Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Развитие политической мысли в эпоху возрождения и нового времени.

  • Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Политология наука о политике
    АнкорКонспект ещё.doc
    Дата05.11.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект ещё.doc
    ТипЛекция
    #10136
    КатегорияСоциология. Политология
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    2. Политические идеи Востока. Египет, Индия, Китай, ислам.

    Египет по праву можно считать древнейшим создателем политической мысли. Жречество оценивало миропорядок и место в нем государства, олицетворяемого фараоном, еще во II-м тысячелетии до н.э. Жрецы бога Птаха – бога-творца, создателя всего сущего – в своем «Мемфисском богословском трактате» еще в ту эпоху давали объяснение сущности государства и власти – как результата установления общественного порядка и истины – Маат. Боги уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе устанавливают всеобщую гармонию Маат. Подобно богам, и фараон должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка». Понятие Маат становится центральным в египетской политической мысли и этике и понимается именно как правопорядок и справедливость, а боги и фараоны – как законодатели. Одно из древнейших поучений жрецов – «Премудрость Птаххотепа» - провозглашает Маат принципом всего сущего и в т.ч. отношений между людьми. Позднее жрецы стали все чаще размышлять над возможностью великого бедствия, конца света, когда все перевернется, и порядок исчезнет («Речения Ипусера», поучение жреца Анху и др.). Следующий шаг – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», где фараон акцентирует внимание на нравственных основах власти: беспощадно карая мятежников, награждать за заслуги и не наказывать несправедливо.

    В Индии политическая мысль зародилась в глубокой древности, долго развивалась в накатанной колее и в конце XIX-XX вв. пережила серьезный всплеск, но скорее в тесной переплетенности с философией. Тексты Вед (II-I тысячелетие до н.э.), особенно «Ригведа», устанавливают деление общества на варны, введенное самим богом Брахмой-творцом. Эти идеи опровергал буддизм (I тысячелетие до н.э.). К концу XIX – началу XX вв. относятся религиозно-социологические идеи индуистов Рамакришны, Вивекананды и Ауробиндо Гхоша, а также мусульманина Мухаммада Игбала, «духовного отца» Пакистана (идея «исламского государства» в либеральном духе). Но индийская политическая мысль почти не отделяется от философии и социологии.

    Китай, в отличие от Индии, как раз очень интересовался политическими вопросами, устройством государства. В VI – V вв. до н.э. в эпоху интенсивных дискуссий мудрецов возникли философские и общественно-политические школы, существующие и до сих пор либо оказавшие влияние на развитие китайской политической мысли. Это прежде всего конфуцианство, даосизм, моизм и легизм (фацзя). Конфуций (Кун-цзы, 555–479 до н.э.) и его последователи говорили, что структура общества, как и устройство мира, вечна и неизменна, и каждый по воле неба занимает в ней свое место. Люди поделены небом на «управляющих» («благородных мужей»), способных к нравственному самоусовершенствованию, и «управляемых» («низкий, презренный люд»), аморальный по природе, которому предписано заниматься физическим трудом и кормить «благородных». «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». Воля Неба реализуется через «гуманное правление» высоконравственного государя. Если государь отходит от заветов древних правителей, небо меняет свою волю (концепция Гэмин – идея Мэнцзы, конфуцианца), и тогда подданные свергают государя. При этом Мэнцзы говорил: «Как на небе не может быть 2 солнц, так и у народа не может быть 2 государей». Другой конфуцианец, Сюньцзы, выдвинул идею ритуала как высшей формы различий между верхами и низами. Он объявлял господство одних над другими извечным состоянием общества и считал, что натура людей изначально зла, и неравенство коренится в самой природе человека. Даосы (Лао-цзы и его ученики) резко порицали социальный гнет (в отличие от конфуцианцев), осуждали войны, богатство знати, жесткость властей, проповедовали пассивный процесс как принцип жизни, следование дао-естественному ходу вещей. Даос Чжуанцзы отстаивал природное равенство людей, отрицал деление на «благородных» и «ничтожных». Моисты (последователи Мо Ди) также выступали против власти и элиты, выдвигали программу переустройства общества на основе принципа «всеобщей любви и взаимной пользы», требовали отменить наследование должностей и рангов и предлагали формировать аппарат управления, выдвигая мудрых людей из народа. При этом они осуждали бедность (от лени) и провозглашали богатство добродетелью. Мо Ди выдвинул доктрину равенства государств как основу мирных межгосударственных отношений. Он требовал прекращения войн, которые считал нарушением воли неба, но при этом оправдывал оборонительные войны. Легисты (Шан Ян) подчинили все задачам государственного устройства, требовали введения единых, обязательных для всех законов, защищающих собственность и единоличную власть правителя. Малейшее нарушение закона должно караться. «В строгой семье не бывает строптивых рабов». Эти идеи подготовили базу имперской государственности, но основой китайской государственной идеологии стало конфуцианство.

