Главная страница
Навигация по странице:

  • Пьер Леру

  • Ж.-О. Бланки

  • 2. Фридрих Лист — экономист-геополитик

  • Фридрих Лист

  • Шарлем Дюпеном

  • римское право. Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных


    Скачать 6.24 Mb.
    НазваниеЛитература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных
    Анкорримское право
    Дата14.12.2022
    Размер6.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаAvtonomov_V__Ananin_O__Makasheva_N_-_Istoria_ekonomicheskikh_uch.doc
    ТипЛитература
    #845020
    страница13 из 74
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   74
    Глава 8

    Историческая школа в политической экономии

    «Измы» Фридрих Лист - экономист-геополитик Q «Старая» историческая школа «Новая» историческая школа: историко-этическое направление «Юная» историческая школа: в поисках «духа капитализма»

    1. «Измы»

    С первой половины XIX в. общественная мысль Запада стала раз­виваться под определяющим воздействием идеологических «измов». Понятие «идеология» ввел в обиход французский политэконом А.Л.К. Дестют де Траси {«Элементы идеологии», 1801—1815). Он пред­лагал развивать под таким названием науку об общих законах проис­хождения идей из опыта. Однако вскоре под «идеологиями» стали по­нимать системы взглядов1, оформленных в программы и лозунги по­литических партий и общественныхдвижений — разного рода «измы», число которых быстро росло в течение первой половины XIX в.

    Классическая политическая экономия в схематизированных из­ложениях английских эпигонов Рикардо (Дж. Милль, Р. Мак-Куллох) и французских эпигонов Сэя (Ж.-О. Бланки, Ш. Дюнуайе, Ф. Бас-тиа) стала идеологией экономического либерализма, с резюме в форму­ле laissezfaire: невмешател ьство государства в экономику, в том числе в отношения между нанимателями и рабочими; отмена ограничений внешней торговли. Экономический либерализм, наиболее ярко вы­раженный манчестерскими фабрикантами-фритредерами, сомкнул­ся с утилитаризмом Й. Бентама (перефразировавшего laissezfaire по-английски как leave us alone) и философско-политическим либера­лизмом французского писателя-конституционалиста Б. Констана, обосновавшего новую трактовку свободы - не как деятельного учас­тия в осуществлении народовластия (античный и просветительский смысл понятия «свобода»), а как независимости личности во всем, что касается ее занятий, предприятий и фантазий. Консган противо-

    1 Наполеон Бонапарт, между прочим, пренебрежительно называл «иде­ологами» людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических во­просов общественной жизни и от реальной политики.

    138

    поставлял права личности как авторитарному деспотизму, так и угро­зе, исходящей от масс (деспотизм большинства), и подчеркивал, что свободой дорожат лишь зажиточные образованные классы, поэтому ее охраной в конституционном государстве является имущественный избирательный ценз.

    Противоположностью-фритредерскому и цензовому либерализ­му стали оформившиеся в 1830—40-е годы доктрины социализма и коммунизма, отрицавшие частную собственность и стихию рынка, призывавшие к общественной организации производства и справед­ливому распределению продуктов. Понятие «социализм» ввели и сде­лали популярным сен-симонист Пьер Леру и французская писатель­ница Жорж Занд (Аврора Дюпен), понятие «коммунизм» — англий­ский журналист Дж. Гудвин Бармби и автор утопического романа «Пу­тешествие в Икарию»(\840) француз Этьен Кабе. Прогремевший на бсю Европу «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса уже содержал отдельную главу с разбором разных направ­лений социалистической мысли и действия.

    Общей для либерализма, социализма и коммунизма была воспри­нятая от философии Просвещения предпосылка об универсальной тенденции общественного прогресса. Эту предпосылку отвергли иде­ологии консерватизма и романтизма, оформившиеся на волне разо­чарования в последствиях французской революции — якобинской диктатуре и бонапартизме. Эпоха революционного террора и напо­леоновской империи предстала как воплощение рационалистичес­кой философии и подавление свободы и духовных устоев. Консерва­тизм выразил феодально-клерикальную реакцию на просветитель­ский материализм и революционный эгалитаризм; романтизм -рост национального гражданского самосознания и трагическое восприя­тие теневой разрушительной стороны исторического «прогресса».

    Выявление романтизмом национальной самобытности (в проти­вовес просветительскому универсализму) подготовило оформление идеологии буржуазного национализма, с особой силой проявившей­ся в европейских странах, лишенных государственности, — Германии, Италии, Польше. Национализм в политической экономии выразило историческое направление, заявившее о себе в 1840-е годы в Герма­нии и выставившее идеалом третий путь между крайностями эконо­мического либерализма и утопического социализма. Сторонники исторической школы отвергали революцию и не ставили под сомне­ние частную собстаенность. Но для них были неприемлемы и модель Homo economicus, принцип laissez faire и космополитизм классичес­кой школы, выраженный в выводе Сэя: «Административные грани-

    139

    цы государств, которые все в глазах политика, для политической эко­номии являются лишь преходящими явлениями» .Почву для истори­ческой школы в политической экономии подготовила германская историческая школа права, установившая понятие «институт» как обобщение норм, не являющееся постоянным типом связных отно­шений, а имеющее значение лишь для данного времени.

    2. Фридрих Лист экономист-геополитик

    Первым, кто стал широко использовать исторические примеры как политэкономические аргументы, акцентируя при этом значение политико-правовых и социокультурных институтов для экономиче­ского развития, был Фридрих Лист (1789-1846) - запальчивый кри­тик идей Смита и Сэя, провозгласивший, что «наука не имеет права не признавать природу национальных отношений»1. «Космополити­ческой экономии» Смита и его франко- и германоязычных эпигонов4 Лист противоставил национальную экономию как задачу выяснения условий подъема нации на высшую ступень экономического разви­тия - «торгово-мануфактурно-земледельческое состояние».

    Жизнь Фридриха Листа, выходца из среднего сословия южногер­манского города Рейтлингена, была довольно бурной; его энергич­ная общественная и ученая деятельность целиком пришлась на годы Священного союза, созданного Венским конгрессом держав — побе­дительниц бонапартизма (1815) и предопределившего Германии участь политически раздробленной, «лоскутной» страны, экономи­чески остававшейся преимущественно аграрной, с многочисленны­ми препятствиями для образования национального рынка (таможен­ные барьеры, невысокий уровень развития транспорта и связи, раз­нобой денежных систем, мер и весов и т.д.),

    Лист начал с преподавания «практики государственного управ­ления» в Тюбингенском университете и красноречивой агитации —

    2 Цит. по: Жид Ш., Рист Ш. История экономических учении. М., 1995.
    С. 97.

    3 ЛистФ, Национальная система политической экономии. СПб., 1891.
    С. 235.

    4 Главным систематизатором и популяризатором смитовских идей был
    Ж.-Б. Сэй. К его школе во Франции примыкал Ж.-О. Бланки (1798—1854),
    автор «Истории политической экономии в Европе» (1839). По словам Лис­
    та, Бланки и его немецкие последователи разбавили водой Сэя, так же как
    ранее Сэй — Смита. На французском языке (с последующим немецким пе­
    реводом) издал свой «Курс политической экономии» Г. Шторх, чьи фритре- j
    дерские взгляды, как отмечал Лист, пользовались в России не меньшим ува­
    жением, чем сочинения Сэя во Франции и в Германии.

    140

    в печати и в парламенте королевства Вюртенберг — за отмену внут­ренних германских таможен и упорядочение финансов; был лишен из-за сложившейся репутации «революционера» депутатского места, арестован и после годичного тюремного заточения эмигрировал в 1825 г. в США, где вскоре открыл (в Пенсильвании) залежи каменно­го угля и для их доходной разработки спроектировал и организовал сооружение одной из первых железныхдорог(1831). Разбогатев, Лист устремился на родину с проектом всегерманской железнодорожной сети, основал акционерное общество; вынужден был из-за интриг уехать во Францию; успешно участвовал в конкурсе Парижской ака­демии наук на сочинение о международной торговле; вернулся в Гер­манию для публикации своего главного сочинения «Национальная система политической экономии» (1841).

    В экономической истории стран, с которыми его связали пери­петии судьбы, Лист черпал аргументы при создании доктрины, кото­рую он противопоставил торжествовавшей классической «космопо­литической экономии».

    Предлагая простую схему пятистадийного экономического раз­вития наций от пастушеского до «торгово-мануфактурно-земледель-ческого» состояния, Лист делал из «уроков истории» вывод, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свобода торговли. Размышляя над экономической гегемонией Анг­лии, Лист заключал, что, создав свое коммерческое и промышленное величие благодаря строгому протекционизму, англичане нарочито ста­ли вводить в заблуждение другие нации доктриной фритредерства, поскольку при свободе обмена между торгово-мануфактурно-земле-дельческой и чисто земледельческой нациями вторая обрекает себя на экономическую отсталость и политическую несостоятельность (примеры Польши и Португалии). Переход к «торгово-мануфактур-но-земледельческой» стадии не может совершиться сам по себе по­средством свободы обмена, так же как не может совершиться в от­сутствие национального единства (здесь яркими примерами для Ли­ста были судьбы итальянцев, ганзейцев и голландцев).

    «Софизму» фритредерства Лист противопоставил идею «воспита­тельного протекционизма» — таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня меж­дународной конкурентоспособности. Вокруг этой идеи Лист очертил свою «национальную систему политической экономии» рядом про­тивопоставлений классической школе.

    1. Охарактеризовав систему А. Смита как «политэкономию ме­новых ценностей», Лист противопоставил ей политэкономию «наци-

    141

    цы государств, которые все в глазах политика, для политическом эко­номии являются лишь преходящими явлениями»3. Почву для истори­ческой школы в политической экономии подготовила германская историческая школа права, установившая понятие «институт» как обобщение норм, не являющееся постоянным типом связных отно­шений, а имеющее значение лишь для данного времени.

    2. Фридрих Лист — экономист-геополитик

    Первым, кто стал широко использовать исторические примеры как политэкономические аргументы, акцентируя при этом значение политико-правовых и социокультурных институтов для экономиче­ского развития, был Фридрих Лист (1789-1846) — запальчивый кри­тик идей Смита и Сэя; провозгласивший, что «наука не имеет права не признавать природу национальных отношений»3. «Космополити­ческой экономии» Смита и его франко- и германоязычных эпигонов4 Лист противоставил национальную экономию как задачу выяснения условий подъема нации на высшую ступень экономического разви­тия — «торгово-мануфактурно-земледельческое состояние».

    Жизнь Фридриха Листа, выходца из среднего сословия южногер­манского города Рейтлингена, была довольно бурной; его энергич­ная общественная и ученая деятельность целиком пришлась на годы Священного союза, созданного Венским конгрессом держав - побе­дительниц бонапартизма (1815) и предопределившего Германии участь политически раздробленной, «лоскутной» страны, экономи­чески остававшейся преимущественно аграрной, с многочисленны­ми препятствиями для образования национального рынка (таможен­ные барьеры, невысокий уровень развития транспорта и связи, раз­нобой денежных систем, мер и весов и т.д.).

    Лист начал с преподавания «практики государственного управ­ления» в Тюбингенском университете и красноречивой агитации —

    Ц ит. по: Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995 С. 97.

    Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб., 1891. С 235.

    4 Главным систематизатором и популяризатором смитовских идей был Ж.-Б. Сэй. К его школе во Франции примыкал Ж.-О. Бланки (1798— ] S54), автор «Истории политической экономии в Европе» (1839). По словам Лис­та, Бланки и его немецкие последователи разбапили водой Сэя, так же как ранее Сэй - Смита. На французском языке (с последующим немецким пе­реводом) издал свой «Курс политической экономии» Г. Шторх, чьи фритре-дерские взгляды, как отмечал Лист, пользовались в России не меньшим ува­жением, чем сочинения Сэя но Франции и в Германии.

    140

    в печати и в парламенте королевства Вюртенберг — за отмену внут­ренних германских таможен и упорядочение финансов; был лишен из-за сложившейся репутации «революционера» депутатского места, арестован и после годичного тюремного заточения эмигрировал в 1825 г. в США, где вскоре открыл (в Пенсильвании) залежи каменно­го угля и для их доходной разработки спроектировал и организовал сооружение одной из первых железных дорог (1831). Разбогатев, Лист устремился на родину с проектом всегерманской железнодорожной сети, основал акционерное общество; вынужден был из-за интриг уехать во Францию; успешно участвовал в конкурсе Парижской ака­демии наук на сочинение о международной торговле; вернулся в Гер­манию для публикации своего главного сочинения «Национальная система политической экономии» (1841).

    В экономической истории стран, с которыми его связали пери­петии судьбы, Лист черпал аргументы при создании доктрины, кото­рую он противопоставил торжествовавшей классической «космопо­литической экономии».

    Предлагая простую схему пятистадийного экономического раз­вития наций от пастушеского до «торгово-мануфактурно-земледель-ческого» состояния, Лист делал из «уроков истории» вывод, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свобода торговли. Размышляя над экономической гегемонией Анг­лии, Лист заключал, что, создав свое коммерческое и промышленное величие благодаря строгому протекционизму, англичане нарочито ста­ли вводить в заблуждение другие нации доктриной фритредерства, поскольку при свободе обмена между торгово-мануфактурно-земле-дельческой и чисто земледельческой нациями вторая обрекает себя на экономическую отсталость и политическую несостоятельность (примеры Польши и Португалии). Переход к «торгово-мануфактур-но-земледельческой» стадии не может совершиться сам по себе по­средством свободы обмена, так же как не может совершиться в от­сутствие национального единства (здесь яркими примерами для Ли­ста были судьбы итальянцев, ганзейцев и голландцев).

    «Софизму» фритредерства Лист противопоставил идею «воспита­тельного протекционизма» - таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня меж­дународной конкурентоспособности. Вокруг этой идеи Лист очертил свою «национальную систему политической экономии» рядом про­тивопоставлений классической школе.

    1. Охарактеризовав систему А. Смита как «политэкономию ме­новых ценностей», Лист противопоставил ей политэкономию «наци-

    141

    ональных производительных сил», придав весьма широкое толкова­ние понятию «производительные силы», введенному в оборот фран­цузским статистиком Шарлем Дюпеном («Производительные и торго­вые силы Франции», 1827). По Листу, производительные силы — это способность создавать богатство нации. «Причины богатства суть нечто совершенно другое, нежели само богатство», и первые «беско­нечно важнее» второго. В состав производительных сил Лист вклю­чал различные институты, способствующие экономическому разви­тию - от христианства и единоженства до почты и полиции безопас­ности. Учение Смита о непроизводительном труде и ограничение предмета исследований лишь материальным богатством и меноьыми ценностями Лист счел непониманием сущности производительных сил. Он указывал, что можно написать целую книгу о благодетель­ном влиянии института майората на развитие производительных сил английской нации, а с другой стороны, отмечал гибельное влияние на промышленность Испании, Португалии и Франции идеи, что для дворянства предосудительны занятия торговлей и промыслами.

    2. Учению о разделении труда и принципу сравнительных пре­имуществ Лист противопоставил концепцию национальной ассоци­ации производительных сил, подчеркнув приоритет внутреннего рын­ка над внешним и преимущества сочетания фабрично-заводской про­мышленности с земледелием. Земледельческую нацию Л ист сравнил с одноруким человеком, и как пример близорукости Смита и Сэя приводил их мнение, что Соединенные Штаты «подобно Польше» предназначены для земледелия. Пропагандируя германскую желез­нодорожную систему, Лист указывал, что национальная система пу­тей сообщения является необходимым условием полного развития мануфактурной промышленности, расширяя на все пространство го­сударства оборот минеральных ресурсов и готовой продукции и обес­печивая тем самым постоянство сбыта и сложение внутреннего рын­ка. Неизбежное при протекционной системе повышение цен, по мне­нию Листа, с выигрышем компенсируется за счет расширения рын­ков сбыта; благодаря ассоциации национальных производительных сил земледельцы гораздо более выигрывают от расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, чем теряют от увеличения цен на промышленные товары.

    При «десятерной» полезности развития и удержания за собой вну­треннего рынка сравнительно с поисками богатств вне страны, под­черкивал Лист, и во внешней торговле достичь большего значения может та нация, которая довела фабрично-заводскую промышлен­ность до степени высшего развития. Земледельческая же страна не
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   74


    написать администратору сайта