Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие и сущность политического режима.

  • 2. Тоталитарный режим.

  • 3. Авторитарный режим

  • 4. Демократический режим.

  • Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Политология наука о политике
    АнкорКонспект ещё.doc
    Дата05.11.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект ещё.doc
    ТипЛекция
    #10136
    КатегорияСоциология. Политология
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

    Политические режимы.
    1. Понятие и сущность политического режима.

    2. Тоталитарный режим.

    3. Авторитарный режим.

    4. Демократический режим.
    1. Понятие и сущность политического режима.

    Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

    Как мы уже говорили, долгое время политический режим не отделяли от формы правления и классифицировали их в зависимости от источника власти (либо один – монархия, либо небольшая группа – олигархия и др., либо большинство – демократия). В ХХ веке уже говорят о режиме. Подход французского политолога Дюверже: режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

    1. роль и функции главы государства в системе политического руководства;

    2. порядок формирования представительных учреждений;

    3. положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

    4. правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

    5. взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

    6. роль органов подавления в государстве;

    7. наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

    Для определения политического режима необходимо сопоставить официальные правовые нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели – с реальной политикой, проводимой в государстве. И при этом больше внимания уделяют не документам и декларациям, а реальному механизму функционирования власти.

    Какова же классификация политических режимов? Марксизм классифицирует их по тем же классовым критериям, что и политические системы. Но большинство политологов условно делят их на демократический и недемократический режим, а последний – на авторитарный и тоталитарный. В чистом виде они встречаются редко, чаще – сочетания, смешанные режимы. Максимально общий критерий – степень автономии подсистем политической системы (чем больше автономии, тем больше демократии). Все сходятся на том, что главные критерии – степень развитости демократии и реальный правовой статус личности.

    Каковы факторы, влияющие на формирование политического режима? Выделяют несколько факторов:

    • организация власти (все режимы имеют традиционный набор государственных структур и ветвей власти; важно, как именно они взаимодействуют);

    • легитимация режима, организация поддержки (здесь важно, на чем основана легитимность режима – на традиции, харизме или легальности; какова поддержка обществом – эмоциональная или инструментальная, т.е. что поддерживают – государство как таковое? ценности? режим как таковой? сложившиеся правила? или это конкретная поддержка – партии, личности и т.д.);

    • оформление интересов (здесь анализируют наличие и роль групп интересов. Группы могут функционировать как самостоятельные субъекты политики, а могут влиться в аппарат власти [например, партия]);

    • организация прав. Выделяют ряд уровней правового статуса личности: 1) естественные права, 2) гражданские права, 3) политические права, 4) социальные права. Здесь важен приоритет опред. прав: в демократическом режиме – приоритет естественных и гражданских прав, в тоталитарном коммунистическом режиме – социальных прав, в древнегреческом полисе – политических прав;

    • цели и задачи правящих социальных групп. Политический курс – это цель, а политический режим – средство достижения цели;

    • идеологическая направленность правящих групп и представляющих их партий;

    • острота борьбы в обществе различных сил;

    • международное положение страны, характер ее внешней политики (агрессивный или миролюбивый);

    • экономическое положение в стране и уровень ее развития;

    • уровень политического сознания, политической культуры граждан, традиций данного общества.

    Большое влияние на режим оказывает форма правления. Но на практике часто встречается противоречие между ними. Например, Куба, КНДР, Ирак, являясь республиками по форме правления, с выборными органами власти, по политическому режиму – авторитарные и тоталитарные. А Швеция, Дания, Голландия – монархии по форме и образцы демократии по режиму.
    2. Тоталитарный режим.

    Тоталитаризм – это режим, означающий полный контроль государства над всеми сторонами жизни общества и личности. Как тип политической системы, это феномен ХХ в. Сам термин происходит от лат. totalis – весь, целый, полный. Первым его применил в 1925 Муссолини для характеристики своего движения. У него термин был позитивным. Муссолини говорил о тотальном государстве, термин подчеркивал цельность режима, его всеохватность. Затем термин изменился, стал негативным, применялся для характеристики нацизма и стран соц. лагеря. Идейные истоки тоталитаризма уходят в далекое прошлое, но лишь в ХХ в. появились условия для этого страшного явления.

    Научное осмысление тоталитаризма началось в середине ХХ в. В 1944 выходит первое крупное исследование этого явления – «Путь к рабству» австрийского ученого Ф.А. фон Хайека. Он рассматривает появление тоталитаризма как следствие кризиса классического либерализма к концу XIX в. и появления массового социалистического движения. Фон Хайек подметил общее для коммунистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти.

    Лишь в ХХ в. были созданы предпосылки реализации тоталитарных идей: создание системы массовых коммуникаций; усложнение общественных связей техническая возможность тотального «промывания мозгов» и всеобъемлющего контроля над личностью; ломка старых политических и социальных структур все это привело и к тотальному отчуждению личности.

    Каковы же основные черты тоталитарного режима? Его девиз: «Запрещено все, что не приказано».

    1. культ власти, ее восприятие как абсолютной ценности и смысла человеческой жизни. Чаще превращается в культ вождя, наделенного практически неограниченной властью и воплощающего не только власть, но и «дух нации» (как в фашизме) или «борьбу народа за коммунистические идеалы» (как в СССР при Сталине). Миф о всесилии вождя интегрирует, сплачивает нацию на основе тоталитарных ценностей.

    2. монополия на власть одной-единственной партии – обязательный признак тоталитарного режима. Эта монополия не ограничена никаким законом. Партийный аппарат параллелен гос. аппарату, выполняет функции гос. власти, даже доминирует над гос. аппаратом и по сути срастается с ним. Во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

    3. отсутствие автономных систем в обществе. Политика поглощает и экономику, и социальную сферу, и культуру. Общество предельно политизировано, и граница политики – это граница самого общества.

    4. нет разделения властей, причем оно отрицается как таковое, как неэффективное, ненужное.

    5. абсолютно запрещена оппозиция.

    6. особая роль идеологии в обществе, обосновывающей право тоталитаризма на существование. Идеология в тоталитарном обществе обязательна для всех. Дж. Оруэлл: «Тоталитаризм замахнулся на свободу мысли так, как никогда ранее не могли и представить». Не просто запрещается высказывать несогласие, но даже иметь такие мысли. Идеология превращается в подобие гос. религии с догмами и священными книгами.

    7. отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние покинутости, незащищенности. Человек превращается в изолированное существо, его сознание охвачено страхом, воля парализована. Люди, поглощенные чувством своей ничтожности и бессилия – благодатная почва для тоталитарных структур.

    8. наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия, репрессий в главное средство политической борьбы.

    9. монополия власти на информацию.

    10. в области организации интересов тоталитарные режимы не признают дифференцированных интересов общества, ориентируются на единый государственный интерес. Автономия личности не признается в принципе. Фактически свернуты права естественные, гражданские и политические, а на 1 е место выдвигаются социальные права (на труд, зарплату и др.), причем четко завязанные на обязанности. А вот в западных конституциях обязанностей, по сути, нет, – это государство обязано.

    11. в области реализации прав тоталитаризм признает их как поощрение за лояльность режиму. Из политических прав убирают право на оппозицию, на многопартийность, т.е. право на выбор. Из гражданских прав убирают свободу печати, объединений, передвижения, слова и др. Разница между коммунистическим режимом и нацизмом – первый гарантирует минимум социальных прав. Даже частная жизнь при тоталитаризме – под контролем государства. При фашизме – расовая гигиена, при коммунистическом режиме – социальное происхождение. В нацизме место класса занимает нация, а при сталинизме агрессия направлена против собственных граждан.

    В чем сила и слабость тоталитарного режима? Сила его – 1) в огромной возможности мобилизации ресурсов и 2) в харизматич. легитимности: массы готовы за эту власть пойти на большие жертвы и лишения. А слабость – 1) в потенциальной неэффективности (контролируя все и вся, политика резко снижает активность личности и работоспособность экономики, т.е. режим может обеспечить определенные достижения в определенных рамках – атомную бомбу, индустриализацию и т.д., но когда люди боятся перейти границу дозволенного и при этом все равно получают гарантир. зарплату, резко снижается эффективность режима, а самое страшное – падает уровень адаптации к экономике), 2) в том, что это режим страха и силы, поэтому огромные ресурсы направлены на укрепление силовых структур, 3) в том, что со сменой лидера снижается харизматич. эффективность режима, 4) и в том, что тоталитарный режим не трансформируется и ведет к краху государства. Единственная возможность трансформации этого режима – смена лидера.

    Термин «тоталитаризм» иногда применяют к разным деспотичным режимам. Но навешивание этого ярлыка неверно. Тоталитаризм требует мощную гос. машину и средства массового оболванивания, он приходит снизу, тогда как авторитаризм можно навязать сверху.
    3. Авторитарный режим

    По своему характеру близок к тоталитаризму, но имеет и ряд важных отличий. Авторитаризм – это режим, основанный на диктатуре лица или группы лиц. Он возникает чаще всего в переходную эпоху и опирается на силовые структуры. Авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным, хотя есть и примеры обратной трансформации (Ф. Кастро). Кризис тоталитаризма приводит к послаблениям и контроль власти над обществом перестает быть всеобщим, тотальным. Авторитарные режимы – самые распространенные в мире, в т.ч. и сейчас. От лат. autoritas – влияние.

    Основные черты авторитаризма:

    1. Его девиз: «Разрешено все, кроме политики». Он не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества, поэтому значительной автономией обладают экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь, происходит разгосударствление этих сфер при переходе от тоталитаризма. И хотя власть может активно влиять на курс экономического развития, механизмы рынка при этом не разрушаются;

    2. В сфере организации власти: при авторитаризме власть не формируется и не контролируется гражданами, а находится в руках одного человека или группы лиц (диктатора либо хунты), которые поддерживают баланс интересов в рамках правящей группировки или элиты;

    3. Демократические процедуры и институты носят фиктивный характер, парламенту принадлежит второстепенная роль, широкими полномочиями наделены исполнительные органы, фактически нет разделения властей, авторитарному режиму присущ чрезмерный централизм, вертикальность;

    4. опора на силу, на военно-карательный аппарат. Авторитаризм может даже пользоваться популярностью в народе, но не скрывает, что в случае необходимости может принудить к повиновению;

    5. ограничение или запрещение легальной оппозиции, с угрозой ликвидации при попытке действовать. Партии могут существовать, но не играют никакой роли в политике, абсолютно лояльны к режиму и его поддерживают. Выбора нет, альтернативы нет.

    6. обычно отсутствует культ личности. Диктатора не нужно любить,– главное, чтобы боялись.

    7. В области легитимизации авторитаризм опирается на инструментальную, а не на эмоциональную поддержку, при этом – и на традиционную легитимность (если смог взять власть – правь). В целом такие режимы легитимностью не особо озабочены, они опираются на силу.

    8. Идеологии у авторитарного режима нет или она рыхлая, размытая. Поэтому политологи называют авторитарный режим прагматической диктатурой, а тоталитарный режим – идейной диктатурой. Обычно в общество вбрасываются лишь идеи национализма или гос. патриотизма, да и то при необходимости.

    9. В сфере организации интересов авторитаризм терпит группы интересов, но в основном в экономике. В политику они не могут проникнуть.

    10. В области реализации прав авторитаризм в целом равнодушен к правам человека. Он признает те права, которые не превращаются в политические требования. Свобода слова – при условии не трогать политику; церковь и профсоюзы самостоятельны, пока не трогают политику.

    В чем сила и слабость авторитаризма? 1) Его сила в том, что он дает автономию экономической сфере. Поэтому авторитарный режим может быть эффективен, причем долго. 2) Он способен к трансформации, он гораздо более гибок, чем тоталитаризм. Он может даже способствовать зарождению демократических механизмов и стать со временем либерально-демократическим режимом (Япония, Испания, Португалия и др.), но здесь часто нужен толчок извне. 3) При модернизации общества авторитаризм может сдерживать насилием социальный взрыв. А слабость его в том, что 1) ему присуща низкая легитимизация (только ослабнет оружие, вспыхивает буря), 2) он опирается на силу, а на штыке неудобно сидеть, и 3) очень «повернут» на лидере или группе лидеров; если они уходят – кризис.
    4. Демократический режим.

    Демократия – это режим, основанный на признании народа источником власти. От греч. «demos» – народ и «kratos» – власть. Яркое определение демократии дал А. Линкольн: «Government of the people, by the people, for the people» (Правление народа, избранное народом и в интересах народа). Хотя есть много определений демократии – с античных времен до наших дней – и она может принимать разные формы и в теории, и на практике, есть ряд особенностей, позволяющих определить режим как демократический:

    1) Верховенство закона во всех сферах жизни общества, юридическое равноправие граждан, наличие правового государства, гарантия прав и свобод граждан. Девиз режима – «разрешено все , что не запрещено законом», но при этом: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Значит – огромная роль судов и адвокатов.

    2) Суверенность народа (или того, что понимается под народом) как источника власти.

    3) Свободные выборы как выражение полит. права каждого гражданина избирать и быть избранным. Это гарантируется соблюдением 3 условий: свободы выдвижения кандидатур, свободы избирательного права (всеобщее и равное участие в выборах) и свободы голосования (тайное голосование и равенство в получении информации о выборах и в ведении агитации перед выборами).

    4) Постоянная и реальная работа избранных народом органов власти в центре и на местах, выборность всех должностей.

    5) Соблюдение принципа разделения властей на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную, действие механизма сдержек и противовесов.

    6) Существование легальной оппозиции, что гарантирует плюрализм мнений, многопартийность и представительство интересов меньшинства, не дает власти большинства перерасти в тиранию. На деле – тенденция к диктату меньшинства.

    7) Открытость и прозрачность власти, доступ любого гражданина к информации о том или ином вопросе. Здесь, тем не менее, не все так просто в реальности. Власть везде стремится быть скрытой.

    8) Конституционализм, т.е. безусловное уважение к конституции и ее верховенство.

    9) Равенство гражданина народа перед законом. «Народ v. Гарри Флинта».

    10) В области легитимизации дем. Режим носит легально-рациональный характер; поддержка и эмоциональна, и инструментальна.

    11) В сфере организации процессов дем. режим признает право на существование любых полит. интересов, кроме антиконституционных (фашизм в ряде стран), признает конфликт между интересами за норму. Поэтому – существование здесь групп интересов.

    12) В области реализации прав демократия признает в качестве первичных естественные права человека то, что нельзя отобрать: свободу совести, мнения, объединений, передвижений, права распоряжаться результатами своего труда (т.е. собственности). Все это в комплексе – право на жизнь и стремление к счастью (т.е. там, где я смогу себя реализовать). Политические права – тоже очень важны, а вот соц.-экономические – вторичны.

    В современном мире очень мало стран, где все эти критерии соблюдаются. Черчилль говорил: «Демократия – наихудшее гос. устройство, не считая всех остальных». Если сила демократич. режима ясна из вышеперечисленного – 1) полноправие гражданина, 2)контроль общества над властью, 3) учет рахнообразн. интересов; то его слабость – в том, что 1) не всегда ясно, как ее защищать (неужели насилием?), 2) учет всех интересов размывает большинство, затрудняет принятие решений даже путем компромисса и тем самым снижает эффективность власти; 3) бурная социальная активность масс, поощряемая демократией, может иметь и деструктивный характер, может вести и к анархии, и к власти толпы (охлократии); и, наконец, 4) выборность может привести к власти непрофессионалов, демагогов, главное достоинство которых – умение нравиться избирателям, они дают лживые обещания, манипулируют обществ. мнением и при этом не могут эффективно править. Демократия в неразвитом гражданском обществе может проложить дорогу авторитаризму.


    ЛЕКЦИЯ 9
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта