лекции. Лекции. Лекция Введение в специальность
Скачать 0.68 Mb.
|
●●●Лекция 3. Земледелие раннеклассовых обществУчеными уже давно отмечено, что размещение древнейших государств земного шара в значительной мере совпадает с центрами возникновения и развития земледельческой культуры, с поясом плодородных земель. В V–III тыс. до н. э. долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ с наносными (аллювиальными) почвами, исключительно плодородными и удобными для земледелия, легко поддающиеся обработке, оказались наиболее благоприятными областями для ведущего типа экономики того времени – земледельческо-скотоводческого хозяйства. Здесь образовались первые на Земле государства. Археологические данные и скупые письменные свидетельства позволяют ученым говорить о том, что в истории развития этих государств, в технике и технологиях, которые там применялись, было немало общего. В теплой, но засушливой или, наоборот, в переувлажненной, заболоченной местности богатый урожай можно получить не один, а два или три раза в год. Однако прежде нужно научиться поливать либо осушать обширные территории. Возделать и засеять сравнительно небольшое поле способны и несколько человек, но для того чтобы прорыть систему каналов и подвести воду к полям или осушить болота, требуются усилия множества хорошо организованных работников. Таким образом, именно почвенно-климатические условия и забота о пропитании стали основной причиной, которая заставила людей объединить свои поселения, образовать города, целые государства. Шумер. Одним из древнейших очагов мировой культуры и земледелия – Месопотамия (юг современного Ирака), что в переводе означает «двуречье» (или «междуречье»). Назвали эту область так не случайно: она находится между большими реками – Тигром и Евфратом. Здесь в IV–III тыс. до н. э. развивались города- государства шумеров – Эшнунна, Сиппар, Эреду, Шуруппак, Адаб, Ларак, Укушук, Мари, Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма и др. Всего же таких самостоятельных городов и областей было несколько десятков. Позднее на этой территории образовались государства Вавилония и Ассирия. Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося в IV тыс. до н. э. в низовьях реки Евфрат, недалеко от ее слияния с Тигром. Историки и археологи до сих пор не знают, откуда пришли шумеры, где их родина и куда они делись. Утверждения Н. Я. Марра о том, что их следы впоследствии обнаружены между Волгой и Окой, не бесспорны. Древнешумерский язык не похож ни на один известный язык мира. Шумеры изобрели колесо, гончарный круг для изготовления глиняной посуды и печь для ее обжига, письменность для ведения административных и торговых дел (около 3 300 лет до н. э., опередив на 200–300 лет древних египтян). Их клинопись была первым средством выражения речи человека в виде символов. Шумеры владели такими технологиями, как клепка, пайка, гравирование, мозаика, строительство больших зданий с применением арочных, купольных и сводчатых конструкций. Их система счисления, построенная на числе 60, легла в основу современного разделения времени на часы, минуты и секунды. Древние шумеры были замечательными тружениками. С помощью простейших устройств – мотыги и корзин для переноски вырытой земли – шумеры построили каналы, посредством которых орошали или осушали поля. По сути дела они создали пахотные угодья, по образному выражению английского археолога Г. Чайлда, «отделив воду от суши»: болота осушили, пустыню оросили, а реки и пашню разделили дамбами. Каналы, вырытые около каждой деревни, в совокупности образовывали огромную ирригационную систему, орошавшую всю долину. Во время ежегодных разливов Тигра и Евфрата, когда в горах, где берут начало эти реки, таяли снега, богатая илом вода мчалась к полям и садам, не только поливая, но и удобряя старательно возделанные участки. Поля располагались вдоль прорытых каналов. Система искусственного орошения в Шумере была двусторонней. При высоком уровне вода проходила сквозь отверстия в защитных дамбах, а при низком – ее подавали на поля с помощью водоподъемных колес и шадуфа – устройства, напоминающего колодезный журавль. Обеспечив таким образом постоянный полив, местные земледельцы стали собирать два урожая в год. Поливное земледелие в условиях жаркого климата оказалось очень успешным: большие урожаи ячменя, пшеницы, фруктов, овощей обеспечили быстрый рост населения. По оценкам ученых, в наиболее благоприятный период сельское хозяйство Месопотамии могло прокормить около 25 млн человек. Центрами управления сельским хозяйством, а значит, и всей жизнью людей в Шумере были храмы. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, полив, вели счет собранному урожаю. Именно храмы собирали с населения подати, хранили общие запасы продовольствия, раздавали еду в голодные годы. На протяжении долгого времени власть жрецов была в Шумере намного сильнее власти военных вождей. Во времена государства Шумер в Месопотамии возделывались многие сельскохозяйственные растения. Среди них ячмень, полба, пшеница, чечевица, лук, бобы, чеснок, салат, свекла, репа, редька, огурцы и различные душистые травы (укроп, тмин, кардамон и другие). Возделывался также кунжут (сезам). Большую роль играло садоводство и особенно возделывание финиковых пальм, плоды которых занимали второе место после ячменя в питании населения. Ко всему прочему, финиковые пальмы росли и на засоленных землях. Ведущей культурой был ячмень благодаря своей засухоустойчивости, неприхотливости к почвенным и климатическим условиям. Он был основным продуктом питания для большинства населения, выступал в качестве меры стоимости, вывозился за пределы Месопотамии в обмен на металл, строительный лес и драгоценные камни. Ячменный хлеб (лепешки), ячменная каша и, наконец, ячменное пиво неоднократно упоминаются в письменных источниках (на глиняных табличках). Пшеница ценилась вдвое дороже ячменя, но пшеничный хлеб упоминается намного реже, чем ячменный. Археологи обнаружили несколько документов в виде глиняных табличек, на которых с помощью клинописи зафиксированы агротехнические правила, разработанные шумерскими полеводами на основе многовековой практики. В них излагаются правила по выполнению полевых работ в течение всей вегетации растений – по существу, технология возделывания культур на орошаемых землях. Инструкция начинается с орошения. Земледелец должен следить, чтобы вода на пашне не стояла очень высоко. Когда вода спадет, то мокрый грунт надо тщательно огородить от скота. Обработка земли перед посевом должна проводиться с помощью мотыги или сохи с особой тщательностью. Указывается, что «чем глубже борозда, тем выше вырастет на ней ячмень». Рекомендации о посеве более чем технологичны. Например: не спускай глаз с человека, который будет бросать семена ячменя в землю, пусть он помещает их на одинаковую глубину в два пальца (семена клали в борозду под соху). После посева борозды освобождают от крупных комков, чтобы они не мешали прорастанию зерен ячменя. Далее наступает особенно ответственный момент – полив полей. Согласно рекомендациям, первый полив проводится, когда проросший ячмень закроет основания борозд. Далее, когда ячмень вырастет и закроет поле, «подобно циновке на дне лодки», следует поливать поле второй раз. Третий полив проводится в пору «царского зерна», возможно, в период молочной его спелости. С наступлением времени жатвы земледелец не должен ждать, когда ячмень согнется под своей тяжестью. При жатве срезали только колосья. Их обмолачивали с помощью «больших саней» (молотилки), провозимых по ним в течение пяти дней. Зерно получалось загрязненным, и его провеивали с помощью вил. Остатки соломы оставляли в поле или сжигали, как это делали позднее в Вавилонии и Ассирии. Оставшаяся при этом зола служила в качестве удобрения. Орошение полей в Месопотамии было сложным делом. Когда по каналам поступало много воды, она просачивалась вниз по профилю почвы и соединялась с грунтовыми водами, а они в той местности соленые. Происходило постепенное засоление земель, их плодородие снижалось, что приводило к резкому уменьшению урожайности возделываемых культур. В конце концов, засоленные поля просто забрасывали или же пасли на них овец. Это заставляло осваивать новые участки. Впоследствии между городами-государствами возникали конфликты из-за жизненно важных источников, в основном из-за воды и земельных участков. Результатом были уменьшение трудоспособного населения и упадок городов. Примерно к 2000 г. до