Главная страница

Данилевский И.Н. - Древняя Русь глазами современников и потомков. Литература по гуманитарными социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество Фонд


Скачать 3.61 Mb.
НазваниеЛитература по гуманитарными социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество Фонд
Дата09.04.2023
Размер3.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанилевский И.Н. - Древняя Русь глазами современников и потомков.pdf
ТипЛитература
#1048093
страница24 из 34
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   34
«
Ñòàðèíà
» обычая придавала ему силу. Разумеется, в действительности стечением времени обычай трансформировался. Однако содержание обычая исправлялось исподволь, отражая перемены в жизни племени, по большей части помимо сознания людей. В их памяти обычай оставался как будто все тем же. Радикальное изменение в принятой норме не допускалось. Да и образ жизни традиционного общества, менявшийся более на поверхности, чем по существу, исключал сколько-нибудь серьезные сдвиги вправе. Обычное право — право консервативное.
273
Однако по мере усложнения общественной жизни потребовалось регулирование тех отношений, которые выходили за рамки обычного права, не подчинялись ему. Сильные личности (князь и его дружина) должны были прежде всего сформулировать нормы своих отношений с горожанами и крестьянами-общинниками, с которых они получали дань и которых они защищали (в том числе и от себя. Тем самым они не только закрепляли формировавшиеся новые социальные традиции, но и гарантировали соблюдение определенных норм, ограничивавших их собственный произвол. Создание таких правовых актов защищало и тех, кто платил за несостоявшийся набеги тех, кто взимал такую плату. Насколько это было актуально, показывает конфликт между князем Игорем и древлянами. Как мы помним, попытка повторного взимания дани привела к убийству неудачливого рэкетира. Непосредственным следствием происшедшей трагедии была серия законодательных мероприятий его вдовы, княгини Ольги. Как пишет летописец, ей пришлось проехать по платящим дань территориям, «
óñòàâëÿþùè
óñòàâû è óðîêè
». На смену витально-эгоистическому принципу хочу в отношениях между тем, кто стоял над обществом, и самим обществом шел сознательно-волевой принцип надо. Осуществление этого принципа должно было основываться на определенной системе ценностей, до того момента, видимо, отсутствовавших в обществе (во всяком случаев явном виде. Обычное право, тысячелетиями до того регулировавшее отношения между людьми, было теперь дополнено записанным правом, которое исходило не только изустной и обрядовой традиции, но и из традиции письменной. Обычай получил подкрепление и развитие в Священном Писании, откуда (наряду с памятниками византийского законодательства) по преимуществу черпались новые правовые нормы. Первым из дошедших до нашего времени памятником такого бумажного права стала Русская Правда. Уже само ее название включало слово (правда, от которого образован чуть лине весь современный правовой, лексикон — право, справедливость, правота, правление и даже праведный. Между тем, его первоначальное значение, в котором оно бытовало в Древней Руси, существенно отличается от нашего понимания того, что стоит за словом правда. Отсюда и обыденное представление о несправедливости того мира. Что же оно означало Корень ро, видимо, праиндоевропейский. Погружаясь с помощью сопоставления родственных языков в глубины времени, этимологи выяснили, что наиболее ранними его значениями были сильный, выдающийся (по силе или изобилию, позднее к ним присоединились деятельный, смелый, стоящий впереди, затем облеченный властью, имеющий право и, наконец, добрый, честный, порядочный. В Древней Руси первое из указанных значений, скорее всего, было доминирующим. Кстати, именно поэтому десная рука, как более сильная у большинства людей, называется у нас правой. Представление оправе и правде традиционно связано по смыслу с понятием силы, насилия. Установление правоты у народов традиционных культур, в том числе и у наших предков, было тесно связано с представлением о божественной справедливости. Главное заключалось не столько в том, чтобы установить, кто виновен, а кто — нет, сколько в том, чтобы выяснить, получили ли действия человека санкцию высших сил, соответствуют ли они благу, недоступному непосредственному человеческому восприятию и пониманию. Поэтому решение правовых вопросов сплошь и рядом опиралось не на точно сформулированную человеком правовую норму, а на то, было ли совершено то или иное действие по Божьему соизволению, попущению или нет. Отсюда — широко распространенная практика решения судебных тяжб путем Божьего суда испытанием железом, водою или судебным поединком («
