Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛИТЕРАТУРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА

  • ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • ЛЕКЦИЯ№2(2ч) : УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. План

  • Ключевые слова

  • РОДЫ И ЖАНРЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

  • КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

  • СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖАНРОВ

  • готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка


    Скачать 455.96 Kb.
    НазваниеЛекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
    Дата05.11.2022
    Размер455.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаготовые лекции Детс.docx
    ТипЛекция
    #770932
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Лекция № 1 (2ч) : Детская литература: предмет, специфика.

    План:

    1. Литература в жизни современного ребенка.

    2. Художественная книга для детей.

    3. Иллюстрированные книги для детей.

    4. Внеклассное чтение.

    Ключевые слова: искусство, культура, эстетическое и художественное восприятие, художественная книга, проблема, круг детского чтения, выдающиеся литераторы, иллюстрации книг, внеклассное чтение, эстетический и художественный вкус.

     

    ЛИТЕРАТУРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА

     Искусство для детей - это обширная, многообразная и поистине прекрасная область современной культуры. Она включает в себя детский театр, цирк, радио, видео и телевидение. Но даже в окружении всех этих муз, многие их которых рождены новейшей техникой, одно из древних искусств - литература, а также сопутствующая ей книжная иллюстрация занимает особое место в жизни современного ребёнка. Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Глубокую настоящую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по словесным богатством речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную, стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского или юмористически окрашенную речь Н. Носова.

    Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник».

    Ребенок - это человек, который только ещё входит в боль полный для него неизведанного, заманчивого, интересного.

    Художественная книга для детей младшего школьного возраста разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народны литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает и о самих детях, и о взрослых, она заглядывает в самые отдалённые утолки всего земного шара, излагает увлекательные, научные и технические проблемы. Наконец она вводит своих читателей в жизнь человече общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов. Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Известно например, что сказки Пушкина, без которых мы не мыслим сейчас детскую литературу, предназначалась в первую очередь для взрослых, а не для детей. То же самое можно сказать и о баснях Крылова, отдельных лирических произведениях Лермонтова.

    Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

    Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.

    Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.

    Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

    В детское чтение вошли такие произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко и многих современных поэтов и писателей, творчество которых рассматривается в соответствующих обзорных главах.

    Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли. Яркий след в истории детской литературы оставил выдающееся русский просветитель XXIII века Новиков. Лучшее, что было создано в области теории и критики детской литературы XIX века, принадлежат Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову.

    Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения.

    Современная литература явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Эти традиции передовой детской литературы были укреплены, развиты и обогащены. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники. 

    ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

     Книга для детей младшего возраста - это книга иллюстрированная. В такой книге литература и графика оказываются в неразрывной связи, в гармоническом единстве, создают неповторимый синтез искусств, так необходимых читателю-ребёнку. Поэтому изучение литературы предполагает одновременное изучение творчества художников детской книги. Этому в пособии и учебниках посвящена специальная глава «Художники - иллюстраторы детских книг».Учащиеся начальных классов изучают литературу на уроках чтения, а также в процессе внеклассного чтения. На уроках школьники приобретают не только навыки правильного, достаточно быстрого и осмысленного чтения текстов, но и учатся воспринимать сущность литературного произведения, знакомятся с жанрами литературы, у юных читателей вырабатывается умение связать прочитанное с окружающей жизнью: они наблюдают разнообразные явления природы, факты общественной жизни, труд взрослых. Уроки чтения оказывают огромное влияние, воспитательное воздействие на учащихся, способствуют формированию их нравственных и эстетических идеалов.В воспитании этих качеств у учеников также большое имеет иллюстрирование художественных произведений и художественном оформление учебников. 

    ВНЕКЛАСНОЕ ЧТЕНИЕ 

    Внеклассное чтение является продолжением и расширением работы, проводимой на уроках чтения. На этих занятиях углубляются знания, развиваются читательские интересы детей, их индивидуальные способности и склонности. У школьников пробуждается активность и любознательность, они приобретают навыки работы с книгой, учатся отбирать необходимую литературу. В процессе внеклассного чтения учащиеся шире постигают жанровое многообразие литературы, знакомятся с рекомендательной библиографией, с различными сериями книг, выпускаемые для детей, прочитывают лучшие книги русских, узбекских и зарубежных писателей.

    Преподаватель руководит внеклассным чтением, учитывая интересы и запросы, возраст детей, организует их в огромном мире детской литературы, помогает в выборе книг, способствует более глубокому постижению как отдельных произведений, так и особенностей творчества писателей и поэтов в целом. Всё это предполагает широкую осведомлённость учителя в вопросах детской литературы, её истории, основных проблемах и конкретных явлениях.

    Научить детей глубокое восприятию во всех её аспектах, развить в них художественный, эстетический вкус, воспитать патриотов своей Родины, таков ответственный и почетный долг учителя.

    Духовным потенциалом для подрастающего поколения является художественная литература и от учителя требуется много труда и знания, чтобы прекрасные творения художников слова дошли и были восприняты нашими детьми.

     Литература:

    Линкова И. Что может книга. М., 1973 г.

    Михалков С. Всё начинается с детства. Издание 3-е М., 1972 г.

    Мотяшов И. Счастливый труд души. М., 1977 г.

    Учебник. Детская литература.

    ЛЕКЦИЯ№2(2ч) : УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

     

    План:

    1. Роды и жанры русского фольклора.

    2. Календарно-обрядовая поэзия.

    3. Семейно-бытовая поэзия.

    4. Исторические изменения жанров.


    Ключевые слова: устное народное творчество, жанры, поэзия, фольклор, обряды, святки, колядки, масленица, троица, Ивана-Купала, рекрутские причитания, заклички, игровые песни, считалки.

     

    РОДЫ И ЖАНРЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

     

    Фольклор, как и литература, искусство слова. Это даёт основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид и жанр.

    Явления литературы и фольклора, которые годами и жанрами, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям.

    Род - наиболее широкое явление и понятие: в него входят различные виды, в которых конкретно и осуществляется.

    Жанры устного народного творчества:

    1. Обрядовая поэзия:

    а) календарная (зимний, весенний, летний, осенний циклы);

    б) семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);

    в) заговоры.

    2. Внеобрядовая поэзия:

    а) эпические прозаические жанры:

    – сказки;

    – предания;

    – легенда.

    б) эпические стихотворные жанры:

    – былины;

    – исторические песни;

    – балладные песни.

    в) лирические стихотворные жанры:

    – песни социального содержания;

    – любовные песни;

    – семейные песни.

    Малые лирические жанры (частушки, припевки)

    г) малые нелирические жанры:

    – пословицы;

    – поговорки;

    – загадки.

    д) драматические тексты:

    – ряжания, игры, хороводы;

    – сцены и пьесы.

    Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов - это общефольклорные жанры (сказки, пословицы, загадки и другие), и такие жанры, каких нет в устной народном творчестве других народов. Так только в русском фольклоре есть былины и частушки.

    Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.
     КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
     К обрядовому фольклору относятся произведения народного творчества, которые исполняются во время какого-либо обряда, они сопровождают этот обряд и являются его составной частью.

    В основе обрядов - реальные заботы крестьян о большой продуктивности его труда, хорошем урожае, слаженной семейной жизни и т.п.

    Вместе с тем следует отметить, что обряды - один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности.

    Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по б января). В основе святочных обрядов магия первого дня года: обряды совершаемые в это время года по мнению исполнителей, должны были действовать в определённом направлении на протяжении всего года.

    Во время святок проводились различные игры, ряжения и прочие действия, имеющие магические смысл. Одним из самых замечательных явлений святочных праздников было колядование- это хождение по дворам с пением новогодних песен, которые назывались колядами. За эти песенные поздравления колядовщики вознаграждались подарками - праздничными угощениями.

    Коляда, коляда»

    Ты подай пирога,

    Или хлеба ломтику

    Или курочку с хохлом!

    Петушка с гребешком…

    Следующим за святками большим годовым праздником была масленица.

    Масленица - самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжающийся целую неделю (с понедельника до воскресения). Причём, это празднование включало в себя как общинные, так и семейные мотивы и совершалось по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масленичной недели.Понедельник -назывался «встречен» - это начало праздника. Вторник - «заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания. Среда - «Лакомка» она открывала угощения во всех домах блинами и другими явствами. Четверг - называли «разгулом», «переломом», «широким четвергом», на этот день приходилась середина веселья и гульбы. Пятница - «тёщины вечера», зятья угощали тёщ. Суббота - «золовкины посиделки», молодые невестки принимали родных в гости. Воскресение - это «проводы», «целовник», «прощальный день» коней масленичного веселья.

    Обязательным предметом масленичных угощений были блины. Мас-леничная еда имела обрядово ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет весь год.

    Обряд встречи Масленицы был следующим. Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи старой одежды вид женщины, насаживали на шест и с песнями водили на санях по деревне. Затем чучело - Масленицу ставили на снежной горе и где проходили игры и катания на санях.

    Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно и иная, минорная тональность. Если песни которыми встречали Масленицу, напоминали собой свадебные -величальные, то, сопровождающие обряд проводов Масленицы, были похожи на «корильные» (от слова корить - упрекать) песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, всё поела и посадила на великий пост.

    Встреча

    Ой, да вот Масленица, ох на двор въезжает,

    Да, широкая, на двор въезжает.

    Да вот, Масленица, иди поскорей

    Да, широкая, ой, иди поскорей.

    Проводы

    Да вот Масленица, ох, со двора съезжает,

    Да, кургузая, ох, с широкого подворья съезжет...

    Да, вот, Масленица, пост на крутой горке,

    Да, кургузая, на крутой на горке... .

    После масленицы наступал семинедельный «великий пост», так в это время, разумеется, никаких празднований не было.

    Встреча весны

    Приход весны ждали и активно воздействовали на её быстрейший приход. Из теста пекли жаворонков и дети бегали с ниш по улице и праздновали Весну. Девушки пели специальные «песни-веснянки». В веснянках девушки обращались к жаворонкам (а иногда к куликам и пчёлкам), чтобы они побыстрее прилетели и привели с собой Весну. («красную Весну», «теплое лето»).

    Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день первый раз выгоняли стадо в поле. Это важное событие крестьян обставлялся обрядами. Накануне Егорьева дня молодёжь, как и при святочном колядовании ходила по дворам, пела песенки в которых отражалось пожелание хозяину и его скоту. Эти песенки, как и коляды обычно заканчивались требованием подарка. Если хозяева хорошо одаривали исполнителей Егорьевских «колядок» то им выражались самые добрые пожелания, например: «сотни коров, быков, семьдесят телушек», если их не одаривали, то они с обидой говорили: «ни кола, ни двора, нет ни куречья пера».
    Троица
    Седьмая неделя после пасхи называлась семицкойЧетверг этой недели назывался семиком, а её последний день - был праздником троицы.

    Главным обрядом семицкой недели был обряд «завивания венков»

    Девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей берёзы, не отламывая их, они сплетали венки, напевая песню, в которой были слова: « Завивайся ты, берёзка, завивайся ты кудрявая».

    Пойдем, девочки,

    Завивать веночки!

    Завьём веночки,

    Завьём зеленные.

    Стой мой веночек,

    Всю недельку зелен,

    А я, молодёшенька,

    Увесь год молодёшенька.

    Через несколько дней после «завивания» девушки шли в лес, отделяли эти венки от берёзок и шли с ними к реке, где гадали на жени-хов. Они бросали венки в воду: куда поплывёт венок - там будет и жених.

    Эти песни, сопровождающие гадания на венках, отличают задушевность, лиризм, а иногда и подлинный драматизм.

    Праздник Купалы

    Праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня. В эту ночь собирали травы (особенно папоротник), которые будто бы обладали, целебной силой. В это же время разжигали костры и прыгали через них, обливали друг друга водой, купались. Всё это, по народным поверьям, имело очистительное значение.

    В основе обрядовых песен - стихийно-материалистическое мировоззрение народа. Ведущие образы этих песен берутся из окружающей крестьянской реальной действительности.


     СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
     1. Поэзия, связанная с рождением ребёнка.

    2. Свадебные обряды и песни.

    3. Причитания.

    Наряду с календарными обрядами, которые совершались всей общиной, практически в масштабах всего села или деревни, в крестьянской среде проводились также обряды, преимущественно связанные с жизнью отдельных семей. Поэтому и называются семейно-бытовыми.

    Все значительные события в жизни крестьянских семей (рождение человека, вступление в брак, смерть и другие) сопровождались специальными обрядами, получившими большое развитие.

    Родильные обряды являются очень древними по своему происхождению. Назначение этих обрядов, по мнению исполнителей состоит в том, чтобы обеспечить новорождённому безопасность, положительно повлиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой, так например, купая новорожденного в бане, бабка-повитуха заговаривала: «Ручки, растите, толстейте; ножки ходите, свое тело носите; язык говори, свою голову корми». Предполагалось, что этот заговор обеспечит хорошее здоровье и быстрый рост новорождённому.

    Свадебные песни и обряды рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты, как бы со стороны, поэтому они всегда в той или иной мере сюжетны, включают в себя элементы повествовательности.

    Тенденция идеализации особенно ярко проявилась в такой жанровой разновидности свадебных песен, как величания. Величания - это небольшие песни описательного характера, в которых рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме или богатстве.

    Величания пелись дружкам, подружкам, свату, свахе и другим гостям. Величаемые должны были одаривать певиц небольшими подарками, чаще всего разменной монетой. Если же певца не одаривали, то они в адрес «провинившихся» пели уже не величальные, а «корильные песни».

    Корильные песни - это своеобразные пародии на величания, ими смешили и весилили гостей. корильные песни нередко имели плясовый ритм, рифму.

    Свадебные причитания - это исполняемые песенные импровизации с плачем. Эти причитания преимущественный жанр невесты. (Если: невеста не умела причитать, то это делала приглашенная плакальщица). Причитания исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещение невестой бани, перед отъездом её вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполняются.

    Главное содержание причитаний - тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьёй, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью. В основе причитаний лежит противопоставление жизни девушки в родной семье, на родимой стороне, предполагаемой жизни в «чужой семье», на «чужой стороне». Если в родной сторонке «луга зеленные», «берёзы кудрявые», «люди добрые», то в чужой стороне - «берёзы кружлявые», «луга кочкаватые» и т.п.

    Причитания дают довольно полное представления о бытовой жизни крестьян.

    Свадебная поэзия находилась в самой неразрывной связи с её обрядностью, которая имела не только большое этнографическое, но и определённое эстетическое значение. Несмотря па то, что к самому факту бракосочетания в значительной степени подходили с практической стороны, думали прежде всего о том, чтобы в семью жениха вошла хорошая хозяйка, в целом свадьба воспринималась не как практическая сделка между родителями жениха и невесты, а как большой и яркий праздник. Тон праздничности проступал во всём. Все участвующие в свадебный обрядности выглядели празднично, одевали на свадьбу свои лучшие наряды. Особенно нарядно одевались жених и невеста. Для свадьбы выбирали самых хороших лошадей, в гривы им вплетали разноцветные ленты, впрягали их в лучшую упряжь, к дугам привязывали звонкие колокольчики.

    Прямой противоположностью свадебной обрядности, сопровождающей её поэзии по своей эмоциональности, были похоронные и рекрутские обряды с единственным их поэтическим жанром - причитаниями. Похоронные и рекрутские обряды, посвящённые самым горестным, трагическим событиям в жизни человека от начала до конца были насыщены плачем, воплями и рыданиями.

    Полагалось, что души умерших переселялись в иной мир, и что умершие предки могли оказывать определённое влияние на судьбу живущих, поэтому их боялись и старались всячески задобрить их. Это нашло отражение в похоронных обрядах. Гроб с телом покойного выносили очень осторожно, боясь коснутся им косяка двери (магия касания), чтобы не оставить смерти дома.

    В центре внимания похоронных причитаний - крестьянская семья, её бедственное положение после смерти кормильца. Однако со временем в них всё сильнее и сильнее проникают различные социальные мотивы.

    Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от причитаний похоронных: уход в солдаты народом психологически приравнивается к смерти.

    В содержании рекрутских причитаний довольно отчётливо выделяются две темы: жизнь рекрута после его ухода в солдаты и описание солдатской жизни. Солдатку (жену солдата), как и вдову, ожидает непосильный труд и вопиющая бедность. Дети солдатки, вдовы, должны будут ходить босиком, голодать и т.д..
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖАНРОВ
     Жанры русского фольклора возникли не одновременно. Наиболее старыми жанрам фольклористы считают обрядовые песни, заговоры, загадки, пословицы; несколько более поздним - сказка, былины; ещё более поздними - исторические песни, самый новый жанр - частушки.

    Исторически сложившаяся система жанров русского фольклора в дальнейшем претерпевает изменения: она может развязаться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.

    Возникновение и отмирание жанров или значительное сужение их бытования изменяет картину взаимодействия жанров.

    Разнообразные жанры фольклора в ходе исторического развития народного творчества претерпевают сходные изменения. Так в жанрах русского фольклора XVIII -начало XIХ века наблюдаете, усиление лирического начала и ослабление эпического, в частности сюжетности.

    Со второй половины XIХ происходит общее возрастание реалистичности фольклора и уменьшение фантастических элементов даже в таких жанрах, как волшебная сказка. С этого времени усиливается влияние литературы на фольклор, которые испытывают все жанры, но особенно песня и сказка. Благодаря этому влиянию меняется поэтика, в оборот входят элементы литературного стиля и нового типа образность. Изменяется даже состав жанров широко фольклоризируются литературные песни, весьма популярным становится «жестокий» романс, трагический по сюжетности и сентиментальный по стилю.

    Начиная с XVIII века начинает развиваться и рабочий фольклор.

    Литература:

    1. Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество. М., Высшая школа 1983 г.

    2. В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. 1987 г.

    3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. Л. Просв. 1987 г.

    4. Учебник. Детская литература.      

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта