Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике
Скачать 0.83 Mb.
|
1. Понятие и сущность политической идеологии. 2. Идеология либерализма. 3. Консерватизм и неоконсерватизм. 4.Социал-демократическое и коммунистическое направления идеологии. 5. Другие политические идеологии современности. 1. Понятие и сущность политической идеологии. В общефилософском смысле идеология понимается как наука об идеях, существующих в определенном обществе в определенных исторических обстоятельствах. Социально-экономические условия формируют идеологию, определяют ее сущность и развитие, опираясь на сложившиеся исторические традиции и ценности. Идеология – одна из форм общественного сознания, интеллектуальное отражение деятельности различных социальных групп, имеющих свои системы ценностей. Идеология направлена на укрепление веры в ценности, необходимые для нормальной работы власти и завоевания ее социальной группой. В этом ее основная социально-политическая функция. Как и наука, идеология основывается на теоретически выводах, использует рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки, идеология направлена не на познание истины, а на достижение определенных политических целей. Наука не допускает оценок, а идеология на них строится. Научная теория должна строиться на проверенных фактах, а идеология часто основывается на субъективных предпосылках. Отталкиваясь от этих особенностей идеологии, ряд мыслителей объявил ее ненужной. В 60-е гг. американский ученый Д.Белл преложил вообще избавиться от идеологии как устаревшей формы сознания (концепция «деидеологии») и считал, что место ее должна занять наука. Но уже в 70-е гг. и Белл, и др. авторы выступили с концепцией «реидеологизации» - формирования новой идеологии, которая соответствовала бы современности. Таким образом, попытки «отменить» идеологию успехом не увенчались. Политическая идеология – это систематизированная совокупность политических идеалов, взглядов, ценностей и оценок, служащих для обоснования политических действий по завоеванию и учреждению власти. На практике она реализуется в виде политических теорий, доктрин и программ. Политическая теория – это моральное оправдание политических действий, объяснение смысла политики. Политическая доктрина (от лат. «учение») переводит общетеоретические положения политической идеологии на язык конкретной политики, понятный любому. Политическая программа – это высший вид политической «конкретности», так как она переносит принципы политической идеологии и доктрины в сферу политических действий. Противоречивые интересы различных политических сил отражаются в различных политических идеологиях. Особенное внимание среди них следует уделить тем теориям, которые имеют длительную историю и долго изучались политологией. Это консерватизм, либерализм и социалистическая идеология в ее 2 направлениях – социал-демократическом и коммунистическом. Кроме них, важное место в политической жизни занимают такие идейные течения, как левый и правый радикализм, анархизм, альтернативные идеологии. У всех них есть и общие черты: все идеологии призваны отвечать на один и те же вопросы, которые ставит сама жизнь, и преложить решения сложных общественных проблем, т. е. у них схожая проблематика. А вот программы у всех разные. 2. Понятие и сущность политической идеологии. Само появление буржуазных государств в ХIХ в. шло под знаменем борьбы за идеи, которые принято называть классическим либерализмом. Термин «либерализм» (от лат. liberalize – «свободный») – идейно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и максимальной свободы в экономической, политической и других сферах, против любого контроля над экономикой и духовной жизнью общества со стороны власти и церкви. Термин широко применяется с начала ХIХ в., когда в Европе и Латинской Америке появились первые либеральные партии. Но корни идеологии либерализма уходят в эпоху Просвещения. Идеологи классического либерализма - Адам Смит, Дж. Локк, Монтескье, Кант, Мэдисон, Джефферсон. Центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы. При феодализме личность была подчинена существовавшему общественному порядку. С этим боролась доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. В политической области либералы высшей ценностью считают право. Локк утверждал, что там, где нет законов, нет и свободы, а в основе свободы лежит право на частную собственность и ее неприкосновенность. Либерализм выступает за равенство всех граждан перед законом и считает демократию средством установления гармонии интересов в обществе. Этому должно служить и разделение властей, предохраняющее свободу от произвола тех, в чьих руках власть. Либералы считают, что любая идея, возведенная в абсолют, исключает свободу. Свобода – это не реализация какого-то принципа, а право хотя бы частично уклониться от него, имея в запасе альтернативные варианты, т.е. идея выбора. Борьба за свободу для либералов - это борьба с внешними ограничениями. «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются». При этом такие взгляды характерны для европейских либералов (там слова «либеральный» и «свободный» - синонимы). А в Америке «либерал» относится к левоцентристам и «свободный» - к правым. Либерализм боролся с любыми формами наследственной власти и привилегиям. В экономической сфере либерализм (классический) защищал идею свободного рынка, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», выступал против вмешательства государства в экономику. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего порядок и частную собственность, правила игры. В социальной области либерализм исходит из естественного неравенства способностей и трудолюбия. Многие классические либералы противопоставляли равенство свободе (как праву на владение собственностью). Но идеи классического либерализма к 30-м гг. ХХ в. оказались в кризисе, когда оказалось, что безгранично свободный рынок не приводит ни к гармонии общества, ни к расцвету экономики. О необходимости социально гибкой политики говорил еще Дж. С.Милль. Но истинный переворот в идеологии либерализма совершил английский экономист Джон Кейнс (1881-1946), основатель неолиберализма, автор концепции «государства всеобщего благоденствия». Кейнсианство отказалось от идеи государства – «ночного сторожа» и выступило за регулирование экономики. Неолиберализм (или социальный либерализм) основывается на следующих принципах:
Неолиберализм, выступивший за государственный контроль над экономикой, оказался между молотом и наковальней - социалистами и консерваторами, и проигрывает в борьбе идей. Все больше избирателей стало уходить и к тем, и к другим. Да и в парламентах либеральные фракции – самые недисциплинированные в вопросе голосования, что ослабляет их. Но их рано списывать со счета. 3. Консерватизм и неоконсерватизм. Одна из самых влиятельных полит. идеологий последних 2 веков – консерватизм. Это течение (от лат. conservare – сохранять, уберегать от порчи и разрушения), выступающее за сохранение традиций и устоев общества. Предпосылки идеологии консерватизма возникли в эпоху Франц. Революции 1789. первым, кто систематизировал принципы консерватизма, был англ. Политик Эдмунд Бэрк в книге «Размышления о франц. революции» (1793), где он резко критиковал идеи рационализма, индивидуализма и беспредельного рынка, т.к. они разрушают вековую мораль, ведут к хаосу и раздорам, а попытки изменить мир к лучшему лишь нарушают естественный ход событий. Сам же термин «консерватизм» впервые применил Шатобриан для обозначения феодальной, рыцарской реакции на революцию. Консерватизм пережил долгое развитие, но сохранил неизменными осн. принципы, став в ХХ в. знаменем сопротивления гос. – монополистическому капитализму. Вот основные из этих принципов:
Новый расцвет идеологии консерватизма связан с появлением в 70-е гг. неоконсерватизма - полит. течения, приспособившего идеи консерватизма к новым условиям. Если реакционеры просто хотят восстановить старое, то консерваторы стремятся создать новое, использовав лучшее из старого, говорят неоконсерваторы. В экономике они – за развитие свободного рынка, но при минимальном гос. вмешательстве. Тэтчер приняла целую систему мер для обеспечения эффективного развития брит. экономики: отмена контроля над доходами и ценами, снижение подоходного налога, приватизация гос. предприятий. В соц. политике неоконсерваторы – против идеи «гос-ва всеобщего благоденствия»: вместо выплат пособий по безработице лучше вложить средства в переподготовку рабочих; помощь надо оказывать действительно нуждающимся, а не ленивым. В политике неоконсерваторы исхзодят их того, что сейчас гос-во – в кризисе из-за действий и профсоюзов, и террористов, и прочих, и из-за выполнения чуждых ему соц. функций. Гос-во должно быть сильным и не зависящим от групповых интересов. Приоритет должен отдаваться национальным традициям. Права и свободы могут стать реальностью только в организованном обществе. Неогранич. демократия ведет к диктатуре. Главное отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального значения (либералы слишком индивидуалистичны, не любят маршировать с флагами), то консерваторы считают, что для укрепления гос-ва нужны уважаемые символы. И те, и другие – за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны. 4. Социал-демократическое и коммунистическое направления социалистической идеологии. Социалистической идеологии уже больше 100 лет. Изначально она выросла на идеях Маркса, но после I мировой войны, в 20-е гг., распалась на 2 мощных течения – социал-демократическое (реформистское) и коммунистическое. Оба течения считаются левыми. Сейчас гораздо влиятельнее первое, а второе – в кризисе. Термин «социал-демократия» возник в конце XIXв. и был связан с появлением партий рабоч. класса. Осн. различие между этими течениями: соц.-демократическое выступал за путь к социализму через реформы, а коммунистическое - через революцию (большевики). Рассмотрим вначале соц.-дем. течение. С 1951 соц. соц.-дем. партии мира объединены в соц. интернационал. Социал-демократическое движение одно из сильнейших в мире (вместе и консерватизмом). В европейском парламенте социалисты имеют самую большую фракцию, уже много лет. В 2000г. почти во всех странах ЕС у власти стояли партии соц.-дем. ориентации. Социал-демократы провозглашают верность иделалам Фр. революции: свободе, братству (или солидарности, как общности человечества и чувству сострадания к жертвам несправедливости). Они выступают за равные права для всех классов, рас, народов, наций и вероисповеданий, за демократию как надклассовое явление, т.е. они отошли от определения себя как партии рабоч. класса все большую поддержку соц.-дем. партии получают от «нов. средних слоев»:технич. интеллигенции, гос. служащих, работников сервиса, т.е. работников умственного труда. Их поддерживают также различн. меньшинства. В полит. сфере соц.-демократы выдвинули коцепцию демократичю социализма: беспрерывный процесс реформирования капиталистич. общества, социальн. и экономич. демократия, «наращивание» социальной справедливости, социализация капитализма, развитие дем. институтов. В экономич. сфере социал-демократы прошли сложн. путь от ориентации на гос. экономику, планирование и национализацию (до середины ХХв.) к пониманию необходимости рынка. Сейчас они выступают за многоукладность экономики при условии демокр. контроля со стороны общества над экономикой за перераспределение прибылей в пользу бедных, за защиту социальных интересов и участие трудящихся в участие трудящиеся в управлении фирмой или предприятием, за демокр. контроль на гос. предприятиях. В отношении гос-ва они считают, что при социал-демократии гос-во перестанет быть классовым и превратится в средство создания «социализма для всех». Социал-демократы – за такие ценности, как многопартийность, парламентаризм, свободная оппозиция, возможность выбора между партиями и замены правительства на основе свободных выборов за гарантии прав человека и возрастание роли местного самоуправления (децентрализация). Социал-демократия видится им как система, гарантирующая социальную защищенность и демократичность в единстве. Сейчас социал-демокр. правительства реализуют такие проекты, как соучастие представителей трудящихся в управлении фирмами, участие в прибылях и создание собственности у наемных работников. До 80-х гг. осн. место отводилось ими кооперации и национализации, они были не против конкуренции, но доказывали, что гос. контроль поможет увеличить конкурентоспособность компаний на мировом рынке. Но придя к власти, они в ряде стран отказались от национализации. Вообще, получив власть, социалисты становятся ближе к центристам, оттягивая к себе много голосов у либералов. Социал-демократы регулируют конкуренцию и поддерживают малый и средний бизнес. Сейчас они выступают также и за экологически безопасный характер экон. роста, что делает «зеленых» логическими союзниками соц.-демократов (а также из союзниками могут стать либо коммунисты и левые радикалы, либо либералы). В последние годы социал-демократы оказались в кризисе, поскольку национализация ослабила конкурентоспособность предприятий, а перераспределительные налоги снизили объем инвестиций и уровень производительности труда. Из политика стала давать сбои, и они стали ее пересматривать. Коммунистическое направление отпочковалось от социалистической идеологии к концу 1 мир. войны. С 1919 по 1943 компартии мира объединялись в рамках ком. Интернайионала. Коммунисты претендовали на верность идеям Маркса. Суть их идеологии: необходимо радикально изменить капиталистич. общество. Это можно сделать только путем социалистич. революции, а ее может осуществить только пролетариат, вооруженный рев. теорией. После победы революции устанавливается диктатура пролетариата. Которая выше бурж. Демократии, т.к. это власть большинства над меньшинством. В экономике обобществляются средства производства, развитие планируется до мелочей, все распределяется. Руководящая сила при диктатуре пролетариата – ком. партия. Коммунисты представляют весь пролетариат во всем мире. Это обусловило интернационализм коммустич. идеологии. К середине ХХ в. ком. партии появились почти во всех странах мира. Но во 2-й пол. ХХ в. начался кризис этой идеологии (причины – разоблачение культа личности Сталина, раскол между КПСС и КПК, реальный результат воплощения идей марксизма в жизнь в СССР – казарменный коммунизм и т.д.), и после распада СССР в 1991 г. коммун. направление практически потерпело крах. Почти все компартии внесли исправления в свои программы, большинство сменило название, они потеряли знач. Число членов партии и голосов на выборах. По сути дела ком. движение в мировом масштабе уже не существует, но наследники компартий – левые партии – все еще играют опред. роль. Одни партии найдут себя в движении «новых левых сил», другие окажутся на обочине политики и превратятся в маргинальные секты. 5. Другие политические идеологии современности. Мы не рассмотрели такие течения, как левые радикалы, «зеленые», фашисты и «новые правые». Все они действуют на обочине полит. жизни (кроме «зеленых»). Поэтому начнем с «зеленых» (или экологических партий). Это ведущая сила из разряда альтернативных полит. движений, она сложилась к началу 80-х гг. Основа идеологии «зеленых» - понимание масштаба экологич. угрозы цивилизации. Они говорят, что и капитализм, и социализм – лишь разные модели «индустриального общества», основанного на эксплуатации и человека, и природы. Все др. полит. силы лишь ускоряют приход экологической катастрофы, поэтому следует создать такое общество, которое бы не причиняло урона биосфере. Такое общество будет децентрализовано и основано на новых экологич. ценностях, единстве человека и природы. А для этого нужно обуздить самые разнузданные формы капиталистического рынка. Самая влиятельная из этих партий – Союз-90 – зеленые в Германии. Левые радикалы – некогда, еще до социалистов, самая влиятельная левая сила в Европе и Америке (в конце ХIХ в.), а сейчас очень слабое и дезориентированное движение. Более-менее на плаву они сейчас во Франции, Голландии и Италии. Они некогда выступали за более справедливое общество и ограничение крупного капитала налогами, но затем эту идею захватили социалисты и коммунисты, и левые радикалы стали делать основной упор на скандальных и экстремальных вопросах, не затрагивающих переустройство всего общества: крайнее торжество прав человека на грани вседозволенности (но не переходя эту грань). Фашизм как идеология возник после 1-й мир. войны, развивался в рамках нескольких разновидностей (нацизм, и Ит. Фашизм и др.), а в итоге 2-й мир. войны был запрещен. Поэтому можно говорить сейчас либо о неофашизме (неонацизме), либо о «новых правых». Их часто смешивают, но у них есть и серьезные отличия. И те, и другие строятся на крайнем национализме и ксенофобии, на отказе от всего чуждого той или иной нации. При этом если нацизм и фашизм выступали за социализм с нац. окраской, то соврем. правые разделяют идеи рынка и свободной конкуренции и даже критикуют других за недостаточно рыночную политику. Второе отличие – отношение к демократии: если фашисты ее отрицали, то новые правые выступают за «настоящую демократию» и критикуют власть за недостаточное учитывние мнения простых людей. Правда, неизвестно, но сколько демократично они бы правили, если бы пришли к власти. В-третьих, новые правые отрекаются от фашистского наследия. Но и те, и другие имели ярко выраженный вождистский характер. В Европе знач. роль играют и региональные партии (особенно в Великобритании, Бельгии, Испании, а теперь и в Италии). Они могут быть и косн., и либ., и соц.-дем. ориентации, но основой их политики выступает защита интересов своего региона, т.е. местный национализм. В странах Африки развились идеи «нуаризма» (черного расизма, избранности черной расы), а в мусульм. странах Азии и Африки – идеи мусульманского фундаментализма и т.д. ЛЕКЦИЯ 15 |