ïîëåì
»). Победитель наглядно доказывал, на чьей стороне Бога потому был правым. Ему и вручалась «
ïðàâàÿ
» грамота — судебное решение. Потерпевший же поражение («
óáèòûé
», по терминологии XV-XVI вв.) признавался виновным или проигравшим. Практика судебных поединков существовала на Руси по крайней мере до середины XVI в. Даже роль свидетелей («
âèäîêîâ
» или «
ïîñëóõîâ
») сводилась к тому, чтобы свидетельствовать не столько о факте, сколько о «
äîáðîé ñëà-
âå
» того лица, на чьей стороне они выступали в суде. Тем самым, их функция, видимо, состояла прежде всего в оказании моральной поддержки истцу или ответчику. И такая поддержка обусловливалась незнанием истины и стремлением ее продемонстрировать, а связями с человеком, который привлекал их для участия в судебной тяжбе на своей стороне. Целью процесса было не выяснение и доказательство фактов — они казались самоочевидными или становились таковыми в результате принесения соответствующих клятв и совершения необходимых действий. Суда как инстанции, призванной установить истину, в Древней Руси, очевидно, не существовало, Его заменял процесс состязания между тяжущимися. Судже был призван следить за строгими неуклонным соблюдением ими правил игры. Мысль И. Хей- зинги о том, что у древних народов судебная тяжба в значительной мере представляла соревнование в буквальном смысле слова, дававшее участникам чувство морального удовлетворения само по себе, независимо от его исхода, может быть вполне отнесена к древнерусскому судопроизводству. Другой отличительной чертой древнерусских систем права было то, что «
ïðàâûé
верный
ñóä
» мог быть таковым, только если он происходил при строжайшем соблюдении всех процедур. Малейшее уклонение от стандарта было чревато неудачей. Строжайшее следование
275
всем детальным предписаниям процедуры считалось совершенно обязательным. Предлагаемые современными исследователями объяснения судебных процедур и обычаев, нашедших отражение в Русской Правде, «Мерилах Праведных, Кормчих книгах и других подобных законодательных источниках, неизбежно имеют рационалистический характер. Неотъемлемой потребностью мышления человека нашего времени является стремление найти какое-то истолкование тех или иных действий человека, основанное на здравом смысле. Однако нормы, которые мы находим в древнерусских законодательных актах, органически связаны с сознанием, которое иначе воспринимало и осваивало социальный мир. Нет никакой уверенности в том, что для самих участников правовых процедур все в них было вполне понятно и они могли бы раскрыть значение каждого символа или символического действия. Видимо, в таком объяснении они вовсе не нуждались, а рациональное объяснение, привычное для человека нового времени, на самом деле ничего не объяснило бы им. Эффективность и законность нормативных ритуалов не была связана сих понятностью для исполнителей. Как уже отмечалось, главное заключалось в соответствии старине. Характерной чертой обычного и раннего письменного права была его публичность. Система такого права, опиравшаяся на детально разработанный формализм и всеобъемлющую ритуализацию его норм, представляла своего рода механизм включения индивида в общество. Субъектом социальной деятельности выступали группа, к которой принадлежал индивид, выполнявший предписанные ему традиционные функции, следовавший категорическим императивам поведения. Человек Древней Руси — человек группы, органического коллектива, в котором он рождался и к которому принадлежал на протяжении всей жизни. Лишь будучи членом этого коллектива, он мог пользоваться правоспособностью. Все перечисленные особенности древнерусской правовой системы в большей или меньшей мере продолжали существовать ив последующие времена. На протяжении нескольких столетий действовавшие на русских землях законы лишь дополнялись, оставаясь в основе своей неизменными. Так, Русская Правда ХП-ХIП вв. основывалась на Законе Русском, упоминавшемся еще вначале в. Ее в свою очередь повторяли «Судебники» 1497 и 1550 гг., а их — Соборное Уложение г. Этническое самосознание. Одной из важнейших характеристик человека любого мира, в том числе Древней Руси, было и остается его представление о собственной причастности к определенному сообществу (этническому, политическому, конфессиональному. При изучении процессов этнического развития пишет Б. Н. Флоря,— долгое время преобладала тенденция к установлению "объективных" признаков тех или иных этнических общностей (наличие территории компактного проживания, единства языка и т. д. Однако по мере исследования все более становилось ясным, что все эти "объективные" признаки представляют собой лишь некоторые условия для развития процесса, протекающего прежде всего в сфере общественного сознания. Ту или иную общность людей делает этносом наличие у нее особого этнического самосознания, для которого характерно четкое осознание различий между этносом "своими "чужим. Поэтому, именно прослеживая историю развития этнического самосознания, можно установить основные этапы развития того или иного этноса. Все сказанное в полной мере относится и к истории славянской этнической общности»
23
Источники дают возможность хотя бы в общих чертах установить, к какой сообщности и как причислял себя древнерусский человек. Первостепенное значение в этом играют летописные данные. Они позволяют с большой долей уверенности полагать, что для составителя и потенциального читателя летописи наиболее важной была причастность, во-первых, к потомкам Адама, во-вторых, к наследникам
Иафета, в-третьих, к христианам, в-четвертых, к славянам, в-пятых, к конкретной ветви славян (в том числе к потомкам того или иного племени восточных славян) и, наконец, в-шестых, к жителям определенного города или территории, примыкавшей к нему. В Повести временных лет прежде всего заметна приверженность к категории "всеобщего, без экспрессивного различения "своего" или "чужого" этносов, разделения их границами»
24
Как считает этот же автор (АС. Демин), летописцу было свойственно находить у каждого народа крупный географический ориентир расселения, а не мелочно вычерчивать этнические границы. Летописец сам сформулировал принцип связи народов с приметными местами, подводивший к проблеме "своего / не своего "позем- ле... где седше на которомъ месте на реце...", "живяху кождо... на своихъ местехъ... на горе" и пр. Однако в целом преобладал принцип предметно-ландшафтного ориентирования, а не разграничения. В общем выдерживался принцип народ + крупный географический признак, подразумевавший "свое / не свое"»
25
Это былине точные политические, юридические либо языковые категории своего и чужого, а сравнительно расплывчатые чувства и эмоционально-образные представления, проявлявшиеся отнюдь не терминологически и не в единообразных высказываниях. В тоже время чувствуется, что летописец постоянно искал какие-то формальные критерии для разделения своих и чужих. Таким источником,
277
или во всяком случае весьма существенным признаком был для него язык. Вот что пишет об этом Б.Н. Флоря: Одним из важных признаков единства славян как особой этнической общности было для людей эпохи раннего Средневековья то, что все славяне говорят на одном, общем для них всех "славянском" языке. Убеждение, что все славяне говорят на одном, общем для них языке и что поэтому всеславянские народы могут пользоваться и письменностью, и переводами, сделанными Кириллом и Мефодием, с большей силой выражено в Пространных житиях Кирилла и Мефодия ив других текстах кирилло-ме- фодиевского круга»
26
Однако, как нетрудно заметить, речь в данном случае идет прежде всего о письменном языке, языке книжной, в первую очередь христианской, культуры. Собственный язык той или иной части славянского мира стал этническим маркером в более позднее время. Согласно Б.Н. Флоре, в эпоху раннего Средневековья все славяне считали, что они говорят на одном "славянском" языке, но кв. положение изменилось. Во второй половине XII в. встречаем первые упоминания о "чешском" языке, в нач. XIII во "польском, в текстах XIII в. начинает упоминаться и "болгарский" язык в тех контекстах, где ранее говорилось о "славянском" языке. С этого времени именно свой особый "язык" становится главным признаком особой народности. Перед "славянами" византийского культурного круга, для которых ив в. старославянский язык оставался важнейшим средством взаимного общения, возникал вопрос о том, как же этот общий для многих (и не только славянских) народов язык соотносится с реально существующими, отличными друг от друга языками отдельных таких народов. (Курсив мой И.