Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендуемая

  • римское право. Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных


    Скачать 6.24 Mb.
    НазваниеЛитература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных
    Анкорримское право
    Дата14.12.2022
    Размер6.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаAvtonomov_V__Ananin_O__Makasheva_N_-_Istoria_ekonomicheskikh_uch.doc
    ТипЛитература
    #845020
    страница15 из 74
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   74
    Глава 9

    Социальная экономия: истоки современных представлений о целях и путях реформирования экономики и социально-экономических отношений

    • Социальная экономия и экономическая наука

    • Французский солидаризм и немецкий катедер-социализм

    • Генри Джордж: социально-экономические проблемы через
      призму вопроса о собственности на землю Некоторые
      аспекты социальной доктрины католицизма

    1. Социальная экономия и экономическая наука

    До сих пор мы занимались главным образом историей экономи­ческой теории, причем касались тех сторон наследия выдающихся экономистов или тех школ и направлений, которые представляются важными сточки зрения современной экономической науки. С этих позиций интерес к последней трети XIX п. — периоду, когда заклады­вались основы современного здания экономической науки, - впол­не закономерен. Не случайно в этой книге многие главы посвящены именно этому периоду. Вместе с тем в тот же период складывалось достаточно обширное направление, которое, хотя и осталось вне ра­мок основного русла экономической науки, тем не менее повлияло на социальную и экономическую практику, поскольку было нераз-рывно связано с процессом формирования современных обществен­ных представлений о социальной справедливости, значении различ­ных социальных институтов, прежде всего частной собственности, роли государства и общественных объединений и т.д. Речь идет о гак называемой социальной экономии — совокупности взглядов, концеп­ций, социальных доктрин, имеющих выраженную этическую направ­ленность и нацеленных на решение острых социальных проблем.

    Несмотря на то что экономическая наука в XX в. отошла от соци­альной проблематики, и сегодня существует обширный пласт соии-

    160

    ипьного знания, который принято называть социальной экономией и который лежит вне области экономической теории. Для него ха­рактерна плюралистичность идей и подходов, признание этичес­кой обусловленности экономической науки, ее практической направ­ленности, нацеленности на социальную проблематику, наконец, стремление понять роль ценностных факторов в экономическом по­ведении, чтобы использовать это знание для совершенствования су­ществующей экономической системы1.

    В последней трети XIX в. этико-социальная направленность была неразрывно связана с критикой капитализма как господствующей системы отношений и либерализма как его философского обоснова­ния. При этом сам характер социальной экономии предполагает за-нисимость входящих в нее концепций от национальных, культурных, правовых и религиозных традиций. Поэтому мы можем скорее гово­рить не об едином направлении, а о различных проявлениях озабо­ченности социально-экономическими вопросами, различном виде­нии причин и путей их решения.

    Хотя по степени критического накала представители социальной жономии вполне сравнимы с ортодоксальными социалистами, в от­личие от последних они сознательно стремились не к уничтожению капитализма, а к его реформированию.

    Как ни парадоксально, своим возникновением подобное направ­ление обязано именно капитализму, обеспечившему к концу XIX в. небывалый рост благосостояния широких слоев населения европей­ских стран, расширение политических и экономических прав, рост профсоюзного движения, системы социального обеспечения и т.д., при том что оставались острыми проблемы социального неравенст-им, социальной защиты, в том числе и защиты от безработицы и т.д.2

    Об общественном признании важности социальной ориентации свидетельствует, например, тот факт, что на Международной выстав­ке в Париже в 1900 г. был открыт павильон «Дворец конгрессов и со­циальной экономии». Социальной экономии были посвящены отде­лы и на других выставках: в Чикаго 1893 г., в Лионе 1895 г.; в Глазго 1901 г.

    Если социальная экономия никак не могла претендовать на тео­ретическую значимость, то практическое значение распространения

    1 Social Economics: Retrospect and Prospect. Boston etc., 1990. P. IX. См.
    кжже: Socio-Economics: Towards a New Synthesis. Armonk. N.Y, 1991.

    2 В качестве примера социальных достижений капитализма можно на-
    шать: обязательное страхование рабочих на случай болезни (Германия —
    1883 г.); страхование рабочих на случаи безработицы (Швейцария — 1893 г.);
    пенсионное страхование (Германия - 1889 г.).

    d История экономических учений Ч И ■

    подобных идей очевидно велико. Без этого в XX в. не могла бы ело житься система государственного регулирования экономики, для ко торой важно не только существование теоретических рекомендаци для решения тех или иных проблем, но и соответствующий общест венный климат Более того, даже проблемы, которые рассматривай теория, весьма сложным образом связаны с реальностью и часто пол сказываются общественными предпочтениями.

    Д.чя социальной экономии как совокупности взглядов характера следующие моменты:

    • критическое отношение к капитализму свободной конкурен
      ции с точки зрения его социальных последствий: материального не
      равенства, эксплуатации, безработицы, угнетения женщин и т.д.;

    • критика характерного для либерализма оправдания капитализ
      ма и связанных с ним социальных бедствий с позиций естественно] ■
      закона как неизбежной платы за прогресс, а также отказ от идеи не
      вмешательства;

    • признание возможности если не полного, то частичного реше
      кия социальных проблем;

    • различное отношение к частной собственности: от утверждения
      ее естественности и законности до отрицания ее отдельных видов;

    • отказ от идеи непримиримого антагонизма классов, признание
      возможности их сотрудничества, а в отдельных случаях их органиче­
      ской связанности и дополняемости;

    • решение социальных проблем связывалось не с уничтожением
      классов, классовой борьбой и революцией, т.е. разрушением, а с со­
      знательным воздействием на социально-экономические процессы;

    • признание важности и желательности активной политики го­
      сударства в социально-экономической области, что отражало пред­
      ставление о свободе скорее в позитивном смысле, а о государстве как
      институте, выражающем в условиях демократии волю большинства .


    Таким образом, именно в рамках социальной экономии была по­ставлена проблема вмешательства государства, при том что в тот пе­риод даже в рамках этого направления вмешательство понималось прежде всего как законодательная и контролирующая деятельность (минимум зарплаты, контроль за безопасностью, гигиеной, вмеша­тельство в конфликты), но не как активная экономическая политика

    5 Как писал Ш. Жид, «классическое возражение против вмешательств государства в экономические отношения, состоящее в указании на то, что это вмешательство дурно, потому что оно имеет принудительный характер, теряет значительную дозу свой основательности с тех пор, как закон стано­вится только решением большинства, задается как бы постановлением об­щественного мнения» (Жид Ш. Социально-экономические итоги Х!Х сто­летия. СПб., 1906. С. 17).

    1G2

    и современном смысле. Однако подобная деятельность трактовалась и рамках этого направления как положительная и инициативная мис­сия и серьезный фактор прогресса в противоположность либерализ­му, настаивавшему на пассивной роли законодательства как закреп­ляющего уже сложившиеся нормы.

    Важная роль в осуществлении реформ признавалась за доброволь-ными объединениями и ассоциациями трудящихся, кооперативами, обществами взаимопомощи (которые стали пионерами в области арахованияна случай болезни, смерти, инвалидности, безработицы). Большое внимание представители социальной экономии уделяли активной социальной деятельности граждан, в том числе благотво­рительной, просветительской и т.д.

    В зависимости от того, каким силам отводилась решающая роль и осуществлении социально-экономических преобразований: госу­дарству или различного ряда объединениям людей, можно выделить два течения: французский солидаризм и немецкий катедер-социа-лизм.

    2. Французский солидаризм и немецкий катедер-социализм

    Виднейший представитель первого течения Ш. Жид (1847—1932) писал: «Социальная экономия имеет дело не с абстрактными поня­тиями, а с действительностью, с интересами живых людей; она рас­сматривает преимущественно добровольные (или по крайней мере считаемые таковыми), договорные и санкционированные законами отношения, которые люди завязывают между собой, с целью облег­чить условия существования, обеспечить себя на будущее время, вве-ciH справедливость более высокого порядка, чем та, которая имеет синей эмблемой купеческие весы; она не верит, чтобы свободная игра естественных сил, индивидуальная доброта и неопределенное чело-исколюбие были достаточными для того, чтобы сделать людей более счастливыми, и для достижения этой цели считает необходимой доб-ронольную, рациональную организацию»4. Стремление противосто­им, крайностям капитализма сочеталось у него с поиском путей ре­шения социальных проблем, причем на основе некоторого социаль­ного консенсуса в рамках существовавшей политической системы.

    Некоторые представители социальной экономии видели в доб-(ииюльных ассоциациях трудящихся сознательную реализацию прин-

    'ЖидШ. Указ. соч. С. 4-5.

    163

    ципа солидарности, который воспринимался в качестве естественно го закона, не менее важного, чем принцип индивидуализма и конку рентности. Закон солидарности проявляется, по их мнению, в разде лении труда, обмене, в том числе и в передаче навыков последую­щим поколениям. На нравственно-философском уровне идея соли­дарности связывалась с осознанием глубокой взаимозависимости лю-Л дей и, следовательно, признанием ответственности за чужие беды несчастья, с одной стороны, и осознанием опасности чужих несчас­тий для самих себя — с другой. Речь идет, таким образом, и о более! широком понимании личных интересов как неотделимых от интерс сов других людей. На уровне практики вопрос состоял в том, как на­править и организовать это стремление к солидарности, сделать ею нормой жизни.

    Ш. Жид стремился примирить два казавшихся до тех пор непри­миримыми движения: кооперативное и социалистическое — под зна­менем экономической свободы; он полагал, что объединения трудя­щихся дадут возможность, не прибегая к чрезмерному вмешательст­ву государства и разрушительным действиям, уменьшить степень экс­плуатации, прежде всего потребителей и мелких производителей, и выработать навыки экономической жизни, которые могут обеспечить непрерывность хозяйственного процесса даже в том случае, если про­изойдет социалистическая революция. При этом первостепенную роль он отводил именно потребительской кооперации как продемон­стрировавшей наибольшую устойчивость и даже экспансию по срав­нению с другими типами кооперации — производительными объеди­нениями5.

    Но здесь важен и еще один аспект — идеологический. Обраще­ние к такой группе, как потребители, которая охватывает все обще­ство, позволяло, наконец, отойти от классового принципа, и тем самым принцип потребительской кооперации приобретал идеоло­гический смысл. Речь шла об идеологии нового третьего сословия: трудящихся, наемных работников и мелких буржуа (предпринима­телей), которые в будущем и стали тем, что сегодня понимается под средним классом — этой опорой современного развитого демокра­тического общества.

    В отличие от социализма, видевшего причины социальных бед­ствий, прежде всего социального и материального неравенства, в ча­стной собственности и потому предлагавшего начать с ее упраздне

    5 Как отмечал Ш. Жид, потребительские общества часто демонстрирую: экспансионистские устремления, стремясь заменить производственные ю-варищества (Жид Ш. Различные формы кооперации. М., 1917 С. 19—21)

    1G4

    мм i, социальная экономия в целом и направление солидаризма в ча-i шчети не ставили вопрос о ликвидации частной собственности, ско-i напротив — симпатии представителей этого направления были на i 11 >|>оне частных собственников, прежде всего мелких.

    11ссколько в ином направлении идеи социальной экономии раз-

    ■ши.ишеь в Германии. Если во Франции идеи солидарности прояви-

    .» активизации кооперативного движения, различного рода доб-

    : пьных организаций граждан, то в Германии роль преобразовате-

    оциальной жизни была отведена государству. Главными для со-

    1ьного направления, утвердившегося в Германии в последней тре-

    IX в. и получившего название катедер-социализма, было требо-

    ie социальных реформ. Эти цели были сформулированы видным

    "I 1ставителем исторической школы Густавом Шмоллером в 1872 г.

    "I i учреждении «Союза социальной политики», в который вошли все

    || ч ч:тные немецкие экономисты. Не без влияния этого союза в 80-е

    i Германия оказалась лидером в развитии системы социального

    \ования.

    При общности принципиальных позиций внутри этого направ-ш существовали различные течения. Правое крыло, или этичес-1счение, которое представляли Шмоллери Шёнберг, особую роль щило сильному патерналистскому государству, которое должно >лько обеспечивать социальную защиту рабочих, но и ограничи-свободу рабочих союзов. Представители этого направления с

    > фением относились к самодеятельным организациям трудящих-
    их деятельности, особенно в условиях низкого образовательного
    шя трудящихся, поэтому их вполне устраивала социальная поли-
    i германского правительства. Что же касается теории и методоло-

    го, как отмечается в главе 41, именно Шмоллер выступил про методологии, предложенной австрийской школой, и тем самым юлжил борьбу старой исторической школы не только с абстракт-и:дуктивным методом классиков, но и с их социально-философ-лп идеями.

    Представители другого крыла — так называемого государстввн-гоциализма (А. Шеффле, А. Вагнер, Л. Брентано) в практичес-плане высказывались за более радикальные реформы, но в то 1|>смя их представления о хозяйстве можно обозначить как бо-ипоралистические в том смысле, что в них проявилось влияние сической школы. Так, Вагнер полагал, что современное хозяй-

    > покоится на трех хозяйственных принципах: частнокапитали-
    icckom, в основе которого лежит частный интерес, обществен-

    ■ I" ^>чяйственном, определенном общим интересом значительной

    165

    социальной группы, и благотворительном, выражающим альтруис­тический мотив. Задача социальной политики, по мнению Вагнера, состоит в соединении этих принципов. Однако он не верил в воз­можность на теоретическом уровне определить наилучшее их соче­тание как некий закон, хотя и полагал, что существует тенденция усиления общественно-хозяйственной системы, причем в ее при­нудительном варианте — государственного хозяйства. Вагнер отри­цал безусловный и неограниченный характер частной собственное ти и рассматривал ее с инструментальных позиций, т.е. с точки зре­ния полезности для общества; он признавал исторически доказан­ной активную роль государства в определении границ частной соб­ственности, наконец, весьма критически относился к частной соб­ственности на землю.

    В рамках этого же течения высказывались и идеи, достаточно близкие к французскому солидаризму. Брентано, воодушевленный опытом британских тред-юнионов, социальные реформы связывал с деятельностью рабочих организаций, действующих в контакте и при поддержке государства. При этом Брентано верил в расширяющееся социальное партнерство между основными социальными классами и делал достаточно оптимистические прогнозы относительно буду­щего социального развития6.

    Представители солидаризма и катедер-социализма в принципе не отрицали частную собственность и не призывали к ее ликвидации Что же касается частной собственности на землю, то идея ее ликвй дации всегда присутствовала в обществе. Еще современник A. Cmj Томас Спенс ставил вопрос о безвозмездной передаче земли в собст­венность местным общинам и использовании земельной ренты па нужды общества, один из руководителей чартистского движения О'Брайен выступал за изъятие земли в пользу государства при неко­тором вознаграждении собственникам, наконец, Дж.Ст. Милль по­ставил под сомнение законность частной собственности и высказал­ся за национализацию земли с выкупом и даже организовал Общест­во за осуществление земельной реформы. Напомним, что и Л. Валь-рас не был чужд идее национализации. Но в рассматриваемый пери­од идея ликвидации частной собственности на землю ассоциирова­лась прежде всего с именем американского публициста, обществен­ного деятеля, экономиста Генри Джорджа (1839—1897).

    И дею социального партнерства отстаивали и другие известные эконо­мисты, например, Ф. Шульце-Делич (1808—1883), Г. Шульце-Геверниц (1864-1943).

    166

    3. Генри Джордж: социально-экономические

    проблемы через призму вопроса

    о собственности на землю

    В главе 16 будет сказа но, что до И. Фишера и Дж.Б. Кларка в США in1 было оригинальных и заметных экономистов. Подобная точка зре­ния правильна, но лишь в сеете современного представления об эко­номической науке. Однако в конце XIX в. именно Генри Джордж, за-поевал всемирную известность как американский экономист и фи­лософ.

    В 1897 г. М.И. Туган-Барановский так писал о главном его труде: «Ни одно экономическое сочинение не имело такого поразительно-i о успеха в публике, как книга Джорджа «Прогресс и бедность». В не­сколько лет эта книга разошлась в Америке в десятках тысяч экземп­ляров, быстро появилась в дешевых народных изданиях и былапере-недена почти на все европейские языки (в прошлом году она вышла у пас сразу в двух изданиях)»7.

    Почему книга на специальную тему получила столь широкий ре­зонанс? Во-первых, потому, что социальный вопрос — а именно так принято было называть весь комплекс проблем, связанных с распре­делением, динамикой доходов и богатства, отношением между клас­сами и проблемой экономических циклов, - приобрел в Америке в гот период особую остроту. При этом отчасти благодаря европейской традиции экономической борьбы общество было готово и способно обсуждать этот комплекс проблем и даже каким-то образом их ре­шать. Во-вторых, высказанная Джорджем идея о необходимости pa­in 1кальной социальной реформы и предложенное решение отражали и фемления значительной части населения. Наконец, немаловажное шлчениеимела и личность Джорджа, его литературный и публицис-шческий дар.

    В отличие от развитых европейских стран в Америке лишь к 70-м п>дам XIX в. завершился этап экстенсивного типа развития и начал-I- я переход к интенсивному типу со всеми вытекающими из этого про-(темами. Такой переход был связан с исчерпанием свободных земель, формированием современной структуры производства, созданием на­ционального рынка, развитием инфраструктуры. Иными словами, \кчь вдет о становлении крупного капиталистического производст-па, с неизбежным сокращением доли сельского населения, укрепле­нием власти крупного капитала и монополий. Именно в этот период

    7 Туган-Барановский М.И Генри Джордж и национализация земли // Новое русское слово. 1897. № 9

    167

    обострился социальный вопрос, который в отличие от Европы в Аме­рике до 70-х годов вообще не возникал. В обществе наметилось осо­знание того факта, что политические свободы, обилие плодородных земель, высокий уровень цивилизованности и производительности труда еще не дают гарантию от бедности. Создались благоприятные условия для восприятия идей социального реформирования. С таки­ми идеями и выступил Г. Джордж — сын мелкого чиновника, рано начавший трудовую жизнь и испробовавший многие профессии, жур налист, ярый противник рабства и борец за социальную справедли­вость.

    В своей первой работе «Наша земля и земельная политика» (1870) Джордж обратился к земельной собственности в связи с проблемой экономического прогресса и бедности. В ней критически оценива­лась политика властей штата Калифорнии в области земельных от­ношений за попустительство скупке лучших земель спекулянтами. При этом законность института частной собственности на землю покл под сомнение не ставилась, хотя в работе уже содержались утвержде­ния о естественном праве людей на землю и предложение о введении налогов на землю и ее наследование. Дальнейшее развитие эти идеи вплоть до признания необходимости подчинения частного права на землю интересам общества и с этой целью введения единого налога получили в его знаменитой работе «Прогресс и бедность» {1879)8.

    Задача, которую поставил перед собой Джордж, заключалась и отыскании, как он писал, закона, который связывает прогресс и бед­ность, т.е. рост нищеты с ростом богатства, а также объяснения про мышленным циклам и на основании этого — способа избавления об­щества от «социального недуга». Он резко критиковал теорию фонда заработной платы и как следствие — позицию Мальтуса, одновремен­но он уводил из-под огня социальной критики капиталистов. Для него существование прибыли на капитал было естественным и справед­ливым, как законы природы'. Отсюда труд и капитал — не антагони­сты, а взаимосвязанные и взаимообусловленные силы производства Антагонизм существует не между капиталом и трудом, а между тру­дом и капиталом, с одной стороны, и землевладением - с другой, причем экономический прогресс ведет лишь к усилению этого анта гонизма. Аргументируя этот тезис, Джордж прибегал к несколько мо­дифицированным рикардианским рассуждениям и утверждал, что росту доли ренты в совокупном продукте способствует не только во-

    * Джордж Г. Прогресс и бедность. М., 1992.

    'Этруси Б. Генри Джордж какэкономист// Русское богатство. 1898. №1 С. 188.

    168

    илечение в оборот менее плодородных земель, но и другие сопутству­ющие техническому прогрессу изменения, прежде всего рост произ­водительности.

    Другим не менее существенным - особенно для специфической ситуации Америки — фактором роста земельной ренты являлась, по мнению Джорджа, спекуляция землей, связанная с ожиданиями по-иышения ее стоимости. Согласно его точке зрения, индустриализа­ция, вызывающая рост производительности труда, неизбежно увели-ч ииает ренту, поскольку ведет к росту спроса на землю и повышению ее ценности, что в свою очередь формирует ожидания дальнейшего повышения ее стоимости и побуждает спекулянтов изымать часть зе­мель из оборота. Джордж считал, что спекуляция землей является причиной не только бедности, но и промышленных кризисов.

    Наряду с этими экономическими соображениями существует и еще одно, объясняющее пафос Джорджа, а именно утверждение об аморальности владения землей как нарушающего естественное право человека на свободу и равенство. Однако и в этом утверждении при­сутствует экономический аспект — указание на подавление инициа­тивы и «искусственное препятствие к созиданию богатства».

    Каков же практический вывод Джорджа? Единственным дейст-пенным средством борьбы с бедностью он считал радикальную ре­форму, предусматривающую изъятие ренты у собственников и исполь-ювание ее в интересах общества. Речь шла о едином налоге на землю и отмене всех других налогов, включая и налоги на имущество.

    В заключительных частях сноей книги Джордж прогнозировал следующие результаты осуществления предложенной реформы.

    Во-первых, устранение всех налогов, как прямых, так и косвен­ных, должно способствовать повышению экономической активнос-iH работников и предпринимателей, а также усилить склонность к сбережениям.

    Во-вторых, доход на землю, изъятый в виде налога, — единствен­ный налог, который не тормозит процесс создания богатства, более loro, он стимулирует этот процесс, поскольку, например, прекраща­ет практику придерживания земель в спекулятивных целях, способ-i снует более эффективному их использованию.

    В-третьих, изъятый таким образом налог мог быть использован на нужды общества, т.е. на производство общественных благ

    В результате, как полагал автор, прямо или косвенно выигрыва­ют все, за исключением крупных земельных собственников, причем и и материальном, и в моральном отношении.

    Современники, прежде всего профессиональные экономисты и политики, весьма прохладно отнеслись к идеям Г. Джорджа. Хотя

    169

    последние в той или иной форме повлияли на программы муници­пальных реформ, принятые или выдвигаемые в ряде штатов, ни в Англии, ни в Америке движение за национализацию земли не стало массовым. Представители европейской академической науки: Мар­шалл, Уикстид, Тойнби — отнеслись к Джорджу скорее как к возму­тителю спокойствия, чем ученому. Но среди широкой публики он на­шел поддержку и понимание, причем в США настолько значитель­ную, что в 1886 г. предпринял попытку стать мэром Нью-Йорка от Объединенной рабочей партии.

    Более благодатная почва для идей Джорджа сформировалась в Германии. Но и там ведущие немецкие авторы и общественность по сути их не приняли. Требование национализации земли для одних оказалось слишком односторонним и консервативным, а для других -слишком радикальным. Примерно такое же отношение к идеям Джор джа было и в России. Для марксистов тот факт, что Джордж сосредо­точил реформу в сфере земельных отношений и оставлял в непри­косновенности капиталистические отношения в промышленности, был достаточным основанием, чтобы назвать его «несоциалистичес­ким утопистом». А у противников социализма посягательство на соб­ственность на землю не могло не вызвать раздражения. Из известных общественных деятелей, пожалуй, только Лев Толстой безусловно поддержал Джорджа, во многом благодаря ему мы сегодня можем най- \ ти в русском переводе все основные работы последнего.

    В наше время Джордж интересен как автор идеи единого налога,} которая, как это ни парадоксально, приобрела популярность среди ряда экономистов, относящихся к консервативному политическому крылу. В начале 90-х годов даже были предприняты попытки реали­зовать эту идею в России в ходе реформы земельных отношений10. Философским и экономическим обоснованием выдвигаемого плана был принцип (идущий еще от Локка) равного права на блага, создан­ные природой, а также принцип эффективности - земля должна ис­пользоваться с наибольшей отдачей, а потому должно быть обеспе­чено свободное обращение прав на землю. Оба положения по суще­ству воспроизводят концепцию Джорджа. Новое состоит в призна­нии проблемы внешних эффектов, истощения природных ресурсов и, следовательно, проблемы будущих поколений, которая тесно свя­зана с вопросом использования средств, полученных от единого на­лога, в том числе и разделения средств между местными и централь­ным правительствами.

    1 0 См., например: Тидеман Н. Критерии эффективности и справедливо- , сти земельных отношений для реформируемой экономики России //Дань, подать, налог. М., 1992.

    170

    Разумеется, сегодня экономисты менее радикальны, чем Джордж, п не требуют полного устранения всех налогов. Нозначение Г. Джор­джа с точки зрения современной теории состоит в том, что он впер-кме поставил проблему выбора системы налогообложения, которая п сегодня остается одной из самых актуальных.

    В то же самое время, когда Г. Джордж обличал пороки капитализ­ма и призывал к радикальным реформам, сложилось влиятельное социальное направление, связанное с деятельностью католической церкви".

    4. Некоторые аспекты социальной доктрины католицизма

    Каждая эпоха по-своему ставила перед церковью проблему отно­шения к социальной и экономической сторонам жизни. Конец XIX в, знаменателен в этом отношении прежде всего тем, что некоторые моральные императивы христианства оказались вплетены в канву социальных идей. Признание важности последних церковью было иызвано изменениями в религиозном сознании, например, упадком примитивных аспектов христианства — веры в загробный мир, где несправедливость этого мира будет каким-то образом возмещена, вытеснением понятия первородного греха представлением о челове­ческой невинности, а следовательно, верой в возможности человека совершенствоваться и в науку как средство переустройства мира. Наконец, определенную роль в усилении внимания церкви к соци­альным вопросам сыграл и социализм, который стимулировал поиск альтернативных путей решения социального вопроса.

    Впервые социальная доктрина католической церкви была сформу­лирована в 1891 г. в энциклике папы Льва XIII «Рерум новарум» («Но­вые дела»).

    Само появление этой энциклики означало, что церковь занимает активную позицию по отношению к происходящему в социальной

    1 1 В православии социальное учение не было предметом систематичес­кой разработки и самые интересные труды были написаны светскими авто­рами: Хомяковым, Бердяевым, Соловьевым, Булгаковым (до 1918 г.). Отсут­ствие социальной доктрины православной церкви остро ощущается сегодня в России, когда православная церковь имеет возможность не только выска­зываться, но и влиять на социальный процесс. Только «октябре 1996 г. впер­вые за всю историю ггранославной церкви задача разработки концепции, от­ражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом, была поставлена в практической плоскости.

    171

    сфере и признает, что добродетель не только не противоречит мате­риальной обеспеченности, но и предполагает некий минимум благо­состояния. При этом подчеркивалось, что церковь не предлагает ни­какой модели экономической или социальной жизни, что социаль­ное учение воодушевлено «осуществлением одного исторического христианского идеала, примененного в духе времени и места»12, что критика социальных бед капитализма не означает поддержку ради­кальных мер, например, ликвидации частной собственности. Част­ная собственность рассматривалась как естественное право, отвеча­ющее природе человека, а накопленное людьми богатство - как ак­кумулированный труд, как условие распределения во времени потреб­ления, наконец, как гарантия автономии семьи.

    Особое место в энциклике отведено земельной собственности. И по этому вопросу Лев XIII вступил в полемику с Г. Джорджем, хотя и не упоминал его имени. Он говорил: «Конечно, Бог даровал землю всему роду человеческому, но это нимало не отрицает частной собст­венности. Он дал ее отнюдь не в том смысле, что всякий может де­лать с ней все что захочет, а в том, что никакая ее часть не предназна­чалась кому-нибудь в особенности и пределы частного владения пре­доставлено было назначить человеческому промыслу и законам на­родов. Земля, разделенная между частными собственниками, не пе­рестает удовлетворять нужды всех, ибо все живут тем, что она прино­сит. Люди, у которых нет земли, дают свой труд. Так что мы вправе сказать, что всю жизнь человеческую поддерживает или труд на сво­ей земле, или какой-нибудь другой труд, за который платят либо пло­дами земли, либо тем, что на них выменяли»11.

    При оценке отношений между трудом и капиталом была выска­зана позиция, аналогичная позиции Г. Джорджа, а именно что труд и капитал являются взаимодополняющими сторонами экономическо­го процесса, сотрудничество которых возможно. Однако признава­лось, что гармония интересов достигается не автоматически, а благо­даря действиям, которые диктуются осознанием взаимной ответст­венности и справедливости. Речь идет, в частности, о справедливой оплате труда, которая должна обеспечить рабочему и его семье опре­деленный уровень благосостояния, позволяющий обзавестись соб­ственностью. Последнее трактовалось не только как акт справедли­вости, ной как важное практическое условие социального мира и ста­бильности.

    Л убье П. де. Социальная доктрина католической церкви Брюссель, 1989. С. "

    1 100 лет христианского социального учения. М., 1991. С. 8.

    172

    Государство, как отмечалось в энциклике, призвано защищать интересы всех слоев, обеспечивать социальными благами, а в облас­ти социальной защиты наибольшее внимание уделять неимущим. При этом допускается «упорядочение» использования частной собствен­ности в интересах общего блага.

    Еще более четкая социальная направленность характерна для эн­циклики Пня XI, выпущенной в драматический период Великой де­прессии, в которой, по словам Шумпетера, речь шла уже о «переков­ке» общества во имя философских и теологических принципов, про­возглашенных Львом XIII. Еще более резкой, чем ранее, критике был подвергнут капитализм, но при этом сохранялась дистанция от со­циалистических идей. Более того, в период, когда в обществе крепла вера в государство и в его способность решить социальные пробле­мы, церковь высказала сомнение относительно возможности дости­жения справедливого распределения путем государственного вмеша­тельства,

    В военные и особенно в послевоенные годы в папских докумен­тах еще отчетливее звучит идея индивидуальной свободы, причем в позитивном смысле как естественного права личности, обществен­ной значимости частной собственности и ее роли в достижении выс­шей социальной цели — развития личности, и в то же время эффек­тивного инструмента достижения благосостояния общества14.

    Чутко реагируя на изменения, происходящие в технике, науке и в общественных отношениях, особенно большое внимание в последние годы церковь уделяет значению и ценности человеческого труда. В эн­циклике «Центесимус аннус» («Сотый год»), посвященной столетию «Рерум новарум», Иоанн-Павел II говорил о том, что в наше время не меньшее значение, чем собственность на землю и материальные бла­га, имеет собственность на знания, умения и т.д. Это положение, бе­зусловно, отражает реалии современной экономики, заставляющие по-новому взглянуть на социальный вопрос. В условиях, когда экономи­ка все в большей степени зависит от человека и от его взаимосвязи с другими людьми, особую актуальность с социальной точки зрения при­обретает проблема получения знания. Отсутствие доступа к знаниям совершенно обоснованно рассматривается как реальное препятствие для развития личности и для обеспечения роста благосостояния чело­века, быть может, более серьезное, чем связанное с неравным распре­делением богатства, а потому и как большая несправедливость.

    Теперь идеалом, провозглашается общество свободного труда, предпринимательства и участия, где свобода подчинена нормам за-

    1 4 Там же, С. 105.

    173

    кона и нравственности. При этом не только признается возросшая роль государства, но и указывается на его ответственность перед че­ловеком в обеспечении прав в экономической сфере. Государству вменяется в обязанность гарантировать обеспечение общества кол­лективными благами, производство которых не может осуществляться по логике рынка.

    Рассмотренные выше социальные направления за редким исклю­чением не внесли заметного вклада в развитие экономической науки в современном узком понимании этого слова, но, тем не менее, они сделали многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В главе 41 будет обсуждаться точка зрения на экономическую науку, ее предмет и задачи, которая сформировалась в последние два десятилетия XIX в. и которая в целом сохраняет ак­туальность и сегодня. Забегая вперед, отметим, что речь идет о разде­лении экономической науки на теоретическую (ее называют чистой, или позитивной, наукой) и практическую (прикладную) части. Пер­вая изучает, что происходит в экономике, вторая - что надо сделать для достижения некоторых целей, и отчасти обсуждает и сами цели. Оставляя в стороне вопрос об обоснованности подобной позиции, отметим следующее. Если эту позицию принять, то весьма знамена­тельным представляется тот факт, что период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом воз­никновения социальной экономии. Последняя задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических целей. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки в широком смысле оба течения оказались внутренне и исторически взаимосвязанными и вза­имодополняющими. Без развития теории трудно рассчитывать на ус­пешное решения проблем, но без некоторого социального видения невозможно эти проблемы сформулировать.

    Рекомендуемая литература

    Жид Ш., Рист Ш, История экономических учений. М., 1995. Кн. 5.

    Гл. II, III. Джордж Г. Прогресс и бедность. М., 1992.

    I

    174

    Раздел II НАЧАЛО ИСТОРИИ

    СОВРЕМЕННОЙ

    ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

    МАРЖИНАЛИЗМ

    С точки зрения современных исследователей, 1870-е годы обра­зуют естественный рубеж в развитии экономической мысли. Имен­но в это время получили широкую известность идеи предельного ана­лиза, эпизодически возникавшие, но не востребованные экономис­тами в предшествующие десятилетия. «Маржиналистская револю­ция», как ее впоследствии назвали, изменила облик экономической теории, ее метод и даже предмет. Взаимосвязанные предпосылки ра­ционального (максимизирующего) поведения и равновесной (опти­мальном для участников) ситуации дали возможность применить в экономической науке математические методы анализа. Первоначаль­но использованный в теории ценности аппарат предельных величин вскоре распространился на другие области и позволил экономистам, изучающим различные проблемы, найти «общий язык». Основным чертам методологии маржинализма, а также его влиянию на профес­сионализацию экономической науки и формирование мирового на­учного сообщества экономистов посвящена глава 10. В разных вер­сиях — австрийской, лозаннской, англо-американской — маржина-лизм имел свои особенности, впоследствии обогатившие микроэко­номическую теорию. Так возникли лозаннская теория общего рав­новесия, маршаллианский аппарат частичного равновесия, австрий-|.кая трактовка проблем неопределенности. Этим версиям (школам) посвящены отдельные главы: 11 — 13. Примерами распространения маржиналистского метода с теории ценности на другие области яв­ляются рассмотренные в книге теория благосостояния и теория рас­пределения дохода (гл. 13 и 17). С другой стороны, примером про-

    175

    блемы, плохо поддающейся маржи нал истскому равновесному под­ходу, служит теория предпринимательства и прибыли (гл. 18). Не­сколько особняком в этот период выступала денежная теория, что оправдывает посвящение ее виднейшим представителям К.Виксел-лю и И.Фишеру специальной главы, хотя оба эти экономиста сыгра­ли важную роль и в развитии собственно чаржиналистской теории. Начиная с 1890-х годои маржиналистская (неоклассическая) тео­рия в маршаллианском и вальрасианском вариантах стала в большин­стве стран господствующей ортодоксией. Пожалуй, наиболее силь­ную оппозицию ей вначале составил американский институциона-лизм, продолживший традиции исторической школы и отчасти марк­сизма (гл. 19).

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   74


    написать администратору сайта