Главная страница
Навигация по странице:

  • 4 очага

  • лекции. Лекции. Лекция Введение в специальность


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеЛекция Введение в специальность
    Анкорлекции
    Дата29.11.2019
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции.doc
    ТипЛекция
    #97646
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ●●

    Лекция 2. Возникновение земледелия


    Историю человечества принято делить на два периода – первобытныйи период существования сложно организованных классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй – совсем недолго.

    В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они и называются первичными – первобытными.

    Сначала люди для того чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали одомашнивать животных, разводить их, выращивать нужные растения, строить жилища, создавать поселения.

    Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, имели одинаковые права и обязанности, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе была помощь и взаимная поддержка.

    По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: к а м е н н ы й , б р о н з о в ы й и ж е л е з н ы й .

    Самым долгим продолжительным был каменный век – он начался около 2,5 млн лет тому назад, а закончился за 3 тыс. лет до н. э. Бронзовый век длился более 2,5 тыс. лет, а приблизительно в середине II тыс. до н.э. наступил железный век, в котором живем мы.

    Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в разных районах Земли не одновременно: где-то раньше, где-то позже.

    Самый долгий период – каменный век – принято делить на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн лет–12 тыс. лет тому назад), средний каменный век, или мез ол ит (12–8 тыс. лет до н.э.), новый каменный век, или неол ит (8–3 тыс. лет до н.э.).

    Приведенные числа мало что говорят нашему воображению. Если весь колоссальный период существования человечества спрессовать до суток (24 часа), то окажется, что в начале суток (в 0 часов) люди, еще сохранявшие признаки своих предков-животных (Homohabilis– «человек умелый»), стали де- лать первые орудия. «Человек выпрямленный» (Homoerectus), питекантроп, жил между 14 и 19 часами, а древняя разновидность «человека разумного», неандерталец, – между 19 часами и 23 часами 30 минутами. Поздний период каменного века – неолит – начался совсем близко к концу суток, в 23 часа 55 минут. В 23 часа 56 минут начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организо- ванным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, все- го за 3 минуты до окончания суток.

    Итак, большая часть истории человечества приходит именно на период первобытности.

    Парадоксом в истории агрономии и земледелия, как, впрочем, и многих других наук, является краткость собственно исторического периода и значительная длительность предыстории.

    Как, когда и где возникло земледелие?

    В течение долгих тысячелетий своей истории человек жил как охотник-собиратель. Главным источником его существования была охота на дикого зверя и птиц, ловля рыбы, сбор съедобных плодов и кореньев.

    Совершенствование орудий охоты и рост населения вело к уничтожению естественных богатств природы, запасов пищи, что заставило первобытных людей шаг за шагом искать другие источники существования, и они начитают переходить к новым формам хозяйства. Одни из них, приручив животных, становятся кочевниками- скотоводами, другие переходят к земледелию: к сбору растений, а затем и к их выращиванию.

    Люди среднего каменного века все больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причем не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов, и которые легче было собирать. Среди них были прародители современных злаков пшеницы, ячменя, риса, ко- торые в некоторых районах Азии произрастали на больших площа- дях и произрастают до сих пор в малодоступных для людей местах. В Америке внимание людей особенно привлекали маис (кукуруза), бобы, картофель, томаты, а обитателей островов Тихого океана – различные съедобные клубни вроде ямса и таро.

    Очень полезными оказались злаки. Их зерна содержали все питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зерна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскаленном камне выпекали самую простую лепешку. Зерна можно было запасать впрок, что очень важно – ведь охота не всегда оказывалась удачной, а дикие сочные плоды растений можно собирать только в определенное время года. И мясо, и такие плоды сохранить гораздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода.

    Зная, где расположены поля диких злаков и когда они созревают, общины охотников с женами и детьми стали приходить туда. Зерна прямо из колосьев стряхивали в мешки и корзины. Стали срезать и стебли; для этого использовались прямым жатвенным но- жом – предшественником серпа, его основа была костяной или де- ревянной, лезвием служили несколько закрепленных в ней острых каменных пластинок.

    Одни из самых древних признаков регулярного сбора диких злаков обнаружены в горах Кармел на территории Палестины. Они относятся к IX–VIII тыс. до н. э. Здесь жили охотники и рыболовы из группы племен, культура которых названа натуфийской. Натуфийцы уже не кочевали, а проводили значительную часть времени на одном месте, то есть оседло, что не вполне характерно для бродячих охотников и собирателей. Жили они в пещерах или поселениях, состоящих из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками, полы выстилали каменными плитками. Верхняя часть этих жилищ скорее всего напоминала шалаш. Натуфийцы занимались систематическим сбором урожая диких видов эммера и ячменя, а может быть, даже и производили их посевы.

    Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зерна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив ее заостренной палкой, можно самим их выращивать, защищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжелой, ее могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами.

    Одновременно люди стали приручать диких животных. Первой из них была собака – помощник на охоте и защитник от хищников и врагов. Дикие предки овец, коз, свиней, крупного рогатого скота, лошадей обитали в Азии. В это же время рядом с человеком стали жить кошки. Они невольно стали охранять запасы зерна от грызунов. В Америке единственным животным, которое удалось приручить, была лама. Теперь мясо и шкуры не только добывали на охоте, но и получали благодаря скотоводству. Появились пастухи, отгонявшие стада на пастбища. Люди научились прясть из шерсти животных нити, ткать, шить одежду. Позже стали получать молоко и делать из него творог и сыр.

    Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человечества. Это событие было настолько значительным, что его называют «неолитической революцией». Наступила эпоха производящего хозяйства.

    Охота, рыболовство и собирательство в сильнейшей мере отражали почти полную зависимость человека от сил природы. Как писал Ф. Энгельс, это был «период преимущественно присвоения готовыхпродуктовприроды». С появлением земледелия и скотоводства эпоха присвояющего хозяйства пришла к концу. Новые хозяйственные отрасли стали значительно более надежными источниками питания, что сразу же сказалось на численном росте населения.

    С появлением земледелия увеличились возможности ведения хозяйства. Теперь уже можно было в некоторой степени предусматривать сроки созревания и размеры урожая. Именно земледелие явилось экономической основой наиболее высокоразвитых культур и цивилизаций. Следует иметь ввиду, что производящее хозяйство древних племен и народов, как правило, основывалось не только на одном земледелии, но и на развитом скотоводстве. Эти «два кита» производящей экономики обычно сопутствуют друг другу и тесно взаимосвязаны.

    В связи с появлением земледелия усиливается и развитие знаний, в первую очередь астрономических. Недаром повсюду предметом забот древних земледельцев был календарь, тайны которого нередко превращались в символ могущества замкнутой корпорации жрецов и магов. Возникли потребности в письменности, ведь до ее появления агрономические знания передавались от поколения к поколению устно в виде сведений и правил, почерпнутых непосредственно из практического опыта, а их желательно было как-то фиксировать.

    Новые формы жизни начали складываться еще в среднем каменном веке (мезолите), но на более обширные территории они распространились позднее, в новом каменном веке – неолите. «Неолитическая революция» заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времен такие темпы не были медленными.

    Для перехода к земледелию были необходимы определенные предпосылки:

    - благоприятный геоботанический фон, прежде всего наличие растений, пригодных для культивации и подходящие географические условия для возделывания растений с соответст- вующими почвами и климатом;

    - наличие человеческих коллективов с достаточно высоким уровнем организации, уровнем развития техники и накоплением определенных знаний.

    Археологические материалы свидетельствуют, что первые земледельческие центры складывались именно там, где коллективы людей стояли уже на сравнительно высокой для своего времени ступени развития и в значительной мере исчерпали возможности собирательства.

    Первым обширным регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях современного Западного Ирана, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIIIVII тыс. до н. э., а в некоторых местах несколько раньше.

    В VII–VI тыс. до н. э. земледелием стали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго-Восточной Азии первые признаки знакомства с земледелием относятся к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. Приблизительно в это время становится известным и на территории современного Китая и Японии.

    Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. Так, в Средней Азии земледелие стало известно в конце VII–начале VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана и Ирака. В V–V тыс. до н. э. земледелие распространилось на территорию Южного Закавказья. В Египте собирательством диких растений занимались еще в сред- нем каменном веке, но настоящее земледелие появилось позже, в V тыс. до н. э. Ученые предполагают, что семена культурных растений и домашние животные попали сюда из соседних районов Юго- Западной Азии.

    В Южную Европу земледелие и скотоводство стали проникать в VI–V тыс. до н. э. Постепенно они распространились на север, хотя это было связано с немалыми трудностями (из-за неблагоприятных почвенно-климатических условий региона).

    В Америке первые признаки земледелия появляются в начале VI тыс. до н. э. В это время в Центральной Америке стали выращивать кукурузу, амарант, бобы и другие культуры.

    Итак, историки, основываясь на археологических и этнографических материалах, в настоящее время выделяют 4 очага возникновения земледельческих культур.

    • Первый очаг – переднеазиатский. Археологи открыли здесь поселки оседлой культуры VII–VI тыс. до н. э., жители которых возделывали ячмень и пшеницу-однозернянку. С этим очагом тесно связано распространение земледелия в Египет и Юго-Восточной Европе (средиземноморская зона).

    • Второй очаг – китайский (это речные долины горного и Восточного Китая и в первую очередь бассейн реки Хуанхэ). Здесь в значительной мере самостоятельно, хотя и позднее, чем в Передней Азии (IVIII тыс. до н. э.), складывалась оседло-земледельческая культура с возделыванием таких злаков, как китайское просо (чумиза), рис, пшеница, гаолян.

    • Третий очаг мирового земледелия – так называемый мезо-американский на территории Нового Света (Мексика и примыкающие к ней с юга страны). Здесь в V–IV тыс. до н. э. были культивированы бобы, перец, агава и некоторые другие растения, а к III тыс. до н. э. – маис (кукуруза).

    • Четвертый очаг – перуанский (возник в III тыс. до н. э.). В нем выращивали тыкву, перец, хлопок, бобы, клубни ачиры. Появление в этом очаге маиса (кукурузы) относят лишь ко второй половине II тыс. до н. э., что, по мнению специалистов, скорее всего указывает на его заимствование из областей Центральной Америки (3-го очага возникновения земледелия).

    Какое же значение для человечества имел переход к земледелию и скотоводству?

    Переход к земледелию и скотоводству способствовал росту численности населения и в последующем – к имущественной дифференциации, возникновению классов и государств, письменности, развитию науки и культуры, к расселению народов.

    Контрольные вопросы


    1.Назовите основные причины возникновения земледелия.

    2. Какие предпосылки необходимы для возникновения земледелия?

    3. Назовите основные очаги возникновения земледелия.

    4. Какие культуры возделывались в очагах возникновения земледельческих культур?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта