Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике
Скачать 0.83 Mb.
|
Культура прав человека и роль образования в ее формировании. Правовая культура обычно рассматривается в общеюридическом понимании. Мы же рассмотрим такой ее аспект, как культура прав человека. Культура ПЧ – это сочетание знаний о праве вообще и правах и свободах человека в частности, духовно-нравственных установок и социальных действий, направленных на защиту ПЧ. Здесь можно проследить причинно-следственную взаимосвязь знания установки действия. Культура ПЧ как сочетание этих компонентов отличается от правосознания как совокупности взглядов и идей, выражающих отношение людей и групп к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Общественное правосознание – это важный элемент правовой культуры общества, а индивидуальное правосознание – это важный элемент правовой культуры личности. Культура ПЧ существует в тесной взаимосвязи не только с правом, но и с культурой вообще как с особым способом организации человеческой деятельности, представленным в продуктах труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и в отношении к миру. Культура вообще характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в различных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, политическая культура и т.д.). Поэтому культура ПЧ – это один из видов культуры вообще, характеризующий осознание людьми прав человека, поведение и деятельность людей в связи с ПЧ. Права человека – это основа гуманизации и гуманитаризации образования в современном мире. Всеобщая декларация прав человека (1948), вместе с Международными пактами о правах человека и 1-м факультативным протоколом с Междунар. пакту о гражд. и полит. правах составившая международный билль о правах, провозглашает право на образование (бесплатное начальное и общее и доступное на основе способностей каждого высшее), которое должно служить повышению уважения к ПЧ и осн. свободам и содействовать «взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами» (ст. 26 декларации). Вторая всемирная конференция по ПЧ (Вена, 1993) приняла программу действий, в которой отмечалась необходимость создания во всех странах-членах ООН особой системы образования в области ПЧ. Международный опыт преподавания ПЧ должен интенсивнее учитываться при преподавании этого предмета в странах СНГ, поскольку для нашей высшей школы это относительно новая проблематика. Значение и международного, и национального опыта преподавания ПЧ имеет большое значение для упрочнения демократических основ общественной жизни и формирования правового государства в РБ ЛЕКЦИЯ 22 Гражданское общество и правовое государство. Исторический опыт свидетельствует, что существование цивилизованного демократического государства невозможно без развитого гражданского общества. Что же такое гражданское общество? Есть различные определения и подходы. Одни авторы рассматривают его как совокупность общественных интересов, другие – как свободную от государства и церкви многогранную общественную жизнь, третьи - как комплекс общественных отношений, противопоставленных государству – т.е. все, что не есть гос-во. Видимо, полностью их разделять неправильно, т.к. существует много элементов, переплетающихся и с гос-вом, и с гражданским обществом (напр. партии). Гражданское общество является связующим звеном - между гражданином и государством. Его основа – свободный, полноправный, ответственный за свои действия индивид. Поэтому все организации, институты, группы, способствующие реализации интересов отдельной личности, являются основами гражданского общества. Понятие «гражданское общество» возникла в древности и связано с именем Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан, т.е. государство и гражд. общество были неразделимы. Эти понятия не разделялись до XVII-XVIII вв., когда идея гражданского общества становится одной из центральных тем в работах Гуго Гроция, Гоббса, Локка, Монтескье, Руммо, Гегеля, Канта. Гегель специально рассматривал гражданское общество и отмечал, что оно возникло лишь в современном мире на основе частной собственности. Под гражданским обществом он понимал единство различных лиц, связанных своекорыстными интересами. Соблюдать в таком обществе стабильность и порядок призвана государственная власть, т.е. гражданское общество выражает частный интерес, а государство – всеобщий. Маркс, развивая эту идею, указывал, часто там, где государство достигло высокой степени развития, человек ведет двойную жизнь – в политической общности он признает себя общественным существом, а в гражданском обществе действует как частое лицо. Современный американский исследователь Олвин Гоулднер, отмечая усложнение современного гражданского общества, полагает, что в нем развиваются специфические негосударственные институты: правозащитные организации, ассоциации граждан. Их совершенствование позволит сформироваться новому классу интеллектуалов, который будет правящим. Каковы особенности гражданского общества? Его экономической основой является многоукладная рыночная экономика, база которой – частная собственность. Но в самых развитых странах мира сейчас значительную долю экономики составляет государственная и кооперативная собственность. Поэтому можно сказать, что разные формы собственности, находясь в равных условиях и конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Социальная основа гражданского общества – средний класс, составляющий в развитых демократических государствах до 60% населении. Беларуси, по оценке экономистов, в 1992 г. Он составлял около 8%. Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых движений, ассоциаций и других групп по интересам. Духовную основу гражданского общества составляют плюрализм идеологии, свобода слова и средств массовой информации. Правовая основа – обеспечение государством правовыми методами социальной справедливости и защищенности каждого. Это важнейшее требование гражданского общества к государству. Гражданское общество может существовать только там, где и государство, и каждый отдельный гражданин находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. Оно является фундаментом правового государства. Идея правового государства возникла практически одновременно с идеей гражданского общества. Она развивалась как концепция власти закона в жизни народа, общества, личности, а также государства и его чиновников. Она возникла как противовес идее единоличной власти. Ее в разных формах высказывали и Платон, и Аристотель, но наиболее логично и законченно ее сформулировали римляне Цицерон и римские юристы, считавшие государство правовым сообществом. Намного позднее Лев Сапега говорил, что общество без законов – это волчья стая. Идеи верховенства закона в деятельности государства, его органов и официальных лиц развивались мыслителями нового времени и Просвещения (Монтескье, Локк), которые сформулировали идею разделения властей, а также идею сдержек и противовесов (тот же Монтескье). Философское обоснование теории правового государства предложил И.Кант, рассматривавший государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Только соединенная воля всех этих лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником закона в правовом гос-ве. Кант выдвинул идею категорического императива (от лат. imperative – появление): это всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди независимо от их происхождения и статуса должны подчиняться – закон законопослушности. Эту мысль развивал и Маркс. А вот советские «марксисты» считали, что, например, идея разделения властей неосуществима, так как власть едина и принадлежит народу или определенному классу. Как показала история, игнорирование принципа разделения властей в итоге способствует созданию недемократических режимов. Смысл идеи правового государства заключается в создании такой системы государственно-правовых отношений, обеспечивающих верховенство права во всех сферах гражданской жизни, равенство личности и государство, систематический контроль народа за деятельностью гос. органов и др. Правовым может считаться только такое государство, которое: 1) действует на основе законов и в целях их выполнения, 2) обеспечивает реальные права и свободы граждан и 3) связано с гражданами и организациями взаимной юридической ответственностью на основе разделения властей. А вот в советской правовой науке утвердилось положение о верховенстве государства над правом, согласно которому государство выступало творцом права, а иногда эта роль отводилась даже и не государству, а личности вождя. Отсюда возникла идея о том, что «государство дает права гражданам», что это права – своего рода дар государства народу. Формирование правового государства требует реализации его основных принципов. Каковы же основные принципы правового гос-ва? Во-первых, это принцип верховенства права (закона) во всех сферах общественной жизни. В правовом гос-ве закон, принятый парламентом при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен или приостановлен какими-либо правительственными актами. При противоречии ведомственного распоряжения закону должен быть гуманным и справедливым. Во-вторых, это логически вытекающий из этого принцип незыблемости свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Человек обладает неотъемлемым правом на жизнь, на достойное существование, на личную безопасность, на защиту чести и доброго имени и т.д. В-третьих, это наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан, выполнением законов. Ведь просто декларация прав и свобод граждан еще не гарантирует их исполнение. Для контроля за исполнением международных договоров и документов о правах человека созданы специальные контрольные органы: Международная комиссия ООН по правам человека, Европейская комиссия по правам человека. В конфликтны ситуациях можно обращаться и в Международный суд а Гаге. В рамках государства эти функции должен выполнять суд и прокуратура. Здесь главную роль должен играть суд, т.к. он строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами, как независимость, коллективность, открытость, презумпция невиновности, соревновательность и равенство сторон, право обжаловать решение суда. В-четвертых, это принцип разделения властей, сдерживающих и уравновешивающих друг друга. Этот принцип уже рассматривался нами. Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-пятых, это принцип взаимной ответственности личности и государства. Гос-во, издавая законы, обязывается защищать права граждан, но следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение гражданином определенных обязанностей, например, уважить права и свободы других лиц, соблюдать законы, платить налоги и т.д. Государство также определяет и правовую меру ответственности своих официальных представителей за действия, осуществляемые ими от имени гос-ва и его органов. Это означает, что гос-во само связано законом, но им также связаны и все его органы, и общественные организации, и официальные лица, и граждане. Государство, издавшее закон, не может нарушить его. Ни власть, ни право само по себе не гарантируют исполнения законов, если право не легитимизировано обществом. Только его признание гос-вом и обществом исключает нарушения закона с обеих сторон. Но общество в состоянии достигнуть этого на достаточно высоком уровне развития, став гражданским обществом. Граждане в этом обществе не связаны дисциплиной страха и покорности. Они наделены собственностью, имеют права и свободы, и обладание этими ценностями делает их ответственными за из сохранение. Они защищают и государство, потому что оно защищает их собственность, права и свободы. Правовое государство и гражданское общество формируются вместе и в течение долгого времени. Ни то, ни другое не вводятся каким-либо актом в один день. Это долги процесс, и он должен быть органично пережит обществом, когда оно к этому созреет. |