Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике
Скачать 0.83 Mb.
|
Механизм выдвижения лидеров и их роль в осуществлении власти. Согласно Веберу, изначально лидер появляется либо в результате социального конфликта, либо сам создает такой конфликт. Механизм завоевания власти харизматическим лидером предусматривает ряд вариантов: -- поиски нового харизматического лидера; -- назначение приемника такому лидеру административным аппаратом; -- назначение приемника прежним харизматическим лидером; -- передача власти по наследству; -- передача харизмы от одного лица к другому; -- создание харизмы в другом человеке при помощи ритуала. Передача власти по наследству успешно осуществляется не только в монархиях, но и многими диктаторами (Ким Ир Сен -> Ким Чен ИР, Хафез Асад -> Башар Асад). Момент передачи власти – это самое слабое звено в механизме ее реализации, он чаще всего используется оппозицией для организации выступлений. Очень сложно передать харизму от одного лица к другому. Влиятельные политические группировки, ведущие борьбу за власть, далеко не всегда готовы признать право на власть преемника харизматического лидера. В силу ряда особенностей социальной психологии более надежный способ передачи власти – создание харизмы в другом человеке при помощи ритуала (миропонимание и т.д.). Механизм выдвижения лидера в зависимости от особенностей политического режима, традиций, ситуаций в стране могут быть разными. При режимах с организацией власти по принципу пирамиды, при отсутствии демократических традиций и норм, в условиях их выдвижения является многолетнее выполнение правил игры. В этом случае наверху сказывается не самый инициативный, а самый послушный. В кризисной ситуации, когда общество начинает реформироваться и демократизироваться, лидер может быть выдвинут протестно, «от противного», назло; или ему может содействовать то, что он стоял в стороне от прежней власти, скомпрометировавшей себя (Нума Помпилий, Адольфо Суарес Гонсалес). Выдвижение политического лидера может произойти на почве, подготовленной предшественником. Это стремление опереться на авторитет предшественников характерно для Лат. Америки (от Боливара и Тупак Амару до Че Гевары и Батлье). Национальные лидеры выдвигаются, как правило, на основе моноидеи. Это может быть идея национального возрождения и национального государства (Де Валера, Абдель Азиз Ибн Сауд, Джохар Дудаев). Если страна мононациональная, это может быть иная объединяющая идея – напр., религиозная. Редкое явление – национальное лидерство (Махатма Ганди, Сахаров). Такие лидеры испытали гонения, пришли к убежденности в приоритете общечеловеческих ценностей как объединяющих человечество, и сумели сочетать мораль и большую политику. Определенные претензии на такую роль сейчас – папа Иоанн Павел II. Роль политического лидера в осуществлении власти следует рассматривать в контексте влияния конфликтной ситуации в обществе на власть. Многие политологи считают, что разрастание властных полномочий одного лица связано с кризисом. В условиях кризиса расширяются полномочия власти, коллегиальность сводиться к минимуму, лидер лично принимает важные решения. В итоге демократические институты становятся пустой формальностью, реальная власть все больше концентрируется на вершине пирамиды. Чиновный аппарат склонен замыкаться на сильную личность наверху, чем допустить минимальный контроль снизу. Но применение силы не исчерпывает конфликта, а только загоняет его вглубь, хотя как краткосрочное средство насилие бывает эффективным. Другое направление в политологии рассматривает отношения власти как постоянный конфликт демократической и авторитарной тенденций. В этой связи высказывается мысль о существовании квоты власти, т.е. ее определенного количества. Если обычно власть сконцентрирована у одного органа или лидера, то социальный конфликт ведет к ее перераспределению два лидера не могут быть носителями власти одновременно. Власть категорична: либо она есть, либо ее нет. А конфликт как раз и показывает, кто имеет реальную власть. И последнее. Авторитет лидера – это результат его политики. И если эта политика противоречит объективным интересам соц. групп, то авторитет лидера рушиться. И никакие прошлые заслуги не спасут его от краха. ЛЕКЦИЯ 6 Теория политической системы.
1. Понятие, структура и функции политической системы. Политическая система – одна из центральных тем курса «Политология». Это совокупность институтов, норм, идей и отношений, при помощи которых работает политическая власть. Это одна из систем (подсистем) общества, вместе с социальной, экономической, правовой, культурной, идеологической и др. системами, но имеет свою специфику:
В структуре политической системы политологи выделяют следующие основные элементы:
Все структурные элементы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, но самостоятельны. Например, политический институт (государство, партия, общественная организация). Фундаментом политической системы является политическая организация общества, т.е. все его политические институты. Их совокупность и есть политическая организация общества, она цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, создает нормы политической жизни и средства воздействия на общество. Социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации общества, поэтому их интересы представлены партиями и общественными объединениями. Такие объединения могут создаваться по многим признакам (пенсионеры, молодежь, женщины, дети, регионы, город, деревня и т.д.). Важнейший политический институт – государство. Оно представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках своих границ и независимостью за их пределами. Чем более развиты в обществе такие политические институты, как партии, общественные организации и движения, тем лучше это для общественного развития. Важный элемент политической системы – совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно оно регулирует все общественные отношения и является нормативной базой всех организаций в обществе. Через эти нормы признаются и закрепляются интересы и политические устои. Прежде всего правовые нормы – конституции. Важную роль, кроме законов, играют и уставные нормы организаций. Также к нормам относятся и политические традиции и обычаи, моральные нормы. Такой элемент политической системы, как политические отношения – это вид общественных отношений, формируемых в процессе осуществления политической власти. Их формирование зависит от социальных групп, типа государственного устройства, одно- или многопартийной системы, формы правления и режима. Есть межнациональные (межгосударственные), вертикальные и горизонтальные отношения. Один из элементов политической системы – политическое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение людей, формирование общественного мнения. Политическая система обеспечивает бесперебойность, цельность и координацию политических субъектов, определяет механизмы решения социальных конфликтов, гармонизирует общественные отношения на основе ценностей и защищает общественный строй от посягательств на его устои (неонацизм). Изучение политической системы до 60-х гг. велось в рамках бихевиоризма (поведенческого подхода), но позднее стало ясно, что он не объясняет политику в целом. Например, почему политик обещает одно, делает затем другое, а электорат воспринимает это нормально. И тогда появляется системный подход в политологии, уже апробированный в биологии и кибернетике. Ведь общество – это система элементов, имеющих связь со средой. Первым его применил Толкотт Парсонс в 40–60-е гг. в США. 20 лет исследований показали, что системный подход срабатывает и дает интересные результаты. Парсонс считал, что в обществе любая система и подсистема всегда выполняет 4 функции: 1) латентную (в обществе существуют малые социальные группы – семья, школа, церковь, которые либо воспроизводят биологически, либо осуществляют первичную социализацию); 2) интегративную (удержание в рамках целого – гражданское общество); 3) функцию целедостижения (политические структуры, государство стремятся к достижению социально значимых целей) и 4) функцию адаптации (экономическая система). Если одна функция мешает другой, та отвечает сбоем, нарушением. Эти идеи развивал Дэвид Истон (бихевиорист, как мы помним). Он впервые использовал термин «политическая система». Истон берет за критерий ролевое взаимодействие субъектов в связи с распределением ценностей в обществе. Все зависит от баланса социальных сил в обществе. При резком его нарушении меняется правитель, начинается бол. драка. А если баланс поддерживается, то проигравший теряет не все, а победитель тоже получает не все. Истон разработал модель полит. системы:
Среда плит. системы – полит. культура. Поэтому и происходит отторжение полит. материала при его трансплантации. Ни один народ не потерпит внеш. осчастливливания, пока сам не придет к этому. Любая полит. система имеет вход и выход. Чтобы ПС была стабильной и функциональной, нужно, чтобы решения и действия соответствовали требованиям и поддержке. Это «петля обратной связи» - суть искусства полит. взаимодействия. Требования среды могут носить скрытый характер ожидания. А поддержка, по Истону, может быть 2 видов: 1) эмоциональная (естественная) и 2) инструментальная (искусственная). Эмоц. поддержка строиться на ожидании от власти решений и действий, которые нас удовлетворяют длительное время, т.е. «власть – наша», легитимизирование власти. Часто – крайние формы: «Права ли моя страна или нет, это – моя страна». Инструмент. поддержка формируется путем поощрения за лояльность к власти и наказания за нелояльность. Особенно – в авторитарном режиме: «разрешено все, кроме политики», правила игры: «вы не мешаете нам править, а мы – вам действовать вне политики». Тоталитаризм использует и ту, и другую, но там – жесток. Кара за нелояльность, страх трансформируется в культ лидера. Решения и действия выходят в форме законов и инструкций. Если решения не реализуются кризис власти. При систематич. нарушении петли обратной связи может произойти смена плит. системы и даже правящей элиты (революция). Если на выходе полит система пытается максимально удовлетворить потребности перегрев; цели достижения не будет, «на всех не хватит» соц. протест и революция. Если полит. система хочет быть стабильной, она должна ориентироваться на социально значимое большинство, хотя прогресс может двигать именно меньшинство. Логика политики – в том, чтобы сдерживать рвущееся вперед меньшинство. Когда «народ безмолвствует», меньшинство может стать социально значимым большинством. Но если среда не созрела, прогрессивное решение может отбросить общество назад (шоковая терапия). В политике важен реализм. Алмонд и до. Амер. Политолог Г.Кан, недовольные этой схемой, разработали свою классификацию функций полит. системы: на входе: - артикуляция (формирование интересов и требований); - агрегация (систематизация и оформление требований в программах, платформах, законопроектах материал для принятия полит. решений). - рекрутирование (воспитание и отбор людей для опред. полит ролей – избирателя, чиновника, дипломата, судьи, депутата, палача). - полит. социализация (приобщение людей к полит. культуре; цель – сделать их лояльными). - коммуникация (формирование источника информации, обмен ею; выполняют эту роль СМИ). - установление и реализация правил поведения : 1) законы; 2) налог. органы, органы гос. безопасности и др.); на выходе следующие функции: 1) нормотворчество (законодат. власть); 2) реализация норм (исполнит. власть); 3) контроль за выполнением норм (судебная власть). Системников (Алмонд, Истмэн) интересовало лишь, что происходит на входе. То, что происходит внутри системы, у авторов этой теории называется внутрисистемной конвенцией. Системный подход позволяет представить полит. отношения как ролевое взаимодейсвие, но не объясняет конфликт в рамках полит. системы. Поэтому следующие теории занимались именно ролью конфликта в ПС. Российский политолог Ф.Бурлацкий выделял следующие функции полит. системы: 1) целеполагание (определение полит. целей и задач общества); 2) организационная функция (мобилизация ресурсов для достижения целей) 3) властно-интеграционная функция (интеграция всех элементов ПС на базе ценностей и идеалов) и 4) регулятивн. функция (легитимация, достижение соответствия полит. жизни установленным нормам). Есть и другие классификации. Функции не явлаяются неизменными, они развиваются. Но цель их – обеспечение устойчивости общества и его развития. 2. Типы политических систем. В мире сейчас около 190 государств. У них разные полит. системы, но они имеют схожие черты, позволяющие их систематизировать. С середины Х|Хв. Пытались классифицировать только западные ПС. Представительная демократия считалась идеалом, а недемократические системы рассматривались как отклонение от идеала. Но в новых, постколониальных, развивающихся странах выявились черты ПС, не позволяющие рассматривать большинство стран мира просто как отклонение. Нужно было выработать критерии, позволяющие изучать системы недемократические или только внешне демократические. Марксистская типология исходила из социально-экономическаой формации и выделяла рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую полит. системы. Каждое из этих названий указывает еще и на правящий класс. В рамках этого же подхода выделяли военную и гражданскую систему правления, национально-демократическую или буржуазно-демократическую системы. Немарксистская политология исходила из других критериев. До ХХв. Смешивали форму правления (республику, монархию и их виды) и полит. режим. Категорию политического режима стали выделять лишь в ХХв. В зависимости от полит. режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные полит. системы. В демократической ПС действуют механизмы контроля граждан над властью, сфера деятельности готорой ограничфена. В авторитарной и тоталитарной полит. системах власть господствует над индивидом и обществом, резко ограничивает права и свободы, причем в тоталитарной ПС власть всеобще, она везде, и граждане ее боготворят – либо из страха, либо по убеждению. Распространено также деление полит. систем на традиционные и модернизированные. В традиционных ПС основа – неразвитое гражданское общество; полит. роли недостаточно разграничены. В модернизированных ПС существует развитое гражд. Общество иррациональный способ легитимации власти. Выделяются такие консервативные (сохраняющие сложившийся общественный порядок) и трансформирующиеся (ориентированные на реформы полит. системы, причем последние могут быть реакционными (ориентирование на прошлое) и прогрессивными (берущими курс на формирование нового общества). По признаку связанности с внешней средой полит. системы подразделяются на открытые и закрытые. Выделяют также завершенные и незавершенные (в развивающихся странах) ПС, централизованные и децентрализованные ПС и т.д. Французский политолог Жан Блондель предложил свою классификацию ПС, разделив их на 5 категорий: 1) либеральные демократии (опираются на либерализм при принятии полит. решений); 2) радикально-авторитарные (ли коммунистические) системы (вместо либерализма – приоритет равного распределения жизненных благ); 3) традиционные системы (господство олигархии и консервативное отстаивание соц. Неравенства); 4) популистские системы (сложились в осн. в развивающихся странах во 2-й пол. ХХв.; стремятся к более равному распределению благ с помощью силы и авторитета вождя); 5) авторитарно-консервативные системы (активная политика сохранения неравенства и малого полит. участия граждан). Типология Алмонда выделяет 4 полит. системы (в зависимости от полит. культуры); - англо-американскую; - континентально-европейскую; - доиндустриальную (или частично индустриальную); и – тоталитарную. ЛЕКЦИЯ 7 |