н. э. Шумер перестал существовать как политическое понятие. Началось смутное время, продлившееся почти тысячу лет. Древний Египет. Начало земледелию в Египте было положено еще в эпоху неолита, в V тыс. до н. э. Скорее всего, первыми земледельцами стали племена, которые занимались рыболовством. К тому времени у них появились постоянные поселения. На рубеже V и IV тыс. до н. э. египтяне научились выплавлять медь. Получали ее из медной руды. Медные инструменты гораздо производительнее каменных: с их помощью можно легче и быстрее изготовить деревянные мотыги для земляных и сельскохозяйственных работ, а тесла и рукоятки топоров – для рубки деревьев. Вероятно, тогдато и стали осушать заболоченную долину Нила. Теплый климат Египта и плодородная почва долины Нила предопределили бурное развитие земледелия. В IV тыс. до н. э. жители Древнего Египта уже умели сооружать системы бассейнов и каналов для орошения полей. Долину Нила между рекой и возвышенностями, за которыми раскинулась пустыня, разделили множество насыпей, дамб и плотин на отдельные бассейны. К концу тысячелетия египтяне построили сложную ирригационную систему. Устройство ее столь разумно, что вызывает восхищение даже у современных специалистов. Наполнение бассейнов производилось во время разлива реки или при помощи канала, начало которого находилось выше по течению. Когда почва в одном бассейне достаточно пропитывалась влагой, открывали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Сами бассейны делились на квадраты валиками из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. Вместе с водой на поля поступал плодородный ил – превосходное естественное удобрение. Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления системами запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а ее правителя «номарх». Правители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведению новых земляных стен-плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили за тем, чтобы весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно раздавалось всему населению в течение года более или менее поровну. Начало разлива Нила можно было предсказать с большой вероятностью. Почти всегда оно совпадало с появлением на небосводе звезды Исиды, богини плодородия и воды, – Сотиса (Сириуса). После 70-дневного отсутствия эта самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта. По древнеегипетскому календарю, созданному в IV тыс. до н. э., этот день считался первым в году. Наиболее низкий уровень воды в Ниле приходился на коней первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. К октябрю половодье медленно спадало. В ноябре, после того как земля достаточно пропиталась влагой, поля засевали. А в апреле уже созревал урожай. Уборка урожая завершала тяжелые земледельческие труды. Первым собирали лен. Сбор урожая льна начинался в апреле и длился восемь – десять дней. Жатва злаковых культур – ячменя и пшеницы-эммера – также происходила в разные сроки: ячменя – в апреле, эммера – в мае. Так заканчивался годовой цикл земледельческих работ. В зависимости от уровня воды в реке, который изменялся регулярно каждые четыре месяца, сельскохозяйственный годегиптяне делили на три сезона: время половодья (ахет), время всходов (перет) и время засухи (шему). Сложная система ирригации в Древнем Египте сочеталась с примитивной сельскохозяйственной техникой. Почву рыхлили мо- тыгой или деревянной сохой33, запряженной быками. Во взрыхлен- ную землю бросали семена и пускали на пашню скот, который копы- тами втаптывал их в почву, увлажненную и удобренную илом разли- вающегося Нила34. При уборке урожая египтяне срезали только сами колосья, а стебли злаков оставляли на поле нетронутыми35. Это хорошо вид- но на рельефах, где изображены работающие жнецы. Благодаря высокой стерне землю не смывала вода, не выдувал ветер и, что немаловажно, при разливе Нила в ней задерживался ил. Таким об- разом сохранялось плодородие почвы. Зерно вымолачивали вруч- ную или прогоняли скот (первоначально быков и ослов, а затем только быков) по колосьям, разбросанным на току. Зерно египтяне хранили в специально построенных кирпичных хранилищах. В условиях бассейновой системы орошения в Древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год): зем- ля (почва) «отдыхала» под паром около пяти-шести месяцев. За это время почва, истощаемая ежегодными посевами, успевала восста- новить плодородие: насыщалась водой и удобрялась новыми отло- жениями ила. Многие народы, занимающиеся поливным земледелием, сталки- ваются с проблемой засоления земель. В Египте же почва из-за осо- бого состава летом сильно растрескивается, а осенью вода легко про- никает вглубь и вымывает соль. Таким образом, египетские земле- дельцы избегали засоления земель – спутника поливного земледелия. В Древнем Египте возделывали ячмень, пшеницу, чечевицу, лен, люпин теплый36, разнообразные огородные (лук репчатый, мор- ковь, свекла) и садовые растения. На первом месте стоял ячмень, из которого уже в IV тыс. до н. э. делались лепешки и пиво. В Египте было очень развито виноградарство – уже в середине III тыс. до н. э. упоминается пять сортов вина, изготовлявшегося здесь. Основной технической культурой в Древнем Египте был лен, из него делали множество вещей – от канатов до тончайших тканей. Большое значение имел и сбор болотного растения папируса. Неиз- вестно, был ли он культурным или дикорастущим. Корни папируса употребляли в пищу, стебли шли на изготовление всевозможных поделок, например лодок, циновок, а также прославившего Египет писчего материала, который вывозился и в другие страны. Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие урожаи в Древнем мире, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране способствовало росту населения в стране37, а в после- дующем это позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. В начале I тыс. до н. э. появилось сразу несколько угроз благо- получному существованию Древнего Египта. Изменился климат: ста- ло суше и холоднее. Долина Нила благодаря ежегодным разливам реки не слишком страдала от этого, но пастбища за ее пределами подверглись опустыниванию. Сказалось и слишком большое коли- чество домашнего скота, уничтожившего всю траву, и частое выжи- гание растительности. Пустыня начала наступать на нильские оази- сы. Уничтожение лесов и растущая дороговизна древесины вызвали энергетический кризис, возможно, первый в истории человечества. Еще одним бедствием стало массовое размножение насекомых и грызунов, которые привлекали обширные посевы хлебных злаков38. Подточенная экологическим кризисом экономика некогда могу- чего царства пришла в упадок. Разорение хозяйства довершили вторжения на земли Египта сначала ассирийцев, потом – иранцев, греков и, наконец, римлян. Древняя Индия. Начало земледелия в Древней Индии относят к IV тыс. до н. э. Первые поселки оседлых земледельцев появились в горных долинах Белуджистана. Частично это были потомки мест- ных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяй- ства, частично земледельческие племена, переселившихся из за- падных областей. В первой половине III тыс. до н. э. белуджистанские земледель- цы спускаются с гор в долину Инда и основывают здесь свои посе- ления. В условиях, во многом напоминающих Месопотамию и Еги- пет, начинается развитие ирригационного земледелия. Климат по- зволял получать здесь по 2 урожая в год. Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько видов пшениц, ячмень, кунжут, фасоль, нут, горох, дыню и финиковую пальму. В середине II тыс. до н. э. в Цен- тральной Индии уже имелись рисовые поля. Крупным достижением древнеиндийской цивилизации стало возделывание хлопка39. В за- сушливое время земледельцы прибегали к орошению. Археологи- ческие раскопки позволили установить, что почти в каждом кресть- янском хозяйстве имелись зебу, буйволы, коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. За пределами плодородной долины Инда земледелие нередко носило подсечно-огневой характер. Жителям этих мест приходилось вести постоянную борьбу с джунглями, расчищая участки для полей и огородов. Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине II тыс. до н. э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена Ариев. Индийская (точнее – Хараппская)40 цивилизация исчезает. Происходит возврат к перво- бытнообщинному строю. Только в первой половине I тыс. до н. э. снова возникают государства. Древний Китай. Плодородная почва и обилие воды обусловили основное занятие древних обитателей долины Хуанхэ – земледелие. Оно возникло в среднем и нижнем течении реки намного позднее, чем в Месопотамии, Египте, на берегах Инда – лишь в III тыс. до н. э. Земледельцы выращивали на полях несколько видов просо, пшени- цу, рис, бобы, горох, фасоль, редьку, лук, возможно огурцы и тыкву. Они использовали для обработки почвы каменные, а в более позд- нее время – медные, бронзовые и железные орудия. Поля древнего Китая тщательно обрабатывались. При прополке удалялись сорняки, больные и поврежденные вредителями растения. Археологом удалось установить, что жители Древнего Китая (стоянка Яншао, середина III тыс. до н. э.) разводили собак, свиней, овец, крупный рогатый скот. Развитие земледелия требовало все новых и новых земель, что привело к освоению Лессового плато с плодородными почвами и девственными лесами, примыкавшего к пойме Хуанхэ. В связи с этим с конца II тыс. до н. э. в Китае наряду с поливным земледе- лием существовало и подсечно-огневое, когда поля засевались по- сле расчистки лесов и их сжигания. Освоение Лессового плато принесло не только существенные выгоды, но и большие проблемы. Основным источником влаги здесь были болота, которые не могли существовать без лесов. В то же время если осушить болота, исчезнут леса. Сначала плодороднейшая земля Лессового плато давала богатые урожаи, росло населе- ние, появлялись новые города. Но с исчезновением лесов и болот почва иссушалась и из-за недостатка влаги становилась неплодо- родной. Люди постепенно покидали плато, многие земли оказались заброшенными. В стране разразился самый тяжелый кризис, кото- рый только может переживать цивилизация, – кризис природы и общества. Осваивая новые земли, удаленные от воды, люди стали их орошать, прокладывая каналы. В начале I тыс. до н. э. началось сооружение оросительных систем. Это занятие очень трудоемкое, требующее большого числа рабочих рук. Поэтому мечтой каждого крестьянина было иметь несколько сыновей, помощников в тяжелом труде. Когда сыновья вырастали и создавали семьи, то сами начи- нали нуждаться в рабочих руках. Таким образом, два стимулирую- щих друг друга процесса – освоение новых земель для развития сельского хозяйства и рост численности населения – слились в Китае в один процесс. Сельскохозяйственная и строительная техника, даже несмотря на распространение железа, оставалась примитивной: мотыги, плу- ги, шадуфы. Поэтому только организованная работа огромного чис- ла землекопов позволяла прорыть большие каналы, построить дам- бы. Вероятно, «техническая» необходимость – одна из причин соз- дания первого централизованного государства на территории Китая, которое возлагало на себя обязанности и в организации земледе- лия. В III в. до н. э. небольшие государства объединились под вла- стью императора из династии Цинь. Были введены единая денеж- ная система, четкое административное деление территорий, общая система мер и весов. Для защиты от нападения врагов в III в. до н. э. приступили к возведению одного из самых грандиозных ин- женерных сооружений древности – Великой Китайской стены. Но это, как говорится, совсем другая история. Древнее Перу. Земледелие на территории Перу возникло в III тыс. до н. э. Засушливый климат41 перуанского побережья неиз- бежно подводил древних земледельцев к необходимости искусст- венного орошения полей. Первые земледельцы этого района, се- лившиеся в устьях рек и по берегам лагун, скорее всего использо- вали паводковые разливы, насыщавшие почву необходимой влагой. Однако дальнейший прогресс был неизбежно связан с переходом к организации искусственного орошения. Возможно, уже в конце II– начале I тыс. до н. э. древние перуанцы проводят свои первые ка- налы. В середине I тыс. до н. э. здесь складывается ирригационное земледелие. Древние перуанские земледельцы выращивали бобы лима (так называемую лимскую фасоль), многочисленные сорта маиса (куку- рузу), сладкий маниок, картофель, тыкву, перец, хлопок, бобы, клуб- ни ачиры и другие сельскохозяйственные культуры. Они не знали плуга. Чтобы обработать участок земли, применяли узкие лопатки с упором для ноги, по форме похожие на копье или дротик (палка- копалка – коа), мотыги с каменным наконечником. Они делили зем- лю на правильные прямоугольные участки, площадью около 20 м2 и очень тщательно обрабатывали ее вручную (так как не было под- ходящего для тягла животных), широко применяли удобрения – навоз лам и альпаку, помет морских птиц – знаменитое гуано42. Эти традиции ирригационного земледелия сохранялись и в инк- ский период (XV–XVI вв. н. э.) с очень развитым террасным земле- делием. Мезоамерика43. Земледелие на территории Мезоамерики воз- никло в V–IV тыс. до н. э. Древние земледельцы возделывали здесь бобы, перец, агаву и некоторые другие растения, а к III тыс. до н. э. – маис (кукурузу). Маис, например, был ведущей культурой у племен майя, и составлял 70–85 % пищи. За это древнюю культуру майя не- редко именуют «маисовой» цивилизацией. Древние майя в природных условиях Гватемалы и Южной Мек- сики сумели наладить земледельческую систему с ведущей культу- рой маиса таким образом, что прибавочный продукт, даваемый этой системой, оказался не менее значимым, чем в ирригационном зем- леделии. Система земледелия майя была подсечно-огневой. В настоя- щее время она называется мильпа и представляет собой следую- щее. В течение дождливого сезона (июнь–октябрь) в лесу подыски- вался подходящий участок, причем наилучшим считался участок с черной почвой и высоким лесом. С помощью каменных топоров лес вырубали. Крупные деревья ошкуривали, нарушая камбиальный слой, после чего они засыхали на корню. В марте – апреле прово- дилось сжигание леса, для чего надо было выбрать время с благо- приятными ветрами, но до начала дождей. В мае начинался посев. Для посева кукурузы использовалась палка-копалка с упором для ноги. Засеянные поля тщательно пропалывались. Ранние сорта ку- курузы убирались в ноябре – декабре, а основной урожай снимался уже в январе. Использовались смешанные посевы культур, напри- мер, кукурузы и бобов. Как и всякое подсечно-огневое земледелие, система мильпа требовала частого перемещения обрабатываемых участков. Уже при вторичном посеве урожайность кукурузы резко уменьшалась. Лишь на отдельных участках можно было сеять в третий раз. Использован- ные поля забрасывали. Через 6–10 лет на выжженных участках вы- растал новый, невысокий лес, но такие участки были менее плодо- родны и давали меньший урожай, чем лесная целина. Американский археолог Сильванус Морли в первой половине XX в. выдвинул гипотезу, согласно которой цивилизация майя по- гибла из-за истощения почвы при длительном применении подсеч- но-огневой системы земледелия. В ацтекский период эта древняя система земледелия майя не претерпела существенных изменений. Правда, в районе Теночит- лана использовалась оригинальная система земледелия – чинампас, применявшаяся ацтеками до испанского завоевания. Суть ее состоя- ла в создании «плавучих огородов» – чинампов на акватории озер. Плоты из тростника и дерева привязывали на мелководье к сваям, покрывали озерным илом (сапропелем) и высаживали растения. Этот способ земледелия в условиях жаркого лет создавал максимум удобств: вода для полива и удобрения под рукой, прохлада – от во- доема. Эта система земледелия была достаточно трудоемкой, но за- то гарантировала высокие урожаи возделываемых культур несколько раз в год. Да и плодородие почв благодаря применению озерного ила, богатого органическим веществом и элементами минерального питания, поддерживалось на достаточно высоком уровне. Таким образом, земледелие раннеклассовых обществ в зави- симости от природных и исторических условий было различным по своему характеру в различных областях, хотя не подлежит сомнению огромная роль ирригации для наиболее древних и высо- коразвитых культур и цивилизаций. Интенсификация земледелия в раннеклассовых обществах влекла за собой рост населения, что приводило в последующем к падению производства сельскохозяйственной продукции на душу населения и серьезным экологическим проблемам, угасанию и ис- чезновению цивилизаций. Контрольные вопросыРасскажите о земледелии шумер. Каковы особенности земледелия Древнего Египта? Что Вы знаете о земледелии Древней Индии и Древнего Китая? Какими орудиями для обра- ботки почвы пользовались древние земледельцы Перу? Расскажите о древнем земледелии Мезоамерики. Каковы особенности системы земледелия чинампас? |