ЛЕКЦИИ ГЕрменевтика Тариевой Л.У. МАГИСТР.8 ч. 2020 (1) (1). Лекция 1 Филологический анализ текста герменевтика план
Скачать 73.9 Kb.
|
Композиционный анализ Основывается на допущении, что именно анализ композиции приводит к постижению эстетического смысла произведения. Композиция понимается широко: не только как построение произведения, но и динамическое развертывание и смена типов речи, речевых стилей, словесных рядов. Композиция объединяет форму и содержание текста. С помощью композиционного анализа изучаются принципы расположения материала, композиционные планы текста, выделяются семантические центры, описывается расположение эпизодов, изучаются монтажные единства текста, определяются композиционные приёмы [Болотнова 2007: 456–457].Мотивный метод Получил права гражданства в литературоведении в первой половине XX в. благодаря работам А.Н. Веселовского и В.Я. Проппа, впервые рассмотревших мотив как неразложимый элемент текста. Мотив изучается как устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, наделённый предикативностью, семантической насыщенностью, повторяемостью, эстетической значимостью, загадочностью и интертекстуальностью. Примерами служат мотив метели у А.С. Пушкина, мотив дороги у Н.В. Гоголя, мотив блудного сына в русской и зарубежной литературе [Болотнова 2007: 482]Метод, близкий к экспериментуЗаключается в сопоставлении черновых вариантов строк с их авторским комментарием. В качестве хрестоматийного примера приводится статья В.В. Маяковского «Как делать стихи», в которой поэт размышляет о своей работе над стихотворением «Сергею Есенину» [Маяковский 1968]. Разумеется, этот метод ограничен тем, что у исследователя не всегда есть черновой вариант анализируемого произведения. Однако в случаях наличия черновиков пример писателей, редактирующих свои произведения и поясняющих необходимость различных замен и трансформаций, для изучения психологии творчества и прояснения эстетического замысла даёт многое [Болотнова 2007: 479]. Биографический методОдин из самых используемых в литературоведении. Он предполагает изучение жизни писателя на основе знакомства с мемуарами о нём, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного на- следия, различных материалов. Своеобразной самопрезентацией писателя могут быть авторские предисловия и послесловия, речи и интервью, поэтические декларации, критические статьи и эссе. Биографический метод основывается на допущении, что за любым текстом стоит языковая личность художника слова, а потому этот метод позволяет лучше понять творения исследуемого автора [Болотнова 2007: 481]. Например, поэтическая Киммерия в стихах М. Волошина — явное отражение жизни поэта в крымском Коктебеле. Содержание и поэтика художественной прозы К. Паустовского заметно связаны с одесскими и мещёрскими годами творческой биографии писателя. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в предложенных типологиях не разграничиваются такие понятия, как «метод», «методика» и «приём». Используются исключительно понятия «метод» и «анализ». Неясно, что включается в содержание термина анализ: это полный синоним термина метод или технология — ансамбль нескольких методов, методик и приёмов? Учебное пособие литературоведа В.И. Тюпы построено как теоретическое обоснование и практика четырёх типов анализа — семиоэстетического, интертекстового, дискурсного и нарратологического. Семиоэстетический методПредполагает анализ, подвергающий описанию семиоэстетическую данность текста, чтобы идентифицировать его как манифестацию смысловой архитектоники эстетического объекта (см. подробнее: [Тюпа 2008: 32]). Этот анализ основывается на двух презумпциях: предельной упорядоченности и предельной смыслосообразности художественного текста [Там же: 33]. Предметом семиоэстетического анализа является равнопротяжённая тексту совокупность факторов художественного впечатления, которая при наличии у читателя соответствующей культуры эстетического переживания призвана актуализироваться в художественную реальность определённого типа (модус художественности) [Там же: 34]. Равнопротяжённость предполагает, что все без исключения знаковые единицы текста принимают участие в манифестации единого смысла. Последовательному рассмотрению подвергаются такие структурные моменты художественного целого, как фабула, сюжетосложение, композиция, фокализация (фокусировка внутреннего зрения, внимание к детали), глоссализация (насыщение текста речевыми характеристиками), мифотектоника и ритмотектоника (факторы внутренней речи). Технология семиоэстетического анализа автором апробируется на примере «Фаталиста» М.Ю. Лермонтова, а также на материале избранных поэтических текстов, фрагментов романа, циклов и «сложносоставных целых». |