Тест. Лишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее
Скачать 0.59 Mb.
|
лишнее – его у кажите: 1) согласно учению Декарта, что связь души и тела немыслима, непредставима, мы не можем понимать ее, но она является в эмпирической реальности наиболее достоверным и самым непосредственным фактом; 2) мое отношение с другим, проявляющееся, например, в моём переживании стыда перед другим, является с самого начала и существенно отношением бытия с бытием, а не познания с познанием; 3) сознание фиксирует как факт, например, переживание страха или стыда, но не находит условия для этих модусов (состояний) мышления в самом мышлении; 4) аффекты души (сильные эмоциональные переживания) рождаются благодаря тому, что происходит в теле, и даже если мыслящее Я не отдает себе отчета в охваченности, например, стыдом, стыд все равно переживается человеком, и душа не вольна выбирать, состояться стыду или нет. 5) страсти означают, что под воздействием тела страдает сама душа, что душа принимает состояния тела как свои собственные, душевные состояния. Но почему – непонятно. 22. Как убедиться в том, что мир существует, если придерживаться позиций рационализма: 1) единственное доказательство существования тел находим в первых строках Книги бытия (Библии), где описывается создание Богом физического мира; 2) наши органы чувств получают сигналы (в виде электромагнитных или звуковых волн, а также в виде молекул) от предметов внешнего мира, которые преобразуются нашей психикой в чувственные образы – эти образы являются копиями предметов внешнего мира; 3) переживая сильные эмоции (любовь, ужас, тоска и т.д.), оказываясь в экстремальных ситуациях («пограничных состояниях»), мы непосредственно переживаем существование мира вне нас; 4) активная преобразующая деятельность человека подтверждает существование того, что преобразуется нами; 5) мир существует потому, что мы о них думаем – центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет, и эта направленность есть подтверждение существования этого предмета. 23. Укажите лишний в списке элемент: 1) человек физически и духовно совершенен, занимает привилегированное положение в природе; 2) каждый человеческий индивид есть «микрокосм» и подобен Вселенной; 3) равноправие самых разнообразных культурных ценностей и отрицание культурного универсализма, отказ от интеграции и тем более от ассимиляции «иных», т.е. отличных от носителей господствующей культуры; 4) человеческий разум способен преобразить созданный Богом мир, перестроив его с гораздо большим вкусом, чем он был создан изначально; 5) рациональность, естествознание, техника, индустрия, демократия – это неоспоримые достижения западной культуры. 24. Поставить в соответствие каждой исторической эпохе содержательную характеристику (только одну на каждую эпоху, а значит, два из пяти элементов списка (А-Е) использовать не следует): 1) родовая община; 2) ХI - ХIV вв.; 3) ХV - сер. ХХ в. А. Мир – это храм, а человеку Богом предназначено жить в миру. В. Мир – многообразие центров (власти, культуры) без четко выраженного необратимого движения от хорошего к лучшему. С. Человек остался один на один с миром, опредметив его, а самого себя определив как субъекта. D. Земной мир – не дом для человека, и пространство жизни человека «разомкнуто» и в сторону «верха», и в сторону «низа». E. Мир – субстанция, т. е. богоподобная сущность, никем не созданная, а человек – часть этого мира. 25. «Антропологический вопрос снова удаляется здесь на покой, – пишет М. Бубер. – У обустроенного и беспроблемного человека едва ли проснется когда-нибудь желание очной ставки с самим собой...». «Здесь» – это о каком периоде истории Запада идет речь: 1) о родовой общине; 2) об античности; 3) о V - Х вв.; 4) о ХI - ХIV вв.; 5) о ХV - сер. ХХ в.; 6) о второй половине ХХ - нач.XXI в. 26. Поставить в соответствие каждой исторической эпохе (веку) содержательную характеристику (только одну на каждую эпоху, а значит, два из пяти элементов списка (А-Е) использовать не следует): 1) античность; 2) V - X вв.; 3) вторая половина ХХ - нач.XXI в. А. Мир – это храм, а человеку Богом предназначено жить в миру. В. Мир – многообразие центров (власти, культуры) без четко выраженного необратимого движения от хорошего к лучшему. С. Человек остался один на один с миром, опредметив его, а самого себя определив как субъекта. D. Земной мир – не дом для человека, и пространство жизни человека «разомкнуто» и в сторону «верха», и в сторону «низа». E. Мир – субстанция, т. е. богоподобная сущность, никем не созданная, а человек – часть этого мира. 27. Укажите в списке лишний элемент: 1) в обществах с племенным укладом большинство людей умирало не своей смертью, а в результате преднамеренных убийств; 2) отдельный индивид сейчас нередко теряет свой «дом» из-за своей очень высокой социальной мобильности, из-за чего индивид не успевает «укорениться» ни в определенной социальной группе, ни определенной местности; 3) человек – весьма агрессивное существо, и каждый из нас регулярно сталкивается с агрессивным поведением окружающих нас людей, а ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить; 4) «феральные люди» по биологическим характеристикам являются представителями homo, но их нельзя назвать людьми в полном смысле этого слова, поскольку они почти не причастны социальному уровню бытия; 5) представитель высокого иерархического ранга, общаясь с индивидом, находящимся на низших ступенях социальной иерархии, относятся к этому человеку как к существу низшего порядка, т.е. как к животному. 28. Для того чтобы мы воспринимали другого человека именно как человека, обязательно должно соблюдаться следующее условие: 1) индивиду нужно быть рожденным представительницей Homo sapiens: рождённый женщиной не может быть «неведомой зверюшкой»; 2) нужно вступить в общение с данным индивидом, в непосредственный контакт «лицом к лицу», и тогда мы начнём относиться к нему как к человеку, а не как вещи; 3) индивид не должен восприниматься нами как средство – он не должен быть нашим рабом, слугой, нас должен интересовать он сам по себе; 4) важно знать, какое место занимает индивид в обществе, т. е. каковы его социальные роли: например с бомжем не можем общаться как с человеком; 5) агрессивное поведению данного индивида по отношению к нам заставит нас воспринять этого индивида должным образом, заставит нас уважать его как человека. 29. В списке причин, по которым убийство себе подобного во многих культурах – не преступление, одно утверждение будет лишним – его и укажите: 1) убитого сочли представителем другого биологического вида, ибо он принадлежал к другой культуре; 2) того, кого убили, сочли представителем другого биологического вида, поскольку он родился непохожим на сородичей, родился с физическими и/или умственными отклонениями от нормы; 3) предположение верно, поскольку убитый был рабом; 4) предположение о том, что убийство себе подобного в какой-то культуре может не рассматриваться как преступление, неверно: убийство себе подобного всегда считалось преступлением; 5) сами условия существования заставили индивида подавить в себе человеческие качества и убить себе подобного – например, шел бой или нужно было отстоять свое достоинство от посягательств. 30. Признак ситуации «человеческого кризиса»: 1) осознание того, что человек становится ведущей силой во Вселенной; 2) возросшее значение индивидуальности каждого человека; 3) резкий рост народонаселения Земли; 4) интенсивные поиски первоначального смысла человеческого бытия; 5) обострившееся ощущение того, что ни человечество в целом, ни отдельный индивид не «укоренены» в бытии. Тест к экзамену по философии для студентов заочного отделения. Вариант 7 1. «Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы; да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. На чем держатся звезды в небе? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь, не переставая, но где же они останавливаются, и что заставляет их течь таким образом?». Кто не просто задается такими вопросами, но и имеет возможность найти ответы на них: 1) ученый; 2) художник; 3) любой взрослый человек; 4) философ; 5) богослов. 2. Какая характеристика является лишней в списке особенностей философских вопросов: 1) метафизический характер; 2) подтверждаемость с помощью наблюдений и/или экспериментов; 3) смысложизненный характер; 4) мировоззренческий характер; 5) предельное обобщение, универсальное содержание. 3. Это знание безразлично к интересам и ценностям человека: 1) философское; 2) религиозное; 3) повседневное; 4) научное; 5) искусство. 4. Решение философских проблем является: 1) однозначным, т.е. понимаемым и принимаемым различными философами одинаково; 2) окончательным, т.е. однажды решенная проблема уже не вызывает интереса философов более поздних эпох; 3) гипотетическим (предположительным), т.е. всегда имеется возможность оспорить правильность решения, поскольку оно не подкреплено результатами наблюдений и экспериментов; 4) доступным для понимания и на уровне здравого смысла, поскольку философ решает смысложизненные проблемы, так или иначе касающиеся каждого человека; 5) объективным, независящим от субъективного отношения философа к объекту, по поводу которого принимается решение. 5. Системность знания – это: 1) обязательный признак научного знания, отличающий его от религиозного и философского типов знания; 2) характеристика любого типа знаний: любое знание упорядочено по тем или иным признакам; 3) характеристика философского знания: лишь для философии характерна рефлексия – критическая самоотчетность; 4) обязательный признак любого теоретического знания; 5) однозначного ответа – какой тип знания обладает качеством системности – дать нельзя: ни для одного типа знания данный признак не является обязательным. 6. Представления о некоем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями непреходящих законов, господствующих и в мире, и над самими людьми, характерны для: 1) мифа и никакого иного знания; 2) религии и никакого иного знания; 3) философии и только ее одной; 4) любого типа мировоззрения; 5) любого типа знания. 7. Как соотносятся мировоззрение и философия: 1) философия является частью мировоззрения; 2) философия является типом мировоззрения; 3) мировоззрение является частью философии; 4) философия является рациональной, теоретической основой любого мировоззрения; 5) философия и мировоззрение – это разные названия одного и того же. 8. Миропонимание, мировосприятие, мироощущение в своей совокупности образуют: 1) картину мира; 2) мировоззрение; 3) теорию; 4) концепцию; 5) миросозерцание. 9. Когда Клод Леви-Стросс говорил о «машине для уничтожения времени», он имел в виду: 1) повседневное знание; 2) искусство; 3) науку; 4) миф; 5) религию. 10. «…. есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия». Что следует поставить в данное предложение вместо точек: 1) науку, а не миф, не религию, не философию; 2) и миф, и религию, но не философию; 3) религию, но не миф и не философию; 4) и миф, и религию, и философию; 5) философию, но не миф и не религию. 11. Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, объяснимого не естественным путем, а сверхъестественным, составляет необходимый компонент (для других видов знания оно – лишь возможный компонент): 1) философии; 2) искусства; 3) религии; 4) мифа; 5) науки. 12. Ниже перечислены элементы религии, но среди них указан лишний – его и назовите: 1) священное сказание; 2) религиозная (священная) деятельность; 3) восприятие религиозных объектов как естественных и одновременно сакральных объектов; 4) религиозные предметы; 5) религиозная организация. 13. В списке присутствует неверная характеристика искусства – ее и укажите: 1) произведение искусства в отличие от научного творения имеет преимущественно бессознательную природу, а философское сочинение сочетает в себе сознательное и бессознательное; 2) и философия, и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки, поскольку и художественное, и философское произведения остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора; 3) и философия, и искусство обращены к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения, и от художника, и от философа требуются последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки, вот почему оба – медиумы, пророки; 4) многие философы ссылаются на художественные произведения, как на иллюстрации, а искусство, со своей стороны, нуждается в философском осмыслении и конкретных произведений, и художественных методов, значит, искусство – практика философии, а философия – теоретический аппарат искусства; 5) интересы искусства и философии как разных форм самосознания культуры, сходятся в одной точке – что собою представляет человек, но если искусство – это интерес к человеку как индивидуальности, то философия – обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности. 14. Плюрализм взглядов и мнений не является недостатком и приветствуется одновременно: 1) и в науке, и в философии; 2) и в религии, и в философии; 3) и в искусстве, и в философии; 4) и в науке, и в искусстве; 5) ни в одной сфере познания мира плюрализм мнений не считается положительной чертой. 15. В списке признаков, характерных и для философии, и для искусства, является лишним: 1) философию и искусство роднит трансцендирование (трансцендентный – запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере действительности или даже к миру в целом) обыденности, постановка в художественной или дискурсивной (дискурс – разговор, речь, процесс языковой деятельности; способ говорения) форме «последних» вопросов о смысле и назначении человеческой жизни; 2) философию и искусство роднит связь с социальностью, с общественным, публичным существованием человека: и философия, и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой; 3) философа и деятеля искусств роднит то, что оба стремятся показать не просто то, что значимо для людей, а то, что можно выразить в художественных образах, которые воспринимаются с помощью органов чувств; 4) философию и искусство роднит то, что в них приветствуется множественность взглядов, т.е. плюрализм мнений; 5) философию и искусство роднит особая роль интуиции, вдохновения и прозрения. 16. Одно высказывание не характерно для античного понимания мира и человека – этот лишний в списке элемент и укажите: 1) «Мир является живым организмом, управляемым божественным законом (Логосом), который находится не где-то вне мира природы, а присущ самой природе. Человеческая судьба является проекцией этого Логоса, посему не стоит спорить с судьбой, испытывать её»; 2) «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающийся и мерами погасающий»; 3) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»; 4) «Мир есть космос, дисциплина («чинность»), поэтому небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядок, воздержанность и высшая справедливость»; 5) «Высшее благо состоит в том, чтобы жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели». 17. Аристотель считал, что Земля шарообразна, неподвижна, и её центр совпадает с центром мира, что мир (вселенная) представляет собой сферу, границей этой сферы является сфера неподвижных звезд; мир делится на надлунный и подлунный, а границей двух миров является сфера Луны. Сферы имеются и у Солнца, и у каждой планеты. Такое понимание мира радикально расходится с представлениями о строении мира: 1) представителя первобытного общества; 2) других античных мыслителей; 3) представителя средневекового общества; 4) Джордано Бруно, а затем и мыслителей Нового времени; 5) только в наше время представления о строении мира стали радикально отличаться от представлений Аристотеля. 18. У мифов первобытного общества и философских учений античности с точки зрения понимания человека общим является то, что: 1) присутствует осознание того, что человек в мире живет «на грани» повседневного мира и сакрального; 2) человек осознается как господин на Земле; 3) присутствует осознание конечности существования человека; 4) присутствует чувство случайности существования человека в мире; 5) человек понимается как часть мира. 19. «Нет у человека прочного положения во Вселенной, и является он одновременно и полем битвы, и её трофеем» – так мог сказать: 1) любой представитель первобытного общества; 2) любой античный мыслитель; 3) мыслитель времен становления христианского мировоззрения; 4) любой мыслитель эпохи Возрождения; 5) любой современный философ. 20. Фома Аквинский (создатель католического богословия, которое назвали в его честь томизмом: Фома=Томас) рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Такое понимание человека: 1) является непосредственным продолжением идей Аврелия Августина; 2) имеет своим следствием идею Блеза Паскаля о том, что «человек – это мыслящий тростник»; 3) роднит томизм (учение Фомы Аквинского) с идеями античных мыслителей; 4) характерно только для учения самого Фомы Аквинского и не характерно для христианского мировоззрения в целом; 5) неоригинально и характеризует большинство антропологических учений. 21. «Земной мир беспредельно велик по сравнению с окружающими его небесными сферами» – эта идея |