Д.) Пока же фактор языка служил лишь признаком принадлежности к предельно широкой, а потому ив значительной степени эфемерной, славянско-христианской общности. Ни собственно этническим, ни политическим этот критерий в сознании древнерусского человека не являлся. Гораздо более конкретным была для него причастность к определенному довольно узкому городскому локусу. Казалось бы пишет А. П. Моця,— упоминания на страницах древнерусских летописей "суздальцев", "ростовцов", "новго- родцев", "смолян, "рязанцев, "черниговцев" и т. д. позволяют говорить о полной эфемерности существования общевосточноев- ропейской (а точнее восточнославянской) общности и замене ее самосознанием на уровне земли-княжества. Конечно, этнокультурные связи в каждом конкретном микрорегионе усиливались по горизонтали и вертикали. Но, по нашему мнению, и во времена
278
раздробленности на Руси народность продолжала существовать на определенных уровнях общественного сознания. Это было связано с особенностями социально-экономических отношений на Руси, ив первую очередь они заключались в борьбе центробежных и центростремительных тенденций, а также в специфике феодального держания на протяжении всего древнерусского периода»
28
При этом, однако, возникает проблема выявления тех черт, которые позволили бы все-таки вычленить на страницах письменных источников представление древнерусского человека о своей принадлежности к некой единой народности. До тех пор, пока такой, формальный, критерий не будет найден, придется согласиться с мнением цитированного выше автора, что в средние века вообще весьма значительная часто населения была безэтнической»
29
Это относится прежде всего к представителям низов, не охваченных элитарной книжной культурой Широкие народные массы в это время утверждает А. П. Моця,— в интеграционных процессах участвовали весьма слабо. Трудно представить высокое осознание своего единства смердами, сидящими например) под Галичем и Псковом — их "мир" был реален и занимал намного меньшие размеры»
30
Вопрос о выявлении элементов самосознания собственно народных масс чрезвычайно сложен, Прежде всего до сих пор не удалось определить круг источников, в которых их самосознание отразилось бы достаточно адекватно. Мне могут возразить, что такие тексты известны. Это прежде всего фольклор, в котором особое место отводится былинам. В частности, по мнению Б. Н. Флори, представляется возможным сопоставление отраженной в былинах системы представлений о месте своей страны и народа в окружающем мире стой системой представлений, которую мы находим в летописях и других литературных памятниках Киевской Руси. Для представлений, отраженных в былинах и летописях, общим является чувство глубокого патриотизма главным подвигом былинных богатырей является защита Киева и Русской земли от ее традиционных врагов — соседей-кочевников. Ради этого они оставляют пиры в княжеских гридницах, чтобы долгие годы стоять на богатырских "заставах. Как ив летописях, кочевники в былинах противопоставляются жителям "святой Руси" как "поганые, которые не чтят Христа и не поклоняются иконам. Однако характерный для исторических памятников раннефеодального общества пафос "священной войны" против неверных создателям былин чужд. Если автор введения к Начальному своду второй половины в. хвалил "старых" князей и их дружинников зато, что
279
они не только "отбараху Руския земле, но и "ииы страны придаху под ся", и вообще "кормяхуся, воююще ины страны, то создателям былин, хотя они и уверены и превосходстве своих богатырей над богатырями других народов, тема завоевательных походов также чужда. Все эти сопоставления бесспорно говорят лишь об одном народные низы обладали собственными взглядами и представлениями, далеко не во всем совпадавшими стем, что мы находим в официальной традиции»
31
Данный тезис приемлем, если, конечно, отвлечься оттого, что при этом остается открытым вопрос на каком основании тексты, повествующие о «
áîãàòûðÿõ
» и «
çàñòàâàõ áîãàòûðñêèõ
», можно отнести к истории Руси Х-ХI вв.? Ведь сами эти слова появились в источниках не ранее XIII во которых рассказывается в былинах довольно позднее заимствование из тюркских языков (М. Фас- мер. Самые ранние упоминания его зафиксированы в Ипатьевской летописи (южнорусский свод конца XIII в) поди гг.
33 Характерно, что в первых статьях с упоминанием «
áîãàòûðåé
» речь идет о монгольском нашествии (в частности, под 1240 г. оно присутствует в сочетании «
Áîóðîóíúäàèè áîãàòûðü
»). Слово же впервые упоминается в той же Ипатьевской летописи под 1205 г. в значении засада, а в значении отряд, оставленный для охраны каких- либо путей, пограничная застава — и вообще в XVII в.
35
К тому же имена и отчества большинства героев былин Илья, Алеша, Микула, Добрыня Никитин и др) — христианские, календарные, Наряду с упоминанием обычных для нас форм женских отчеств (Амелфа Тимофеевна, Запава Путятична, Марфа Дмитриевна) это дает основания подозревать довольно позднее (не ранее XVI-XVII вв.) происхождение «старин», во всяком случаев том видев ц котором они были записаны. Следовательно, если восточнославянские фольклорные источники (а все они, повторю, сохранились лишь в записях нового времени) используются для реконструкции ментальных структур ранней истории Руси, то их привлечение должно иметь мощное теоретическое обоснование. Оно должно объяснить, в частности, что, собственно, позволяет датировать эти тексты временем более ранним, нежели слова, из которых они состоят Как случилось, что лексические замены базового словаря устных произведений (о чем еще рассказывают наиболее ранние русские былины, как не о богатырях и богатырских заставах) не повлияли на содержание «старин»? И, наконец, на каком основании восстанавливаемые ментальные структуры датируются не временем бытования (и записи) данных фольклорных произведений, а временем их зарождения Без решения этих вопросов любые реконструкции представлений древнерусских низов по былинным материалам могут рассматриваться, видимо, лишь как рабочие гипотезы.
280
Пока же остается согласиться с мнением АС. Демина, который пишет Можно полагать, что в "Повести временных лет, особенно впервой ее половине, летописец начала XII в. смотрел на мир прошлого как на мир, полный достопримечательностей и загадок и почти совершенно не "чужой, хотя и со множеством "не своих" этносов. Летописец выражал деятельное, не чувствующее преград, оптимистическое мироощущение ив сущности, продолжал жить настроениями XI в. Горькое же деление народов на "своих" и "чужих" возникло совсем недавно и касалось только современности сначала у составителя "Начального свода, а вскоре и у Нестора Характерно, что эти новые тягостные представления, считает
А.С.Демин, выразились разрозненно, в единичных случаях и только в конце "Начального свода. Они не получили развития у Нестора, который в новом начале летописи повествовал об истории местообитания народов и о различных достопримечательностях, вообще не затрагивая вопрос о "своем" или "чужом. Нестор писало нейтральных маршрутных ориентирах, предназначенных для всех и для каждого человека на его пути, без ощущения, будто пересекается граница между "своими" и "чужим. Весь мир — "не чужой. Подобное мироотношение летописца, по-видимому, было связано с явлением, которое историки, со ссылкой на Б. А.Рыбакова, назвали "гибридизацией, "международным синкретизмом" культуры как особой качественной характеристики раннефеодального общества. Для столь открытого мировосприятия естественной была размытость в разграничении этнических полюсов. Действительно, кого летописец исходно относил к "своим" по родовой, конфессиональной или иной групповой принадлежности, а кого — безусловно к "чужим Это видно по употреблению в авторской речи не в речах персонажей) слов "мы" и "наш. "Своими" летописец считал христиан вообще, все их сообщество, и это провозгласил вначале "Повести временных лет "Мы же хрестияне, елико земль, иже верують въ святую Троицю и въедино крещенье, въ едину веру, закоиъ имамы единъ"
37
. Это летописец повторяли далее Мы же, хрестьяне суще..." (под 1015 г, "мы. ученье приемлюще книжное" (под 1037 г) и пр. Так думали и Нестор, и его предшественники. Безусловно "своим" выступало еще одно крупное целое, в которое включали себя летописцы Русь, Русская земля "мы есмо
. Русь. намъ, Руси" (под 898 г, "земли нашей. села наша и городи наши" (под 1093 г. Для летописца естественно было обращаться к князьям Руси как "княземъ нашимъ" (под 1015 г, к объединенному войску Руси как "нашему "наши же с весельемъ на конехъ и пеши поидоша" (под 1103 г, "наши же почаша сечи" под 1107 г. Русская земля подразумевалась ив частых осуждениях летописцем "злобь нашихъ" и "грехъ нашихъ" (под 1068 г, и мн.др.). Он мог порицать "наших, но они оставались "своими. Однако стройная система "наших" и "чужих" в летописи отсутствовала. Категория "чужого, то есть "чуждого, резко противопоставленного "нашему, фактически не использовалась летописцем, пока он повествовало прошлых временах. Представление действительно о "чужих, абсолютно не принадлежащих к "нашим, выразилось только в конце "Повести временных лет, когда летописец, в который раз рассказывая о половцах, внезапно заговорил уже оврагах наших "побегоша наши предъ иноп- леменьникы и падаху язвени предъ врагы нашими" (под 1093 г, наша погнаша... побежени быша иноплемонници... мнози врази наши ту падоша" (под 1096 г. Летописец стал подчеркивать отделенность "их" от "нас" дополнительными обозначениями "иноплеменники, "сыны Измаила, "народ посторонний, "лукавим сынове Измаилеви... намъ преданымъ быти в рукы языку стран ну" под 1093 г. Но пока летописец не почувствовал остро "чужих, он был сосредоточенна обширной переходной области на этносах и отдельных людях, не абсолютно "чужих, но и не совсем "своих, а психологически посторонних "нашим" или странным для "наших. Между ними некое отчуждение»
38
Примечательно, что предложенное АС. Деминым деление на своих и чужих точно соответствует уже обсуждавшемуся нами вопросу о том, что представляет собой категория «Русьской земли в древнерусских источниках. Если вспомнить, что «русьский» (те. наш, в терминологии АС. Демина) это и есть христианский, правоверный, то внезапное превращение половцев по врагов наших (читай врагов христиан) точно соответствует общей эсхатологической направленности Повести временных лет в статьях 1093-1096 гг. В них половцы описываются как «измаильтяне», нашествие которых должно было непосредственно предшествовать приходу народов Гог и
Магог, заклепанных Александром Македонским где-то на севере до последних времен. Из этого для нас следует очень важный вывод по всей вероятности, самосознание жителей Древней Руси (точнее, элитарное самосознание) не имело собственно этнического или политического характера. Скорее его можно отнести к этноконфессиональным представлениям. Видимо, об этом не стоит забывать, когда речь заходит о древнерусском патриотизме и о любви к «Русьской земле.
Заключение ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Русская земля как нераздельное целое, находившееся в общем держании князей-родственников, с рубежа XI-XII вв. перестает быть собственно политической реальностью. Исчезновение (точнее, смягчение) внешней опасности, связанное с прекращением существования Хазарского каганата и образованием скандинавских государств (и как следствие, прекращение набегов викингов, а также смещение торговых путей привели к крушению хрупкого военно-администра- тивного союза племен Восточной Европы. Тем не менее Русская земля продолжала существовать в виде единой конфессиональной территории, управлявшейся из Киева. Благодаря этому в массовом сознании вв. она сохранялась, видимо, в представлении о нераздельности всех православных земель. На обломках Киевской Руси возникло несколько самостоятельных государственных образований. Каждое из них вполне сопоставимо по своим формами размерам с западноевропейскими раннефеодальными государствами. Несмотря на различия, всем им были присущи некоторые общие черты, уходившие корнями во времена существования Киевской Руси. Везде мы видим в качестве основных политических институтов три силы князя, дружину (боярство, городское вече. Кроме того, на втором плане присутствовала (хотя по большей части и незаметно) служебная организация, которая обслуживала первые две силы и постепенно приобретала все более заметное политическое влияние. В тоже время условно все эти государства можно разделить натри типа раннефеодальная монархия, феодальная республика и деспотическая монархия. Они различались тем, какие из перечисленных политических органов играли в них решающую роль. При этом прочие властные структуры могли продолжать существовать, хотя в повседневной жизни они сплошь и рядом оставались за рамками внимания современников. Лишь в экстремальных ситуациях общество вспоминало о таких традиционных государственных институтах.
283
Примером первого типа государства могут служить Киевское и
Галицко-Волынское княжества. Прежний центр — Киев — еще несколько десятилетий после распада Киевской Руси сохранял свое значение как номинальная столица государства. Князья продолжали бороться за киевский престол. Обладание им давало право титуловаться великим князем, формально стоявшим над всем прочими — удельными князьями. В Киеве (а впоследствии в Галиче и Волыни) по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. Одно из первых упоминаний о прямой попытке дружины киевского князя самостоятельно решить вопрос о том, кто будет сидеть на киевском столе, относится еще кг. Узнав о смерти Владимира Святославича, его дружинники предложили стать киевским князем младшему сыну Борису. И только нежелание того нарушать традицию подчинения старшему в роду (так во всяком случае трактует этот эпизод летописец) не позволило дружине настоять на своем. Кстати, сразу после отказа Бориса бороться за власть в Киеве, отцовские дружинники покинули его. Другим примером такого рода может быть совещание со своими мужами в 1187 г. умирающего галицкого князя Ярослава Осмомысла о передаче власти в Галиче младшему сыну, в обход старшего — законного наследника. Насколько активно вмешивались галицкие бояре в жизнь князя, которому служили, хорошо показывает следующий пример. Новый конфликт между Ярославом и боярством возник в 1173 г. Княгиня Ольга с сыном Владимиром бежала от мужа вместе с видными галицкими боярами в Польшу. Владимир Ярославич выпросил у соперника своего отца город Червен, стратегически удобный и для связей с Польшей, и для наступления на отца. Это тот Владимир Галицкий, забулдыга и бражник, образ которого так красочно воспроизведен в опере Бородина Князь Игорь. Игорь Святославич был женат на его сестре Евфросинье, дочери Ярослава Осмомысла (Ярославне). Разрыв с отцом был вызван тем, что у Ярослава была любовница Настасья, и ее сыну Олегу Ярослав отдавал предпочтение перед законным сыном Владимиром. Восемь месяцев Ольга Юрьевна и Владимир находились в отъезде, но наконец получили письмо от галицких бояр с просьбой вернуться в Галич и обещанием взять под стражу ее мужа. Обещание было выполнено с лихвой Ярослав Осмомысл был арестован, его друзья, союзные половцы изрублены, а любовница Настасья — сожжена на костре Конфликт, казавшийся семейным, был временно улажен таким своеобразным средневековым способом.
284
Совещались южные князья со своими дружинами и при решении вопросов войны и мира. Так, в 1093 г, князья Святополк, Владимир и Ростислав перед началом военных действий держали совет со своими
«смыленными мужами, следует нападать на половцев или выгоднее заключить сними мир. С дружинами обсуждался и вопрос о сроках выступления на половцев входе княжеских съездов 1103 и 1111 гг. При этом голос князя оказывался решающим, но лишь после того, как он убеждал дружинников в правоте своего решения. Вместе стем в критических ситуациях, когда князь по каким-то причинам не мог выполнять свои функции, реальную власть брало в свои руки городское вече. Так произошло в 1068 г, когда киевский князь Изяслав не смог противостоять половцами бежал с поля битвы. Следствием этого стало вечевое решение киевлян сместить законного князя и посадить на его место Всеслава Брячиславича Полоцкого. Лишь в результате самых жестких мер прежнему князю удалось вернуть себе киевский престол. Другим примером может служить ситуация, когда киевское вече в
1113 г, вопреки существовавшему порядку престолонаследования Киев не был его «отчиной»), пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. В 1125 г. на киевский стол был посажен старший Мономашич Мстислава после его смерти в 1132 г, киевляне передали власть его брату Ярополку. В 1146 г. киевляне вызвали на вече князя Игоря Ольговича, которому предстояло, по завещанию брата Всеволода, вступить на киевский престол. Характерно, что Игорь побоялся сам явиться на вече, ноне решился и проигнорировать приглашение. В качестве своего полномочного представителя (пока сам претендент на престол со своей дружиной сидел в засаде) он направил на собрание горожан Святослава Ольговича, которому пришлось выслушать жалобы жителей Киева и пообещать пресечь злоупотребления княжеских людей. Подобные отношения между князем и городским вечем были характерны и для другого южнорусского города — Галича. Особенно показательно в этом отношении сообщение летописи о том, как га- личане в 1206 г. обратились за помощью против венгров, бесчинствовавших в городе, к Мстиславу, но тому ничего не удалось сделать, Тогда его привели на галицкий холм и сказали, издеваясь
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   34


написать администратору сайта