Главная страница

Тест. Лишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеЛишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее
Дата06.01.2022
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2021_-_10_variantov_-_test_-_predmet_f-fii_i_probl_cheloveka.doc
ТипДокументы
#324928
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
лишним в данном списке, поскольку оно не является следствием из представления о том, что человеческое бытие ни к чему не сводимо:

1) никакое качество, никакой признак нельзя назвать сущностным для человека;

2) жизнь и поведение человека не обусловлены его наследственностью;

3) любой из вариантов осуществления жизни индивида можно назвать собственно человеческим;

4) в принципе невозможно стать уникальной неповторимой личностью;

5) человек универсален, способен превращаться (уподобляться) в кого угодно.

28. Когда речь идет о человеке, то нередко требуется уточнение – а о ком идет речь. Ниже указаны причины актуальности такого уточнения, среди которых одно условие такой причиной не являетсялишний элемент в данном списке и укажите:

1) люди часто убивают себе подобных, но ни одно живое существо без крайней нужды не будет убивать представителя своего вида, значит, люди убитых сочли представителями другого биологического вида;

2) порой сами условия существования заставляют нас подавлять в себе человеческие качества, прятать их от окружающих;

3) злоба, агрессия против себе подобных, прорывающиеся у некоторых людей, заставляют задаваться вопросом – а люди ли они: указанные эмоции обычно приписываются хищникам, проявлению их инстинктов;

4) человека прямо-таки влечет за пределы простого биологического минимума потребностей, и убийство себе подобных – подтверждение особого положения человека в мире живого, ибо биологическими потребностями оно не объяснимо;

5) нас нередко интересуют не личные человеческие качества наших собеседников, а те роли, которые они играют в обществе, а потому мы воспринимаем их как своеобразных социальных «автоматов», «роботов».

29. В списке причин, по которым убийство себе подобного во многих культурах – не преступление, одно утверждение будет лишним – его и укажите:

1) убитого сочли представителем другого биологического вида, ибо он принадлежал к другой культуре;

2) того, кого убили, сочли представителем другого биологического вида, поскольку он родился непохожим на сородичей, родился с физическими и/или умственными отклонениями от нормы;

3) предположение верно, ибо убитый был рабом;

4) предположение о том, что убийство себе подобного в какой-то культуре может не рассматриваться как преступление, неверно: убийство себе подобного всегда считалось преступлением;

5) сами условия существования заставили индивида подавить в себе человеческие качества и убить себе подобного – например, шел бой, нужно было отстоять свое достоинство от посягательств.

30. Укажите лишний элемент в списке признаков ситуации «человеческого кризиса»:

1) возникло осознание того, что человек уже не является господином во Вселенной;

2) резко возросло значение индивидуальности человека и одновременно резко возросло народонаселение;

3) укрепилось ощущение человеческой бездомности;

4) сформировалось осознание проблемы конечности человека (и как индивида, и как человечества);

5) сложилась ситуация, когда, с одной стороны, утверждается «деидеологизация» общества, а с другой, стороны, наука и техника разоблачаются и критикуются как идеология.
Тест к экзамену по философии для студентов заочного отделения. Вариант 3
1. Укажите лишнего специалиста в данном списке:

1) художник;

2) философ;

3) инженер;

4) ученый;

5) священник.

2. Впервые употребил(и) термин «философ» в отношении тех, кто стремится к высшей мудрости и добродетельной жизни:

1) философы эпохи эллинизма и времен римской империи;

2) Сократ;

3) Пифагор;

4) софисты;

5) Аристотель.

3. Отношение философа к мудрости характеризуют все указанные ниже аспекты, кроме одного – этот лишний аспект и укажите:

1) одержимость философа мудростью;

2) сознание невозможности достижения окончательной мудрости;

3) с восторгом-ужасом взирает философ снизу вверх на мудрость;

4) поиск мудрости для философа – это то, чем он может заниматься, но мог бы и не заниматься;

5) мудрость – знание, которое, по мнению философа, подлежит критике и не должно восприниматься как догма.

4. К данному виду знания философ может испытывать только что-то подобное агапэ:

1) религиозное знание;

2) философская мудрость;

3) повседневное знание;

4) научное знание;

5) миф.

5. Что такое решение:

1) любой результат мыслительной деятельности человека;

2) действия руководителя в рамках его полномочий;

3) распоряжение руководителя, поддержанное коллективом;

4) результат мыслительной деятельности, приводящей к выбору одного из вариантов действия или к бездействию;

5) достижение поставленной цели.

6. Укажите лишний элемент в данном списке:

1) выбирать на основе вкусовых пристрастий;

2) выбирать на основе системы научных знаний о мире;

3) выбирать на основе религиозных представлений о мире;

4) выбирать на основе системы ценностей одного из философских учений;

5) кинуть жребий.

7. Укажите лишний в данном списке элемент:

1) действовать на основе эстетического вкуса;

2) вести себя в соответствии со знаниями о мире;

3) образ жизни строить в соответствии с системой ценностей жизни, принятой в данной культуре;

4) бросать монетку, тянуть спичку и т.п. каждый раз, когда нужно выбирать – а что делать в данном случае;

5) действовать на основе видовой для Homo sapiens программы поведения.

8. Выбор на этой основе обладает такими признаками, как субъективность, доступность для любого ребёнка, применимость в условиях, когда о вариантах решения нет точной информации:

1) жребий;

2) вкусовые пристрастия;

3) объективное знание о мире;

4) религиозные представления о мире;

5) знание о смысле человеческой жизни.

9. Философские решения не могут быть:

1) гипотетическими, т. е. предположительными;

2) окончательными;

3) неоднозначными;

4) сложными;

5) определяемыми убеждениями.

10. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различий между точными и приблизительными решениями, и только грекам пришло в голову доказывать, только для греков имело значение строгое решение. Таким образом, именно у древних греков возникло знание в форме:

1) мифа как повествования, а не ритуального действия;

2) теории;

3) религиозного учения;

4) экспериментальной науки;

5) здравого смысла.

11. Философское произведение можно в определённом смысле рассматривать как произведение искусства именно потому, что:

1) философия представляет собой полностью осознанное знание;

2) философское произведение является выражением индивидуальности автора, распознаваемой по своему стилю;

3) любое произведение искусства интересует философа, поскольку оно содержит элементы мысли;

4) и философия, и искусство в античности, т.е. в самом начале своего существования формируются как продолжение практической деятельности;

5) и философия, и литература опираются на собственный, т.е. выработанный самими философами и литераторами язык, а не на естественный язык.

12. В списке признаков, характерных и для философии, и для искусства, является лишним:

1) философию и искусство роднит трансцендирование (трансцендентный – запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере действительности или даже к миру в целом) обыденности, постановка в художественной или дискурсивной (дискурс – разговор, речь, процесс языковой деятельности; способ говорения) форме «последних» вопросов о смысле и назначении человеческой жизни;

2) философию и искусство роднит связь с социальностью, с общественным, публичным существованием человека: и философия, и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой;

3) философа и деятеля искусств роднит то, что оба стремятся показать не просто то, что значимо для людей, а то, что можно выразить в художественных образах, которые воспринимаются с помощью органов чувств;

4) философию и искусство роднит то, что в них приветствуется множественность взглядов, т.е. плюрализм мнений;

5) философию и искусство роднит особая роль интуиции, вдохновения и прозрения.

13. Феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних авторов и влечения к произведениям других характерен для:

1) философских текстов и только их;

2) произведений художника (например, текстов писателей) и только их;

3) произведений как философа, так и художника;

4) произведений и философа, и художника, и ученого;

5) любого текста.

14. Понятие «картина мира» является:

1) чисто естественнонаучным понятием, поскольку включает в себя понятия о структурности, системности мира и представляет собой систему знаний о мире всех наук в совокупности;

2) чисто философским понятием, поскольку философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией;

3) чисто художественным представлением, поскольку само слово – «картина» – из сферы ли искусства, а, кроме того, «картина мира» содержит в себе человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества;

4) хотя и философским понятием, но таким, которое свидетельствует о вхождении в содержание философского знания компонент, специфичных как для искусства (создание «картины мира» предполагает у философов чувство красоты, сопричастности к миру), так и для науки;

5) это понятие характеризует только мифологическое мировосприятие, когда представления о мире можно было действительно отобразить с помощью картины.

15. Ущербность философии в качестве вида искусства в том, что:

1) философский вкус к глубокомыслию обуславливает интерес к содержанию, а не форме изложения, что проявляется в философском безразличии к несовершенствам формы изложения философских идей;

2) философы в большинстве случаев не изобретали новых литературных форм для выражения своих идей, а удовлетворялись уже существующими, как письменными, так и устными;

3) в искусстве, в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, интуиции, наиболее полно и целостно выражаются сокровенные основы бытия, поэтому именно искусство является фундаментом и религии, и философии, и всех наук;

4) философия – это тоже искусство, но только это искусство принципиально отлично от поэзии, музыки или живописи и является искусством познания;

5) высказывание об ущербности философии в качестве вида искусства неверно: в действительности же невозможно различить философию и искусство – художественная литература становится испытательным полигоном для философских гипотез и выводов, а литературоведение превращается в своеобразный способ современного философствования.

16. У мифов первобытного общества и философских учений античности с точки зрения понимания человека общим является то, что:

1) присутствует осознание того, что человек в мире живет «на грани» повседневного мира и священного;

2) человек осознается как господин на Земле;

3) человек понимается как часть мира;

4) присутствует осознание конечности существования человека;

5) присутствует чувство случайности существования человека в мире.

17. Одно высказывание не характерно для античного понимания мира и человека – этот лишний в списке элемент и укажите:

1) «Мир является живым организмом, управляемым божественным законом (Логосом), который находится не где-то вне мира природы, а присущ самой природе. Человеческая судьба является проекцией этого Логоса, посему не стоит спорить с судьбой, испытывать её»;

2) «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающийся и мерами погасающий»;

3) «Мир есть космос, дисциплина («чинность»), поэтому небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядок, воздержанность и высшая справедливость»;

4) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»;

5) «Высшее благо состоит в том, чтобы жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели».

18. Первым философом, превратившим человека в проблему, стал Аврелий Августин, так как он считал:

1) у человека в мире – собственное место, которое не «вверху», но и не «внизу», а в «средних этажах»;

2) мир – «дом», а не временное обиталище человека;

3) человек – это «мыслящий тростник»;

4) доброе божественное и злое дьявольское начала мобилизуют в человеке хорошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности, но не понятно, чего в человеке больше – божественного или дьявольского;

5) мир бесконечен в пространстве, а значит, он – уже не дом.

19. У мифов первобытного общества и философских учений античности с точки зрения понимания человека общим является то, что:

1) присутствует осознание того, что человек в мире живет «на грани» повседневного мира и сакрального;

2) человек осознается как господин на Земле;

3) присутствует осознание конечности существования человека;

4) человек понимается как часть мира;

5) присутствует чувство случайности существования человека в мире.

20. Причина, по которой мировоззрение мыслителей XVII в. стало радикально отличаться от мировоззрения мыслителей Возрождения:

1) мыслители XVII в. первыми поняли, что мир бесконечно разнообразен;

2) мыслители XVII в. первыми вступили в борьбу со средневековым теоцентризмом;

3) мыслители XVII в. отказались от построения системы знаний на недостоверных знаниях, которые были накоплены их предшественниками;

4) мыслители XVII в. первыми стали разрабатывать воззрения, основывающееся на самоценности человека, его праве на свободу, счастье, благополучие;

5) ослабла церковная цензура на Западе, и стало возможным изучать все – и то, что, казалось бы, не требует дополнительного изучения, потому что считается безусловно верным, и то, что считается не стоящим изучения.

21. «… пары капель воды достаточно, чтобы убить человека. Но если бы вселенная раздавила его, то все равно человек был бы благороднее того, что его убивает, поскольку он знает, что умирает, знает и о том преимуществе, которое она имеет над ним. Вселенная же ничего об этом не знает» так писал Б. Паскаль в «Мыслях». Кто с пафосом этого рассуждения однозначно бы не согласился:

1) очень уж пафосно написано – едва ли кто из мыслителей согласился бы с такими рассуждениями;

2) философ Нового времени;

3) мыслитель эпохи Возрождения;

4) средневековый богослов;

5) античный философ.

22. Ниже приведены высказывания Р. Декарта, но одно высказывание ему не принадлежит – его и указать:

1) те, кто строит остроумнейшие догадки и правдоподобные предположения, после многих трудов сами «убеждаются в том, что не получив никаких знаний, только увеличили сомнения»;

2) следует отвергать все познания, являющиеся только вероятными: доверять можно «только совершенно достоверным и не допускающим никакого сомнения»;

3) «Отбросив… все то, в чем так или иначе мы можем сомневаться и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни бога, ни неба, ни земли…»;

4) «Хотя все эти истины, принятые мною за начала, всегда всеми мыслились, никого, однако, сколько мне известно, до сих пор не было, кто принял бы их за начала философии»;

5) во Вселенной не содержится ничего большего, чем то, что может быть, т.е. самой по себе возможности: есть только то, что может быть, и «бытие ничего не прибавляет к возможности быть».

23. Современная наука создала новый «образ мира», но не новый «дом», так как:

1) мир в принципе никогда не воспринимался человеком в качестве дома;

2) наука установила, что мир бесконечен в пространстве, а значит, он уже не может быть домом;

3) новый дом человечеству не нужен, поскольку его вполне удовлетворяет старый дом;

4) еще нет возможностей для постройки нового дома, хотя старый дом уже «тесноват» для человека;

5) мир – это храм, а храм домом быть не может.

24. Как убедиться в том, что мир существует, если придерживаться позиций рационализма:

1) единственное доказательство существования тел находим в первых строках Книги бытия (Библии), где описывается создание Богом физического мира;

2) наши органы чувств получают сигналы (в виде электромагнитных или звуковых волн, а также в виде молекул) от предметов внешнего мира, которые преобразуются нашей психикой в чувственные образы – эти образы являются копиями предметов внешнего мира;

3) переживая сильные эмоции (любовь, ужас, тоска и т.д.), оказываясь в экстремальных ситуациях («пограничных состояниях»), мы непосредственно переживаем существование мира вне нас;

4) активная преобразующая деятельность человека подтверждает существование того, что преобразуется нами;

5) мир существует потому, что мы о них думаем – центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет, и эта направленность есть подтверждение существования этого предмета.

25. В человеческой истории бывали времена, когда люди не видели в самих себе непостижимой тайны. Мир и люди в нем казались более или менее понятными, не было места чувству тревоги перед неразрешимыми вопросами вроде «что я такое?», "почему я существую?». К подобным временам относятся все перечисленные ниже эпохи (века), кроме одной (одного) –
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта