Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция вторая. Становление и развитие социологии

  • Лекции по Социологии. Лекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеЛекции Предмет социальной философии. Специфика предмета социологии
    АнкорЛекции по Социологии
    Дата04.04.2022
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLektsii_po_sotsiologii (1).doc
    ТипЛекции
    #439773
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Часть первая

    1. История социально-философских взглядов.

    2. Становление теоретической социологии.


    История социально-философских взглядов.

    В силу того, что было сказано в первой лекции, становится понятным, почему изложение проблем развития социологического знания необходимо начать с рассмотрения, хотя бы беглого, социально- философских взглядов. Именно такое рассмотрение позволит отделить сугубо философский анализ социальной жизни от анализа социологического, полнее выявить его специфику.

    В период античности за основу всех социальных связей, отношений, взаимодействий философы брали государство, связи и отношения людей в государстве. По сути, в этот период понятие "общество" является синонимом понятию "государство". К примеру, Платон исходит в своем анализе общественных явлений из следующих положений. Люди объединяются в силу того, что к этому их понуждает нужда, т.е. потребность. Получается, что даже свои потребности не удовлетворить, если не взаимодействовать с другими людьми. Индивид есть одновременно гражданин, то есть живущий среди себе подобных в полисе. Полис – это город-государство, которое является единственно возможной формой общежития людей, горизонтом всех моральных ценностей.

    Платон, вероятно, одним из первых сформулировал представление о структуре общества. С его точки зрения, идеальное общество-государство состоит из правителей, которыми являются мудрейшие из мудрых, т.е. философы, воинов, стоящих на страже порядка, и работных людей, ремесленников и землепашцев. Понятно, что места рабам в таком обществе-государстве не нашлось. И это не случайно, поскольку рабов в ту пору считали говорящими орудиями труда. Примечательно, что объединяет структурированное образование идея общего блага. Именно общее благо должно быть положено в основу деятельности и правителей, и стражников-воинов, и тех, кто создает материальные блага. В силу этого ни правители, ни воины не должны были даже обладать своей собственностью.

    Сходной концепции общества-государства придерживался и Аристотель. С его точки зрения человек является существом, которое живет в государстве и лишь через него объединено в некое сообщество граждан. Человека Аристотель считал политическим животным, то есть необычным живым существом. В человеке сочетается природное, биологическое, говоря современным языком, начало и начало социальное. В отличие от Платона Аристотель стремился рассуждать не об идеальном обществе-государстве, а таком устройстве социальной жизни, которое существует в действительности. Во-вторых, и современные исследователи отмечают мысль Аристотеля, что общество подчинено закону рождения, развития и смерти, а изменения, перемены в нем – это необходимое условие его жизни, функционирования.

    В Средние века идея государственной связи, как единственной социальной связи, отступает на второй план. Людей объединяет, по мысли философов и богословов, связь религиозно-церковная. Общество – это совокупность единоверцев. Церковный храм, по представлению Августина, является своего рода обществом в миниатюре. Марсилий из Падуи полагал, что государство есть совершенное и самодостаточное сообщество, которое основано на разуме и опыте людей. Государство – это народ, соорганизованный в некую общность, коммуну. Николай Кузанский рассматривает общество как некий универсум. Совершенная цельность универсума больше просвечивает в человеке, человек оказывается совершенным миром, хоть и малым, оставаясь в то же время частью большого. Фома Аквинский, один из крупнейших философов Средних веков, рассуждает о том, что связывает воедино столь разных людей. Понятно, что это, прежде всего, вера. Но кроме этого наличествует и право. При этом есть вечное право, восходящее к богу, его замыслу обустройства социальной жизни. Но есть также право естественное и человеческое. Под естественным правом этот философ понимает наличие в самой природе человека, данной ему богом, способности познать хотя бы часть божьего замысла, необходимость в таком познании с помощью разума и веры. Естественно, что человек не может охватить разумом весь замысел бога, а лишь его часть, фрагмент. В противном случае разум человека сравнялся бы с разумом бога, что принципиально невозможно. Есть еще и человеческое право, которое состоит в возможности людей принимать законы для лучшего взаимодействия с себе подобными. Получается, что все право восходит к вечному, божественному.

    Новым этапом в развитии социальной мысли можно считать эпоху Возрождения. Проблема человека, человеческих отношений находит отражение в творчестве, в частности, Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, Томазо Кампанелла, Николо Макиавелли. Складывается умозрительная модель общества, которая напоминает общину, где порядок и моральные устои регулируются волей бога и традициями. Человек в такой социальной системе играет весьма незначительную роль. В новых условиях возрождается представление об идеальном общественном устройстве. Посредством воображаемого Мор представляет то, чего нет, но то, что должно быть. Не случайно ведь перевод слова утопия означает "место, которого нет". Его "Утопия" – это не программа для непосредственного воплощения. Это скорее общие принципы построения самого совершенного общества, которые могут стать когда-нибудь нормой. Ключевым пунктом этой программы является отсутствие частной собственности. С исчезновением неравенства имущественного, по мысли Мора, исчезнет и различие в социальном статусе. Кроме того, Мор и Кампанелла, написавший "Город Солнца", усматривают несправедливость существующего общества в отсутствии всеобщего, обязательного труда. Поэтому и на Утопии и в Городе солнца все трудятся. При этом важно подчеркнуть, что труд тогда рассматривался лишь как физическое усилие. Получалось, что управление, например, вообще не рассматривалось как трудовое усилие. Кампанелла полагал, что в несправедливом общественном устройстве важное место занимала и семья: герцог рождается в семье герцога, крестьянин – в семье крестьянина. Поэтому Город солнца создан так, что в нем отсутствуют семьи.

    В Новое время усилиями Локка, Гоббса, Лейбница делается попытка построить науку об обществе по примеру естественных наук. Гоббс полагает, что наличие у человека разума заставляет его умерять животные страсти, объединяя усилия в государстве, которое в состоянии поддерживать порядок и равновесие. Государство выступает в качестве некой договорной силы. Главным в учении Локка об обществе является теория естественного права. С его позиции, человеку присущи два состояния: состояние свободы относительно своих действий и распоряжения имуществом и состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают как взаимные феномены. И Гоббс, и Локк исходят из представления о наличии равновесия различных сил в обществе, пытаются построить "социальную физику".

    Д. Вико стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень понимания сущности происходящего в обществе, пытался уловить постоянный закон исторических изменений. Он выделил в истории три эпохи: религиозная, героическая и гражданская. Каждая эпоха имеет свои нравы, специфическое представление о праве, способах общения и т.п.

    Французские просветители, в частности, Вольтер, закладывают основы теории социокультурной эволюции, общественного прогресса. Переход общества к более совершенному состоянию связывается ими, прежде всего с развитием просвещения народов, утверждением гуманных отношений, установлением своего рода царства разума. Именно в этот период закладываются основы представлений о правовом государстве и гражданском обществе.

    В Новое время появляется два основных ответа на вопрос, который давно занимает философов: каков человек от рождения, существо доброе или, напротив, злобное и агрессивное? Гоббс исходил из того, что естественное состояние человека – это война всех против всех, а общество и государство умеряют злобные инстинкты человека. Руссо, напротив, полагал, что человек от природы добр, сострадателен, милосерден, а злым его делает общество, господствующая в нем несправедливость.

    И. Кант, родоначальник классической немецкой философии, обосновывает представление о переходе общества корпоративного, средневекового к обществу гражданскому, которое покоится на иных социальных связях. Кант полагал, что гражданское состояние общества основывается на следующих принципах: свобода каждого члена общества как человека; равенство человека с себе подобными; самостоятельность человека как гражданина.

    Развернутую характеристику гражданского общества дает другой представитель немецкой философской классики Гегель. Под гражданским обществом он понимал социальное пространство между семьей и государством. Гражданское общество – это такая совокупность связей и отношений людей, в которых каждый реализует свою волю, относительно независимую от государства. Гражданское общество – это общество людей, обладающих собственностью и равных перед законом. Каждый в рамках закона реализует свой интерес, выбирая профессию, место жительства и способ зарабатывания средств для существования.

    Даже краткое изложение социально-философских взглядов разных эпох позволяет сделать вывод, что человека на протяжении всей его истории интересовали проблемы функционирования общества, всех связей, отношений, взаимодействий, присущих разным уровням социальной организации.
    Становление теоретической социологии.

    Второй вопрос посвящен становлению социологического знания. Возникновение собственно социологии принято связывать с именем французского философа Огюста Конта (1798 – 1857). Правда, некоторые современные социологи полагают, что Конт не столько основал новую науку об обществе, сколько лишь придумал ей название. Тем не менее, именно Конт не только впервые употребляет этот термин, "социология", детально рассматривает необходимость и возможность появления науки об обществе, но формулирует свое понимание ее предмета, вполне определенно высказывается о методах новой науки.

    Прежде чем раскрывать основные положения социологии Конта представляется целесообразным остановиться на таком вопросе, как условия и причины возникновения социологии именно в середине XIX века.

    Принято выделять два основания появления особой науке об обществе именно в это время.

    Первое основание – естественнонаучное. Успехи физики, математики, астрономии и других наук о природе к этому времени были таковы, что именно к середине XIX века была создана естественнонаучная картина мира, картина стройная, логичная, внутренне непротиворечивая. На этой основе появляется идея создания такой же по своим принципам, строгости доказательной базы и науки об обществе. Иными словами, появляется мысль достроить здание науки полностью, включая и учение об обществе. Именно науки, а не просто философских размышлений о нем.

    Второе основание появления социологии в середине XIX века – социальное. Речь идет о том, что именно к этому времени происходит замещение общества традиционного обществом совершенно иного типа – индустриального (термин "индустриальное общество" вводит Сен-Симон, у которого, к слову заметить, около шести лет личным секретарем проработал Конт). Это общество существенно отличается не только по динамизму процессов от предшествующих эпох, но и появлением новых форм социального неравенства. Неравенства не сословного, легко воспроизводимого на протяжении столетий, а неравенства классового, предполагающего иные формы движения людей и групп в социальном пространстве.

    Итак, эти два основания и послужили фундаментом возникновения именно научного знания об обществе.

    В 1842 году Конт завершает публикацию многотомного "Курса позитивной философии", в котором, в частности, и вводит в научный оборот само понятие "социология". Вслед за Кондорсе и другими мыслителями Конт видит главным фактором развития общества развитие интеллекта человечества.

    Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуального развития человека. В соответствии с этим законом человечество проходит следующие стадии интеллектуального развития. Первая - теологическая стадия, на ней разум человека еще недостаточно развит, чтобы объяснить все происходящее в природе и обществе естественными причинами. Поэтому в ходе этой стадии все явления природной и социальной жизни человек объясняет путем обращения к понятию надприродного, сверхъестественного; стадия продолжается примерно до 1300 года. Вторая, метафизическая стадия. В ходе нее человек пытается объяснить все происходящее при помощи абстрактных понятий, сущностей; общих категорий, пытается также выявить причинно-следственные связи событий и явлений. Стадия эта длится примерно с 1300 по 1800 год. Задача этой стадии очень ответственная, важная. Именно в ходе нее происходит критика сугубо религиозной точки зрения. Кроме того развитие философии означает и все большее становление рациональности человека, возникновение иного, нерелигиозного объяснения действительности.

    Но эта стадия – переходная. Третья стадия - научная или позитивная, то есть стадия положительного знания, наивысшая, которая начинается примерно с 1800 года. На научной, позитивной, высшей стадии человек перестает оперировать общими, абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и событий, а ограничивается наблюдениями за явлениями и фиксацией постоянных связей, которые могут устанавливаться между природными и социальными феноменами.

    Система наук, по Конту, представляет собой иерархию, которая выражает в логической форме исторический процесс перехода от знания простого к знанию сложному, более полному и глубокому. Каждая последующая ступень в развитии знания является наукой более высокого порядка. Иерархия наук, по Конту, выглядит следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Нетрудно заметить, что каждая последующая наука опирается на закономерности предшествующей, но использует и свои, специфичные принципы фиксации все более сложной реальности. Из этой схемы следует, что социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но к ним не сводима. Социология имеет свою специфику, ее законы призваны вскрыть более сложное действие человека, чем действие, поведение животного.

    С точки зрения Конта, социология – это наука об общественном порядке и общественном прогрессе. Конт поэтому предлагает рассматривать социологию как единство социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе исследуются семья, церковь, государство с точки зрения их общественных функций. В социальной динамике Конт развивает идею социального прогресса, сквозную идею XIX века, решающим фактором которого выступает, по мнению родоначальника социологии, духовное, интеллектуальное развитие человечества.

    Значительное внимание Конт уделил и методам социологического исследования. Поскольку социология относится к позитивному знанию, как и все остальные науки, то и методы ее общие, совпадающие с приемами познания реальности, которые выработаны другими науками. С точки зрения Конта, социология прежде всего опирается на такие методы: наблюдение, сравнение, эксперимент и исторический (или генетический) метод. Наблюдение используют не только астрономы или биологи, социолог погружен в социальную реальность, он использует свои аудио и визуальные способности, чтобы фиксировать происходящее в мире человека. Эксперимент имеет много общего с наблюдением. Это тоже наблюдение, только над контролируемым объектом, объектом, в который ученый вносит некоторые изменения. Наука начинается и там, где начинается сравнение. А сравнение это и измерение. Ведь измерение – это сравнение с неким эталоном, заданной, известной величиной. Генетический метод предполагает рассмотрение объекта таким, каким он становился в процессе развития.

    Другим основателем социологии является английский экономист, философ, историк Герберт Спенсер (1820 – 1903). В 1850 г. издается его первый научный труд – "Социальная статика". В нем систематически излагаются нравственные проблемы общества. В 1976-1896 годах выходит главное социологическое произведение Спенсера – "Основания социологии". Основная концептуальная мысль Спенсера об обществе состоит в уподоблении общества большому, сложному организму. Опираясь на эту идею, английский ученый выявляет ряд характеристик общества, которые, по его мнению, аналогичны характеристикам организма.

    Во-первых, и общество, и организм растут и развиваются. Во-вторых, рост общества и организма сопровождается увеличением сложности их органов и частей. В-третьих, дифференциация структуры общества и организма сопровождается дифференциацией и усложнением функций всех элементов структуры. В-четвертых, как в организме, так и в обществе в ходе эволюции происходит специализация структур. В-пятых, в случае нарушения функций общества и организма отдельные их элементы могут какое-то время действовать нормально.

    Спенсер, естественно, не доводил свою аналогию до абсурда, он отмечал и существенные различия между обществом и организмом. С его точки зрения, во-первых, отдельные люди более свободны в своих действиях, чем клетки в организме. Во-вторых, в организме наличествует один мыслящий центр – мозг, в обществе же их множество, поскольку каждый человек наделен разумом. В-третьих, в организме часть (орган) существует ради целого, в обществе должно быть наоборот, то есть общество должно существовать ради развития индивидов. В-четвертых, организм всегда пространственно ограничен, а общество не имеет такой особенности своего существования.

    Критерием социального прогресса, по мысли Спенсера, выступает переход от общества военного типа, где господствует принудительная кооперация людей, к обществу промышленному, гражданскому, созданному на основе добровольного согласования людьми своих усилий. Такой переход осуществляется постепенно, эволюционно, революции, искусственно ускоряющие темп социального развития, являются болезнью общества. В обществе наличествует множество различных элементов, но при этомоно состоит из трех главных подсистем: регулятивной, которая обеспечивает соподчинение частей; производящей, которая создает средства для жизнедеятельности; распределительной, выполняющей функцию разделения труда.

    Большое внимание Спенсер уделял проблемам социального контроля. Он полагает, что в обществе тогда все подсистемы функционируют нормально, когда непрерывно реализуются контролирующие меры. По образному выражению Спенсера, контроль в обществе держится на страхе индивидов перед мертвыми и страхе перед живыми. Страх перед мертвыми обеспечивает церковь, усиленно проповедуя воздаяние за совершенные грехи, а страх перед живыми - государство. Именно государство наделено силой заставить людей действовать сообразно неким правилам и предписаниям.

    Значительный вклад в становление социологии как самостоятельной науки занимает внес французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Дюркгейм одним из первых обосновывал необходимость собственно социологических методов познания, окончательного выделения социологии из других наук, изучающих общество. Им был предложен принцип социологизма.

    Принцип этот, во-первых, означает необходимость объяснения всех явлений, которые происходят в обществе именно социальными причинами, исключения стихийных, неосмысленных подходов в исследования общества. Сам Дюркгейм блестяще показал возможности этого принципа при изучении самоубийств. Искать причины суицидов, по мнению этого французского социолога, следует не в медицинских, экономических, иных моментах, а именно в социальных факторах. Когда уменьшается плотность человеческих связей и контактов, когда разрывается плотная ткань отношений и зависимостей, тогда и возрастает не просто вероятность самоубийств, а увеличивается их число.

    Во-вторых, социологизм означает, что социология, по мысли Дюркгейма, призвана фиксировать и анализировать социальные факты. А социальные факты – это не просто некие события, явления, моменты социальной жизни, что чаще всего понимает под фактами обыденное сознание. Социальные факты - это некие объективные процессы, которые оказывают воздействие на человеческое поведение. К фактам, поэтому следует относиться как к вещам, они имеют внешнюю принудительную силу по отношению к индивиду. Дюркгейм выделял два вида социальных фактов. Первые – морфологические, связанные с бытием общества, его строением, устройством. Например, даже плотность населения, которая, понятно, в наименьшей степени зависит от отдельного человека, оказывает воздействие на человека, поскольку от нее зависит число контактов, связей, зависимостей индивида. Другой вид социальных фактов – факты духовные, которые социолог называл коллективными представлениями. К таковым можно отнести религиозные верования, правовые, моральные идеи и установления.

    Завершение становления социологии как самостоятельной отрасли научного знания принято связывать с именем немецкого экономиста, специалиста в области права, управления, истории хозяйства Макса Вебера (1864 – 1920). Вебер явился создателем так называемой "понимающей социологии".

    Социология, по мысли этого исследователя, должна, во-первых, понимать, т.е. исследовать, изучать реально существующее общество, выявлять не только общие характеристики различных проявлений социального, но и изучать ныне действующее общество. Социология, кроме того, во-вторых, должна постоянно выявлять то, насколько люди понимают, осмысливают свои действия.

    Для того, чтобы детально анализировать общество, Вебер предложил выделить первичную его частицу, своего рода атом социального, с изучения которого и следует проникать в жизнедеятельность общества в целом. Такой первичной частицей общества является, с его точки зрения, социальное действие. Далеко не любой поведенческий акт человека является социальным. Если, к примеру, люди все, как по команде открыли зонты, когда пошел дождь, то это не значит, что такое действие является социальным. Вот, скажем, как приводит такой пример Вебер, в самом факте столкновения дух велосипедистов нет еще ничего социального, но вот когда люди после падения подошли друг к другу и стали общаться, тогда и проявляется момент социального действия.

    Социальным действие становится, стало быть, лишь тогда, когда само действие рассчитано на реакцию другого человека либо совершено под его воздействием. Социальным действие, по Веберу, становится и тогда, когда оно направлено на разрешение жизненных проблем и противоречий, является причиной и следствием всей системы взаимосвязей между людьми. Общество и выступает как совокупность действующих и взаимодействующих индивидов, которые стремятся к достижению своих целей. Несмотря на эгоистические устремления, люди действуют сообща, потому что их поступки, действия в целом осмысленны, рациональны. Люди понимают, что даже сугубо индивидуальную цель можно достичь, лишь координируя усилия с другими.

    Вебер выделил четыре основных типа социального действия. Первый вид социального действия он назвал целерациональным. Это такое действие, при котором человек соотносит свои цели и средства их достижения. Это самое рациональное действие человека. Второй вид действия ценностно-рациональное. Оно совершается во имя какой-либо ценности, моральной, духовной, к примеру. Хадж мусульманина, посещение картиной галереи, где выставлены шедевры мировой живописи, общение с друзьями и т.п. все это примеры именно таких социальных действий.

    Третий вид социального действия – действие аффективное. Оно базируется на полностью неосмысленных эмоциональных реакциях людей, совершается в моменты проявления сильных страстей. Человек не задумываясь бросается в ледяную воду или в горящий дом, чтобы спасти близкого. И четвертый вид социального действия - традиционное, оно основывается на обычаях, традициях своей социальной группы, общности. Знаменитым символом традиционного действия возглас "Король умер, да здравствует король". Имеется в виду, что смерть одного монарха одновременно означает вступление на престол другого. История знает немало примеров, когда именно нарушение этой традиции смены властителей приводило к серьезным потрясениям и конфликтам. Вебер показал, что действия постепенно снижают уровень рациональности. Строго говоря, аффективное действие вообще трудно назвать хоть сколь-нибудь рациональным.

    Важным моментом социологических построений Вебера выступает изучение им базовых отношений в социальных объединениях, ассоциациях. Для Вебера ключевыми, основными отношениями выступают отношения власти. Опираясь на концепцию социального действия и типологию различных социальных действий, Вебер выделил три типа властных отношений, три способа господства.

    Во-первых, это харизматический способ господства. (От греческого "харизма" – божий дар, божья благодать). Власть при этом основывается на слепой вере людей в неограниченные и исключительные способности руководителя, вождя. Во-вторых, традиционный способ господства. Опирается на сложившиеся обычаи, обряды, привычки людей. Так, например, осуществляется передача власти наследнику престола, даже если он не обладает необходимыми для лидера качествами. В-третьих, бюрократический способ господства. Это подчинение не человеку, а функции, которую он выполняет, его должности, его полномочиям. Вебер детально охарактеризовал бюрократическую форму управления делами общества, полагая ее наиболее рациональной, хотя и видел существенные недостатки бюрократии.

    Социология, по представлениям Вебера, должны максимально приближаться к научным, то есть объективным суждениям, которые были бы свободны от разного рода пристрастий исследователя – политических, идеологических, религиозных. Как врач, изучая состояние пациента, полностью отрешается от своих эмоций, всяких побочных соображений, так и социолог должен исследовать ситуацию в обществе, любых социальных системах. Вебер, конечно, отдавал отчет, что полностью избавиться от груза своих взглядов социолог не сможет. Так или иначе, исследователь в оценке общества, социальных процессов подпадает под влияние своих убеждений, представлений, априорных соображений. Но в целом, по мысли Вебера, европейская цивилизация продвигается ко все большей рациональности. И это служит основой и для все более рационального, глубоко осмысленного понимания социологией общества, всех социальных процессов и явлений.

    Одним из главных произведений Вебера является "Протестантская этика и дух капитализма". В нем немецкий социолог убедительно показал, что культура выступает очень важным самостоятельным фактором социальной жизни и оказывает огромное воздействие на все подсистемы общества, в частности, на экономическую составляющую всей социальной жизни. Утвердившийся в ряде стран протестантизм, например, с точки зрения Вебера, создал такую свою трудовую этику, что это послужило мощным катализатором успешного экономического развития протестантских стран.

    Становление теоретической социологии, разумеется, связано не только с именами перечисленных ученых. Отдельно еще будет говориться, например, о творчестве Маркса. И все же закрепление в системе социального познания социологии во многом обязано деятельности Конта, Спенсера, Дюркгейма и Вебера.

    Выводы, которые можно сделать из изложенного в данной лекции, сводятся к следующим основным положениям. На протяжении всего своего существования человек искал ответы на вопросы о сущности своей социальности, о механизме функционирования общества, других социальных систем. Появление теоретической социологии вывело на новый уровень понимание человеком того, как устроено общество, чем оно живет, в каком направлении развивается.
    Лекция вторая. Становление и развитие социологии

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта