готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
Скачать 455.96 Kb.
|
Тема: Выразительное чтение произведений В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Городок в табакерке». Литература: ОИ № 1. Стр. 151-156. Лекция № 10 (2ч): КЛАССИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. А.С. ПУШКИН. В.А. ЖУКОВСКИЙ План: Жизнь и творчество. Произведения для детей и детского чтения. Поэзия как средство нравственного и эстетического воспитания. Своеобразие произведения. Ключевые слова: переживания, воззрение, образование, служба, иммиграция, ссылка, литературное направление, сказки, сборник сказок, лирика, стихи, поэма, ода, фольклорная поэтика, варьирование, реальное и волшебное. Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, в селе Мишенском Белеевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения. Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник Н.М. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой «разговорный» язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 гг. - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 гг. и редактор) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 г. он бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», куда входил К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, лицеист А.С.Пушкин и многие другие. Литературный труд долго был для Жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола Александра II. Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать всё для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной мере и на его мать). Благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами. Придворная служба отнимала много времени. Только в 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника Е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё откладывать возвращение на родину. Перед концом своей жизни Жуковский с семьёй решил переехать в Россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить «Агасферу», «Илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось. Василий Андреевич Жуковский - «Это Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии» (Белинский) - представлял и в литературе для детей романтическое направление. В журналах и сборниках, предназначенный детям, печатать его баллады, поэмы элегии, отличавшиеся романтической настроенностью. Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев Гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «Детский собеседник». Перевод «Одиссеи» Гомера поэт предназначал для юношества. Создавая стихи для детей, Жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «Котик и козлик» и «Птичка» напоминают народные потешки и песенки. Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу. Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья - основные мотивы его сказок. Сказки Жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок Жуковского. Творчество Жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими западноевропейскими тенденциями в поэзии. В.А. Жуковским была создана - «педагогическая поэма» - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» - детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами. Детские стихотворения Жуковского впервые увидели свет в 1852 г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги. Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, Жуковский не мог в своём творчестве пройти мимо сказок. Своеобразие творческой манер Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «Сказка о царе Берендее» написана гектамером - античным размером, размером «Илиады» и «Одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев Гримм и французских сказок Перро Жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения. Популярность сказок В.А. Жуковского была в своё время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет преимущественно историко-литературный интерес. Многие из его оригинальных и переводных вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течении всей жизни, нашли отражение и в его литературной деятельности. АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ (ПОГОРЕЛЬСКИЙ) (1787-1836) Погорельский окончил Московский университет, был одним из образованнейших людей своего времени, участником Отечественной войны 1812 года, соратником и другом А.С. Пушкина. В 1820-х начале 1830-х гг. у читателей пользовались широкой популярностью такие произведения писателя, как повесть «Лафертовая маковница», роман «Монастырка», сборник рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». В 1829 г. А. Погорельский написал для детей волшебную повесть «Чёрная курица или подземные жители». Повесть Погорельского появилась тогда, когда ещё не было сказок Жуковского, Пушкина, Ершова. Она открыла в русской литературе новую область сказки - сказки о детях и для детей. «Чёрная курица или подземные жители» в корне отличалась от многочисленных детских сказок и рассказов дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи, рисовали слащавых безжизненных героев - мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть-сказка Погорельского ничем не напоминала народные детские волшебные сказки. Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал художественный приём, когда при изображении событий реально переплетается с фантастическим. В своём творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи. В повети Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения) и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т.д. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчёркивая его трудолюбие, сердечную отзывчивость, вежливость. Автор показывает в своём произведении к чему приводит детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудится, чтобы всё знать. В этом и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести. Повесть Погорельского оставила большой след в истории русской детской литературы. Она утвердила новый тип детской сказки, приблизила её к изображению детской жизни, к педагогике. На опыте Погорельского учились многие мастера русской сказки 19-20 вв. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837) А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганибала, выходца из Северной Абиссинии, наречённого в России Абрамом Петровичем. Его первыми учителями русского языка были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший весь жизненный путь вместе с Пушкиным. В 1811 г. Пушкина отдали в только открывшийся Царскосельский лицей, куда привёз его дядя Василий Львович. После окончания лицея (1817) он был зачислен коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел. В эти годы (1817-1820) были написаны ода «Вольность», стихотворения «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), поэма «Руслан и Людмила». До царя Александра I дошли вольнолюбивые стихотворения Пушкина и он был выслан в первую ссылку на юг, под началом генерала И.Н. Инзова, куда он выехал 6 мая 1820 года. В середине мая 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав. Там Пушкин заболел. В это время туда приехала семья генерала Раевского с которыми Пушкин поехал для лечения на Кавказские воды. После Кавказа Пушкин побывал в Крыму. Летом 1823 года он вернулся в Одессу, где вместо Инзова был назначен М.С. Воронцов, с которым не смог поладить Пушкин. По донесению Воронцова Пушкин был переведён в Михайловское, имение родителей. В эти годы (1820-1824) он написал поэмы «Кавказский пленник (1821) и «Цыгане» (1824). В Михайловске Пушкин написал свои лирические стихотворения «К морю», «Я помню чудное мгновенье» и другие. В 1825 году написал свою трагедию «Борис Годунов». 8 сентября 1826 года Пушкин возвратился в Петербург. 1830 год Пушкин провёл в Болдино, где написал свои произведения «Повести Белкина», в которые вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В апреле 1836 года издал первый номер журнала «Современник» к соавторству были приглашены Гоголь, Кольцов, Тютчев и др. В эти годы он написал многие знаменитые стихотворения «Я памятник себе воздвиг …» и другие, прозаическое произведение «Капитанская дочка». В эти годы началась травля поэта. Это закончилось тем, что он был вызван на дуэль Дантесом, которая состоялась 27 января 1837 года, где он был тяжело ранен. 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут по полудню Пушкин скончался. Он похоронен в святогорском монастыре в феврале 1837 г. Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме. Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения (например, «Обвал» и др.), передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое чувство, любовь к прекрасному. Глубокий след в детском чтении в истории детской литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка. Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский сказочный фольклор. Опираясь на идейно-эстетическое богатство фольклора, Пушкин творчески развил традиции народной поэзии. В сказочных поэмах Пушкина запечатлелись и народные взгляды, и обстоятельства жизни. В духе народного творчества обрисован жёсткий, ленивый и глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке». У Пушкина каждый сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В большинстве сказок мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех же сказках, где положительного героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью. В произведениях с потрясающей художественной силой воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной человеческой любви, способной совершить чудо, преодолеть смерть, торжествовать над силами зла и жестокости. Поэтике Пушкина особенно родственной оказалась выразительная динамика народно-сказочного повествования. Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки - её стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни. Так же в сказках Пушкина отразился закон троекратного повторения с небольшими вариациями основных сюжетных эпизодов. Например, трижды отправляется к морю старик-рыбак; трижды обращается к стихиям королевич Елисей; трижды посылает свои войска против врагов царь Дадон и т.п. Создавая на фольклорной основе новую литературную сказку, поэт стремился предельно приблизить её к стилю народной поэзии. Но сказки Пушкина стихотворные, а фольклорные сказки рассказываются прозой. Чтобы стихотворный стиль не создавал ощутимого отличия между его сказками и сказками народными, Пушкин использовал в них песенные и речитативные жанры устного народного творчества. Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Творчество Пушкина имело большое влияние на развитие детской литературы. Литература: Степанов Н.А. Антоний Погорельский в книге Погорельский Антоний. Двойник или мои вечера в Малоруссии. М. 1980г. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина в книге Маршака «Воспитание словом». Слонимский А.Л. «Мастерство Пушкина».. Непомнящий В.О. «О сказках Пушкина». Городецкий Б. Вступительная статья в книге «Жуковский». Муравский В. Вступительная статья в книге «Жуковский В.А. Баллады и повести». Учебник. Детская литература. Ред. А.В. Терновский. Практическое занятие (1ч.) Тема: Понятие о паузе: логические, психологические, построчные (ритмические). (Лекция). Выразительное чтение произведений В.А. Жуковского. Содержание. Паузы, отделяющие фразу от фразы или звено от звена, называются логическими паузами. Логические паузы – не случайные остановки в речи, их место строго определено строением мысли, выражаемой произносимым текстом. Поэтому их отсутствие или паузы случайные, непродуманные затрудняют понимание произносимого текста, делают высказываемую мысль неясной или искажают ее. Для определения места логической паузы нужно раньше всего разобраться в грамматико-смысловых связях, объединяющих те или иные слова текста. Слова, тесно связанные между собой грамматически и по смыслу, должны оказаться в одном речевом звене. Так, в приведенном примере надо определить, о чем мы говорим: о его книгах или о книгах друзей, выяснить, какое определение относится к дополнению книгами: его или своих друзей, т. е. установить, какое словосочетание (его книгами или книгами своих друзей) не должно быть разделено паузой. Слова, входящие в одно речевое звено, произносятся без пауз, как одно слово, но, конечно, так, чтобы не нарушалась правильность произнесения отдельных слов, составляющих звено. Грамматическая связь слов (согласование, управление и примыкание) – связь смысловая, так как в грамматике всегда отражаются общие законы мышления. Поэтому логический анализ текста начинается именно с установления грамматических (общих) связей между словами текста. Фраза передает законченную мысль. Речевые же звенья – части фразы, хотя и имеют некоторую самостоятельность, но отнюдь не являются завершенными, законченными по смыслу. Иногда их относительная самостоятельность может быть большей, иногда меньшей, но всегда следует иметь в виду, что речевые звенья – это только звенья одной цепи – фразы или предложения. Фраза имеет свой объединяющий центр – слово, к которому как бы тяготеют все остальные слова фразы, – и вести фразу к этому слову, не обрывая ее на середине. Слушая любого чтеца, легко заметить в его чтении паузы, которые непосредственно для четкой передачи мысли, казалось бы, не требуются. Это – логические паузы, обусловленные чувством, настроением или намерением чтеца. Они возникают при исполнении текста много позднее его логического разбора, когда чтец уже испытывает нужные чувства и настроения, активно осуществляет то или иное намерение, действие. Среди психологических пауз можно наметить несколько наиболее распространенных видов: 1. паузы припоминания; 2. паузы умолчания; 3. паузы напряжения. Паузы припоминания (подыскания нужного слова) придают исполнению импровизационный характер, но злоупотребление ими создает впечатление нарочитости. Паузы умолчания обычно заданы автором в виде многоточия (иногда тире), и задача чтеца – насытить их психологическим содержанием. Паузы напряжения наиболее активны и содержательны. Если исполнитель делает остановку для того, чтобы последующим текстом удивить, поразить слушателей, то ему, естественно, надо накопить необходимый запас видений и отношений – ярко представлять себе то, чем он хочет удивлять, активно, эмоционально оценивать представляемое. Психологическим паузам родственны паузы физиологические, которые диктуются не переживанием, а физическим состоянием говорящего: больной, пожилой или запыхавшийся человек иногда делает частые, нелогичные паузы, и исполнитель (опять-таки на более позднем этапе освоения текста), желая проиллюстрировать, как говорил тот или иной персонаж, может в какой-то мере имитировать его затрудненную, прерывистую речь. В тексте такие паузы обычно отмечены многоточием. О паузах ритмических (стихотворных). Ритм (закономерное повторение соизмеримых единиц, воспринимаемое нашими органами чувств, в частности на слух) свойствен и прозаической речи, но наиболее отчетливо он проявляется в стихах, где ритмической единицей является строка, отдельный стих. Для того чтобы ритм стиха не пропадал и не искажался в чтении, отдельные строки стихотворения всегда отделяются друг от друга паузами, которые называются стиховыми или построчными. Литература: ОИ № 1. Стр. 115-123. ОИ. 2. Стр.46-51. Лекция № 11. (2ч.): А.С.Пушкин как феномен русской культуры. Произведения А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения: стихотворения, отрывки из поэм. Лирика. Стихотворения «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». План: Жизнь и творчество. Произведения для детей и детского чтения. Поэзия как средство нравственного и эстетического воспитания. Своеобразие произведения Содержание лекции: АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837) А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганибала, выходца из Северной Абиссинии, наречённого в России Абрамом Петровичем. Его первыми учителями русского языка были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший весь жизненный путь вместе с Пушкиным. В 1811 г. Пушкина отдали в только открывшийся Царскосельский лицей, куда привёз его дядя Василий Львович. После окончания лицея (1817) он был зачислен коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел. В эти годы (1817-1820) были написаны ода «Вольность», стихотворения «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), поэма «Руслан и Людмила». До царя Александра I дошли вольнолюбивые стихотворения Пушкина и он был выслан в первую ссылку на юг, под началом генерала И.Н. Инзова, куда он выехал 6 мая 1820 года. В середине мая 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав. Там Пушкин заболел. В это время туда приехала семья генерала Раевского с которыми Пушкин поехал для лечения на Кавказские воды. После Кавказа Пушкин побывал в Крыму. Летом 1823 года он вернулся в Одессу, где вместо Инзова был назначен М.С. Воронцов, с которым не смог поладить Пушкин. По донесению Воронцова Пушкин был переведён в Михайловское, имение родителей. В эти годы (1820-1824) он написал поэмы «Кавказский пленник (1821) и «Цыгане» (1824). В Михайловске Пушкин написал свои лирические стихотворения «К морю», «Я помню чудное мгновенье» и другие. В 1825 году написал свою трагедию «Борис Годунов». 8 сентября 1826 года Пушкин возвратился в Петербург. 1830 год Пушкин провёл в Болдино, где написал свои произведения «Повести Белкина», в которые вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В апреле 1836 года издал первый номер журнала «Современник» к соавторству были приглашены Гоголь, Кольцов, Тютчев и др. В эти годы он написал многие знаменитые стихотворения «Я памятник себе воздвиг …» и другие, прозаическое произведение «Капитанская дочка». В эти годы началась травля поэта. Это закончилось тем, что он был вызван на дуэль Дантесом, которая состоялась 27 января 1837 года, где он был тяжело ранен. 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут по полудню Пушкин скончался. Он похоронен в святогорском монастыре в феврале 1837 г. Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме. Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения (например, «Обвал» и др.), передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое чувство, любовь к прекрасному. Глубокий след в детском чтении в истории детской литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка. Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский сказочный фольклор. Опираясь на идейно-эстетическое богатство фольклора, Пушкин творчески развил традиции народной поэзии. В сказочных поэмах Пушкина запечатлелись и народные взгляды, и обстоятельства жизни. В духе народного творчества обрисован жёсткий, ленивый и глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке». У Пушкина каждый сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В большинстве сказок мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех же сказках, где положительного героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью. В произведениях с потрясающей художественной силой воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной человеческой любви, способной совершить чудо, преодолеть смерть, торжествовать над силами зла и жестокости. Поэтике Пушкина особенно родственной оказалась выразительная динамика народно-сказочного повествования. Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки - её стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни. Так же в сказках Пушкина отразился закон троекратного повторения с небольшими вариациями основных сюжетных эпизодов. Например, трижды отправляется к морю старик-рыбак; трижды обращается к стихиям королевич Елисей; трижды посылает свои войска против врагов царь Дадон и т.п. Создавая на фольклорной основе новую литературную сказку, поэт стремился предельно приблизить её к стилю народной поэзии. Но сказки Пушкина стихотворные, а фольклорные сказки рассказываются прозой. Чтобы стихотворный стиль не создавал ощутимого отличия между его сказками и сказками народными, Пушкин использовал в них песенные и речитативные жанры устного народного творчества. Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Творчество Пушкина имело большое влияние на развитие детской литературы. Литература: Степанов Н.А. Антоний Погорельский в книге Погорельский Антоний. Двойник или мои вечера в Малоруссии. М. 1980 г. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина в книге Маршака «Воспитание словом». Слонимский А.Л. «Мастерство Пушкина». Непомнящий В.О. «О сказках Пушкина». Практическое занятие. (2ч.) |