Главная страница
Навигация по странице:

  • Земледелие Древней Греции.

  • Земледелие Древнего Рима.

  • Марк Порций Катон Старший

  • Марк Теренций Варрон

  • Публия Вергилия Марона

  • Луций Юний Модерат Колумелла

  • Палладий Рутилий Тавр Эмилиан (

  • лекции. Лекции. Лекция Введение в специальность


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеЛекция Введение в специальность
    Анкорлекции
    Дата29.11.2019
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции.doc
    ТипЛекция
    #97646
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ●●●●

    Лекция 4. Античное земледелие


    Новый этап в истории агрономии, ознаменовавший переход от примитивного промысла к более или менее осмысленному (науч- ному) земледелию, связан с античными рабовладельческими госу- дарствами Средиземноморья – Древней Грецией и Древним Римом. Именно они впоследствии оказали наибольшее влияние на культуру земледелия народов Европы, способствовали распространению у соседствующих с ними племен новых сельскохозяйственных куль- тур и новых приемов их возделывания.

    Благодаря сочинениям греческих и римских писателей, много- численным изобразительным памятникам и данным археологиче- ских раскопок сложилось достаточно четкое представление об уровне развития и характере земледелия в античных государствах.

    Земледелие Древней Греции. Древняя Греция не была еди- ным государством. Ее самостоятельные города-государства (полисы) располагались на Балканском полуострове, островах омывающих его морей, побережье Малой Азии, а позднее, к VI–V вв. до н. э., и на всем побережье Средиземного и Черного морей. Земледелие было главным занятием сельского населения. Оно базировалось на част- ной собственности на землю и труде свободных крестьян, в хозяйст- вах которых применялся и труд рабов. В Греции эпохи расцвета пре- обладали хозяйства мелких и средних землевладельцев.

    Разбросанность греческих полисов и различные естественно- географические условия их местоположения способствовали спе- циализации отдельных районов на возделывании тех или иных сельскохозяйственных культур. Так, каменистая почва, горный ландшафт и сухой климат значительной части материковой Греции были малопригодны для возделывания зерновых культур, но дос- таточно благоприятны для выращивания олив, развития виногра- дарства и скотоводства. В то же время земли Фессалии, Северного Причерноморья и Сицилии давали прекрасные урожаи пшеницы и других зерновых культур. Естественная специализация земледе- лия способствовала развитию торговли.

    Греческие города очень рано превратились в крупные ремес- ленно-торговые центры. Их население нуждалось в большом коли- честве сельскохозяйственных продуктов. Возможность выгодно продать продукты и на вырученные деньги приобрести в городе не- обходимые товары обуславливала заинтересованность крестьян в получении наибольшего количества сельскохозяйственной про- дукции. У них возникла потребность в дополнительных сельскохо-

    зяйственных знаниях для повышения продуктивности своих хо- зяйств. В связи с этим стали создаваться сочинения с так называе- мой агрономической тематикой.

    Наиболее ранним из дошедших до нас агрономических трактатов античности является поэма Гесиода (VIIIVII вв. до н. э.) «Работы и дни» («Труды и дни»). Переводчик поэмы на русский язык В. В. Ве- ресаев считал, что в ней «с поразительной яркостью отражает весь духовный уклад мелкого земледельца-собственника, прошедший не- изменным через десятки веков до настоящего времени»44.

    Будучи земледельцем, Гесиод дает подробные наставления, как надо организовать дело. Он составил сельскохозяйственный кален- дарь, указав наилучшие сроки проведения сельскохозяйственных ра- бот и способы подготовки к ним. В Греции и тогда выпадало мало осад- ков, все земледелие было направлено на сбережение почвенной влаги:

    Только что время для смертных придет приниматься за вспашку, Ревностно все за работу берись, – батраки и хозяин.


    Влажная ль почва, сухая ль, паши, передышки не зная… Вспашешь весной, а летом вздвоишь, – и обманут не будешь. Передвоив, засевай, пока еще борозды рыхлы.

    Пар вздвоенный детей от беды защитит и утешит45

    (Гесиод, 1929, с. 81, 86, 88)

    Ранней весной до прилета ласточек он рекомендует подрезать виноградные лозы, а жатву он советует начинать в начале мая, «лишь на востоке начнут всходить Атлантиды Плеяды». В конце же июня, когда

    Только начнется всходить Орионова сила46,


    Рабочим тотчас вели молотить священные зерна Деметры47 На округленном и ровном току…

    (Гесиод, 1963, с. 597–599)

    В сентябре следует начать сбор винограда, а затем пахать поле под посев озимых. В середине ноября, как только «звезды Плеяды начнут заходить, за посев принимайся».

    Строго следи, чтобы вовремя крик журавлиный услышать, Из облаков с поднебесных высот ежегодно звучащий;


    Знак он для сева дает, провозвестником служит дождливой, Зимней погоды…

    (Гесиод, 1963, с. 448–451)

    И, наконец, когда наступит поздняя осень, Гесиод советует ру- бить лес и готовить сельскохозяйственный инвентарь к следующему полевому сезону.

    Из поэмы Гесиода мы знаем, что в «суходольной» Греции суще- ствовали разные примитивные плуги рало, приспособленные к тем или иным почвам, но борона еще не была известна, и для разбивания комьев и глыб употребляли колотушки: перед посевом почва должна быть равномерно комковатой, это нужно для экономии влаги. «Работы и дни» изложены в стихотворной форме для облегчения запоминания наизусть.

    Основой хозяйства было пашенное земледелие. Применя- лась двупольная система (пар – зерновые культуры) с оставле- нием под паром участка, который трижды пахался. Греки знали улучшенные севообороты, например, четырехполье: пар – ози- мая пшеница – бобовые – яровые зерновые (пшеница, ячмень). Пахали с помощью волов, реже мулов и примитивного пахотного орудия – рало. Это орудие лишь рыхлило почву, не переворачи- вая ее. Оно могло быть сделано из одного куска дерева или со- стоять из нескольких частей, могло иметь и не иметь полоза и железного наконечника – наральника. Наиболее раннее из опи- саний рала встречается у Гесиода:

    Два снаряди себе рала, чтоб были всегда под рукою, – Цельный один, а другой составной; так удобнее будет: Если сломался один, остается другой наготове.


    Дышло из вяза иль лавра готовь – не точат их черви; Скрепу из падуба делай, подошву – из дуба.

    В V веке до н. э. наряду с ралом у греков имелся уже примитив- ный плуг. Греческий писатель и историк Ксенофонт (около 430– 355 или 354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» («Эконо- мика») сообщает, что пахарь с помощью упряжки волов, тянувших этот плуг, переворачивал землю, чтоб солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков. В этом сочинении также приводятся сведения о почвах Греции, их использовании и обработке.

    Особое место в становлении агрономии как науки принадлежит Теофрасту48 (Феофрасту) из Эреса (настоящее имя Тиртам, 372– 287 гг. до н. э.) – древнегреческому естествоиспытателю, философу, одному из первых ботаников древности49 и основателю науки поч- воведения. Главный труд Теофраста «Исследование о растениях» принято считать одним из самых ранних капитальных ботанических и агрономических сочинений. В нем он подробно описывает качество почвы, ее состав, виды растений, типы необходимых удобрений и сельскохозяйственных орудий.

    Теофраст был учеником Аристотеля, разделял все стороны его учения (кстати, он сохранил от гибели библиотеку своего учителя, и, как полагают ученые, широко использовал ее при написании своих трудов). При определении условий роста растений он стоит преиму- щественно на позициях детерминизма50 и не любит апеллировать к божественным силам, как было принято в то время. Почва у него «источник питания» растений, а также влаги.

    Теофраст выделяет почвы глинистые, песчаные, каменистые, слоистые, соленые, болотные, и, кроме того, сухие и влажные, тя- желые и легкие, мягкие и плотные и т.д., то есть в первую очередь имеет в виду физические свойства почвы, важные для обработки и возделывания тех или иных растений. «Своеобразие растительности, – писал он, – создается разницей в месте». Касаясь условий роста, пло- доношения растений, качества плодов, Теофраст считал, что «место имеет больше значения, чем обработка и культура».

    Согласно Теофрасту, греки культивировали пшеницу, ячмень, полбу и сезам, а из бобовых – горох, вику, чечевицу, бобы, люпин. Они выращивали оливу, виноград, инжир, айву, гранаты. Кроме по- лей, садов и виноградников, они возделывали и огороды.

    Сортов зерновых злаков Теофраст знал много: «выбирают из раз- ных пшениц и какой вид подойдет к какой почве»; один вид хорош для «жирной почвы», другой – для «рассыпчатой», третий – для «тощей», но урожаи будут разные. Он выделял по высокому плодородию почвы Сицилии, которая поэтому «богата хлебом». Остров Халкия близ Родоса имеет такую плодородную почву и благоприятный климат, что можно получать два урожая в год. В Пелопоннесе быстро созре- вают пшеница и ячмень; этому «способствует сама почвалегкая и рас- сыпчатая»51. Разные почвы неодинаково относятся к особенностям погоды: «Легкая почва требует частых, но небольших дождей; жирная выно- сит и ливни и бездождья».

    От почвы зависят сроки сева и норма высева семян: «сеять густо и редко следует, смотря по почве: жирная и хорошая может понести их боль- ше, чем песчаная и легкая». Не только сорта одного вида, но и разные культуры относятся к почвам неодинаково. Пшеница больше исто- щает почву, чем ячмень, поэтому она требует лучшей почвы. Пше- ница – «по натуре своей горячее растение» и требует навозного удоб- рения. Об овощных растениях говорится, что они «любят» навоз и воду или «влажную почву»52. Как видим, впервые роль органических удобрений подчеркнута Теофрастом.

    Теофраст был первооткрывателем многих тайн природы. До него никто не писал о том, что бобы «не обременительны для земли и даже, по-видимому, удобряют почву, так как растение это рыхлое и быстро начинает гнить». Бобы получаются вкусными и «хорошо развариваются на почвах легких и теплых». Правда, не все бобовые, и нуту, например, «нужен жирный чернозем».

    Теофраст был поражен экологией финиковой пальмы, которая в отличие от всех других культурных растений «любит почву соленую». В Иерихоне, на берегах Персидского залива, в Северной Африке пальма прекрасно растет на песчаных засоленных почвах. Там, где они не таковы, «землю посыпают вокруг дерева солью». В Ливии не бы- вает дождей, но пальмы чувствуют себя хорошо: их «питает влага, поднимающаяся из земли», а также «роса». Качество почвы важно и для гранатового дерева; на сухой почве плоды получаются слад- кими, на сырой – плохими, кислыми53.

    Виноградарям Теофраст дает такой интересный совет: саженцы брать из почвы, «сходной с той, в какую собираются сажать, или из худшей», т. е. нужна почвенная закалка растений. Сорта винограда исключи- тельно отзывчивы на почву и «сколько есть видов почвы, столько есть и сортов лоз»54.

    Вклад Теофраста в развитие естествознания и агрономии гро- маден, хотя оценен еще недостаточно. Дж. Бернал указывал, что основы ботаники и минералогии, созданные Теофрастом, «при всей их приблизительности», не были существенно усовершенствованы в течение двух тысяч лет»55.

    В целом научные представления эллинов по агрономии достиг- ли серьезного для своего времени уровня.

    Земледелие Древнего Рима. Греческая агрономия, принято считать, была преемницей древневосточной, точно так же сельско- хозяйственные знания римлян развивались под влиянием знаний эллинов. Но римлянам в сравнении с греками был больше свойст- венен практицизм56, прагматическая оценка явлений природы.

    В античном Риме проблемы агрономии, включая вопросы техно- логии и организации сельского хозяйства, лучшего использования почвы, были злободневны. Именно здесь они переплетались с главнейшими особенностями и противоречиями рабовладельческого спо- соба производства.

    Если для земледелия Греции эпохи Гомера57 и Гесиода харак- терен в основном труд свободных земледельцев, работавших на небольших земельных участках, то в хозяйствах римских земле- владельцев конца III–начала II в. до н. э. труд рабов занимал уже ведущее место, а позднее они становятся основной рабочей силой. Образуются крупные латифундии – хозяйства, которые насчитывали тысячи рабов.

    Для сельского хозяйства римской эпохи характерно также разви- тие плантационного земледелия. Обширные территории отводили под зерновые культуры, оливки, виноград. Катон58, например, дает совет, как оборудовать оливковый сад площадью в 240 югеров, т.е. в 600 га, и виноградник площадью в 100 югеров (250 га)59. Продукция таких по- местий была рассчитана на продажу, все их хозяйство тесно связыва- лось с рынком и приспосабливалось к его потребностям.

    Характер сельского поместья зависел от его месторасположения. Так, в поместьях, расположенных близ Рима, было особенно выгодно выращивать овощи и цветы. В пригородных имениях было выгодно выращивать виноград, фрукты, заниматься выращиванием птицы для продажи и разводить рыбу в специально устроенных водоемах. В от- даленных от городов районах, откуда нельзя было быстро доставить на рынок продукты, характер хозяйства должен быть иной.

    До II в. до н. э. у римлян не было своих сочинений агрономическо- го содержания, хотя нужда в них уже была. С 160 г. до н. э., со време- ни появления трактата Катона «О земледелии» De agri cultura»60), начинается блестящая эпоха римской агрономии, которая продолжа- лась до начала V в. н. э. и завершилась сочинением Палладия.

    По различным вопросам сельского хозяйства богатое наследие по меркам того времени оставили древнеримские ученые и писатели: Катон, Варрон, Плиний, Колумелла. Все они занимались земледели- ем, так как этот рад занятий считали самым полезным и достойным свободного гражданина.

    Марк Порций Катон Старший в своем сочинении приводит практические советы по разным отраслям хозяйства: по обработке почвы, возделыванию виноградников, оливковых садов, по луго- водству и животноводству.

    В отличие от Месопотамии, Египта, земли Рима были сравни- тельно бедными. Поэтому почва – земля находится в центре внима- ния Катона. Она в разных местах, иногда и в одном имении, очень неодинаковая. Поэтому, прежде всего надо в каждом случае знать

    «что какая земля любит».


    Катон одним из первых сделал попытку классифицировать поч- вы по пригодности их для выращивания различных культурных рас- тений. Он писал, что нужно уметь создавать условия для наилучше- го развития растений. Эти условия двоякого рода: первые – тща- тельная вспашка, «двоение», «борьба с пестротой поля»; вторые – уна воживание и применение сидерации, т.е. выращивание и запашка в почву люпина, вики, бобов. Земледелие у Катона – это действительно «делание земли».

    Центральное положение своего учения Катон формулирует не- многословно, но, можно сказать, на века: «Что значит хорошо возделывать поле? – Хорошо пахать. – А во-вторых? – Пахать. – А в-третьих? – Унавоживать»61. Он дает ряд советов о глубине вспашки, применении тех или иных плугов.

    Вероятно, первый в истории науки, Катон подробно разбирает вопрос о навозе и птичьем помете: «Голубиный помет следует рассеивать по лугу, по огороду или по ниве. Заботливо сохраняй козий, овечий, коровий и вообще всякий навоз». Но его в хозяйствах не хватало, и Катон вопрошает: «Из чего ты получишь навоз? Солома, люпин, бобовые стебли, мякина, листья падуба и дуба. Рви на ниве бузник, болиголов <…> высокую траву, осоку. Ее подстилай овцам и волам и опавшие листья». Собственно, тут речь идет об увеличении выхода органических удобрений путем компостирования. Всякая органика для почвы полезна: «Если вино градная лоза будет бесплодной, мелко нарежь ее ветки и тут же запаши или закопай их». Есть рекомендации, как распределять навоз: «Половину вывези на ниву. <…> Четвертую часть положи под оливы <…> Остальную четверть оставь для луга»62.

    Катон считал земледелие основой Римского государства, а труд земледельца – самым чистым, верным и не вызывающим зависти. Он почтительно относился к земледельцам, о которых пи- сал как о самых мужественных людях и дельных воинах.

    В течение примерно ста лет труд Катона был на вооружении земледельцев, точнее, землевладельцев, он неоднократно переписывался и поэтому дошел до нас. Но постепенно трактат старел, а новые факты из практики земледельцев накапливались, требовали нового обобщения.

    Через сто лет после Катона писатель и ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон63 написал на 81 году своей жизни агроно- мический трактат «Сельское хозяйство», состоящий из 3 книг. В нем он обобщил накопленную после опубликования труда Катона агро- номическую информацию.

    Первая книга трактата посвящена полеводству и садоводству, вторая – животноводству, третья – птицеводству, пчеловодству и рыбоводству. Не будучи практикующим земледельцем, в своем сочинении Варрон опирался на труды греческих ученых, особенно Теофраста, а также на практический опыт древнеримских земле- дельцев, накопленный в течение столетия после Катона.

    Варрон первым утверждает самостоятельность земледелия как науки, определяя ее значение такими словами: «Земледелие – наука необходимая и великая. Она учит нас, что на каком поле следует сеять, что- бы земля (почва) постоянно приносила самые большие урожаи»64.

    Катон и другие римские агрономы считали нормальным колеба- ния урожайности в зависимости от погоды. Варрон подчеркивает, что урожаи должны быть устойчивыми, и говорит о том, как смягчить их колебания. Ключ в дифференциации агротехники в зависимости от климата и еще больше от почвы, которая в имении и «определяет, считается ли оно плохим или хорошим… Что можно на ней посеять и что на ней растет <…> не все хорошо пойдет на одном и том же участке. Один при- годен для лоз, другой для хлебов, каждый для чего-нибудь …».

    Варрон предлагал тщательно изучать почвы по отдельным рай- онам, советовал на более жирных из них сеять пшеницу, а на более тощих – бобы. Он дал классификацию почв Италии, различая до 300 их разновидностей. Советовал «судить об урожайности почвы <…> по растениям, выросшим на ней».

    Варрон понимал, что многие почвы нуждаются в улучшении и удобрении. Он настойчивый сторонник внесения в почву навоза и первый выдвигает идею о «великом союзе» между земледелием и животноводством, которая и сейчас является актуальной. «Унаво- живание весьма полезно для плодов земных, и скот для этого и предназна- чен»65. Варрон также писал о зеленом удобрении, рекомендуя для этой цели выращивать и запахивать люпин. Таким образом, забота о плодородии почвы – важнейшая задача земледелия.

    Заботой о поддержании плодородия скудеющей итальянской почвы проникнута и другая идея Варрона – необходимость уста- новления севооборота. Он утверждал: «Некоторые растения следует сеять не столько ради повышенного урожая, сколько ради ожидаемого в бу- дущем году»66.

    Варрон дал дельные советы и по подготовке семян. Для посева он рекомендует отбирать самые крупные и хорошие колосья, кото- рые необходимо хранить отдельно.

    Первое столетие до нашей эры ознаменовано появлением аг- рономической поэмы «Георгики» («Поэма о земледелии») знамени- того поэта Публия Вергилия Марона (70–19 гг. до н. э.). Это произ- ведение дидактического характера, блестящее по форме, посвяща- лось земледелию и его прославлению. По этой поэме до сих пор су- дят о римской агрономии того давнего времени. Вот характерный отрывок из поэмы «Георгики»:

    Также терпи, чтобы год отдыхало поле под паром, Чтоб укрепилось оно, покой на досуге вкушая:


    Иль златые там сей, – как солнце сменится, – злаки, Раньше с дрожащим стручком собрав горох благодатный, Или же вики плоды невеликие, или люпинов

    Горькие ломкие стебли и лес их гулко звенящий. Ниву спаляет посев льняной, посев овсяный,

    Также спаляет и мак, напитанный дрёмой литейской.

    А с промежутками в год – труд спорый; лишь бы скудную Почву вдоволь питать навозом жирным, а также Грязную сыпать золу поверх истощенного поля,

    Так сменяя плоды, поля предаются покою.

    Иными словами, Вергилий говорит о необходимости оставления чистого пара и чередования культур, особенно зерновых и бобовых, удобрения почвы не только навозом, но и золой и запашкой люпина. Эти рекомендации вполне согласуются с современными агрономическими представлениями.

    В начале нашей эры римская наука дошла до предельных своих высот. В связи с этим нельзя не отметить труды знаменитого римского ученого и писателя Гая Секунда Плиния Старшего (23–79 гг. н.э.), одного из последних римских авторов, писавших по вопросам агрономии. Его «Естественная история»67, состоящая из 37 книг, представляла своего рода энциклопедию естественно-научных знаний античности, в том числе и по агрономии.

    Плиний полагал, что плодородие почвы падает, и это нельзя компенсировать никакими самыми дорогими способами ее обработ- ки. Он считал, что хорошо обрабатывать землю может только сам крестьянин, а не рабы.

    Плиний описал сельскохозяйственные орудия, применяемые в Риме, в частности новинку – плуг с двухколесным передком, рез- цом и отвальными досками. Передок с колесами сделал плуг более производительным. Он стал устойчивым, можно было регулировать глубину вспашки. Резец, прикрепленный к дышлу, разрезал пласт земли вертикально, доски на полозе выполняли функцию отвала, переворачивая подрезанные пласты.

    Плиний привел также устройство машины, которая была свое- образной жаткой. Она представляла собой прямоугольный деревян- ный ящик на двух колесах, расширенный кверху. Передняя стенка лишь на одну доску выступала над дном. К ней на всю длину крепи- лась железная гребенка с подогнутыми кверху частыми зубьями. Вола впрягали в короткие оглобли позади ящика, головой к нему. Животное толкало ящик вперед, гребенка счесывала колосья, кото- рые падали потом в ящик.

    Против линии Плиния об убывающем плодородии почвы высту- пал выдающийся представитель античной агрономии Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). Он написал трактат «О сельском хо- зяйстве» («De re rustica») из 12 книг. Этот труд представляет собой подлинную сельскохозяйственную энциклопедию, в которой обобщен весь опыт античной агрономии Средиземноморья.

    Полемизируя со сторонниками учения об убывающем плодоро- дии почвы, Колумелла утверждал, что разумный человек не позволит довести землю до усталости и истощения такой степени, чтобы она с прежней щедростью не обеспечивала людей пропитанием. Земля не может состариться, если ей помогать навозом как пищей для вос- становления утраченных ею сил.

    Вот как Колумелла полемизирует с адептами убывающего пло- дородия почвы: «Я слышу, как часто у нас первые люди в государстве обвиняют <…> землю в бесплодии <…> Некоторые даже как бы смягчают эти жалобы ссылкой на определенный закон; земля по их мнению, усталая и истощенная роскошными урожаями старых времен, не в силах с прежней щед- ростью доставлять людям пропитание. Я уверен <…> что эти причины далеко отстоят от жизни. Нечестиво думать, что природа, которую отец мира наделил вечным плодородием, постигнута, как некой болезнью, бесплодием, и разумный человек не поверит, что земля, получившая в удел божественную и вечную юность и именуемая всеобщей матерью, потому что она рож- дает все и будет рождать и впредь, состарилась, будто человек». Колумелла понимает причины этого ложного взгляда. Вина лежит на людях: «Мы отдаем сельское хозяйство, как палачу на расправу, само- му негодному из рабов»68.


    Каковы пути сохранения и преумножения плодородия почв по Колумелле? Те же, что и у его предшественников: правильный подбор почв для каждой культуры или, точнее, – культур для каждой почвы; должная обработка с учетом местных особенностей; удобре- ния разных видов.

    Колумелла призывал вести земледелие на научной основе, широко распространять сельскохозяйственные знания, вводя пуб- личные курсы по агрономии. «Наука, – писал он, – освещает ученику правильный путь», трактаты учат, но не делают мастерами, «главную роль играют опыты и практика… никогда нельзя забрасывать опыты во всем их многообразии»69. По словам Колумеллы, «с сельским хозяйством можно управиться без тонкостей, но оно не терпит и глупости». Он предла- гал ставить специальные опыты, чтобы труды и расходы не пропа- дали зря.

    В учении об обработке почв Колумелла огромное значение придавал глубокой вспашке, особенно на засоренных полях, кото- рая «приносит наибольшую пользу всякому произрастанию». Она полезна для хлебов и плодовых деревьев. Поэтому он выступал против «маленьких сошников и сошек», а настаивал на хороших плугах с металлическими отвалами, писал, что в хозяйстве следует держать «рослых животных», которые могли бы тянуть такие плуги. При определении способа и глубины обработки надо учитывать физические свойства почвы, например: «Очень плотная почва не впитывает дождевой воды, с трудом пропускает воздух, очень легко трескается и образует щели». Подобные физические характеристики даются и другим почвам.

    Колумелла предложил одну из первых в истории науки класси- фикацию удобрений. Он различал пять их основных категорий: на- воз, минеральное удобрение, зеленое удобрение, компост, удобре- ние «земли землей». Навоз среди них, естественно, наиболее уни- версальное удобрение и «подходит» многим почвам и культурам, но очень по-разному, чему посвящено много страниц его сочинения. Минеральные удобрения представлены золой, которая рассматри- вается и как пищевое и как тепловое начало. О зеленом удобрении сказано, что срезанные и запаханные кустики люпина «имеют силу наилучшего навоза».

    Однако есть такие места, где не держат скота, а люпин выра- щивать нельзя. Но и в этом случае «только нерадивый хозяин останется без навоза», точнее, компоста, который получается из смеси листьев, перегнойной земли, папоротника, дворового мусора, нечистот, золы и т.д. Компост делается в специальных ямах по особому рецепту. Интересно предложение об удобрении землей. Колумелла говорит о своем дяде Марке, который «на песчаные места <…> возил глину, а на глинистые с очень плохой почвой – песок и добивался не только щедрого уро- жая хлебов, но и выращивал прекрасные виноградники»70.

    У Колумеллы имеется много частных рекомендаций о примене- нии удобрений, о дозах и способах их внесения, а общий принцип звучит так: «гораздо выгоднее для хозяина удобрять почву чаще, чем это делать без меры»71.

    Начиная с II в. н. э., римская наука клонится к упадку. Блестя- щую плеяду античных агрономов – знатоков земледелия завершает Палладий Рутилий Тавр Эмилиан (IV–V вв. н. э.). В своем компи- лятивном72 сочинении по сельскому хозяйству в 14 книгах, написан- ном в начале V в., он пересказывает, часто в упрощенном виде, со- чинения Варрона, Колумеллы и других авторов, не сообщая ничего нового. Однако трактат Палладия, сохранившийся в ряде списков, позволил донести агрономические идеи римлян до потомков.

    Таким образом, главными достижениями античной науки по во- просам агрономии были:

    • разработка классификации почв (Варрон, Колумелла);

    • практическая конкретизация положения «что какая земля любит» (Теофраст, Катон) и выявление лучших почв для полевых культур, сортов винограда, оливы и др. (Теофраст, Варрон, Колумелла);

    • необходимость чередования культур (установления сево- оборота);

    • создание первой классификации удобрений, рецептуры при- готовления компостов, доказательство эффективности зеленых удобрений.



    Контрольные вопросы


      1. Расскажите о состоянии сельского хозяйства и уровне развития агрономии в Древней Греции.

      2. Назовите основных ученых Древней Греции авторов агрономических трактатов.

      3. Каковы отличия земледелия Древнего Рима от земледелия Древней Греции?

      4. Расскажите об уровне развития земледелия Древнего Рима.

      5. Перечислите основные достижения античной науки по вопросам агрономии.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта