Главная страница
Навигация по странице:

  • В феврале 2000

  • ЛЕКЦИЯ 38 Афганистан (1945-2000) I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.

  • Перемены в общественной жизни страны происходили медленно.

  • «Хальк» и «Парчам».

  • Гульбеддин Хекматиар и Бурхануддин Раббани

  • 27 апреля 1978 г.

  • Революционный совет

  • II. Революция в апреле 1978 г. и гражданская война

  • Н.М. Тараки

  • Лекция 1 Особенности курса История стран Азии и Африки в новейшее время (19182000)


    Скачать 3.39 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Особенности курса История стран Азии и Африки в новейшее время (19182000)
    АнкорIstoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya.doc
    Дата21.11.2017
    Размер3.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya.doc
    ТипЛекция
    #10335
    страница41 из 64
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   64

    В мае 1997 г. М. Хатами избран президентом, получив поддержку 69,7% голосов. Ему удалось нанести поражение лидеру меджлиса На­теку Нури, креатуре духовенства. В президентских выборах 1997 г. участвовало в два раза больше иранцев, чем в прошлых. Поэтому по­беда М. Хатами не была случайной.

    Когда-то сам М. Хатами слыл радикалом: в начале 1980-х гг. он был составителем речей Хомейни; еще раньше, в 1979 г., участвовал в захвате американского посольства в Тегеране. С 1982 по 1993 г. Ха­тами был министром культуры и выражал исламскую ориентацию в правительстве; впоследствии он заслужил славу «либерала», осла­бив цензуру, развивая иранское кино и разрешая распространять ин­формацию западных агентств. За это он и был снят в 1993 г. с долж­ности. М. Хатами — автор книги «Надежды и вызовы времени», где он уважительно отзывается о достижениях Запада в технологии, вы­сказывается за диалог с христианством, признает оппозицию, демо­кратию и права человека.

    Возглавив правительство, М. Хатами сумел провести на посты ми­нистров иностранных дел, внутренних дел, культуры своих людей; первым вице-президентом назначил женщину. В январе 1998 г. Хата­ми извинился за свое поведение в инциденте с американским посоль­ством в 1979 г., высказался за нормализацию отношений с США.

    С триумфом прошло участие Ирана в чемпионате мира по футболу в июне 1998 г.; в 1999 г. иранский фильм «Дети небес» заслужил между­народное признание и был выдвинут на премию «Оскара» в США. В 1998 г. в стране разрешены поп-музыка, спутниковое телевидение, многие иранцы сейчас носят галстуки — «империалистические удавки» в недавнем прошлом. С 1999 г. в Иране распространилось увлечение Интернетом, появились сотни провайдеров, открылись свыше 400 Ин­тернет-кафе в Тегеране.

    Однако влияние мулл все еще сильно. Когда в июле 1999 г. в Теге­ранском университете прошли волнения молодежи, в столице были организованы куда более многочисленные контрдемонстрации моло­дых людей из бедных семей.

    Все же развитие современных средств коммуникации делает невоз­можным дальнейшую изоляцию страны. В поддержку реформаторов выступают так называемые «новые иранцы», женщины, образованная молодежь. Женщины, кстати, представляют собой существенную си­лу: они составляют сейчас 40% студентов, у3 преподавателей вузов, немало женщин являются депутатами меджлиса. Жены и родствен­ники видных деятелей Ирана являются ныне лидерами женского движения.

    В феврале 2000 г. в Иране состоялись выборы в меджлис. 163 места из 290 завоевал Исламский фронт участия, партия М. Хатами; коалиция последователей имама Хомейни получила только 44 места. Это говорит о том, что фундаменталисты потеряли контроль над меджлисом, последнее воспринято как знак дальнейшего усиления реформаторов в Иране.

    Это, однако, не означает потерю фундаменталистами власти в Ира­не. Например, у них еще сохраняются сильные рычаги, прежде всего высший пост факиха (А.С. Хаменеи) и Наблюдательный совет, в кото­ром 12 духовных лиц бдительно следят за происходящим. Время от времени они наносят контрудары: так, недавно был осужден на 18 ме­сяцев известный реформатор, молодой мулла Мохсед Кадивар. Он вы­сказался в том смысле, что политическая власть в стране должна при­надлежать народу, а не шиитским идеологам. В Иране ходят слухи, что втайне сам президент М. Хатами разделяет подобные высказывания М. Кадивара.

    Отношения Ирана с Россией развиваются успешно: торговля двух стран в 2000 г. на 20% превысила уровень 1999 г. С 1995 г. Россия со­трудничает с Ираном в строительстве атомной электростанции в Бу-шире. В марте 2001 г. состоялся визит президента Ирана М. Хатами в Москву, его встречи с российским президентом В.В. Путиным. Рас­ширение сотрудничества между Россией и Ираном вызывает критику у США — опасаются, что это приведет к созданию ракетно-ядерного оружия. Только что прошло испытание ракеты «Шахиб-3», дально­стью 7 тыс. км, шефство над всеми военными проектами осуществля­ют муллы.

    В апреле 200 Г г. на позиции реформаторов в Иране началось на­ступление: были закрыты 36 либеральных изданий, десятки человек, среди них видные сторонники М. Хатами, арестованы. Но состояв­шиеся в июне 2001 г. выборы вновь принесли победу М. Хатами: он получил 88% голосов, в то время как его ближайший соперник — только 15,61%. Но президент подвергся критике со стороны аятолл «за слишком мягкую по отношению к врагу» позицию. Начались го­нения на спутниковое телевидение — было изъято 150 тыс. антенн, закрываются Интернет-кафе.

    Тем не менее постепенно Иран становится все более открытым го­сударством. В последние годы сняты запреты на музыку и шахматы, мужчины носят рубашки с коротким рукавом и галстуки, реформато­ров поддерживают молодежь, женщины, интеллигенция. Следует наде­яться поэтому на приемлемые сочетания традиций и западных стандар­тов жизни в будущем.

    После событий 11 сентября 2001 г. Иран делает все, чтобы изба­виться от ярлыка «пособника международных террористов». Выслан из страны бывший шеф службы безопасности организации «Хесбол-ла», отозваны 700 иранских советников из Судана, Ливии, Боснии. 4 ноября 2001 г. у здания бывшего американского посольства в Тегера­не состоялась демонстрация солидарности в память о погибших 11 сентября. Правда, одновременно состоялась более многочислен­ная демонстрация протестовавших против этого; между участниками двух демонстраций произошла стычка. Иранское правительство осу­дило убийство ни в чем не повинных людей, но одновременно высту­пило против акции США в Афганистане.
    Выводы

    1. «Исламская революция» в Иране вызвана социальными последствиями глубо­ких реформ, проведенных в I960—1970-х гг. В результате модернизации страны оказалась затронутой сама суть исламских традиций и морали, что и вызвало такую бурную реакцию отторжения новшеств.

    2. После свержения шаха в стране установился исламский теократический ре­жим. Все прочие политические партии были постепенно отстранены от вла­сти, а летом 1981 г. окончательно ликвидированы все светские структуры.

    3. В 1980-е гг. в Иране усилилась «исламизация»: были введены традиционные нормы морали и образа жизни. Все это происходило в условиях международ­ной изоляции Ирана, который воспринимался во всем мире как очаг террориз­ма и фундаментализма.

    4. После смерти Р. Хомейни в 1989 г. теократический резким в Иране сохранил­ся, но со второй половины 1990-х гг. обнаруживаются тенденции к большей открытости. Это привело к избранию в 1997г. президентом М. Хатами, раз­делявшего реформаторские взгляды, и победе его партии на выборах в медж­лис в феврале 2000 г.

    ЛЕКЦИЯ 38

    Афганистан (1945-2000)
    I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
    Афганистан в правление короля Мохаммеда Захир-шаха

    Мохаммед Захир-шах стал афганским королем в 1933 г. Это был обра­зованный человек, понимавший необходимость и желательность мо­дернизации. Он хорошо разбирался в специфике Афганистана и исхо­дил из того, что любые реформы должны проводиться постепенно, что не следует подвергать крутой ломке традиционный уклад жизни. Этим и объясняется его политика весьма осторожной модернизации — новшества касались лишь крупных городов, главным образом Кабула. В дела регионов король никогда не вмешивался, за что его и почитали, оказывали знаки внимания.

    М. Захир-шах правил страной с ограниченными природными ре­сурсами и сложным этническим составом населения. Половину его составляют пуштуны — гордый и воинственный народ, живущий по обычаям своих предков (кодекс пуштун-вапи) и придерживающийся строгой иерархии племенных групп и кланов. В приграничных райо­нах на Юго-Востоке Афганистана пуштуны живут в так называемых племенных зонах, где административная власть полностью принадле-жит вождям. Король вынужден был считаться со свободолюбивыми горцами, поэтому земельные налоги были минимальны, таможенные сборы также, поскольку контрабанда, была главным экономическим видом деятельности племен.

    Среди пуштунов можно выделить две племенные группы: дуррани и гильзаи. Дуррани долгое время господствовали в стране, они окружа­ли королевскую семью. Их отношения с гильзаями были отягчены драматическими событиями еще с прошлых веков.

    Восточнопуштунские племена традиционно враждебно были наст­роены по отношению к Кабулу — они проживали на территории Бри­танской Индии и по численности населения не уступали пуштунам Афганистана. После провозглашения независимости Пакистана эта территория отошла к нему.

    Афганистан долгое время настаивал на создании единого пуштун­ского государства, вплоть до Синда и Белуджистана, но Пакистан от­верг эту идею. На протяжении длительного времени между двумя странами были крайне натянутые отношения; Пакистан даже объя­вил Афганистану экономический бойкот. В споре пытался посредни­чать в 1950 г. иранский шах, но это ни к чему не привело.

    В то же время с СССР Афганистан поддерживал исключительно дружеские отношения; более того, Афганистан стал первой в мире не­коммунистической страной, получаваюй советскую помощь (1953). Впрочем, его зависимость от СССР была чисто символической и до 1978 г. выражалась прежде всего в сотрудничестве по строительству дорог. В 1960-х гг. были проложены главные из них — две: на западе Кушка-Герат — Кандагар, на востоке Мазари-Шариф — Кабул (через хребет Гиндукуш).

    Помощь Афганистану оказывали также Франция и КНР, в стране открывались совместные предприятия с немцами, японцами, индий­цами (в Кабуле проживают тысячи сикхов). Одновременно с помощью СССР сооружался ирригационный комплекс в Джелалабаде, строи­лись ГЭС и авторемонтный завод в Кабуле.

    Перемены в общественной жизни страны происходили медленно. В 1959 г. отменено обязательное ношение паранджи, в 1960 г. женщи­ны получили доступ к государственной службе. Постепенно развива­лось здравоохранение, расширялась система образования, в Кабуле открывались школы, где преподавание велось по западным програм­мам (Немецкий лицей, Французский лицей).

    В 1964 г. в Афганистане принята новая Конституция: она закрепля­ла за парламентом издание законов, а за королем — их утверждение. Но король вынужден был считаться с парламентом, он не мог его рас­пустить или манипулировать им по примеру иранского шаха. Парла­мент состоял из двух палат: нижней — Народного совета и верхней — сената. Последняя на 2/3 состояла из назначенцев короля. В 1965 г. парламент принял закон о политических партиях; хотя король его не утвердил, партии начинают появляться.

    Одной из первых в 1965 г. образовалась партия НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана). Она была создана на базе марксистских кружков, сложившихся вокруг редакций газет «Хальк» и «Парчам». Их членами была элита общества — служащие королев­ской администрации, офицеры, интеллигенция. Почти сразу же пар­тия раскололась на две фракции с одноименными названиями: «Хальк» и «Парчам». Первая считалась более радикальной, ее основу составляли пуштуны, лидерами были Hyp Мохаммед Тараки и Хафи-зулла Амин. Во фракцию «Парчам» входили в основном таджики (ко­торые составляли 20% населения) и другие северные народности, ее лидером избран Бабрак Кармаль. Обе фракции крайне враждебно бы­ли настроены друг к другу, постоянно конфликтовали между собой.

    В 1965 г. принят закон о печати; в стране стали выходить частные газеты и журналы.

    В конце 1960-х гг. в Афганистане проявились первые признаки не­довольства даже постепенной модернизацией. Прошли погромы в Ка­буле, который стал центром европейских нововведений в стране. По­явилась организация «Братья мусульмане», впервые заявили о себе такие деятели, как Гульбеддин Хекматиар и Бурхануддин Раббани: они принципиально были настроены против введения любых элементов западной культуры.

    В 1970—1971 гг. страну постигла засуха, разразились эпидемии, что привело к массовому падежу скота. Кроме того, завершалось строи­тельство крупных объектов, и поэтому многие работники-строители подлежали увольнению. Эти экономические факторы дали дополни­тельные основания сторонникам свержения короля М. Захир-шаха.

    Он был свергнут в 1973 г, в результате военного переворота (когда совершал турне по европейским странам). Монархия была низложе­на, президентом провозглашен двоюродный брат короля — Мохам­мед Дауд.
    Республика при М. Дауде (1973—1978)

    Лидеры обоих фракций НДПА помогли М. Дауду прийти к власти, и по­началу он их приблизил к себе, назначив на ключевые министерские посты. Были приняты меры по социальной защите населения, уста­новлен 7,5-часовой рабочий день, в 2,5 раза повышена заработная плата работникам государственного сектора, введены отпуска, пен­сии, социальное страхование, но все это касалось лишь ничтожной части афганцев.

    В 1974 г. провозглашена национализация частных банков и внеш­ней торговли. Но как воплотить это в реальность? Подобный же дек­ларативный характер носили и меры по ограничению деятельности иностранного капитала. Решение 1975 г. об аграрной реформе преду­сматривало наделение крестьян землей из государственного фонда, который формировался за счет конфискации излишков земельных владений, превышающих установленный максимум в 20 га. Каким об­разом собирались проводить эти меры в жизнь — непонятно.

    Важным политическим шагом стало также создание правительст­венного управления по ликвидации неграмотности. Государство взя­ло в свои руки полный контроль над образованием, все школы и учеб­ные заведения были переданы в ведение министерства просвещения.

    Но реакцией на подобные реформы стало восстание на Востоке страны в 1975 г. На возросшее сопротивление правительство М. Дауда ответило ужесточением режима. Вскоре начались конфликты с НДПА. Постепенно все министры от НДПА были вытеснены из правительст­ва. В начале 1977 г. принята новая Конституция, в соответствии с кото­рой М. Дауд провозглашен пожизненным президентом.

    Однако М. Дауд не мог осуществлять полный контроль над ар­мией, где было немало офицеров, связанных с НДПА. В июле 1977 г. «Хальк» и «Парчам» вновь объединились в единую партию и постано­вили: готовить свержение режима М. Дауда. Последний, очевидно, знал о готовящемся заговоре: в апреле 1978 г. он провел превентивные аресты лидеров НДПА, но это не помогло.

    27 апреля 1978 г. командующий военно-воздушными силами Афга­нистана полковник Абдул Кадыр (он, кстати, возглавлял переворот и в 1973 г.) захватил власть и отстранил М. Дауда. Сам М. Дауд был убит. Лидеры НДПА были освобождены из тюрем. Создан Революционный совет, который и объявил себя высшей властью в Афганистане. Во главе его стоял Н.М. Тараки, его первым заместителем был Б. Кар-маль. X. Амин стал министром иностранных дел и начальником служ­бы безопасности, А. Кадыр — министром обороны.
    II. Революция в апреле 1978 г. и гражданская война
    Первые результаты революции

    Население Афганистана в своем большинстве восприняло события именно как переворот, как переход власти от одной племенной груп­пы (дурраии) к другой (гильзаи), связанной с НДПА. Сразу же нача­лась дележка «доходных мест» в администрации.

    Оценивая ситуацию объективно, следует отметить: никаких пред­посылок для осуществления радикальных преобразований в Афгани­стане не было. Тем не менее люди, захватившие власть, надеялись на внешнюю поддержку, а именно на поддержку СССР. По сути начали интенсивно проводиться в жизнь реформы, объявленные еще во вре­мена М. Дауда. К чему это вело?

    Аграрная реформа проводилась без учета традиций землепользова­ния. Крестьянам просто выдавали свидетельства о праве пользования землей и говорили: она ваша, никому платить больше не надо. Это вызывало неодобрительную реакцию населения, тем более когда в ме­стные дела вмешивались совершенно посторонние люди из города. Пытались проводить аграрную реформу даже в зоне проживания пле­мен, на что пуштуны ответили сопротивлением.

    Власти отменили долги — но непонятно, как растолковать крестья­нину, что он никому ничего не должен, если ислам воспитал его в стро­гой заповеди «Не укради».

    Было конфисковано имущество королевской семьи и М. Дауда, нача­лось широкое жилищное строительство в Кабуле, где появился новый микрорайон, построенный домостроительным комбинатом, создан­ным СССР. Но все это осуществлялось только в столице, для государ­ственных чиновников, а за ее пределами жизнь шла своим чередом.

    Бурное возмущение вызывали меры по ликвидации неграмотности среди населения. Во-первых, дело это оказалось слишком дорогосто­ящим, так как на добровольной основе никто в Афганистане работать не будет. Во-вторых, пытались распространить кампанию по ликвида­ции неграмотности и наженащн, что противоречило нормам ислама, согласно которому женщина, а тем более замужняя, не должна быть грамотной. Большие недоразумения вызвала отмена махора, своего рода калыма за невесту.

    Все это привело к бунтам, в ходе которых погибло немало людей. В районе города Герат, на западе страны, были зверски убиты около 50 советских советников; при неясных обстоятельствах погиб и аме­риканский посол в Кабуле.

    На оппозицию обрушились жестокие репрессии — по распоряжению начальника службы безопасности X. Амина людей убивали тысячами. Амин был деятельным человеком. Уже в июле 1978 г. объявлено о «рас­крытии заговора» фракции «Парчам» — многие ее активисты арестова­ны, а лидер Б. Кармаль отправлен послом в Чехословакию. Постепенно Амин берет все больше власти в свои руки. Наконец в сентябре 1979 г. он убивает Н.М. Тараки, узурпирует власть и обращается к СССР с просьбой ввести войска в Афганистан, чтобы пресечь «контрреволюцию».

    В течение трех месяцев продолжалось единоличное правление X. Амина: он делал акцент на силовые методы проведения реформ. Оппозиционеры карались в массовом порядке, административные назначения проводились вопреки традициям. Так, руководителем го­рода Герат был назначен кабулец, хотя в Афганистане хорошо извест­но о негативном отношении гератцев к жителям Кабула.

    Мулл расстреливали прямо на городских улицах. X. Амин был на­строен решительно против религии, его лозунги «На помойку Ко­ран!», «Я заставлю всех афганцев Читать только Маркса и Ленина!» могли лишь возбудить всеобщую ненависть.

    Сопротивление охватило всю страну, отряды оппозиции прибли­жались к Кабулу, фактически город был блокирован со всех сторон. В этих условиях 27 декабря 1979 г. советские войска вторглись в Афга­нистан, X. Амин был убит, во главе Революционного совета поставлен Б. Кармаль.
    Последствия советского вторжения в Афганистан

    В первые же дни из тюрем были освобождены тысячи заключенных, брошенных туда при X. Амине. Кабул был деблокирован, а 2/3 совет­ских войск оказались на юго-западе Афганистана, совсем рядом с Персидским заливом и Белуджистаном, что вызвало большую тре­вогу у США и его союзников, которые усмотрели в этом стратегичес­кий замысел СССР. Советские действия в Афганистане были резко осуждены Организацией «Исламская конференция». США стали ока­зывать помощь Пакистану и оппозиционным силам в самом Афга­нистане.

    Все же устранение X. Амина смягчило режим в Кабуле: правитель­ство попыталось наладить отношения с вождями племен, возобно­вились преподавание религии в школах, трансляция религиозных программ по телевидению, строительство мечетей. Многие рефор­мы стали проводиться более осмысленно, усилилась экономическая подпитка со стороны СССР. Стало проявляться подчеркнутое оди­наковое уважение ко всем национальностям. В частности, премьер-министром назначен Султан Али Кештманд, хазареец по нацио­нальности (к ним отношение в Афганистане традиционно было пренебрежительным).

    Но негативные последствия советского вмешательства намного превосходили позитивные. Во-первых, сопротивление афганцев рез­ко возросло — ведь в стране появились «гяуры» (неверные), а значит, но традиции, на время афганцы должны забыть все внутренние распри и сплотиться против общего врага. Во-вторых, в условиях войны проводимые меры не давали должного эффекта; к тому же, несмотря на советскую помощь, экономическая ситуация в стране постоянно ухудшалась: росли цены, многие семьи, потеряв кормильцев, не могли себя обеспечивать, в стране начался голод, чего раньше не было
    никогда.

    Ситуация усугублялась продолжавшимся соперничеством между двумя фракциями «Хальк» и «Парчам», а также страшной коррупцией в государственном аппарате, всепроникающим бюрократизмом.

    Противники НДПА — «моджахеды» контролировали большую часть территории страны. Около 5 млн. человек находились за пре­делами Афганистана на правах беженцев. Попытки ООН с 1982 г. ог­раничить вмешательство извне в дела Афганистана ни к чему не приводили.

    Это побудило руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым, который в апреле 1985 г. был избран генеральным секретарем ЦК КПСС, пойти на перемену курса. Впервые об этом стало известно в ноябре 1985 г., когда появились «10 тезисов» Б. Кармаля. В этом до­кументе провозглашался отказ от прежней линии на жесткое проти­востояние с духовенством, предпринимателями, землевладельцами и вождями племен. Но вскоре выяснилось, что главным тормозом пе­ременам стал именно сам Б. Кармаль.
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   64


    написать администратору сайта