Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕКЦИЯ 17 Идейные истоки современной концепции прав человека.

  • 1. Истоки концепции прав человека. Первые документы в области прав человека.

  • Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Политология наука о политике
    АнкорКонспект ещё.doc
    Дата05.11.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект ещё.doc
    ТипЛекция
    #10136
    КатегорияСоциология. Политология
    страница13 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    2. Типология и структура прав человека.

    Термин «ПЧ» употребляется в двух значениях – узком и широком. В узком значении это те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от Конституций и государственных границ. Это равенство всех перед законом, право на жизнь и неприкосновенность личности и жилища, на уважение человеческого достоинства, свобода веры и совести, свобода от произвольного ареста, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям. В широком же понимании ПЧ – это обширный комплекс прав и свобод личности, их виды и структура. Какова же типология ПЧ?

    Обычно все права делятся на негативные (отсутствие принуждения, свобода от ограничений) и позитивные (свобода выбора, возможность реализации и развития личности). Негативные права накладываются на государство и других людей определенные обязательства не допускать те или иные действия по отношению к личности. Негативные права считают основополагающими, абсолютными, не зависящими от ресурсов и силы государства. Они составляют фундамент индивидуальной свободы. Например, Билль о правах Конституции США направлен на ограждение личности от любых посягательств на ее права со стороны правительства и конгресса. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, право осуществлять определенные действия. Это, например, социальные права (на охрану здоровья, образование, пособие и т.д.); чтобы их осуществить, государству нужны ресурсы.

    Какова же структура ПЧ? Все ПЧ классифицируют по сферам применения: 1) гражданские (личные), 2) политические, 3) экономические, 4) социальные, 5) культурные и 6) экологические. Первые 3 группы прав – права 1-го порядка, вторые 3 группы прав – права 2-го порядка (поколения).

    1) Гражданские права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые ПЧ, они имеют характер негативного права (что нельзя делать по отношению к личности). Их не следует путать с правами гражданина, которые мы рассмотрим позже(это весь комплекс прав, которые государство обеспечивает лицам, имеющим гражданство). Гражданские права гарантируют свободы человека и его неприкосновенность, очерчивают границы личной свободы человека через запрет любых действий любых органов и лиц, являющихся незаконным вторжением в жизнь человека, ущемлением его чести и достоинства, препятствием реализации его законных интересов. 1) К гражданским правам относятся:

    • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такой подход в принципе ставит вопрос об отмене смертной казни, т.к. жизнь человека рассматривается как самый ценный капитал в обществе. Поэтому к настоящему времени смертная казнь отменена почти в 60 странах, а мораторий на нее введен еще примерно в 30. В России ее первый раз отменили еще в 1743, а после революции ее отменяли трижды на несколько месяцев (в 1913,1920 и 1947гг), но каждый раз восстанавливали. Сюда относится также запрет пыток (в 1948 ГА ООН приняла Конвенцию против пыток).

    • Право на защиту чести и доброго имени (на честь и достоинство). Достоинство личности – это не только взаимная ответственность государства и личности, и граждан друг перед другом, создают условия для подлинного обеспечения этого права. При этом необходимо осознание каждым не только собственного достоинства, но и достоинства других лиц.

    • Право на безопасность (в США и многих странах разрешено ношение гражданами оружия).

    • Право на создание и охрану семьи. Государство обязано обеспечивать равенство супругов при вступлении в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, а в последнем случае – и защиту прав детей разводящихся супругов, дети обязаны заботиться о родителях, а родители – воспитывать детей и не злоупотреблять своими правами. С этим правом связан принцип воссоединения и единства семьи.

    • Право на свободу убеждений и совести. Оно гарантирует право на инакомыслие, уважение к чужому мнению (пусть даже неправильному с чьей-то точки зрения), свободу верований и убеждений. Свобода совести – это право самостоятельно, без принуждения решить, руководствоваться ли религиозными учениями или отказаться от них. Сюда относится право исповедовать свою веру вместе с другими; обязанность не нарушать при этом закон, не угрожать общественной безопасности, порядку, здоровью и морали; право родителей воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями.

    • Право на гражданство (никто не может быть лишен своего гражданства или права изменять свое гражданство).

    • Право на презумпцию невиновности (только суд может объявить человека виновным, а до его решения обвиняемый считается невиновным).

    • Право на справедливый, независимый и гласный суд, на равенство перед законом (пресса и публика могут не допускаться на процесс при особых обстоятельствах, когда публичность нарушила бы интересы правосудия), предлагающий защиту обвиняемого.

    • Право на восстановление в правах (реабилитацию и др.), право на память о жертвах репрессий.

    • Право на тайну переписки и общения.

    • Свобода передвижения и выбора места жительства, в т.ч. право покидать любое государство (включая и свое) и возвращаться на Родину.

    2) Политические права – это, по сути дела, права каждого гражданина на участие в управлении своей страной, возможность активного участия в нем. К ним относятся:

    • Право избирать и быть избранным.

    • Право на создание общественных организаций и участие в их работе.

    • Свобода слова (право мыслить независимо, иметь свои убеждения и взгляд на мир, излагать и отстаивать их).

    • Свобода печати и право на информацию. Джефферсон писал: «Если бы мне пришлось выбирать, что лучше – правительство без газет или газеты без правительства, я без колебаний выбрал бы второе». Для достижения этой свободы необходима финансовая самостоятельность СМИ и их доступность. Свобода печати не абсолютна, важно определить ответственность печати перед законом, но ни в коем случае не допустима цензура. Свобода информации также должна обеспечивать уважение прав и репутации других лиц и не посягать на общественный порядок или национальную безопасность.

    • Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций. Здесь важно, чтобы закон определял не только, какие из них запрещать, но и как их проводить. Нельзя, например, пропагандировать войну, национальную, расовую или религиозную ненависть или иную вражду и насилие.

    3) Экономические права – это права, направленные на обеспечение свободного распоряжения людей предметами потребления и факторами экономической деятельности. К ним относятся: - право собственности (одно из важнейших, естественных, неотчуждаемых ПЧ; оно не должно затенять другие экономические и социальные права); - право на труд (т.е. возможность зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, запрещение рабства и принудительного труда, защита от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда, равную возможность продвижения по работе); - право на создание и вступление в профсоюзы, т.е. на защита прав трудящихся; - право на предпринимательство и свободное распоряжение силой.

    4) Социальные права – связаны с обеспечением материальных условий и достойной жизни каждому человеку. Сюда входят: - право на достойный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи (достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий труда); - право на здоровье; - право на социальное обеспечение и социальную защищенность; - право на жилище; - группа прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите (детей, женщин, инвалидов, беженцев и т.д.).

    5) Культурные права – гарантируют духовное развитие человека. Сюда входят: - право на образование; - право на доступ к культурным ценностям; - право на участие в культурной жизнь.

    6) Экологические права – это права на здоровую окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

    В структуру ПЧ входят также и обязанности личности: перед обществом (уважать мир и безопасность, воздерживаться от пропаганды национальной, расовой и ли религиозной вражды, защищать окружающую среду, стремиться к соблюдению прав свобод человека, соблюдать нормы международного права и т.д.), перед другими людьми (уважать других лиц, оказывать помощь и др.).

    ЛЕКЦИЯ 17
    Идейные истоки современной концепции прав человека.
    1. Истоки концепции прав человека. Первые документы в области прав человека.

    2. Акты о правах человека в период работы международных организаций (с 1945 г.).
    1. Истоки концепции прав человека. Первые документы в области прав человека.

    В первобытном обществе проблемы ПЧ не было, т.к. не было отделения личности от общества. Человек не отделял себя от рода и общины, руководствовался вековыми традициями. У него не было чувства индивидуальности. Так было и при появлении государства. Возникновение проблемы ПЧ, самой идеи прав личности, связано с развитием общества. Сама идея появилась у древнегреческих философов – обеспеченных людей с развитым самосознанием. В Древней Греции появилось понятие «права граждан», а не «ПЧ», т.к. не все население полисов было гражданами. Все граждане Афин, например, участвовали в ежемесячном Народном собрании, где решались все вопросы, а решения принимались большинством. Все должности замещались по жребию, а не на выборах. Любой гражданин мог возбудить обвинение против любого должностного лица. Механизм прямого народовластия был четко отработан. Но эти политические права еще нельзя назвать правами человека, они были тесно связаны с государственным устройством и принадлежали только свободным. Такой взгляд на права поддерживали и Аристотель, и Платон. Но философская школа стоиков выдвинула идею естественного закона: любой человек (и даже раб) – это часть природы, он не может полностью подчиняться государству и др. человек. Гражданские права у стоиков вторичны, т.к. человек – гражданин всей Вселенной. Все люди равны от рождения. Подобные идеи высказывал в Китае Моди (Vв. д.н.э.).

    Следующий шаг от понятия «права гражданина» в направлении «ПЧ» был сделан христианством. Именно оно поставило человека как творение Божье выше государства, закон Божий и мораль – выше законов государства. Христианство основано на свободном выборе ценностей и веры самим человеком и тем самым оно способствует развитию индивидуальности. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Примером любви ко всему человечеству является поступок Бока, обрекшего своего сына на страдания на кресте ради спасения всех людей. Проповеди Христа обращаются к униженным и оскорбленным, подчеркивает равенство всех людей перед Богом.

    Гуманистические идеи христианства выступили нравственной мерой поведения людей и их прав, оказали основное влияние на развитие европейской цивилизации. Но следующий шаг – юридическое признание и закрепление прав, а также появление таких прав, которых раньше не знали – был сделан в эпоху позднего средневековья и Новое Время. Первой здесь стала Англия, где 15 июня 1215г. Бароны заставили короля Иоанна (Джона) Безземельного принять свои условия подписать Великую Хартию Вольностей – документ из 49 статей, гарантировавший ряд гражданских прав и свобод: нельзя привлекать человека к суду произвольно, без свидетелей (ст.38), нельзя ни одного человека осуждать, заключать в тюрьму, лишать собственности или объявлять вне закона без суда равных ему и строго в соответствии с законами страны (ст.39), права и справедливость нельзя ни отобрать, ни продать, в них нельзя отказывать никому (ст.40). Этот документ имел огромное значение как для Англии, так для всего мира в итоге, потому что идея неотъемлемых прав личности крепко утвердилась в мировоззрении англосаксов, а затем и всех европейцев. К XVIII в. среди ученых и мыслителей Европы, а также Сев. Америки возобладал взгляд, который Черчилль назвал «возведение на престол человеческих прав». Вспомним здесь идеи «естественного права» и «общественного договора», взгляды Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо и др. Гуманистические идеи белорусских мыслителей – Скорины, Волана, Будного. Согласно концепции естественных прав, прирожденные права первичны и должны определять содержание государственных законов. Практическое воплощение эти идеи нашли в Сев. Америке.

    Еще в конце XVII в. американские колонисты, подданные английской короны, смело отстаивали свои права и не допускали изменения законов без их согласия. В их мировоззрении переплелись пуританство, протестантская этика, учение просветителей, прагматизм, предприимчивость и воля к борьбе. В самом начале Американской революции, в июле 1776, конгресс колонии Виржиния принял «Билль о правах», в котором говорилось, что никто не может отнять: право пользоваться благами жизни и свободы, право приобретать и владеть имуществом и право на счастье. 14 июля 1776, Континентальный Конгресс (всех 13 колоний) принял Декларацию Независимости, в которой были записаны неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. В 1787 была принята Конституция САСШ, дополненная через 4 года, в 1791, первыми 10 поправками, известными как американский Билль о правах. Это были первые в истории документы, в которых шла речь о ПЧ в современном понимании. Реализм Великой Хартии Вольностей сочетался в них с идеями Просвещения.

    В 1-й поправке шла речь о недопустимости издания законов, запрещающих или ограничивающих какую-либо религию, свободу слова, печати, мирных собраний граждан и их обращений к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений. Во 2-й подчеркивалось право людей хранить и носить оружие. В 3-й запрещалось размещение солдат в частном доме без согласия его владельца в мирное время и допускалось в установленном законом порядке в военное время. В 4-й запрещались обыски и аресты без ордера, а ордер выдавался только на основаниях, подтвержденных присягой или клятвой. 5-я поправка запрещала привлекать к ответственности без решения суда, кроме обстоятельств военного времени, да и то только по вопросам, касающимся военных дел, запрещала дважды отвечать за одно и то же преступление, заставлять свидетельствовать против самого себя, лишать жизни, свободы и имущества без суда, отбирать собственность для общественного пользования без справедливого вознаграждения. 6-я поправка провозглашала право обвиняемого на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того округа, где было совершено преступление, а также право требовать сообщить мотивы обвинения и очную ставку со свидетелями, и право на адвоката. 7-я запрещала пересматривать решение суда присяжных другим судом США, кроме как по положениям общего права. 8-я запрещала непомерно большие налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания. В 9-й поправке говорилось, что перечисленные в Конституции права не отменяют другие права народа, и в 10-й – что права отдельных штатов, не отмененные Конституцией, сохраняются за штатами.

    Следующая важная веха в истории ПЧ – французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789. Это исключительно важный документ и для развития ПЧ, и для судьбы Европы и мира вообще в следующие 200 с лишним лет, до настоящего времени. Это суть политических идей и буржуазии, и демократии, и масонства – то, ради чего в XV|||-X|X вв. Делались революции. Французская революция 1789-1799, отменив сословные привилегии, поставила перед человечеством глобальный вопрос – что есть человек среди себе подобных? Ответ французской революции – люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Декларация прав человека и гражданина перевернула систему ценностей, провозгласив целью государства обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Но здесь есть и ряд вопросов. Ведь еще христианство говорило о равенстве перед Богом. А революция разрушала во имя благих целей не только недостатки тогдашнего общества, Нои его основы. Декларация прав чел. И гражд. состояла из вводной части и 17 статей, провозглашавших, что суверен в государстве – не монарх, а сам народ; что свобода – это право делать все, что не вредит другим; что закон запрещает лишь то, что вредно для общества, и выражает общую волю; что каждый может свободно говорить и печататься с учетом своей ответственности за злоупотребление этой свободой. В случаях, установленных законом; что никто не может быть лишен собственности, т.к. это право священно. Эти идеи несли в себе такую силу, что воплотили общечеловеческие ценности. Декларация перечисляла виды и пределы свобод, гарантии свободы государствам и судом, провозглашала принцип разделения властей, презумпцию невиновности, право на безопасность и сопротивление насилию. Она оказала огромное влияние на всю Европу и Америку, с ней приходилось считаться всем, хотя ее идеи были скомпрометированы Революцией и ей же нарушены. Но ее положения универсальны и прошли проверку временем, хоть также и очевиден стал их абстрактный характер, отсутствие четких гарантий. Однако даже действующие сейчас документы международного права провозглашают те же идеи.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта