готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
Скачать 455.96 Kb.
|
Тема: Выразительное чтение и анализ рассказов Куприна о животных: «Слон», «Белый пудель». Цели: 1. Углубить знания о приемах создания образов животных 2. Развивать память, логическое мышление, понимание детской психологии 3. Воспитывать гуманизм, простоту, любовь к окружающей среде, к животным Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям Ход урока 1. Выразительное чтение 2. Беседа по вопросам 3. Инсценировка фрагмента урока Домашнее задание Подготовить выразительное чтение с перевоплощением в образ и имитацией мимики, жестов героев произведений. Лекция № 22 (2ч): Детская литература 20 века. Рассказы и сказки для детей А.М. Горького. Общая характеристика произведений Горького, вошедших в круг чтения детей. Рассказы «Дед Архип и Ленька», «Мальчики», «Встряска» и др. Вид занятия: лекция Цели: 1. Раскрыть особенности поэзии конца 19- начала 20 века 2. Развивать умение поставить сформировать проблемную ситуацию 3. Воспитывать гуманизм, простоту, любовь к родине, природе Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям План : 1. Особенности творчества А.М. Горького 2. Общая характеристика произведений 3. Рассказы «Дед Архип и Ленька», «Мальчики», «Встряска» Литература: ОИ № 1. Стр. Стр.280-286. И.Н.Арзамасцева. Детская литература. Тексты произведений. Ход урока Содержание лекции В рассказах писателя дети часто оказываются несчастными, обиженными, порой даже гибнут, как, например, Лёнька из рассказа «Дед Архип и Лёнька» (1894). Пара нищих - мальчик и его дедушка - в своих странствиях по югу России встречаются то с людским сочувствием, то с равнодушием и злобой. «Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда - старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, на берег реки». Горький наделяет своего героя добротой, способностью к сочувствию, честностью. Лёнька, по натуре поэт и рыцарь, хочет заступиться за маленькую девочку, потерявшую платок (за такую потерю ее могут побить родители). Но дело в том, что платок подобрал его дед, который к тому же украл казацкий кинжал в серебре. Драматизм рассказа проявляется не столько во внешнем плане (казаки обыскивают нищих и выдворяют их из станицы), сколько в переживаниях Лёньки. Его чистая детская душа не принимает поступков деда, хотя и совершённых ради него же. И вот уже смотрит он на деда новыми глазами, и лицо деда, еще недавно родное, становится для мальчика «страшно, жалко и, возбуждая в Лёньке то, новое для него, чувство, заставляет его отодвигаться от деда подальше». Чувство собственного достоинства не покинуло его, несмотря на нищую жизнь и все связанные с ней унижения; оно настолько сильно, что толкает Лёньку на жестокость: он говорит умирающему деду злые, обидные слова. И хотя, опомнившись, просит у него прощения, но кажется, что в финале смерть Лёньки наступает и от раскаяния тоже. «Сначала решили похоронить его на погосте, потому что он еще ребенок, но, подумав, положили рядом с дедом, под той же осокорью. Насыпали холм земли и на нем поставили грубый каменный крест». Подробные описания душевного состояния ребенка, взволнованный тон рассказа, его жизненность привлекли внимание читателей. Резонанс был именно таким, какого и добивались революционно настроенные писатели той поры: читатели проникались сочувствием к обездоленным, возмущались обстоятельствами и законами жизни, которые допускают возможность такого существования ребенка. «Скучную и нелегкую жизнь изживал он», - говорит писатель о Мишке, герое рассказа «Встряска». Подмастерье в иконописной мастерской, он делает множество самых разных дел и за малейшую промашку его бьют. Но вопреки тяжести быта мальчик тянется к красоте и совершенству. Увидев клоуна в цирке, он пытается передать свое восхищение всем окружающим - мастерам, кухарке. Оканчивается это плачевно: увлекшись подражанию клоуну, Мишка случайно смазывает краску на сырой еще иконе; его жестоко избивают. Когда он, со стоном схватившись за голову, упал к ногам мастера и услышал смех окружающих, то этот смех «резал Мишке душу» сильнее физической «встряски». Душевный взлет мальчика разбивается о людское непонимание, озлобленность и равнодушие, вызванные монотонностью, серой будничностью жизни. Избитый, он во сне видит себя в костюме клоуна. «Полный восхищения пред своей ловкостью, веселый и гордый, он прыгнул высоко в воздух и, сопровождаемый гулом одобрения, плавно полетел куда-то, полетел со сладким замиранием сердца...» Но жизнь жестока, и назавтра ему предстоит «снова проснуться на земле от пинка». Рассказ «Мальчик» - о судьбе маленького еврея. Он выступал вместе с отцом в цирке, и оба они разбились, получили травмы. И вот, едва оправившись, мальчик пытается заработать на хлеб. «Воробьишко». Рассказ про воробьишку издавался не раз. Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не пропал. Что же выходит: слушайтесь маму и папу, и всё будет в порядке? Так, да не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что, что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает убедительно и мудро: «Всему сразу не научишься!» Мама-воробьиха заплатила за самостоятельность Пудика собственным хвостом. «Случай с Евсейкой». А про рыболова— «выдуманный» рассказ. Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает с рыбами. Правда, потом мы узнаём, что Евсею всё это приснилось в душный, дремотный день, но это не мешает перечитывать и переживать чудеса заново. «Самовар». Воробьишко Пудик любил прихвастнуть. Но до самовара ему далеко. Вот это хвастун! Всякую меру забыл. И в окошко он выпрыгнет, и на Луне женится, и обязанности солнца на себя возьмёт! Хвастовство до добра не доводит. Самовар разваливается на куски: воду-то в него налить забыли. Чашки радуются бесславной гибели хвастуна самоварко, и читателям весело. Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он по-своему пересказал её для «Ёлки» — одной из первых советских книг для детей. Иванушка получился у Горького развесёлым шутником: «что ни сделает, всё у него смешно выходит…» Наверно, он просто прикинулся дурачком, чтоб веселее было. После каждой его шутки смеются даже суровые лесные великаны — медведи. И вскоре медведица, точно крестьянка, по-домашнему просит мужа: «Миша, ты бы помог ему!» Сам Иванушка убеждён, что глупость непременно связана со злом. Домашнее задание. Выучить лекционный материал, прочитать рассказы, анализировать Вопросы для самоконтроля по теме: - Сделайте методический анализ одной сказок М. Горького. - В чём воспитательное значение сказок? Литература: «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г. «Детская литература», М., 1984 г. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г. Практическое занятие Тема: Упражнения в выразительном чтении сказок М. Горького. «Воробьишко», «Случай с Евсейкой» др. Вид занятия: практическое занятие Цели: 1. Углубить знания о тембре, полетности и паузах 2. Развивать навыки выразительного чтения сказок 3. Воспитывать честность, отзывчивость, толерантное отношение друг к другу Оборудование: тексты произведений Литература: ОИ № 1. Стр. 286-289. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение сказок А.М. Горького Лекция № 23 (2ч) : К.И. Чуковский – детский писатель, критик, переводчик и исследователь детства. Взгляды на детскую психологию, детскую речь и требования к литературе для детей («От двух до пяти»). Стихотворные и прозаические сказки К.И. Чуковского. Сказки в стихах: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит». Вид занятия: лекция Цели: 1. Познакомить с творчеством писателя Корнея Чуковского 2. Развивать умение выделять воспитательный компонент произведения 3. Воспитывать любовь к детям, желание помогать младшим Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, книжная выставка План : 1. Чуковский К.И., сведения из биографии 2. Пьесы-сказки и их связь с народными традициями 3. Анализ творчества писателя, воспитательный компонент Литература: ОИ № 1. Стр. 296-299. Стр.303-307. Ход урока Содержание лекции Чуковский Корней Иванович (1882-1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, поэт, переводчик, литературовед. Родился 19 (31) марта 1882 г. в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык. В 1903 г. он был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», сотрудничал в журнале В.Я. Брюсова «Весы», затем начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Примерно с этого времени у Корнея Ивановича начинается увлечение детской словесностью. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил» (1916). Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Это стало его настоящим увлечением — психика детей и то, как они овладевают речью. Выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) — непревзойденные шедевры литературы «для маленьких», издающиеся до сих пор, так что можно сказать, что уже в этих сказках Чуковский успешно использовал знание детского восприятия мира и родной речи. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «Маленькие дети» (1928), получившую затем название «От двух до пяти» (1933). Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года. Рождение сказочного мира Чуковского произошло в 1915году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил». Для детей –это первый в жизни роман в стихах. Люди перестают бояться диких зверей, звери в зоосаде получают свободу. В центре событий - ребёнок, «доблестный Вася Васильчиков». Он не только «страшно грозен, страшно лют», как говорит о нём Крокодил, но и справедлив, благороден и потому сам освобождает зверей. Чуковский возвеличивает фигуру Вани Васильчикова, Крокодила же, наоборот, снижает до уровня трусливого обывателя. «Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце» образуют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев. Они и построены по единой схеме. «Муха-Цокотуха» (под названием «Мухина свадьба» сказка впервые вышла в 1924 году) и «Тараканище» даже начинаются и заканчиваются одинаково – развёрнутыми картинами праздника. Чуковский не жалел ярких красок и громкой музыки, чтобы маленький читатель без вреда для себя мог из праздничного настроения окунуться в игровой кошмар, а затем быстро смыть с души страх и убедиться в счастливом устройстве мира. В «Краденом солнце» (1936) праздник развернут только в финале. Пожирание грозит уже не отдельным героям, а солнцу, т.е. жизни, ее радости. Крокодил, окончательно обрусевший среди белочек, журавлей, зайчиков, медвежат, ведет себя как эгоист, проглотив то, что принадлежит всем. С точки зрения детей, он жадина, он хуже всех. На сильного жадину может быть одна управа - сильный добряк: и вот «дедушка» медведь сражается с обидчиком ради своих толстопятых медвежат и прочей детворы. В «Мухе-Цокотухе» Чуковский пародировал мелодраму. Добродетельная девица на выданье, злодей, кавалер, гости - добрые, да слабые духом. «Мойдодыр» и «Федорино горе» могут считаться дилогией на тему гигиены. Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрослого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Далее - погоня от «бешеной» мочалки через весь город. Кажется, вот спасение: добрый друг Крокодил с детьми, но и он приходит в ярость при виде грязнули. Вместо спасения грозит новая беда: «А не то как налечу, - говорит, / Растопчу и проглочу! - говорит!» Герою приходится измениться –внешне и внутренне. Возвращение дружбы и симпатии, а также организованный в тот же час праздник чистоты - справедливая награда герою за исправление. «Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной: «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам». Автор довольно долго держит читателя в напряженном изумлении. Только в третьей части появляется Федора, причитая и маня утварь обратно. Если в «Мойдодыре» неряха - ребенок, то в этой сказке - бабушка. «Айболит» (под названием «Лимпопо» сказка вышла в 1955 году), «Айболит и воробей» (1955), «Бармалей» (1525) - еще одна стихотворная трилогия. Главный положительный персонаж всех этих сказок добрый доктор Айболит. Чуковский «прописал» Айболита в русской детской поэзии, придумав ряд оригинальных сюжетов и найдя ему достойного противника - разбойника Бармалея. Сказка «Бармалей» начала складываться сразу в стихах и рисунках. Его маленькие герои Танечка и Ванечка - трусы и плаксы, быстро раскаявшиеся в том, что не послушались совета взрослых не гулять по Африке. Доктор Айболит - чопорно вежлив и наивен. Зато Бармалей полон отрицательного обаяния. Однако и он, подобно злодеям назидательных книжек, способен в один момент решительно измениться в лучшую сторону. «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон» (все - 1926 год) образуют свою триаду сказок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. В «Чудо-дереве» небыличное превращение сулит всем радость, особенно детям. В «Путанице» веселое непослушание зверей, рыб и птиц, вздумавших кричать чужими голосами, в конце концов грозит бедой. «Телефон» написан от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диалогов. Телефонные собеседники - то ли дети, то ли взрослые - всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хорошего воспитания. Домашнее задание Выучить лекционный материал, читать и анализировать рассказы Вопросы для самоконтроля по теме: - Как понимаете применительно к поэзии К.Чуковского определение «эпическая»? - Какими особенностями отличается сказочный мир Ч.? - Почему Ч. считает сказку лучшим средством нравственного воспитания ребёнка? - Найдите примеры перевёртыша в сказках Ч. и объясните, почему таким существенным для детей он считал этот приём? Литература: «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г. «Детская литература», М., 1984 г. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г. Лекция № 24 (2ч) : Творчество В. Маяковского для детей. Книжки-картинки для малышей «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эта книжечка моя про моря и про маяк». Вид занятия: лекция Цели: 1. Раскрыть особенности творчества Маяковского для детей 2. Развивать умение работать с детьми по картинкам 3. Воспитывать гуманизм, любовь к детям, любовь к творчеству, гражданскую ответственность Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям План : 1. Особенности творчества Маяковского 2. Книжки-картинки для малышей «Что такое хорошо и что такое плохо?» 3. Анализ произведений. Ход урока Содержание лекции: Поэт говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно. В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей. Кличет книжечка моя: Дети, будьте, как маяк! Помни про школу только с ней станешь строителем радостных дней! Полюбите, дети, труд, как написано тут. Вот и вырастите истыми Силачами! Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Сюжеты детских стихотворений Маяковского - это интересная игра: экскурсия или увлекательное путешествие - по странам («Прочти и катай…»), по профессиям («Кем быть?»), по морю («Эта книжечка моя про моря и про маяк»), по зоопарку («Что ни страница - то слон, то львица»), по различным мастерским («Конь-огонь»), по московским улицам («Гуляем»), в мир человеческих характеров («Что такое хорошо и что такое плохо?»). Такая сюжетная форма стихотворений позволила поэту непринужденно и содержательно разговаривать с детьми. Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство, например в стихотворении «История Власа, лентяя и лоботряса», которое по силе сатирического образа до сих пор является одним из лучших в поэзии для детей. Воспитательное значение его трудно переоценить: показав путь героя от нежелания учиться до неумения трудиться, поэт дал детям настоящий урок нравственности. В 1925 году Маяковский написал для детей «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Используя традиции как народной, так и литературной сказки, Маяковский создал одну из первых советских сказок для детей острого политического содержания. Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок: Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 - и 12 вместе всем. В сатирических образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы: Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. Грязен он, по-моему, как ведро с помоями. Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»… «Сказка о Пете» отчётливо воплотила идею “бегства от детства”. Петю и Симу разделяют не два года (два года разницы — это пустяки!) — их разделяют десятилетия, их разделяют века, целая социальная эпоха. Проблему детства Маяковский решал неожиданным, но чрезвычайно характерным образом: каждой буковкой своих стихов Маяковский уговаривал детей поскорее покинуть “страну детства” и перейти в подданство великой “страны взрослых”. Он не уставал призывать своих маленьких читателей поскорее пробежать этот возраст, как пробегают второпях опасный или скучный участок пути. Главное время в его стихах для детей — будущее взрослое. Мы сомкнутым строем в коммуну идём — И старые, и взрослые, и дети. Товарищ подросток, не будь дитём, А будь — борец и деятель. Кажется, располагай Маяковский машиной времени, он немедленно отправил бы всех детей в их взрослое будущее. А поскольку такой машины у него нет, он поэтическим словом подстегивает события, торопит рост этих детей — давайте растите скорей, не задерживайтесь на пустяках! “Расти”, “вырастать” — самые актуальные слова в детских стихах Маяковского. Будущее время — самая важная глагольная форма в этих стихах: “Буду делать хорошо”, “Дети, будьте как маяк!”, “Дети, не будьте такими, как Влас!”, “Возьмём винтовки новые”, “Мы будем санитарами”, “Будет и семнадцать”, “Заживут ребята в нём”, “Я приеду к Пете, я приеду к Оле”, “Открою полюс Южный” и так далее, и тому подобное В 1925 году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема произведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой. Если Маяковский похвалит за что-нибудь малыша, то похвала соизмеряется с пользой, которую одобренный поступок принесёт потом, со временем. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится. То есть пригодится в будущей, взрослой жизни, потому и хорошо. Если же отмечается “хорошесть” малыша именно как малыша, а не будущего взрослого, то делается это иронически. Он хотя и маленький, но вполне хороший. Одно из наиболее популярных детских стихотворений Маяковского— «Кем быть?» — то есть кем быть не сейчас, а потом, когда вырастем и станем взрослыми. У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Д/З Учить наизусть стихи «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?». Домашнее задание Выучить лекционный материал, стихотворение наизусть на выбор Вопросы для самоконтроля по теме: - Каково воспитательное значение стихов В. Маяковского? - Отметьте неологизмы, используемые автором в детской поэзии? - Проанализируйте «Что такое хорошо и что такое плохо». Какие моральные ценности несет в себе разговор папы с сыном? - Как знакомит автор юного читателя с профессиями? Литература: «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г. «Детская литература», М., 1984 г. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г. Практическое занятие |