Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция № 16 (2ч): Проза конца 19 – начала 20 века. Особенности творческой манеры В. М. Гаршина. План

  • Лекция № 17 (2ч) : Д.Н.Мамин-Сибиряк. Краткие биографические сведения. Общая характеристика рассказов и сказок. («Емеля-охотник», «Приемыш», «Кормилец», «Алёнушкины сказки», др.)

  • Прктическое занятие.

  • готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка


    Скачать 455.96 Kb.
    НазваниеЛекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
    Дата05.11.2022
    Размер455.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаготовые лекции Детс.docx
    ТипЛекция
    #770932
    страница11 из 17
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17
    Тема: Упражнения в выразительном чтении стихотворений поэтов 19 века. (Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, А.К. Толстой и др.).

    Вид занятия: практическое занятие

    Цели:

    1. Научить упражнениям в выразительном чтении

    2. Развивать навыки выразительного чтения произведений

    3. Воспитывать чувство любви к природе, к окружающему миру

    Оборудование: тексты произведения, иллюстрации, портреты писателей

    Домашнее задание

    ОИ № 1. Стр. 176-184.

    Лекция № 16 (2ч): Проза конца 19 – начала 20 века. Особенности творческой манеры В. М. Гаршина.

    План :

    Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой. Литературные направления : 1.Реализм - продолжает развиваться (Л.Толстой,Чехов,Горький и др.). 2.Модернизм - от фр. слова "новейший,современный".Модернисты верили в божественную преобразующую творящую роль искусства. Символизм-литературное художественное направление,которое считало целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Это первое и самое крупное течение модернизма.Начало самоопределению было положено Д.С.Мережковским.Он назвал мистическое содержание,символы и расширение художественной впечатлительности. Лидером символизма стал стал В.Брюсов.НО символизм оказался неоднародным течением,внутри него оформилось несколько самостоятельных группировок. В русском символизме принято выделять 2 основных группы поэтов : "старшие" символисты (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Кузмин, Мережковский, Гиппиус) и "младшие" символисты (Блок, Белый, Иванов). В издательской жизни символистов существовали две группы : петербургские и московские. Это перешло в конфликт. Московская группа (Лидер Брюсов) считали главным принципом литературы - "искусство для искусства". Петербургская (Мережковский,Гиппиус) отстаивали приоритет религиозно-филосовских поисков в символизме. Они считали себя подлинными символистами и своих оппонентов считали декадентами. АКМЕИЗМ - течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других.

    Всеволод  Михайлович  Гаршин – русский писатель, поэт, художественный критик    14 февраля (1855г.)-5 апреля (1888г.) Гаршин В.М из старого дворянского рода. Родился в семье военного. Мать с детства прививала сыну любовь к литературе. Всеволод очень быстро обучался и был развит не по годам. Возможно, именно поэтому часто близко к сердцу принимал всё происходящее. В 1864г. учился в гимназии – 1874г. окончил и поступил в Горный институт, но не закончил. Его занятия прервала война с турками. Поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу: выйдя в отставку, отдался литературной деятельности. Гаршин зарекомендовал себя в качестве талантливого художественного критика. Всеволод Михайлович – мастер короткого рассказа.   Особенности творческой манеры В.М.Гаршина в произведениях, вошедших в детское чтение. Стиль написания не спутаешь ни с чьим другим. Всегда точное выражение мысли, обозначение фактов без лишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую сказку или рассказ, драматической напряжённостью. Сказки нравится читать и взрослым и детям, каждый найдёт в них смысл. Композиция его рассказов, удивительно законченная, отсутствие действия. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей. Количество действующих лиц очень ограничено. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. Простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза например: « Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит – кусты, высокое небо...» Особое место в творчестве писателя занимает тема искусства и его роли в жизни общества. Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». Умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло. Вот почему на многих произведениях Гаршина лежит отпечаток глубокой скорби. Его тяготила несправедливость современной жизни, скорбный тон его творчества был формой протеста против социального уклада, основанного на бездушии и насилии. И это определяло все особенности его художественной манеры. Все написанные художественные произведения уместились в одном томе, но созданное им прочно вошло в классику отечественной литературы. Творчество Гаршина было высоко оценено литературными сверстниками старшего поколения. Его произведения переведены на все главные европейские языки. Художнический дар Гаршина, его пристрастие к фантастической образности особенно ярко проявились в сказках, им созданных. Хотя и в них Гаршин остается верен своему творческому принципу изображения жизни в трагическом ракурсе. Такова сказка о тщетности познания громадного и сложного мира человеческого бытия посредством «здравого смысла» (То, чего не было»). Сюжет «Сказки о жабе и розе» образует сложное переплетение двух оппозиционных структур: образы прекрасного цветка и отвратительной жабы, намеревающейся его «слопать», параллельны трагическому противостоянию больного мальчика и подступающей к нему смерти. В 1880г. потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных. 19(31) марта 1888г. после мучительной ночи вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Не приходя в сознание в больнице Красного Креста 24(5 апреля) 1888г Гаршин скончался.   Характерно, что закончил Гаршин свой недолгий путь в литературе весёлой сказкой для детей «Лягушка – Путешественница». Трагизм - доминанта творчества Гаршина. Исключение составляет лишь исполненная жизнелюбия, сверкающая юмором «Лягушка-путешественница». Утки и лягушки, обитательницы болота, в этой сказке - совершенно реальные существа, что не мешает им быль сказочными персонажами. Замечательнее всего то, что фантастическое путешествие лягушки выявляет в ней чисто человеческий характер - тип этакого честолюбивого фантазера. Интересен в этой сказке и прием удвоения фантастического образа: забавную историю здесь сочиняет не только автор, но и лягушка. Свалившись по собственной вине с небес в грязный пруд, она начинает рассказывать его обитателям сочиненную ею историю о том, «как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно, как она побывала на прекрасном юге...». Он отказался от жестокого конца, его героиня остаётся жива. Ему весело писать о лягушке и утках, насыщать сказочный сюжет тихим и тонким юмором. Знаменательно, что последние слова Гаршина были обращены к детям на фоне других произведений, грустных и тревожных, эта сказка как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает никогда, что «свет во тьме светит». Прекрасные личностные качества Гаршина нашли полное воплощение в его творчестве. В этом, пожалуй, и состоит залог неиссякаемого интереса многих поколений читателей к замечательному художнику слова. Можно утверждать с абсолютной уверенностью, что толчком к написанию каждого произведения было пережитое самим автором потрясение. Не волнение или огорчение, а именно потрясение, потому и каждая буква стоила писателю «капли крови». При этом Гаршин, по словам Ю. Айхенвальда, «ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других...». Многие критики писали, что Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа. Однако в противовес тем, кто строит иллюзии, что он властитель мира, имеющий право вершить чужие судьбы, герой рассказа погиб с верой в то, что зло можно победить. К этой категории относился и сам Гаршин.   Анализ  сказок 3.1 Анализ сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница»  Лягушка – Путешественница  О животных  Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев - воскликнула утка.    У лягушки захватило дух от страха.  О приключениях лягушки – квакушки, вздумавшей однажды отправиться вместе с утками на прекрасный юг. Утки несли её на прутике, но лягушка квакнула и упала вниз, по счастливому случаю попав не на дорогу, а в болото. Там она стала рассказывать другим квакушкам всякие небылицы.  Лягушка – решительная, любознательная, жизнерадостная, хвастливая. Утки – доброжелательные,  Очень хорошая и поучительная сказка. Хвастовство приводит к не очень хорошим последствиям. Воспитывать положительные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства, не зазнаваться и не хвастать. Надо быть скромным и содержательным. 3.2. Анализ сказки В.М.Гаршина «Сказка о жабе и Розе»  Сказка о жабе и розе  О животных ( бытовая )  И ёжик испугавшись надвинул на лоб колючую шубу и превратился в шар. Муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине. Навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар. Паук сторожит мух, как ящерица. Жаба едва дышала, раздувая грязно – серые бородавчатые и липкие бока.  Сказка о жабе и розе, воплощающая добро и зло грустная, трогательная история. Жаба и роза жили в одном и том же заброшенном цветнике. В саду раньше играл маленький мальчик, но теперь, когда роза расцвела, он лежал в постели и умирал. Противная жаба по ночам охотилась, а днём лежала среди цветов. Запах прекрасной розы её раздражал, и она решила её съесть. Роза её сильно боялась, так как не хотела умирать такой смертью. И в тот момент, когда она почти уже добралась до цветка, сестра этого мальчика подошла срезать розу, чтобы дать её больному ребёнку. Девушка отшвырнула коварную жабу. Мальчик же,  вдохнув аромат цветка, умер. Роза стояла у его гроба, а потом её засушили. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым.  Жаба – ужасная, ленивая, прожорливая, жестокая, бесчувственная Роза – добрая, красивая Мальчик – мягкосердечный Сестра – добрая  Эта короткая сказка учит стремиться к прекрасному и доброму, избегать зло во всех его проявлениях, быть красивым не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.   Заключение В своих произведениях Гаршин изображал существенные и острые конфликты современности. Его творчество было «беспокойным» ,страстным, воинствующим. Отображал тяжёлую учесть народа, ужасы кровавых войн, прославление героизма борцов за свободу, дух жалости и сострадания пронизывает всё его творчество. Значение в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.  

    Литература:

    1. Абрамов.Я. «Памяти В.М.Гаршина». 2. Арсеньев.Я. В.М.Гаршин и его творчество


    Лекция № 17 (2ч) : Д.Н.Мамин-Сибиряк. Краткие биографические сведения. Общая характеристика рассказов и сказок. («Емеля-охотник», «Приемыш», «Кормилец», «Алёнушкины сказки», др.)

    Вид занятия: лекция

    Цели:

    1. Познакомить с писателем, дать сведения из биографии

    2. Развивать навыки работы над текстом, анализа художественного текста

    3. Воспитывать любовь к природе, окружающему миру, побуждать желание быть добрыми и отзывчивыми

    Оборудование: тексты произведений, иллюстрации к сказкам, портреты писателей, презентация

    План:

    1. Рассказы и очерки на разные темы.

    2. Общая характеристика «Аленушкиных сказок»

    Ход урока

    Мамин (настоящая фамилия) родился 6 ноября в заводском посёлке Пермской губернии(теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование,закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.

    Печататься начал с 1875 г. Для детей и о « детях было написано более 130 произведений и различных жанров: рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Кормилец» (1885), «В ученье» (1892), «Зимовье на Студёной» (1892), «Приёмыш» (1893), «В глуши» (1896), «Вертел» (1897), «Бо-гач и Ерёмка» (1904), сказки «Серая Шейка», «Упрямый козёл», «Зелёная война», «Лесная сказка», «Постойко», «Старый воробей», «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Сказка про воронушку, Чёрную Головушку, и жёлтую птичку канарейку», «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей: царевну Кутафью и царевну Горошину» и др.

    Цикл «Алёнушкины сказки» (1894-1897) Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нём так: «Это моя любимая книжка- её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».

    Во многих прогрессивных детских журналах издаются произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка(1852—1912): «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Аленушкины сказки». Он печатает их в «Роднике», «Всходах» и особенно часто в «Детском чтении», которое с 1906 г. выходит под названием «Юная Россия».

    Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки («Кормилец»). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику («В каменном колодце»). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества — готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.

    У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни.

    Один из ранних рассказов «Емеля-охотник» открывается превосходной пейзажной зарисовкой: «Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки». Удивительно слияние почти сказочного зачина «далеко-далеко» и ритмической напевности с реалистической точностью места действия — «деревушка Тычки». В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Много сказочного и в рассказе «Зимовье на Студеной», особенно в описаниях природы («Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу»). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты — все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.

    Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно рассказывается о корнях этой дружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала Музгарки, а потом и Елески.

    Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки.

    Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.

    Детям дошкольного возраста адресованы «Аленушкины сказки», над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб.

    Например, «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес.— Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

    И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный...» С начала и до конца сказку пронизывает один мотив — «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.Главное — поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

    В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронущку — черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и нх цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

    «Аленушкины сказки» занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию; «Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке «Умнее всех» подчеркиваются в диа-логе его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: «Кто же не знает, что ты самая умная птица!..» Так и говорят: «Умен, как индюк». Ирония этой характеристики понятна дошкольникам. «Аленушкины сказки» — превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

    Домашнее задание: Прочитать и уметь пересказать: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Аленушкины сказки», «Кормилец», «В каменном колодце», «Серая Шейка».

    Вопросы для самоконтроля по теме:

    - Как в рассказах Д.Н.Мамина-сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы?

    - Расскажите о судьбе мальчика Прошки. Какие худ. средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?

    - Как в сказках раскрывается таинственная жизнь природы?

    - Сделайте методический анализ любого произведения.

    Литература:

    1. Детская литература. 1800-1825 г.

    2. Детская литература. 1825-1860 г.

    3. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина.

    4. Детская литература. Редактор А.В. Терновский.

    Литература в школе М., 1990

    Прктическое занятие.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


    написать администратору сайта