готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
Скачать 455.96 Kb.
|
Тема: Выразительное чтение рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка. Цели: 1. Углубить знания об авторе 2. Развивать навыки работы над текстом, анализа художественного текста 3. Воспитывать любовь к природе, окружающему миру, побуждать желание быть добрыми и отзывчивыми Оборудование: тексты произведений, иллюстрации к сказкам, портреты писателей, презентация Домашнее заданее ОИ № 1. Стр. 216-220. Лекция № 18 (2ч) : А.П.Чехов. Тема трудного детства в произведениях А. Чехова. («Гриша», «Житейская мелочь», «Спать хочется», «Ванька»). Вид занятия: лекция Цели: 1. Дать сведения из биографии Чехова, раскрыть тему трудного детства 2. Развивать память, логическое мышление, понимание детской психологии 3. Воспитывать гуманизм, простоту, любовь к окружающим Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям План : 1. Мастерство создания детских характеров. 2. Рассказы о животных, сочетание точности в изображении мира животных и его поэтического истолкования. Ход урока А.П.Чехов родился 29 января в г. Таганроге в семье мелкого купца, владельца небольшой бакалейной лавки. Учился сначала в греческой школе, затем в гимназии. С юного возраста увлекался театром: сам сочинял и разыгрывал сцены и пьесы. Семья испытывала большие материальные трудности, и гимназист Чехов вынужден был давать частные уроки, зарабатывая средства на жизнь и учёбу. С 1879 по 1884 г. учился на медицинском факультете Московского университета и, получив диплом врача, некоторое время работал по специальности. Литературным творчеством начал увлекаться рано, ещё в гимназии участвовал в создании рукописных журналов. В студенческие годы активно печатался в юмористических журналах, подписывая свои фельетоны и небольшие рас сказы псевдонимом Антоша Чехонте. А. П. Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что «...писать, для детей вообще не умею... надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений». Исключение составляют рассказы «Каштанка» (1887) и «Белолобый» (1895), написанные специально для детей. Тема детства волновала писателя более двадцати рассказов о детях уже при жизни писателя были изданы отдельным сборником «Детвора» (1889). В круг детского чтения вошли такие рассказы, как «Хамелеон» (1884), «Лошадиная фамилия» (1885), «Налим» (1885), «Ванька» (1886), «Детвора» (1886), «Событие» (1886), «Мальчики» (1887), «Беглец» (1887), «Спать хочется» (1888) и др. Анализ рассказов и повестей о детях, вошедших в круг детского чтения. Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома». Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов. Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играют в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?». Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей от мала до велика, но и дает представление о том, как у каждого из них начинают проявляться или уже определенно проявились индивидуальные особенности характера. Гриша завистлив, корыстолюбив и играет исключительно из-за денег. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Однако «копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия». Сонечка играет в лото ради процесса игры. Поэтому, кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Алеша еще очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтатель. К выигрышу он относится безучастно. Но зато его интересует, «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!». Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном - счастливой, безмятежной поре. Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная и другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в ряде произведений («Ванька», «Спать хочется»). Как и во всем, что написано Чеховым, в его рассказах о детях отражалась подлинная жизнь того времени. «Все, что он говорит, выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо и верно»- так высказывался о Чехове М.Горький. В рассказах о детях писатель умел увидеть за внешним благополучием невидимую миру душевную драму, неустроенность, смятение чувств. Чехов, например, показывает, как взрослые вымещают на маленьких досаду, обиду за свои неудачи, унижения и т.п. Становой Прачкин из рассказа «Не в духе», проиграв в карты восемь рублей, не находит иного утешения, как высечь сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член окружного суда Зайкин чувствует себя заброшенным оттого, что все на даче разошлись и некому подать ему обед; в результате он набрасывается на шестилетнего сынишку. В некоторых рассказах трагическая нота звучит столь сильно, что превращает эпизоды из жизни детей в страстный призыв к человеческой совести, в горестное напоминание о том, что всегда где-то рядом страдает ребенок. Это тот самый стук молоточка, напоминающий о чужой беде, о котором Чехов писал в одном из рассказов »Ванька». Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, стал хрестоматийным образом детского страдания. «А вчерась мне была выволочка, - пишет Ванька глубокой ночью деду. - Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул». Письмо открывает действительно ужасное существование ребенка: «хозяин бьет чем ни попадя», «еды нету никакой», «а спать мне велят в сенях»... Ванька умоляет избавить его от такой жизни: «Увези меня отсюда, а то помру». И эта мольба звучит еще трагичнее оттого, что читатель понимает: никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано «на деревню дедушке». Можно бы и посмеяться над детской наивностью, как и над смешной подробностью в его письме: «Хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла и ейнои мордой начала меня в харю тыкать». Только ведь это будет «смех сквозь слезы», да еще и сквозь детские слезы. Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толкнуть его на поступок ужасный и все-таки понятный, если представить себе ту пытку лишением сна на которую обречена маленькая нянька в рассказе «Спать хочется»:«Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавоч-ная головка». Измученная девочка в бессознании находит «врага», мешающего ей спать: это младенец. И задушив его, она «смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая». У Варьки из рассказа «Спать хочется» нет даже и светлых воспоминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Тот вспоминает деда - веселого балагура с «вечно смеющимся лицом и пьяными глазками»; вспоминает собак, стороживших барскую усадьбу; и то, как они с дедом за елкой в лес ходили, и барышню, «от нечего делать» выучившую его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. В прошлом же у Варьки - лишь умирающий в страшных муках отец; после его смерти они с матерью и пошли «наниматься», нищенствуя по дороге. Чем безрадостнее было детство, тем на большее зло способен взрослый, считают психологи. Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. В рассказе «Гриша» маркий пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогули - Гриша знал «только четырехугольный мир», в котором была - няня, мама и кошка. «Мама похожа на куклу, а кошка - на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет. «Вероятно, покушал лишнее», - решает мама. И Гриша, распираемый впечатлениями от новой, только что изведанной жизни, получает ложку касторки. Этот чудесный, тонкий и гуманный рассказ был хорошо встречен критикой. Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ «Гриша», где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним миром, в котором до сих пор для него существовали только мама, няня и кошка!» Семилетний карапузик» из рассказа «Кухарка женится» также сталкивается с неведомым ему до этого явлением. «Кухарка женится... - думал он. - Странно. Не понимаю, зачем это жениться?» Увиденное и услышанное вызывает в его голове «массу вопросов». Он не может взять в толк, зачем кухарке «жениться» на страшном извозчике с красным носом. Другое дело - папа или Павел Андреевич: у них золотые цепочки и красивые костюмы. Жалость к Пелагее сжимает маленькое сердце ребенка, его удивление беспредельно. Автор же, высказываясь порой за своего героя, вопрошает от его имени: почему какой-то чужой человек получает право распоряжаться судьбой кухарки? Своеобразие психики ребенка пристально исследовано Чеховым в рассказе «Дома». Отец изыскивает средства воздействия на семилетнего Сережу, замеченного в курении. Внимание писателя сосредоточено на том, как взрослый, разумный человек, искренне желающий контакта с сыном, никак не может найти с ним общего языка. «У него свое течение мыслей... - думает отец. - У него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и что неважно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». Однако это отцу не удается. В «диспуте» о курении побеждает ребенок, который один за другим разбивает взрослые доводы против вредной привычки. Из ежедневных наблюдений за сыном отец понял, что у детей свои художественные воззрения. Сережа находил возможным, на-пример, передавать карандашом кроме предметов и свои ощущения; в его понятии звук тесно соприкасается с формой и цветом. И отец наконец находит действенное средство в борьбе с вредный увлечением сына: он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лет и оставил старика отца и государство на верную гибель. После этого мальчик обещает больше не курить. Изображение тончайших проявлений психологии подростков дано в рассказе «Мальчики». Характеры и обстоятельства рассказа типичны для чеховских времен. Незадолго до его написания Чехов отмечал, что еще недавно, начитавшись рыцарских романов, уходили в Дон Кихоты, а теперь, под влиянием книг Майн Рида и Купера, мальчишки удирают в Америку. Нравственные качества героев - «Володички» и его товарища, «господина Чечевицына»,-проявляются как раз в подобном приключении. Несмотря на несходство их натур и внешности, мальчиками владеет одна и та же страсть - к далеким и опасным путешествиям. Задуманный побег создает невидимую стену между ними и остальными членами семейства. Мальчики сосредоточены на своих мыслях, молчаливы и лишь иногда произносят «странные фразы», как, например: «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин». Но в решающий момент дает о себе знать разница характеров. Володя готов отказатъся от задуманного побега - ему «маму жалко». Чечевицын тверд и непреклонен. Когда гостя увозят домой после неудачного побега, лицо его остается «суровым и надменным». Анализ рассказов о животных. Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. В рассказе «Событие» в детской жизни происходит событие - рождение котят. Дети строят планы их «прекрасного будущего, когда один кот будет утешать свою старуху мать, другой - жить на даче, третий - ловить крыс в погребе". Взрослые, однако, не только не разделяют детской радости, ко еще и смеются, когда происходит нечто ужасное: громадный дог съедает котят. Представить детям мироощущение животного Чехов стремился в двух своих «специально» детских рассказах, которые он называл:«две сказки из собачьей жизни». «Белолобый» был первым и, по существу, единственным рассказом, созданным для детей; он был напечатан в журнале «Детское чтение». «Каштанка» же явилась переделкой для детей «взрослого» произведения. В «Белолобом» очеловечен даже не столько щенок с белым пятном на лбу, сколько голодная волчица. Перед нами целая гамма ее переживаний: она «думает», «вспоминает», «решает» (прием антропоморфизма - очеловечивания животного). Побывавший в ее логове щенок остался в живых только потому, что ей «по слабости здоровья» показался противным его запах. Правдоподобие «чувствований» животных усиливается благодаря реалистическим картинам жизни леса: «Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка». Тонкая обрисовка психического мира, настроений животного присутствует и в «Каштанке». Один из рецензентов писал, что это не только детский рассказ: в нем так много прекрасных чеховских деталей и тонких психологических нюансов, что рассказ вполне достоин внимания взрослых. Чехову всегда нравился цирк, поэтому он и выбрал сюжет, связанный с цирком. История кажется простой: жила-была у столяра собака, он и его сын Федюшка ее любили; но вот она потерялась, попала к дрессировщику, и тот решил сделать из нее «артистку». Рассказ построен на контрасте между прежней жизнью Каштанки в столярной мастерской и незнакомым ей миром, вызывающим у нее новые и очень сильные ощущения. Знакомство с гусем Иваном Ивановичем и котом Федором Тимофеевичем, огни арены, вдруг преобразившийся до неузнаваемости новый ее хозяин... Сколько поводов для размышления, удивления, опасений! Но при всей сложности изображенной писателем очеловеченной психики животного Каштанка остается в пределах своих «собачьих» возможностей и черт характера. Потерявшись, она ищет хозяина по запаху его следов. Человечность нового хозяина Каштанки, его отеческая забота о животных, дружба собаки, кота, гуся и свиньи, привязанность Каштанки к своим старым хозяевам - все это, несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства. Домашнее задание Читать рассказы: «Детвора» «Ванька»,Спать хочется», «Мальчики», «Каштанка», « Белолобый». Вопросы для самоконтроля по теме: - Какие особенности детского мира раскрываются Чеховым в рассказах о детях? - Расскажите, в чем заключается трагизм перехода ребенка во взрослый мир? - Как автор изображает взаимодействие детского и взрослого миров в «Событии»? - Какие приёмы использует Чехов для характеристики Каштанки? Литература: Детская литература. 1800-1825 г. Детская литература. 1825-1860 г. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина. Детская литература. Редактор А.В. Терновский. Литература в школе М., 1990 Практическое занятие Тема: Выразительное чтение и анализ рассказов Чехова о животных «Каштанка», «Белолобый». Цели: 1. Углубить сведения из биографии Чехова, раскрыть тему трудного детства 2. Развивать память, логическое мышление, понимание детской психологии 3. Воспитывать гуманизм, простоту, любовь к окружающим Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям Лекция № 19 (2ч): Поэзия конца XIX -начала XX века. Классика «серебряного века» - детям. Стихи С.А. Есенина, вошедшие в круг чтения маленьких детей. Анализ стихов С.А. Есенина: «Берёза», «Воробышки», «Черёмуха». Цели: 1. Раскрыть особенности поэзии конца 19- начала 20 века 2. Развивать умение поставить сформировать проблемную ситуацию 3. Воспитывать гуманизм, простоту, любовь к родине, природе Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям План : 1. Поэзия конца XIX -начала XX века 2. Стихи С.А. Есенина, вошедшие в круг чтения маленьких детей 3. Анализ стихов С.А. Есенина Ход урока 1. Содержание лекции Поэзия конца XIX -начала XX века. Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Никогда еще картина литературного мира не была столь пёстрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества. Детство стало одной из ведущих тем литературы. Многие писатели перешли от разработки традиционной темы детства к созданию литературы для детей, к критике детских изданий. Стихи С.А. Есенина, вошедшие в круг чтения маленьких детей. Анализ стихов С.А. Есенина: «Берёза», «Воробышки», «Черёмуха». Виднейший крестьянский поэт Сергей Есенин (1895–1925) входил в группу писателей-имажинистов, утверждавших пластичный, живой образ первоосновой искусства. Однако его творчество как явление гениальное не вмещается в рамки имажинистского течения. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»,– заявлял Есенин. Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах Есенина преобладает крестьянско-христианское мироощущение, для которого характерно одушевление всего живого («Все живое особою метой/Отмечаю я с давних пор...») и соединение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи поэта по преимуществу вошли в круг детского чтения. Детские годы Есенина прошли в обстановке традиционной народно-книжной культуры. В доме деда, где рос мальчик, читали Библию и Священную историю по субботам, нянька-приживальщица сказывала сказки, а захожие странники-богомольцы распевали духовные стихи. Дед выучил его читать в пять лет, а первые стихи мальчик складывал раньше восьми лет. Когда девятилетним он пошел в школу, багаж знаний и навыков уже был достаточным для восприятия светской литературы. Развитая наблюдательность в отношении природных явлений, которая обычно отличает растущих в деревне детей, обогащалась в его сознании фантазией: наблюдение тут же превращалось в образ. «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов»,– писал он о своем детстве. Вместе с тем склонность к тихому созерцанию сочеталась в мальчике с озорством и даже драчливостью. В свое собрание сочинений Есенин включил восстановленные по памяти детские миниатюры «Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...». Другие его детские стихи не сохранились. В крестьянской среде детское творчество редко входило в систему семейных ценностей. На творческое становление Есенина повлияла его учеба в спас-клепиковской церковно-учительской школе (Рязанская губерния). Преподавание литературы в подобных школах включало в себя знакомство с той частью русской лирики, которая была проникнута религиозными мотивами. В основном это поэзия высочайшего художественного уровня – Державин, Ломоносов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Майков, Тютчев и др. Будущие «народные» учителя должны были знать из школьного курса популярные в народе стихотворения Кольцова, Некрасова, Никитина, Сурикова. Эти и другие уроки придали ранним стихам Есенина тон, близкий к тону лирики, обычно печатавшейся в детских и народных изданиях. Приехавший в столицу юный поэт нашел поддержку у Блока. Поначалу он зарабатывал корректурой в сытинском издательстве, которое специализировалось на массовом выпуске книг для народной и детской библиотеки. Недаром первым опубликованным стихотворением Есенина была «Береза», оно появилось в детском журнале религиозно-монархического направления «Мирок» (январь 1914 года). К 1916 году поэт составил сборник «Зарянка», куда включил уже опубликованные и новые стихи для детей (выпустить книгу ему так и не удалось). Этот сборник мог бы дополнить блоковский «Круглый год». Вообще идея круговорота жизни – от младенчества в «травном одеяле» до увяданья человека вместе с природой – была близка крестьянскому поэту. Главные чувства и нравственные идеи его ранней поэзии – милосердие, сострадание, благословение всего живого. Круг есенинских стихов для детского чтения формировался на протяжении 1910-1918 годов: «Береза», «С добрым утром», «Черемуха», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Пороша», «Разгулялась вьюга», «Бабушкины сказки», «Вечер, как сажа...», «Прячет месяц за овинами...», «За рекой горят огни...», «По лесу леший кричит на сову», «Воробышки» («Поет зима – аукает...»), «Лебедушка», «Корова», «Лисица», «Табун», «Песнь о собаке», «Молотьба» и др. Это стихотворения о природе, людях и животных. Выделяются стихотворения с религиозной тематикой: «Колокол дремавший...», «Пасхальный благовест», «Молитва матери». Детям адресован и рассказ «Бобыль и Дружок». Стихи Есенина появлялись до Октября не только в «Мирке», но и в других детских журналах: «Задушевное слово», «Доброе утро», «Парус», «Проталинка», а также в альманахах. Его стихи наряду со стихами символистов и крестьянских поэтов, Саши Черного, М.И. Цветаевой, Д. Бедного представляли «новую русскую поэзию в образцах, доступных детскому пониманию», по словам составителя сборника «Зарницы. Чтец-декламатор для детей» (1923), который включил в него произведения этих авторов. Ведущий лирический мотив ранней поэзии Есенина – умиленное созерцание жизни. Природа и человек пребывают в состоянии покоя, взаимосогласия. Крестьянский мир устроен Богом, и печать Его присутствия лежит на всем: «Гляну в поле, гляну в небо –/Ив полях и в небе рай...» В своих ранних стихах поэт шел от традиций народной песенной лирики. Его образы достоверны благодаря теплоте и живости чувства. Лирический герой видит картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропуская видимое через сердце. Отсюда – особая лексика, «очеловечивающая» природу: А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Источник есенинских образов – народная речь, поэтичная в самой основе. Например, народная загадка развернута поэтом в целую картину: Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани. Поэт широко использовал принятые в народной лирике инверсии («чаще звонкой...»), постоянные эпитеты («белая береза»), олицетворения («Поет зима – аукает,/Мохнатый лес баюкает...»). Его метафоры и сравнения легко воспринимаются именно благодаря их родству с народной образностью. «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве», появившаяся в журнале «Пионер» в 1925 году,– отклик поэта на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе. Автор с мягкой иронией описывает жизнь и мечты Пети: пастушонок счастливее со своим вечно разбредающимся стадом, чем в страшном сне – на общественном посту. Отметим, что политическая тема решена с «крестьянским уклоном»: народно-христианские мотивы создают подтекст, в котором и выражено авторское отношение, тогда как сам текст сплетен из бытовых мотивов. Так, мораль сказки заключается в словах березы – дерева, чей образ восходит к русской христианской символике и связан с детской поэзией XIX века. Особая тема есенинской лирики – маленькие сироты и беспризорники. Ранние стихотворения «Сиротка», «Побирушка» отразили не только личное восприятие этого явления, но и даже в большей степени общий крестьянский идеал ребенка. Здесь сплетаются мотивы безвинных слез и скромных притязаний (нитки бус для Маши-сиротки, куска черствого хлеба для девочки-побирушки). Образ мира трактуется как неправедный, злой, жестокий – и празднично-веселый. Даже ненастная природа ополчается против сиротки, слезы стынут на ветру: «Я в награду твои слезы/Заморозил в жемчуга». Стихотворение «Побирушка» отличается большей поэтической силой благодаря тому, что разрешение конфликта героини со злым, равнодушным миром вынесено «за скобки», к читателю: «И стоит малютка, плачет/Под веселый, резвый смех». В 20-х годах проблема детей-беспризорников, обозначившаяся с началом Первой мировой войны, обострилась до крайности. Есенин одним из первых написал о них (стихотворения «Папиросники» и «Русь бесприютная»). Всего через три дня после посещения поэтом тифлисского коллектора для беспризорников была написана «Русь бесприютная».Она образует трилогию с «Русью уходящей» и «Русью советской» (все стихотворения появились в 1924 году). Есенина тянуло к беспризорным, он при всяком случае вступался за них (См.: Вержбицкий Н. Встречи с Есениным.– Тбилиси, 1961; Бениславская Г.А.Воспоминания о Есенине//С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т.– М., 1986.-Т. 2.), они же чувствовали его отношение и платили взаимностью – оберегали его. «Я только им пою»,– признавался поэт, подчеркивая, что детство и поэзия нераздельны: Но если б встали все Мальчишки чередой, То были б тысячи Прекраснейших поэтов. Сочувствие к бесприютным и обездоленным сочеталось с пониманием тяжелейших социальных последствий беспризорности. Однажды Есенин увидел, как по Тверской улице в Москве шла неуправляемая толпа беспризорников. «Вот это сила. Вырастут – попробуйте справиться с ними. Посмотрите на них: в лохмотьях, грязные, а все останавливают и опрокидывают на дороге. Да это ж государство в государстве, а ваш Маркс о них не писал». Поэзия Есенина – явление классической литературы: читатели всех возрастов, даже самые маленькие дети, на протяжении уже многих поколений находят в ней эстетическое удовлетворение. Домашнее задание Выучить лекцию, стихи поэтов. Вопросы для самоконтроля по теме: - Каково воспитательное значение стихов Есенина? - Отметьте средства выразительности, используемые автором в детской поэзии? - Проанализируйте стихи Есенина для детей. В чем их особенность? Литература: «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г. «Детская литература», М., 1984 г. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г. Лекция № 20 (2ч): Тембр. Возможности использования в целях выразительности речи. (На примере стихов С.А. Есенина «Берёза», «Воробышки», «Черёмуха»). Цели: 1. Познакомить с такой характеристикой голоса, как тембр 2. Развивать умение использовать тембр голоса при выразительном чтении 3. Воспитывать дружелюбие, толерантность и миролюбивость Оборудование: тексты произведений, запись с образцовым чтением Ход урока Содержание лекции Тембр, возможности использования в целях выразительности речи. Тембр как компонент интонации. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр нашего голоса важен для нас также, как наша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого мы доносим свою мысль до других людей, и взаимопонимание между нами и другими людьми зависит от наших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на сторону его обладателя и убедить их в его правоте, может расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Так, что же такое тембр речи? Тембр, иначе тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи). Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами. Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный). Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска. В мемуарах, различных воспоминаниях, в литературоведческих статьях имеется немало описаний манеры чтения своих произведений тем или иным автором, особенностей его голоса. Восторженно принимали слушатели рассказы И.А Бунина в его исполнении. У него был великолепный голос. Он с удивительным мастерством, используя все разнообразие и богатство русской интонации, передавал тончайшие нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев; то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая голос, рисовал картины природы. Он завораживал всех своими непередаваемыми интонациями. А вот К.Г. Паустовский имел негромкий, хрипловатый, иногда даже скрипучий голос. И хотя читал он свои произведения «без выражения», неторопливо, ровным голосом, без усиления и уменьшения его звучания, слушатели сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного слова. Кому довелось слышать выступление К.И. Чуковского, тот никогда не забудет его молодой, высокий, удивительно звонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить — живую, полную юмора и какого-то юношеского задора. Создавалось впечатление, что он не читает произведение, а ведет доверительную беседу. Высокий, стройный, удивительно обаятельный, он умел с первых слов очаровать, покорить всех. Существует еще один компонент интонации, тесно связанный с тембром. Это сила звучания, или громкость голоса. Возможности использования в целях выразительности речи. (На примере стихов С.А. Есенина «Берёза», «Воробышки», «Черёмуха»). Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихов Есенина наизусть Литература: «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г. «Детская литература», М., 1984 г. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г. Лекция № 21 (2ч): А.И.Куприн. Приемы создания образов животных, нравственный смысл сюжетов. Рассказы А.И.Куприна о животных «Ю-Ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька». Цели: 1. Рассмотреть приемы создания образов животных Куприна 2. Развивать память, логическое мышление, понимание детской психологии 3. Воспитывать гуманизм, простоту, любовь к окружающей среде, к животным Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям План : 1. Творчество писателя 2. Образы животных в творчестве писателя Ход урока Содержание лекции А.Куприн написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли» и др. Самый известный рассказ этого ряда - «Белый пудель»(1904).Главные герои - старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они - уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают. Избалованный мальчик Трилли потребовал у матери пуделя Арто. Бродячим артистам предлагают любые деньги, но они не согласились. Ночью собаку украли, а уже утром Сергей смог найти пса и освободить его. Симпатии автора на стороне храброго и верного Сергея и его деда. Среди рассказов Куприна есть несколько про окружающий мир, где героями становятся самые обычные животные, которые на страницах произведения превращаются в героев. В творчестве Куприна среди рассказов, повествующих о животных, выделились рассказы «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Изумруд», «Ральф», «Ю-ю», «Слон». Эти рассказы были написаны автором в разные годы, однако они объединены общей идеей – показать читателям возможности и способности животных, их достоинства и качества, а также убедить будущих писателей уделять внимание миру природы и её представителям. Произведения Куприна пропитаны глубоким уважением и симпатией к окружающему миру. В своих творениях автор приводит подробные, реалистичные описания природы. Тема любви к родине продолжается в описаниях её мест. Описывая пейзажи России, Куприн восхищается ими, показывает читателю их удивительные черты и запоминающиеся образы, старается как можно больше и лучше рассказать о великолепной и прекрасной своими пейзажами стране. Находясь в ссылке за пределами России, автор не перестаёт писать о ней, уже вспоминая написанные им произведения и отдельные картины мест, он создаёт новые произведения. Он также даёт описания картинам тех мест, где побывал за пределами своей родины. Эти описания по своей реалистичности, уважению и симпатии ничем не отличаются от описаний природы России. Например, в своих очерках «Лазурные берега» и в повести «Колесо времени» Куприн описывает Марсель, как город «… шумный, пёстрый и красочный до декоративности…» [25; 57]. Тема природы в творчестве Куприна очень распространена. Достаточно часто она встречается в произведениях на втором плане, где красочные описания подчёркивают образ созданной темы, дополняют её. Одним из таких произведений стала повесть «Олеся», где через описания природы передаётся настроение и душевное состояние главных героев. Зреющее в душе героя чувство показывается на фоне наступившей весны, романтическую атмосферу объяснения в любви создаёт образ лунной ночи. Последнее свидание завершается предгрозовой напряжённостью природы, а финалом становится страшный град, побивший жителей города, которые обидели героиню. Однако тема природы в творчестве Куприна не всегда была на втором месте. Куприн любил и восхищался природой. Он писал не только про жизнь обычных людей, его значительно интересовали интересы и жизнь представителей окружающего мира. Он был убеждён, что животные тоже заслуживают внимания людей, а так же уважения и понимания. Среди произведений Куприна встречается немало рассказов, повествующих о жизни животных. В них Куприн смотрит на персонажей как на значимые для общества личности, по своим способностям приравнивает их к людям. Рассказывая о животных, Куприн не старается показать их ничтожность, ограниченную их возможностями, а скорее всего на этом контрастном фоне ограниченности старается показать их преимущества, их эмоции и переживания. Создавая яркие образы домашних питомцев или бродячих животных, автор подчёркивает важность этих животных через описания их отличительных черт характера и внешности, манеру поведения и общение с людьми, а также через их поступки, позволяющие назвать их героями. Куприн рассказывает про животных в их естественной среде: в доме хозяина, в цирке, на улице и других местах их пребывания. Реалистичность образов героев и пейзажей, эмоциональность персонажей, а также простота языка и стиля – всё это привлекает внимание читателей-детей, в интересы которых входит познавание окружающего мира. В своих произведениях о животных Куприн объединил свою любовь к детям и глубокое уважение к окружающему миру, миру природы. Обращаясь к жизненным трудностям героев произведений и показывая, как они их преодолевают, как помогают своим собратьям или людям, Куприн даёт юному читателю такие жизненные уроки, как умение быть преданным, оказывать помощь, любить к окружающему миру, - он обращается к внутреннему миру ребёнка, изменяя его, вырабатывая в нём необходимые черты духовности, морали, нравственности, сострадания, любви и уважения ко всему окружающему миру. Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном. Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным. Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки. В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка. Домашнее задание Выучить лекционный материал Литература: ОИ № 2. Стр. 259-261. Практическое занятие |