Главная страница

Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеЛекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
АнкорЛекции по Социологии
Дата04.04.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_sotsiologii (1).doc
ТипЛекции
#439773
страница6 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Лекция четвертая. Социальная структура и социальные группы.

План лекции.

  1. Понятие социальной структуры и различные основания структурирования общества.

  2. Социальные группы и их виды.

  3. Этнические социальные общности.


Понятие социальной структуры и различные основания структурирования общества.
Понятие социальная структура употребляется в двух основных смыслах. Во-первых, понятие социальная структура употребляется в узком смысле слова. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Это означает, что такое понятие применимо ко всем социальным системам. Получается, что даже небольшая социальная система, например, состав учебного заведения или персонал фирмы, которые могут быть представлены в качестве социальной системы, обладают и структурой. Действительно, студенты учебного заведения объединены в группы, курсы, а кроме этого в учебном заведении имеются учебные, научные и вспомогательные подразделения. Естественно, все они не существуют сами по себе, а образуют некоторую целостность, связаны друг с другом. В узком смысле слова социальная структура - это понятие, которое отражает отношения между индивидами, слоями, группами.

В широком смысле слова понятие социальная структура передает строение общества в целом, взаиморасположение различных его звеньев, элементов. Социальная структура отражает объективную неодинаковость положения индивидов в обществе.

Исторически одна из первых социологических концепций социальной структуры общества марксистская, в основе которой лежит понятие класса. Общество предстает как совокупность классов, то есть больших групп людей, чье положение отличается по отношению к собственности и своим положением в процессе производства. Следует иметь в виду, что понятие "класс" еще до Маркса употребляли французский историк Ф. Гизо, английский экономист А. Смит. То есть рассмотрение неравного, неодинакового положения индивидов в социальных системах велось задолго до марксистских построений.

К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что в основе появления классового неравенства, то есть деления общества на классы имущих и неимущих лежит экономический фактор, разделение труда. Получается, что всегда есть ту группы, которые имеют возможность распоряжаться собственностью, и те, которые этого лишены. В силу этого и существуют классы имущие и неимущие. Вся история в русле данной концепции предстала как история становления, развития и конфликта классов. Рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа, они всегда находились в состоянии борьбы за свои экономические и политические интересы.

Кроме этого, классы можно разделить на основные и неосновные. Основные это такие, существование которых непосредственно вытекает из господствующих отношений собственности. К примеру, в качестве основных классов общества, основанного на рабовладении, выступали класс рабовладельцев и рабов. Неосновные – это либо остатки прежних классов, либо зарождающиеся новые. К примеру, в буржуазном обществе капиталисты и пролетарии являются основными классами, а дворяне и крестьяне – неосновными. Внутри классов можно рассматривать разные слои. Например, буржуазия неоднородна: есть крупная, средняя и мелкая буржуазия. В классе пролетариев можно выделить группы квалифицированных и группы неквалифицированных рабочих.

Кроме классов Маркс выделял в обществе так называемые социальные прослойки. Это промежуточные, переходные социальные образования, которые не имеют четко выраженного отношения к собственности и средствам производства. Это, к примеру, служащие, в том числе военнослужащие, а также представители массовой интеллигенции (учителя, врачи, работники учреждений культуры) и люди так называемых свободных профессий – актеры, музыканты, художники и т.п.

Уже М. Вебер отметил ограниченность данной концепции. Он обратил внимание, что положение человека в обществе характеризуется не только его отношением к собственности или владением движимого и недвижимого имущества. Этот немецкий социолог был первым, кто стал разрабатывать социально-статусную концепцию социальной структуры общества. Наряду с понятием экономического класса, близкого по своему содержанию с понятием "класс" у Маркса, чье положение в обществе характеризуется экономическим могуществом, владением капиталом, в Вебера имеется понятие "политический класс". Имеется в виду, что человек, даже не обладая значительными экономическими ресурсами, а занимая определенное положение в политической системе общества, может быть достаточно влиятельным, обладать значительными рычагами воздействия на все процессы, происходящие в обществе.

Кроме этого Вебер использует понятие статусные группы или группы престижа. В обществе бывает так, что человек, даже обладая значительными финансовыми средствами, все же оказывается на обочине социальной жизни в силу своего непрестижного занятия или по каким-либо другим причинам. И напротив, люди, вроде бы и небогатые, и имеющие скромное положение в социально-политической подсистеме общества могут быть влиятельными, популярными, известными, оказывающими существенное воздействие на социальные процессы. Это и есть представители статусных групп или групп престижа. Например, если говорить о современное России, то нетрудно заметить, что, скажем, А.И. Солженицын, не являющийся ни олигархом, ни известным политиком, оказывает все же значительное влияние на умонастроение если и не всего общества, то во всяком случае не умонастроения многих представителей интеллигенции.

Классовая концепция социальной структуры давно показывала свою ограниченность, тем не менее она активно применялась в советское время для раскрытия содержания социальной жизни. Ограниченность данной концепции легко показать на следующих примерах. Например, советское общество рассматривали состоящим из двух классов (рабочий класс и колхозное крестьянство) и одной прослойки – трудовая интеллигенция. Можно ли было увидеть реальное положение людей, групп, изучить реальные процессы, используя такое понимание структуры общества? Ведь получалось, например, что и главный дирижер Большого театра и кассир из сберкассы входили в одну прослойку общества, были представителями интеллигенции. Хотя совершенно очевидно, что и по своему положению в обществе, по своим культурным запросам эти люди существенно отличались друг от друга. Как отличались друг от друга, скажем, и рабочий предприятия военно-промышленного комплекса, имеющий высшее образование, занятый на крупном, оборудованном по последнему слову техники, заводе, и слесарь-сантехник, по сути, являющийся кустарем, ремесленником, хотя по указанной классификации оба они входили в рабочий класс.

Еще одной концепцией, раскрывающей социальную структуру общества, является теория стратификация. (От латинского стратум - слой). Эту теорию развивали П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Б. Барбер, К. Дэвис и многие другие социологи. С точки зрения авторов теории стратификации, понятие класс в состоянии описать положение индивида, общностей лишь в традиционных обществах, но оно не пригодно для анализа обществ современных, высокосложных, индустриальных. В современном обществе отношения собственности давно потеряли определенность, поскольку сама собственность широко акционирована, перестала быть принадлежностью одного человека. Основные держатели акций зачастую выключены из сферы управления собственностью и заменены менеджерами, наемными работниками.

Общество в силу этого следует делить не на классы, а на страты. Страта представляет собой общность людей, выделенных по какому-либо признаку (или совокупности признаков). Р. Дарендорф, например, предложил в основу стратификационной модели общества взять понятие "власть", "авторитет". Общество, с его точки зрения, делится на два основных слоя: управляющие и управляемые. Управляющие в свою очередь делятся на тех, кто обладает собственностью, и тех, кто собственностью не обладает. Управляемые также делятся на два страта (или две страты): квалифицированные наемные работники и неквалифицированные работники наемного труда.

Барбер еще в 1970-е годы провел стратификацию американского общества по следующим параметрам: престиж, власть, профессия, доход, образование, знания, религиозная принадлежность, положение родственников, этническая идентификация. В соответствии с этими критериями было выделено несколько страт, от высшего высшего слоя до низшего низшего слоя.

Делались и делаются попытки стратифицировать российское общество, хотя задача эта и представляется достаточно сложной, так как динамика социальных процессов в нашем обществе очень велика и различные слои еще не имеют выраженной определенности своего положения в обществе.

А.В. Дмитриев, к примеру, выделил пять крупнейших страт в современном российском обществе. Это, во-первых, правящая административная и хозяйственная элита, во-вторых, работники наемного труда, в первую очередь, производственного, в-третьих, интеллигенция, в-четвертых, "новая буржуазия" и, в-пятых, крестьянство.

Академик Т.И. Заславская выделила в российском обществе в середине 1990-х годов такие страты: элита (не более 0,5 % от общей численности населения), высший слой (около 5 %), средний слой (примерно 14 %), базовый слой (60 %), низший слой (около 10 %) и социальное дно (также около 10 %). По другим данным, опубликованным Институтом социологии Российской академии наук, в начале 2007 года средние слои нашего общества составляли уже не менее 22 % от общей численности населения.

Вероятно, подобные схемы, раскрывающие структуру современного российского общества, можно критиковать. Но социологи утверждают, что исследование современного российского общества чрезвычайно затруднено в силу весьма большой динамики социальных процессов, подвижности из-за этого границ, рамок между группами, стратами.
Социальные группы и их виды.

Общество, всю его структуру можно представить не только как совокупность классов, статусных групп или слоев, страт, но и как определенный набор социальных групп. Примечательно, что социальных групп больше, чем индивидов. Очевидно, что такое возможно в единственном случае, когда каждый человек одновременно включен в несколько социальных групп. Семья и взвод, компания приятелей и спортивная секция могут рассматриваться как группы.

Социальная группа - это такая совокупность индивидов, которые объединены на основе общих целей, длительной совместной деятельности и обладают признаком идентичности. Под идентичностью в данном случае понимается социальная самоопределенность человека: индивид считает себя включенным в определенную группу ("моя студенческая группа"), а группа включает в себя данного человека ("этот студент из нашей группы").

Вся жизнь человека протекает при его включенности в определенные социальные группы. Не только как говорят частная, бытовая жизнь носит групповой характер. Социально-политическая, социально-экономическая жизнь общества также носит такой характер: ведь и политические партии, и персонал фирм, корпораций и т.п. являются разновидностями социальных групп. Вот почему социологический анализ проблем общества невозможно представить без детального изучения социальных групп.

Но прежде чем раскрывать основные положения, связанные с функционированием социальных групп, их типологией, представляется целесообразным остановиться на таких общностях, которые напоминают социальные группы, но к ним не относятся.

Это, к примеру, агрегация, наиболее простая совокупность индивидов. Агрегация – это некоторое множество индивидов, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры троллейбуса, пешеходы на одной стороне улицы). Понятно, что взаимодействия здесь недолговременны, о единстве целей также не может быть речи.

Близка к социальной группе и такая общность как социальная категория, то есть выделяемая чаще всего по возрастному или профессиональному признаку совокупность людей. Социальные категории интересуют социологов, поскольку часто поведенческие акции людей зависят от их принадлежности к определенным категориям. Например, хорошо известно, что молодежь, как социальная категория, очень часто игнорирует выборные кампании (как говорят некоторые политологи, "молодежь голосует ногами", то есть не ходит на выборы). Ясно, что важно не только понять, почему это происходит, но и соответственно выстраивать предвыборную тактику тех или иных кандидатов.

Выделяют в социологии и такие общности как социальные круги, которые представляют собой своего рода свободные союзы, основанные на контактах с очень слабой связью. Взаимодействие в социальных кругах направлено в основном на обмен информацией, зачастую лишь профессионального свойства. Но именно в социальных кругах формируется профессиональное общественное мнение, что, конечно, не может не интересовать социологию. А на профессиональное общественное мнение могут ориентироваться и все остальные люди. Если, скажем, происходят определенные подвижки в курсе валют относительно рубля, то поведение людей во многом будет определяться точкой зрения так называемых финансовых, экономических социальны кругов. Что же касается, скажем, определения перспектив российской сборной по футболу, то болельщиков может интересовать мнение представителей спортивных кругов. В социальных кругах происходит и обмен профессиональной информацией.

Для социологии представляют интерес и квазигруппы, образования возникающие часто спонтанно, характеризующиеся неустойчивыми и кратковременными взаимодействиями. Один из видов квазигрупп – аудитория. Это социальная общность, которая соединяется с коммуникатором. В качестве последнего может быть как индивид, так и техническое устройство. Для социологии важно замерять емкость определенных аудиторий, к примеру, телевизионных передач, фильмов, выявляя тем самым духовные предпочтения, интересы людей. Важно это еще и для точного определения времени показа наиболее популярных передач, т.е. передач с наибольшей аудиторией. Если передачу смотрит множество людей, то и ставят ее в сетке вещания в самое "смотрибельное" время, когда цены на рекламу, а без нее современное телевидение не может обойтись, самые большие. Получается, что, замеряя аудиторию, социология также выявляет общественное мнение.

Другой вид квазигруппы, который интересует социологию это толпа. Толпа представляет большой познавательный интерес и для социальной психологии, но в данном случае важно обращение именно к социологическим аспектам функционирования этого социального объекта. Толпу определяют как временную общность людей, которые объединены в определенном пространстве общностью неких интересов. Толпа может быть спонтанной, когда люди собираются неожиданно. Так, толпа может собраться, наблюдая какое-нибудь происшествие. Но толпа может быть и обусловленной, когда люди точно знают время и место начала какого-нибудь события. Это могут быть, например, болельщики на стадионе, участники митинга.

Толпа обладает некоторыми сравнительно устойчивыми характеристиками. Во-первых, это внушаемость. Люди в толпе более внушаемы, чем вне нее. Они с большей вероятностью принимают господствующее в толпе мнение. Во-вторых, толпа анонимна. Это значит, что люди в толпе неузнаваемы, они лишь некие единицы огромного целого. В-третьих, люди толпы спонтанны, непредсказуемы в своих поступках. Зафиксировано, к примеру, что люди много позже не могут поверить в свои действия, осуществленные в толпе. В-четвертых, толпа делает человека неуязвимым, защищает его от воздействия извне. Все эти характеристики интересуют психологов и социологов не только в сугубо познавательном плане. Действия толпы могут быть крайне негативными, разрушительными. Выход толпы из-под контроля грозит иногда немалыми бедами. Достаточно вспомнить поведением футбольных фанатов в европейских странах. Известно, что в начале 2007 года правительство Италии из-за массовых беспорядков, учиненных так называемыми болельщиками, было вынуждено даже на какое-то время остановить проведение национального футбольного чемпионата. Неслучайно поэтому, всех сотрудников органов внутренних дел во всех странах обучают специальным приемам применительно к опасным действиям толпы.

Переходя теперь к рассмотрению собственно социальных групп, надо заметить, что они достаточно многообразны и различаются по самым разным основаниям.

Во-первых, социальные группы принято классифицировать по численности. С этой точки зрения выделяют группы малые, средние и больше. Малые группы интересуют и социологию, и социальную психологию, поскольку вся жизнь человека протекает в определенных малых группах. В конечном счете, индивид и включается в социальную жизнь именно через какую-либо малую группу: семья, группа в детском саду, класс в школе, дворовая группа приятелей и т.п. Малая группа выглядит элементарной частицей социума, которая в сжатом виде заключает в себе все многообразие социальных связей и взаимодействий. Во-вторых, именно в малых группах индивид начинает и проходит социализацию, то есть становится личностью, что еще будет отмечаться в специальной лекции. В-третьих, важность малых групп обусловлена и тем обстоятельством, что именно в этих образованиях формальные связи и взаимодействия тесно вплетены в неформальные. И еще один момент. Именно в малых группах проявляется феномен лидерства, т.е. такая ситуация, когда действия и поступки одного индивида становятся не просто значимыми для остальных, но и обязательными для подражания другими. Не трудно заметить, что в зависимости от того, насколько положительными (или напротив негативными) являются поступки одного, лидера во многом зависит общая ситуация в малой группе, а значит в какой-то мере и в обществе в целом.

Малая группа – это прежде всего диада, т.е. группа, состоящая из двух индивидов. В качестве примера можно привести молодую семью, проживающую отдельно от родителей супругов и еще не имеющую своих детей. Далее следует триада, т.е. группа, которая состоит из трех человек. Верхний предел малой группы ограничивают обычно 15 – 25 индивидами. Средняя группа – это совокупность нескольких малых. Например, факультет в вузе это уже средняя группа. Или коллектив отдела крупной фирмы. Он ведь состоит из нескольких малых групп, т.е. из коллективов отдельных подразделений. Большие группы трудно ограничить численно. В каком-то смысле и большая политическая партия и даже нация могут быть представлены в качестве больших социальных групп, т.к. отвечают всем критериям этого социального образования. Отличительной особенностью больших социальных групп является опосредованность всех взаимодействий и отношений в них.

Во-вторых, выделяют аутгруппы и ингруппы. Ингруппа - это такая социальная группа, с которой индивид ассоциирует понятие "мы", "свои", "близкие", в которую он не только включен, но которую полагает сопричастной ему. Аутгруппа - это такая социальная группа, которая ассоциируется индивидом с понятиями "чужие", "иные", "другие". Это очень важная классификация, поскольку для человека всегда очень важным является поиск "своей" группы, ощущение близости с некими сообществами. В то время нельзя не заметить, что деление на аут- и ингруппы иногда выглядит достаточно условным, поскольку в одно и тоже время для индивида одна и та же группа может в одном отношении быть аутгруппой, то есть внешней, а в другом отношении – ингруппой, то есть группой сопричастности. К примеру, студент, может считать учебную группу, в которой он учится, своей, а все другие – чужими. Но по отношению к студентам другого вуза уже все его однокашники будут представляться ему как "свои". Или, скажем, для жителя Псковской области жители всех других краев и областей России будут представителями аутгрупп. Но вот окажись этот псковитянин за границей и все россияне станут для него "своими", представителями ингрупп.

В-третьих, принято выделять референтные и нереферентные группы. Референтные группы выполняют нормативные функции, на их нормы, ценности индивид ориентируется, выбирая линию, стиль поведения. Референтные группы являются для человека эталонными, образцовыми. Нереферентные группы не вызывают у индивида стремления подражать, повторять нормы и образцы действия, присущие входящим в них людям. Это такие группы, на представителей которых индивид не хотел бы быть похожим ни при каких обстоятельствах. Не трудно заметить, что социология может замерить, "делать жизнь с кого, стремятся, например, представители молодого поколения. А значит для социологии такое деление, деление на референтные и нереферентные группы, представляет также не только познавательный интерес.

Выделяют социологи, да и не только социологи, но и криминологи, например, и асоциальные группы. Если социальные группы осуществляют равноценный обмен деятельностью с другими группами, то асоциальные ориентированы на большее получение различных благ от других групп. Надо иметь в виду, что асоциальность группы не всегда носит выраженный криминальный оттенок. С точки зрения предложенного анализа, например, общество инвалидов или какая-либо ассоциация многодетных семей являются именно асоциальными группами, потому что они получают от общества в данный момент времени больше результатов деятельности, чем отдают ему. Но это нормально, в здоровом обществе так и должно быть.

Но имеются асоциальные группы действительно противообщественного характера. Таким крайним, предельным случаем асоциальной группы выступает криминальная организованная группа (или даже сообщество), вся деятельность которой подчинена преступным, антиобщественным целям. Наряду с признаками, общими для всех асоциальных групп, для преступных групп характерными являются следующие. Во-первых, для преступных групп характерно наличие общей финансовой базы, так называемого "общака". Во-вторых, для преступных групп характерно чрезвычайно жесткое, однозначное распределение функций, своего рода разделение индивидов на криминальные касты. В-третьих, для преступных групп характерно наличие контркультуры, всех ее элементов, но, прежде всего языка.
Этнические социальные общности.

Итак, общество можно представить как совокупность классов, а можно рассматривать и наличие статусных групп или групп престижа. В зависимости от задач, решаемых социологом в данное время, общество можно анализировать и как совокупность множества различных социальных групп. Но среди этих групп особо можно выделить этнические социальные группы или этнические социальные общности.

Прежде всего определим исходные понятия. Этническая общность (или этнос) - это устойчивая совокупность индивидов, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, обладающих самосознанием, что выражается, в частности, в самоназвании общности. Этимологически этнос восходит к греческому понятию, которое первоначально означало "негреки", "иноплеменные общности". Примерно с ХVIII века слово этнос стало означать просто народ.

Среди других социальных общностей этнические выделяются следующими специфическими чертами. Во-первых, это наличие главного коммуникационного инструмента, своего языка. Во-вторых, это историчность общности, то есть наличие длительной истории существования, становления, развития. И, наконец, в-третьих, это многообразные проявления самобытной культуры, начиная с бытовой и кончая высокими ее проявлениями.

Существует две основные концепции появления этнических общностей, их разнообразия. Первая получила название естественно-биологической. Ее разрабатывали, в частности, Гобино, Аммон. В соответствии с этой концепцией этническое разнообразие человечества связано с генетическими различиями. Прогресс человечества при этом связывался указанными авторами с деятельностью лишь белой, европеоидной расы. Эта точка зрения не нашла сколь-нибудь достоверного научного подтверждения.

Разновидностью этой концепции стала пассионарная теория образования этносов нашего соотечественника Л.Н. Гумилева (1912 - 1992), о которой уже упоминалось. Этнос, по Гумилеву, - это часть биоорганического мира Земли. Этнос возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос является результатом адаптации человека к природно-климатическим условиям обитания. "Мы – порождение земной биосферы, - писал Гумилев, - в той же степени, в какой и носители социального прогресса". Главная причина зарождения этноса состоит в присутствии в составе общности пассионариев, то есть наиболее даровитых, энергичных, талантливых людей. Причина гибели, разложения этноса заключается в возрастании в составе этноса субпассионариев, то есть ленивых, бродяг, бездельников и иных индивидов с негативными качествами. Появление и пассионариев и субпассионариев - результат генетической мутации, вызванной солнечной активностью. Мутанты воспроизводятся в этносе в среднем около 1200 лет. Именно таков и срок жизни этноса.

Другая точка зрения на появление этносов, наличие большого их разнообразия называется социокультурной. Одним из автором этой теории является академик Ю.В. Бромлей. Это более утвердившаяся и распространенная позиция в настоящее время. Человечество, в соответствии с представлениями этой концепции, едино в биологическом отношении, развивается по общим закономерностям, распадаясь на множество исторически сложившихся этнических общностей.

Этносы, их история, условия функционирования анализируются в рамках принятой в настоящее время в социологии модели, которая отражает взаимосвязь трех основных уровней постижения социального: культура, социальная система и личность. Этническая общность действительно складывается исторически и может рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воздействия сложившихся традиций, обычаев, обрядов, иных длительное время существующих норм на индивида. Этническая общность с этой позиции рассматривается лишь как одна из подсистем общества в целом.

Среди этнических общностей принято выделять следующие.

Во-первых, это племя. Племя - это такая общность, определяющей социальной связью в которой выступает кровнородственная. Племя можно представить и как совокупность нескольких родов, кланов, ведущих происхождение от общих предков в старейшем, наиболее многочисленном роду. Во-вторых, народность. Эта общность отличается от племени более широкими и разнообразными связями и взаимодействиями, которые выходят за рамки родственных. Народность имеет свой экономический уклад жизни, фольклорную культуру в форме своеобразных мифов, сказаний. Народность обладает и письменным языком, что позволяет закреплять, наиболее успешно передавать культурные нормы и образцы взаимодействий от поколения к поколению.

Третья этническая общность - нация. Это наиболее развитый вид этнической общности. Формирование наций происходит в период разложения феодальных отношений. Главный механизм при этом - товарно-денежные рыночные отношения, которые ломают феодальную раздробленность, закрепляют единство хозяйственной жизни. Нация имеет свою государственность, развитую культуру, многообразные социальные институты. Надо однако иметь в виду, что есть и иная точка зрения. А именно, нация не рассматривается в качестве естественно-исторически сформировавшейся этнической общности, а лишь как некое инструментальное понятие, которое использовалось политиками, культурологами и иными представителями элиты, интеллигенции для сплочения народа, обеспечения его суверенитета. Причем именно так понятие нация стало использоваться в Новое время, в период становления новых, буржуазных социальных отношений.

Кроме этих основных этнических общностей можно выделить этногруппы, под которыми имеют в виду немногочисленные общности, слабо связанные социальными взаимодействиями, но объединенные лишь такими этническими признаками, как язык, обычаи. С этногруппами схожи этнографические группы. Это части наций и народностей, которые слились с ними, но имеют специфические черты на уровне бытовых связей и взаимодействий. Выделяют также нациогруппы. Они представляют собой представителей наций и народностей, длительное время живущих в составе так называемых титульных наций. К примеру, на территории СССР отмечалось около 30 нациогрупп (немцы, словаки, корейцы, турки, греки и т.д.).

Наличие наций, что важно подчеркнуть, не только не исключает существование иных этнических образований, но более того, предполагает достаточно сложное взаимодействие в рамках крупных этнических общностей других, меньших по масштабу, но не менее важных с точки зрения происходящих в обществе процессов. Последняя треть ХХ и начало ХХ1 века принесло много, казалось бы, неожиданного с точки зрения межэтнических взаимодействий. Социальное стало все больше представать и как этнически окрашенное. Выясняется, что этническая самоидентификация, то есть самоопределение человека не менее важно, чем его социальный статус. Более того, статусное положение групп, общностей все отчетливее включает в себя и этнический компонент.

Сказанное позволяет сделать некоторые выводы. Познание социальной структуры, всех ее элементов представляет большую важность с точки зрения общих процессов, происходящих в обществе. Наиболее распространенной и обоснованной в настоящее время является теория стратификации, раскрывающая основные элементы структуры общества. Социологию интересуют и этнические общности, так как, только понимая национальный состав общества можно в полной мере познать его.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта