А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике
Скачать 4.54 Mb.
|
ЧЧерта личности — относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера, и проявляющееся в особенностях поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность и др. Честь профессиональная педагогическая — признание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга. Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами. Чувства праксические— чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность, захваченность работой, приятная усталость от работы. ШШаг программы (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) — русский, советский педагог. Создал в 1905 г. первые в России клубы для детей и подростков, летнюю колонию близ Щелкова (Московская область). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент», с 1911 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с женой В. Н. Шацкой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» и др. Основной труд — «Бодрая жизнь», автор ряда статей по вопросам воспитания и обучения и методических работ. Основное место в творчестве Ш. отведено культурно-просветительной работе, прежде всего с детьми. Занимался вопросами формирования детского коллектива, дошкольной педагогикой, вопросами содержания образования, уроком, методами пед. исследования. Большое место в его пед. взглядах уделено эстетическому воспитанию. Ш. осуществил теоретическую и практическую разработку концепции школы нового типа как открытой системы, центра воспитания детей в соц. среде. Школа — соц. институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Основные элементы Ш: учащиеся и ученические коллективы, кадры (администрация, пед. коллектив, вспомогательные штаты), программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты, пособия, ТСО, компьютеры с программ но-методическим обеспечением), материальная база. Школа демократическая — школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил коллективной жизни. Основные принципы деятельности Ш. д.: строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы. Школа как культурно-образовательное пространство – этообразовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей. Школа как развивающаяся система — школа, работающая в инновационном режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах. Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер. Школа кифариста — частная платная школа в Древней Греции (Афины), где мальчики обучались пению, музыке, заучиванию произведений Гомера. Школа-комплекс — комплекс различных образовательно-воспитательных учреждений, работающий по сквозным, согласованным учебным планам; может иметь различную структуру: детский сад-школа-ПТУ; детский сад-гимназия-вуз; детский сад-начальная школа-педучилище (колледж)-педвуз; детский сад-школа-подростковый клуб-медико-психол. служба и др. образовательные учреждения. Наиболее сложный, мобильный вид образовательного учреждения, к-рый способен максимально удовлетворять разнообразные образовательные потребности населения и обеспечивать систему преемственного воспитания, обучения и профессиональной подготовки. Школа малокомплектная — школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей вместо полнокомплектных классов установленной наполняемости, открываются разновозрастные с малой наполняемостью (от 2—3 человек в каждом), и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Щ. м. открываются, как правило, в сельской местности. Школа математических и навигацких наук — первая в Европе государственная реальная школа. Была открыта по Указу Петра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морского дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Состояла из трех ступеней: «российская школа», «арифметическая школа» и старшие (специальные) классы. Большое внимание уделялось практическим занятиям. В 1715 г. специальные классы были переведены из Москвы, где находилась школа, в Петербург, на их основе была создана Морская академия. Школа мусическая — разновидность элеметарной школы в древней Греции. Главная цель — умственное и эстетическое воспитание. Большое внимание уделялось музыке. Школа риторская — учебное заведение в античной системе образования, в к-ром готовили ораторов и политических деятелей. Школа русская национальная — школы, в к-рых реализовывались идеи общенационального направления в русской педагогике в XIX в. Были представлены К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Сорока-Росинский (1882— 1560) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественой, политической и культурной жизни России. В настоящее время идет процесс возрождения Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные традиции русского народа. Школа свободная (свободного воспитания) — наиболее радикальное направление в педоцентристском течении, разработало идеи свободного воспитания. Адепты этой модели придавали значительно большее значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким. Школа соборная — в эпоху средневековья средние учебные заведения в крупных городах Западной Европы, организованные при соборах, являвшихся епископскими кафедрами. Давали более широкое образование, чем монастырские и церковноприходские школы. По характеру и методам обучения не отличались от др. церковных школ. Школа труда — школа, в к-рой всестороннее воспитание детей сочетается с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.). У Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая. Школа учебы — школа, к-рая основывается в своей работе на детальной регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Базируется, как правило, на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя. Сложилась в XVIII—XIX вв. Школы воскресные — учебные заведения для взрослых и работающих детей в системе образования России XIX в., обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания, общеобразовательные и профессиональные. В настоящее время возрождены и получают широкое распространение религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения. Школы грамматические — школы, в к-рых в средние века преподавались лат. язык, религиозные предметы и юриспруденция. В Древней Греции к ним относились начальные школы для мальчиков (школы грамматиста). В Древнем Риме — повышенная начальная школа для детей патрициев. В России — греко-лат. школы, основанные при некоторых монастырях в XVII веке. Школы-коммуны — 1. учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1-ой и 2-ой ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад. Помимо учебных занятий, воспитанники школы работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х гг.; 2. образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и существовали до конца 30-х гг. Обучение соединялось с производительным трудом. Школы церковно-приходские — начальные школы в дореволюционной России, находившиеся в ведении приходов. Учителями в этих школах были священники, дьяконы и дьячки. В свое время сыграли большую роль в распространении грамотности. Школы цеховые — начальные школы для сыновей ремесленников в городах Западной Европы. Начали возникать в XIII — XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Были общеобразовательными школами на родном языке. Обучали: чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествознания. Появление цеховых и гильдейских школ нарушило монополию церкви в образовании. К концу средних веков цеховые школы объединились с гильдейскими, постепенно превратившись в городские или бюргерские школы, содержащиеся на средства городского самоуправления. Школы цифирные — начальные государственные школы в дореволюционной России. Указом Петра I (1714) были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали: чтению, письму, арифметике и началам геометрии. Учителями в этой школе были воспитанники Школы математических и навигацких наук. После смерти Петра I в 1744 г. были реорганизованы в гарнизонные школы. Школьные советы — см. Самоуправление школы. Э Эвристика педагогическая (от греч. heurisro — нахожу) — методология образования, с помощью к-рой раскрывается и реализуется в ходе поисковой деятельности творческий потециал всех участников образовательного процесса; дидактическое и методическое направление эвристики, к-рое изучает принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Отличительная особенность эвристической учебной деятельности — получение нового для его участников образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, правила и т. п. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель помогает ученику придти к новым идеям и довести их до реального продукта. Основной единичной формой Э. п. является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педагогика предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведении и оценке занятий. Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. П. Ф. Каптерев в конце XIX в. призывал широко использовать эвристическую форму обучения. Одним из современных разработчиков этого направления был В. И. Журавлев. Эвритмия (от греч. eurhythmia — слаженность, ритмичность) — искусство движений, разработанное Р. Штейнером на основе антропософии. Э. придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с др. видами искусства. Эгалитарный — уравнительный. Эгида — защита. В древнегреч. мифологии Э. — название щита Зевса и Афины, символ покровительства и гнева богов. Эгоизм (от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и соц. групп. Но бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на положительное отношение их к себе. Эгоцентризм (лат. ego — я, centrum — центр круга) — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на преувеличенном подчеркивании своего «я», собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегать ими. Эгоцентризм мышления — скрытая умственная позиция, означающая неспособность человека изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования др., противоположных точек зрения. Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания др. являются лишь поводом переживать за себя. ЭДО (BBS, Bulletin Board System, электронная доска объявлений) — программа, позволяющая организовать на ЭВМ систему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам и дающая возможность сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных. Эдукология инфосферная — научная область, изучающая комплекс упорядоченного и стихийного циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых (общее), региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах как информационного фонда Земли-Космоса в условиях становления и функционирования глобального информационного пространства и информационно-образовательного общества. Разрабатывается В. А. Извозчиковым. Эйдейтизм (от греч. eidos — образ, наружный вид) — своеобразная разновидность образной памяти, проявляющаяся в возможности нек-рых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств. Эйфория (от греч. eyphria— хорошо переношу) — психическое состояние, характеризуемое беспричинным радостным, блаженным настроением, беспечностью, безмятежностью, не соответствующими объективному положению человека. Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты основного жизненного мотива — смысла жизни. Эклектика (от греч. eklekticos — выбирающий) — отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений. Экология человека — наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия. Эксгибиционизм — достижение полового удовлетворения путем демонстрациигениталий лицам противоположного пола без половой близости. Экскурсии (в пед.) — форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Отличие от урока: проводится вне класса, не имеет строгого ограничения во времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может меняться. Классификация: по месту в учебном процессе — вводные, текущие, обобщающие; по содержанию — предметные, комплексные; по месту проведения — в природу, на производство, в музеи и на выставки, по памятным и историческим местам. Этапы: подготовка, проведение, послеэкскурсионная работа. Экспектация — система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею соц. ролей. Эксперимент — см. Методы педагогического исследования. Эксперт — специалист в к.-л. области, проводящий экспертизу с представлением мотивированного заключения. Эксплицитный — определенно и ясно выраженный, развернутый. Экспрессия — выразительное поведение человека. Экстериоризация (от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной. Экстернальность — интернальность (от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля (см. Локус контроля). Экстралингвистика — темп речи, паузы, вкрапления в паузы (покашливание, смех и др.), громкость речи. Экстраполяция (лат. extra — вне, сверх, polire — делать гладким, отделывать) — в теории решений под Э. понимается логическая процедура перенесения выводов, полученных внутри некоторого отрезка наблюдения, на явления, находящиеся вне этого отрезка. Различают два вида Э.: временную и пространственную. Временная Э. заключается в распространении вывода о закономерностях развития к.-л. объекта в прошлом на развитие того же самого объекта в будущем. Пространственная Э. состоит в распространении вывода, полученного в результате анализа одной части объекта, на др. его часть или на весь объект в целом. Экстремальные условия (от лат. extremus — крайний) — условия, резко отличающиеся от обычных и в силу этого воздействующие на психику, не адаптированную к ним, как стрессоры. Элективный (от лат. electus — избранный) — избирательный. Электронная таблица — интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, создающую зависимость значения ячейки от др. ячеек (В. И. Першиков). Электронные таблицы предоставляют пользователю возможность выполнения быстрых вычислений по строкам, столбцам или внутри ячейки, получения графических изображений в виде разного рода диаграмм. Электронный учебник — учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста. Элиминирование (от лат. eliminare — изгонять) — исключение из рассмотрения признаков (факторов), не связанных с изучаемым явлением (процессом). Эмансипация (от лат. emancipatio — освобождаться от опеки) — освобождение от зависимости, предрассудков, опеки; отмена ограничений, уравнивание в правах. Эмотивность — психическое состояние, характеризующееся преобладанием, безотчетным проявлением сложных безусловных рефлексов (агрессивного, пассивно-оборонительного и др.) при ослаблении влияния коры головного мозга. Эмоциональная направленность личности — направленность чувств и переживаний человека. Виды: альтруистическая — потребность в содействии и помощи, покровительство др. людям; коммуникативная — потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике; глорическая — потребность самоутверждения, славы, почета; праксическая — ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, к-рая нужна субъекту сама по себе; пугническая — потребность в преодолении опасности, на базе к-рой позднее возникает интерес к борьбе; романтическая — стремление ко всему необычному, таинственному; гностическая — стремление понять, разрешить сложные проблемы; эстетическая — тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного; гедонистическая — выражение потребности в телесном и душевном комфорте; акизитивная — (приобретение) — тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Определенное сочетание отдельных видов Э. н. л., выявляемое с помощью специального теста, определяет характер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности. Эмоционально-волевая саморегуляция — система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях. В целях Э. в. с. может применяться и аутогенная тренировка. Эмоционально-волевая устойчивость — способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, разделять их переживания; «способность увидеть себя на месте др. человека» (Р. Хенви), готовность оказать им посильную помощь. Как показывают психол. исследования, Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Термин Э. введен Э. Титченером. Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций людей. Профессионально значимое личностное качество для педагога. Эмпирическое — идущее от опыта. Эндогенный (от греч. endon — внутри, genos — род, рождение) — обусловленный внутренними, присущими организму причинами. Эпатировать (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать. У ряда трудновоспитуемых детей эпатаж становится средством привлечения к себе внимания. Эпистемология (от греч. episteme — знание) — философская наука о знании, исследующая его состав, природу, структуру, функции, критерии ценности. Эротическое — связанное с половыми проблемами, чрезмерно чувственное. Эрудиция — глубокие разнообразные познания в к.-л. области науки; разносторонняя образованность. Эрудиция педагогическая— запас современных знаний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач. Эсхатология (от греч. eschatos — последний, logos — понятие, учение) — учение о конечной судьбе мира и человека, входящее составной частью во многие религии; особенно большое развитие получила в иудаизме и христианстве. В. В. Зеньковский считал, что на всех возрастных этапах необходимо в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу: «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Эталон (фр. etalont) — образец для подражания, сравнения с чем-либо. Этика деловая психология— совокупность принципов и норм, к-рыми должна руководствоваться организация и ее члены в сфере управления и предпринимательства. Включает в себя: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения. Этика руководителя — система норм нравственного поведения руководителя. Э. р. заключается в необходимости совмещать основные профессиональные управленческие принципы с общегуманистическими, нравственными требованиями и предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между коллективами. Этика педагогическая — составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Этикет — принятая в особых соц. кругах система правил поведения, составляющая единое целое; свод правил поведения, касающийся внешнего проявления отношения к людям. Этнический — связанный с принадлежностью к к.-л. народу, относящийся к нему. Этнопедагогика — наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе. Эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человеком в силу сохраняющегося мотивационного напряжения лучше запоминаются его незавершенные действия, чем завершенные. Важнейшее условие организации любого пед. воздействия, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае она воспринимается им как самостоятельно усвоенная. Эффект края — явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен нем. психологом Г. Эббингаузом и подтвержден др. исследователями. Проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Эффект «ореола» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека др. оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате к-рой он воспринимается в соответствующем ему свете — положительном или отрицательном. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется тем, что становится ему известно о воспитаннике от др. лиц. Эффективность — соответствие полученного результата поставленным задачам. Эффективность педагогическая — степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученности к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленной цели. Эффективность урока — степень достижения заданной цели деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени в процессе урока. |