элемент социальной организации - внешнее окружение. Каждая социальная организация существует в определенной среде. Такой социальной средой является прежде всего совокупность других социальных организаций. В этой среде социальная организация должна не только адаптироваться, но и активно действовать, реализуя свои интересы, но не нарушая в тоже время интересов других организаций. Внешнее окружение может состоять из вышестоящих организаций, организаций одного уровня с данной и организаций нижестоящих, подчиненных по отношению к данной. Скажем, управление внутренних дел имеет нижестоящие социальные организации – отделы, другие подразделения. Но имеется и вышестоящая организация – министерство. Не все социальные организации имеют такие звенья. Но для всех социальных организаций вышестоящей является в конечном счете гражданское общество, которое и задает цели, обязанности для всех остальных элементов сложной иерархии.

По отношению к внешнему окружению организация может реализовывать две основные стратегии действий. Первая стратегия получила название "наведение мостов". Такая стратегия означает максимальную открытость организации для контактов с другими. Вторая стратегия "буферная", то есть стратегия отталкивания. Эта стратегия означает максимальную закрытость организации от внешнего влияния, скрытость информации о ее функционировании. На первый взгляд может показаться, что стратегия "наведения мостов" является наиболее предпочтительной. Но надо иметь в виду, что существуют социальные организации, которые в силу задач, стоящих перед ними, не могут реализовывать максимальную открытость для других объединений. Трудно, к примеру, представить, что Служба внешней разведки (СВР) или некоторые подразделения органов внутренних дел начнут предоставлять всем интересующимся ведомствам, средствам массовой информации сведения и данные о своей деятельности.
Виды организационных целей.

Еще одним элементом социальной организации являются цели. По значимости цели занимают, пожалуй, главное место среди других элементов организации. Действительно, трудно себе представить, что люди создавали бы социальные организации неизвестно для чего. Всякий раз, организуя какое-либо дело, начиная планировать, например, выпуск продукции или задумываясь о необходимости улучшения экологического просвещения и образования молодежи, люди задумываются и о том, с помощью каких объединений, т.е. организаций они будут достигать желаемого эффекта. Цель при этом рассматривается как необходимый и идеально представленный результат деятельности или как те условия, которых пытаются достичь индивиды в организации, используя свою активность.

С точки зрения А.И. Пригожина, существует три взаимосвязанных вида организационных целей. Во-первых, это цели-задания. Это оформленные в виде программ, планов общих действий поручения, которые выдаются данной организации организацией более высокого уровня. Очевидно, что такие цели являются для каждой социальной организации приоритетными. Их выполнение составляет содержание основной деятельности всех членов организации. Можно вспомнить, например, как сформулированная задача создания ядерного оружия в СССР послужила основой для реализации целой системы мер, созданию новых видов производств, концентрации усилий множества научных центров, производственных и иных организаций. Во-вторых, есть и цели-ориентации. Это совокупность установок, целей членов данной организации. Если продолжать пример, то очевидно, что наряду с общими, глобальными целями по созданию "ядерного щита" страны, свои научные цели имели физики, участники проекта, свои цели имели рабочие, инженерно-технические работники. Ясно, что важным моментом выступает совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они имеют расхождение, у людей утрачиваются мотивы для выполнения целей-заданий и работа социальной организации может сделаться неэффективной. В-третьих, существуют и цели-системы. Это рационально выраженное стремление членов данной социальной организации сохранить ее как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность организации. Иными словами, можно сказать, что это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения. Понятно, что цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. При этом на первый план могут выдвигаться цели-системы, то есть стремление при любой ситуации сохранить организацию, даже если ей уже не задаются цели-задания. Такое может наблюдаться, в частности, при крайних степенях развития бюрократических систем. Если цели-задания утрачиваются, то организация может сократить свои усилия или даже прекратить существование. Например, после того, как аэрокосмическое агентство США (НАСА) достигло поставленной политическим руководством страны цели – первый американец ступил на другое небесное тело, опередив советские усилия в этом же направлении, это учреждение было реорганизовано, а персонал резко сокращен (в пять раз).

Но здесь важен один момент. Самая опасная ситуация для общества в целом, для больших социальных групп может наблюдаться тогда, когда некая социальная организация стремится цели-системы представить в виде целей-заданий. Иными словами, может случиться так, что данная организация уже исчерпала цели-задания, т.е. на каком-то этапе своего функционирования оказывается больше ненужной. Но, естественно, людям, которые работают в ней, может быть не только удобным, но и просто необходимым ее существование. Не будем забывать, с каждой социальной организацией человек связывает не только надежды на собственную самореализацию, самоутверждение, но и видит в ней необходимое условие для получения средств к существованию. Инерционность сознания человека связана и с привычным укладом социальной, в данном случае, деятельностной жизни. Человек обрел необходимую квалификацию, выполняет привычные функции, для него в силу этого является исключительно важным существование данной организации в неизменном виде как можно более долгое время. Именно поэтому, можно заметить, для людей всегда очень болезненными являются процедуры сокращения кадров или так называемая реорганизация какого-либо учреждения.

Все перечисленные цели организации (цели-задания, цели-ориентации и цели-системы) являются основными, базовыми. Для их достижения каждая организация ставит перед собой множество промежуточных, второстепенных целей.

Во-первых, в любой организации может быть сформулирована такая цель как укрепление дисциплины членов организации. Во-вторых, целью может быть и моральное, и материальное стимулирование работников, особенно если речь заходит о каком-либо новом проекте, в реализацию которого включается организация. В-третьих, целью организации может быть установление новых связей и взаимодействий с другими организациями, для чего реализуется целая система мер, включая и мероприятия в духе паблик рилейшенз, т.е. специальных действий по продвижению и закреплению каких-либо идей, интересов и т.п. В-четвертых, целью может быть и реорганизация управленческих и иных структур, расширение обучения персонала новым приемам работы. Дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни и структурные звенья. Каждое подразделение должно иметь набор производных целей, выполнение которых служит выполнению основных или базовых целей.
Социальный институт и его признаки.

В обыденном понимании под социальным институтом имеют в виду чаще всего некие организации, учреждения. В социологии также сложилось представление о том, что социальные организации и социальные институты неразличимы. При этом под социальным институтом понимаются большие социальные группы, объединенные некими общими ценностями, идеалами. И все же большинство социологов выделяют отдельные понятия института, организации и группы. Для того, чтобы показать различия в понимании социального института и социальной организации можно привести такой показательный пример. Длительное время существовал институт дворянских дуэлей. Совершенно очевидно, что это было некое установление, никак не похожее на объединение людей в группы или организации. Это был своеобразный метод защиты чести, достоинства и выяснения отношений между дворянами, который существовал в основном с ХVI по ХVIII века. Власть разных стран предпринимала немалые усилия, чтобы остановить дуэлянтов. Фактический правитель Франции герцог Ришелье, например, издал специальный закон, эдикт, запрещающий дуэли, поскольку дворяне слишком часто погибали отнюдь не на службе королю. Но все это помогало слабо. Лишь с развитием иных отношений, отношений меркантильных, буржуазных, с появлением развитой системы независимых светских судов появились иные способы отстаивания своего достоинства, удовлетворения интереса в защите чести. Институт дуэлей исчерпал себя и исчез. Получается, что главное в появлении и функционировании социального института состоит в социальной потребности. Будет эта потребность – появиться и социальный институт, исчезнет потребность, исчезнет, трансформируется и социальный институт.

Социальный институт – это организованная система связей, ценностей, социальных норм, процедур, которая удовлетворяет основные потребности общества и индивидов. Любой социальный институт возникает на основе определенных потребностей и функционирует до тех пор, пока та или иная потребность существует. Но имеются такие потребности, которые существовали всегда или очень длительное время. Поэтому социологи выделяют пять так называемых "вечных" социальных институтов. Это экономика, семья, политика, образование, церковь. Действительно, потребность людей, общества в целом в пище, передвижении, в передаче и освоении информации была и будет всегда. И какова бы не была экономика – примитивное собирательство на первых этапах развития общества или современное сверхиндустриальное производство – этот институт будет нужен всегда. Политика как социальный институт призвана выдвигать социально значимые цели как внутри общества (внутренняя политика), так и в его контактах и взаимодействиях с другими обществами (внешняя политика). Людям необходимо передавать знания, навыки, социальный опыт от поколения к поколению. Значит необходим и социальный институт образования, который в нынешнем своем виде сложился к началу XIX века. Необходимость в общении, моральной защите, потребность в продолжении рода породили институт семьи, о котором еще будет говориться особо. И еще один "вечный" институт – церковь. Он сложился давно, удовлетворяет потребность в духовном общении, в поддержании устойчивости общества, в компенсации непростой социальной жизни многих людей, в утешении, в поддержании у людей надежды на лучшую жизнь. Некоторые социологи, в частности, Т.И. Заславская, добавляют к перечисленным институтам науку и медицину. Институты, организации, группы – разные социальные феномены. Но они неотделимы друг от друга. И группы, и организации состоят из индивидов. А каждый институт, наряду с другими элементами (нормы, ценности, процедуры), включает в себя многие группы и организации. Например, институт экономики состоит из многочисленных коллективов предприятий, фирм, корпораций. Институт образования включает в себя коллективы школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений, управленческих структур.

Каждый институт может включать в себя социальные институты меньшего масштаба. Скажем институт экономики можно представить состоящим из социального института производства, социального института торговли, кредитно-финансового института и т.д. Институт политики включает институт вооруженных сил, социальный институт дипломатии и т.п.

Процесс институционализации складывается из следующих этапов. Сначала возникает та или иная социальная потребность. Затем в ходе удовлетворения данной потребности постепенно формируются общие цели. В ходе складывающегося стихийного взаимодействия появляются определенные нормы. Затем эти нормы находят практическое воплощение, применение. Постепенно происходит установление системы санкций для поддержания норм и правил. Завершается институционализация формированием системы статусов и ролей индивидов. В результате появляется статусно-ролевая структура, одобряемая большинством участников этого процесса. Скажем, в институте образования сложились устойчивые роли преподавателя, учащегося.

Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, упорядочить, закрепить вполне определенные взаимодействия. Социальный институт делает взаимодействия предсказуемыми. Так, потребность в зрелищном досуге привела к появлению институтов театра, шоу-бизнеса, спорта. Потребность в постижении истины упорядочила научные исследования, образовался институт науки. Роли в институционализированном поведении могут быть индивидуализированы.

Любой социальный институт имеет свои специфические черты, но имеет и общие признаки, сходные с признаками любого другого института. Любой социальный институт имеет пять таких признаков. Во-первых, это установки и образцы поведения. Для образования, к примеру, это любознательность, стремление к познанию, для религии – поклонение, послушание. Во-вторых, - символы. Для образования, продолжая наш пример, можно указать такие символы как знак об окончании вуза, для религии - крест, иконы, мощи и т.п. В-третьих, утилитарные культурные черты. Для функционирования каждого института необходимы некие социальные предметы: здания, сооружения, оборудование и т.п. В примере с социальным институтом образования это классы, лаборатории, библиотеки и т.п., с церковью – соборы, реквизит и т.п. В-четвертых - устный и / или письменный кодекс поведения. Имеется в виду, что каждый социальный институт имеет разным способом закрепленные нормы своего функционирования. В случае с образованием это может быть закон об образовании или правила поведения учащихся, для церкви – система запретов, священное писание. Пятым признаком социального института является идеология, то есть система общеразделяемых идей, присущих данному институту. В примере с образованием это может быть равенство в приобщении к получению знаний. Для церкви – православие или католицизм, буддизм или лютеранство, то есть система догматов, иных положений, свойственных именно данной религии.

Общество, как уже отмечалось, является очень сложным социальным образованием. В нем каждая социальная группа, каждая социальная сила в ходе взаимодействия с другими субъектами стремится наиболее полно учесть возможности предсказания поведения иной стороны. Это делает необходимым, чтобы каждый социальный институт явным образом показывал механизм взаимодействия в своих рамках, то есть имел явные, открытые функции. Но все в социальной жизни предвидеть, предсказать в рамках социальных систем невозможно, поэтому социальные институты имеют и так называемые неявные, т.е. латентные функции.

Среди явных функции социальных институтов можно выделить следующие.

Во-первых, это функция закрепления и воспроизводства социальных отношений. Каждый институт имеет систему правил и норм поведения, которые закрепляют, стандартизируют действия людей, делают их предсказуемыми. Тем самым социальный институт сам будучи достаточно стабильной системой одновременно делает устойчивыми и все структуры общества, позволяет передавать от поколения к поколению основные требования общества. Вторая функция регулятивная. Естественно, что она органично связана с первой. Каждый институт, вырабатывая определенные нормы поведения, определяя приемлемые для данного общества в данное время рамки, границы взаимодействий, тем самым и регулирует поведение, все действия людей и социальных групп. Третья функция интегративная. Правила, нормы поведения, выработанные в данном институте, сплачивают, объединяют людей. Усилия людей совмещаются, личные цели при этом могут отходить на второй план, над ними начинают превалировать цели общезначимые, общеразделяемые. Четвертая функция. транслирующая. Это функция передачи социального опыта. Каждый социальный институт имеет своеобразный механизм, включающий каждого человека в систему своих норм, ценностей, традиций, правил. Тем самым обеспечивается включение каждого последующего поколения в социальные взаимодействия, присущие обществу на каждом этапе его развития. Пятая функция коммуникативная. Каждый социальный институт производит социальную информацию, которая распространяется как в нем, так и за его пределами. Более того, существует специальный институт – средств массовой информации – главной, несущей функцией которого выступает производство и распространение информации в обществе.

Теперь несколько замечаний о латентных функциях. Американский социолог Т. Веблен сделал вывод, что производство предметов потребления, например, выполняет часто и скрытую функцию, удовлетворяет потребность части людей в повышении собственного престижа. Веблен писал, что было бы наивным полагать, что люди едят акульи плавники или черную икру, чтобы утолить свой голод, и покупают "Роллс-ройс", потому что хотят получить средство передвижения. В данном случае мы имеем дело с престижным потреблением. Приобретение и использование определенной вещи, предмета может удовлетворять не только явную потребность (средство передвижения), но и скрытую, символическую (дорогое, престижное средство передвижения). Предметы становятся своего рода знаками, метками, передающими финансовые возможности индивидов. Истинная картина социальной жизни может быть начертана только в том случае, если выявляются и латентные функции институтов.
Семья как социальный институт.

Семью можно рассматривать и как малую социальную группу, но можно изучать и как определенный социальный институт. Все зависит от той задачи, которую ставят перед собой социологи.

Уже отмечалось, что семья является одним из вечных социальных институтов. Семья – это основанная на браке и / или кровном родстве общность людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Понятно, например, что, ставшие одинокими престарелые брат и сестра, которые проживают совместно также образуют семью, в данном случае основанную на кровном родстве.

Выделение семьи в качестве одного из важнейших институтов неслучайно. Именно семья признается всеми социологами основным носителем культурных образцов, которые наследуются из поколения в поколение. Именно семья является важнейшим звеном первичной социализации личности, ее поэтапного формирования.

Семья как социальный институт может быть по-разному классифицирована.

Во-первых, по составу членов семьи можно выделить семьи нуклеарные, расширенные и неполные. Нуклеарная семья – это такая, которая состоит из родителей и их детей, не имеющих еще своих семей и соответственно детей. Расширенная семья состоит из представителей нескольких поколений. Иными словами, такая семья может состоять из проживающих совместно родителей и их родителей, детей, их семей, а также иных родственников (дяди, тети, племянники и т.п.). Расширенные семьи были характерны, скажем, для русских крестьян в XIX веке. Не стоит забывать, что семья в ту пору была важнейшей экономической единицей. Поэтому здесь были не просто члены семьи, но своего рода сельскохозяйственная бригада. Для современного общества в большей мере характерна нуклеарная семья. Неполная семья состоит из одного из родителей (чаще всего это мать) и ребенка или нескольких детей. При этом мать не является вдовой, т.е. когда-то полная семья что называется распалась. К сожалению, в современном российском обществе таких семей немало.

Во-вторых, семью можно классифицировать по жизненным циклам существования. С этой точки зрения можно выделить молодую семью. Это семья, состоящая из мужа и жены, еще не имеющих детей. Зрелая семья состоит из родителей и их детей. Выделяют и такую семью как пустое гнездо. Это означает, что такая семья опять состоит из мужа и жены, а последний из их детей сам образовал семью и проживает отдельно от родителей. Выделяют также мертвую семью. Это означает, что в живых остался один из супругов.

В-третьих, семью можно классифицировать по форме брака. Формы брака отмечаются при этом различные. Эндогамный брак, к примеру, преобладал в доиндустриальном, традиционном обществе. Заключать брак могли тогда только мужчины и женщины, принадлежащие к одной социальной группе. В Древней Индии, к примеру, это были касты. Межкастовые браки были просто невозможны. Экзогамный брак, напротив, предполагает выбор брачного партнера за пределами своей группы, общности. По числу партнеров браки бывают моногамными, полигамными и групповыми. Моногамные это такие браки, когда в союз вступают одна женщина и один мужчина. Полигамный в свою очередь делится на полиандрию – брак одной женщины с двумя и более мужчинами, и полигинию, то есть брак одного мужчины с двумя или более женщинами. Групповой брак предполагает союз нескольких мужчин и женщин. В настоящее время преобладает моногамная форма брака.

По критериям престижа и властных полномочий браки делятся на патриархальные, матриархальные и эгалитарные. Патриархальный брак основан на власти старшего мужчины, матриархальный – старшей женщины, а эгалитарный – на равном разделении властных полномочий, когда все ответственные решения в семье принимаются в ходе обсуждения. В настоящее время, по утверждению московских социологов, наиболее распространены либо эгалитарные союзы, либо семьи, основанные на брачных отношениях переходного типа, т.е. таких, которые предполагают некую эволюцию от остатков патриархальных отношений к эгалитарным. В тоже время есть еще немало регионов мира, включая некоторые субъекты и Российской Федерации, где семьи продолжают сохранять традиционные основы, где основные властные полномочия принадлежат мужчине, а в неком сообществе – старейшинам.

Как и все социальные институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур, осуществляет ряд функций, важных как для общества в целом, так и для отдельного индивида. Среди важнейших функций семьи выделяют следующие.

Во-первых, репродуктивная. До сих именно через институт семьи чаще всего происходит биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворяется индивидуальная потребность в детях. Во-вторых, воспитательная или социализирующая. В семье начинается и продолжается социализация личности, важнейший этап этого сложного, многогранного процесса. Именно в семье закладываются основы характера человека, происходит освоение им норм и правил, языка, первичных навыков общения. В-третьих, хозяйственно-бытовая функция. В семье одни члены общества получают бытовые услуги от других, поддерживается гигиена, физическое здоровье индивидов. В-четвертых, экономическая. Семья экономически поддерживает тех, кто еще не может самостоятельно зарабатывать на жизнь, т.е. содержит детей. Одновременно часто семья помогает материально и тем, кто уже не может этого делать, т.е. престарелым родителям и другим родственникам. В-пятых, контрольная функция. В семье обеспечивается первичный социальный контроль за поведением людей, вырабатываются правила поведения, действия. В-шестых, функция духовного общения. В семье происходит обмен информацией, индивиды общаются друг с другом, развивая тем самым свои личностные задатки, способности. В-седьмых, досуговая или рекреационная. Семья организует досуг людей, совместное проведение свободного времени на основе согласования интересов по приобщению к духовным ценностям. Члены семьи посещают театры и выставки, вместе путешествуют, обмениваясь впечатлениями. В-восьмых, эмоционально-защитная. Семья вносит существенный вклад в эмоциональную и психологическую стабилизацию индивидов, предоставляет специфичную эмоциональную защиту и поддержку своим членам. Неслучайно, маленький ребенок, обиженный кем-то на улице, бежит домой, ища помощи и поддержки от близких людей. В-девятых, сексуальная. В семье происходит упорядочение сексуальных связей людей, происходит первичное сексуальное воспитание индивидов.

Если внимательно проанализировать реализацию этих функций, то нетрудно заметить, что современная семья, в том числе российская, испытывает немалые трудности. По сути, нет ни одной функции, которая в полной мере реализовывалась бы в настоящее время. Когда-то, в 1916 г. П.А. Сорокин написал статью "Кризис современной семьи". Вероятно, каждый год может появляться публикация с таким названием. Но, представляется, что ключевое слово в названии указанной статьи русского социолога – современной. Семья как социальный институт продолжает меняться, насыщаться новыми нормами, преобразовываться. Очевидно, что семья не может оставаться экономической единицей, какой она была еще и первой половине ХХ века. К тому же все большее распространение получают сейчас и свободные союзы.

Но многое в отношении семьи не может не вызывать социального беспокойства. В настоящее время в первые 3-4 года после брака распадается до половины всех молодых семей. Исследователи при этом выделяют следующие типы разводов. Во-первых, это развод-кара, когда один из супругов наказывает разводом другого, который совершил, к примеру, измену. Во-вторых, развод-исцеление. Брак прекращается автоматически, по взаимному согласию, когда люди признают, что ничего общего между ними нет и ничего не удерживает их вместе. В-третьих, развод-подтверждение. Происходит тогда, когда супруги согласны, что брака не было с самого начала. Причин разводов, конечно, множество. И все же социологи установили, что женщины чаще всего идут на этот шаг из-за пьянства мужа, нерешенных бытовых проблем и сексуальной неудовлетворенности. Мужчины на первый план выдвигают материальные, бытовые проблемы, на второй - отсутствие взаимопонимания, на третий – сексуальную неудовлетворенность.

Не секрет, что молодое поколение, особенно в последние пятнадцать-двадцать лет, стало более легко относиться к браку, к выработке умения идти на компромисс, забывая, что семья – это не просто частная встреча на какое-то время. Образование семьи предполагает длительный союз, в котором всегда чем-то личным приходится поступаться во имя сохранения единого целого, этой, как говорят, последней крепости человека.

В целом можно утверждать, что социологический анализ социальных организаций, социальных институтов, их возникновения и функционирования позволяет лучше понять общество в целом, все процессы в нем происходящие.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта