Главная страница

Тест. Лишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеЛишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее
Дата06.01.2022
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2021_-_10_variantov_-_test_-_predmet_f-fii_i_probl_cheloveka.doc
ТипДокументы
#324928
страница8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
противоречит представлениям:

1) человека, мировоззрением которого является миф;

2) античного мыслителя;

3) средневекового богослова;

4) Н. Коперника;

5) Дж. Бруно.

22. В эпоху Возрождения произошел «информационный взрыв». Но накопленное в эту эпоху знание было проблематичным, т.е. необоснованным, непроверенным. Поэтому в философии Нового времени:

1) главной стала антропологическая проблематика – исследование сущности человека и смысла его жизни;

2) в центре внимания оказался мир, ибо обнаружилось его практически неисчерпаемое многообразие;

3) внимание, в первую очередь, было направлено на ценности, ибо философы открыли ценностное отношение человека к миру как отношение, отличное от познавательного;

4) в зоне пристального внимания философии оказались одновременно и мир, и человек и их взаимоотношения;

5) центральной стала проблема научного метода – проблема методов нахождения истинного знания и проверки знания на достоверность.

23. Р. Декарт в основу построения системы знания положил принцип «радикального сомнения», указывая, что именно в процессе сомнения рождается несомненная для мыслителя истина, значит:

1) истиной является только то знание, которое проверено опытом;

2) истиной является только то знание, которое совпадает с предметом познания;

3) истиной является только то знание, которое не заимствовано у теологов, а выработано мыслителями эпохи Возрождения;

4) истиной является только то знание, которое не вызывает сомнений разума;

5) истиной является только то знание, которое согласовано с более общей, охватывающей системой знания.

24. Как убедиться в том, что мир существует, если придерживаться позиций рационализма:

1) единственное доказательство существования тел находим в первых строках Книги бытия (Библии), где описывается создание Богом физического мира;

2) наши органы чувств получают сигналы (в виде электромагнитных или звуковых волн, а также в виде молекул) от предметов внешнего мира, которые преобразуются нашей психикой в чувственные образы – эти образы являются копиями предметов внешнего мира;

3) переживая сильные эмоции (любовь, ужас, тоска и т.д.), оказываясь в экстремальных ситуациях («пограничных состояниях»), мы непосредственно переживаем существование мира вне нас;

4) мир существует потому, что мы о них думаем – центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет, и эта направленность есть подтверждение существования этого предмета;

5) активная преобразующая деятельность человека подтверждает существование того, что преобразуется нами.

25. В списке вариантов направления поиска смысла существования человека, опоры его существования в XXI в. один является лишним – этот лишний вариант и укажите:

1) поиск тех, кто, как и человек, не включен в наш мир – представителей внеземных цивилизаций или Бога;

2) поиск силы и смысла собственного существования в самом себе;

3) исследование микромира с целью поиска образцов для человеческого поведения;

4) нет необходимости предпринимать попытки найти смысл существования человека – он уже найден: в любой религии имеется чёткое объяснение того, кто такой человек и в чём назначение его жизни;

5) исследование космоса с целью поиска образцов для человеческого поведения.

26. «Антропологический вопрос снова удаляется здесь на покой, – пишет М. Бубер. – У обустроенного и беспроблемного человека едва ли проснется когда-нибудь желание очной ставки с самим собой...». «Здесь» – это о каком периоде истории Запада идет речь:

1) о родовой общине;

2) об античности;

3) о V - Х вв.;

4) о ХI - ХIV вв.;

5) о ХV - сер. ХХ в.;

6) о второй половине ХХ - нач.XXI в.

27. Поставить в соответствие каждой исторической эпохе (веку) содержательную характеристику (только одну на каждую эпоху, а значит, два из пяти элементов списка (А-Е) использовать не следует):

1) античность;

2) V - X вв.;

3) вторая половина ХХ - нач.XXI в.

А. Мир – это храм, а человеку Богом предназначено жить в миру.

В. Мир – многообразие центров (власти, культуры) без четко выраженного необратимого движения от хорошего к лучшему.

С. Человек остался один на один с миром, опредметив его, а самого себя определив как субъекта.

D. Земной мир – не дом для человека, и пространство жизни человека «разомкнуто» и в сторону «верха», и в сторону «низа».

E. Мир – субстанция, т. е. богоподобная сущность, никем не созданная, а человек – часть этого мира.

28. Какое-то утверждение будет лишним в данном списке, поскольку оно не является следствием из представления о том, что человеческое бытие ни к чему не сводимо – это утверждение и укажите:

1) никакое качество, никакой признак нельзя назвать сущностным для человека;

2) жизнь и поведение человека не обусловлены его наследственностью;

3) любой из вариантов осуществления жизни индивида можно назвать собственно человеческим;

4) человек универсален, способен превращаться (уподобляться) в кого угодно;

5) в принципе невозможно стать уникальной неповторимой личностью.

29. Для того чтобы мы воспринимали другого человека именно как человека, обязательно должно соблюдаться следующее условие:

1) индивиду нужно быть рожденным представительницей Homo sapiens: рождённый женщиной не может быть «неведомой зверюшкой»;

2) нужно вступить в общение с данным индивидом, в непосредственный контакт «лицом к лицу», и тогда мы начнём относиться к нему как к человеку, а не как вещи;

3) важно знать, какое место занимает индивид в обществе, т. е. каковы его социальные роли: например с бомжем не можем общаться как с человеком;

4) индивид не должен восприниматься нами как средство – он не должен быть нашим рабом, слугой, нас должен интересовать он сам по себе;

5) агрессивное поведению данного индивида по отношению к нам заставит нас воспринять этого индивида должным образом, заставит нас уважать его как человека.

30. В списке причин, по которым убийство себе подобного во многих культурах – не преступление, одно утверждение будет лишним – его и укажите:

1) убитого сочли представителем другого биологического вида, ибо он принадлежал к другой культуре;

2) того, кого убили, сочли представителем другого биологического вида, поскольку он родился непохожим на сородичей, родился с физическими и/или умственными отклонениями от нормы;

3) предположение о том, что убийство себе подобного в какой-то культуре может не рассматриваться как преступление, неверно: убийство себе подобного всегда считалось преступлением;

4) предположение верно, поскольку убитый был рабом;

5) сами условия существования заставили индивида подавить в себе человеческие качества и убить себе подобного – например, шел бой или нужно было отстоять свое достоинство от посягательств.

Тест к экзамену по философии для студентов заочного отделения. Вариант 8
1. В списке особенностей этого вида познания присутствует лишний элемент – его и укажите:

1) для данного вида познания характерен переход от менее полного к более полному, от менее достоверного к более достоверному знанию, т.е. прогресс как переход от худшего к лучшему;

2) она не просто объясняет, как устроен мир, но еще оценивает вещи, события, явления с эмоциональной точки зрения;

3) она включает в себя, помимо того, что понятно уму, еще и знание, опирающееся на сверхсознательное чувство, на своего рода внутреннее «ясновидение»;

4) предметом данного вида познания являются метафизические объекты – объекты, «потусторонние» по отношению к природному миру и миру повседневного человеческого существования, который основан на природном мире;

5) знания, полученные с помощью данного вида познания, нередко не имеют характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживаются верой.

2. Указать три признака, которыми философия отличается от науки:

1) наличием системы взглядов человека (и общества) на мир как целое;

2) отображением мира в форме понятий;

3) рациональным способом постижения мира;

4) стремлением к достижению истины;

5) вечностью решаемых проблем;

6) системностью и обоснованностью знания;

7) выстраиванием системы ценностей;

8) скептическим отношением к имеющимся знаниям.

3. Желание понять суть загадочного, неведомого являет собой:

1) склонность к научному мышлению;

2) свойство любителя мистики, специалиста по «потустороннему» – колдуна, мага и т.п.;

3) характеристику любого «нормального» человека;

4) склонность к философскому размышлению;

5) характеристику как философа, так и ученого, религиозного деятеля, художника.

4. Общим для мифа, религии и философии является то, что они:

1) представляют собой совокупность всех знаний, которыми обладает человек;

2) выступают в качестве сугубо личных убеждений человека относительно должного и запрещённого, характерных для той или иной эпохи;

3) представляют собой совокупность наиболее общих представлений по поводу человека, мира и отношения человека к миру и к самому себе;

4) являются отражением человеческим сознанием тех общественных отношений, объективно существующих в обществе;

5) опираются на всю совокупность знаний о мире, накопленных наукой на данный момент времени.

5. Покажите соотношение философии и мировоззрения:

1) философия – теоретическое ядро любого мировоззрения;

2) философия и мировоззрение друг с другом не связаны, так как философия – теоретическая наука, а мировоззрение относится к области практического отношения к миру;

3) философия – это теоретическая форма мировоззрения;

4) философия – форма объединения различных форм мировоззрения;

5) любое мировоззрение является той или иной формой философии.

6. Что преобладает в философском мировоззрении, тем самым отличая его от мифа и религии:

1) мироощущение;

2) мировосприятие;

3) миропредставление;

4) миропонимание;

5) мироотношение.

7. Поиск и нахождение ответов на вопросы относительно мира в целом характерен для:

1) и мифа, и религии, но не философии;

2) науки, но не мифа, не религии, не философии;

3) религии, но не мифа и не философии;

4) философии, но не мифа и не религии;

5) и мифа, и религии, и философии.

8. В списке признаков религии укажите лишний элемент – высказывание, неверно характеризующее религию:

1) мир приобретает смысл для человека не в силу того, как к нему относится тот или иной человек, а в силу того, как в нем реализована воля Бога, и именно этим предопределяется стратегия поведения человека в мире;

2) религия – единственный тип мировоззрения, который строится на целиком естественных психологических основаниях – эмоциях (любовь, надежда, ужас перед неизвестным), воле (религиозная вера предусматривает сознательную концентрацию всей психической жизни человека на религиозных чувствах) и воображении (абстрактное понятие «сверхъестественные силы» оно преобразует для сознания обычного человека в конкретные образы богов, ангелов, бесов, Богоматери и т.п.);

3) религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии достоверности – сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике;

4) религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности, противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием;

5) с помощью религии происходит восстановление священности мифа: священник – это посредник между человеком и мифом, а если есть посредник, то он старается всеми средствами убедить (принудить) других, что только он по-настоящему разбирается в мифе, а для остальных подлинное, настоящее содержание мифа не доступно, но непонятное, тайное почти всегда становится священным, и тем самым восстанавливается священность мифа.

9. «До тех пор, пока люди поражены страхом, они слепы. Страх смерти скрыт в каждом мгновении человеческой жизни. Вы даже не понимаете, сколько его в ваших душах. Вы стяжаете, и вы ненасытны, а значит – боитесь. Вы знаете, что потеряете и не хотите терять, а потому боитесь вдвойне». Кто будет лишним в списке тех, для кого подобные размышления являются элементом его профессиональной деятельности:

1) художник (в широком смысле);

2) идеолог;

3) естествоиспытатель;

4) философ;

5) богослов.

10. Представления о некоем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями непреходящих законов, господствующих и в мире, и над самими людьми, характерны для:

1) мифа и никакого иного знания;

2) религии и никакого иного знания;

3) философии и только ее одной;

4) любого типа мировоззрения;

5) любого типа знания.

11. В списке того, что роднит философию с искусством, будет лишним то, что:

1) философия, как и искусство, является творчеством и стихией свободы;

2) философия, как и искусство, связана с личностью творца;

3) и для философа, и для художника знания о любом рассматриваемом объекте имеют одинаковую ценность;

4) философию и искусство роднит связь с социальностью, с общественным, публичным существованием человека;

5) и в философии, и в искусстве важно не знание само по себе, а знание, которое помогает решать актуальные проблемы.

12. Самосознанием культуры, т.е. мысленным взглядом как бы «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры, можно назвать:

1) философию и только ее;

2) только искусство является художественным взглядом «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры;

3) и философия, и искусство – разные формы самосознания культуры определенной эпохи или определенного типа;

4) ни философия, ни искусство не являются формами самосознания культуры: самосознанием культуры определенной эпохи или определенного типа выступает наука;

5) ни философия, ни искусство не являются формами самосознания культуры: самосознанием культуры определенной эпохи или определенного типа выступает религия той эпохи или того типа культуры.

13. В списке того, что характерно и для философии, и для искусства одновременно, будет лишним:

1) искусство многообразно, потому что люди по-разному переживают мир; философия многообразна, потому что люди по-разному понимают мир;

2) сила душевного воздействия вот критерий ценности искусства, который не слишком объективен; сила умственного воздействия – вот критерий философской ценности, который конечно снова субъективен;

3) как художник творит искусство, так философ творит философию; оба «рисуют» картины, в которых выражают свое миропереживание и миропонимание;

4) и искусство, и философия расширяют наш кругозор, хотя и разный: искусство – эмоциональный, т.е. позволяет испытать чувства, которые редко, а иногда и вовсе не посещают нас в обыденной жизни, а философия расширяет наш умственный кругозор, т.к. позволяет погрузиться в интеллектуальные миры, о существовании которых мы даже не догадываемся;

5) философ и художник – медиумы, пророки, им требуется вдохновение муз; художественное творчество так же, как философствование, – спонтанно, недоступно для рационального понимания.

14. Философа объединяет с тем, кто воспринимает какой-то предмет как произведение искусства, то, что:

1) их представления о рассматриваемом объекте согласованы в своих частях, упорядочены по осознанным принципам;

2) они стремятся понять, т.е. постичь мыслью, а не чувствами, исходные начала мира;

3) они оба являются «теоретиками»: теория (греч. Θεωρία) – «созерцание, рассмотрение, исследование», пассивное «рассматривание зрелища, вида», а не стремление достичь практических целей;

4) они недоверчиво, критически относятся к рассматриваемому объекту, ставят под сомнение свои ощущения и мысли;

5) они стремятся постичь совершенство, гармоничное сочетания аспектов рассматриваемого объекта, при котором последний вызывает у созерцающего эстетическое наслаждение.

15. Какое высказывание указывает на преимущество искусства по отношению к философии:

1) обилие текстов, сопровождающих новейшие художественные произведения, формирует вокруг них своеобразный „нарративный кокон“ (нарратив – от лат. narratus – рассказ, т. е. словесное изложение в отличие от наглядного представления. – М.Б.), на который и переносится центр тяжести и который, фактически, замещает пластическую выразительность;

2) эмоции и идеи, которые пытается передать другим с помощью своего произведения современный западный художник, могут восприниматься совершенно иначе, чем он хотел бы сам, представителями других культур (китайцем, напр.) – из-за культурных различий, и у зрителя (читателя) возникает вопрос к художнику – а что ты хотел сказать своим произведением?

3) задача, язык и внутреннее „устройство“ произведения искусства призваны „навести“ человека на мысль, „выбить его из седла“ привычных языковых, мыслительных и прочих штампов, вывести в бодрствующее, собранное, обостренное, внимательное существование и позволить посмотреть на вещи свежим взглядом;

4) актуальность произведения искусства заключаются в том, что оно открыто для современного зрителя (читателя), существует не в прошлом, а в «сейчас» и «тут», является социальным феноменом нашего времени независимо от времени создания самого произведения;

5) искусство доставляет людям наслаждение и создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков, причем нужно отметить особый, духовный характер эстетического наслаждения, отличающий его от плотских удовольствий.

16. Поприще (пространство, на коем действуют; арена, сцена) философии может быть намечено, по мысли Канта, в следующих вопросах: 1) Что я могу знать? 2) Что мне надлежит делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? На какой вопрос следует искать ответ в таком разделе философии, как философская антропология:

1) первый;

2) второй;

3) третий;

4) четвёртый;

5) все вопросы относятся к вопросам, решаемым философской антропологией.

17. Одно высказывание
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта