ЛЕКЦИИ ГЕрменевтика Тариевой Л.У. МАГИСТР.8 ч. 2020 (1) (1). Лекция 1 Филологический анализ текста герменевтика план
Скачать 73.9 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ №4 Фиологический анализ текста ГЕРМЕНЕВТИКА и НАРРАТИВ ПЛАН. Нарративный методТермины и понятия нарротологи Нарратив в филологии Мегатекст как эмпирическая основа филологии Концепт в процессе познания и его отражение в тексте Давно уже подмечено, что человек смотрит глазами, а видит мозгом. Известный врач и учёный Ганс Селье, открывший явление стресса, воздавший должное наблюдению как «биологическому методу», призывал учиться тому, как смотреть, на что смотреть и каким образом помещать изучаемый предмет в рамки нашего поля зрения, как обрести способность созерцать естественное явление с полной объективностью и предельным вниманием, как, мобилизуя опыт, подсознательно управлять вниманием, чтобы пробиться сквозь туман несущественного (см. подробнее: [Селье 1987: 230]). Наблюдение активизирует когнитивные процессы, в результате чего наблюдаемые явления идентифицируются, объединяются в группы, категоризуются и, по мере надобности, вербализуются, формируя текст. В этом случае создание текста — способ понять и объяснить увиденное. Этот метод именуют наррацией. Понятие о нарративеВ конце XX столетия одним из популярнейших в зарубежной гуманитарной науке стал термин нарратив. В отечественной гуманитаристике, равно как и в других науках, этого слова почти не было слышно. Не зафиксирован данный термин в «Краткой литературной энциклопедии» (1972). Соответствующая словарная статья отсутствует и в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой (1966), и в фундаментальном «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (1990). Правда, в толковании других терминов встретились два упоминания. Первое о том, что под влиянием турецкого языка возник нарратив (пересказывательное наклонение) в болгарском и македонском языках [ЛЭС 1990: 63]. Второе упоминание — синонимическая пара: нарративность как повествовательность [ЛЭС 1990: 349]. «Большая энциклопедия» издательства «Терра» в шестидесяти двух томах содержит словарную статью «Наррация» объёмом в три слова: Наррация, см. Рассказ [БЭ 2006: 31: 476]. В словарной же статье «Рассказ» нет ни слова о наррации, нарративе или нарративности. Складывается впечатление, что в отечественной гуманитарной науке нарратив функционально замещён популярным термином дискурс. Однако специалисты эти термины разводят. Так, Й. Брокмейер и Р. Харре считают, что дискурс является наиболее общей категорией языкового «производства», а нарратив — это подвид дискурса наивысшего уровня. По их мнению, виды нарратива разнообразны и «многоцветны». Это фольклорные истории, эволюционные объяснения, басни, мифы, сказки, оправдания действий, мемориальные речи, объявления, извинения и т.д. Подвиды нарратива включают мифы, народные и волшебные сказки, правдивые и вымышленные истории и некоторые исторические, правовые, религиозные, философские и научные тексты [Брокмейер, Харре 2000: 30]. Нарративом традиционно считают текст, описывающий некую последовательность событий. Суть нарративного высказывания заключается в сопряжении двух событий, между которыми устанавливается причинно-следственная связь. Главное в нарративе не событие рассказывания, а сами рассказываемые события (см. подробнее: [Зенкин 2003]). Событийность — основная примета нарратива. В этом смысле термин нарратив ближе всего к термину сюжет. В нарративе не только излагаются события, но и систематизируются причинно-следственные связи событий, что делает их доступными для понимания. Важное свойство нарратива — его «объяснительность». Говорящий воспринимает нарратив как средство придания смысла или осмысления действительности. Фактам приписываются некоторые смысловые оценки. Нарратив — это форма дискурса, с помощью которой реконструируется прошлый опыт для себя и других. Нарратив — один из типов повествования, который может быть противопоставлен другому типу, например риторическому. Нарративное изложение предполагает связь говоримого с бессознательным В то же время нарратив — это как бы «обращенный текст», воздействующий на коммуниканта. В этом смысле оригинальной выглядит идея Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова изучать нарративный текст в лингвострановедческом рассмотрении (см. подробнее: [Верещагин, Костомаров 2005: 688 и далее]). Посредством нарратива человек организует свою память, намерения, жизненные истории, идеи своей «самости» или «персональной» идентичности. С помощью нарратива человек осмысливает наиболее широкие, дифференцированные и сложные контексты своего опыта. Нарратив, по мысли Брокмейера и Харре, перспективен в лингвистических и литературных исследованиях, в социо- и психолингвистике, а также в развивающейся психологической нарратологии. Современный литературовед, ведущий в отечественной науке специалист по нарратологии В.И. Тюпа нарративный подход применяет к исследованию прозы А.П. Чехова и утверждает, что нарративное изложение создаёт тот эффект прозы, который сделал русского писателя эталоном литературного мастерства, определившим стилевые тенденции мировой литературы XX в. [Тюпа 2010]. Нарративы представляют собой формы, внутренне присущие способам получения знания, которое структурирует наше восприятие мира и самих себя. Нарративы не репрезентация, а специфический способ конструирования и установления реальности. Это метод, с помощью которого люди пытаются осмыслить свой опыт и делают это, помимо всего прочего, рассказывая о своём опыте. Й. Брокмейер и Р. Харре ссылаются на Л. Виттгенштейна, который утверждал, что смыслы принимают форму, порядок и связность только будучи рассказанными. В ходе повествования говорящий придаёт опыту форму и смысл, упорядочивает его посредством выделения начала, середины, конца и центральной темы. В процессе описания наличествует некий каркас представлений, мыслей, методов и т.п. К подтипам нарратива относятся научные описания, которые на первый взгляд представляют различные формы привычного логического рассуждения. Однако детальное изучение большого числа научных текстов позволяет обнаружить нарративные структуры. На уровне нарративов обнаруживаются такие культурные связи, которые иным способом трудно выявить. Так, утверждают Брокмейер и Харре, очевидна связь между дарвиновской естественной историей, исторической геологией, появлением исторической филологии и компаративных исследований в литературоведении. Нарратив значим не только в художественной литературе и ораторском искусстве, но и в научном дискурсе и в бытовом общении. |