Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение

  • Карл Менгер

  • римское право. Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных


    Скачать 6.24 Mb.
    НазваниеЛитература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных
    Анкорримское право
    Дата14.12.2022
    Размер6.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаAvtonomov_V__Ananin_O__Makasheva_N_-_Istoria_ekonomicheskikh_uch.doc
    ТипЛитература
    #845020
    страница17 из 74
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   74
    Глава 11 Австрийская школа

    Q Методологические особенности австрийской школы

    • Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка

    • Теория альтернативных издержек и вменения Визера

    • Теория капитала и процента Бём-Баверка Спор
      о методах

    Австрийская (Венская) школа, пожалуй, больше всех направле­ний маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла во­круг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглав­лял Карл Менгер. Основными представителями австрийской школы помимб Менгера являются его последователи Ф. Визер и Е. Бём-Ба-верк.

    1. Методологические особенности австрийской школы

    Главные методологические особенности австрийской школы мож­но сформулировать следующим образом.

    Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежа­щее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписы­ваемой им обменивающимися лицами. Даже категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось от­казаться в процессе выбора. (В то время как Джевонс трактовал из­держки как меру тягот труда, а Маршалл использовал в своем анали­зе «реальные» издержки производства.) Последовательный субъек­тивизм проявился также в том, как австрийская школа решала во­прос о ценности производительных благ, которая полностью выво­дилась из субъективных оценок потребительских благ, произведен­ных с их помощью. Этот тезис историки считают большим достиже­нием австрийской школы. Напомним, что классическая школа, на­против, «объективизировала» ценность потребительских благ, выво­дя ее из издержек производства.

    186

    Строгий методологический индивидуализм — напомним, что речь идет об объяснении экономических явлений через целенаправленные действия индивидов. При этом австрийская теория в отличие от Госсе­на и Джевонса не использует предпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что псе действия людей движимы желанием получить удоволь­ствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложе­но в концепцию кривой спроса, не говоря уже о каком-либо макро­экономическом подходе). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивиду­альных предпочтений и решений. На макроуровне, сточки зрения ав­стрийцев (особенно представителей так называемой новой австрий­ской школы Мизеса и Хайека, см. гл. 35), нет никаких субъектов, ко­торые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь про­явилась методологическая установка Менгера и его учеников на рас­крытие сущности явлений, причинно-следственных связей, что хоро­шо сочетается с использованием предпосылки рационального инди­вида, и их недоверие к функциональному анализу агрегатных величин, характерному для макроэкономического подхода.

    Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржи-нализма «австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми (не случайно в качестве примера обме­ниваемого блага у них фигурируют кони — благо явно неделимое, тогда как Маршалл, например, в своем анализе спроса предпочитал исполь­зовать такое практически бесконечно делимое благо, как чай). По­этому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения1. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точ­ки равновесной цены — определить можно только интервал, в кото­ром эта цена будет находиться.

    Отсюда, в свою очередь, вытекает невозможность применить в ав­стрийской теории математические методы. Австрийский маржина-лизм - чисто словесный, без формул и диаграмм, и дело тут не в том, что представители австрийской школы не получили достаточного математического образования2, а прежде всего в ихжелании отразить

    ' Для того чтобы обосновать непрерывную кривую спроса, Маршаллу, в частности, пришлось перейти от отдельных индивидов к их большим сово­купностям (например, к жителям Ливерпуля или Манчестера), что означало фактический отказ от методологического индивидуализма в пользу средне­статистического индивида.

    2 Тот же Менгер при желании вполне мог бы приобрести нужные навы­ки у своего брата — выдающегося математика.

    187

    некоторые аспекты экономической действительности в теории как можно более реалистично.

    Рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Эта черта, в которой также можно заметить стремление к большей реалистичности анализа, отделяет австрийскую школу от других направлений маржинализма3. Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход неминуемо ве­дет к тому, что приходится учитывать фактор времени, неопреде­ленность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъ­ектов. В дальнейшем исследования в области экономики информа­ции, неопределенности и риска во многом опирались на австрий­скую традицию. Повышенное внимание австрийцев к фактору вре­мени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним пре­пятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.

    2. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка

    Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учите­ля. У К. Менгера практически не было предшественников в немец­коязычной экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неиз­вестен). В то же время его идеи практически предопределили разви­тие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известность они получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основания учения о народном хозяйстве».

    Карл Менгер (1840—1921) изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах и лишь в 1867 г. приступил к занятиям эко­номической теорией. Его ставшая классической работа «Основания учения о народном хозяйстве» (1871)4 была представлена в Венский

    - 1 В наибольшей степени из них учитывал фактор времени А Маршалл, но делал это методом сравнительной статистики, исключающим учет нео­пределенности, присущей всем процессам в реальном времени (см. гл. 15).

    4 В русском переводе известна как «Основания политической экономии» (см.: Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Ба-верк, Ф. Визер М.: Экономика, 1992).

    188

    университет как обоснование для того, чтобы быть принятым на долж­ность приват-доцента. В течение 30 последующих лет (до 1903 г.) дея­тельность Менгера была связана с Венским университетом, где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической теории. «Основания...» были задуманы как первый том исследований Менгера в области экономической теории, но, увлекшись методоло­гической полемикой с представителями немецкой исторической шко­лы, Менгер посвятил свою вторую книгу «Исследование о методе об­щественных наук и политической экономии в особенности» (1883) ис­ключительно методологическим проблемам5. Широкую известность получила также статья Менгера «Деньги», опубликованная и «Слова­ре-справочнике государственных наук» в 1909 г.

    «Основания учения о народном хозяйстве»

    Учение о благах. Главная тема «Оснований...» Менгера - изложе­ние его субъективной теории ценности. Начинается оно с разверну­того учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовле­творяющий определенную человеческую потребность в силу некото­рых своих свойств, причем: 1) человеку известна эта его способность и 2) он может ею воспользоваться6. Здесь автор особенно подчерки­вает субъективный характер благ. Например, человек может ошибоч­но приписывать предмету способность удовлетворять его потребнос­ти и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).

    Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы яиляется разделение благ на блага первого порядка, непосредствен­но удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших по­рядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности че-

    П одобные случаи, когда автор задумывает колоссальное многотомное произведение, но ограничивается первым вводным томом, часто встреча­ются в истории экономической мысли (помимо Менгера можно упомянуть Маршалла, отчасти Вальраса и безусловно Маркса). До практических вопро­сов, которым предполагалось посвятить последние тома, дело так И не дохо­дило. Оценка этого явления может быть неоднозначной. С одной стороны, безусловно хорошо, когда автор, приступая к работе, иидит перед собой всю перспективу дальнейших исследований. С другой стороны, завершенным бывает лишь только первый наиболее абстрактный том, а до связи теории с практикой и политикой дело не доходит. На наш взгляд, авторы XIX в. не представляли истинного размера того разрыва, который существует между достаточно развитой экономической теорией и практикой, и испытывали иллюзии насчет их сочетаемости.

    '' Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бе'м-Ба-верк, Ф. Визер. С. 39.

    189

    рез них, т.е. косвенно. Средство производства является для нас бла­гом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ дан­ного порядка, достаточная для производства полезного продукта — блага низшего порядка7. Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. Тоже самое происходит, если утрачивается одно из компле­ментарных производительных благ. Ценность передается от потреби­тельских благ производительным, а не наоборот, как это было у клас­сиков. В специальном параграфе «Время - заблуждение» Менгер под­черкивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребно­сти, требует времени и поэтому связан с неопределенностью, «неуве­ренностью относительно количества и качества конечного продук­та»8. Отсюда берут начало исследования феноменов неопределенно­сти, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.

    Далее Менгер вводит понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага, т.е. «экономит». Кроме того, из существования экономических благ Мен­гер выводит необходимость отношений распределения и института собственности.

    Прочие блага, доступное количество которых в данных период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономи­ческими благами и не требуют распределения и собственности. («Люди — коммунисты везде, где это возможно, в зависимости от су­ществующих естественных условий»9). Подробно описываются воз­можности и закономерности перехода экономических благ в неэко­номические и наоборот.

    Учение о ценности. Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как «значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовле-

    ' Если хотя бы одно из производительных благ, входящих п комбина­цию, отсутствует (например, утрачен доступный источник сырья), то все остальные имеющиеся у нас средства производства перестают быть блага­ми, если их нельзя скомбинировать иначе.

    8 Там же С. 55.

    9 Там же С 82.

    130

    творении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении»10. Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следователь­но, ценность имеетчисто субъективный характер: «Ценность - это суж­дение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует»11. Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определя­ется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовле­творения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факто­ров; субъективного — какое место в иерархии занимает данная потреб­ность, и объективного — сколько единиц блага, удовлетворяющего дан­ную потребность, у нас есть. Этот тезис Менгер иллюстрирует хорошо известной каждому начинающему изучать экономику таблицей (табл. 1), где по столбцам расположены потребности в порядке убыва­ния важности (римские цифры), а по строкам — «последовательные акты удовлетворения потребности» (арабские цифры).

    Таблица 1




    1

    2

    3 4

    5 6 7 8 9 10








    Виды потребностей или

    благ







    i

    К

    ш

    iV

    V

    VI

    VII

    VIII

    IX

    X

    10

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1




    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    0




    7

    6

    5

    4

    3

    2

    . 1

    0







    6

    5

    4

    3

    2

    1

    0










    5

    4

    3

    2

    1

    0













    4

    3

    2

    1

    0
















    3

    2

    1

    0



















    2

    1

    0






















    1

    0

























    0



























    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   74


    написать администратору сайта