готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
Скачать 455.96 Kb.
|
Лекция № 31 (2ч) : Научно – художественные книги для детей. Их особенности.М.М. Пришвин. Общая характеристика творческой деятельности. Анализ рассказов «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», “Кладовая солнца”. Содержание лекции. М.М. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. В родных местах открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. Михаил Михайлович Пришвин прошел большой трудовой путь, был агрономом, народным учителем, ботаником, естествоиспытателем. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом: в весенней капели, запахе морозного воздуха, в веселом щебете птиц. И природа для Пришвина неотделима от человека, его судьбы, забот и переживаний. Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: « Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок». Первый пришвинский сборник рассказов – "Золотой луг". Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. Художник утверждал, что мир полон чудес и "это... чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие... они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим". (рассказ "Золотой луг") Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед нами. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, голубая черника, кукушкины слезки, заячья капуста; есть животные и птицы: журавль, ворона, овсянка, гусь, лисица. И это только в двух рассказах – "Лисичкин хлеб" и "Гости". Звери и птицы у Пришвина "кукуют", "свистят", "шипят", каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб ( рассказы "Силач" и "Последние грибы"). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях, сравнениях. ( рассказы "Осинкам холодно" и "Рябинка краснеет"). Пришвин наделяет зверей способностью "разговаривать", "мыслить". (рассказ "Гаечки"). Писателя радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность( рассказы "Дятел" и "Беличья память"). Но в любом из этих случаев писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от человека. Произведения Пришвина, любимые многими читателями, учат понимать и беречь природу, воспитывают чувство беспредельной любви к нашей великой Родине. Читая рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял вас за руку и повел за собой. Вы увидите, словно перед глазами, все, о чем в них написано, научитесь еще лучше понимать и любить родную природу. Она станет и вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, человек становится умнее и добрее. В центре сказки-были «Кладовая солнца»(1945г) осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Сюжетный стержень сказки-были поход детей на далёкое болото за клюквой. Пережитые на пути опасности заставляют их понять необходимость достойного поведения перед лицом природы. Это сказка-быль о дружбе, силе любви, преодолевающей все препятствия. Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Пришвина. "Мои молодые друзья! Мы, хозяева, нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину"(Выучить наизусть). Литература: ОИ № 1. Стр. 351-357. Лекция № 32 (2ч) : Идейно-тематическое богатство произведений Б.С.Житкова для детей младшего возраста. Анализ рассказов о животных, о смелых людях, о технике. Энциклопедия для детей. Содержание лекции Борис Степанович Житков - одна из интереснейших фигур нашей литературы двадцатых и начала тридцатых годов. Математик, инженер-кораблестроитель, моряк, штурман дальнего плавания, путешественник, спортсмен, изобретатель, музыкант, дрессировщик животных, он имел идеальную биографию «бывалого человека» для того, чтобы стать детским писателем. Он был поистине «энциклопедистом» - столько самых разнообразных сведений, наблюдений, знаний было в его багаже. Он отлично знал французский, немецкий, английский языки, свободно говорил по-турецки, по-гречески, по-румынски. У него было множество «умений»: он рисовал, чертил, управлял парусами, мог разобраться в авиамоторе, танцевал, играл на скрипке, великолепно стрелял. Он видел столько разных стран, морей, городов, людей! Он мог поразить воображение всякого ребенка - и не только ребенка. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей. Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях. Житков отлично знал французский, немецкий, английский языки, свободно говорил по-турецки, по-гречески, по-румынски. У него было множество «умений»: он рисовал, чертил, управлял парусами, мог разобраться в авиамоторе, танцевал, играл на скрипке, великолепно стрелял. Он видел столько разных стран, морей, городов, людей! А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Мы знаем Житкова-новеллиста, автора правдивых, увлекательных и социально острых «Морских историй»; автора замечательных коротких рассказов для детей - «Про слона», «Урок географии», «Красный командир», «Помощь идет», которым - после детских рассказов Льва Толстого и Чехова - нет равных в русской литературе; автора первых советских книг по технике, новаторских по содержанию и по форме - таких, как «Река в упряжке», «Про эту книгу», «Телеграмма», «Сквозь дым и пламя», и, наконец, автора «Почемучки» - первой в мире энциклопедической книги «для четырехлетних граждан». Мы знаем Житкова как одного из первых деятелей советской литературы для детей, зачинателя новой научно-художественной детской книги. Литературное наследство Б. Житкова разнообразно, интересно, значительно по своим идейно-художественным качествам и с большой силой свидетельствует о времени и о человеке. Уже в первом своём рассказе «Шквал» писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Матросу Ковалеву с трудом удается выбраться из-под перевернувшегося судна на поверхность и наконец вздохнуть полной грудью. Однако он совершает обратный мучительный путь, чтобы спасти оставшихся. Недаром девочке Насте он кажется «самым главным» на борту: со свойственной детям проницательностью она отмечает незаурядного по нравственным достоинствам человека. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории». В каждом его произведении – пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка. Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя», «Кино в коробке», «Телеграмма». Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество… Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его всё больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей – от трёх до шести лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Четырёхлетний Алёша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чём-то, а ещё и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людьми. Кроме Алёши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе. Житков создал для детей младшего возраста ещё несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» и «Рассказы о животных». В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лаконично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным поворотом сюжета. В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчёркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. Например в рассказе «Как слон спас хозяина от тигра». Слон, несмотря ни на какие понукания и удары, не идёт в лес, потому что знает: там притаился тигр. Литература: ОИ № 1. Стр. 357-361 Лекция № 33 (2ч): В.В. Бианки. Общая характеристика творческой деятельности. Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Купанье медвежат» и др. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Содержание лекции В.В.Бианки (1894-1959) вошёл в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Бианки вырос в семье известного ученого-орнитолога. Будущий писатель учился на факультете естественных наук Петербургского университета. Он много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Первая сказка В.Бианки - «Путешествие красноголового воробья». Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, - «сказки-несказки». Он создал более тридцати сказок о жизни леса, животных, птиц. На страницах этих сказок оживают увиденные поэтом-натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок. В «Лесных домишках» рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает на зуб белке. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве. Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь. Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил». Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи. Писатель, по его словам, старался избегать антропоморфизма - очеловечивания природы, очень пугавшего издателей книг для детей в 20-е годы. Но вот в описании жизни мышонка («Мышонок Пик») ему это, к счастью, не удалось. Мышонок Пик попадает в положение Робинзона Крузо, и при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее. Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заключающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутреннего развития героя. Причем сближение его переживаний с человеческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено инстинкту - он-то и помогает ему выжить. Приручение Пика детьми в конце рассказа - важный нравственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опасность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человеку него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель. «Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать тесную, органическую связь природы и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Д/З- « Первая охота», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?».И в лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь тоже есть свои герои и разбойники. Здесь случаются загадочные истории и веселые приключения, бывают праздники, спектакли и музыкальные концерты, происходят кражи, несчастные случаи и настоящие сражения.Двенадцать номеров «Лесной газеты» – это лесные новости и репортажи, статьи юных натуралистов и рассказы бывалых охотников, срочные сообщения и телеграммы, отзывы о спектаклях и заметки уголовной хроники. Это живая энциклопедия леса и его обитателей, которая раскроет перед детьми удивительный мир природы и поможет постичь ее тайны. Литература: ОИ № 1. Стр. 361-366. Лекция № 34 (2ч) : Е.И. Чарушин – художник и писатель. «Про охоту», «Про меня самого», «Про ребят», «Про зверей». Содержание лекции Во многом созвучно тематике и писательской манере Бориса Житкова и Виталия Бианки творчество Евгения Ивановича Чарушина. Выросший в семье художника, Е. Чарушин начал свою деятельность как иллюстратор детских книг. Первые его собственные произведения появились в 1929 году. Это были сначала книжки-картинки: «Вольные птицы», «Разные звери». Затем в журналах «Еж» и «Чиж» печатаются маленькие рассказы, написанные и иллюстрированные Е. Чарушиным («Первый тетерев», «Медвежата», «Волчишко»). Здесь все дается в движении, в развитии. Рассказ «Волчишко» начинается подобно народным сказкам о животных: «Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту»2. Оказавшись без матери, лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показывает возмужание маленького зверя. Сначала волчишка «живет дрожит», потом «тихонечко живет», но постепенно становится все энергичнее и храбрее. В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале «Детская литература», что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц, трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в них угадываются черты будущих взрослых животных. Пожалуй, это и есть ключ к пониманию многого в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он не смотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Его рассказы не просто галерея портретов — это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. Метки и колоритны характеристики зверей: «Тюпа — ловкач неуклюжий», — так пишет Чарушин о котенке. В произведениях Е. Чарушина действуют не только животные. У него есть много и человеческих характеров. Например, девочка Аня, которая любит рисовать, заботиться о животных. К ней несут птенцов и зверюшек (рассказ «Захочешь есть — говорить научишься»). Маленький Никитка — герой сборника «Никитка и его друзья» (впервые опубликован в 1938 г., дополнен в 1947 г.), любознательный фантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. То он возится с котенком Тюпой, то играет с щенком Томкой. Играя «в доктора», Никитка заставляет щенка высунуть язык, собирается почистить ему зубы, пытается измерить температуру. В процессе игры Никитка узнает привычки животных и привыкает заботиться о них. Характерные особенности творческой манеры Е. Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие» (М., 1973). Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте!» Дятел разговаривает с птенцами: «Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостами упирайтесь». Олениха кричит олененку: «Смотри на меня! Скачи как я!» Главы этой книги так и называются: «Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком». Последняя глава книги — это прямое обращение писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». Воспитание гуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляет основу творческой практики Е. Чарушина. Именно поэтому его произведения звучат современно для поколения, растущего в 70-е годы. Книги его переведены более чем на сорок языков народов России. Литература: ОИ № 1. Стр. 365-369. Лекция № 35 (2ч) : Детская литература 40-50-х годов. Творчество А.Л. Барто. Общая характеристика творчества и общественной деятельности. Стихи «Снегирь», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Братишки», «Я живу в Москве», «Вовка – добрая душа», «Младший брат», «Звенигород» и др. Содержание лекции События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне. Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. В начале войны С. Михалков написал стихотворную книжку «Быль для детей», в которой, объясняя малышам смысл и цели войны, создал величественный образ воюющего за правое дело народа. С.Я. Маршак вернулся к своему старому герою – почтальону: на войне действуют тысячи почтальонов, «полковых и батальонных» («Почта военная»). Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих , погибающих от голода и обстрелов. В 1944 году выходит повесть В.Катаева «Сын полка». Писатель показывал, что дети не беспомощны на войне, что подросток способен не только выстоять в страшных, нечеловеческих условиях, но и оказаться помощником взрослых. Катаев подчёркивает решающую роль в детской судьбе добрых и разумных людей. В годы Великой Отечественной войны А.Л. Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950). О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Под его руководством в детские годы Барто получила хорошее домашнее воспитание и образование. Затем Агния поступила на учебу в гимназию. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной. Параллельно с обучением в гимназии Барто также занималась в хореографическом училище. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского, Чуковского, Маршака. В 1925 году в печать вышли первые произведения Барто, детские книжки стихов "Мишка-воришка" и "Китайчонок Ван Ли". Большую роль в литературном творчестве Агнии Барто сыграла ее встреча с Владимиром Маяковским. Поэт говорил об огромной роли поэзии в воспитании будущего гражданина страны, о важности этой работы для поэта. В 1928 году выходит сборник стихов Агнии Барто "Братишки", в 1934 году появляется "Мальчик наоборот", еще через два года выходят "Игрушки". В 1937 году Агния Барто направляется делегатом на Международный конгресс в защиту культуры, проходивший в Испании. Там в это время шли военные действия, работа конгресса велась в осажденном Мадриде. Агния Барто своими глазами увидела, что такое фашизм и какие разрушительные последствия он несет для человечества. В 1939 году поэтесса издает еще один детский сборник стихов - "Снегирь". Вскоре началась Великая Отечественная война, Агния Барто продолжала работать, писала военные очерки, статьи, стихи, часто выступала по радио. В 1942 году Барто работала на Западном фронте корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы так и называется - "Найти человека". О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу Найти человека, в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968). В поэме «Звенигород» нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны. Вот что писательница рассказывает в своей книге «Найти человека» (1969): «Случилось так, что в 1954 году библиотекарша Карагандинского дома инвалидов прочитала «Звенигород» уборщице Софье Ульяновне Гудевой, у которой восьмилетняя дочка Нина, так же, как и дети в поэме, потерялась во время войны. Софья Ульяновна написала мне о своей беде. В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, Нина жива и выросла в хорошем детском доме, Я решила попытаться помочь Гудевой». Далее писательница рассказывает, как она обратилась в Отдел розысков управления милиции. После восьми месяцев поисков Нина нашлась, ей было восемнадцать лет, она работала на швейной фабрике в городе Умань. Велико было счастье матери и дочери, встретившихся после стольких лет разлуки... Нина переехала жить к матери. ◦ «Но история на этом не закончилась,— продолжает писательница.— В журнале «Огонек» появилась заметка, в которой писатель Макс Поляновский довольно подробно рассказал о том, как «Звенигород» (поэзия плюс милиция!) соединил мать и дочь. ◦ Заметку прочитал комсомолец Иосиф Котвицкий, служивший в армии, в Житомире. Его заинтересовала судьба Нины, и он спрятал номер журнала на дно своего чемодана. И как это ни удивительно, после демобилизации попал он в тот самый город, где Нина жила. Приехал в Караганду по комсомольской путевке, разыскал Нину. Они познакомились, подружились, а потом и поженились». ◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми. ◦ Журналисты подробно рассказали про судьбу семьи Гудевых-Котвицких в печати, и Агния Барто стала получать множество писем с просьбами помочь разыскать детей, также пропавших во время войны. Поэт не мог не отозваться на эти просьбы. Агния Барто стала вести передачи по радио. Трудности были в том, что к ней обращались люди, не помнившие точных данных — не знавшие ни места своего рождения, ни года, а часто даже не знавшие своего настоящего имени. Отдельные приметы, детские воспоминания были подчас единственным ориентиром. Передачи шли по радиостанции «Маяк» с 1965 по 1974 год — ДЕВЯТЬ ЛЕТ. Благодаря Агнии Барто, ее пониманию детской психологии, ее энергии и настойчивости больше тысячи семейств нашли своих потерянных родных. Об этих поисках Агния Барто и написала книгу «Найти человека». ◦ Эта книга дважды — в 1969 и в 1975 годах — выходила в издательстве «Советский писатель». А в 1969 году она вышла еще в «Роман-газете» с предисловием Константина Симонова. Вот несколько строк из его предисловия: «Когда поэт начинает писать прозу, мы часто говорим: «Проза поэта». Новая книга Барто — это проза поэта, но не потому, что она изобилует какими-то поэтическими красотами. Скорей напротив — книга написана сдержанно, скромно, строго. Но в самом замысле ее заложена высокая поэзия, поэзия добрых дел, самоотречения, человечности». В послевоенные годы публикуются новые сборники Агнии Барто, такие как "Веселые стихи", "Звенигород", "Стихи детям", "Первоклассница". В это же время Барто работает над сценариями детских художественных фильмов "Слон и веревочка", "Подкидыш", "Алеша Птицын вырабатывает характер". В послевоенные годы Агния Барто много путешествует по миру, она посетила Исландию, Англию, Японию, Болгарию и многие другие страны. За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь. Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница. Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства: Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он - хороший”. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей (стихотворения “Кораблик”, “Грузовик”, “Самолёт”) и от 3-го лица, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера (стихотворения “Зайка”, “Мячик”). Всем своим творчеством А. Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоёвывают наше уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле “Машенька растёт”. Стихи эти, лёгкие, весёлые, окрылённые, отвечают уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире (стихи “Машенька”, “Машенька растёт”,“Я выросла”. В конце 1968 г. вышла книга стихов А.Барто “Я расту” - новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. Проблема взаимоотношений старших и младших – одна из ведущих проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений. Чаще всего внимание заостренно на дружбе между старшим и младшим поколением. (стихи “Две бабушки”, “Его семья”, “У папы экзамен”, “Дед Тимур”, “Разлука”). Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам. (стихи “Маляр”, “Птенцы”, “Мы не заметили жука”). Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним. (“Вовка – добрая душа”). Большое место в раннем творчестве Барто занимают сатирические и юмористические стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями. Поэтесса неизменно воспитывала и воспитывает своих юных читателей в духе огромной любви и высокого уважения к трудящимся любых народов и рас – и непримиримой ненависти к их угнетателям и поработителям, готовности к самоотверженной борьбе с ними. Не случайно такая поэма, как “Братишки”, посвящённая дружбе детей народов всей земли. подверглась сожжению в гитлеровской Германии наряду с другой литературой и наиболее прогрессивными произведениями русской и советской литературы. Поэма “Звенигород” - одно из наиболее примечательных произведений А. Барто, из тех, в которых многогранно раскрывается внутренний мир наших людей. Барто находит убедительные слова, доказывающие заботу страны о каждом человеке: О ребёнке каждом Думает страна. Тридцать юных граждан Заснули… Тишина. Литература: ОИ № 1. Стр. 331-336. Лекция № 36 (2ч) : Детская юмористическая проза 60-80-х годов (обзор). Творчество Г. Б. Остера. Характеристика юмористического жанра. Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы» («Друг детства», «Что я люблю», и др.). Содержание лекции. Творчество Г. Б. Остера. Характеристика юмористического жанра. Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Ребёнок окружён множеством привлекательных вещей. Это живые и интересные в его представлениях предметы. Экран, схемы,компьютер вытесняют книгу из детского возраста. Во-вторых, рынок наполнен “дешёвой”литературой: комиксами, кроссвордами. Нежелание нового поколения читать хорошие книги – это путь в никуда. Знакомство с творчеством Г. Остера, с его современными книгами, даёт положительный результат. Читая книги Остера, ребёнок приобщается к высокохудожественной детской литературе. Григорий Бенционович Остер родился в Одессе, (27.11.1947) в семье моряка. Вскоре Остеры переехали из Одессы в Ялту. В шестнадцать лет Григорий начал сочинять стихи для взрослых. Первая книга стихов вышла в Мурманске в 1974 г. «Но ее так сокращали, что этот 1974 год мне помнится страшным годом… но я не особенно горевал. Я служил тогда матросом», - вспоминает Г. Остер. Высшее образование Остер решил получить в Литературном институте. Преподаватели не смогли решить, поэт он или не поэт, поэтому ему пришлось заниматься драматургией. В Литературном институте Остер проучился 12 лет. Учился заочно, работая в Ялте ночным сторожем на Поляне сказок. За это время Остер понял, что для взрослых писать ему не интересно и начал сочинять детские пьесы, сценарии к мультфильмам и стихи. Первая книга для детей «Как хорошо дарить подарки» (1975) принесла автору известность. Четверка ее героев – мартышка, попугай, слоненок и удав позднее стали персонажами мультфильмов. «Зарядка для хвоста» (1993) - наиболее полное собрание их историй. Все истории построены на диалогах героев, которые решают непростые для них вопросы: куда девался привет, как измерить удава, как научить попугая летать. Одна из ранних книг Остера – «Легенды и мифы Лаврового переулка» написана с хитринкой, фантазией, виртуозной игрой слов. В основном книга написана прозой, но ее героиня овчарка Лада рассказывает своим щенкам всяческие истории исключительно стихами. В книге много необычайных происшествий, смешных перевертышей, и герои ее – с богатым воображением. Писатель шутливо объясняет, что это значит: «Это не значит, что он был воображала, это значит, что он мог придумать и представить себе такое, что другим и не снилось». Не менее интересна книга Г. Остера «Сказка с подробностями». В ней масса словесных находок, путаницы, игры слов, перевертышей. Кроме того, что для читателей это повод научиться сочинять, фантазировать, это еще и отличное пособие для развития речи. Будучи уже известным автором мультсериала про мартышку, слоненка, удава и попугая Г. Остер написал свою самую знаменитую книгу «Вредные советы». Во внешне шутливом, а на самом деле очень важном предисловии к книге автор утверждает, что на свете бывают такие непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезный совет: умывайтесь по утрам, а они берут и не умываются. Писатель ссылается на ученых, которые якобы придумали давать таким детям не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится правильно. Г. Остер создал целую библиотеку «учебников» («Задачник», «Физика»). Это, по выражению автора, «ненаглядные пособия». И любая задача развивает не столько знания по математике или физике, сколько чувство юмора. Эти задачи втягивают детей в веселую игру, пробуждают интерес к предмету, но больше всего вызывают интерес к нормам поведения. В задачах есть и реальные герои, и вымышленные, всякие мряки, бряки, клюши и плюши учат детей словотворчеству, заставляют ощутить тонкости русского языка. Г. Б. Остером придуманы новые науки, например «Ничеговедение», «Конфетоедение», «Вритература», «Квартироведение» и другие. Учебники по этим полезным предметам уже изданы. Недавно Г. Остер стал разработчиком сайта президента России для детей. При всех своих выдумках писатель говорит с читателем о самых серьезных вещах: об отношениях между людьми, о том, что их окружает в школе и дома, на улице и на экране телевизора. Он мастерски пародирует детское поведение, точно воспроизводит школьную атмосферу Виктор Юзефович Драгунский (1 декабря 1913 — 6 мая 1972) — советский актёр и писатель-прозаик, автор рассказов для детей. Отец журналиста Дениса Драгунского и литератора Ксении Драгунской. Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино (фильм «Русский вопрос», режиссёр Михаил Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвёзды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно — участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре». Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948—1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда: Всероссийское театральное общество), где в то время директорствовал Александр Моисеевич Эскин. Пародийные весёлые спектакли имели настолько шумный успех, что Драгунский был приглашён создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька»[1]. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка. С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына. Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства (1970)», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв. Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964 г.) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой — клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему. Но более всего известны и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из этой серии: «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Похититель собак», «Двадцать лет под кроватью», «Волшебная сила искусства» и др. В 1970-е: «Красный шарик в синем небе», «Разноцветные рассказы», «Приключение» и др. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. Вдова В. Драгунского Алла Драгунская (Семичастная) издала книгу воспоминаний: «О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей», ТОО «Химия и жизнь», Москва, 1999. Литература: ОИ № 1. Стр. ОИ № 1. Стр. 439-441. Лекция № 37 (2ч) : И.Н. Носова. Краткие биографические сведения. Тематическое разнообразие рассказов. Герои, их функции. «Мишкина каша», «Фантазеры», «Живая шляпа». Содержание лекции. И.Н. Носов. Без преувеличения можно сказать, что мы все выросли на этих рассказах и сказках: «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других веселых и увлекательных произведениях, автором которых был детский писатель Николай Носов. 26 июля 2006 года было тридцать лет, как этого замечательного человека нет с нами, но его герои продолжают жить и находить новых юных (и не очень!) читателей. Сегодня, когда детская литература в нашей стране (как и детское кино, и мультипликация) переживает не лучшие времена, книги Николая Носова помогают заполнять образовавшиеся «пробелы» и в большом количестве присутствуют на витринах книжных магазинов, а практически в каждой семье они стоят на полках. Несколько лет назад по книге «Незнайка на Луне» наконец-то сняли полнометражный мультфильм и, хотя сюжет его достаточно далек от оригинала, персонажи вполне узнаваемы, да и нарисован он действительно отлично. Популярность мультика доказала, что героев Николая Носова по-прежнему любят… и что нам действительно сегодня не хватает качественных художественных и литературных произведений для детей. И еще – очень любопытно, о чем бы писал Николай Носов, доживи он до наших дней… Однако, жизнь самого, пожалуй, интересного русского детского писателя пришлась на другой исторический период. Родился Николай Носов в Киеве, 22 ноября 1908 года. Ранние детские годы он провел в поселке Ирпень (и тогда, и сегодня это популярное «дачное» место). Николай был вторым сыном в семье – кроме него, был еще старший брат Павел, а также еще брат и сестра, родившиеся, когда Николай был уже подростком. Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом. «В дореволюционные годы, - писал Николай, - на эстраде существовал так называемый квартет «сибирских бродяг». Все четверо участников (и отец в том числе) одевались в ветхую, изорванную одежду, обувались в крестьянские лапти и изображали собою арестантов, бежавших с каторги и пробиравшихся сквозь дебри сибирской тайги к себе на родину». Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актером. Однако, Николай постоянно увлекался чем-то другим. В школьные годы хотел стать музыкантом и очень долго мечтал, чтобы ему купили скрипку… Как только скрипка была куплена и Николай понял, что учиться музыке не так уж просто (постоянное занудное «пиликанье» бесконечных упражнений и зубрежка скучных пьес), скрипка была заброшена. Школьные годы Николая Носова пришлись на один из тяжелейших периодов российской истории – Первую мировую, а затем и гражданскую войну. Семье Николая пришлось пережить все это сполна: и недостаток продуктов, и отсутствие тепла и электричества холодной зимой, и болезни – вся семья переболела тифом, к счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он наконец-то выздоровел (почему-то он болел дольше всех), его мать плакала от радости, что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя» - писал он. После окончания гражданской войны Николай неожиданно увлекся химией: вместе со школьным товарищем он даже организовал лабораторию на чердаке его дома, в котором друзья проводили разные опасные и не очень опыты. «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим!» - вспоминал он. – «Химия мне представлялась наукой из наук». Однако, в то время без окончания профшколы, дающей законченное среднее образование, в высшее учебное заведение было не поступить. А мечтой Николая на тот момент был химический факультет Киевского политехнического института. Николай пошел работать на Ирпенский кирпичный завод, одновременно обучаясь в вечерней профшколе и готовясь к поступлению в политехнический вуз… Однако, перед самым поступлением Николай вдруг передумал – и вместо политехнического поступил в Киевский художественный институт. Незадолго до этого Николай всерьез увлекся фотографией, а вслед за этим – и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. В 1929 году Николай перевелся в Московский институт кинематографии и до 1951 года работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов. Возможно, кто-то, прочитав все это, задаст логичный вопрос: а как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель? Как он сам рассказывал, в литературу он пришел совершенно случайно. У Николая родился сын и, когда тот подрос, он начал рассказывать ему разные смешные истории, придумывая их на ходу… В какой-то момент Николай понял, что их нужно записать – из всего этого могло получиться что-то интересное: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением». Это ощущается в каждом его рассказе и каждой повести. При всей внешней комедийности – а произведения Николая Носова еще и чрезвычайно остроумны – он показывает, что дети – это прежде всего личности; его герои – мальчишки и девчонки – живые и настоящие, не изломанные жизнью, не кривляки, с нормальным, здоровым восприятием действительности. Что еще выгодно отличает детские произведения Николая Носова – так это практически полное отсутствие какой-либо идеологии. Несмотря на то, что сочинялись они в годы «расцвета» советской власти. Немногим авторам удавалось в те годы отойти от пропаганды в своих книгах – даже детям в скрытой форме «промывались мозги» на предмет коммунистических идей. У Носова же такого почти не встретишь. Самый первый рассказ Николая Носова – «Затейники» - был опубликован в 1938 году. В последующие годы он стал писать для всесоюзных детских изданий, таких как «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда». Именно там впервые был напечатаны любимые всеми «Веселая семейка» - о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят; «Мишкина каша» - в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» - где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» - о школьниках, ставших пчеловодами. Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Носова: несмотря на достаточно обычный исходный материал – пионерские сборы, школьные уроки, разговоры учителей с учениками – в ней необычайно реалистично описана повседневная жизнь мальчишек, причем сделано это настолько интересно и естественно, что любой читатель узнает в них себя. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи… В одной из сопроводительных статей к сборнику рассказов Николая Носова есть забавный комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!» И в самом деле: сделать хочется, проверено на себе! Автор статьи - примерно лет двадцать назад – после рассказов «Каток» и «Горка» подбила всех друзей во дворе расчистить площадку, насыпать кучу для горки, натаскать воды и устроить все так, как написано у Носова. Однако, шланга с водой для катка нам никто не дал, да и взрослые жители двора стали ругаться – прямо как в рассказах! Но горку мы все-ж таки соорудили и залили… Наверное, каждый может вспомнить что-то подобное из детства. А кто из нас не хохотал над «Живой шляпой» и «Бобиком в гостях у Барбоса»? Животные в рассказах Носова тоже становились добрыми и юморными персонажами… Удивительно, но современники Николая Носова рассказывают, что сам писатель был довольно сдержанным, молчаливым и даже замкнутым; он был невысокого роста, с тихим глуховатым голосом. И только взгляд его был цепким, наблюдательным и живым: «улыбался он чаще лишь глазами». Наверное, именно благодаря своей наблюдательности и немногословности писатель мог создавать из подсмотренного в жизни такие смешные и понятные каждому истории. В начале 50-х годов пришло время «Незнайки». Всего о Незнайке и его друзьях-коротышках вышло три книги: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965). Николай Носов написал достаточно много рассказов и сказок для детей, но до сих пор не все знают, что у него есть и несколько произведений, рассчитанных на более взрослую аудиторию. Прежде всего это, конечно, «Повесть о моем друге Игоре», автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» и циклы фельетонов «Иронические юморески». «Повесть о моем друге Игоре» (1970) еще называют продолжением традиции Корнея Чуковского (имеется в виду его повесть «От двух до пяти»). Игорь – это родной внук Николая Носова, за которым он наблюдает с двухлетнего возраста и записывает все интересные и смешные поступки, фразочки и размышления растущего пацаненка. Чрезвычайно увлекательное повествование! Это, по сути, художественный дневник дедушки Носова, каждая запись в котором – проявление любви к внуку и безграничного удивления… «Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше и чего, как мне казалось, не замечали другие!» - писал он. «Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е годы. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых шуточках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности. «Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о своих детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, - говорил он, - но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моем герое не только меня, но и себя… И, если ты мальчик или девочка, не смущайся, что моя повесть напечатана в журнале для взрослых. Бери и читай! Ты все поймешь. И если вы юноша или девушка, или совсем взрослый человек, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы с вами, а мы с вами – все те же дети…» Несмотря на то, что описываемые события – из его собственной жизни, Николай Носов говорил, что главный замысел этой повести был в том, чтобы показать, что ребенок мыслит и чувствует не так, как взрослый – а понимание этой стороны очень важно для воспитания: «Имея дело с ребенком, взрослый должен стать на его точку зрения, попытаться взглянуть на мир глазами ребенка!» У этой повести должно было быть продолжение: герой Николая Носова (он сам!) взрослел и влюблялся. Даже название уже было придумано: «Повесть о первой любви». Но написать ее Николай Носов не успел… Проходит время, однако, персонажи, придуманные Николаем Носовым, не стареют. Да им это и не грозит – даже если и появятся новые, не менее талантливые авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем и на них выросло и вырастет еще не одно поколение. Потому что более искренней, честной и наполненной любовью к детям литературы в России (да и, пожалуй, во всем мире) не найти. И только жаль, что писателю не хватило времени перенести на бумагу все, что он мог бы еще написать. Литература: ОИ № 1. Стр. 435-436. Практическое занятие |