Главная страница

Тест. Лишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеЛишнего специалиста в данном списке 1 художник 2 философ 3 инженер 4 ученый 5 священник. Укажите свойство, лишнее
Дата06.01.2022
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2021_-_10_variantov_-_test_-_predmet_f-fii_i_probl_cheloveka.doc
ТипДокументы
#324928
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тест к экзамену по философии для студентов заочного отделения. Вариант 1
1. Укажите лишнего специалиста в данном списке:

1) художник;

2) философ;

3) инженер;

4) ученый;

5) священник.

2. Укажите свойство, лишнее в списке признаков учёного и философа:

1) «юродивый», «убогий»;

2) живёт «перпендикулярно» потоку повседневной жизни;

3) руководствуется здравым смыслом;

4) не настроен на общение с окружающими людьми;

5) относится к знанию как к чему-то достойному уважения, но не почитания.

3. Отношение философа к мудрости характеризуют все указанные ниже аспекты, кроме одного – этот лишний аспект и укажите:

1) одержимость философа мудростью;

2) сознание невозможности достижения окончательной мудрости;

3) с восторгом-ужасом взирает философ снизу вверх на мудрость;

4) поиск мудрости для философа – это то, чем он может заниматься, но мог бы и не заниматься;

5) мудрость – знание, которое, по мнению философа, подлежит критике и не должно восприниматься как догма.

4. Греческое слово «филия» означает всё ниже перечисленное, кроме одного – это лишний элемент в списке и укажите:

1) влечение;

2) любовь;

3) дружественность;

4) поклонение;

5) расположение.

5. Условиями принятия решения в условиях полной определенности являются все ниже перечисленные условия, кроме одного – это лишнее в списке условие и укажите:

1) тот, кто принимает решение, обладает полной и достоверной информацией по проблеме, из-за которой ему приходится принимать решение;

2) принимающий решение обладает полной и достоверной информацией по последствиям каждого варианта решения;

3) принимающему решение известны все варианты решения;

4) тот, кто принимает решение, может пренебречь воздействием на решение случайных обстоятельств;

5) принимающему решение известно количество возможных ситуаций (вариантов случайных обстоятельств), способных повлиять на результат решения, и вероятность их наступления.

6. Укажите лишний в данном списке элемент:

1) действовать на основе эстетического вкуса;

2) вести себя в соответствии со знаниями о мире;

3) образ жизни строить в соответствии с системой ценностей жизни, принятой в данной культуре;

4) действовать на основе видовой для Homo sapiens программы поведения;

5) бросать монетку, тянуть спичку и т.п. каждый раз, когда нужно выбирать – а что делать в данном случае.

7. Философия вступает в своеобразную конкуренцию в тех случаях, когда индивиду нужно найти основу для своего выбора, со всеми перечисленными ниже элементами культуры, кроме одного, который и укажите:

1) наукой;

2) искусством;

3) обыденным сознанием;

4) религией;

5) мифом.

8. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различий между точными и приблизительными решениями, и только грекам пришло в голову доказывать, только для греков имело значение строгое решение. Таким образом, именно у древних греков возникло знание в форме:

1) мифа как повествования, а не ритуального действия;

2) религиозного учения;

3) теории;

4) экспериментальной науки;

5) здравого смысла.

9. Философия является:

1) самостоятельным видом теоретического знания подобно науке;

2) чем-то большим, чем наука;

3) чем-то подчиненным научному знанию;

4) просто одной из наук;

5) знанием, не имеющим с наукой ничего общего.
10. В списке вопросов, на которые ищет ответы ученый, один является лишним – он характерен для философа: этот вопрос и укажите:

1) что? кто?

2) как? каким образом?

3) почему? по какой причине?

4) зачем? во имя чего?

5) при каких условиях, где и когда?

11. Как соотносятся мировоззрение и философия:

1) философия является частью мировоззрения;

2) мировоззрение является частью философии;

3) философия является рациональной, теоретической основой любого мировоззрения;

4) философия является типом мировоззрения;

5) философия и мировоззрение – это разные названия одного и того же.

12. Существенной чертой мифологического миропонимания является:

1) вера в сверхъестественные силы, находящиеся вне сферы повседневной жизни;

2) убеждение в особом предназначении человека;

3) неразделенность человека и мира, слитность естественного и сверхъестественного;

4) знание, которое не касается убеждений индивида;

5) активное воздействие на разум индивида, а не его чувства.

13. Лишней характеристикой исторических изменений философии является:

1) обусловленность философских учений историческими реалиями конкретной эпохи, господствующими в ней общественными отношениями;

2) сохранение в философских учениях различных исторических эпох ценностной составляющей;

3) устаревание философской проблематики при переходе от одной исторической эпохи к другой;

4) гипотетический (предположительный) характер решений основных проблем человеческой жизни;

5) источником философствования, источником философского изумления во все исторические эпохи является широкий спектр особых, измененных состояний сознания.

14. Представления о некоем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями непреходящих законов, господствующих и в мире, и над самими людьми, характерны для:

1) мифа и никакого иного знания;

2) религии и никакого иного знания;

3) философии и только ее одной;

4) любого типа мировоззрения;

5) любого типа знания.

15. Исторический тип мировоззрения – это:

1) система философских представлений о мире, свойственная определенной исторической эпохе;

2) система личных убеждений индивида той или иной эпохи;

3) система принятых общественных норм поведения индивида, характерная для определенной исторической эпохи;

4) тип мировоззрения, который когда-то возник и возможно когда-то исчезнет, сменившись новым типом мировоззрения;

5) система представлений об истории учений о человеке, мире и их взаимоотношениях.

16. Философская антропология становится центральным разделом философии:

1) в античности, но затем в центре внимания философов оказались другие темы;

2) только в наше время, т. е. начиная с ХХ в.;

3) в «эпохи обустроенности» человека в мире, согласно терминологии М. Бубера;

4) в «эпохи бездомности» человека, согласно терминологии М. Бубера;

5) предположение, что философская антропология не всегда была в центре внимания философов, неверно.

17. Одно высказывание не характерно для античного понимания мира и человека – этот лишний в списке элемент и укажите:

1) «Мир является живым организмом, управляемым божественным законом (Логосом), который находится не где-то вне мира природы, а присущ самой природе. Человеческая судьба является проекцией этого Логоса, посему не стоит спорить с судьбой, испытывать её»;

2) «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающийся и мерами погасающий»;

3) «Мир есть космос, дисциплина («чинность»), поэтому небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядок, воздержанность и высшая справедливость»;

4) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»;

5) «Высшее благо состоит в том, чтобы жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели».
18. Аристотель считал, что Земля шарообразна, неподвижна, и её центр совпадает с центром мира, что мир (вселенная) представляет собой сферу, границей этой сферы является сфера неподвижных звезд; мир делится на надлунный и подлунный, а границей двух миров является сфера Луны. Сферы имеются и у Солнца, и у каждой планеты. Такое понимание мира радикально расходится с представлениями о строении мира:

1) представителя первобытного общества;

2) других античных мыслителей;

3) представителя средневекового общества;

4) Джордано Бруно, а затем и мыслителей Нового времени;

5) только в наше время представления о строении мира стали радикально отличаться от представлений Аристотеля.

19. У мифов первобытного общества и философских учений античности с точки зрения понимания человека общим является то, что:

1) присутствует осознание того, что человек в мире живет «на грани» повседневного мира и сакрального;

2) человек осознается как господин на Земле;

3) присутствует осознание конечности существования человека;

4) человек понимается как часть мира;

5) присутствует чувство случайности существования человека в мире.

20. «Нет у человека прочного положения во Вселенной, и является он одновременно и полем битвы, и её трофеем» – так мог сказать:

1) любой представитель первобытного общества;

2) любой античный мыслитель;

3) Аврелий Августин;

4) любой мыслитель эпохи Возрождения;

5) любой современный философ.

21. Характерное именно для зрелого средневековья высказывание:

1) действительность – лишь частный случай проявления возможного и далеко неполное осуществление всеобъемлющей возможности, поэтому-то мыслитель и не должен настаивать на непререкаемости своих положений – он же ведёт речь о возможном: все предположения по поводу какого-нибудь явления имеют право на существование;

2) Бог заложил в человек свои свойства, но в меньшем масштабе: Бог всемогущ, а человек могущ; Бог безграничен в своем произволе, а человек обладает ограниченной свободой выбора; Бог творит всё, а человек творит себе на потребу;

3) желание докопаться до основ всего, жёсткость в суждениях, строгое проведение какого-либо принципа в действии и мысли, исключающее какие-либо компромиссы – черта мироощущения человека определённой исторической эпохи, и эту черту выражают с помощью слова «ригоризм»: ригоризм (франц. rigorisme, от лат. rigor – твёрдость, строгость);

4) вся история – история борьбы «града Божьего» (христианской Церкви) и «града земного» (дьявола): доброе божественное и злое дьявольское начала мобилизуют в человеке хорошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности; Бог предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям;

5) основа всего сущего – Мировая воля. У человека воля проявляется как стремление к реализации желаний. Но такое стремление выступает источником страданий. Из этой ситуации есть два выхода: или умерщвление всех своих желаний, и жизнь аскета, или удовлетворение своих желаний и жизнь по принципу «если очень хочется, то все можно».

22. Фома Аквинский (создатель католического богословия, которое назвали в его честь томизмом: Фома=Томас) рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Такое понимание человека:

1) является непосредственным продолжением идей Аврелия Августина;

2) роднит томизм (учение Фомы Аквинского) с идеями античных мыслителей;

3) имеет своим следствием идею Блеза Паскаля о том, что «человек – это мыслящий тростник»;

4) характерно только для учения самого Фомы Аквинского и не характерно для христианского мировоззрения в целом;

5) неоригинально и характеризует большинство антропологических учений.

23. «Земной мир беспредельно велик по сравнению с окружающими его небесными сферами» – эта идея противоречит представлениям:

1) Дж. Бруно;

2) Н. Коперника;

3) средневекового богослова;

4) античного мыслителя;

5) человека, мировоззрением которого является миф.

24. Фактор, в наибольшей степени повлиявший на стремление Декарта найти не просто знание, а такое знание, которое было бы несомненным:

1) Великие географические открытия, познакомившие европейца с многообразием культур, с иными вариантами понимания, казалось бы, очевидных вещей;

2) промышленная революция, переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное;

3) жёсткость в суждениях, строгое проведение какого-либо принципа в действии и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, характерные для зарождающейся тогда классической науки, и, прежде всего, для религии – например, для борьбы протестантов с католиками и борьбы между разными направлениями в самом протестантизме;

4) черты характера Декарта, вероятно, можно отнести к так называемому застревающему типу акцентуации характера – в конфликтах такой человек обычно выступает активной стороной, стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе и непомерные требования к близким;

5) Декарта не устраивало то, что стало возможным изучать всё – и то, что, казалось бы, не требует дополнительного изучения (либо безусловно верное, либо не стоящее изучения, поскольку бессмысленно), и то, над чем раньше считалось размышлять совершенно недопустимо и было грешным делом, а то и святотатством обсуждать те или иные темы.

25. Р. Декарт в основу построения системы знания положил принцип «радикального сомнения», указывая, что именно в процессе сомнения рождается несомненная для мыслителя истина, значит:

1) истиной является только то знание, которое проверено опытом;

2) истиной является только то знание, которое совпадает с предметом познания;

3) истиной является только то знание, которое не вызывает сомнений разума;

4) истиной является только то знание, которое не заимствовано у теологов, а выработано мыслителями эпохи Возрождения;

5) истиной является только то знание, которое согласовано с более общей, охватывающей системой знания.

26. Как убедиться в том, что мир существует, если придерживаться позиций рационализма:

1) единственное доказательство существования тел находим в первых строках Книги бытия (Библии), где описывается создание Богом физического мира;

2) наши органы чувств получают сигналы (в виде электромагнитных или звуковых волн, а также в виде молекул) от предметов внешнего мира, которые преобразуются нашей психикой в чувственные образы – эти образы являются копиями предметов внешнего мира;

3) переживая сильные эмоции (любовь, ужас, тоска и т.д.), оказываясь в экстремальных ситуациях («пограничных состояниях»), мы непосредственно переживаем существование мира вне нас;

4) активная преобразующая деятельность человека подтверждает существование того, что преобразуется нами;

5) мир существует потому, что мы о них думаем – центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет, и эта направленность есть подтверждение существования этого предмета.

27. Глубинная причина широкого распространения в XX-XXI в.в. гипотез о существовании Бога:

1) в наше время появились средства для познания этого вида бытия;

2) в наше время человечество осталось один на один с миром, и из-за этого одиночества оно активно ищет того (тех), кто, как и оно, не включен (включены) в этот мир;

3) сейчас в центре внимания мыслителей оказался мир в целом, его свойства, а значит и Тот, Кто вне мира;

4) сейчас возникла необходимость решить проблему определения факторов, влияющих на жизнь людей;

5) в наше время представители идеализма в философии одержали победу над представителями материализма.

28. В списке вариантов направления поиска смысла существования человека, опоры его существования в XXI в. один является лишним – этот лишний вариант и укажите:

1) поиск тех, кто, как и человек, не включен в наш мир – представителей внеземных цивилизаций или Бога;

2) поиск силы и смысла собственного существования в самом себе;

3) нет необходимости предпринимать попытки найти смысл существования человека – он уже найден: в любой религии имеется чёткое объяснение того, кто такой человек и в чём назначение его жизни;

4) исследование микромира с целью поиска образцов для человеческого поведения;

5) исследование космоса с целью поиска образцов для человеческого поведения.

29. Поставить в соответствие каждой исторической эпохе (веку) содержательную характеристику (только одну на каждую эпоху, а значит, два из пяти элементов списка (А-Е) использовать не следует):

1) античность;

2) V - X вв.;

3) вторая половина ХХ - нач. XXI в.

А. Мир – это храм, а человеку Богом предназначено жить в миру.

В. Мир – многообразие центров (власти, культуры) без четко выраженного необратимого движения от хорошего к лучшему.

С. Человек остался один на один с миром, опредметив его, а самого себя определив как субъекта.

D. Земной мир – не дом для человека, и пространство жизни человека «разомкнуто» и в сторону «верха», и в сторону «низа».

E. Мир – субстанция, т. е. богоподобная сущность, никем не созданная, а человек – часть этого мира.

30. В списке причин, по которым убийство себе подобного во многих культурах – не преступление, одно утверждение будет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта