Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература

  • Практическое занятие

  • готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка


    Скачать 455.96 Kb.
    НазваниеЛекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
    Дата05.11.2022
    Размер455.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаготовые лекции Детс.docx
    ТипЛекция
    #770932
    страница10 из 17
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17
    Тема: Голос. Тон голоса. «Атака звука». Полётность голоса. Методика работы над эмоциональным тоном с детьми. Выразительное чтение стихотворений Некрасова, вошедших в круг детского чтения.

    Вид занятия: практическое занятие

    Цели:

    1. Дать понятие о голосе, тоне голоса, о полетности

    2. Развивать навыки выразительного чтения произведений, умение управлять тоном, полетностью

    3. Воспитывать чувство сострадания к людям, солидарности

    Оборудование: тексты произведения, иллюстрации, портрет писателя

    Ход урока

    Литература: ОИ № 1. Стр. 66-73.

    Содержание .

    Речевой аппарат и его работа.

    Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

    1)дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются – выдох;

    2) органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие ючкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань; 3) органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизон- тально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

    4) головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего. Органы речи представлены на следующем рисунке:

    Основные свойства голоса

    Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.

    Главные качества любого голоса – это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

    Сила голоса – это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты.

    Расширение диапазона делает речь выразительнее. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах – нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

    Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

    Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Под последним понимается отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: В нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри, нанизывание слов с несколькими согласными подряд: всех чувств взор есть благороднее; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: и у Иоанна. Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

    Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

    Под тоном подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

    Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

    Правильно поставленный, обладающий всеми необходимыми качествами голос – это одна из составляющих выразительного чтения Второе не- обходимое условие – понимание задачи чтения произведения, цели произнесения речи Выбор тона, темпа, даже тембра при произнесении речи или при чтении художественного произведения определяется именно содержанием текста и намерением говорящего. Принадлежность текста к определенному жанру также налагает свои требования на манеру чтения.

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение произведения Некрасова «Железная дорога»

    Литература : ОИ № 1. Стр. 66-73.

    Лекция № 14 (2ч): Малые повествовательные формы в творчестве К.Д.Ушинского. Педагогическая и литературная деятельность К.Д. Ушинского. Разнообразие тематики и реалистическое освещение явлений.

    Вид занятия: лекция

    Цели:

    1. Дать понятие о малых повествовательных формах в творчестве Ушинского

    2. Развивать навыки анализа художественного текста

    3. Воспитывать любовь к профессии, чувство гордости за выбранный путь

    Оборудование: тексты произведения, иллюстрации, портрет писателя

    План :

    1. Рассказы и сказки, многообразие тематики произведений.

    2. Учебные книги Ушинского «Детский мир» и «Родное слово».

    3. Педагогический характер художественных и научно-популярных текстов.

    Ход урока

    Значительный вклад в развитие детской литературы внёс Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, автор классических трудов по вопросам воспитания.

    Работа Ушинского в области детской литературы вытекала из его педагогической деятельности, из практических потребностей народного образования и ещё раз подтверждает ту очевидную истину, что детская литература, являясь искусством слова, всегда тесно связана с педагогикой, с состоянием просвещения эпохи.

    К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в г. Туле. Окончив Новгород-Северскую гимназию, шестнадцати лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался он русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет (1846-1848 гг.) он исполнял обязанности профессора. С первых шагов своей практической деятельности Ушинский старался по-новому вести преподавание, добиться тесного контакта и взаимопонимания со своими учениками, вызвать в них интерес к науке, желание быть полезными родине.

    С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных русских журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Журнал для воспитания». Его статьи по вопросам воспитания, литературно-художественные очерки, рецензии и переводы приобрели большую известность.

    С 1854 г. как талантливого литератора-педагога Ушинского приглашают преподавателем в Гатчинском, а затем, 1859 году, в Смольный институт, где он вскоре становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанникам широкое современное образование.

    Эти реформы вызвали недовольство начальства, и Ушинский, вынужденный оставить работу, выхлопотал себе разрешение выехать за границу для лечения, где провёл 5 лет. За этот период Ушинский в русских журналах опубликовал большое количество статей о Школах Западной Европы, написал ряд оригинальных работ по вопросам воспитания и обучения, закончил серию учебных книг для детей - «Родное слово» и создал классический труд «Человек как предмет воспитания».

    Вернувшись из-за границы, Ушинский поселился в Киеве, где продолжал свою научную работу. Он умер в декабре 1870 г. в период наивысшего расцвета творческой работы.

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является основоположником русской педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

    Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868—1869), две учебные книги «Детский мир» (1861) для детей 10—12 лет (Она предназначалась для чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института, где тогда работал Ушинский. Несмотря на препятствия, чинимые царским министерством просвещения «Детский мир» разошёлся по России в огромном количестве экземпляров.) и «Родное слово» (1864) для детей 8-10 лет, включающее азбуку, а также методические пособия для учителей. Учебники предназначались для первоначального чтения в классе и содержали статьи познавательного характера из разных областей человеческих знаний и художественные произведения.

    К. Д. Ушинский преследовал в своих учебно-методических и учебных книгах не только образовательную, но и художественные цели.

    В содержании учебников можно увидеть не только статьи, рассказы, сказки, басни К. Д. Ушинского, но и тексты его знаменитых современников: И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лер-монтова, Н. А. Некрасова и др.

    Учебные книги К. Д. Ушинского энциклопедичны по охвату и многообразию включенных материалов. Здесь начала всех наук: естествознания, географии, биологии, зоологии, логики, истории. Но наибольший интерес представляют маленькие рассказы и прозаические басни. В них автору удалось реализовать те требования, которые он предъявлял к детской литературе. Большинство их написано по мотивам народных сказок, пословиц, притч, появляются вполне оригинальные произведения.

    Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начинать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Научно-художественные энциклопедии Ушинского о животных до сих пор поражают краткостью, содержательностью и точностью, эмоциональной окрашенностью. Такие его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом», с полным правом можно назвать маленькими художественными поэмами в прозе.

    Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.

    В небольшом рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое,— говорит,— дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу — будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое.

    В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник — в том стиле, который ребенку знаком по песенкам: «Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер». Однако скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением пробудить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка — не прогневайся».

    В рассказе «Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива — «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов-выходов, что полы в норе выстланы травой; что лиса — разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика».

    Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: с ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошутить. Петух разгреб лапками кучу, созвал «курочек-хохлатушек», цыплят — «малых ребят»: «Я вам зернышко припас!» В семье вышел спор: зернышко не поделили. Петя «беспорядков не любит»: «ту за хохол, того за вихор», сам склевал зернышко, на плетень взлетел, «во все горло заорал «ку-ка-ре-ку!» («Петушок с семьей»).

    В другом рассказе говорится о растерянности курицы: высиженные ею утята увидали воду и поплыли — заметалась курица. «Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала» («Курица и утята»).

    Очень близка этому рассказу и по теме, и по характеру художественного решения небольшая история «Чужое яичко». Подробно говорится о том, как старушка Дарья выбрала «темное, укромное местечко в курятнике», поставила там корзину с тринадцатью яйцами и усадила в ней хохлатку. Местечко выбрано, чтобы наседку ничто не беспокоило. Тринадцатое яичко оказалось особенным: чуть светало, и старуха не рассмотрела, что яйцо-то было зеленоватое и поменьше прочих. И вывелся из этого яйца «странный цыпленок» — «кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носом» — не цыпленок, а утенок. В остальном история очень похожа на предыдущую. Когда утенок поплыл, выбежала Дарья из избы, увидела, что делается, и запричитала: «Ах-ти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу». Шутливая манера рассказа естественно соединяется с поучительностью: в деле надо быть внимательным.

    Постепенно усложняя содержание своих рассказов, Ушинский предлагает ребенку «Историю одной яблоньки» — о том, как из оброненного зернышка выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и

    привил на нее молодой побег от хорошей садовой яблоньки. Прошло время — и яблонька принесла первые яблоки, «большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!».

    Писатель не упускает ни одной подробности: как проросло зерно — «пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика», как «из промеж листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики» и пр. Все это можно назвать поэзией постижения живого, окружающего нас мира.

    Ушинский-педагог делал радостным само познание. Таков и рассказ «Как рубашка в поле выросла».

    Здесь говорится о том, как созревал лен, как он цвел, как из льна изготовили кудель, а потом нитки, как соткали полотно, а потом сшили рубашку. Помимо стремления обогатить ребенка знаниями, в рассказе видно желание внушить ему уважение к труду, опыту и знаниям крестьянина.

    И «Детский мир», и «Родное слово» включают множество сказок, переложений былин, загадок, пословиц. Не случайно в своих рассказах Ушинский стремился воспроизвести бытовые случаи, бытовые сцены, которые давали ребенку больше, чем какие-либо открытые поучения. Таков рассказ «Гадюка». Кувыркаясь в сене, Мальчик по неосторожности наткнулся на змею. Ушинский подробно говорит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Внимательный взгляд сразу отличит ужа от змеи по желтым полоскам около головы. У ужа «во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укушение ужа совершенно безвредно». Иное дело — гадюка.

    Ушинский упоминает о разных случаях, когда гадюка кусала скотину и людей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа -ребенок сам может сделать соответствующие выводы.

    Познавательным природоведческим рассказам Ушинского близки рассказы на нравственно-этические темы. Это те же рассказы о птицах и зверях, но с очевидной дидактической установкой. Таков рассказ «Умей обождать». В нем повествуется о том, как «жили-были себе брат и сестра, петушок да курочка». Раз петушок побежал в сад и стал клевать «зеленехонькую смородину». Курочка говорит: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Не послушался петушок — наклевался и заболел. «Ох! — кричит петушок,— беда моя! больно, сестрица! больно!» Выходила курочка петушка. В другой раз петушок напился холодной воды; курочка говорила: «Обожди, пока простынешь», но петушок опять не по-слушался—снова заболел, пил горькие лекарства. На третий раз петушок захотел кататься на коньках по неокрепшему льду. И тут случилась самая большая беда — провалился петушок под лед. Наставительность рассказа «Умей обождать» очевидна. В сказочной форме предстала история о детских шалостях и неосторожности.

    Во многих нравственно-этических рассказах Ушинский использует форму не сказочных иносказаний (под маской птиц и зверей действуют люди), а занимательных историй — дети говорят с насекомыми, птицами, зверями. Шли брат с сестрой в школу, захотелось им поиграть в тенистой, прохладной роще. Увидели они жука: «Поиграй-ка с нами!» Жук ответил, что ему недосуг: «Я должен добыть себе обед». С той же просьбой дети обратились к пчелке — отказалась и пчелка: «Мне нужно собирать мед». Нашлось дело и у муравья, и у белки, и у голубя, даже у ручья и веселой малиновки, которая не просто распевала песню, а баюкала своих птенцов. Малиновка дала ребятам совет поспешить в школу: «Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать» («Дети в роще»). В этой морали весь Ушинский с его убеждением, что ребенок должен знать свои обязанности.Писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения — встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц — побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчелаза медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок («Утренние лучи»). Мораль прямо не сформулирована, но ясна.

    В своих рассказах Ушинский предостерегал ребят и против несбыточных, неразумных желаний. Таков рассказ «Четыре желания»: мальчик так радовался зиме, весне, лету, и осени, что всякий раз хотел, чтобы время года не кончалось. Желания несбыточны тем, что исключали друг друга.

    Важное значение придавал писатель языку своих рассказов и сказок. Автор «Детского мира» и «Родного слова» признавался, что старался излагать избранные предметы языком простым, не употреблять непонятных для детей слов

    На долю книг Ушинского выпал необычайный успех — они выдержали бесчисленное количество изданий. В послереволюционные годы рассказы и сказки Ушинского неоднократно издавались — они признаны классическими образцами детской литературы.

    Ушинский открыл школьные двери для современной русской литературы, народного творчества и естественных наук. Он знакомил детей с русской природой, русским народным творчеством и создавшим его народом.

    Успех книги Ушинского был торжеством новой, более передовой педагогики, основанной на доверии к ребёнку, учёте его интересов и способностей. Она помогла воспитывать целые поколения русских людей, учила их мыслить, интересоваться окружающим, любить родину, родной язык и народ, создавший его.

    Ушинский сыграл значительную роль в истории русской литературы. Его имя символизирует единство педагогических требований к ней. Много из того, что было впервые найдено им на основе глубокого изучения особенностей детского возраста, что было практически претворено им в жизнь в своих произведениях для детей, творчески развивается детскими писателями и поэтами - художниками слова.

    В современные учебники и книги для чтения часто включаются тексты К. Д. Ушинского: «Четыре желания», «Васька», «Петушок с семьёй», «Коровка», «Лошади»; сказки «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна» и многие другие.

    Время показало, что произведения К. Д. Ушинского по-прежнему любимы юными читателями.

    Домашнее задание

    Вопросы для самоконтроля по теме:

    - Дайте характеристику учебным книгам Ушинского.

    - Каково воспитательное значение произведений Ушинского?

    - Каковы жанровые особенности книг У.?

    Выучить лекционный материал

    Литература :

    1. ОИ № 1. Стр. 201-205.

    2. И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева «Детская литература».

    3. О.Н.Тишурина» Писатели в начальной школе».

    Лекция № 15 (2ч): Произведения поэтов первой половины 19 века. Русская природа в творчестве поэтов 1-ой половины XIX века. Знакомство со сборниками поэзии в изданиях для детей. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, А.К. Толстой и др.

    Вид занятия: лекция

    Цели:

    1. Дать понятие о произведениях первой половины 19 в.

    2. Развивать навыки работы над текстом

    3. Воспитывать любовь к природе, окружающему миру

    Оборудование: тексты произведениий, иллюстрации, портреты писателей

    План :

    1. Ф.И.Тютчев

    2. А.А.Фет

    3. А.Н.Плещеев.

    4. А.К.Толстой

    Ход урока

    Русская природа в творчестве поэтов 1-ой половины XIX века. Творчеством русских поэтов 1-ой половины XIX в. в истории детской литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики

    насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благодарную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы.

    Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) сложился как поэт в конце 20 – начале 30-х годов. Судьба его была не совсем обычна: печататься он начал в 15 лет, но долгие годы оставался почти безвестным. В 1854 году появился первый сборник стихов Тютчева. Такие шедевры из этого сборника, как «Я встретил вас…», «Есть в осени первоначальной…», «Летний вечер», «Тихо в озере струится…», «Как хорошо ты, о море ночное…» и др., вошли в золотой фонд русской лирики, в том числе и в круг детского чтения. Творчество Тютчева наполнено глубоким философским содержанием.

    Главное в лирике Тютчева – страстный порыв в человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Уже первые его стихотворения «Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» — были признаны подлинными шедеврами русской поэзии. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом…

    От самого ритма такого стихотворения возникает чувство причастности к животворящим силам природы.

    В 1836 г. Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Зима недаром злится...». Борьба зимней стужи и весны представлена в нем как действия сказочных существ: злой Зимы-ведьмы и молодой румяной Весны. Благодаря большому количеству эмоционально окрашенных глаголов стихотворение чрезвычайно динамично:

    Зима еще хлопочет

    И на Весну ворчит,

    Та ей в глаза хохочет

    И пуще лишь шумит...

    Поэта отличали чуткость к родному языку, способность глубоко и точно передавать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.

    Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится…»

    В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом…» рисуется как будто неподвижная картина июльской ночи в поле – времени роста и созревания хлебов. Но главный смысл в нем несут глагольные слова – они-то и передают подспудное, невидимое, безостановочное действие, происходящее в природе. В опоэтизированную картину природы косвенно включен и человек: ведь хлеб на поле – дело его рук. Стихи, таким образом, звучат как лирический гимн природе и труду человека.

    Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892). Поэтический поиск Афанасия Афанасьевича Фета характерен слиянием романтического и реалистического. Многие его стихи – это непревзойденные по красоте картины природы. Фету свойственны чувство слитности с природой. Его описания конкретны, каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы», «резко-сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон». Эпитеты, сравнения, метафоры Фета точны, естественно связаны с предметом изображения.

    Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пейзажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

    Я пришёл к тебе с приветом

    Рассказать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом

    По листам затрепетало…

    Когда Фет писал это стихотворение, ему было всего 23 года; молодая, горячая сила жизни, столь созвучная весеннему пробуждению природы, нашла своё выражение и в лексике стихотворения, и в его ритмике.

    Вполне правомерно, что стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники: именно малышам свойственно чувство радостного постижения мира. А в таких его стихотворениях, как «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мама! глянь-ка из окошка…», присутствуют и сами дети – со своими заботами, своим восприятием окружающего:

    Мама! глянь-ка из окошка –

    Знать, вчера недаром кошка

    Умывала нос:

    Грязи нет, весь двор одело,

    Посветлело, побелело –

    Видно, есть мороз…

    Не колючий, светло-синий

    По ветвям развешан иней –

    Погляди хоть ты!

    В цикле стихотворений о природе есть бытовые сценки, показывающие взаимоотношения детей и взрослых в семье («Кот поет...», «Мама! Глянь-ка...»). Эти стихи прочно вошли в круг детского чтения.

    Радостен мир природы и в стихах Аполлона Николаевича Майкова (1821 - 1897). Майков много путешествовал, и впечатления от заграничных странствий находили отражение в его творчестве. Он переводил стихи с других языков.

    В начале 1842 г. вышел в свет первый поэтический сборник Майкова. В детское чтение вошли те стихи Майкова, которые, по выражению Белинского, отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы».

    Печатал свои стихи для детей в журнале «Подснежник». Все реальное в стихах Аполлона Николаевича Майкова гармонично и исполнено красоты. Так первый номер журнала открывался стихотворением «Летний дождь» (1856):

    «Золото, золото падает с неба!» -

    Дети кричат и бегут за дождём…

    - Полноте, дети, его мы сберём,

    Только сберём золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!

    Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гар-монию. Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую сторону крестьянского труда:

    Пахнет сеном над лугами,

    В песне душу веселя,

    Бабы с граблями рядами

    Ходят, сено шевеля.

    Там — сухое убирают:

    Мужички его кругом

    На воз вилами кидают...

    Воз растет, растет, как дом... («Сенокос», 1856.)

    В известных стихах Майкова «Ласточка примчалась» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858) реальные представления автора о русской природе неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну — поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:

    Будь хоть снег, хоть дождик

    Все весною пахнет!

    В стихотворениях Майкова мы не найдем социальных мотивов. В «Колыбельной песне» мир дитяти раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве. Стихотворения Майкова удовлетворяли педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

    Его стихи отвечали естественному детскому восприятию явлений природы и быстро стали хрестоматийными.

    Поэтическое очарование лучших стихотворений Майкова живо и сегодня.

    Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893), поэт некрасовской школы, исповедовал нераздельное слияние жизни и поэзии. Стихи пронизаны трагическим восприятием несправедливости, гневом на косность среды, отчаянием от несбывшихся надежд.

    Дети были для поэта будущими строителями «русской жизни», и он всей душой стремился научить их «любить добро, родину, помнить свой долг пред народом». Создание детских стихов расширило тематический диапазон поэта, ввело в его творчество конкретность и свободную разговорную интонацию. Всё это характерно для таких его стихотворений, как «Скучная картина!..», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство,» «Бабушка и внучек».

    Еще при жизни поэта известным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой...», 1877) —о старом леснике, радовавшем детей подарками. В стихотворении «Бабушка и внучек» (1878) малыш убеждает старушку в том, что он уже может ходить в школу. Бабушка отвечает: «Где тебе, садись-ка лучше, расскажу тебе я сказку…» Но мальчик хочет узнать «то, что вправду было». И бабушка соглашается: «Будь по-твоему, голубчик; знаю я, что свет - ученье».

    В свободном переложении польского стихотворении «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема объединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилет ласточки и приход весны оживили надежду,— может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья. Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна — милей.

    Прощебечь с дороги

    Нам привет скорей.

    Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в стихотворениях поэта «Птичка» (1858), «Дети и птичка». При отлете на юг птица обещает вернуться. Когда с полей

    Снег сойдет, когда в овраге

    Зажурчит, блестя, ручей.

    А.Н. Плещеев верил в светлое будущее России, и эта вера придавала его стихам светлое, оптимистическое звучание.

    Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875) – поэт, принадлежащий к романтическому направлению, к «чистому искусству».

    Выдающемуся русскому лирику — поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Стихотворения Толстого, вошедшие в круг детского чтения, посвящены природе. Он чувствовал её красоту необычайно глубоко и проникновенно. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах. В стихотворении «Осень». Обсыпа-ется весь наш бедный сад» (1858) поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах. Именно эти строки легко ложатся в память, и картина, красочно изображенная поэтом, встает перед мысленным взором. Многие произведения А. К. Толстого приобрели широкую популярность в народе и стали песнями. Таковы «Колокольчики мои, цветики степные...», «Ой, кабы Волга-матушка да вспять побежала...», «Спускается солнце за степи...» и др. В этих и в других стихотворениях выразилось проникновенное лирическое чувство, ощущение родины.

    Домашнее задание

    Выучить лекционный материал

    Вопросы для самоконтроля по теме:

    - Дайте определение пейзажной лирике.

    - О каких контрастах в мире природы говорит поэт Ф.И.Тютчев.подкрепите свой ответ примерами.

    - Расскажите о творчестве А.Фета. Сделайте анализ любого стихотворения.

    - Какие темы затрагивает в своих стихотворениях А.Майков?

    - Что воспитывает пейзажная лирика?

    Литература:

    1. Детская литература. 1800-1825 г.

    2. Детская литература. 1825-1860 г.

    3. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина.

    Практическое занятие

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


    написать администратору сайта