Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
Скачать 0.88 Mb.
|
Лекция пятая. Социология личности. План лекции. 1. Понятие личность в социологии. 2. Основные этапы социализации личности. 3. Социологические теории личности. Понятие личность в социологии. Прежде чем раскрывать сугубо социологическое понимание личности, необходимо охарактеризовать такие понятия, которые являются не только близкими по содержанию, но и исходными, определяющими для понятия "личность". Это понятия "человек", "индивид", "индивидуальность". Понятие "человек" употребляется в двух смыслах. Во-первых, человек – это общее, родовое понятие, которое характеризует определенное живое существо на нашей планете, хомо сапиенс. Человек – это живое существо с генотипом хомо сапиенс. Удивительный научный факт: гены человека и гены шимпанзе на 98 % являются общими, но именно 2 % отличных генов определяют весь облик именно человека. В первом смысле слова человек – это человечество. Поэтому, когда мы слышим, например, о каком-нибудь достижении человека, то часто имеется в виду не достижение какого-либо конкретного лица, а человека как такового, человечества в целом. Во-вторых, человек – это единичный представитель человеческого рода. В этом смысле понятие человек совпадает с понятием индивид. Индивид – это единичный человек как биосоциальное существо, представитель человеческого рода. Теперь о понятии индивидуальность. Очень часто к нему добавляют такие характеристики как "творческая", "яркая", "уникальная" и т.п. на самом деле каждый индивид, т.е. конкретный человек обладает уникальными, неповторимыми биологическими, психическими и иными чертами. Это и есть индивидуальность каждого. Оказывается, что даже состав крови у человека индивидуален, т.е. уникален. Это не означает, что кровь нельзя переливать по определенной схеме от одного человека другому, кровь объединена в несколько групп. И все же, ее состав у каждого уникален. Уникальны и так называемые папиллярные узоры, благодаря которым удается идентифицировать человека, что имеет большое значение в ходе реализации следственных действий. Таким образом, индивидуальность – это характеристика неповторимости, уникальности присущей данному индивиду. Теперь о понятии личность. Уже само происхождение данного слова показывает, что есть нечто общее между лицом, ликом, обликом и личностью. Не случайно, что исходное понятие "персона", первоначально определяло маску античного актера. Актер надевал, например, маску воина, или хозяина дома и начинал изображать конкретного человека с его характерным поведением и чертами. Удивительно, но раб не имел персоны, не имел маски, т.е. не имел социального лица, не был, стало быть личностью. Личность – это понятие, которое передает совокупность общих, устойчивых социально значимых качеств, свойств индивида, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, в социальной жизни в целом. Из этого следует, во-первых, что для социологии личностью является каждый индивид, включенный в совокупность социальных связей и отношений, а не только исключительный человек, заявивший о своей особыми достижениями в каком-либо виде деятельности. Во-вторых, личность – это устойчивые, т.е. сформировавшиеся и длительное время проявляемые качества человека. Трудно представить себе ситуацию, когда сегодня, например, встречаешь человека с одними качествами, а завтра этот же человек заявляет о себе совершенно с противоположной стороны. Естественно, человек может нечто скрывать в себе, вуалировать поступки словами и т.п. Но все же личность, сформировавшись, не может кардинально изменить основные свои черты. В-третьих, все качества личности выступают как социально значимые. Если, например, личность трудолюбива, сострадательна или, напротив, ленива, агрессивна, то эти характеристики являются не просто чертами данного человека, они важны и с точки зрения общества, всей совокупности связей и взаимодействий в нем. В-четвертых, все характеристики личности проявляются, как говорится, дают о себе знать во взаимодействиях с другими. О доброте человека нельзя сказать без его поступков, действий, вне контактов его с другими людьми. Изучать личность с социологических позиций, как впрочем и с любых иных, достаточно сложно. Сложно потому, что, с одной стороны, личность это конкретное, единичное лицо, персона, личина. Заметим еще раз, что близко к этому идут понятия "облик", "лик". Казалось бы, наука единичными объектами, феноменами заниматься не должна. С другой стороны, личность понимается как совокупность социально значимых качеств свойств индивида, которые иначе как путем прямого или косвенного взаимодействия с другими людьми получиться, появиться не может. Только в процессе взаимодействия с другими человек делается субъектом труда, познания, общения. Вот именно этот аспект, как в процессе взаимодействия с другими людьми рождается личность, как она совершенствуется, как раскрываются ее качества и является наиболее важным для социологии. Принято разграничивать два подхода к изучению личности, которые свойственны разным отраслям научного знания. Интраиндивидуальный подход предполагает проникновение во внутренний мир человека, выявление особенностей человека, его личностных свойств, черт. Интериндивидуальный подход сосредоточивается на взаимодействии данного индивида с другими, показе закономерностей социальных связей человека. Совершенно очевидно, что социология осуществляет в основном интериндивидуальный подход. Современный французский социолог А. Турен, к примеру, утверждает, что понять можно лишь действующего и взаимодействующего человека. Более того, познать человека – это значит познать его социальные связи и отношения. Интраиндивидуальный подход, сосредоточивающийся на проблемах совместимости индивидов, анализе способностей людей проявлять интеракцию, то есть устанавливать устойчивые зависимые связи с другими, присущ в большей мере психологии, в том числе социальной. В то же время надо иметь в виду, что оба подхода своеобразно дополняют друг друга. Одно и то же явление, связанное с исследованием личности, может находить разное объяснение или на индивидуально-психологическом, или на социологическом уровне. Все зависит от конкретной познавательной задачи, которую ставит перед собой исследователь. Российский социолог, много внимания уделявший изучению личности, И.С. Кон, например, показал особенности этих подходов в ходе изучения такого важного социального феномена как дружба. Психолог будет акцентировать внимание на выявлении личностных качествах, которые могут способствовать дружбе человека с другими людьми: умение слушать и слышать, терпимое и терпеливое отношение к точке зрения другого, умение придти на помощь в любое время и т.п. Зафиксировав наличие этих свойств личности, психолог может заключить, что у конкретного индивида высока вероятность проявления дружеских взаимодействий с другими людьми. Социолога в исследовании социального феномена дружбы будет интересовать ситуация в обществе, в конкретных группах, общностях, которая способствует или, напротив, не способствует проявлению дружеских качеств у индивидов. Если, к примеру, социолог фиксирует, что в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования наблюдается своеобразная атомизация человеческих отношений, то есть рассыпание общностей, групп на плохо связанные агломерации людей, озабоченных индивидуальным выживанием, то совершенно очевидно, что для дружбы остается в такой ситуации все меньше места. Это совсем не означает, что в такой ситуации не может быть зафиксировано дружеских отношений. Речь о другом, а именно, о том, что для появления и проявления дружбы недостаточно условий. Социология, скажем так, наука больших чисел, ее мало интересуют каждые конкретные случаи, факты, а занимают тенденции, общие процессы. Именно поэтому социолог делает заключение об общей ситуации, способствующей или не способствующей феномену дружбы. Основные этапы социализации личности. Общеизвестна точка зрения, что индивидом рождаются, а личностью становятся. То есть личность появляется в обществе, возникает, формируется. Человек появляется в мире как биологический организм. Через какое-то время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок, намерениями, нормами поведения, со своим видением мира, своего места в нем, своего внутреннего мира. Человек достигает этого в ходе длительного процесса, который в социологии получил название социализация. Социализация – это процесс, в ходе которого и посредством которого индивид усваивает, интериаризирует, т.е. делает внутренне своими нормы, ценности, всю культуру своей группы таким образом, что через формирование собственного "я" проявляется уникальность данного включенного в общество индивида. Факторы социализации многообразны. Но все они объединены в два вида, факторы первичные и факторы вторичные. Среди первичных или досоциализирующих выделяют, во-первых, биологическую наследственность. Генетическая основа человека выступает своеобразным фундаментом, на котором затем при определенных условиях выстраивается вся личностная структура человека. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают наряду с первичными, витальными (воздух, вода, пища, сон, условия теплообмена) и не менее значимые – активность, общение, информация. Во-вторых, среди первичных или досоциализирующих факторов выделяют и такой как физическое окружение, под которым имеют в виду географические, природно-климатические условия формирования человека. Некоторые исследователи придавали особое значение природной среде, в которой происходило и происходит формирование личности. П.А. Сорокин, обобщив теории многих ученых от Конфуция, Аристотеля до своих современников, пришел к заключению, что различия в поведении личности в основном определяются различиями в климате, географических условиях, в которых формируется человек. В то же время многие исследователи полагают, что физическая среда может влиять на особенности социальной группы, в частности, этнических общностей, но влияние этого фактора на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с воздействием на личность социальных условий жизни и деятельности. Природная среда, таким образом, воздействует на индивида опосредовано, через воздействие ментальности, национального характера. Имеются и вторичные или собственно социальные факторы социализации. Первый среди таких факторов это культура. Совершенно очевидно, что нельзя стать личностью, не освоив нормы, не приобщившись к ценностям, не владея языком своего этноса. Определенный культурный опыт является общим достоянием всего человечества. К примеру, независимо от цивилизационного состояния того или иного сообщества ребенок все необходимое для существования в первые годы жизни получает от старших сородичей, учится общению с себе подобными на основе языка, получает опыт на основе системы разрешений, поощрений и запретов, наказаний. В тоже время в ходе освоения культуры, всех ее элементов происходит усвоение не просто общих культурных особенностей, но и специфичных, ведь культура существует в национальных формах. В силу этого и может появиться некий усредненный тип личности, скорее усредненная модель личности, поскольку в реальности таких индивидов не существует. Американская социолог Дьюбойс назвала личность, обладающую общими, наиболее распространенными чертами для данного общества модальной. Этот термин происходит от понятия "мода", статистической категории, которая означает параметр, наиболее часто встречающийся среди остальных. С понятием модальной личности связаны такие, например, определения как "средний американец", "типичный англичанин", "истинный русский". Кроме модальной личности полезно остановиться на особенностях таких типов личности как маргинальная и конформистская личности. Маргинальный тип личности (от слова "марго" - граница) – это некий промежуточный тип, который характеризует человека, занимающего пограничное положение между различными социокультурными системами. Это может быть, к примеру, человек, лишь недавно ставший городским жителем. Одно дело культурные комплексы селянина (нормы, привычки, манеры) и совсем другое – поведение, нормы действия, самооценки у горожанина. Маргинальность исключительно распространена в настоящее время. Это связано и с большой динамикой социальных процессов, и с наличием огромного числа мигрантов. По данным ООН, например, уже в конце 2006 года в мире насчитывалось около 125 млн. официальных мигрантов. Понятно, что люди, которые формировались в одной культурной среде, скажем в условиях господства исламской религии, вынуждены быстро адаптироваться к другой обстановке, к ситуации в Европе. Происходит это не просто, о чем свидетельствуют, в частности, и конфликты, которые происходили во Франции в 2005-2006 гг. С понятием конформист обычно связывают понятие приспособленец. Но если говорить не об обыденном понимании этого слова, то с конформизмом принято связывать своеобразное растворение человека в группе, полное, часто некритичное принятие им всех норм и установок общности, отношение к иной точке зрения как к своей собственной. Во многом распространению социального конформизма способствует современная массовая культура, которая тиражирует, навязывает, причем порой достаточно настойчиво и даже агрессивно, некие общие манеры поведения, речевые обороты. Средства массовой информации часто действуют таким образом, что вызывают однообразные реакции людей на какие-либо сообщения, передают не только новости, но и полные комментарии к ним, как бы заставляя и осмысливать их одинаково. Второй социализирующий фактор - групповой опыт. Каждый человек во многом формируется, становится такой личностью, которой его видят, делают другие, прежде всего его ближайшее окружение. Американский социолог Ч. Кули сформулировал теорию "зеркального Я", согласно которой личностный Я-образ формируется под воздействием множества субъективных факторов. Мы воспринимаем то, как мы смотрим на других; мы воспринимаем мнение других по поводу того, как мы смотрим на них; у нас формируются определенные мысли и чувства по поводу этих мнений. Кули выделил три этапа формирования зеркального "Я". Первый этап – это наше восприятие того, как мы смотрим на других, второй – это наше восприятие мнения других людей по поводу того, как мы смотрим на других, третий этап – это чувства, ощущения, переживания человека по поводу мнения других людей о себе. Особенно большое значение имеет опыт группы именно в период формирования "Я". Если, например, все ближайшее окружение ребенка воспринимает его как некую исключительность, чего бы этого ни касалось, внешнего облика или умственных, творческих способностей, то постепенно у него и возникнет именно такое представление о себе. Третий социализирующий фактор - индивидуальный опыт. Совершенно очевидно, что даже дети-близнецы, выросшие в одной семье существенно отличаются друг от друга не только по характеру, темпераметру, но и во многих других отношениях: восприятие мира, своего места в нем и т.д. Это объяснимо. Идентичного восприятия каждым отдельным человеком группового опыта, культуры со всеми ее элементами нет и быть не может. Человек не может попасть точно в такие же ситуации, как другой человек. У каждого возникают неповторимые мысли и чувства по поводу того или иного факта, явления социальной жизни. Даже наблюдая что-то одинаковое, человек оценивает и воспринимает это по-своему. Как хорошо заметил когда-то А.И. Довженко: "Двое смотрят вниз, но один видит лужу, а другой отражение звезд". Человек не просто суммирует, изучает опыт других поколений, других людей, а переживает, рефлектирует его. Если групповой опыт может быть схож или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный всегда уникален. Не понимая этого, т.е. не выделяя исключительное значение индивидуального опыта, невозможно объяснить многие социальные явления и процессы, неповторимость намерений, действий человека. В одном году, например, в маленьком немецком городе Трир было 39 выпускников местной гимназии. 38 из них стали лояльными гражданами, со временем занялись кто бизнесом, кто государственной или частной юридической службой. 39-ого звали К. Маркс. Если учитывать только опыт группы, окружения человека, то не удастся объяснить и особенности характера, и будущее занятие человека. Ведь семьи были похожими, учителя учили всех гимназистов одному и тому же, компания приятелей то же вроде бы предполагала формирование идентичных черт личности. Но вот включился индивидуальный опыт, и личность получилась совершенно неординарная. Совокупность действия всех указанных факторов, как первичных, так и вторичных, и делает невозможным повторение, тиражирование одной и той же личности. Именно поэтому, когда речь заходит о возможности клонировании, то надо иметь в виду, что клонировать можно биологическое существо, но не личность. Теперь об основных этапах социализации личности. В отечественной литературе долгое время преобладала точка зрения, что главным критерием социально зрелой личности является ее трудовая деятельность. В соответствии с этим в советской социологии было принято выделять три этапа социализации личности: дотрудовая социализация, трудовая социализация и послетрудовая социализация. Имелось в виду, что сначала человек и в школе, и в учебном заведении, в том числе профессионального образования, готовит себя к разным видам трудовой деятельности. Трудовая социализация предполагала повышение квалификации человеком в ходе своей трудовой деятельности, постоянное пополнение знаний, навыков, умений, освоение новой техники, оборудования. Послетрудовая социализация была нацелена на своего рода выход человека из основного деятельностного процесса, привыкание к пенсионной жизни. Однако эта периодизация недостаточно учитывает особенности первой, весьма важной фазы социализации, когда ребенок формируется в ближайшем окружении, когда закладываются основы его психики, сознания, отношения к действительности. Поэтому предложена иная периодизация социализационного процесса. Во-первых, выделяют первичную социализацию. Эта социализация занимает промежуток времени от рождения до формирования зрелой личности, т.е. до появления самостоятельного субъекта труда, познания, иного социального действия. На этом этапе важнейшую роль в формировании личности принадлежит семье, общению ребенка с родителями. Одно из главных на этом этапе заключается в овладении речью. Именно овладевая речью, человек делается активным, равноправным участником взаимодействия, получает отвлеченные знания об окружающем мире, самом себе. Особая роль в период первичной социализации отводится также подражанию. Именно подражая, человек усваивает первичные нормы, требования, стандарты поведения. Первичная социализация не сводится только к семейному воспитанию. Она заканчивается приобщением человека к большим социальным группам, овладением определенной профессией, самостоятельными гражданскими поступками человека. Но даже вполне зрелая личность не может остановиться в своем развитии, совершенствовании себя, своих знаний, навыков, манер общения с другими людьми. Отсюда важность, необходимость еще одного этапа социализации, вторичной или ресоциализации. Некоторые социологи возражают против наличия такого этапа, утверждая, что формирование личности завершается в юношестве, в крайнем случае в ранней молодости. Но каковы бы ни были различия во взглядах социологов на эту проблему, очевидно, что темп социальной жизни, изменений в современном обществе таков, что человек не может ориентироваться на раз и навсегда полученный опыт, знания, навыки, нормы, ценности. Ресоциализация исключительно важна, когда общество находится в период трансформации, а значит каждому индивиду приходится постоянно осваивать новые обязанности, взгляды, ценностно по-новому выстраивать свое поведение. Это относится в полной мере к современной России. Сейчас даже людям старших возрастных групп приходится осваивать навыки обращения с ценными бумагами, принимать решения относительно кредитных отношений с банками, деятельно участвовать в демократических процедурах. А ведь еще недавно это не было необходимостью в нашей стране. Вторичная социализация важна также и в том случае, если человек достаточно быстро должен освоить новый стиль поведения, адаптироваться в новой социальной среде. Это имеет место, к примеру, когда бывший заключенный должен, как говорится, вернуться к нормальной, обычной жизни. Общество, государство должны дать человеку шанс исправить себя, свое отношение к жизни. К сожалению, примеров положительной ресоциализации таких людей немного. В тоже время ресоциализация имеет ряд особенностей по сравнению с первичной социализацией. Во-первых, ресоциализация уже опирается на индивидуальный опыт человека, на уже имеющиеся знания, навыки. Во-вторых, вторичная социализация по своему воздействию на личность менее значима, в ее ходе лишь уточняются, дополняются некоторые черты, качества человека. И, в-третьих, психологические последствия вторичной социализации, по сравнению, с первичной выглядят более скромно. Ведь характер, жизненные ориентации, предпочтения, у человека, как правило, существенно с ходом времени не меняются. Социологические теории личности. Существуют разные концепции личности, из которых в качестве примера можно выделить две. Исторически одной из первых возникла марксистская концепция личности. С точки зрения марксистской социологии личность рассматривается, во-первых, как продукт длительного исторического развития. Это означает, что изначально, на первых этапах развития общества личности нельзя было зафиксировать. Индивиды были, как клетки в организмы, которые были легко взаимозаменяемы, а личности не было. Личность возникает примерно в период античности. Ведь само возникновение личности предполагает выделение человеком себя из общества, осознание несхожести, а возможно и конфликтности своих интересов и интересов какой-либо группы, общества в целом. Во-вторых, личность – это целостная совокупность социальных качеств человека, результат включенности индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности (труда) и общения. Личность рассматривается как продукт общества, ансамбль всех общественных отношений. Значительное место отводится в марксизме исследованию субъективных свойств, характеристик личности. Эти качества формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в определенных параметрах сознания, в творческой активности человека. Отсюда делается вывод, что в ходе усложнения предметной деятельности человека усложняется и сама личность, способная формировать новые общественно необходимые функции и образцы, нормы поведения. В-третьих, личность, с точки зрения Маркса, нуждается в гармоничном развитии, эмансипации, т.е. освобождении от одномерного, одностороннего развития. Именно поэтому богатство общества должно определяться не объемом рабочего времени, времени, занятого профессиональной деятельностью, а масштабом свободного времени, времени отведенного на развитие всех способностей и задатков человека, времени его интеллектуального, художественного творчества и самообразования, свободного общения с другими людьми. В марксистской социологии излишнее внимание уделялось включенности человека в классовые отношения. Сама личность своего рода привязывалась к этим отношениям. Получалось, что есть тип личности рабочего, а есть тип личности буржуа, поскольку личность – это ансамбль общественных отношений. Отсюда и весьма спорный логический вывод, что по определению личность рабочего совершеннее, лучше личности буржуа. В настоящее время наиболее авторитетной является ролевая концепция личности, значительный клад в разработку которой внесли Д. Мид, Р. Мертон, Т. Парсонс, И.С. Кон. Ролевая концепция личности появилась сначала в русле психологических исследований, но вскоре стала разрабатываться и социологами. С точки зрения этой теории, личность представляет собой целостную совокупность социальных ролей, которые освоены и реализуются человеком. Представляется целесообразным остановиться на основных понятиях этой теории. Известно, что каждый человек в обществе занимает определенное положение, позицию во взаимоотношениях с другими индивидами, социальными группами. Это положение может быть, что называется, заметным и не очень, оно может быть престижным и совсем неинтересным, ничтожным с точки зрения других людей. Вот такое положение человека в обществе принято называть социальным статусом. Различают статусы предписанные, то есть такие, которые человек получает вне каких-либо усилий с его стороны (происхождение, место рождения – горожанин или житель села, этническая принадлежность и т.п.), и статусы достигаемые, занятие которых требует порой весьма значительных действий, знаний, волевых усилий от личности. Это профессиональные, имущественные и иные позиции человека среди себе подобных. Ключевым понятием указанной концепции является понятие "социальная роль". Социальная роль – это поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенный статус. Роль – это своего рода модель поведения, действия. К примеру, от курсанта, студента ожидается усердие в овладении знаниями, стремление максимально расширить свой научный и общекультурный кругозор, усидчивость и т.п. качества. Это такой набор требований, которым должен соответствовать человек, занимающий в обществе определенное положение. Но, как заметил один социолог, не все солдаты храбры, не все священники святы и не все профессора умны. То есть между требованиями, предъявляемыми к человеку, и его поведением может быть весьма ощутимый зазор. Принято поэтому наряду с социальной ролью выделять ролевое поведение индивида. Это реальное поведение человека, занимающего некоторое положение в обществе. Для того, чтобы индивид наиболее успешно реализовывал свои роли, профессиональные и семейные, общегражданские и неформальные, существует система ролевого обучения. В эту систему входят подражательные, игровые элементы, система общего и профессионального образования, другие способы передачи навыков, опыта, умений, самых разнообразных знаний. Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два важных аспекта. Во-первых, индивиду необходимо выполнять обязанности в соответствии с определенной ролью. Во-вторых, не менее существенно приобрести установки, черты, навыки, свойственные данной роли. Мало, к примеру, просто освоить требования, предъявляемые к курсанту, студенту, надо еще сделать так, чтобы эти требования стали внутренне присущими конкретному человеку, стали для него своими, естественными. Социализацию с точки зрения этой теории и понимают как процесс овладения человеком совокупностью социальных ролей. Личность с позиции ролевой теории, как уже отмечалось, – есть совокупность социальных ролей. Ролей этих множество. Человек на улице – пешеход, в магазине – покупатель, в транспортном средстве – пассажир, в кинотеатре – зритель, в библиотеке – читатель и т.п. И везде, во всех случаях от индивида ожидается вполне определенный порядок действий, умение поддерживать контакт с другими индивидами, соблюдать определенные нормы, требования. Одновременно человек исполняет множество ролей. И все же есть главные, несущие, основные. В социологии принято выделять три комплекса главных или генеральных ролей человека. Первый комплекс - совокупность общегражданских ролей. Важно, чтобы человек был лояльным гражданином, патриотом, избирателем. Второй комплекс - совокупность профессиональных ролей. Человек должен вдумчиво, серьезно освоить навыки и требования какой-либо профессии, работать так, чтобы все, что он делает было качественным, идет ли речь о раскрытии преступлений ил о строительстве зданий, о лечении людей или о защите их прав в судах. Третий комплекс -совокупность семейно-бытовых ролей. Заботливый сын, верный друг, любящий супруг и отец – это не просто абстрактный набор ожиданий. Звучат все эти роли как-то в общем виде, но каждый призван исполнять их в полной мере. Это именно комплексы ролей, поскольку, скажем, в семье индивид может одновременно являться и сыном, и мужем, и свекром, и дедом, и братом. И это может быть далеко не полный перечень семейных ролей, которые выполняются человеком. В процессе реализации социальных ролей может возникать ролевое напряжение и даже ролевой конфликт. Это трудности при выполнении сразу нескольких ролей или противоречивые требования к одному человеку, исполняющему сразу несколько ответственных ролей. К примеру, хорошо известны профессиональные требования к сотруднику милиции. Но эту роль может выполнять молодая женщина, являющаяся матерью, женой. Как от сотрудника органа внутренних дел от нее может требоваться работа и в выходные, и в праздничные дни. Как от матери, жены от нее ожидается большое внимание семье, ведению домашних дел. Как видим, конфликт не только вероятен, но и достаточно часто встречается в действительности, в социальной практике. Есть несколько видов поведения, социального действия, которые могут снизить ролевое напряжение, снять остроту ролевого конфликта, перевести его в менее опасные формы. Одно из таких действий – рационализация ролей, предполагающая поиск и утверждение в сознании индивида негативных сторон желаемой, но в силу разных причин недостигаемой роли. Другое действие, снимающее остроту ролевого конфликта, – разделение ролей. Это временное изъятие одной из ролей и выключение ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований. Можно сделать следующие выводы, подводя итог сказанному в данной лекции. Понятие личность является одним из ключевых в социологии, поскольку именно социализированный индивид выступает в качестве основного носителя социального. Общего согласия социологов по поводу механизмов и условий формирования личности, основных слагаемых личностных структур нет, но каждая точка зрения на эти проблемы своеобразно дополняет другую. Социализация – один из важнейших социальных процессов. Именно в его ходе появляется личность, самостоятельный субъект общественных отношений, поведения, познания. Неудачи, неполнота социализации приводит к серьезным искажениям в обществе в целом, не позволяет ему повышать степень зрелости социальных взаимодействий. В настоящее время ролевая концепция личности наиболее полно и многосторонне воспроизводит основные процессы взаимодействия индивидов, механизмы передачи социального опыта, социализации личности. |