Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция девятая. Социология девиантного поведения и преступности

  • Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеЛекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
    АнкорЛекции по Социологии
    Дата04.04.2022
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLektsii_po_sotsiologii (1).doc
    ТипЛекции
    #439773
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Лекция восьмая. Социология права.

    План лекции.


    1. Социологическое понимание права и проблемы социальной обусловленности права.

    2. Социологические аспекты правотворчества и отправления права.

    3. Специфика правовой социализации личности.


    Социологическое понимание права и проблемы социальной обусловленности права.
    Многогранность, многоаспектность феномена права в социальной жизни предопределяет и множество подходов к изучению этого явления. Философия права не рассматривает право как некую реализованную данность, занимается правом с позиции ценностного его содержания, связывает право с сущностными характеристиками человека – автономность личности, воля, свобода, возможность действовать, сообразуясь со своими интересами и соотнося их с интересами других. Достаточно вспомнить, к примеру, определение права, данное Гегелем. С точки зрения этого классика немецкой философии, право – это внешнее наличное бытие свободной воли. Теория права как общеюридическая дисциплина определяет место права среди других регуляторов человеческого поведения, выявляет специфические особенности языка права, структурирует правовую систему, занимается проблемами толкования права, его источников.

    Социологию права интересует право в его социальном действии, в его фактической реализованности. С одной стороны, социологию интересует как социальное (общество, интересы групп, этносы, группы, действия людей) порождают, модифицируют право. С другой стороны, социологию интересует как право изменяет общество, социальные институты, организации, оказывая мощное обратное воздействие на социальное. Теория права не сводится, конечно, к апологетике, но все же в ней доминируют декларативные постулаты, излишне умозрительные конструкции. Социология права занимается непредвзятым анализом правовой действительности, действием социальных норм, а не только позитивных норм, среди которых ведущее место занимают правовые и моральные. Социология права изучает действие права и для того, чтобы давать рекомендации, которые вели бы к эффективному формированию социальной действительности в нужных параметрах. В этом смысле социология права социально технологична.

    В социальной жизни присутствуют самые разнообразные явления, так или иначе связанные с правом, правовой системой. Есть такие социальные явления, юридический характер которых выступает непосредственно, открыто, что называется, фиксируется на поверхности. В современных обществах это принятие законов представительными органами власти, принятие и применение судебных решений, административная деятельность правоохранительной системы. Такие явления принято называть первичными юридическими явлениями. Эти явления идентифицируются, напрямую соотносятся с правом. В узком понимании социология права (юридическая социология) исследует именно такие явления.

    Но в более широком значении социологию права интересуют и иные социальные явления, которые не имеют, казалось бы, прямого, непосредственного, а главное – постоянного отношения к закону, законодательству. Правовой элемент в каком-либо социальном явлении может не быть выраженным, как говорится, в чистом виде, он может быть встроен, вплетен в другие. Разумеется, учеба в университете, например, регламентируется многими нормами права. Кроме того, процесс обучения опирается на действие, как говорят юристы, многих подзаконных актов: устав университета, приказы, распоряжения ректора, деканов и т.п. И все же, в каждый данный момент времени все эти установления действуют не столь явно, открыто как, скажем, при рассмотрении конкретного дела в суде, где все процедурные шаги сторон строго регламентируются процессуальным кодексом. Такие явления, т.е. явления, не имеющие постоянного, четкого включения в правовые действия, отношения называют вторичными юридическими явлениями. Социологию права интересуют и эти явления.

    Социальная обусловленность права, во-первых, означает зависимость правотворчества, элементом которого является законотворческая деятельность, от всей совокупности социальных факторов, являющихся опосредующими условиями для всего процесса появления новых норм.
    Социологические аспекты правотворчества и отправления права.
    Социологические моменты правотворчества прослеживаются по всем этапам этого процесса. В силу этого социология изучает, во-первых, социальные причины создания нового правового акта, а значит интересы определенных слоев, групп, отражающиеся в новом правовом документа. Кроме этого социологию на этом этапе интересует, какие взаимодействия нуждаются в регуляции и почему они могут быть не зарегулированы в правовом отношении. Известно, например, что земельные угодья долгое время не находились в обороте, земельные участки нельзя было продать и соответственно купить. Но фактически, даже в советское время, люди продавали свои знаменитые "шесть соток", находящиеся в ведении садово-огородного товарищества. Даже без особых социологических замеров ясно было, что реально существуют отношения, которые не являются регулируемыми законодательством. Социология могла помочь выявить, насколько распространены такие отношения, а значит помочь законодателю определить важный участок своей деятельности.

    Во-вторых, социологию интересует сам механизм подготовки текста проекта нового правового акта, учет сложившихся в обществе традиций, мнения различных социальных групп и категорий, интересует то, насколько профессиональны силы, которые участвую в разработке правовой нормы. Не секрет, к примеру, что до 70 % сотрудников государственно-правового управления в администрации Президента Б.Н. Ельцина не имели юридического образования. А это означает, что проекты законодательных актов не могли пройти должную правовую экспертизу.

    В-третьих, социология присущими ей методами выявляет уровень активности людей в обсуждении проекта правового акта, если он вынесен на предварительное обсуждение. Было, к примеру, установлено, что с проектом Конституции России, принятой в декабре 1993 года, предварительно ознакомилось лишь около 10 % взрослого населения страны. Для социолога такая констатация является очень важной: необходимо выявить, что реально скрывается за такой низкой активностью людей. Это может, например, свидетельствовать и о низкой правовой культуре граждан России, и о том, что они, к сожалению, имели возможность не раз убедиться в том, что в нашей стране закон может быть очень даже демократичным, но ни власть, ни люди не собираются руководствоваться им.

    В-четвертых, социология анализирует интересы различных ведомств, которые могут либо тормозить, либо, напротив, способствовать разработке того или иного нового правового документа. Речь идет о так называемых лоббистских группировках, которые могут торпедировать принятие того или иного законодательного акта. Это могут быть и достаточно мощные объединения (Союз промышленников и предпринимателей, например) или менее влиятельные группы (различные объединения в поддержку малого и среднего бизнеса). Важно понять, каким образом то или иное правовое решение может затронуть их интересы, чтобы выстроить технологическую цепочку принятия документа в интересах всего общества.

    В-пятых, социологию интересует общественное мнение в ходе обсуждения правового документа, а также отношение к новому правовому акту индивидов, организаций, ведомств, которые будут его применять. Понятно, к примеру, что конкретный закон, в случае его принятия, будут применять конкретные люди, те, которых он в первую очередь будет касаться (например, работники прокуратуры или члены коллегий адвокатов). И если изначально у этих специалистов к закону сложиться негативное отношение, то, понятно, что правовая норма может быть "спущена на тормозах".

    И еще один очень важный момент. Социология права изучает и так называемое "теневое нормотворчество", то есть появление и закрепление неофициальных правил, норм поведения, которыми тем не менее руководствуются значительные порой социальные группы. Предпосылок процесса теневого нормотворчества много, мы назовем лишь такую как разочарование значительных социальных групп, категорий населения в официальных правовых актах, их действии, которые не обеспечивают жизненно важные интересы этих групп. Известно, например, что вынуждаемая силовая защита, в просторечье именуемая "крышей", явление достаточно распространенное в нашей стране. Около 60 % бизнесменов в ходе российских социологических исследований отмечают, что сталкиваются с этим феноменом постоянно. Совершенно очевидно, что, фиксируя масштаб воздействия этих неофициальных, не от государства идущих норм на общество, социология имеет возможность выявить реальную степень пораженности социума негативными явлениями, меру социальной патологии.

    Немаловажная проблема для социологии права заключается в выявлении связи нормотворчества с общественным мнением, изучении готовности массового сознания воспринять ту или иную норму. В идеале законодатель при разработке новой нормы должен опираться на целый комплекс социологических исследований, замеров, позволяющих уточнить степень зрелости массового сознания, появление в обществе настроения ожидания той или иной нормативной новации. Вся эта социальная информация должна быть правильно интерпретирована, что послужит основой выявления реальных проблем общественного развития, нуждающихся в регуляции, разрешении. Конечно, не следует абсолютизировать роль общественного сознания в определении перспектив принятия той или иной нормы, ее будущей действенности. Еще Гегель отмечал, что в общественном мнении все истинно и одновременно все ложно. Тем самым подчеркивается крайняя противоречивость, неустойчивость массового сознания, в котором далеко не все поддается рациональному просчету.

    В то же время было неправильным и пренебрегать общественным мнением, игнорировать его с позиции профессионалов, видящих в точке зрения, оценке людей лишь непросвещенные, непредсказуемые эмоции. Вот лишь один пример того, как здравомыслие массового сознания оказалось более выверенным, правильным, чем научно обоснованная позиция профессионалов. Оценивая акт об амнистии, который был принят Госдумой в 1994 г., более 40 % опрошенных в ходе социологического исследования заявили, что после амнистии и политическая и криминогенная ситуация в нашем обществе обостриться. Однако авторы разработки нормативного акта объявили это мнение некомпетентным, не заслуживающим в силу этого внимания. Практика, однако, показала, что уровень преступности вновь резко пошел вверх.

    Самое существенное в связи нормотворчества и изучения общественного мнения заключается в необходимости грамотной интерпретации результатов социологических опросов, замеров. Нужна постоянная экспертная оценка итогов исследований, которая свидетельствовала бы о предварительной подготовке общества к восприятию того или иного нового правового акта. Таким образом социология права присущими ей методами может существенное воздействие на то, чтобы процесс нормотворчества был социально значимым, отвечал интересам и потребностям больших социальных групп, общества в целом.

    Совершенно очевидно, что нуждается в исследовании, социологической оценке не только порядок разработки новых правовых актов, но и их социальное действие. Для этого социология уточняет функции права в системе социальных отношений, механизм его воздействия на группы, сознание людей, общество в целом. В нашей стране на всем протяжении советского периода истории общества право рассматривалось излишне инструментально, узко прагматически. Его значение как самостоятельной ценности явно принижалось. Общим показателем эффективности правовой системы считалось состояние законности, уровень позитивной активности личности, социальных групп. При этом права и свободы личности рассматривались как второстепенные, занимали в правовой проблематике подчиненное по отношению к государству, большим группам место.

    Известно, что в теории права выделяются две основные функции права, регулятивная и правоохранительная или охранительная. Социология не отвергает этого подхода к выявлению социального предназначения права, но в то же время на функциональную нагруженность права смотрит с более широких социальных позиций.

    Во-первых, главной, основной функцией права социология считает интегративную функцию. Именно так предлагал относиться к праву, как уже отмечалось, Т. Парсонс. Право призвано осуществлять интеграцию, объединение общества, основных его подсистем и социальных групп, индивидов. Как может это осуществить право? Как можно объединить бедного с богатым, жителя крупного города и сельского поселения, коренного жителя страны и того, кто лишь недавно переехал в нее на жительство? Выполнить эту функцию право может лишь в том случае, если оно одинаково, однообразно реализуется относительно всех членов общества. Возможно ли это, не является ли это утопией? Совершенно очевидно, например, что тот, кто более состоятелен, сможет в случае необходимости нанять более квалифицированных адвокатов, обеспечив тем самым лучшую защиту своих прав и полномочий. Конечно, равенство всех перед правом является положением идеальным, реальная социальная жизнь сложнее, богаче, содержательней во всех своих конкретных, частных проявлениях. Тем более, что тем, кто обладает большими финансовыми и иными возможностями во все времена удавалось с помощью средств массовой информации навязывать обществу определенную точку зрения, касающуюся, в частности, и этой идеи равенства перед законом. И все же длительное развитие многих современных индустриальных обществ, наличие независимой прессы, развитые формы гражданского общества свидетельствуют, что социум в состоянии приближаться к такому состоянию, когда право в целом успешно выполняет эту свою, интегративную функцию. Об этом свидетельствует ситуация в Швеции и Австрии, Норвегии и Голландии, во многих других странах

    Во-вторых, право реализует регулятивную функцию. Социология не отвергает в данном случае подхода юриспруденции к этому предназначению права, рассматривает право в ряду с моралью в качестве важнейших регуляторов поведения человека, взаимодействий людей и групп, всех видов деятельности. Регулировать – означает направлять деятельность всех субъектов, всех социальных отношений в правовом русле. Право всегда нечто рекомендует, нечто запрещает, а нечто может и поощрять. Вот этот аспект очень важен. Социология полагает, что право призвано регулировать взаимодействие и деятельность, не только что-то запрещая, но и стимулируя позитивную активность индивидов и групп. То есть, показывая, поддерживая приемлемые, положительные стороны взаимодействий, отношений людей, общностей.

    Известно, что П.А. Сорокин все действия людей разделял на должно-дозволенные, рекомендуемые и запрещенные. Дозволенные это добровольные поступки человека, которые не нарушают переживания и убеждения других людей. А вот желательные действия, но действия "с избытком благоволения", это уже рекомендованные действия. К подвигу нельзя принудить человека, и даже одобряя мужественный поступок человека, каждый в то же время отдает отчет, что такой поступок – это самостоятельный выбор человека, результат действия именно его воли. Акты запрещенные или недозволенные противоречат представлениям о должном поведении в глазах многих, если не большинства людей. Очевидно, что и формы реагирования на все эти поступки в обществе бывают разные. Одним из способов регулирования поступков является право.

    В-третьих, право выполняет охранительную функцию, то есть реализует защиту полномочий, свобод, имущественных и иных интересов личности, групп, общества в целом и государства как одного из важнейших институтов социальной жизни. Можно отметить, что и эта функция выступает своего рода общей у юриспруденции и социологии. И еще один момент. К сожалению, следует констатировать, что длительное время в российском обществе эта функция права понималась односторонне. А именно. Право в первую очередь стояло на страже интересов государства, его органов. Что касается прав и полномочий личности, то все они носили вторичный характер. Так было и до революции 1917 года, так было, по сути, и на всем протяжении советского периода истории нашего общества. Некое целое, в данном случае государство, всегда выдавалось за более важное, чем какое-то единичное, якобы несущественное – личность с ее потребностями и запросами, представлениями о свободе, достоинстве и т.п. В настоящее время ситуация в российском обществе меняется. Конечно, надо быть реалистами, чтобы видеть, что на таком важном направлении перехода нашего общества к новому состоянию с правами и свободами граждан, каждого человека далеко не все еще отвечает современным представлениям об обществе, его устройстве. В нашем обществе, к сожалению, не сложилось традиции цивилизованного отношения к человеку, его правам, потребностям. И все же определенные подвижки есть. И в Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года сразу вслед за главой, посвященной общим положением, есть глава, всецело посвященная правам и свободам человека, гражданина.

    В-четвертых, с точки зрения социологии право выполняет еще одну важную функцию, коммуникативную. В этой связи следует подчеркнуть два основных момента. Право выполняет коммуникативную функцию в силу того, что оно устанавливает связь, коммуникацию между основными подсистемами общества. Это коммуникация осуществляется, что называется, по горизонтали. Право действует и в сфере экономики, производства товаров и услуг, и в политической сфере, и в семейно-бытовой сфере. Право пронизывает, таким образом, все сферы общественной жизни, находится, как говорится, везде, повсюду. Но право осуществляет коммуникацию в обществе и по вертикале, действует сквозным образом, пронизывая общество во всех его слоях, стратах. Это означает, например, что налоговое право затрагивает все слои общества, налоги должны платить все, и кто получает заработную плату, и те, кто получает значительные доходы, занимаясь бизнесом.

    В-пятых, право выполняет социализирующую функцию. Некоторые исследователи называют эту функцию воспитательной. На наш взгляд, все же точнее называть эту функцию именно социализирующей. Эта функция развивает представление о том, что право объединяет индивидов, группы вокруг основных ценностей, свобод, которыми живет общество. Но для того чтобы интеграция состоялась, сохранялась и воспроизводилась, необходимо, чтобы каждое новое поколение глубоко и полно осваивало нормы, ценности, образцы поведения, язык, символы, идеалы определенного общества. Все существующие в обществе институты, в частности, семья, церковь, мораль, система образования, так или иначе, участвуют в формировании личности. Но важное место в социализации личности принадлежит и праву.

    Но свои функции право может выполнить только в том случае, если оно обладает определенным социальным потенциалом, своего рода социальной энергией, которая и позволяет направить действие права в определенном направлении.

    Социальный потенциал права состоит из следующих элементов.

    Во-первых, потенциал права складывается из его материального действия. Это означает, что право реально предоставляет человеку, группе определенные полномочия, права, на основе которых индивид, социальная группа могут действовать определенным образом. Одновременно право возлагает на человека, любое сообщество и определенные обязанности. На это особо следует обратить внимание. Одного – прав – не бывает без другого, т.е. без обязанностей. В противном случае в обществе получается некоторое несоответствие: люди очень часто акцентируют внимание на своих правах, требуют их безусловного соблюдения, но при этом неохотно вспоминают, что есть еще и ответственность за определенные поведенческие акты, за свои действия.

    Во-вторых, имеется психологический элемент социального потенциала права. Суть этого элемента заключается в следующем. Каждый индивид, как известно, обладает определенным психологическим статусом. Вступление личности в общение по поводу своих прав и прав других индивидов предполагает сопряжение интересов людей. А значит и формирование определенного отношения личности к действующим нормам, реальные установки по поводу этих норм. Это отношение не сводимо к простому подражанию, желанию угодить кому-либо, чтобы не возникало ощущения неприятия нормы, правила, предписания. Человек сопереживает, негодует, внутренне соглашается с какими-либо нормами или напротив, игнорирует требования каких-либо правил и предписаний. Стало быть, по поводу права и правовых отношений складывается определенная психологическая среда. Право может реализовываться без приказа, без принуждения, только на том основании, что психологически люди готовы следовать какой-либо норме.

    Если, к примеру, в психологии человека, группы сложилось апатичное, равнодушное отношение к праву, то никакие строгие меры, никакие лишения, наказания не в состоянии оказать заметное воздействие на личность. Более того, можно утверждать, что очень часто именно столкновение внутренней психологической установки и реальной правовой нормы может привести к правонарушению. Результатом психологического воздействия права может быть формирование определенного образа права. Этот образ у человека может быть положительным, привлекательным, а может быть и негативным, вызывающим негодование, а значит внутреннее отторжение. Многие исследователи отмечают, что именно негативный образ закона, права в нашей стране заметно влияет на восприятие всего, что исходит от государства, его органов. Такой образ сформирован давно, судя по всему давно, он характерен для ментальности нашего народа на протяжении длительного времени.

    В-третьих, потенциал права немыслим без этического элемента. Этический потенциал права заключается в идее справедливости или несправедливости, заложенной в какой-либо правовой норме, правиле, установлении, инструкции и т.п. Если люди воспринимают право, правовую норму как справедливые, то действие права может быть достаточно эффективным. Если нет, то есть, если с точки зрения людей в праве нет справедливости, то идея права разрушается в сознании людей, делается лишней, ненужной.

    В данном случае легко прослеживается связь психологического восприятия права и моральных норм, которые господствуют в обществе. Право может выполнить свою задачу только в том случае, если оно выступает как нравственно насыщенный феномен. Если люди улавливают в праве, правовой норме несправедливость, интересы узкой группы лиц, нарушение основных свобод, полномочий граждан, то это разрушает право как таковое, отторгает от него все большее число людей, вызывает правовой негативизм или даже нигилизм. Вот скажем, сразу после 1 декабря 1934 года, а это день убийства одного из лидеров страны, С.М. Кирова, был подписан указ ВЦИК СССР (Всесоюзный центральный исполнительный комитет), а тогда это был высший орган государственной власти в стране, по которому некоторые уголовные дела должны были рассматриваться внесудебными органами и ускоренно, упрощенно, без привлечения защитников, адвокатов. Более того, за некоторые правонарушения по данному указу можно было расстреливать 14-летних подростков. Первое, что должно приходить в голову любому нормальному человеку: детей нельзя убивать, ни при каких обстоятельствах. Можно ли говорить о каком-либо этическом, моральном потенциале данной нормы, принятой государством, якобы самом справедливом на земле?

    В-четвертых, имеется и информационный потенциал права. Содержание данного элемента заключается в том, что каждая норма права, право как таковое несут в себе определенную социальную информацию. Любая правовая норма содержит информацию о должном, рекомендуемом и запрещенном поведении. Иными словами, норма указывает, что индивид, социальная группа могут делать, что делать не должны, а в случае действия, какое наказание за такое действие предусмотрено, а что делать рекомендуется. При рассмотрении информационного воздействия права главное состоит в рациональном аспекте, т.е. в знании юридических предписаний требований, их постоянном обновлении и изменении. Социологические исследования показывают, что наибольшую информацию о праве, нормах права люди получают из средств массовой информации, причем не специальных, а так называемых массовых органов печати, теле- и радиопередач. Надо при этом иметь в виду, что далеко не всегда в этих публикациях содержится точка зрения специалистов. Получается, что знание права, его норм часто базируется на точке зрения комментаторов, телеведущих, а не тех, кто мог бы наиболее компетентно изложить необходимые сведения.

    Итак, социология, как уже не раз отмечалось с более широких социальных позиций рассматривает право, это касается и функций этого важного слагаемого социальной жизни. Право действует, обладая определенным социальным потенциалом.

    Все вышеизложенное раскрывало процесс движения нормы от ее осознания до реализации, воплощения в социальной действительности, поведении членов общества. Но реализация права, естественно, не сводится только к изданию правовых актов и предоставлении обществу информации о них. Правоприменительный механизм сложен, включает материально-правовые, психологические, организационные и иные связи и отношения. Исходными элементами для социологии права служат два феномена: юридическая норма и социальная ситуация. Наличие этих двух элементов и вызывает цепь событий: оценка реальной ситуации в обществе, в частности, уровня преступности, конкретного преступного акта, анализ правовой нормы, сопоставление конкретной нормы с интересами и мотивами субъекта, прогнозирование последствий применения или неприменения той или иной нормы.
    Специфика правовой социализации личности.
    Как уже отмечалось в лекции, посвященной социологии личности, социализация представляет собой процесс непрерывный, зависящий не только от форм связей человека и социальной среды, но и от степени зрелости самого общества. Социализация включает в себя и целенаправленное воздействие социальных условий на индивида с целью приобщить его к системе понятий, оценок, норм, и деятельности самого индивида в процессе освоения норм, ценностей и т.п. Следует к тому же иметь в виду, что позитивное воздействие общества, его институтов может перекрываться, блокироваться негативным воздействие микросоциальной среды, в которой реализуется жизнедеятельность человека.

    Правовая социализация выступает в качестве необходимого момента общей социализации личности. Специалисты по социологии права обращают при этом на такие аспекты правовой социализации. Во-первых, ее конкретность. Речь идет о том, что правовая социализация предполагает включение человека в специфичное правовое поле, пространство, со всеми вытекающими из этого обстоятельства требованиями. Во-вторых, правовая социализация имеет вполне определенную направленность, поскольку речь идет не просто о передаче опыта, знаний, присущих обществу как таковому, а о восприятии норм, ценностей, свойственных социуму на конкретном этапе его развития. Важно знать, понимать и применять на практике вполне определенные требования законов и иных правовых норм, уметь ориентироваться в смене, развитии нормативной базы.

    Правовой социализации личности присущи следующие особенности. Во-первых, это поздний, вторичный характер этой социализации. Система запретов-разрешений, понятно, вырабатывается у человека с самого раннего возраста, но она не носит именно правового характера. Представление о праве, о полномочиях личности, о степени ее свободы, о пределах этой свободы складываются позже, когда индивид начинает на понятийном уровне осваивать социальную реальность, учится сопоставлять свои интересы с интересами других людей, социальных общностей, групп.

    Во-вторых, правовая социализация особенность имеет исключительно целенаправленный характер. Если представление о различных элементах культуры у индивида может складываться и стихийно, самопроизвольно (понимание или непонимание классической музыки, например), то толкование права, особенностей правовой регуляции отношений и взаимодействий, представление о существующей правовой системе формируется у человека осмысленно, на вполне рациональной основе и не может быть пущено, как говорится, на самотек.

    В-третьих, правовая социализация завершается формированием индивидуальной правовой культуры личности. Эта культура в развитом своем виде представляет собой синтез знаний, оценок, суждений, психологических установок по отношению к праву и позитивного правового поведения человека. Такую личность принято называть законопослушной.

    Правовая социализация может быть выражена определенными этапами, звеньями освоения человеком правовой культуры своего общества, ее интериаризации. Первая ступень – это знание права, его значения в жизни общества, приобщение к знанию конкретных норм, непосредственно затрагивающих жизнедеятельность индивида. По проблеме знания правовых норм проводятся регулярные социологический замеры, многочисленные опросы. Так, известный социолог Н.И. Лапин установил, к примеру, что в настоящее время в России ценность права прочно занимает первое место в массовом сознании. Однако более детальный анализ показал, что само право, норма, законность воспринимаются как сугубо индивидуальные явления, по сути, носят характер своеволия. Проблема знания права имеет и такой аспект. Многослойность самого права, в которое наряду с основными законоположениями входят многочисленные правила, инструкции, предписания ведомств, органов местного самоуправления делают понятие "знание права" весьма расплывчатым, условным, неточным.

    Специальные исследования выявляют основные источники правовой информации. На первом месте оказываются средства массовой информации (от 42 до 63 %). На втором – межличностное общение в сфере правовой коммуникации (юридические консультации, адвокатские и нотариальные конторы и т.п.) – до 13 %. На третьем месте – научно-популярная юридическая литература – до 12,6 %. К сожалению, как видим, эти данные не вполне благоприятны, поскольку современные средства массовой информации передают весьма субъективную информацию о праве, правовом регулировании, часто искажая при этом действительное положение дел, действия органов правопорядка.

    Кроме простого знания, осведомленности индивида о тех или иных правовых нормах, правилах и т.п. в понятие правовая культура входит и понятие правового убеждения. Это такое знание, которое окрашено личностным отношением к нему, когда знание какой-либо нормы делается содержанием внутреннего облика человека, его духовного мира.

    Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в числе социологических теорий среднего уровня видное место занимает социология права, которая выявляет социальную сущность права, его воздействие на общественные отношения и взаимодействия. Социологию права в решающей мере интересуют проблемы порождения обществом права и его обратное влияние на социум, а также состояние правовой культуры общества и личности.

    Лекция девятая. Социология девиантного поведения и преступности.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта