Тест. Лишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее
Скачать 0.59 Mb.
|
не характерно для античного понимания мира и человека – этот лишний в списке элемент и укажите: 1) «Мир является живым организмом, управляемым божественным законом (Логосом), который находится не где-то вне мира природы, а присущ самой природе. Человеческая судьба является проекцией этого Логоса, посему не стоит спорить с судьбой, испытывать её»; 2) «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающийся и мерами погасающий»; 3) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»; 4) «Мир есть космос, дисциплина («чинность»), поэтому небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядок, воздержанность и высшая справедливость»; 5) «Высшее благо состоит в том, чтобы жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели». 18. Первым философом, превратившим человека в проблему, стал Аврелий Августин, так как он считал: 1) у человека в мире – собственное место, которое не «вверху», но и не «внизу», а в «средних этажах»; 2) мир – «дом», а не временное обиталище человека; 3) человек – это «мыслящий тростник»; 4) мир бесконечен в пространстве, а значит, он – уже не дом; 5) доброе божественное и злое дьявольское начала мобилизуют в человеке хорошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности, но не понятно, чего в человеке больше – божественного или дьявольского. 19. У мифов первобытного общества и философских учений античности с точки зрения понимания человека общим является то, что: 1) присутствует осознание того, что человек в мире живет «на грани» повседневного мира и сакрального; 2) человек осознается как господин на Земле; 3) присутствует осознание конечности существования человека; 4) присутствует чувство случайности существования человека в мире; 5) человек понимается как часть мира. 20. Причина, по которой мировоззрение мыслителей XVII в. стало радикально отличаться от мировоззрения мыслителей Возрождения: 1) мыслители XVII в. первыми поняли, что мир бесконечно разнообразен; 2) мыслители XVII в. первыми вступили в борьбу со средневековым теоцентризмом; 3) мыслители XVII в. отказались от построения системы знаний на недостоверных знаниях, которые были накоплены их предшественниками; 4) мыслители XVII в. первыми стали разрабатывать воззрения, основывающееся на самоценности человека, его праве на свободу, счастье, благополучие; 5) ослабла церковная цензура на Западе, и стало возможным изучать все – и то, что, казалось бы, не требует дополнительного изучения, потому что считается безусловно верным, и то, что считается не стоящим изучения. 21. «Земной мир беспредельно велик по сравнению с окружающими его небесными сферами» – эта идея противоречит представлениям: 1) человека, мировоззрением которого является миф; 2) античного мыслителя; 3) средневекового богослова; 4) Н. Коперника; 5) Дж. Бруно. 22. Р. Декарт в основу построения системы знания положил принцип «радикального сомнения», указывая, что именно в процессе сомнения рождается несомненная для мыслителя истина, значит: 1) истиной является только то знание, которое проверено опытом; 2) истиной является только то знание, которое совпадает с предметом познания; 3) истиной является только то знание, которое не заимствовано у теологов, а выработано мыслителями эпохи Возрождения; 4) истиной является только то знание, которое не вызывает сомнений разума; 5) истиной является только то знание, которое согласовано с более общей, охватывающей системой знания. 23. Современная наука создала новый «образ мира», но не новый «дом», так как: 1) мир в принципе никогда не воспринимался человеком в качестве дома; 2) новый дом человечеству не нужен, поскольку его вполне удовлетворяет старый дом; 3) наука установила, что мир бесконечен в пространстве, а значит, он уже не может быть домом; 4) еще нет возможностей для постройки нового дома, хотя старый дом уже «тесноват» для человека; 5) мир – это храм, а храм домом быть не может. 24. В человеческой истории бывали времена, когда люди не видели в самих себе непостижимой тайны. Мир и люди в нем казались более или менее понятными, не было места чувству тревоги перед неразрешимыми вопросами вроде «что я такое?», "почему я существую?». К подобным временам относятся все перечисленные ниже эпохи (века), кроме одной (одного) – лишний элемент в списке и укажите: 1) родовая община; 2) античность; 3) V - Х вв.; 4) ХI - ХIV вв.; 5) предположение о том, что в истории человечества были времена, когда мир и люди в нем казались более или менее понятными, неверно – человек всегда испытывал чувство тревоги перед неразрешимыми вопросами вроде «что я такое?», "почему я существую?». 25. Глубинная причина широкого распространения в XX-XXI в.в. гипотез о существовании Бога: 1) в наше время появились средства для познания этого вида бытия; 2) сейчас в центре внимания мыслителей оказался мир в целом, его свойства, а значит и Тот, кто вне мира; 3) сейчас возникла необходимость решить проблему определения факторов, влияющих на жизнь людей; 4) в наше время представители идеализма в философии одержали победу над представителями материализма; 5) в наше время человечество осталось один на один с миром, и из-за этого одиночества оно активно ищет того (тех), кто, как и оно, не включен (включены) в этот мир. 26. Когда речь идет о человеке, то нередко требуется уточнение – а о ком идет речь. Ниже указаны причины актуальности такого уточнения, среди которых одно условие такой причиной не является – лишний элемент в данном списке и укажите: 1) люди часто убивают себе подобных, но ни одно живое существо без крайней нужды не будет убивать представителя своего вида, значит, люди убитых сочли представителями другого биологического вида; 2) порой сами условия существования заставляют нас подавлять в себе человеческие качества, прятать их от окружающих; 3) злоба, агрессия против себе подобных, прорывающиеся у некоторых людей, заставляют задаваться вопросом – а люди ли они: указанные эмоции обычно приписываются хищникам, проявлению их инстинктов; 4) нас нередко интересуют не личные человеческие качества наших собеседников, а те роли, которые они играют в обществе, а потому мы воспринимаем их как своеобразных социальных «автоматов», «роботов»; 5) человека прямо-таки влечет за пределы простого биологического минимума потребностей, и убийство себе подобных – подтверждение особого положения человека в мире живого, ибо биологическими потребностями оно не объяснимо. 27. Какое-то утверждение будет лишним в данном списке, поскольку оно не является следствием из представления о том, что человеческое бытие ни к чему не сводимо – это утверждение и укажите: 1) в принципе невозможно стать уникальной неповторимой личностью; 2) никакое качество, никакой признак нельзя назвать сущностным для человека; 3) жизнь и поведение человека не обусловлены его наследственностью; 4) любой из вариантов осуществления жизни индивида можно назвать собственно человеческим; 5) человек универсален, способен превращаться (уподобляться) в кого угодно. 28. Для того чтобы мы воспринимали другого человека именно как человека, обязательно должно соблюдаться следующее условие: 1) индивиду нужно быть рожденным представительницей Homo sapiens: рождённый женщиной не может быть «неведомой зверюшкой»; 2) индивид не должен восприниматься нами как средство – он не должен быть нашим рабом, слугой, нас должен интересовать он сам по себе; 3) нужно вступить в общение с данным индивидом, в непосредственный контакт «лицом к лицу», и тогда мы начнём относиться к нему как к человеку, а не как вещи; 4) важно знать, какое место занимает индивид в обществе, т. е. каковы его социальные роли: например с бомжем не можем общаться как с человеком; 5) агрессивное поведению данного индивида по отношению к нам заставит нас воспринять этого индивида должным образом, заставит нас уважать его как человека. 29. В списке причин, по которым убийство себе подобного во многих культурах – не преступление, одно утверждение будет лишним – его и укажите: 1) убитого сочли представителем другого биологического вида, ибо он принадлежал к другой культуре; 2) того, кого убили, сочли представителем другого биологического вида, поскольку он родился непохожим на сородичей, родился с физическими и/или умственными отклонениями от нормы; 3) предположение о том, что убийство себе подобного в какой-то культуре может не рассматриваться как преступление, неверно: убийство себе подобного всегда считалось преступлением; 4) предположение верно, поскольку убитый был рабом; 5) сами условия существования заставили индивида подавить в себе человеческие качества и убить себе подобного – например, шел бой или нужно было отстоять свое достоинство от посягательств. 30. Укажите лишний элемент в списке признаков ситуации «человеческого кризиса»: 1) возникло осознание того, что человек уже не является господином во Вселенной; 2) резко возросло значение индивидуальности человека и одновременно резко возросло народонаселение; 3) укрепилось ощущение человеческой бездомности; 4) сложилась ситуация, когда, с одной стороны, утверждается «деидеологизация» общества, а с другой, стороны, наука и техника разоблачаются и критикуются как идеология; 5) сформировалось осознание проблемы конечности человека (и как индивида, и как человечества). Тест к экзамену по философии для студентов заочного отделения. Вариант 9 1. На возникновения теоретического мышления в Древней Греции повлияли все указанные ниже обстоятельства, кроме одного – это обстоятельство и укажите: 1) переход от монархической формы правления к демократии; 2) у каждого человека имеются свои представления о правильном и неправильном, истинном и ложном; 3) уважительное отношение греков-мужчин к своим женщинам – мужчины защитили своих женщин от участия в решении сложных проблем жизни полиса; 4) малая эффективность воздействия на гражданина полиса при выборе им решения физической силой, угрозы такого воздействия, воздействия с помощью химических препаратов (алкоголь и т.п.), воздействия на органы чувств, на эмоции; 5) наличие в полисе «авторитетов», т. е. граждан, которым можно (и нужно) было верить безоговорочно, ибо они хранили знания, полученные от предков. 2. Желание понять суть загадочного, неведомого являет собой: 1) склонность к научному мышлению; 2) свойство любителя мистики, специалиста по «потустороннему» – колдуна, мага и т.п.; 3) характеристику любого «нормального» человека; 4) склонность к философскому размышлению; 5) характеристику как философа, так и ученого, религиозного деятеля, художника. 3. Ответы на философские вопросы ищут в: 1) моральных нормах; 2) доводах и умозаключениях разума; 3) научных исследованиях; 4) религиозных верованиях; 5) мифологических представлениях. 4. Покажите соотношение философии и мировоззрения: 1) философия – теоретическое ядро любого мировоззрения; 2) философия и мировоззрение друг с другом не связаны, так как философия – теоретическая наука, а мировоззрение относится к области практического отношения к миру; 3) философия – это теоретическая форма мировоззрения; 4) философия – форма объединения различных форм мировоззрения; 5) любое мировоззрение является той или иной формой философии. 5. Что преобладает в философском мировоззрении, тем самым отличая его от мифа и религии: 1) мироощущение; 2) мировосприятие; 3) миропредставление; 4) миропонимание; 5) мироотношение. 6. Миропонимание, мировосприятие, мироощущение в своей совокупности образуют: 1) картину мира; 2) мировоззрение; 3) теорию; 4) концепцию; 5) миросозерцание. 7. Поиск и нахождение ответов на вопросы относительно мира в целом характерен для: 1) и мифа, и религии, но не философии; 2) науки, но не мифа, не религии, не философии; 3) религии, но не мифа и не философии; 4) философии, но не мифа и не религии; 5) и мифа, и религии, и философии. 8. «…. есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия». Что следует поставить в данное предложение вместо точек: 1) науку, а не миф, не религию, не философию; 2) и миф, и религию, но не философию; 3) религию, но не миф и не философию; 4) и миф, и религию, и философию; 5) философию, но не миф и не религию. 9. Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, объяснимого не естественным путем, а сверхъестественным, составляет необходимый компонент (для других видов знания оно является лишь возможным компонентом): 1) философии; 2) искусства; 3) религии; 4) мифа; 5) науки. 10. Общим у философии и религии в отличие их от мифа является: 1) воздействие на чувства, эмоциональное воздействие; 2) представления о выделенности человека из мира; 3) формулировка идей с помощью понятий; 4) доступность знания только для посвященных; 5) наличие общих представлений об устройстве мира, о человеке, об отношениях между миром и человеком. 11. «До тех пор, пока люди поражены страхом, они слепы. Страх смерти скрыт в каждом мгновении человеческой жизни. Вы даже не понимаете, сколько его в ваших душах. Вы стяжаете, и вы ненасытны, а значит – боитесь. Вы знаете, что потеряете и не хотите терять, а потому боитесь вдвойне». Кто будет лишним в списке тех, для кого подобные размышления являются элементом его профессиональной деятельности: 1) художник (в широком смысле); 2) идеолог; 3) естествоиспытатель; 4) философ; 5) богослов. 12. В списке присутствует неверная характеристика искусства – ее и укажите: 1) произведение искусства в отличие от научного творения имеет преимущественно бессознательную природу, а философское сочинение сочетает в себе сознательное и бессознательное; 2) и философия, и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, в отличие от абстрактной всеобщности науки, ибо и художественное, и философское произведения остаются неразрывно связанными с духовным поиском автора; 3) и философия, и искусство обращены к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения, и от художника, и от философа требуются последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки, вот почему оба – медиумы, пророки; 4) многие философы ссылаются на художественные произведения, как на иллюстрации, а искусство, со своей стороны, нуждается в философском осмыслении и конкретных произведений, и художественных методов, значит, искусство – практика философии, а философия – теоретический аппарат искусства; 5) интересы искусства и философии как разных форм самосознания культуры, сходятся в одной точке – что собою представляет человек, но если искусство – это интерес к человеку как индивидуальности, то философия – обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности. 13. Поиск знания, пригодного для решения проблем, которые встали перед человечеством именно в его эпоху, характерно и для философа, и для: 1) ученого; 2) богослова; 3) художника; 4) любого мыслителя, представителя любой другой формы постижения мира; 5) другие формы постижения мира не занимаются поиском решений актуальных для данной эпохи проблем человечества. 14. Философское произведение можно в определённом смысле рассматривать как произведение искусства именно потому, что: 1) философия представляет собой полностью осознанное знание; 2) философское произведение является выражением индивидуальности автора, распознаваемой по своему стилю; 3) любое произведение искусства интересует философа, поскольку оно содержит элементы мысли; 4) и философия, и искусство в античности, т.е. в самом начале своего существования формируются как продолжение практической деятельности; 5) и философия, и литература опираются на собственный, т.е. выработанный самими философами и литераторами язык, а не на естественный язык. 15. Феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних авторов и влечения к произведениям других характерен для: 1) философских текстов и только их; 2) произведений художника (например, текстов писателей) и только их; 3) произведений как философа, так и художника; 4) произведений и философа, и художника, и ученого; 5) любого текста. 16. Философская антропология, в отличие от других видов антропологии, является: 1) учением о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас, сравнение человека с его ближайшими родственниками – современными и ископаемыми человекообразными приматами; 2) учением о природе и сущности человека, рассматривающем человека как особый род бытия; 3) учением о разнообразии культур и вариантов общественного устройства; 4) учением о человеческом поведении в психической или психосоматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия; 5) учением, в котором человек понимается как точка пересечения могущественного и слабого, спасительного и нуждающегося в спасении порядков бытия; понимание человеком самого себя требует идеала и горизонта «священного», выводящего за пределы наличной действительности. 17. «Предел выше беспредельного, завершённое и целое прекраснее незавершённого». Эта фраза характеризует мышление: 1) человека, опирающегося на мифологическое мировоззрение; 2) античного философа; 3) средневекового богослова: 4) мыслителя Возрождения; 5) философа Нового времени. 18. Аристотель считал, что Земля шарообразна, неподвижна, и её центр совпадает с центром мира, что мир (вселенная) представляет собой сферу, границей этой сферы является сфера неподвижных звезд; мир делится на надлунный и подлунный, а границей двух миров является сфера Луны. Сферы имеются и у Солнца, и у каждой планеты. Такое понимание мира радикально расходится с представлениями о строении мира: 1) представителя первобытного общества; 2) других античных мыслителей; 3) представителя средневекового общества; 4) Джордано Бруно, а затем и мыслителей Нового времени; 5) только в наше время представления о строении мира стали радикально отличаться от представлений Аристотеля. 19. «Нет у человека прочного положения во Вселенной, и является он одновременно и полем битвы, и её трофеем» – так мог сказать: 1) любой представитель первобытного общества; 2) любой античный мыслитель; 3) Аврелий Августин; 4) любой мыслитель эпохи Возрождения; 5) любой современный философ. 20. «Возможность богаче актуальности, становление предпочтительнее неизменного бытия». Эта фраза характеризует мышление: 1) человека, опирающегося на мифологическое мировоззрение; 2) античного философа; 3) средневекового богослова: 4) мыслителя Возрождения; 5) философа Нового времени. 21. В эпоху Возрождения произошел «информационный взрыв». Но накопленное в эту эпоху знание было проблематичным, т.е. необоснованным, непроверенным. Поэтому в философии Нового времени: 1) главной стала антропологическая проблематика – исследование сущности человека и смысла его жизни; 2) в центре внимания оказался мир, ибо обнаружилось его практически неисчерпаемое многообразие; 3) внимание, в первую очередь, было направлено на ценности, ибо философы открыли ценностное отношение человека к миру как отношение, отличное от познавательного; 4) в зоне пристального внимания философии оказались одновременно и мир, и человек и их взаимоотношения; 5) центральной стала проблема научного метода – проблема методов нахождения истинного знания и проверки знания на достоверность. 22. Предметность чего-либо означает: 1) его вещественность, т.е. существование в виде чего-то, имеющего пространственные границы, а не в виде поля (волны, излучения), не имеющего таких границ; 2) его конкретность в отличие от абстракций типа «бытие», «причина» и т.п.; 3) доступность его для чувственного восприятия – хотя бы с помощью приборов, т.е. опосредованно; 4) несамостоятельность существования: смысл и назначение предмета определяется субъектом; 5) что характеристикой бытия человеческой реальности является то, что оно есть её бытие с другими. 23. Среди довод относительно того, что рационализм Декарта создаёт проблему обоснования существования у человека всего остального, помимо разума, и даже его тела, одно высказывание |