Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие. (2ч.)

  • Лекция № 12. (2ч.): П.П.Ершов – продолжатель традиций Пушкина в жанре стихотворной сказки («Конёк-Горбунок»). Сказка-поэма «Конёк-Горбунок». Причины всенародной популярности сказки.

  • Практическое занятие

  • готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка


    Скачать 455.96 Kb.
    НазваниеЛекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
    Дата05.11.2022
    Размер455.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаготовые лекции Детс.docx
    ТипЛекция
    #770932
    страница8 из 17
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17
    Тема: Темп и ритм при выразительном чтении. (2ч.)

    Выразительное чтение сказок-поэм и сказок-новелл А.С.Пушкина пролог к поэме «Руслан и Людмила». (1ч.)

    План:

    1.Темп и ритм при выразительном чтении. (2ч.)

    2.Выразительное чтение сказок-поэм и сказок-новелл А.С.Пушкина пролог к поэме «Руслан и Людмила». (1ч.)

    Содержание лекции.

    1.Темп и ритм при выразительном чтении. (2ч.)

    Темп речи (от итал. tempo, которое происходит от лат. tempus время) — скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах — от 60—70 мс при беглой речи до 150—200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.

    Коммуникативная значимость темпа речи.

    Выделение того или иного слова может осуществляться и путем относительного изменения темпа речи. Если обычное спокойное говорение характеризуется каким-то средним темпом, то на фоне этого с ускорением и замедлением темпа может быть связана передача смысловых и эмоциональных нюансов.

    Замедление темпа, как правило, придает отдельным словам или целым фразам большую весомость, значительность, иногда даже патетическую торжественность. На фоне небрежной беглой речи замедление темпа используется как сильное экспрессивное средство.

    Быстрый темп обычно характеризует эмоциональную взволнованную речь. Он также естествен в динамичном рассказе о быстро следующих друг за другом событиях.

    Частые паузы свойственны взволнованной речи. Изменение громкости от истошного вопля до нежного шепота также передает оттенки чувства.

    Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

    Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

    Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:

    — Скорей бежим к лесу!

    — Он идет медленно, нога за ногу заплетается.

    — Ползет, как черепаха.

    — Какой долгий и пасмурный день сегодня!

    Темп речи в данном случае определяется содержанием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к быстрому действию, поэтому произнесение убыстряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говорящий растягивает произношение звуков, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его протяженность.

    Различным будет темп речи, если фразу «Покупка мотоцикла обрадовала нас, но покупка автомобиля привела в восторг» произнести как констатацию факта и с глубоким чувством. При констатации факта предложение произносится ровным голосом. Если же говорящий стремится передать свое эмоциональное отношение, то вторую часть он произнесет повышенным тоном и в более замедленном темпе.

    Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

    Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание.

    Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.

    Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», « Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

    Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающего.

    Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

    1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.

    2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое выступление.

    3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.

    Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».

    Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

    Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется. Обратим внимание еще на одно явление.

    Заходит студент в деканат. Обращается к декану: «Здравствуйте, Александр Александрович!»

    Сосед подошел во дворе к соседу: «Здрасьте, Альсан Альсаныч!»

    Встретились два приятеля: «Здрась Сан Саныч!»

    Чем различаются приветствия? Стилем произношения.

    Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каждое слово. Такой стиль произношения называется полным.

    В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее ее темп, может свидетельствовать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем разговаривает. Именно это показывает И.С. Тургенев, рисуя образ генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынского:

    Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Например: он никак не может обращаться с дворянами небогатыми или не чиновными, как с равными себе людьми. Разговаривая с ними <...> даже слова иначе произносит и не говорит, например: «Благодарю, Павел Васильевич», или «Пожалуйте сюда, Михайло Иваныч», а «Боллдарю, Палл Асилич», или «Па-ажалте сюда, Михал Ваныч».

    И другой пример из романа «Отцы и дети». Аркадия и Базарова представили высокопоставленному чиновнику:

    Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его «племянничком», удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что «я...» да «ссьма».

    Говоря о темпе речи, мы должны договориться: определяем ли мы способ произнесения слов как «быстрый» или «медленный» в смысле абсолютной величины или относительно некоторой «нормальной» (в среднем) скорости речи этого конкретного лица?

    2. Выразительное чтение сказок-поэм и сказок-новелл А.С.Пушкина. Выразительное чтение пролог к поэме «Руслан и Людмила». (1ч.)

    Пролог воспринимается как самостоятельное произведение. Принцип его построения – мозаичность.

    Каждый из образов-картин можно развернуть в отдельную сказку, а весь пролог строится как единая сказка – с присказкой, с цепочкой действий сказочных героев и концовкой.

    Главный герой пролога – «кот учёный», певун и сказочник. В конце пролога поэт встречается с чудесным котом и слушает его сказки.

    Перечень чудес начинается с лешего и русалки. Далее открывается незнаемый мир, то ли вымышленный, то ли реальный. И сразу же вслед за незнаемым миром совершается переход в мир собственно сказки. Читатель уже готов и в самом деле «видеть» и королевича, пленяющего царя, и летящего колдуна с богатырём, и царевну с бурым волком. Наконец, появляются самые величественные порождения простонародного воображения – Баба Яга и царь Кащей. «Там русский дух… Там Русью пахнет!» - такова высшая оценка народной сказки, вынесенная поэтом.

    Практическое занятие. (2ч.)

    Тема: Сказки А.С. Пушкина. Анализ сказок по заданному плану: идейно – тематическая основа, характеры, композиция, сюжет, особенности языка. Выразительное чтение сказок-поэм и сказок-новелл А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». (1ч.)

    Содержание

    Сказка – один из любимых жанров Пушкина.

    В круг детского чтения почти сразу после опубликования вошли «Сказка о попе и работнике его Балде» (1831), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834).

    Все эти сказки предназначались взрослым, написаны они в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьёзными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

    Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся по их концовкам. Некоторые заканчиваются счастливо (о царевне Лебеди, о мёртвой царевне), а иные (о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке) – справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках первого вида однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках второго вида герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло.

    «Сказка о царе Салтане…» может быть названа сказкой исполнения желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Однако желание желанию - рознь. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире, но мечты князя Гвидона о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди не имеют, кажется, никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что и князь Гвидон не обычный человек: он богатырь с рождения, к тому же наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою - «И послушалась волна...». Главный лирический мотив сказки связан с «грустью-тоскою» разлученных отца и сына.

    Центральный образ сказки - царевна Лебедь. Впервые появляется царевна Лебедь там, где рождаются сказки, - у лукоморья. Пейзаж пустынного пока острова напоминает начало пролога к «Руслану и Людмиле»: «Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом». Сама же царевна - будто пена морская на гребне волны: «... Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет». Она не просто исполняет желания князя Гвидона, она сочувствует ему, благодаря ее волшебной силе сын встречается с отцом и чудесный, утопический остров Буян становится семейным, земным раем. Портрет царевны Лебеди производит впечатление сплошного сияния и блеска, плавного движения и журчания слов. Лебедь - еще одно выражение пушкинской идеи о том, что поэзией повелевает красота, она и есть высший смысл поэзии.

    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе. Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы.

    Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

    Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Этот персонаж близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:

    Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч,

    Ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее».

    Эти обращения представляют собой лирические отступления, в которых ощущаются элементы устного народного творчества.

    В «Сказке о попе и работнике его Балде» решаются вопросы: что есть глупость – порок или беда? Всегда ли разум прав перед глупостью.

    Жадность, не умеряемая рассудком, - основная черта поповской натуры. Балда же умён, силён, он отличный работник.

    И в этом произведении поэт использует приём сказки в сказке: в историю о реальном, хотя и необычном договоре между попом и Балдой включена гораздо большая по объёму история о ложном договоре попа с чертями.

    В сказке о попе нет чудесного волшебства, как в других сказках.Роль чудесного начала играет Балда.

    «Сказка о рыбаке и рыбке» написана «народным стихом», в ней нет рифм. В этой сказке ставится вопрос о том, что есть высшая мудрость: стремление к вершинам власти и богатства или отказ от соблазнов. Спокойный мир старой семьи испытывается на прочность великим случаем.

    Поймав золотую рыбку, старик не обрадовался, а «испугался»: он понимает, что неведомое существо скорее разрушит размеренную жизнь, чем принесет благо. Старуха же находит в золотой рыбке исполнительницу своих суетных желаний. Она ведет себя так, как обычно ведут себя люди: сначала желает лишь необходимое - новое корыто, затем все больше и больше и, даже став царицей, не может остановиться. Мудрый старик видит все ту же старуху - в разных одеяниях, в разной обстановке. Ее прихоти кажутся ему безумием: «Что ты, баба, белены объелась?» Она же, возвышаясь, все меньше помнит о своем происхождении «черной крестьянки» и в самом деле мнит себя то столбовою дворянкой, то царицей, да к тому же подчеркивает сословную разницу между собой и мужем.

    Старухе довольно внешних признаков власти, она совершенно не понимает содержания дворянской или царской службы.

    Лучше прясть пряжу или ловить неводом рыбу, чем играть чужую «великую» роль, не совершая притом никакой полезной работы, - так можно определить одну из ведущих идей сказки.

    В «Сказке о золотом петушке» создан сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Именно поэтому бездумно соглашается царь выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка.

    Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место сластолюбивому восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан далеко не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь: «Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон».

    Притча о царе Дадоне позволяет понять логику рока, преследующего слабого человека, объяснить жестокие превратности судьбы поведением людей.

    Литература: ОИ № 1. Стр. 130-141.

    Лекция № 12. (2ч.): П.П.Ершов – продолжатель традиций Пушкина в жанре стихотворной сказки («Конёк-Горбунок»). Сказка-поэма «Конёк-Горбунок». Причины всенародной популярности сказки.

    Вид занятия: лекция

    Цели:

    1. Углубить знания о писателе, познакомить с произведениями, вошедшими в круг детского чтения

    2. Развивать умение выделить основную мысль произведения

    3. Воспитывать любовь к литературе, творчеству, побуждать желание защитить слабого

    Оборудование: тексты произведения, иллюстрации к сказке, портрет писателя

    План :

    1. Биография писателя

    2. Анализ произведения

    Ход урока

    Ершов Петр Павлович - известный писатель (1815 - 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором Тобольской гимназии. Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в "Современнике" Плетнева. Известность доставила Ершову сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", - сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он - Ершов "обращается как со своим крепостным мужиком". Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками.

    Сказка-поэма «Конёк-Горбунок». Сюжет, композиция и образы главных героев сказки.

    "Конек-Горбунок" - произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин доставили этой сказке широкое распространение. Сказка «Конек-Горбунок» известна всем — от мала до велика, и каждому возрасту она нравится по-своему.

    Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана-дурачка, обретшего с помощью чудесного конька счастливую судьбу. Для взрослого читателя открывается другой, более глубокий смысл сказочного повествования. Ершовская сказка вызывает размышления о народе Руси и о тех, кто вершил его судьбу. В чем же особенность сказки? Здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку. Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами - предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).

    Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе и т.п. Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум, способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

    За горами, за лесами,

    За широкими полями,

    Против неба – на земле,

    Жил старик в одном селе.

    Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:

    Братья сеяли пшеницу

    Да возили в град-столицу:

    Знать, столица та была

    Недалече от села.

    В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда:

    Чистить коней начинает,

    Умывает, убирает,

    Гривы длинные плетет,

    Разны песенки поет.

    Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

    Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

    Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы.

    Подъезжают; у ворот

    Из столбов хрустальный свод;

    Все столбы те завитые

    Хитро в змейки золотые,…

    Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

    Чудно дело! Так и быть,

    Стану царь тебе служить.

    Только чур со мной не драться

    И давай мне высыпаться,

    А не то я был таков.

    Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка.

    Иванушка-дурачок под своей глупостью прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.

    Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени. Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

    Домашнее задание

    Выучить лекционный материал, подготовить пересказ сказки «Конек-горбунок»

    Литература:

    1. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина.

    2. Детская литература. Редактор А.В. Терновский.

    Литература в школе М., 1990

    Практическое занятие

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17


    написать администратору сайта