    В исламе основной политической идеей, заложенной в Коране и развивавшейся улемами-богословами, стала идея «дар-аль-ислам» (территория ислама), противопоставленная понятию «дар-аль-харб» (обитель войны), которую нужно превратить в «дар-аль-ислам» посредством «джихада» (священной войны). Ислам не делит людей на народы, признавая три статуса человека (правоверный, покровительствуемый и многобожник). Все мусульмане объединяются в общину («умма»). Идеальная форма государственного устройства мыслится в суннитской теории как эгалитарная светская теократия (все равны перед законом Аллаха; нет церкви как института; вся власть принадлежит Аллаху – законодательная через Коран, исполнительная через халифа). Позднее возникли: шиизм (культ авторитета имама и аятолл), хариджитская школа (равенство всех членов уммы), исмаилизм (воплощение Аллаха в вожде), ваххабизм (очищение ислама от новшеств) и т.д.
    3. Развитие политической мысли в эпоху возрождения и нового времени.

    Период возрождения (XIV-XVI вв.), расцвет которого – 2-я пол. XV – начало XVI вв. – это эпоха разложения феодализма, кризиса средневековых ценностей и самой католической церкви. Это эпоха становления капитализма (осн. очаги – Италия и Нидерланды), развития техники, светских наук, торговли, искусства, это время великих географических открытий, когда рамки известного европейцам мира значительно расширились. Идеологи бунжуазии отрицали средневековые идеи аскетизма, слепого подчинения церкви, мистицизма, отстаивали нуманимтические ценности: стремление к земному успеху, процветанию, наслаждениям; индивидуализм; проявление творческих способностей; практичность.

    Именно в Италии, на родиднде возрождения, наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и полит. мысль эпохи. Самым крупным представителем зарождавшейся политической науки был Никколо Макиавелли(1969-1527), а его крупнейшей работой был трактат «Государь», посвященный именно политологической проблематике. Он обосновывал теорию светского (нерелигиозного) государства, необходимого для обуздания эгоистической и злобной натуры человека, присущего еиу стремления к власти и собственности. Макиавелли разделил нормы права и предписания религии. Одной из важнейщих функций гос-ва он считал защиту часной собственности. Чтобы не вызывать ненависти у подданных, государь не должен псягать на имущество подданных. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субьектночсть народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой гос. правления он считал республику (типичная черта его современников - итал. мыслителей), там могут быть лечше всего обеспечены сочетания общих и частных интересов (оличие от др. греч. мыслителей, которые – за приоритет общественных интересов), порядок и свобода. Но народ может быть не готов к токой форме правления, и тогда необходимо гос-во с сильным правлением. Макиавелли пришел к этому выводу исходя из необходимости обддъдинения своей родины – Италии т.е., как видим он исходил из реальных обстоятельств.

    Макиавелли считал, что сильное гос-во необходимо для того, чтобы, ограничить волю больших человеческих масс, напровить их на достижение единой цели. И сейчас мы рассмотрим ту особенность учения Макиавелли, из-за которой он стал символом ценизма и безпринципности в политике. Он выдвинул тезис о том, что для достижения полит. цели не исключены любые средства, в т.ч. и аморальные: подкуп, убийство, обман, вероломство, клятвопреступление, предательство и т.д. Макиавелли советует правителю быть жестким и даже жестоким, скупым, вероломным, если этого требует обсоятельства и интересы государства, т.е. высшее благо. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажуться хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен тремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению М., правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы – быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и подобным лисице, чтобы обойти капканы впоследствии безнравственную политику стали называть термином «макиавеллизм». Мудрый властитель, утверждал М., должен вести себя в зависимости от ситуации. Только так можно перейти от необходимого временами насилия, осуществляемого разумными метоами, к утверждению настоящего гуманизма. Близким к идеалу правителем М. Считал Цезаря (Чезаре) Боржиа, герцога Романьи, сына папы Александра VI, и посвятил ему книгу «Государь».

    В XVI веке стали появляться работы, осуждавшие и дух и наживы, и частную собственность вообще, и предлагавшие создание идеализированных фантастических уравнительных государств. Это направление полит. теории получило название «утопического социализма». Его основателем считается Английский мыслитель и политик Томас Мор(1478-1535). Он был лордом-канцлером Англии при Генрихе VIII, отказался поддерживать развод короля, новый брак с Анной Болейн и отказ короля от католичества, был снят с должности и казнен. В своем труде «Утопия» он критикует несправедливое общество, неравенство, считает причиной всех бед общества частную собственность. В этой книге он изображает вымышленный остров Утопию, где на обществ. должности может быть избран любой гражданин; средства производства находятся в общественной собственности; все граждане получают разностороннее и гармоничное воспитание и образование, но отрабатывают обязательную трудовую повынность. Производство и распределение находится под жестким контролем государства. Самые тяжелые и грязные работы выполняют рабы – это осужденные за преступления преступники. Жители острова заняты трудом только 6 часов в день, а остальное время посвящают духовному сомосовершенствованию. При этом даже семейно-брачные отношения строго регламентированы и находятся под постоянным контролем государства.

    Подобные идеи и принципы легли в основу трудов и других утопистов – Томмазо Кампанеллы, Жана Мелье, Морелли, Мабли. Наиболее ярко и последовательно такие фантастические идеи высказал монах Кампанелла в своей работе «Город солнца». Он писал ее в тюрьме инквизиции, от которой ему в итоге удалось спастись. Там он тоже изображает фантастический город, где ликвидирована всякая частная собственность, в т.ч. на жен; тркудовая повинность обязательна для всех, присутсвует строгая регламентация жизни граждан, в т.ч сесьи и быта, все раномерно распределяется между всеми. Таким образом, для утопистов идеалом была грубая уравнительность, аскетизм и регламентация всего, даже личной жизни.

    В XVI веке недовольство тогдашней католич церковью приобрело очень серьезные масштабы и привело к мощному идейному взрыву – реформации. В основном она победила на севере Европы. Ее идеалом и вожди – Мартин Лютер (начал весь процесс, прибыв в 1517 году к дверям церкви в г.Виттенберге свои тезисы о несогласии с официальным учением церкви), Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли – не только совершили переворот в религиозной сфере, но и перенесли свои подходы в этом вопросе на само государственное устройство. Государство по Лютеру приобрело светский характер, его основными чертами стали совести и мысли. Это использовали многие князья и короли Германии, Скандинавских стран и Англии. А вот Кальвин отражал идеологию городской буржуазии и аристократии, поэтому его учение поддержали Голландия, Швейцария, Южная Франция (гугеноты), Шотландия и даже ряд магнатов Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского. В Женеве Кальвин создал в 30-е гг. XV| теократическое государство, за что его и прозвали «женевским папой». Он также сжигал еретиков, как и инквизиция, и к тому же запретил все развлечения и нарядные костюмы.

    Ответом на Реформацию стали мощные религиозные войны 2-й половины XV| в. Католичество вскоре собралось с силами и ответило. Испанский монах Игнатий Лойола, мечтая уничтожить Реформацию, создал могучий орган иезуитов (середина XV| в). Иезуиты разработали свое учение, в том числе и о государстве. Они развивали идеи Макиавелли, но во имя блага католицизма и власти Папы. «Цель оправдывает средства», - это высказывание одного из иезуитских мыслителей воспринималось как девиз ордена. Одним из их правил было право доброго католика убить государя, если этот государь не подчиняется церкви. Таким образом, тезис о божественной природе постепенно исчезает.

    Кроме теоретического обоснования убийства плохого государя, иезуиты вошли в историю и политикой практического воплощения идей утопистов (в Парагвае, где испанский король дал им территорию для своего усмотрения). Так противоположные, казалось бы, идеи – макиавеллизм и утопизм нашли свое объединение в деятельности иезуитов.

    Период Нового времени (XV||-XV||| вв.), нашедший свою вершину в период Просвещения (вторая половина XV||| в.) характеризовался укреплением капитализма и абсолютной власти королей, что вызвало ожесточенную борьбу буржуазии и абсолютизма. В этот период произошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Естественно, эта борьба отразилась и в политических идеях. Одной из главных проблем политической мысли этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства, ярко отразившаяся в теории «естественных прав». Эта теория была направлена против всех форм феодальной зависимости, против сословного деления общества, и, естественно, против абсолютной монархии и церкви. Она обосновывала равенство людей, данное природой, выступала за свободу убеждений, неприкосновенности личности и собственности. Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора». Согласно этой теории, государство возникало не по божьей воле, а в результате договора людей с целью устранения конфликтов. Для этого люди вышли из естественного состояния, и перешли в гражданское общество. Такое государство образовано волеизъявлением свободных людей и должно обеспечить охрану их прав и свобод, не гарантированных в естественном состоянии. Эти теории в разных вариантах развивались в Голландии – Гупо Гроций и Барух Спиноза, в Англии – Томас Гоббс, Джон Локк, Джерард Уинстенли, в Германии – Готфрид Вильгельм и Иммануил Кант, в России – Александр Радищев и декабристы, во Франции – энциклопедисты (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо, Д’Аламбер), в США – Т.Джефферсон, Т.Пейн, отцы-основатели.

    Одним из ярчайших политических мыслителей Нового времени был английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Свою политическую доктрину он изложил в трудах «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». Он считал, что в «естественном состоянии» неизбежна «война всех против всех», т.к. люди созданы равными по способностям, а, значит, и в правах, но эгоистичны и честолюбивы. Обуздать их темные инстинкты, рассчитать путь законам разума может только государство, подобное библейскому чудовищу Левиафану. Но без этого чудовища, говорит Гоббс, нельзя. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения, но также и занимающийся воспитанием и просвещением. Гоббс был сторонником сильной власти – монархии. Только так, считал он, можно свести все воли граждан в единую волю. Но вместе с тем он считал, что государство должно гарантировать гражданам свободу как право делать все, что не запрещено законом. Они должны иметь широкую частноправовую инициативу, систему прав и свобод. Монарх отвечает за свою абсолютную власть перед своей совестью, но если он принуждает подданных наносить явный вред себе (калечить себя, не защищаться от врага и т.д.), то тогда народ получает право на восстания.

    Идеи Гоббса развивали англичанин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк писал в своей работе «Два трактата о государственном правлении», что в естественном состоянии люди были свободны и равны, но у них не было органа для решения споров. Тогда они договорились создать государство, получившее ровно столько власти, сколько необходимо для обороны и обеспечения общественных интересов, а сами обязались соблюдать законы. Так была сформулирована идея гражданского общества. Локк предлагал четко разделить власти на законодательную (парламент), исполнительную (монарх и кабинет министров) и федеративную (ведает международными отношениями). Это бессмертная идея. Локк считается основателем либерализма. Монтескье дополнил идею разделения властей, предложил выделить еще и судебную власть. К тому же он соединил идею свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Этот принцип сейчас закреплен почти во всех конституциях.

    Новый социалист-утопист Джерард Уинстенли (1609-после 1652) в своей работе «Закон свободы» выступил с идеей отмены частной собственности на землю. А в вопросе государственного устройства выступил за парламентскую форму правления. Он пытался реалистично сочетать социализм и демократию.

    Монтескье излает свою трактовку государственного строя, природы законов и на этой основе предлагает общественные реформы. Он выступил как основатель географического направления в социологии, обратив внимание на то, что политический строй, характер законов, мораль зависят, помимо прочего, и от климата, почвы, размера территории. Он выделяет 3 основные формы управления: 1) республику (власть народа), монархию (власть короля, ограниченная конституцией) и тиранию (власть одного). Идеалом Монтескье была конституционная монархия, он симпатизировал и республике, но резко отрицательно относился к тирании. Он связывал выбор формы правления с размером территории. Маленькие государства должны быть республиками, средние – монархиями, крупные – деспотиями. Он допускал возможность создания республик на большой территории, но только в виде федерации – союза государств.

    Гоббс, Локк и Монтескье стояли у истоков Просвещения – идейно-полит. течения, боровшегося с феодализмом, выражавшего интересы буржуазии и наивысшего расцвета достигшего во Франции. Первым классическим представителем Просвещения стал Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). За критику власти и церкви, вольнодумство и пасквили он дважды сидел в Бастилии, долго жил в эмиграции в Великобритании и Швейцарии. Вольтер, в сущности, был очень умеренным мыслителем, он был верующим, хоть и боролся с католической церковью, и вряд ли одобрил бы революцию и тем более террор. Но для тогдашней Франции он казался опасным бунтовщиком. Вольтер утверждал, что на смену деспотизму придет царство свободы и разума, когда каждому человеку будут даны его природные права – право частной собственности, неприкосновенности, свободы совести и слова. Причем свободу он признавал только как возможность заниматься частным бизнесом, а равенство – лишь в частном праве, и выступал против него в политических правах, считая, что бедные не должны их иметь. Он был сторонником просвещенной монархии, а лучше и конституционной, ожидая от просвещенного государя проведения либеральных реформ. Вольтер был невероятно популярен в Европе и являлся настоящим властителем дум.

    Значительное место среди деятелей Просвещения занимает Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он был по взглядам ближе мелкой буржуазии и крестьянству. Руссо, как и Гоббс, и Локк, обращался в своих трудах к «естественному состоянию» людей, но, в отличие от них видел в нем « не войну всех против всех», а «самую счастливую эпоху» в истории, когда не было социального неравенства, зато царила свобода. Общественный договор, в результате которого утверждается общественная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных. Выступая против частной собственности и неравенства, Руссо критикует уже и капитализм, а не только феодализм, и противопоставляет цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для возвращения такой свободы он предлагает заключить новый, настоящий общественный договор как ассоциацию равных свободных индивидов или республику. Руссо был против парламента и других представительных органов и выступал за прямую демократию. Каждый человек, считал он, должен в своей деятельности подчиняться только обществу и его законам, а не отдельным лицам. А для эффективного действия законов необходима политическая и моральная зрелость граждан, что достигается правильным естественным воспитанием. При этом Руссо отстаивал право граждан на мелкую частную собственность, основанную на личном труде.

    Идеи Руссо оказали особенное влияние на крайних деятелей Французской революции 1789-1799гг. – якобинцев, дантонистов, бабувистов. Многие из них были закреплены в Декларации права человека и гражданина других актах 1–й французской республики.

    Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804). Трактат «К вечному миру» (1795). Он обосновал выдвинутую еще Платоном и Цицероном идею правого государства, в котором верховенствуют юридические нормы, законы. Кант связывал установление правового государства с формированием гражданского общества и с уровнем нравственности, был против революции, за реформы, всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма.

    Все более заметна роль в развитии политической мысли и «отцов-основателей» США – Бенджамина Франклина (1706-1826), Джона Адамса (1735-1826), Джеймса Мэдисона (1751-1836) и Александра Гамильтона (1757-1804). Они предприняли успешную попытку реализовать теоретические идеи мыслителей Просвещения и сами в напряженной борьбе точек зрения дополнили и развили эти идеи. В частности, им удалось доказать, что республика может быть и огромных размеров. То, что не удалось в Европе, прижилось в Америке.

    Иоганн Георг Форстер, участник кругосветного плавания Кука, сравнивал политическое устройство островов Океании с европейскими государствами, зачастую с позиций, близких Руссо.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта