А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике
Скачать 4.54 Mb.
|
XХарактер (от греч. charakter— печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, др. людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Основы представления о X. как о типе соц. поведения заложил Платон, к-рый, исходя из своей теории строения души, описал 5 главных типов X.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4—3 вв. до н. э.). X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая на него своеобразный отпечаток. Харизма (от греч. charis — подарок) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость). Определенной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда присущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета. Холерик — см. Темперамент. Холистский принцип (от греч. holos — целый, весь) — методологический принцип целостности: целое больше суммы составляющих его частей. Этот принцип начинает широко использоваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целостный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. д. Храбрость — черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели. Хрестоматия — сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования текстов по к.-л. отрасли знания. Хронотоп — специфические наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, напр.: хронотоп вагонного попутчика, больничной палаты и т. д.; исследуются в проксемике. ЦЦелостность педагогического процесса — взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов пед. процесса, так и в связях пед. процесса с явлениями внешней среды. Цель — 1. один из элементов поведения, сознательной деятельности, к-рый характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей способов ее достижения; 2. осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками. Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность пед. влияния. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику. Цель воспитания как общественного явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. В философии выделяют три подхода к выбору Ц. в. Идеалистический: Ц. в. определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, к-рое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности. Имманентная философия утверждает: Ц. в. определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход: Ц. в. зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития. Цель воспитания как пед. явления — ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом. Три наиболее устойчивые модели: экстенсивная — передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе; продуктивная — подготовить учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, к-рые поддерживают развитие соц. общности и его собственное развитие; интенсивная — на основе развития универсальных качеств учащегося развить у него готовность не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций. Цель педагогическая — предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса. Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования. Ценностно-ориентацинное единство группы — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Ценностные ориентации — 1. относительно устойчивое соц.-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; 2. способ дифференциации человеком объектов по их значимости. Ценность — идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества. Ценности социальные — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс. Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или к.-л. соц. группы. Ц. в организации жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А. С. Макаренко. Цивилизация — культурно-исторический тип общественного производства, характеристика уровня развития материальной культуры, науки и техники, отношений обмена. |