готовые лекции Детс. Лекция 1 (2ч) Детская литература предмет, специфика. План Литература в жизни современного ребенка
Скачать 455.96 Kb.
|
Тема: А.Л. Барто. Выразительное чтение и анализ цикла «Игрушки». Литература: ОИ № 1. Стр. 331-334. Лекция № 28 (2ч): С. В. Михалков. Поэт, баснописец, драматург, публицист. План : Содержание лекции Сергей Владимирович Михалков – известный писатель, автор многих книг для детей, пьес, сценариев, басен, переводов. Все начинается с детства. Михалков вспоминает: "Детство мое прошло в подмосковном поселке Жаворонки. Рядом с перочинным ножиком, рогаткой и другими драгоценными предметами мальчишечьего обихода хранил я в заветной шкатулке домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина и Некрасова". Стихи Михалков начал писать рано. Впервые они были опубликованы, когда автору исполнилось 15 лет. В 1936 году в библиотеке "Огонька" вышел сборник Михалкова, состоящий из стихов для детей. В своих стихотворениях, адресованных детям, поэт интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит с детьми как равный с равными, горячо принимая к сердцу их обиды и радости. Сегодня мы отправимся в путешествие, в поэтический мир Сергея Владимировича Михалкова. Войти в поэтический мир С. Михалкова– значит заразиться чувством юмора, изящной иронией, освоить идеалы человечности, добра, верности, дружбы. Отправляясь в дорогу мы поём песенку С. Михалкова "Песенка друзей". Детство детей проходит во дворах, где часто слышны крики, споры, смех, игры, считалки (считалка "Котята"). – Поэт не остается равнодушным и к самому, казалось бы, малозаметному движению детской души. Он видит и знает, как дети умеют повздорить и повеселиться, и помечтать, и малость при случае прихвастнуть. (стихотворение "А что у вас?"). Педагогический талант Сергея Владимировича Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребенка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями, он весь как бы погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях. Вместе со своими героями, их глазами смотря на мир, поэт отвечает постоянному стремлению детей к живой, увлекательной игре. (стихотворения "Азбука", "Чистописание"). В стихотворении "Рисунок" ребенок у Михалкова не просто рисует, но и преображает мир так, как подсказывает ему детская фантазия, так, как он видит природу, живую и постоянно меняющуюся. Поэзии Сергея Владимировича присуще то непосредственное, искреннее, восторженное ощущение окружающего мира, которое свойственно самим детям, вступающим в жизнь с неповторимо радостным чувством.(стихотворение "Прививка"). – В 1934 году журнал "Пионер" напечатал стихотворение "Фома". Михалков, пользуясь сказочным сюжетом, показывает детям, как смешно выглядит человек, который никому не верит. Звучит стихотворение "Фома". – В самых различных жанрах пробует свои силы Сергей Владимирович. Одно из центральных мест в его творчестве занимает басня. ( "Зеркало"). Далее викторина "Откуда эти строки?". – Угадайте, из какого это стихотворения. Я сегодня сбилась с ног – У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. ("Мой щенок"). Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? ( "Про мимозу"). Широка и глубока Под мостом текла река. Под корягой, Под мостом Жил в реке усатый сом. ("Про сома"). У меня печальный вид – Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп. ("Грипп"). Сергей Владимирович Михалков написал очень много пьес для детей. (Инсценировка сказки "Три поросенка"). Говоря о творчестве Михалкова,нельзя не сказать о его стихах про дядю Степу. Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своем "Дяде Степе" о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль. (Звучит отрывок из поэмы "Дядя Степа") Сергей Владимирович Михалков выступает в самых различных жанрах: пишет стихи, песни, сказки, пьесы, басни, рассказы. Все это результат живого, непосредственного общения поэта с жизнью, с людьми. Литература: ОИ № 1. Стр. 404-406. Практическое занятие Тема: С. В. Михалков. Выразительное чтение и анализ поэмы «Дядя Степа». Литература: ОИ № 1. Стр. 331-334. Лекция № 29 (2ч): А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества. Произведения о гражданской войне, короткие рассказы, повести, сказки. План : Содержание лекции Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года в небольшом городке Курской области. Отец его - школьный учитель, мать работала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от “арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях. В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталась одна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. На десятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок. Учился Аркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе. Очень любил Гайдар читать. В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Вот так с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара. В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получает ранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В 1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940г. Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьба барабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и “Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей страной случилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар не мог остаться в стороне. Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал. Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь. Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму. Сказка «Горячий камень» - художественное завещание писателя детям. Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий человек - в ранние или зрелые годы - однажды непременно обожжется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жизни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, чтобы не стыдно было потом о ней рассказывать. «Военная тайна» — емкое и многоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональном единстве людей, показано формирование ребенка в коллективе. Героев повести — детей разных национальностей — объединяет дружба и любовь к Советской стране. Это отражается в их играх и мечтах; им хочется «сторожить» всю страну, стоять с винтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возле передатчика, чтобы подать сигнал во время опасности. Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Кибалъчишем, который «примчался на подмогу» отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищами вступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам. Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественные традиции устного народного творчества. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» символически раскрывает перед юным читателем смысл важнейших социальных и политических понятий. Не отступая от правды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша. Рассказ «Чук и Гек» (1939). Чук и Гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе». И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте. «Чук и Гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина» рассказ осуществился в полной мере. Повесть «Тимур и его команда» в 1941 г. трижды выходила отдельным изданием. Книга эта написана в тревожное, предвоенное время. Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием. Один из конфликтов повести - между взрослыми и детьми. Второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина. В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые «зажжены» им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка социалистического общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Иначе создаются в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, тупости. Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора. У Фигуры же нет этой способности, в обрисовке его характера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничего человеческого. Повесть «Тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. По всей Советской стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов Советской Армии. Литература: ОИ № 1. Стр.340- 344. Лекция № 30 (2ч): Детская литература 40-50-х годов. Творчество А.Л. Барто. Общая характеристика творчества и общественной деятельности. Стихи «Снегирь», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Братишки», «Я живу в Москве», «Вовка – добрая душа», «Младший брат», «Звенигород» и др. Содержание лекции События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне. Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. В начале войны С. Михалков написал стихотворную книжку «Быль для детей», в которой, объясняя малышам смысл и цели войны, создал величественный образ воюющего за правое дело народа. С.Я. Маршак вернулся к своему старому герою – почтальону: на войне действуют тысячи почтальонов, «полковых и батальонных» («Почта военная»). Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих , погибающих от голода и обстрелов. В 1944 году выходит повесть В.Катаева «Сын полка». Писатель показывал, что дети не беспомощны на войне, что подросток способен не только выстоять в страшных, нечеловеческих условиях, но и оказаться помощником взрослых. Катаев подчёркивает решающую роль в детской судьбе добрых и разумных людей. В годы Великой Отечественной войны А.Л. Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950). О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Под его руководством в детские годы Барто получила хорошее домашнее воспитание и образование. Затем Агния поступила на учебу в гимназию. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной. Параллельно с обучением в гимназии Барто также занималась в хореографическом училище. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского, Чуковского, Маршака. В 1925 году в печать вышли первые произведения Барто, детские книжки стихов "Мишка-воришка" и "Китайчонок Ван Ли". Большую роль в литературном творчестве Агнии Барто сыграла ее встреча с Владимиром Маяковским. Поэт говорил об огромной роли поэзии в воспитании будущего гражданина страны, о важности этой работы для поэта. В 1928 году выходит сборник стихов Агнии Барто "Братишки", в 1934 году появляется "Мальчик наоборот", еще через два года выходят "Игрушки". В 1937 году Агния Барто направляется делегатом на Международный конгресс в защиту культуры, проходивший в Испании. Там в это время шли военные действия, работа конгресса велась в осажденном Мадриде. Агния Барто своими глазами увидела, что такое фашизм и какие разрушительные последствия он несет для человечества. В 1939 году поэтесса издает еще один детский сборник стихов - "Снегирь". Вскоре началась Великая Отечественная война, Агния Барто продолжала работать, писала военные очерки, статьи, стихи, часто выступала по радио. В 1942 году Барто работала на Западном фронте корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы так и называется - "Найти человека". О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу Найти человека, в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968). В поэме «Звенигород» нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны. Вот что писательница рассказывает в своей книге «Найти человека» (1969): «Случилось так, что в 1954 году библиотекарша Карагандинского дома инвалидов прочитала «Звенигород» уборщице Софье Ульяновне Гудевой, у которой восьмилетняя дочка Нина, так же, как и дети в поэме, потерялась во время войны. Софья Ульяновна написала мне о своей беде. В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, Нина жива и выросла в хорошем детском доме, Я решила попытаться помочь Гудевой». Далее писательница рассказывает, как она обратилась в Отдел розысков управления милиции. После восьми месяцев поисков Нина нашлась, ей было восемнадцать лет, она работала на швейной фабрике в городе Умань. Велико было счастье матери и дочери, встретившихся после стольких лет разлуки... Нина переехала жить к матери. ◦ «Но история на этом не закончилась,— продолжает писательница.— В журнале «Огонек» появилась заметка, в которой писатель Макс Поляновский довольно подробно рассказал о том, как «Звенигород» (поэзия плюс милиция!) соединил мать и дочь. ◦ Заметку прочитал комсомолец Иосиф Котвицкий, служивший в армии, в Житомире. Его заинтересовала судьба Нины, и он спрятал номер журнала на дно своего чемодана. И как это ни удивительно, после демобилизации попал он в тот самый город, где Нина жила. Приехал в Караганду по комсомольской путевке, разыскал Нину. Они познакомились, подружились, а потом и поженились». ◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми. ◦ Журналисты подробно рассказали про судьбу семьи Гудевых-Котвицких в печати, и Агния Барто стала получать множество писем с просьбами помочь разыскать детей, также пропавших во время войны. Поэт не мог не отозваться на эти просьбы. Агния Барто стала вести передачи по радио. Трудности были в том, что к ней обращались люди, не помнившие точных данных — не знавшие ни места своего рождения, ни года, а часто даже не знавшие своего настоящего имени. Отдельные приметы, детские воспоминания были подчас единственным ориентиром. Передачи шли по радиостанции «Маяк» с 1965 по 1974 год — ДЕВЯТЬ ЛЕТ. Благодаря Агнии Барто, ее пониманию детской психологии, ее энергии и настойчивости больше тысячи семейств нашли своих потерянных родных. Об этих поисках Агния Барто и написала книгу «Найти человека». ◦ Эта книга дважды — в 1969 и в 1975 годах — выходила в издательстве «Советский писатель». А в 1969 году она вышла еще в «Роман-газете» с предисловием Константина Симонова. Вот несколько строк из его предисловия: «Когда поэт начинает писать прозу, мы часто говорим: «Проза поэта». Новая книга Барто — это проза поэта, но не потому, что она изобилует какими-то поэтическими красотами. Скорей напротив — книга написана сдержанно, скромно, строго. Но в самом замысле ее заложена высокая поэзия, поэзия добрых дел, самоотречения, человечности». В послевоенные годы публикуются новые сборники Агнии Барто, такие как "Веселые стихи", "Звенигород", "Стихи детям", "Первоклассница". В это же время Барто работает над сценариями детских художественных фильмов "Слон и веревочка", "Подкидыш", "Алеша Птицын вырабатывает характер". В послевоенные годы Агния Барто много путешествует по миру, она посетила Исландию, Англию, Японию, Болгарию и многие другие страны. За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь. Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница. Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства: Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он - хороший”. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей (стихотворения “Кораблик”, “Грузовик”, “Самолёт”) и от 3-го лица, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера (стихотворения “Зайка”, “Мячик”). Всем своим творчеством А. Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоёвывают наше уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле “Машенька растёт”. Стихи эти, лёгкие, весёлые, окрылённые, отвечают уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире (стихи “Машенька”, “Машенька растёт”,“Я выросла”. В конце 1968 г. вышла книга стихов А.Барто “Я расту” - новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. Проблема взаимоотношений старших и младших – одна из ведущих проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений. Чаще всего внимание заостренно на дружбе между старшим и младшим поколением. (стихи “Две бабушки”, “Его семья”, “У папы экзамен”, “Дед Тимур”, “Разлука”). Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам. (стихи “Маляр”, “Птенцы”, “Мы не заметили жука”). Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним. (“Вовка – добрая душа”). Большое место в раннем творчестве Барто занимают сатирические и юмористические стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями. Поэтесса неизменно воспитывала и воспитывает своих юных читателей в духе огромной любви и высокого уважения к трудящимся любых народов и рас – и непримиримой ненависти к их угнетателям и поработителям, готовности к самоотверженной борьбе с ними. Не случайно такая поэма, как “Братишки”, посвящённая дружбе детей народов всей земли. подверглась сожжению в гитлеровской Германии наряду с другой литературой и наиболее прогрессивными произведениями русской и советской литературы. Поэма “Звенигород” - одно из наиболее примечательных произведений А. Барто, из тех, в которых многогранно раскрывается внутренний мир наших людей. Барто находит убедительные слова, доказывающие заботу страны о каждом человеке: О ребёнке каждом Думает страна. Тридцать юных граждан Заснули… Тишина. Литература: ОИ № 1. Стр. 331-336. |