готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
Скачать 455.96 Kb.
|
Тема: Выразительное чтение стихотворной сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Вид занятия: практическое занятие Цели: 1. Углубить знания о Ершове, критической оценке стихотворной сказки 2. Развивать навыки анализа художественного текста 3. Воспитывать любовь к природе, желание не мириться с несправедливостью Оборудование: тексты произведений, запись образцового чтения, иллюстрации к произведениям\ Домашнее задание Подготовить выразительное чтение Литература : ОИ № 1. Стр. 141-145. 176-180. Лекция № 12 (2ч): ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА План: Развитие детской литературы первой половины XIX века. Писатели и поэты первой половины XIX века. Значение произведений поэтов и писателей на детей. Развитие детской литературы 1850- 1860. Поэты-шестидесятники. Произведение поэтов и писателей детям. Периодическая литература. Ключевые слова: жанр сказки, авторский вымысел, литературные произведения, сборники сказок, мировоззрение, поэты-шестидесятники, поэты из народа, реализм, социальная романтика, проза, лирика, переодика, журналы, газеты. В первой половине XIX века для детей писали ещё очень немногие писатели и поэты, прославленные мастера художественного слова Жуковский, Погорельский, Одоевский и др. Обращаясь к народно - поэтическому творчеству, они чуждались его вольнолюбивых и протестанских мотивов. Но созданные ими сказки для детей сыграли большую роль в истории детской литературы и продолжают оказывать эмоциональное воздействие на детей в наше время. В этих сказках воплотились идеи гуманизма и трудолюбия, любовь к научным знаниям. В них в качестве сказочных героев действовали дети с присущими их психологии переживаниями («Чёрная курица» Погорельского). Возникали различные жанровые разновидности литературной сказки: сказки стихотворные и прозаические, сказка, основанная на фольклорных мотивах и авторском вымысле, сказка характерная по художественной структуре для общей литературы и собственно детская сказка. Появление сказочных поэм Пушкина и сказочной повести Ершова подняло русскую литературу на небывалую высоту, её дальнейшее развитие, определив её дальнейшее развитие.В первой половине XIX веке важное воспитательное значение имели и лучшие научно-популярные книги и журналы, издаваемые для детей. Уже в первой половине XIX века дети читали в специально издававшихся для них хрестоматиях, журналах басни Крылова, баллады Жуковского, лирические стихи, поэмы и сказки Пушкина, Лермонтова и Ершова, песни Кольцова, Гоголя, Тургенева, а из иностранных писателей Вальтера Скотта, Фенимора Купера. Многие произведения этих художников волновали читателей картинами исторического прошлого своей страны и картинами родной природы, возбуждали жажду борьбы за обновление жизни. Войдя в круг детского чтения произведения русских и зарубежных классиков способствовали постепенному преобразованию детской литературы. В ней утверждались принципы критического реализма, которые легли в основу лучших книг для детей во второй половине XIX века. Почти одновременно с поэтическими произведениями Пушкина в детское чтение вошли некоторые стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова: «Бородино», «Воздушный корабль», «Три пальмы» и др. Из художественной прозы русских писателей первой половины XIX века в детское чтение вошли прежде всего произведения об исторических судьбах народа - «Юрий Милославский» М. Загосина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. Гоголя. Так в детской литературе утверждался жанр исторической повести и романа. В конце 1840-х годов появляются антикрепостнические рассказы И. Тургенева, которые составили в дальнейшем (1852 г.) два тома «Записок охотника». В детской среде широкое распространение получили не только рассказы Тургенева «Бежин луг» и «Муму», но и многие другие его произведения из «Записок охотника». В 1850-1860-х гг., когда ещё было мало научно-естествоведческих книг для детей, эти произведения привлекались педагогами и как средство идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения, а порой в качестве книг о природе, потому что национальный пейзаж запечатлелся в них с поразительной художественной силой и рельефностью. Огромную роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов молодых писателей сыграли поэты-шестидесятники. Одним из них был Михаил Илларионович Михайлов (1829-1865 гг.). За написанную вместе с Н.В. Шелгуновым прокламацию «К молодому поколению» он был сослан на каторгу в Сибирь. Михайлов печатал свои оригинальные и переводные стихи для детей в прогрессивном журнале «Подснежник» и в приложениях к нему. Впервые после Жуковского усилиями Михайлова детская литература значительно обогатилась произведениями многих зарубежных писателей - Бернса, Беранже, Уланда, Гартмана, Саади и др. Как в оригинальных произведениях, в переводах Михайлова привлекали темы свободолюбия, чести, долга перед отчизной, человеческих радостей и страданий.Идеи революционных демократов ярко воплотились и в творчестве АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ПЛЕЩЕЕВА (1825-1893). Перенеся десятилетнюю ссылку рядовым солдатом в Сибири и на Урале за участие в кружке Петрашевского, Плещеев возвращается к литературной деятельности, печатает свои стихотворения в самых передовых журналах того времени - в «Современнике», а затем в «Отечественных записках». После 1860-х годов Плещеев в своём творчестве всё чаще обращается к теме детства, жизни детей в семье. Но даже в его стихах о беспечном детстве зачастую звучит мучительный вопрос: «Ужель и вам не видеть лучшей доли? И вам идти путём бесплотных грёз?». Поэт видел в детях «будущих строителей русской жизни», стремился «научить их любить добро, родину, помнить свой долг перед народ». Теплотой, семейным уютом, дружбой, любовью исполнены его стихи «Из жизни», «Завтра», «На берегу» и др.Передовая педагогическая критика высоко ценила сборники стихов Плещеева. Отдельные произведения поэта печатались в детских журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Игрушечка». Плещеев сам составил сборник «Подснежник», куда вошли его лучшие произведения - стихотворения для детей и юношества. ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) и АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (Шеншин) (1820-1892) крупные поэты XIX века. Начиная с 60-х годов многие произведения, которые они писали для взрослых, вошли в детские сборники и в хрестоматии. Оба поэта создали превосходные произведения, воспевающие родную природу. В 60-70-е годы для детей школьного возраста стали появляться стихи АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО (1817-1875 г.ж.) - поэта, автора исторического романа «Князь Серебряный») , исторической драмы «Царь Фёдор Ионович». Большинство его стихов печатались для детей в сокращении. В конце XIX века в журналах и сборниках для детей стали появляться стихи поэтов из народа - ИВАНА ЗАХАРОВИЧА СУРИКОВА (1841-1880) и СПИРИДОНА ДМИТРИЕВИЧА ДРОЖЖИНА (1848-1930). Крестьяне по происхождению, Суриков и Дрожжин в своей поэзии изображали разнообразные стороны жизни русской деревни. Тот факт, что во второй половине XIX века возникло много стихотворений для детей и о детях, имеет глубокое социально-философское основание. Никитин и многие другие поэты усматривали в нравственной чистоте и доброте детей «возможность подлинно человеческих, гуманных отношений между людьми» в будущем. Поэты этой эпохи вносят в разработку «детской» темы «наиболее дорогие, заветные свои верования, чувства, надежды». Ещё ярче и определённей разрабатывается детская тема в многочисленных произведениях художественной прозы. Так, для Л.Н. Толстого детская душа - это «живой источник морали, любви, человечности», к которым приходят люди лишь трудным путём «нравственного самоусовершенствования». В творчестве Короленко детство равнозначно «социальной романтике и юному стремлению к справедливости», активному отрицанию этики мещанского общества. У Гаршина тема детского сознания возникает как антитеза порочному и бесчеловечному строю современной жизни. В рассказах Чехова «ни одно из самых элементарных представлений официального внешнего мира не имеет смысла» в мире детей, полностью отвергается им. Особенность русской литературы второй половины XIX века: детская книга нередко издаётся в качестве народной, а народная книга - в качестве детской. Рассказы и повести для детей русских писателей второй половины XIX века поражают богатством и разнообразием жизненного и идейного содержания, художественными образами, сюжетно-композиционными решениями, остротой социальной проблематики. В развитии детской литературы наряду с К. Ушинским, Л.Н. Толстым, Д. Маминым-Сибиряком, В. Гаршином, А. Чеховым большую роль сыграли в то время и А.А. Гончаров, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, К.М. Станюкович, писатели-народники П.В. Засодимский, А.Н. Анненская. Исключительное значение для просвещения и воспитания подрастающего поколения имели журналы для детей. По содержанию многие журналы отвечали запросам юных читателей. Во второй половине XIX века журналов издавалось в три раза больше, чем в первой. В дальнейшем количество журналов ещё более возросло. Во второй половине XIX века издавались следующие журналы: «Подснежник» (1858-1862) - орг. и изд. В.Н. Майков. «Журнал для детей» (1851-1865) - ред. М.Б. Чистяков. «Рассвет», «Дело и отдых», «Натуралист», «Библиотека для детского чтения» - 1860-1862 гг. «Семейные вечера» (1864-1890) - ред. М. Ростовский. «Детское чтение», «Родник», «Всходы» - 1869-1900 гг «Всходы», «Задушевное слово», «Природа», «Натуралист», «Отдых», «Час досуга», «Игрушечка», «Малютка» и другие. Во второй половине XIX века детская литература обогатилась разнообразной и значительной тематикой, глубоким идейным содержанием. Передовая детская литература и детское чтение становятся в это время действеннейшим средством воспитания высоких нравственных и гражданских качеств поколения, вступающего в XX век. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ (3.10.1809-29.10.1842) Кольцов родился в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова, прасола-скупщика и торговца скотом, слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя училище приходское. Проучился он в нём 1 год и 4 месяца: из второго класса отец взял Кольцова в помощники. Однако страсть к чтению проснулась в мальчике. Кольцов познакомился с поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.Ф. Богдановича, а затем А.Ф. Мерзлякова, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина. Юношеские опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», «Земное счастье») литературны, вторичны, написаны в подражание популярной сентиментально-романтической поэзии. Однако проблески самобытного дарования ощутимы в «Путнике» и «Ночлеге чумаков». В 1827 г., «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжёлую сердечную драму. Неутешное горе своё Кольцов выплакал в стихах «Первая любовь» (1830 г.), «Измена суженой», «Последняя борьба» (оба в 1838 г.) и особенно в проникновенной «Разлуке» (1840 г.), положенной на музыку А. Гурилёвым и ставшей популярным романсом. В 1831 г. Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н.В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование. По рекомендации Станкевича в «Литературной газете» (1831-№34) была опубликована одна из первых русских песен «Кольцо», а в 1835 г. - на собранные по подписке среди московских друзей деньги - Станкевич издаёт первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», принёсший поэту славу в среде столичных литераторов. Знакомство со Станкевичем открыло Кольцову доступ в московские и петербургские салоны. В 1831 году он приезжает в Москву по торговым делам отца и сходится с членами философского кружка Станкевича, студентами Московского университета, в т.ч. с В.Г. Белинским. В 1836 г. через Белинского Кольцов знакомится с московскими литераторами. Особое впечатление на Кольцова производит знакомство с Пушкиным и беседы с ним на литературные темы. Потрясённый безвременной кончиной поэта, Кольцов пишет думу «Лес». Широта и масштабность природных образов в поэзии Кольцова слита с человеческой удалью и богатырством. Белинский считал, что «русские» звуки поэзии Кольцова должны породить много новых мотивов национальной «русской музыки». Так оно и случилось: русскими песнями и романсами Кольцова вдохновлялись А.С. Даргомыжский и Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и М.А. Балакирёв. Современники видели в поэзии Кольцова что-то пророческое. АППОЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ (23.5.1821-8.3.1897) А.Н. Майков родился в семье известного живописца, позднее академика императорской Академии Художеств, - Николая Апполоновича Майкова (1796-1873). Детство поэта прошло в Москве и в подмосковном имении, но дальнейшая его судьба связана с Петербургом, куда семья переселилась в 1834 году. Первоначальное образование Майков и его брат Валериан, в будущем видный литературный критик, получили дома, в основном под руководством друга их отца литератора - В.А. Солоницина. Историю словесности братьям преподавал тогда ещё мало кому известный писатель И.А. Гончаров, вспоминавший позднее, что дом Майковых «кипел жизнью, людьми», приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли и науки, искусств. В 1837 г. поэт поступил на юридический факультет Петербургского университета, но литературных занятий не оставлял: не раскрывая своего авторства, напечатал несколько стихотворений («Одесский альманах» за 1840 год, «Библиотека чтения», «Отечественные записки» за 1841 год). В начале 1842 г. вышел в свет первый поэтический сборник Майкова. Закончив университет первым кандидатом (1841), он определился на службу в министерство финансов. Поэма «Два мира», за которую Майкову была присуждена Пушкинская премия Академии наук (1882), вызвала в литературных кругах и восторженные, и пренебрежительные отзывы. Однако по мере появления в печати различных редакций этого многолетнего труда Майков вырос в глазах современников в крупнейшего русского художника - «объективного», тяготеющего к эпической масштабности поэта, творчество которого «всегда будет звучать в потомстве как могучий, стройный и весьма сложный заключительный аккорд пушкинского периода русской поэзии». Печатал свои стихи для детей в журнале «Подснежник». Так первый номер журнала открывался стихотворением «Летний дождик»? Золото, золото падает с неба! Дети кричат и бегут за дождём… В этом же номере был напечатано и стихотворение «Сенокос». В дальнейшем поэт пишет для детей стихотворения о весне, осени, «Колыбельную песню», быстро ставшие хрестоматийными. Его стихи отвечали естественному детскому восприятию явлений природы. Поэтическое очарование лучших стихотворений Майкова живо и сегодня. ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ (Шеншин) (23.11.1820-21.11.1892) А.А. Фет родился в селе Новосёлки, Орловской губернии - поэт, прозаик, публицист, переводчик. Фет получил хорошее образование. С 1835 г. по 1837 г. он учился в немецком пансионе Крюммера в г. Верро. Увлечение филологией приводит Фета на словесное отделение философского факультета Московского университета, который он окончил в 1844 г. В университетские годы Фет изучает историю мировой литературы, штудирует трактаты Шеленга и Гегеля и продолжает писать стихи. В 1840 г. выходит его первая книга «Лирический пантеон», а в 1842 г. стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Развитие одной темы - главное организующее начало фетовских циклов, прежде всего таких, как «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море». Пантеистические пейзажи Фета за счёт циклизации сливаются вместе, образуя единый символический пейзаж, который выражает уже состояние человеческой души. Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. В переводах Фет стремился к точности и максимальному приближению к содержанию текста. Причём он переводил только тех авторов, творчество которых ему было близко. Многие стихотворения Фет специально посвятил детям. Воспоминания о светлых, счастливых днях детства сливаются в этих произведениях Фета с картинками родной природы. Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка …» передаёт восторг ребёнка при виде выпавшего снега. В стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря, мальчик дремлет на ковре…» уютная семейная обстановка, тишина, покой противопоставлены поэтом метели за окном: На дворе играет буря, Ветер свищет во дворе. Лирические настроения стихов Фета и Тютчева близки детям непосредственностью, чистотой, ясностью. ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) Тютчев родился в усадьбе Овстуг, Брянского уезда, Орловской губернии 15 июля. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Родился в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провёл в Овстуге, Москве и подмосковном имении Троицком. Получил хорошее образование (домашнее), которым с 1813 г. руководил С.Е. Ранч, поэт-переводчик, знаток классической ревности и итальянской литературы. Осенью 1819 г. поэт поступает на словесное отделение Московского университета, слушает лекции профессора А.Ф. Мерзлякова по теории словесности и истории русской литературы. Окончив в конце 1821г. университет кандидатом, Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и вскоре получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Наварии. В июле 1822 г. поэт отправляется в Мюнхен, где проводит 22 года жизни. Как поэт Тютчев, сложился к концу 20-х гг. Ещё ранее его стихи начинают появляться в печати - главным образом в издаваемых альманахе «Северная игра» (1827) и в журнале «Галатея», однако ни читатели, ни критики не обратили на них внимания. Значительным событием в литературной жизни Тютчева стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Тютчева. Осенью 1844 г. Тютчев вернулся на родину. В Петербурге поэт сразу же завоёвывает репутацию блестящего собеседника, любимца салонов, тонкого острослова. С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительной и психологической конкретностью, а стихотворения «денисьевского цикла» образуют даже своеобразный лирический сюжет - историю «борьбы неравной двух сердец». Опыт русского реализма не прошёл для Тютчева бесследно. Но все эти изменения не затронули глубинных основ его романтического мировоззрения. Лирические настроения стихов Тютчева близки детям своей непосредственностью, чистотой и ясностью: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. («Весенняя гроза») Такие стихи воспитывают в маленьких читателях эстетическое чувство, любовь к родной природе. Литература: Детская литература. 1800-1825 г. Детская литература. 1825-1860 г. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина. Детская литература. Редактор А.В. Терновский. Литература в школе М., 1990. Лекция № 13 (2ч) : Стихи Н.А. Некрасова, вошедшие в круг детского чтения. Произведения для детей. Идейно- воспитательное значение поэзии Некрасова. Вид занятия: лекция Цели: 1. Дать понятие о стихотворениях Некрасова, вошедших в круг детского чтения 2. Развивать навыки выразительного чтения произведений 3. Воспитывать чувство сострадания к людям, солидарности Оборудование: тексты произведения, иллюстрации, портрет писателя План : 1. Лиризм, простота, напевность стиха. 2. Социальные мотивы в поэзии для детей 3. Идейно-художественное своеобразие детской поэзии Некрасова, вклад автора в развитие поэзии для детей. Ход урока Словарь: (бил) дупелей – болотная птица; половодье – весенний разлив при таянии снега; ( зацепить) багром –шест с металлическим крюком; рачительный хозяин - бережливый, старательный; вехи – шест на поплавке для указания пути; иносказательный – заключающий скрытый смысл; рекрутчина – в старой России. Содержание лекции. Николай Алексеевич Некрасов. Родился 10 декабря в местечке Немирово на Украине. Детство поэта прошло в имении отца в селе Грешнево (теперь село Некрасово) около г. Ярославля. В 1837 г., окончив ярославскую гимназию, поступил в Петербургский университет вольным слушателем. Первая публикация стихотворения «Мысль» относится к 1838 г. В произведениях Н. А. Некрасова ярко выделяются темы, связанные с бытом и жизнью русского народа, крестьянства. Стихотворения, написанные для детей, чаще всего обращены к крестьянским детям. Современным школьникам хорошо известны такие произведения, как «Зелёный Шум» (1863), «Железная дорога» (1864), «Дядюшка Яков» (1867), «Пчёлы» (1867), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазай и зайцы» (1870),«Соловьи» (1870), «Накануне Светлого праздника» (1873), поэма «Крестьянские дети» (1861) и др. В 1881 г. сестра поэта опубликовала сборник стихотворений «Русским детям». Известны стихотворения Некрасова, которые ещё при жизни поэта стали народными песнями, например «Коробушка» (отрывок из поэмы «Коробейники», 1861). Русские композиторы сочиняли музыку к текстам его стихотворений. Творчество Н. А. Некрасова (1821 —1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России,— крестьянским детям. Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык. В 1870г. появилось популярное и в наши дни стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»(1870). Оно, прочно вошедших в детское чтение,— «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В нем поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай. Стихотворение написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике,— старом Мазае. В произведении 2 рассказчика: первый – герой - повествователь, который рассказывает детям о своем знакомом охотнике - Мазае и сам старый дедушка Мазай. Он «любит до страсти свой низменный край». Как всякий охотничий рассказ, эта поэтическая история изобилует подробностями почти невероятного, но тем не менее правдивого случая. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории. Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от подступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром — в лодку бы все они не поместились.В рассказе Мазая добрый юмор, подлинная любовь ко всему живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций. Это речь реального, живого человека-гуманиста, рачительного хозяина и доброго охотника, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам. Выпустив зайцев, Мазай «ухнул» им вслед: — Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой Не попадайся! Прицелюсь — бух! И ляжешь... Ууу-х! В поэме «Крестьянские дети» (1861) Некрасов рассказывает о прелестях и трудностях жизни крестьянских детей. Наглядно это видно в одном из лучших эпизодов поэмы-встречи рассказчика с шестилетним Власом, помогающим своему отцу. («Однажды, в студеную зимнюю пору...») поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончалось детство,— уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины. Так и видишь этого шестилетнего мальчика. Он понимает, что он полезный работник в семье. Оттого он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Нужно торопиться, работа не ждёт. На все расспросы он отвечает грубовато и коротко. И всё же поэт любуется им и говорит о нём с доброй улыбкой. Очень уж мил и забавен этот «мужичок с ноготок», считающий себя взрослым крестьянином: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я... » Но стихотворение наводит и на печальные мысли: нелегко, значит, жилось тогда крестьянам, если даже их малые дети должны были работать вместе со взрослыми! Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика. Другой сказал бы о мальчике, что тот шагает, или идёт, или бредёт, но Некрасов говорит о нём: «шествует». Так говорили обычно о каком-нибудь почтенном старике. О детях никто никогда не говорил, что они шествуют. И одним этим словом Некрасов даёт нам понять, как уважает себя «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое нужное и трудное дело. Дальше говорится, что мальчик вёл свою лошадь «в спокойствии чинном». Значит, он не суетился, не егозил, не подпрыгивал, как обычно поступают мальчишки, а во всём подражал бородатым, степенным крестьянам, делавшим своё дело неторопливо, уверенно, без лишних движений. Чтобы показать, что этот «малюточка» подражает не только походке и речи трудового крестьянина, но даже его обращению с животными, Не-красов пишет, что «мужичок с ноготок» басом крикнул своей смиренной савраске: «Ну, мёртвая!» - как кричали деды и отцы «мужичка» замедлившим шаг лошадям. К этому-то ребёнку, чувствующему себя важным работником, подходит незнакомый прохожий и называет его с ласковой усмешкой: «парнище». Усмешка эта кажется мальчику очень обидной, так как она подчёркивает, что на самом- то деле он мал и годами и ростом. Поэтому он сердито отвечает обидчику: «Ступай себе мимо». Но! прохожий желает во что бы то ни стало завязать! разговор и задаёт мальчугану вопрос: «Откуда дровишки?» Тот хорошо понимает, что вопрос задан зря, кому же не известно, что дрова добывают в лесу. В своём ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчёмным. Он говорит: «Из лесу, вестимо». И в этом слове вестимо чувствуется упрёк собеседнику: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно? Вот как много значит у великих поэтов каждое, даже незаметное, слово! С добрым, но горьким юмором нарисован образ этого «мужичка с ноготок»; поэт говорит далее о своей горячей любви к русской земле, ее народу-труженику и о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей — детство. Детям постарше предназначено стихотворение Некрасова «Генерал Топтыгин» (1867). В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке, за генерала, но анекдотичность бытового случая перерастает в социальное обличение. Медведь, сидящий в санях, рычит, не разговаривает с простыми людьми, имеет красивую шубу - значит смотритель и другие решают, что перед ними - генерал. Бешено летящая тройка с ревущим зверем в санях наводит на встречных страх, словно и вправду едет не медведь, а генерал. Народная разговорная речь («морозец знатный», «обратный» ямщик, «экая поруха!» и пр.) придает стихотворению выразительность живого рассказа. В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах, спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья — странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. Стихотворная притча обретала обобщенный характер рассказа о благородной памяти народной: люди запомнили доброе дело прохожего. Откровенно иносказательный характер носило стихотворение «Соловьи» (1870). Издавна крестьяне положили меж собой не ловить соловьев в своей роще. Птицам здесь вольно: никто не ставил ни силков, ни сетей. Зато и гремит весь лес, каждую весну, радует каждого. Когда старший сын спросил у матери, есть ли такие рощи и для людей, мать ответила: «Нет, мест таких... без податей И без рекрутчины нет, дети. А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки...» Поэт внес в стихи горькие мысли о бесправии народа, его мечту об избавлении от гнета, податей и рекрутчины. В стихотворении «Железная дорога» (1864) поэт поведал горькую правду о строителях первой русской железной дороги, их тяжком подневольном труде. Но стихотворение одно-временно — и дань глубокого уважения Некрасова к созидательной силе труда, в котором так талантлив русский народ, и — пророческая уверенность в светлом будущем народа, когда он «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Стихотворение «Накануне светлого праздника»(1873) привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов, портного, красильщиков, пильщиков, идущих в родные деревни со светлой надеждой на отдых в пасхальный праздник. Но в стихотворении — не только доброе пожелание поэта трудовому народу. Есть в нем и другая, еще более важная мысль. Перед Некрасовым предстала картина субботнего, в канун праздника, шествия народа ко всенощной. Эта картина мила поэту не тем, что народ шел на богомолье, а тем, что он действовал как единая сила — шли и шли люди в сумерках с пучками горящей соломы по всем тропкам. Некрасова восхитила представшая воочию сила народной массы, пришедшей в единение. Она волновала поэта. В стихотворении «Школьник» поэт рассказал о встреченном в пути мальчике: он бос, на нем рваная рубаха, но в котомке у него книжка. За эту тягу к свету, к знанию поэт глубоко любит родную Русь. В стихотворении «Плач детей» говорится о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе: Колесо чугунное вертится, И гудит, и ветром обдает, Голова пылает и кружится, Сердце бьется, все кругом идет... В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда. Поэт со скорбью взывает к людям: «...вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?» Эти стихи — гневное обвинение тем, кто лишил детей «золотой поры малолетства». Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации. Некрасов любил родную природу и написал о ней много чудесных стихов. Много стихов поэта рассказывают о природе: «Зеленый Шум», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» и др. В 60-80-ые годы 19 века выходит много журналов для детей: «Детский отдых», «Игрушечка», «Подснежник», «Рассвет» и др. Его замечательное стихотворение «Зеленый Шум» прославляет русскую весну. Читая стихотворение к вам в комнату врывается тёплый ветер, и вы слышите как шумит молодая листва... Никому не удалось так хорошо написать о том чувстве веселья и счастья, которое вызывает в нас наступление русской весны. Это чувство знакомо каждому, но нужно быть великим художником, чтобы высказать его в таких сильных и прекрасных стихах. В поэзии важны не только слова, но и звуки. В третьей и четвёртой строках «Зелёного Шума» в каждом слове слышится звук р; Играючи расходится Вдруг ветер верховой... Чувствуется, что такое скопление помогает яснее представить вихревые порывы весеннего ветра, налетающего на кусты и деревья. Некрасов, как великий мастер родного языка, чутко прислушивался к звучанию каждого своего слова. В стихотворении «Дядюшка Яков»(1867) главным героем становится коробейник, веселый старик. Он торгует всякой всячиной, но интересен Яков, прежде всего тем, что его главный товар – книга. Коробейник призывает крестьян покупать книги: «Букварь не сайка, а как раскусишь, слаще ореха!». Дядюшка Яков, видя, что сироте Феклуше очень хочется иметь книгу, подарил ей букварь: «Сжалился, дал ей букварь старина: Коли бедна ты, так будь ты умна!». Некрасов был верен идеалам революционной демократии — он рассматривал поэтическое творчество как правдивый рассказ о жизни, как дело служения идеалам свободы ради победы над всеми силами социального угнетения. Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Таким он оставался и в стихах, предназначенных детям. Он рассказывал им правду о жизни, не скрывая и «зрелища смерти и печали», учил уважать труд и людей труда. Поэт хотел воспитать в детях чувство гражданской совести и долга перед своим многострадальным народом. Педагогические установки детской поэзии Некра-сова находились в полном согласии с революционно-демократическими устремлениями его творчества. В объединении этих начал и состоит существо глубоко новаторской поэзии Некрасова как детского поэта. Домашнее задание Выучить лекционный материал, подготовиться к выразительному чтению Литература : 1. ОИ № 1. Стр. 184-195. 2. И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева «Детская литература»,. 3. О.Н.Тишурина» Писатели в начальной школе». Практическое занятие |