Главная страница

ЛЕКЦИИ ГЕрменевтика Тариевой Л.У. МАГИСТР.8 ч. 2020 (1) (1). Лекция 1 Филологический анализ текста герменевтика план


Скачать 73.9 Kb.
НазваниеЛекция 1 Филологический анализ текста герменевтика план
Дата21.02.2022
Размер73.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛЕКЦИИ ГЕрменевтика Тариевой Л.У. МАГИСТР.8 ч. 2020 (1) (1).docx
ТипЛекция
#369246
страница7 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Нарратив как инструмент научного познания


Представляется перспективным взгляд на нарратив как инструмент научного исследования. Текст оказывается не только объектом и предметом, но и инструментом научного исследования. Вполне логично предположение о нарративных моделях порождения знаний. Человек осваивает окружающую реальность только через повествование. Кажется парадоксальным мнение о том, что нарративная модель порождения знаний оказалась востребованной в естественных науках. Примером эффективного использования одной из таких моделей считают работу И. Гёте по теории цвета. У феномена нарратива как метода научного познания солидная история. Особенно активно модель наррации использовалась в английской науке со времён возникновения Лондонского Королевского общества, в котором актуальным был «репортаж-нарратив об отдельно взятом событии» [Булюбаш 2009: 17].

П.А. Флоренскому принадлежит мнение об общей ориентации английской науки на описание исследуемых явлений. Так, у И. Ньютона есть не только классические труды по механике или цвету, но и повествовательно-нарративные тексты — рукописи по алхимии, богословию и истории.

Ярким примером использования нарративной модели порождения знаний стал итоговый труд английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1882) «Происхождение видов путём естественного отбора». На это обратил внимание академик Н.Н. Моисеев, заметивший, что величие Дарвина как раз и состоит в том, что ему удалось найти такой ракурс рассмотрения истории живого мира, в котором человечество увидело основные особенности эволюционного процесса — его смысл. Важно не столько установить новые факты, сколько увидеть сердцевину того, что их связывает. Эпохальная книга Дарвина написана не в стиле научного трактата, а как популярная книга, доступная для чтения любому грамотному человеку [Моисеев 1998: 35]. Специалисты отмечают, что книга Ч. Дарвина сложена немногими общими положениями, а под них подведён густой лес фактических подпорок, которые при чтении необязательно всё время держать в голове [Мейен 1977: 419]. При этом вспоминают самооценку Дарвина его главного труда: вся книга, полагал её великий автор, — это один сплошной аргумент. Глава XV «Краткое повторение и заключение» книги «Происхождение видов…» начинается словами: «Так как вся эта книга представляет собой одно длинное доказательство, то для удобства читателя я дам краткое повторение главных фактов и выводов» [Дарвин 1991: 396]. Эту же мысль Ч. Дарвин повторил в биографической книге «Воспоминания о развитии моего ума и характера»: «…“Происхождение видов” от начала до конца представляет собою одно длинное рассуждение, и оно убедило немало способных мыслить людей» [Дарвин 1957: 149].

Современный представитель точного физико-математического знания признаётся в том, что в «строгом и совершенном здании физической теории на самом деле масса деталей взята вовсе не из опыта, а толком неизвестно откуда» [Соколов 2007: 21]. Видимо, эта масса и есть элементы того нарративного способа познания, без которого невозможно представить опыт физика.

Нарративные структуры очевидны в научных текстах, посвященных экологической проблематике. Классическим примером нарратива может служить заметка И.В. Гёте «Немецкий язык», в которой задолго до споров об экологии великий немецкий поэт, мыслитель и государственный деятель показал, что существует немало способов очищения и обогащения языка, чтобы тот развивался как живой организм. Разбор этой заметки представлен в главе об экологии.

Итак, нарратив — это определённым образом структурированный текст, рационально-прагматическое, но тесно связанное с эмоционально-интуитивной сферой жизни высказывавние (рассказ, история) вместе с социально-культурной практикой, к которой принадлежит и которую несёт в себе [Гуцуляк 2009э].

Эвристический потенциал нарративной модели порождения знания открывает, что смысл жизни коренится не только в рациональных, научных, поддающихся исчислению и строго научному анализу феноменах, но и в иррациональном, традиционном, волевом [http://www.scipeople.ru/group/187/topic/327/]. Наррация — это включение бессознательного, активация его творческого сверхсознания. Нарративный подход в широком смысле представляет ориентацию на интуицию, воображение, на опыт и чувства индивидуальной личности [Булюбаш 2009: 21].

Участники «круглого стола» «Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа» констатировали, что в последнее время в естественно-научном знании, в его методологии становится очень популярным нарративный тип объяснения. Где невозможно использовать формальные модели методов и процедур науки, разработанные немецко-американским философом науки Карлом Густавом Гемпелем (1905–1997), где наблюдаемое не покрывается законом, где пока нельзя выявить причины, там хорошо помогает нарративный способ объяснения [Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа 2007: 65].
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта