Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕКЦИЯ 18 Всеобщность и универсальность прав человека. Диалектика прав человека и социальных общностей. 1

  • 2.ДИАЛЕКТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

  • Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Политология наука о политике
    АнкорКонспект ещё.doc
    Дата05.11.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект ещё.doc
    ТипЛекция
    #10136
    КатегорияСоциология. Политология
    страница14 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    2. Акты о правах человека в период работы международных организаций (с 1945 г.).

    В ходе 2-й войны государства антигитлеровской коалиции постоянно декларировали, что после победы над нацизмом необходимо обеспечить уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды. Опыт войны привел очень многих людей к убеждению, что эффективная международная защита ПЧ – это важнейшее условие мира и прогресса. Поэтому 24 октября 1945 была создана ООН (в этот день 5 держав и большинство государств-основателей ратифицировали Устав ООН). С этого момента начался новый этап истории ПЧ.

    Устав ООН стал 1-м в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы всемирного сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к ПЧ. Его 1-я статья ставила перед ООН, помимо прочего, и задачу такого поощрения и развития уважения к правам и свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. А первым в истории документом, давшим перечень прав и свобод человека, стала принятая 10 декабря 1948г. Всеобщая декларация прав человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей и провозглашает элементарные личные права – на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, защиту от рабства, пыто4к и бесчеловечного обращения, на неприкосновенность чести, достоинства и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, на защиту своих прав независимым и беспристрастным судом (ст.3-12). В ст.13-21 перечислены гражданские и политические права и свободы: право на гражданство, местожительство, выезд из страны, политическое убежище, на владение имуществом, на вступление в брак, свобода мысли, совести, религии, убеждений, мирных собраний, всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании. Статьи 22-27 говорят о социально-экономических и культурных правах: праве на труд, на свободный выбор работы, на благоприятные и справедливые условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, на создание профсоюзов, на отдых, на ограничение рабочего времени, на оплачиваемый периодический отпуск, на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния человека и его семьи (включая пищу, одежду, медицинский уход и соц. Обслуживание), на бесплатное и обязательное начальное и общее образование, на доступность высшего образования. Заключительные статьи Декларации посвящены пределам прав и свобод и обязанностям человека перед обществом в целях обеспечения прав других людей, общественного порядка и благосостояния, причем ограничения прав должны быть установлены законом. Декларация не обязывает государства подчиняться нормам, изложенным в ней, а лишь провозглашается задачей к выполнению которой должны стремиться все государства. С тех пор 10 декабря празднуется в большинстве стран-членов ООН как День прав человека.

    Значение Всеобщей декларации прав человека – в том, что государства с разным строем и идеологией смогли согласовать некие общие для всего человечества принципы, и наладилось международное сотрудничество в обеспечении прав человека, хотя здесь было и много проблем. В разных странах на первое место выходило обеспечение различных категорий ПЧ и критиковалось нарушение других категорий в странах враждебного блока в период холодной войны. В 50-70-е гг., несмотря на все проблемы, ПЧ были признаны в конституциях многих стран вместе с гарантиями их защиты, были приняты региональные международные акты в области ПЧ (Американская декларация прав и обязанностей человека, 1948г, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950г.), рухнула колониальная система, что рассматривалось в рамках обеспечения ПЧ как права наций на самоопределение (в 1960 ГА ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам). Но в эти же десятилетия наряду с достижениями в области защиты ПЧ было и много проблем с ПЧ в мировом масштабе: происходили их массовые нарушения в Китае, СССР, Камбодже, Чили (при Пиночете), в ЮАР действовал режим апартеида. Однако сотрудничество между государствами по защите ПЧ развивалось. В 1966 были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (регламентирует широкий круг этих прав) и Международный пакт о гражданских и полит. правах (требует от всех государства предоставить всем лицам, проживающим под их юрисдикцией, таких прав, как: право избирать и быть избранным на всеобщи, равных, тайных и свободных выборах, право равного допуска к государственной службе в своем государстве и право участвовать в ведении государственных дел).

    Всеобщая декларация прав человека и эти 2 международных пакта составляют вместе то, что принято называть Международным Биллем о правах человека. Однако Пакты имеют ряд отличий от Декларации: 1) они развивают более общие идеи и положения Декларации и 2) они налагают на государства конкретные обязательства по обеспечению ПЧ, а Декларация лишь призывает их к обеспечению. Пакты обязывают государства представлять доклады об обеспечении ПЧ, принятых мерах и прогрессе в этой сфере. В 1985 в рамках Пактов были созданы органы по рассмотрению докладов государств – Комитет по экон., соц. И культурным правам (в составе 18 экспертов) и Комитет по правам человека (тоже в составе 18 экспертов; не путать с Комиссией по правам человека (КПЧ) ООН).

    В рамках уже упоминавшейся Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) были созданы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, заседающие в Страсбурге и призванные обеспечивать соблюдение Конвенции государствами-участниками. Число членов Комиссии и судей Европейского суда равно числу государств-членов Совета Европы. Перечень прав и свобод, содержащихся в Конвенции, расширен 6 протоколами, принятыми позднее. Последний, 6-й протокол, принятый в 1983, отменяет смертную казнь.

    В 1975 состоялось одно из важнейших событий в истории международного сотрудничества в области ПЧ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), принявшее затем характер постоянной организации, а с 90-х гг. переименованное в ОБСЕ. 1 августа 1975 был принят заключительный акт Хельсинкского совещания, подписанный всеми тогдашними 33 европейскими государствами, а также США и Канадой. В нем перечислены 10 принципов европейского сотрудничества, и среди них уважение прав и свобод человека, в т.ч. прав национального меньшинства, и обязательно сотрудничать с ООН в реализации прав и свобод.

    В 80-е гг. произошли значительные перемены в Восточной Европе, ЮАР, улучшилось положение с ПЧ во многих странах Азии и Латинской Америки, однако проблем все еще много (и вряд ли в ближайшем будущем в этой сфере будет все в порядке). Сам вопрос о ПЧ иногда используется рядом государства для отстаивания своих национальных интересов, для давления на другие страны. Здесь иногда имеют место двойные стандарты. И все же определенный прогресс есть. В 1986 состоялась Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ. Затем такая встреча прошла в 1990 в Париже, а в 1993 в Вене состоялась 2-я Всемирная конференция по правам человека. На встрече в Париже была принята Парижская хартия для новой Европы (1990), где развивались и расширялись предыдущие подходы к ПЧ, и, в частности, речь шла о человеческом изменении (как выполнение государствами-участниками принятых обязательств гуманистического характера) и об укреплении демократических институтов. В 1986 была принята Декларация о праве на развитие (имелось в виду такое экономическое, социальное, культурное и политическое развитие, которое полностью обеспечивает осуществление ПЧ), т.е. вопрос об обеспечении прав и свобод человека все теснее увязывается сейчас с вопросом о развитии. И, наконец, на 2-й Всемирной конференции по ПЧ в Вене в 1993 была принята Венская декларация и программа действий, провозглашающие, что все государства, независимо от их различий, обязаны защищать все права и основные свободы человека.

    Итак, функции защиты ПЧ осуществляются на 2 уровнях: международном (где разрабатываются международные стандарты ПЧ и осуществляется контроль за их соблюдением) и национальном (где государства приводят свои законодательства в соответствие с этими стандартами и гарантируют их выполнение).

    ЛЕКЦИЯ 18

    Всеобщность и универсальность прав человека. Диалектика прав человека и социальных общностей.
    1. Всеобщность и универсальность прав человека.

    2.Диалектика прав человека

    1.ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

    Мы уже рассматривали структуру ПЧ и отмечали, что в широком смысле они включают обширный комплекс видов прав и свобод. ПЧ носят всеобщий универсальный характер, что выражается в принципе «все права для всех». Эта всеобщность и универсальность проявляются в основных принципах ПЧ:

    - принцип гуманизма

    - принцип свободы и ответственности граждан;

    - равенство и равноправие.

    В основе принципа гуманизма лежит идея о ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и борьбе за ее права, защита ее достоинства. В наше время международное сообщество обеспокоено нарушением этого принципа, ООН и ее институты (типа ЮЕКСКО) руководствуются этим принципом в своей деятельности, что отражается в документах, принимаемых ими в области ПЧ.

    Второй всеобщий принцип ПЧ - свободы и ответственности граждан - в своей трактовке прошел непростую эволюцию, будучи тесно связан с развитием общества, типов и форм гос. Устройства, с развитием самой человеческой личности. Проблема свободы человека и ее степени - это главный критерий цивилизованности, культурности и развития общества. Еще Кант говорил, что процесс развития человеческой свободы противоречив, ему присущи антагонизмы, сама природа человека несовершенна, несовершенны и созданные им общество и государство, что и затрудняет достижение свободы. Он считал, что свобода недостижима без развития людей, она обусловлена природными и социально-экономическими факторами, которые надо рассматривать в историческом и географическом контексте. В странах, где царят бедность и произвол властей, больше препятствий на пути достижения свободы.

    Свободный человек принимает решения по своей воле. Но насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуется со свободой других людей, групповыми и общественными интересами? Свобода и ответственность личности становятся двумя взаимообусловливающими характеристиками ее бытия. В любом государстве личность в своей деятельности должна считаться с обязанностями, определенными законом, не должна причинять ущерб государству, обществу, другим людям. Настоящая свобода несовместима с безответственностью и вседозволенностью. Здесь уместно вспомнить девиз демократии: "Разрешено все, что не запрещено законом". Он означает не только законопослушание. Люди должны ориентироваться и на неписаные законы морали. Наиболее ясно выражены морально - нравственные нормы в предписаниях религии. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор. В правовом государстве законодательство не должно противоречить требованиям морали. По этому важен от бор и приход во власть ответственных людей, которые не стали бы наносить своими действиями ущерб и своему народу, и безопасности соседей, и миру в целом в целом. В контексте ПЧ к концу ХХ в. развилась система международной и политической ответственности высшей власти государства перед мировым сообществом и представляющими его международными организациями (СБ ООН, международный суд, Европейский суд по ПЧ и др.) за действия, наносящие ущерб миру и безопасности народов или понимаемые как преступления против человечества.

    И, наконец, следует упомянуть и третий - универсальный принцип - равенства и равноправия. Все конституции стран Европы и Северной Америки предусматривают этот принцип, провозглашенный еще Декларацией прав человека и гражданина 1789г. ("Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). Но проблемой остается гарантия этих прав. Само их содержание изменилось в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими, и социально- экономических прав. Здесь важно, чтобы свобода одних не нарушала социальную защищенность других.

    Необходимо еще раз вспомнить структуру ПЧ и входящие в нее виды ПЧ: гражданские (как фундаментальную основу жизнедеятельности людей), политические, экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы, и подчеркнуть, что они взаимосвязаны и неделимы, т.е. носят всеобщий и универсальный характер. И формирование в последние десятилетия "после 2-ой мировой войны" третьего поколения ПЧ - права на мир, справедливый мировой порядок, безопасность, экологически чистую окружающую среду, на приобщение к современным достижениям науки, культуры и образования - лишь дополняет эту всеобщность и универсальность ПЧ. Ведь субъектами ПЧ выступают и отдельные личности, и социальные группы, и какие-либо социальные общности, и народы, и нации, и обще социальный субъект (государство). Поэтому нарушение ПЧ - это препятствие всестороннему развитию личности и общества, угроза миру и социальному прогрессу, что доказывает их всеобщность и универсальность.

    2.ДИАЛЕКТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

    Под диалектикой ПЧ понимается соотношение между различными правовыми категориями такими, как: права человека и права гражданина, права человека и права другого, индивидуальные и коллективные права, права народов и права человека, ПЧ и интересы государства. Рассмотрим их по очереди, начиная с ПЧ и прав гражданина.

    Следует разграничивать ПЧ и права гражданина, так как различны сами источники их возникновения. Концепция эпохи Просвещения, требовавшая равенства всех людей в правах и свободах - теория "естественных прав" - стала источником развития ПЧ, а борьба с абсолютной монархией, ведшаяся под руководством масонства в ту же эпоху, стала источником прав гражданина. Впервые эти два понятия были разграничены в эпоху Английской революции ("народное соглашение" 1647г., где говорилось, что выборы нового парламента- это право гражданина). А французская Декларация 1789г. провозглашала, что право выбрать религию - это право человека. Именно она зафиксировала разделение на ПЧ и права гражданина. Права гражданина - это участие в выборах, выдвижение своей кандидатуры и т.д., а ПЧ - это право на жизнь, на свободу вероисповедания, на защиту от насилия и др. Во всеобщей декларации и прав человека говорится, что ПЧ - это врожденные, неотъемлемые и естественные права, они независимо от положения, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, происхождения и т.д. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789г. отнесла к числу естественных право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

    Очень важно и соотношение между ПЧ и правами другого, т.к. человек, живя в обществе, не может быть абсолютно свободен. Требуя от других соблюдения своих прав, сам человек может забывать о правах других людей и об обязанностях по отношению к ним. Незыблемый принцип подлинно демократического общества - соблюдение прав другого человека. А после распада СССР, в условиях перехода к рынку и демократии, об этом часто забывали (Например, ряд аспектов приватизации или приобретения собственности "новыми богатыми").

    ПЧ носят индивидуальный характер, но существует и коллективное право, субъекты которого - семьи, производственные коллективы, нации и др. меньшинства, нации и др. В последние 10-15 лет особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с ПЧ. Во многих бывших социальных странах переход к демократии или завоевание независимости (СНГ, бывшая Югославия) были использованы местными элитами для разжигания национальной розни, политической или религиозной дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия противоречат принципам демократии, гуманизма и ПЧ, и в целом осуждаются международным сообществом, но иногда страны, определяющие степень внимания этого сообщества к проблемам ПЧ, руководствуются двойными стандартами по принципу: "Сомоса, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын" (Латвия, Косово, Ольстер, Курды и т.д.).ПЧ и права народов должны взаимно дополнять друг друга, причем ПЧ являются основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без них права народа - лишь иллюзия, используемая элитами в корыстных целях. Поэтому в итоговом документе Московского заседания Конференции по чел. измерению ОБСЕ (1991) отмечается, что обеспечение ПЧ выше принципа невмешательства во внутренние дела других государств. Право нации на самоопределение призвано создавать гарантии соблюдения прав нац. лингвистич. и религиозных меньшинств, по сути дела, а это во многом отступает на второй план в условиях глобализации. Но это вопрос спорный, поскольку глобализация скорее подавляет интересы малых наций, чем способствует их реализации, Здесь интересно такое явление, как "Европа регионов".

    ПЧ включает в себя и разнообразные права таких социальных групп, как дети, женщины, беженцы, инвалиды, заключенные и т.д. В последние годы ОБСЕ разрабатывает каталог прав человека, постоянно дополняющий и уточняющий их перечень. Например, по данным Центра по ПЧ (Женева), в мире около 100 млн. детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции и нищенства, ежегодно более 90 млн. умирают от заболеваний, которые можно лечить, более 50 млн. работают в опасных или вредных для здоровья условиях. Причем положение детей во многих странах, в т.ч. и в РБ, продолжает ухудшаться. ООН приняла Декларацию о правах ребенка(1956) и Конвенцию о правах ребенка(1989) и добивается их выполнения. Подобные же проблемы существуют и в отношении инвалидов, которых сейчас в мире около 500 мил. Здесь ООН стремится к выполнению своей Декларации о правах инвалидов(1975), Декларация оправах умственно отсталых лиц(1971) и др. докментов. Осуществлена Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Важной остается и помощь беженцам, проблема которая стала к концу XХ века угрожающей. Статус и права беженцев определены Конвенцией ООН о статусе беженцев(1950) и др.

    ПЧ тесно также связаны и с интересами гос-ва. Приоритет здесь-у прав человека. Человек должен чувствовать себя хозяином положения в гос-ве. Необходимо правовое гос-во, где существуют гарантии ПЧ. Но и в таком гос-ве есть ограничения прав и свобод. Их необходимость признана Всеобщей Декларацией прав человека (ст. 29) и др. междунар. документами. Ограничивается и право гос-ва ограничивать права личности. Гос-во обязано защищать безопасность и законные интересы каждого гражданина не меньше, чем собственные. В Конституциях западных стран обязанности граждан не упоминались вплоть до 2-й мировой войны, хотя в той или иной мере в законодательство включались.

    В обязанности граждан дем. гос-ва обычно входят: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы и окружающей среды, памятников культуры; в некоторых странах - участие в голосовании, воинская повинность, иногда - обязанность трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор), воспитать детей (Италия), заботиться о своем здоровье (Италия). Но ответственность за такие обязанности не предусматривается. Без указания ответственности и органов власти, и отдельных лиц положения конституции превращаются в декларацию, поэтому существует комплекс общественных гарантий выполнения обязанностей. Это материальные, политические, юридические и духовно- нравственные средства обеспечения обязанностей.

    Таким образом, через уважение ПЧ утверждается высшая ценность личности и в отдельных странах, и в мире в целом. Уважение ПЧ является важнейшим условием благополучия общества. Еще не все гос-ва признали это. Ряд политиков и ученых, что ПЧ соответствуют только реалиям индивидуального западного общества и не учитывают коллективистский и этатистский менталитет многих народов. Это так, но лишь частично. Опыт человечиства свидетельствует, что экон. и соц. развитие стран ведет к росту самосознания личности, ее индивидуальности, к появлению стремления к свободе, осознанию человеческого достоинства и прав человека, что стимулирует процесс общества. Поэтому полная реализация прав личности, учитывающая нац. особенности - задача всего человечества.
    ЛЕКЦИЯ 19
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта