Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие № 2. (2ч.) Тема

  • ЛЕКЦИЯ №5(2ч) : ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 15-18 ВЕКОВ. План

  • Ключевые слова

  • «Ска­зание о Мамаевом побоище»

  • готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка


    Скачать 455.96 Kb.
    НазваниеЛекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
    Дата05.11.2022
    Размер455.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаготовые лекции Детс.docx
    ТипЛекция
    #770932
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    Тема: Роль выразительного чтения в развитии речевой деятельности.

    Выразительное чтение произведений детского фольклора.

    Что же такое выразительное чтение?

    По словам К. Станиславского, выразительное чтение – это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразительность и понимание (сознательность). Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Помимо этого, немаловажную роль играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. Первоначальному знакомству с текстом К. С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления «девственно свежи», что они «семена» будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, - это большой залог для дальнейшего успеха. Потеря этого важного момента окажется безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности, столь могущественных в области интуитивного творчества. Исправить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создать правильное». Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников – очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.

    2.Выразительное чтение произведений детского фольклора.

    Литература: ОИ № 1. Стр.35-45.

    Лекция № 4. (2ч.) : Русская народная сказка. Классификация сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Принципы композиционно-образного построения сказок, особенности характеристики героев.

    План:

    1. Классификация сказок.

    2. Принципы композиционно- образного построения сказок, особенности характеристики героев.

    3. Знакомство со сборниками сказок народов мира.

    Содержание лекции

    Сказка - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил).

    Сказки возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.

    Части сказочного повествования.

    Присказка (бывает не у всех сказок, но встречается)

    Зачин (начало)

    Повторы (основная часть)

    Концовка

    Урок сказки (чему учит «Сказка ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок»).

    Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа.

    По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

    1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

    В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

    2. Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье.

    В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

    3. Бытовая (сатирическая). Наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

    Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат “витамин смеха", помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

    Русские народные сказки явились основой знаменитых «авторских», «литературных» сказок Пушкина, Жуковского, Ершова и других писателей XIX века. Ушинский включал сказки в свои книги «Детский мир», «Родное слово», полагая, что никто не может состязаться с педагогическим гением народа. Очень высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения Лев Толстой. Прекрасные сборники литературных сказок, созданных на основе или под влиянием устного народного творчества, выпускаются в наше время самыми разными издательствами.

    Домашнее задание

    Выучить лекционный материал

    Вопросы для самоконтроля по теме:

    - Что называется сказкой?

    - Как делятся русские народные сказки?

    - Каковы особенности каждого типа сказок?

    - В чём воспитательное значение сказок?

    Литература:

    1. Лазутин С.Г. «Метафора в загадках», М., 1981 г.

    2. Митрофанова В.В. «Русские народные загадки», Л., 1978г.

    3. «Русский фольклор», М., «Художественная литература», 1985 г.

    «Детская литература»

    Практическое занятие № 2. (2ч.)

    Тема: Техника речи. Дыхание и его типы. (Лекция. 1 ч.)

    Упражнения по выработке правильного дыхания при выразительном чтении малых жанров русского детского фольклора. (1ч.)

    1.Техника речи. Дыхание и его типы. (1ч.)

    Большое внимание в начальной школе, наравне с совершенствованием техники чтения, уделяется обучению выразительному чтению. Над выразительным чтением учащихся работа проводится как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, природоведения, внеклассного чтения, а также во время проведения внеклассных мероприятий. При подготовке к праздникам, утренникам, классным часам дети заучивают стихи, инсценировки, при которых необходимо эмоциональное выражение чувств, выступление должно быть ярким, красочным. А чтобы добиться этого, необходимо, чтобы речь учащихся была громкой, чёткой, выразительной.

    В 1 классе рекомендуется проводить игры типа «Звери», «Комарики», где дети голосом подражают рычанию зверей, звону комариков. В игре « Слово на ладошке» дети подражают шуму ветра, шелесту листьев, и т. д. При чтении сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» дети передают разговор зверей и птиц, а также песенки колобка, медведя и т. д.

    Работа над дикцией, чётким произношением слов и фраз проводится на основе скороговорок. «В скороговорках – пишет В. Шахиджанян, - необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить трудные слова по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений, осечек и оговорок . Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух. Сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помните о чёткости произношения.»

    С целью формирования навыков выразительного чтения можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать слово?». Даётся задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Используется памятка:

    1. Представь себе то, что читаешь. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.

    2. Читай чётко слова и окончания.

    3. Выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.

    В 3-4 классах открывается « Читальный зал». У учащихся в портфеле всегда имеются книги, которые они читают во внеурочное время. Дети должны подготовить выразительное, эмоциональное чтение интересного отрывка. Выразительное чтение оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Эмоциональному восприятию,

    раскрытию детской души способствуют музыкальные произведения, музыка П. И. Чайковского, Л. В. Бетховена, Д. Шостаковича и др., а также живое слово актёра

    (грамзапись). Уже в 1 классе полезно проводить «Минуты поэзии», где дети слушают и сами читают стихи А. Пушкина, Тютчева, Блока и других русских поэтов. Эти « Минуты поэзии» необходимо проводить на максимально высоком эмоциональном уровне. Здесь нужен и предварительный настрой детей, и применение фрагментов музыкальных произведений, созвучных теме.

    Большую роль в формировании выразительного чтения играют литературные игры типа « По страницам любимых книг», «По дорогам сказок», «Книжкины именины», «Посвящение в читатели». Дети знакомятся с детскими писателями, с героями произведений, инсценируют отрывки, что предполагает выразить характеры героев, выбрать нужную интонацию, темп, тембр голоса, логическое ударение, паузы.

    Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Вот некоторые задания:

    1) Передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль.

    2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию, интонацию радости, страха, вырази удивление, огорчение.

    3) Прочитай предложение с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

    Вопросу развития выразительного чтения придаётся огромное значение, так как выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному, нравственному, эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей.

    2.Упражнения по выработке правильного дыхания при выразительном чтении малых жанров русского детского фольклора. (1ч.)

    Литература: ОИ № 2. Стр.16-27.

    ЛЕКЦИЯ №5(2ч) : ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 15-18 ВЕКОВ.

    План:

    1. Возникновение детской литературы.

    2. Появление первых книг.

    3. Детская литература XVII века.

    4. Общий характер детской литературы.

    5. Рукописные детские книги.

    6. Появление первых печатных книг для детей.

    Ключевые слова: рукописная книга, грамматика, книгопечатание, славянская культура, кнингоиздание, букварь, история детской литературы, средневековые верши.

    Развитие русской детской литературы в XVII веке происходило на фоне больших перемен. Московская Русь объеди­нялась и отодвигала границы в Сибирь и южные степи. Реформы патриарха Никона раскололи церковь и верующих. Усилилось вли­яние иностранцев на столичное общество. Набирала силу светская культура.Литературный процесс шел в направлении от учебно-просве­тительной литературы к сочинениям художественным и научно-познавательным. Учебная книга давала ребенку готовую информа­цию, которую оставалось только заучить. Такая книга была ориен­тирована на одностороннее мышление читателя, приучала его к чужому монологу. Параллельно ей развивается литература, строя­щая с ребенком диалог, отражающая его детское «я», отвечаю­щая на его «почему?».

    Книги для обучения чтению и письму предназначались млад­шему возрасту. Они были двух типов: азбуки-книги для чтения, писавшиеся полууставом и переплетенные, и азбуки-прописи, писавшиеся скорописью на листах, склеенных в свиток. Азбуки-книги нужны были на первом этапе обучения, азбуки-прописи — на втором, когда ученик уже умел читать и писать полууставом1.

    Всего в XVII веке было напечатано более 300 тысяч азбук и букварей (первый букварь вышел в Москве в 1657 году).Среди полусотни книг для детей, сохранившихся с тех вре­мен, встречаются и такие, которые не связаны с учебными зада­чами, а предназначены, скорее, для развлечения и поучения. Их читали дети среднего возраста, овладевшие грамотой.

     Устав — четкое начертание каждой буквы кириллицы; этим каллиграфи­ческим шрифтом написаны все книги, созданные до XIV века. В XIV веке, когда количество рукописных книг значительно возрастает, был разрешен полуустав — упрощенный рукописный шрифт. Затем входит в употребление скоропись — еще более упрощенное начертание букв и возможность пропуска гласных, которые читатель мысленно вставлял сам. Этим объясняется нередкое скопление соглас­ных в книге, написанных скорописью. Петр Первый своим указом ввел для свет­ских книг латинизированный шрифт «эльзевир» (по фамилии нидерландских издателей XVI — XVII вв.), заменивший кириллицу. Это наш современный алфавит.В 30—40-х годах XVII века зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом был Савватий — справшик московского Печатно­го двора (на эту должность, сходную с профессией ответственного редактора, назначались очень образованные и уважаемые люди) и учитель детей знатных москвичей. Его служба началась с участия в подготовке печатной азбуки, вышедшей в 1634 году и названной учеными азбукой В.Ф. Бурцова — по имени управляющего Печат­ным двором. В ней Савватий и поместил свои стихи (вирши). Они представляют собой обращение взрослого к ребенку с наставлени­ями в хорошей учебе, трудолюбии и послушании. Основная мысль виршей Савватия — о пользе и радости книжного учения, о вреде «лености и нерадении всякому бываемому во учении».

    Начинает свое становление проза для детей. Перерабатываются и сокращаются (адаптируются) русские воинские повести: «Ска­зание о Мамаевом побоище» (о Куликовской битве), «Повесть об осадном сидении донских казаков», семейно-бытовая «Повесть о Петре и Февронии». Появляются и зачатки жанра рассказа. В одном из рассказов повествуется о том, как сын-преступник по дороге на казнь откусил ухо своей матери, объяснив злой поступок тем, что мать — виновница его гибели, поскольку не наказала его за первую кражу.

    Развивается и собственно историческая литература для начи­нающих читателей: часто встречаются статьи-переработки с исто­рическими сведениями — из начала «Повести временных лет», а также книга «Синопсис» — краткое обозрение русской истории.Предисловия к книгам, жанры «слова», «послания» были за­чатками публицистики, обращенной к детям.

    Интересовавшиеся вопросами мироздания дети и взрослые чи­тали переводные космографии с описаниями стран и народов. В качестве образца приведем похвальное описание Московской Руси в компилятивной космографии 1670 г.:Московское государство долготою и широтою великим пространством расширится: от полунощные страны — море мерзлое, от востока — тата-ре, от полудне — Турское да Польское государства, от запада — Ливон­ское да Шведское государства, со всех сторон с великими государствы граничит... В Московском государстве... поля хлебородные, всяким зем-леплодием от Бога обдарены, пшеница, рожь, ячмень, проса, овес, гречихи и всяких семен, яже суть на потребу человеком, всего родится преизобильное множество; не токмо тем сами довольствуют, но и в иные государства с Руси хлеб идет... Леса великие страшные, а в них зверей всяких разных несказаемое множество; звериных и птичьих ловцов нигде смышленнее и мастероватее нет, как московские люди. Соколов, крече­тов, ястребов и всяких ловчих птиц множество, скота и птиц домашних и диких на пищу человеком неудобь сказаемое множество; во всяких довольствах и прохладстве то Московское государство преизобилует.

    Курс естествознания можно было получить, читая переводные шестодневы — произведения, комментирующие ветхозаветный рас­сказ о сотворении мира за шесть дней. Природа в шестодневе — «училище боговедения». Данные современной науки — о шарооб­разной форме Земли, движении звезд и планет, об атмосферных явлениях, о строении колосьев, виноградной лозы или лилии, клас­сификация пород рыб и пресмыкающихся и т.д. — приводятся как доказательство величия Творца мира, «Чудотворца и Художника».Шестодневы и космографии послужили образцами для созда­телей художественно-познавательной литературы для детей.

    Секуляризация жизни привела к появлению в русской литера­туре светских жанров, быстро ставших достоянием юных читателей. Например, переводятся и перерабатываются басни Эзопа, притчи и басни из древнеиндийской «Панчатантры» («Пятикнижия»), они составили сборник «Стефанит и Ихнилат». Проблемы Добра и Зла, Рассудка и Безрассудства и т. п. решаются шире, чем было принято в канонах церковной литературы. На рубеже XVII—XVIII вв. басни уже утвердились как часть «школьной» литературы. Особую попу­лярность завоевывают романы и повести. Множатся списки «Алек­сандрии», «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царь Алексей Михай­лович (1629—1676) собирает «потешные» книги, далекие от пря­мого нравоучительного смысла. Однако он же своим указом запре­щает выступления скоморохов (след их языческой смеховой куль­туры сохранился в детском фольклоре и народном театре).Из «потешных» книг в фольклорные сказки и лубки (а впо­следствии в произведения А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, А. М. Ре­мизова) путешествуют обрусевшие персонажи итальянского кур­туазного рыцарского романа о Бове Д'Антоне: король Дадон и король Гвидон, коварная королевна Милитриса, сын ее Бова-ко-ролевич, воины Лукопер и Полкан (полупес-получеловек). Осо­бой любовью пользуется Еруслан Лазаревич — сказочный персо­наж персидского или монгольского происхождения.Надо ли доказывать право детей на наследование этих сюжетов и персонажей? В XIX веке сказки о Бове, Еруслане Лазаревиче, а так­же о Петре Златые Ключи, Ерше Ершовиче, Фоме и Ереме оконча­тельно начали восприниматься как утеха детей и простого народа.

    В XVII веке на Руси появился первый художественный стиль — московское барокко (он угаснет во второй половине XVIII века). Черты этого стиля — внимание к проблемам взаимоотношений Бога и человека, сильные эмоции, фантастика, преувеличенная декоративность и контрастность изображения. Идеи русского ба­рокко связаны с представлением о мире как книге и книге как модели мира (прежде книга связывалась с представлением о со­боре, месте богослужения).Московское барокко в детской литературе связано с именем крупнейшего писателя, богослова, просветителя и педагога —
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта