Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция № 38 (2ч): Зарубежная литературная сказка эпохи классицизма и просвещения. Х.-К. Андерсен – «король сказок». Сказки Ш.Перро, братьев Гримм др.

  • готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка


    Скачать 455.96 Kb.
    НазваниеЛекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
    Дата05.11.2022
    Размер455.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаготовые лекции Детс.docx
    ТипЛекция
    #770932
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Тема: Анализ трилогии И.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

    План:



    В начале 50-х годов пришло время «Незнайки». Всего о Незнайке и его друзьях-коротышках вышло три книги: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965). Произведения по-своему уникальные. Поскольку в них никак не объясняется происхождение этого забавного народа – коротышек, не обозначено место их обитания (кто знает, в каком измерении находятся Цветочный, Зеленый и Солнечный города?), и не известен ни точный возраст, ни продолжительность жизни коротышек. И, тем не менее, в этот придуманный и ничем не объясненный мир сразу же начинаешь верить!.. По сути своей и Незнайка, и остальные персонажи – это дети. Дети уверены, что будут жить вечно, а любая «нескладушка» в жизни непременно разрешится и все закончится хорошо. Это вообще главный принцип детского искусства – обязательный «хэппи-энд». Незнайка, Винтик и Шпунтик, Пончик и Сиропчик, Пилюлькин, Знайка и Гусля, и другие – все они заставляют читателя поверить в свое существование, потому что живут «по правде», по-настоящему, мыслят и ведут себя как настоящие дети.

    Главный герой Незнайка – типичный мальчишка-непоседа, хвастун и фантазер, из-за своей неуемной энергии и любопытства постоянно попадающий в нелепые ситуации, из которых его (опять же, по закону жанра!) выручают все друзья. Устройство жизни в Цветочном, Зеленом и Солнечном городах – справедливо и естественно с детской точки зрения: никто не посягает на свободу другого, если с кем-то случилась неприятность, все приходят на помощь; нет ни бедных, ни богатых – все равны, и даже товарно-денежные отношения, как таковые, отсутствуют. Конечно, во всем этом взрослый читатель может заподозрить ту самую скрытую коммунистическую идеологию, однако, ребенок, читая книгу, о таком вряд ли задумается.

    Сюжеты сказок о Незнайке всем известны и пересказывать их нет необходимости. Особенно отметить хочется лишь третью книгу – о путешествии на Луну. Написанная под впечатлением первых полетов человека в космос в 60-е годы, она оказалась еще и по-своему пророческой. Как известно, в этой сказке Незнайка, а затем и его друзья попадают на Луну. Выясняется, что планета – обитаема, мало того –

    общественный строй на естественном спутнике Земли оказывается что ни на есть капиталистическим. Конечно же, в итоге, благодаря героям, прилетевшим с Земли, этот строй (вырисованный в самом неприглядном виде) рушится и на Луне воцаряется типичный коммунизм. Но – разве мог Николай Носов предположить, что в этой сказке он описывал… сегодняшнюю Россию? Мог ли он представить себе, что спустя сорок лет столь сатирически и карикатурно выписанный им строй именно в таком же карикатурном виде воплотится на территории бывшей РСФСР? То, над чем смеялись несколько поколений советских читателей, стало реальностью. Например, вот как сказано о рекламе: «Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете; если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе…» Или о типичных лунных городах: «Чем дальше они уходили от центра, тем реже встречали освещенные витрины магазинов и яркие огоньки реклам. Дома становились все ниже, а окна подслеповатее. Асфальтированные тротуары кончились и пошли просто булыжные, с выбоинами и ухабами и лежащими поперек кучами мусора»… Или: «По-настоящему обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумали»… Всем взрослым читателям хочется посоветовать перечитать на досуге «Незнайку на Луне» и убедиться, насколько это «провидческая» вещь!

    Литература: Литература: ОИ № 1. Стр. 436-439.

    Лекция № 38 (2ч): Зарубежная литературная сказка эпохи классицизма и просвещения. Х.-К. Андерсен – «король сказок». Сказки Ш.Перро, братьев Гримм др.

    Содержание лекции:

    Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете. Но стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет.

    Отец рассказывал мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.

    Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством.

    В 1814 году умер отец. Весёлое детство Андерсена закончилось.

    Одиннадцатилетнему Гансу Христиану пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику.

    В возрасте 14 лет он отправился в Копенгаген, окончил гимназию и поступил в университет.

    Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы.

    После выхода в свет его книги «Сказки для детей», Андерсен понял, в чем заключается его настоящее призвание – быть сказочником.

    Особенность сказок Ганса Христиана в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, королев…

    Сказки Андерсена – это выражение его жизненной философии, познание мира, его отношение к людям, искусству, добру и злу. Часто героями своих сказок Андерсен делает простых людей, выступает против несправедливости и бесправия. Каждая сказка несёт в себе реальные образы, взятые из жизни.

    Во всех сказках короли и принцессы ведут себя среди колдовства и чудес как обычные люди. Император в «Свинопасе» не гнушается сам пойти отпереть дверь или взять нового слугу. Он также не боится носить старые, стоптанные башмаки вместо домашних туфель и швырять ими в голову фрейлинам. Старуха-разбойница в «Снежной королеве» кровожадна, но не лишена человеческих качеств. Даже у холодной Снежной королевы есть обаяние, которое объясняет, почему она нравится маленькому Каю.

    «Гадкий утенок» знаменит потому, что убедительно рисует борьбу через тернии к звездам, ту самую, которую пришлось когда-то вести и самому писателю.

    При жизни Андерсена сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

    4 августа 1875 года Андерсена не стало.

    В 1965 году была организована премия имени Х. К. Андерсена - литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ханса Кристиана Андерсена.

    Ш. Перро родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей.

    В 1697 г. опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок. Эта книга широко прославила Перро за пределами литературного круга. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

    На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

    На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».

    Некоторые известные произведения: «Волшебницы», «Золушка» ,«Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Ослиная шкура», «Синяя борода», «Спящая красавица».

    Творчество братьев Я. И В.Гримм. Анализ сказок.

    Сборник немецких народных сказок братьев Гримм, впервые изданный в 1812 году под заглавием «Детские и семейные сказки», сделал их известными и получил самое широкое распространение во всех странах мира. Знаменитые немецкие ученые, основатели германской филологии, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм провели суровое детство и с большим трудом смогли, получить университетское образование. Работая затем из-за куска хлеба в разных библиотеках и коллегиумах, они занялись историей немецкого языка и литературы и опубликовали немало ценных трудов, которые помогли им получить профессорские кафедры. Якоб и Вильгельм Гримм ходили по деревням и окрестностям городов, записывая сказки и героические предания своего народа. Гриммы не искажали и не вносили никаких существенных изменений в тексты, записанные от сказителей. «Детские и семейные сказки» изложены простым, безыскусным языком, хорошо передающим интонации живой разговорной речи. Всего в сборник вошло свыше двухсот сказок, которые условно можно разделить на три большие группы: волшебные, о животных и бытовые. Сказочные герои - младший сын, притворяющийся дурачком, находчивый крестьянин, пройдоха-ремесленник, бывалый солдат, отпущенный со службы, состязаются в уме, силе и ловкости с драконами, великанами, ведьмами, оборотнями и всегда выходят победителями из трудной борьбы. Злые силы отступают, справедливость торжествует, счастье улыбается смельчаку: он добывает богатство, становится обладателем волшебных предметов или получает в жены красавицу принцессу («Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Чертов чумазый брат», «Стоптанные туфельки», «Столик-накройся, золотой осел и дубинка из мешка» и др.). В других случаях счастливая судьба вознаграждает простую девушку или нелюбимую падчерицу за ее трудолюбие, честность и добрый нрав («Семь воронов», «Три пряхи», «Снегурочка», «Братец и сестрица» и др.). В сказках звери, умные и хитрые, жадные и свирепые, слабые и покорные. («Волк и семеро козлят», «Кошка и мышка», «Волк и лиса», «Камбала-рыба» и др.).

    Сказки на бытовые темы полны задорного юмора, где предметом осмеяния становятся человеческие пороки и слабости: лень, тунеядство, жадность, скупость, зависть, бахвальство, трусость, глупость и т. д. («Бременские музыканты», «Смышленый Ганс», «Умная Эльза», «Семеро храбрецов», «Сова», «Соломинка, уголь и боб» и др.). Сказки братьев Гримм и поныне остаются одним из самых распространенных и любимых детьми сказочных сборников.

    Практическое занятие № 23. (2ч.)

    Тема: Выразительное чтение и анализ сказок Ш.Перро, братьев Я. и В. Гримм, Андерсена.

    Литература: ОИ № 2. Стр.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта